Купить этот сайт
Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



ТАШЛА - БРАТИНА ПО КРУГУ. ТАШЛАМО - это передача от старших к младшим ДУХОВНО-ДУШЕВНЫХ ТРАДИЦИЙ

Рассказ Олега Ракшина о селе Ташле, о  необыкновенном роднике, о чудесном дожде и древненуралисском обряде Ташламо мы решили предварить небольшим вступлением о глубоком философском содержании этого обряда, раскрываемом посредством выделения и раскодирования корней древненуралисских языковых маркеров.

Ташламо-Озномадо мейле, эрьва пурень симицясь венстилизе лиятане пуре кечень, васняяк анокс пуренть варчилизь покштятне . ды мейле веси сазь озксов ломантне.
Ритуал связанный передачей по кругу ритуальной браги в братине, от старших к младшим, после проведения моления.

Т – символ мужского начала. Теитя – создатель, трямс – кормить, содержать, тор – меч, туремс – сражаться, тумо – дуб, тетяй (тятя) = отец, атя - старик, старейшина


ТА + ЧИ + ЛА + МО = ДУХ + СВЕТ (СОЛНЦЕ) + ДОБРОТА (ЛАСКА) + ДУША,

если при помощи праязыка попытаться раскодировать это слово, то получится приблизительно следующее:
ДУХ СОЛНЦА (мужское начало) + ДОБРОТА (ЛАСКА) ДУШИ -великодушие (женское начало) = ГАРМОНИЯ

Следовательно, древненуралисский обряд ТАШЛАМО - это передача от старших к младшим ДУХОВНО-ДУШЕВНЫХ (морально-физиологических) ТРАДИЦИЙ - от предков к потомкам - преемственность поколений.
Дух - это мужское начало, созидающее, дающее во имя зарождение нового = будущего
Душа - женское начало, плодоносящее, берущее во имя зарождения нового=будущего
Это касается и рождения человеческой жизни, ибо ЧЕЛОВЕК (ЧИ +ЛА) должен зарождаться и взращиваться в гармонии мужского и женского начал. Беды человечества в том, что эта гармония постоянно нарушается, отсюда так много ущербных людей - ущербных ДУХОМ И ДУШОЙ.

Вирява (Т.Ротанова)

 

 

Ташла - братина по кругу

 

Лето 2010 года. Жара. Небо и земля плавятся от солнечного зноя. Удивительно, но группа на экскурсию к Святому источнику в селе Ташла собралась довольно быстро. Время "штука" субъективная, когда-то оно летит не заметно, а бывает тянется бесконечно. В данном случае, экскурсия шла по плану: путевая информация была интересной, время в дороге прошло быстро. Вот и Ташла.

 

 На картах Ташлу начали обозначать с середины XVIII века. "В конце 19 в деревне был построен Свято-Троицкий храм В нем хранится чудотворная икона Божьей Матери «Избавительница от бед», которая была явлена  уроженке села Ташла, келейнице Катерине Чугуновой. Считается, что вместе с подругами Феней Атяшевой и Пашей Гавриленковой Екатерина пошла к ташлинским оврагам, где они и нашли святой образ. В месте, где откопали икону, ударил родник. Икону принесли в храм, отслужили молебен. С момента явления иконы стали происходить многочисленные исцеления больных. Но вскоре икона исчезла из храма и оказалась в источнике. Прибывший священник взял образ в руки и в сопровождении Крестного хода, под колокольный перезвон, внёс в храм. С тех пор ежегодно 21 октября празднуется память явления чудотворного образа Божией Матери «Избавительница от бед».

 Сам источник расположен паре километров от храма. Издалека слышен лязг железного ведра о дно ёмкости, в которую стекает родник — воды нет, но есть огромная очередь страждущих наполнить посуду живительной влагой. Предлагаю группе выбор: первое, отстоять очередь за водой или оставить сие "безнадежное дело", посетить церковь, а на обратном пути в Самару набрать воды в источнике в честь иконы Неупиваемая чаша в посёлке Волжский.  

Экскурсанты как-то быстро согласились со вторым вариантом и группа направилась к ташлинскому храму. С крестами, хоругвями, иконами на встречу двигалась процессия — крестный ход. Люди: стар и млад двигались быстро, почти бежали, но что удивило сильнее всего, так это отсутсвие в голове колонны привычных в данном случае священников. Батюшка, как мне показалось, совсем молодой парень, замыкал шествие.

 

 

Прошло около часа. Экскурсанты, справив духовные потребности выходили из Свято-Троицкого храма. Пора в Самару. От источника к церкви возвращался крестный ход,  верующие двигались ещё быстрее, так как одновременно, небо затягивала внезапно образовавшаяся из неоткуда туча. На сей раз, батюшка возглавлял колонну. В несколько секунд небо вылило на Ташлу тонны воды, мощные дождевые струи насквозь промочили сидящих в автобусе, люки в крыше экскурсионного транспортного средства, закрыть быстро не получилось.

 

Судя по глазам путешественников, впечатление было велико. Только что, на их глазах произошло Чудо! А может и не чудо произошло, а обычное явление Божественно Силы в Святом месте.

Когда-то, давным- давно, настолько давно, что современники об этом позабыли, наши предки проводили в этих местах обряд Ташламо - ритуал связанный передачей по кругу братины, от старших к младшим, после проведения моления. А обряды, коренное население самарской земли - нуралисе проводили именно у Святых источников. Нуралис — родниковый народ. Обряд забылся, а название осталось.

Но как же история с чудесным обретением иконы у родника? Неужели это выдумка? Мы не готовы ответить на сей вопрос, однако, как известно - каждому будет дано по вере его.


Автор: Олег Ракшин, г.Самара



Привет из ледникового периода

Трудно представить, но много лет назад на территории Рязанской области была тундра с её вечной мерзлотой, без крупных рек и озёр. Суровый климат делал жизнь человека в нашей местности практически невозможной, зато здесь вольготно чувствовали себя огромные толстокожие бизоны, шерстистые носороги, мамонты и пещерные медведи.

Эти тайны веков приоткрыли экспонаты, которые совсем недавно появились в Шиловском районном краеведческом музее. Все они относятся к любимому кинорежиссёрами и мультипликаторами ледниковому периоду.

БИЗОНА ВЫДАЛИ ГЛАЗА

Каждый из экспонатов музейные работники считают особо ценным. Некоторые — и вовсе уникальными. Например, череп бизона, который, пролежав в земле двадцать, а то и двадцать пять тысячелетий, сохранился настолько хорошо, что прямо с раскопок попал в экспозицию. Его даже не пришлось реставрировать.

Посетители музея с большим интересом рассматривают огромные рога животного. Для исследователей в экспонате ценно другое — это сохранившиеся глазницы. Узнать видовую принадлежность бизона можно именно по глазам.

Мы определили, что нашу палеонтологическую коллекцию теперь украшает череп бизона прискуса, — рассказывает директор шиловского музея Александр Петрович Гаврилов. — Этот череп, как и многие другие экспонаты из последнего поступления, нам подарил московский геологоразведчик Юрий Корнеев. Он часто ведёт раскопки в Рязанской области, его предки — наши земляки. Череп бизона Юрий обнаружил у села Муратово Шиловского района.

Ранее там же были найдены кости мамонтов и шерстистых носорогов. Кстати, с бизонами и те и другие предпочитали сосуществовать мирно. Ведь толстокожие двухметровые гиганты с мощными рогами собирались в стада по 2-3 тысячи голов! Уступить дорогу такой ораве, бегущей к водопою, не считали зазорным даже хищники. Среди них и пещерный медведь. Благодаря Юрию Корнееву удалось подтвердить, что и такой зверь обитал в шиловской тундре. Лапу хищника он бескорыстно подарил музею вместе с черепом бизона.

— Над ней уже пришлось потрудиться реставраторам, — говорит Александр Гаврилов. — Её бережно собирали по косточкам. Единственное, чего не хватает для полного соответствия виду, — острые копи медведя, длина которых была не меньше 10 см.

БЫТОВЫЕ ТРУДНОСТИ НЕАНДЕРТАЛЬЦА

Не обошлось в «ледниковой» коллекции шиловского музея без следов человеческого присутствия. На территории Шиловского района в древние времена жили неандертальцы — тупиковая ветвь развития человека. Нещадно теснимые кроманьонцами, от которых, как известно, произошли современные люди, они были вынуждены осваивать далеко не самые подходящие для жизни территории. Они осели в шиловской тундре, но за выживание в этих местах приходилось отчаянно бороться. Об этой борьбе, и не только, посетителям музея теперь напоминает топор из кости мамонта. Привязанный к деревянной рукоятке кожаными ремешками, он был грозным оружием в руках охотников.

После удачной охоты в дело шла вся туша убитого животного. Если мясо, понятное дело, можно было съесть, то кости и шкуры служили... строительным материалом для возведения жилья.

Другие свидетельства жизни древних людей, недавно появившиеся в Шиловском музее, — различные рубила, скребки и даже костяная мотыга. Всего же, условно говоря, новых экспонатов, относящихся к ледниковому периоду, здесь более ста. Но это далеко не всё, чем в музее готовы удивить посетителей.

ДИНОЗАВР ИЗ ПОЗВОНКА

Пройти мимо и не заметить его просто невозможно. Чтобы сфотографироваться с созданным с помощью художников-декораторов тираннозавром рексом, часто выстраивается очередь. А экскурсоводы в это время рассказывают, как этот динозавр стал частью экспозиции.

Он воссоздан из одного позвонка, найденного рядом с посёлком Лесной летом 2001 года, — говорит главный хранитель фондов шиловского музея Елена Муреева. — Позвонок нашла археологическая экспедиция, которой руководил Александр Петрович Гаврилов.

На заветную косточку наткнулась старшеклассница Юля Сайкина. Просто положить ценную находку под стекло Александру Петровичу и юным археологам показалось мало. Воссоздать хищника, которому когда-то принадлежал найденный позвонок, решили в натуральную величину. Его рост — около 3 метров. Учёные определили, что динозавру было не больше шести лет от роду. Для рекса это, можно сказать, младенческий возраст. А вот почему он погиб, узнать, к сожалению, нельзя...

ШЛЕМ ВОИНА КНЯЖЕСКОГО

Куда более поздним, но не менее ценным свидетелем своего времени является подаренный шиловскому музею тем же Юрием Корнеевым шлем средневекового воина. Этот шлем — единственный в своём роде артефакт, найденный на территории Рязанской области.

Шлем на берегу Оки нашли рыбаки и за ненадобностью с удовольствием продали его заезжему геологоразведчику. Позже обнаружилось, что этот предмет был в ходу в VIII-Х веках. Сомневаться в подлинности артефакта не приходится. Он прошёл экспертизы в Государственном историческом музее и в Эрмитаже. — Это шлем, вероятнее всего, кочевника, — говорит директор шиловского музея. —

В войсках русских князей часто встречались хазары. Было и соответствующее вооружение. В те времена шли ожесточённые бои между мещёрским государством и киевскими князьями. Во время очередного набега владелец найденного шлема мог приплыть в наши края по Оке в княжеской ладье и утонуть, убитый в первые минуты боя...

Рассказывать о каждом наконечнике стрелы или кости древнего животного в шиловском краеведческом готовы часами. Глядя на директора и сотрудников музея, язык не поворачивается сказать, что сохранять историю — это просто их работа. Знания о славном прошлом родного края здесь почитают как самое ценное, что есть у современников и будет у потомков. По-другому относиться к своему делу в музее не могут, да этого и не нужно. Подтверждение тому — сотни туристов, которые приезжают сюда со всех концов страны.

Елена Сухова

Газета «Панорама города», №5 (714) 2010 г.

бизон прискус шерстистый носорог пещерный медведь это единственный средневековый шлем, найденный в рязанской области
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари