Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

История населённых мес...

Разное

Усадьбы

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



в Первомайском районе

Летом 2003-2004гг. на юге Нижегородской области в Первомайском районе работала организованная музеем Нижегородского государственного университета комплексная археолого- этнографическая экспедиция. На ее базе проходили практику студенты 2 и 3 курсов исторического факультета (специализация культурология и музеология). В задачи экспедиции входило археологическое и этнографическое обследование части района, а также благоустройство расположенного неподалеку от села Большой Макателем старинного парка бывшей усадьбы Карамзиных "Рогожка" . Археологические исследования проводились под руководством сотрудника археологического отдела музея ННГУ И.В. Ануфриевой.

Археологический памятник Большой Макателем-2 был впервые открыт в 1926 году антропологической комплексной экспедицией МГУ под руководством Б.С.Жукова. Но в 60-е годы в результате распашки были разрушены несколько десятков курганных насыпей. Часть материалов этой экспедиции не сохранилось, поэтому и возникла идея изучить археологический памятник заново. В 2003 году могильник вновь был обследован археологической экспедицией музея ННГУ. Местоположение его указали местные старожилы села Большой Макателем.

В 2003г. была проведена археологическая разведка в бассейне р. Сатис., в ходе которой открыты и зафиксированы 3 новые памятника археологии - нуралисское селище нач.IIтыс. Малый Макателем I, нуралисское селище 2пол.Iтыс. Большой Макателем III, позднесредневековое селище Большой Макателем IV, зафиксирован курганный могильник Большой Макателем I, обследованы 6 ранее выявленных памятников - средневековые мордовские городища Юрьевское, Хозинское, Понетаевское, позднесредневековый могильник Большой Макателем II, местонахождение кремневых отщепов Хозино, поселение эпохи бронзы и Iтыс. Хозино II. На памятниках были произведены зачистки обнажений культурного слоя, собран подъемный материал. С целью выявления и изучения культурного слоя на Юрьевском городище был заложен малометражный шурф.

Особый интерес в районе обследования представляют памятники археологии коренного населения края – средневековых нуралис. Предполагают, что данные поселения могли входить в состав упоминаемой в Повести Временных лет "Пургасовой волости" - государственного объединения эрзя, сложившегося в период. К периоду X-XIIIвв. относятся укрепленные валами и рвами городища Юрьевское, Хозинское, Понетаевское, отличающееся большими размерами селище Малый Макателем I.

Обследование курганных нуралисских могильников Большой Макателем I и Большой Макателем II, показало, что имевшиеся на них десятки курганных насыпей были полностью разрушены распашкой, на могильнике Большой Макателем I сохранились лишь два кургана.

В 2004г. с целью уточнения местоположения и датировки могильника Большой Макателем II на левобережье р. Сухой Сатис на правом берегу оврага Большая вершина был заложен шурф, а затем раскоп общей площадью 42,6кв.м. В ходе раскопок были исследованы совершенные по языческому обряду 12 погребений мордвы-эрзи. Раскопанная часть могильника по комплексам вещевого материала из погребений, представленного в основном многочисленными украшениями и деталями костюма - медными браслетами, перстнями, застежками-сюльгамами, пуговицами, бубенчиками, украшениями с подвешенными серебряными монетами и латунными немецкими жетонами, стеклянными бусами, бисером и др., датируется периодом 16-18вв.

В ходе раскопок были обнаружены и исследованы более 10 мордовских погребений периода 16-18 веков. Погребения совершены по языческому обряду, погребенные захоронены в вытянутом положении на спине с севера на юг (в отличие от христианского обряда с востока на запад).

Были исследованы разновременные женские, мужские и детские захоронения. В женских захоронениях найдены многочисленные детали и украшения костюма: украшения из бронзы, браслеты, перстни, привески, металлические застежки, стеклянные бусины, бисер, монеты 17-18 веков.

Найденный материал пополнил коллекцию археологического отдела музея ННГУ и дал представление об особенностях погребальных обрядов и материальной культуры мордовской народности. Археологические исследования позволили локализовать и датировать данный археологический памятник.

 

 



Троицкий собор в Гусь-Железном

Передо мной грандиозное и немного пугающее сооружение – Троицкий собор в Гусь-Железном, поселке в Рязанской области на трассе Москва–Касимов, ближе к ее концу.

Храм из белого камня, стоящий на холме в стороне от дороги, напоминает средневековую крепость. Высокие стрельчатые окна, вечно закрытые тяжелые двери, взметнувшаяся вверх колокольня-кампанила... Некогда собор венчали шпили, еще больше подчеркивавшие дерзость и мощь уникальной постройки. Да, это неоготика – но еще и с элементами классицизма и даже барокко, в духе эклектического романтизма конца XVIII – начала XIX века. Но откуда здесь, в глухом Мещерском краю, это чудо церковной архитектуры?

Постройка собора связана с именами братьев Баташёвых, владельцев железоделательного завода на реке Гусь, основанного в 1758 году. Старший брат, Андрей Родионович, оставил о себе недобрую память. Именно с ним связаны зловещие легенды о «саде ужасов», где творились расправы над провинившимися крепостными. В Гусь-Железном и по сей день рассказывают историю о подземной мануфактуре, где по приказу Баташёва чеканилась фальшивая монета. Когда из столицы неожиданно нагрянула инспекция, Андрей Родионович, чтобы скрыть следы нелегального производства, якобы велел завалить входы в подземелье. Все находившиеся там работники погибли...

Может быть, чтобы искупить это страшное преступление, и задумал Баташёв-старший возвести в своей вотчине величественный храм, который мог бы украсить собой крупный европейский город? Этого мы, конечно, не знаем. Но доподлинно известно, что ни Андрей Родионович, ни его младший брат Иван, отличавшийся, по-видимому, более мягким нравом, не дожили до завершения постройки. Троицкий собор был завершен только в середине XIX века. Кто был его архитектором, мы также не знаем. Авторство проекта приписывают то Баженову, то Казакову, а реализацию – касимовскому градостроителю Ивану Сергеевичу Гагину. Но одного взгляда на это сооружение достаточно, чтобы понять, что над ним потрудился отнюдь не рядовой зодчий.

Странный храм и странные меценаты... Крутой нрав Андрея Родионовича, впрочем, мог быть сильно приукрашен в литературе и народном фольклоре. Однако точно известно, что под его началом был целый егерский полк, наводивший ужас на всю округу, в первую очередь на касимовских купцов. Рейды баташёвских «опричников» достигали Мурома.

Если сопоставить это с чеканкой фальшивой монеты да с рассказами о зверствах, вырисовывается вполне узнаваемый и в наши дни облик криминального авторитета – конечно, с поправкой на конец XVIII века. Да и физиономия этого «единовластного хозяина» на памятной стеле, воздвигнутой в прошлом году на соборной площади в Гусь-Железном, очень напоминает выражения лиц силовых предпринимателей нашей эпохи. Такой человек вполне мог погубить десятки людей, а потом пожертвовать свои несметные богатства на строительство храма. Когда при мне начинаются разговоры о том, сколько в «лихие 90-е» жертвовалось криминального капитала на нужды Православной Церкви, я вспоминаю о старшем Баташёве...

Но обыкновенным братком он, конечно, не был. Это был просвещенный деспот. Как и многие его современники, он был членом масонской ложи. Среди моих знакомых есть один алхимик-любитель, мечтающий разгадать тайные знаки на его могиле. Он уже обнаружил их в архитектуре двух церквей, Никольской и Преображенской, в близлежащем селе Гусевский Погост. В отличие от Троицкого собора в Гусь-Железном эти храмы были построены при жизни самого Андрея Баташёва... Кстати, они действующие. Может быть, там нужно искать разгадку тайны этой личности, столь же зловещей, сколь и притягательной?

Павел Круг
Фоторепортаж "НГ-Религии"
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари