Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Военные деятели

Географы, путешественн...

Деятели искусства

Исторические, государс...

Краеведы

Купцы, предриниматели,...

Литературные деятели

Музыкальные деятели

Наши современники

Разное

Святые, мученики, деят...

Спортивные деятели

Устроители земли рязан...

Ученые, врачи, деятели...

Словарь - А

Словарь - Б

Словарь - В

Словарь - Г

Словарь - Д

Словарь - Е

Словарь - З.

Словарь - И

Словарь - К

Словарь - Л

Словарь - М

Словарь - Н

Словарь - П

Словарь - С

Словарь - У

Словарь - Ф

Словарь - Ц

Словарь - Ч

Словарь - Ш

Словарь - Я

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



ЗЕМЛЯ АНГЕ

Земля Анге
 
И словно крылом коснется 
Во сне белоснежный ангел, 
Все доброе к вам вернется 
Дыханием нежной Анге. 

(Татьяна Ротанова)


...После ожесточенного штурма враги захватили город. Однако владычица твердыни сумела скрыться, погубив с помощью волшебных огней преследователей. Кто она,  «легендарная мордовская царица Анна Патерь»? Почему память о ней прошла через столетия? Думаю, сейчас мы готовы ответить на этот вопрос.

На южной оконечности Самарской луки стоит старинное мокшанское село Шелехметь, известное  с 1639 года. В разное время, информацию о селе оставляли знаменитый немецкий учёный энциклопедист Питер Симон Паллас, Академик Петербургской Академии наук Иван Иванович Лепехин, известный археограф и археолог Невоструев Капитон Иванович (1815 – 1872). Некогда цветущая Шелехметь сейчас переживает не самые лучшие времена: в 1928 году, перед коллективизацией в Шелехмети проживало  1246 жителей, а в начале девяностых в семь раз меньше, сейчас же коренного населения практически не осталось, в основном,  в село в летний сезон приезжают самарские дачники. 

Шелехметь, не смотря ни на что,  живет своей жизнью. И эта жизнь полна  мифов, легенд и мистических историй. Если повезет, вам расскажут бесчисленные истории: о магии, колдунах, кладах, о  том, как по ночам, над вершиной горы Ош-Пандо-Нерь, у подножья которой раскинулось село, видны яркие всполохи, а иногда в Холодный овраг, что расположен за Ош-Пандо залетают светящиеся шары. Однако самые интересные предания вам поведают о главной героине местных легенд, которая в краеведческой литературе  именуется  "легендарной мордовской царицей Анной Патерь" или Анкой Патяй.  История, записанная в селе Шелехметь К.Ю. Рощевским, звучит так. 

«В давние времена, на горе Ош-Пандо-Нерь [ударение на последнем слоге - нерь] жила мордовская царица по прозвищу Шелех [ударение на первом слоге], по имени Анка [ударение на втором слоге]. Сначала, подчинённые к ней обращались: «Анка-потяй» [ударение на последнем слоге - тяй]. Потяй - означает «сестра». Так называла мордва старших. Когда царица стала старой, её стали звать Шелех-мать. С тех пор эти места и село у горы зовётся Шелехметь»

Но однажды пришла беда. Враг покусился на богатства царицы и после ожесточённого штурма захватил город, а Анка укрылась в горах. Далее информаторы говорят разное. По одной версии, на поиски царицы послана целая армия. Рассказывают, враги долго преследовали «женщину на белой лошади». Но, в конце концов, все преследователи погибли, сраженные колдовскими огнями. Анка укрылась в потайных пещерах и погрузилась в волшебный сон. По другой версии, неприятель подкараулил царицу, перебил дружину,  царицу угнал в плен. От событий тех далёких лет осталась имя владычицы, остатки укреплений на горе Ош-Пандо-Нерь и печальное пожарище на месте огромного села в Холодном овраге.
 
Для рассказчиков и слушателей вся совокупность информации об Анне Патерь (Анка Патяй) носит исключительно сказочно - развлекательный характер.  По крайней мере, до сих пор лишь члены самарской исследовательской группы «Авеста» предприняли анализ информации о «мордовской царице», проведя параллели между Анной Патерь, хранительницей Чаши Грааля и богатыршей Болиславой. Полагаем, образ «мордовской царицы» более многогранен и интересен, раскрыв его, мы найдем ключ к пониманию мифов и легенд Самарской луки. 

Известно, что легенда - некое историческое событие, а миф относится к  религиозной стороне жизни народа.   В религиозной практике коренных народов Поволжья ее искать долго не придется, так как наиболее созвучно имени «Анка Потяй», имя верховной Богини нуралис Анге-Патяй. 

Анге-Патяй
 

Но причем тут нуралисская Богиня, деревня-то мокшанская, и таковой считается не одну сотню лет?  Это тема отдельного и весьма интересного исследования, а пока узнаем, кто собственно такая Анге-Патяй?

Мельников-Печерский П.И.

Павел Иванович Мельников - российский писатель, чиновник особых поручений МВД по борьбе с церковным расколом, человек, весьма тонко разбирающийся в вопросах веры, в середине XIX  века в работе «Очерки мордвы» писал об Анге-Патяй следующее:

«Она источник жизни, чадородия и плодородия земли... непосредственно от верховного Чам-Паса произошли только два божества: доброе - Анге-Патяй и злое - Шайтан. Эти два божества равносильны. Если Шайтан не может равняться могуществом с сотворившим его Чам-Пасом и потому не ведет с ним прямой борьбы, то он вечно противодействует доброй Анге-Патяй, которая сама, и через произведенных ею богов и богинь, ведет постоянную борьбу с злым началом, охраняя жизнь и благоденствие всякого создания... Анге-Патяй живет и на небе, и на земле... По мнению Мордвы, тень Анге-Патяй, которая невидимо для людей ходит по земле, оплодотворяя ее, и лелея любимые ею животные, и растения. Приставляя к каждому младенцу особого духа-хранителя (Анге-oзаис), Анге-Патяй сама часто навещает детей во сне и ласкает их. Если спящий ребенок улыбается - значит, добрая богиня ласкает его».

Так как любой миф или легенда имеет первооснову, познание этой   основы, помогает сложить мозаику информационного пазла,  разбросанного во времени и пространстве.  Любой миф в древности являлся  словесным сопровождением ритуала. Следовательно, определив язык, с помощью которого проводились  ритуалы, можно выяснить изначальный смысл мифа. Подобный подход в исследовании мифов немецкий лингвист Макс Мюллер назвал наиболее точным методом исследования. По мнению Мюллера, только с помощью  языка,  возможно, раскрыть первоначальный смысл мифов и преданий. И при расшифровке легенд Шелехметских гор, в качестве лекарства для лечения «болезни языка» имеет смысл использовать нуралисский язык

- Почему?
 
- Во-первых, великий русский и советский лингвист Дмитрий Владимирович Бубрих утверждал - нуралисский язык является финно-угорским санскритом, прародителем, а доктор филологических наук А.Шаронов считает, коренное население России, современные русские, в прошлом меря, мурома, чудь, мещера, эрзя говорило на различных диалектах нуралисского языка.
 
- Во-вторых, Богиня Анге-Патяй относится исключительно к нуралисскому пантеону богов. И, как только любознательный краевед в качестве «дешифратора» будет использовать нуралисский язык, сопоставляя информацию, полученную из религиозных представлений нуралис  с «легендами и былями седых Жигулей», легенды сии, наполнятся удивительно конкретными подробностями.

Вот лишь несколько из множества примеров...


«Пудовое ведро»

Загадочное нечто, именуемое самаролукскими чувашами «патавка-бус» не «пудовое ведро», как обычно переводят это слово, а осколок позабытого мифа о Анге-Патяй. «Патяка-пас» - почтительно говорили древние – «Сестрица - Богиня»

«Иногда видали богиню на земле, то в виде большой птицы с длинным золотым хвостом, у которой из золотого клюва сыпались по полям и лугам зерна». (Мельников-Печерский)

А как назвать увиденное - «огненным змеем» или «птицей с золотым хвостом» есть всего лишь момент личного восприятия, не правда, ли?

Вероятно, еще в конце XVII века существовал на Руси красивый обычай, о котором оставил записи иностранный путешественник Бернгард Таннер:

"Подъехав к городу ближе, глядим — новый, невиданный дотоле отряд воинов! Цвет длинных красных одеяний был на всех одинаков; сидели они верхом на белых конях, а к плечам у них были прилажены крылья, поднимавшиеся над головой и красиво расписанные; в руках — длинные пики, к концу коих было приделано золотое изображение крылатого дракона, вертевшееся по ветру. Отряд казался ангельским легионом. Кто не подивился бы  на такое чудное зрелище, того по справедливости я счел бы слепым и среди цветущего сада, полного всякого рода цветов". 


В литературе сих воинов с крыльями за спиной величают забавно: воины – жильцы. Мол, жили воины рядом с Кремлем, вот и получили соответствующее прозвание. 
Но, возможно, "Жилец"  - от нуралисских слов чи, лисемс – солнце, выход. Некий обряд, прославляющий Анге-Патяй - Богоматерь. Обратим внимание на копье всадника. Что это,  «Золотой дракон»? А может и образное представление об Анге как «Птице с золотым хвостом», не случайно  Таннер сравнил встречающих с Ангельским легионом. 


Венедусь - Ночной шум

Урочище на Самарской Луке восточнее С.Березовый Солонец. Видимо, топоним-метафора. В татарском языке нарицательное дус - "друг, приятель"; вино - то же, что и в русском. Отсюда Винедусь - "винная дружба (?), место гуляний и увеселений".

Вот такая дружба народов.  Пришли татары, русские к чувашскому селу Березовый Солонец в урочище – пить, дружить, веселиться.  Мне думается иное, мокшане и нуралисе прозвали сие урочище венень пус, что означает ночной шум. Урочище Вене пус – место, где по ночам некто или нечто шумит, и историй о загадочных ночных криках на Самарской луке предостаточно.


Эйвсь

«Мама рассказывала, когда наши ходили в Самару, зимой - Эйвся боялись. Это колдуны и колдунки превращались. На кого зло имеют с теми и озоровали. Узнает колдун, что они в город едут, Выйдет на их дорогу поднимется с земли и летает. Сам огненный весь, искры летят от него, волоса страшенные, руки-ноги заметны, а не видно человек это или не человек. Летает, летает, потом сядет на лошадь, лошадь упадет, и сдохнет. Эйвьсем называли его по-мордовски. Как лошадь сдохнет, он таким же образом улетает, а куда - чёрт его знает» 

«Капля никотина – убивает лошадь»  - вряд ли жители Шелехмети знали сию пословицу, тем не менее, были уверены, если на лошадь зимой «сядет» эй вийсе - сильный лёд, животина обязательно сдохнет. 

 - Почему от обледенения погибала в стужу только лошадь?

 - Да, эвсь (чёрт, приведение) его знает!


Старухи – богатырши

Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного мёда,
Как нам велели пчелы Персефоны

(Осип Мандельштам)

Множество легенд на Самарской луке воспели  неких старух-богатырш: Борислава, Усолка, Жигулиха. Собирательный образ богатырш - отголосок культового  мифа, который привязан к определенной религии или культу отдельного божества, культу Богине – Матери, Анге-Патяй. 

«Богатырши» -  та же Анге-Патяй, но в земном обличии.
 
«В своем небесном доме Анге-Патяй молода и прекрасна собой, когда же сходит на землю, делается старухой, но чрезвычайно сильною. Здесь она как железная - ступит на землю, земля подгибается, ступит на камень, на камне остается след ноги». (Мельников-Печерский)

Кстати, почему «богатырши» - дамы преклонного возраста? Логика и жизненный опыт говорят об ином: в старости человек немощен, причем вне зависимости от половой принадлежности.  Предположим, вновь имеет место искаженные в устной передаче нуралисские слова се ила ста руця – Обычай, шить, одежда. Так пряха-швея превратилась в  сильную старуху.

«На земле Анге-Патяй надзирает, трудолюбивы ли женщины, и в особенности каково они прядут. Анге-Патяй сама пряха. На небе она прядет на серебряном гребне золотым веретеном пряжу. Поэтому в дни празднования ей, то есть в неделю от Рождества Христова да Нового года и от Семика до следующего четверга, мордовки не прядут, считая то за великий грех и думая, что льняная одежда, на которую будет употреблена выпряденная в эти дни пряжа, принесет много бед человеку, который будет носить ее. Летающие в ясные дни по осени пряди паутины считаются пряжей матери богов».(Мельников-Печерский)

Легенды Жигулей удивительным образом сохранили один из образов Великой Богини: пахари считали, что иногда Анге можно увидеть  «в виде белоснежной голубки, которая с высоты кидала цветы пчелам для собирания меда...». (Мельников-Печерский)

Земная Жигулиха это небесная Чи кулька - солнечный голубь, то есть Анге-Патяй, верховная Богиня нуралисского народа. И, разумеется, назвать ту часть гор, где почитали «Усолку-Жигулиху» могли только в честь Богини, а не в честь гулящего парня Сёмки Жигуля.

Жигули – Чи кулька – Горы Солнечной голубки


Автор: Ракшин Олег


Источники:

1. Евгений Четвергов «Сырнень човалят», Саранск, 1995
2. Народная проза Самарской Луки. Сборник Ю. Рощевского, 2002
3. Барашков В.Ф., Дубман Э.Л. «Самарская топонимика»
4. Коляденко М.Н., Цыганов Н.Ф. «Нуралисо-русский словарь», Государственное издательство     иностранных и национальных словарей. Москва. 1949  год.
5. Мидянь Оло «Краткий нуралисо-русский словарь» 
6. "Нуралисско-русский словарь". Саранск. 1993
7. «Жемчужины Жигулей» Составитель Кузменко С.Е., Куйбышев, 1981
8. «Древняя Русь или Эрзь?». Анатолий Богатов. http://new.chronologia.org/volume3/rus.html
9. Мельников-Печерский П.И. «Очерки мордвы». «Русский вестник. Том семьдесят первый, 1867. Сентябрь»
10. Аникин Д.А. "История религии". Москва. Высшее образование. 2008
11. Ротанова Татьяна "Корни"
12. Шаронов А.М. "Народ эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина", "Нуралис Мастор", №12
13. Ткаченко О. "Письма далекого друга", Саранск, 2004 год

http://http://excursion-63.ucoz.ru/publ/ehtnografija_samarskogo_kraja/zemlja_ange/4-1-0-38

В связи с жизненно необходимым реабилитационным лечением просим оказать посильную материальную помощь Туршатову Сергею Кузьмичу.
Терюшань  Сергу (Туршатов Сергей Кузьмич) - создатель нуралисского Интернет портала «Нуралис ки», председатель  исполкома нуралисского Инекужо (Конгресса), публицист, активный защитник  нуралисской национальной культуры. Отец трех несовершеннолетних детей.

Денежные средства можно перечислить по следующим платежным реквизитам:

счет 30101810900000000603 в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области
счет 30301810942006004204 в Волго-Вятском банке Сбербанка России
БИК 042202603 ИНН 7707083893 КПП 526002003
ОГРН 1027700132195 ОКАТО 22401373000 ОКПО 02748837 ОКВЭД 65.12
получатель  - Автозаводское отделение №6056 СБ РФ, Дополнительный офис №0544 адрес:  г. Нижний Новгород, б-р Заречный, д.3.Счет клиента  №40817810842045725351/51
Для оформления платежей физических лиц следует заполнять только Счет клиента №40817810842045725351/51

 

Cчет в WebMoney (в рублях и долларах):
Номер кошелька в рублях: R124126028809
Номер кошелька в долларах: Z375296560627

 
Группа нуралисских активистов


Городцов Василий Алексеевич

Городцов Василий Алексеевич - археолог-классик, профессор МГУ

Родился 11 марта I860 г. в с. Дубровичи Рязанской губернии в семье дьячка. Не имея высшего образования (окончил в Рязани духовную семинарию и пехотное училище), начал археологическую деятельность как краевед, исследуя неолитические стоянки у родного села Дубровичи на Оке (1888 г.). Работал в тесной связи с Рязанской и Ярославской учеными архивными комиссиями, Московским археологическим обществом и Российским историческим музеем (1890-1900 гг.) Приобрел большой полевой опыт.

В 1903 г. Городцов В. А. был приглашен в Исторический музей заведовать археологическим отделом, где проработал до 1929 г.

В 1907-1914 гг. преподавал в Московском археологическом институте, в 1915-1918 гг. в Университете Шанявского, читал лекции по археологии в Нижегородском городском народном университете. В 1918-1930 гг. профессор МГУ, заведующий секцией археологии РАНИОН. Создал школу московских археологов. В конце 1920 начале 1930-х гг. подвергся жесткой критике как "буржуазный типологист и формалист" и был отовсюду уволен. В 1930-1934 гг. жил в Ленинграде, сотрудник МАЭ. В 1934 г. вернулся в Москву и стал профессором МИФЛИ. Городцов В. А. исследовал палеолитические памятники на территории Русской равнины. Существенные открытия сделаны Городцовым В.А. в области изучения древностей бронзового века, раннего железного века и средневековья. Он написал более 200 научных работ, среди которых много крупных монографий, в том числе "Бытовая археология" и "Первобытная археология", составил "Руководство для археологических раскопок". Многие научные достижения Городцова В.А. легли в основу российской археологии, ее теории и практики.

Во время раскопок у с. Городец открыл очень своеобразную археологическую культуру раннего железного века - культуру городищ "рогожной керамики", получившую название "городецкой культуры" и распространенную в 7 в. до н.э - 5 в. н.э. в бассейнах рек Цна, Мокша и в Среднем Поволжье. В.А.Городцов исследовал Московский Кремль, Переяславль Рязанский, Старую Россия.

На территории Нижегородской области Городцов В.А. исследовал ряд археологических памятников: им обнаружены остатки стоянок каменного века близ Н. Новгорода на берегу р. Оки у д. Молитовки (1896 г.) и на берегу р. Волги у с. Сормово (1905 г.), проводились исследования на неолитической стоянке Волосово, Старшем Волосовском и Младшем Волосовском могильниках эпохи бронзы (1910 г.).

городцов василий алексеевич городцов василий алексеевич
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари