Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Сунгирь

Сунгирь

А.А. Тюняев


Сунгирь (по названию реки Сунгирь, притока Клязьмы; топоним из русского языка), сунгирьская стоянка, стоянка современного (европеоидного) человека эпохи позднего палеолита центра России расположена близ города Владимир на левом берегу реки Клязьма. Открыта в 1955 г. Наряду с Русанихой, Бызовой, Медвежьей одно из самых высокоширотных поселений первобытного человека на Русской равнине. Древнейшее поселение людей на территории Владимирской области. Археологический памятник федерального значения. Входит в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО.

рис. 1. отто николаевич бадер.
Рис. 1. Отто Николаевич Бадер [3].

В течение 1956 – 1977 гг. полевые и камеральные работы проводились под руководством известного археолога Отто Николаевича Бадера (Институт археологии АН СССР).

Раскопано около 5-и тысяч кв. метров культурного слоя, находящегося на глубине 2,7 – 3,5 метра, что соответствует области заселения, равной нескольким гектарам (как в Костёнках).

Исследования находок, в том числе и радиоуглеродный анализ, проводились лабораториями Геологического института РАН, университетов Гроннингена, Оксфорда, Аризоны. Результаты свидетельствуют, что поселение Сунгирь могло возникнуть от 20 тыс. до 29 тыс. лет назад (брянское межледниковье). Самая ранняя дата, полученная при анализе коллагена костной ткани из сунгирских погребений, – 26200±640 (АА-36475), а самая поздняя – 19160±270 (АА-36473) [2]. Стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2 – 3 тысяч лет.

Численность людей, единовременно обитавших на стоянке, определена в 50 человек.

Раскопками 2005 года, проводимыми Бадером Н.О. (сыном О.Н. Бадера),

«удалось заложить три шурфа в новом районе глубиной более 5 метров. Участники раскопок добрались до слоя древней почвы возрастом в 70 тыс. лет. Здесь и ждала ученых потрясающая находка. В древней почве обнаружен обломок кости пока не известного животного, но со следами человеческого воздействия. Эта находка дает возможность предположить, что на территории Сунгиря находилась стоянка людей» [1].

Рядом, на высоком краю левобережной клязьминской гряды, сохранилось кольцо земляных валов древней русской крепости 12-го века, основанной на месте славяно-русского поселения 9-го 11-го веков над устьем оврага и излучиной Клязьмы.

Особенности материальной культуры обитателей Сунгирской стоянки указывают на её близость культуре одновременных поселений на Среднем Дону [3].

История открытия

В процессе строительства нового кирпичного завода близ Владимира, в нескольких сотнях шагов от автотрассы на Горький, в 1955 году разрабатывался глиняный карьер. Экскаваторщик А.Ф. Начаров поднял ковшом с глубины около четырех метров вместе с глиной кости. Он собрал их и отнес их в краеведческий музей.

рис. 2. раскопки. рис. 3. газетная статья.
Рис. 2. Раскопки.Рис. 3. Газетная статья.

Сотрудник музея Владислав Маслов сообщил о находке в Москву начальнику Среднерусской археологической экспедиции Николаю Николаевичу Воронину, который передал полученные сведения археологу, специалисту по изучению каменного века Отто Николаевичу Бадеру.

Археологическая экспедиция О.Н. Бадера начала свою работу на Сунгире в 1956 году. Интересно отметить, что Отто Николаевич жил не в городе, не в гостинице, а на месте раскопа, в одной из палаток. Десятки палаток заняты сотрудниками экспедиции, преимущественно молодежью.

В 1964 году открыто погребение. Работы продолжались и в последующие годы, ныне они финансируются Государственным объединенным Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

Лаборатория пластической антропологии Института этнографии Академии наук СССР воссоздала по сохранившимся черепам скульптурный облик детей из Сунгиря, на газетной странице «Правды» от 6 февраля 1975 г. читатели увидели портреты мальчика и девочки, живших на Сунгире 25 тысячелетий назад.

рис. 4. известный палеогеограф андрей алексеевич величко проводит лекцию прямо на раскопе.
Рис. 4. Известный палеогеограф Андрей Алексеевич Величко проводит лекцию прямо на раскопе.

Находки

За время раскопок учёные нашли свыше 50-и тысяч отдельных предметов. Ещё во время раскопок, проводимых профессором О.Н. Бадером, найдены изделия из мамонтовой кости, погребения древних людей, много орудий труда, предметов быта, ремесел, украшений, оружия того времени. Найдены жезлы, дротики и копья из бивней мамонта, кремниевые наконечники. Диски из мамонтовой кости с прорезями.

рис. 5. жезл миниатюрный. рис. 6. жезл. предмет культа.
Рис. 5. Жезл миниатюрный. Предмет культа. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н. Место находки: северное погребение, с левой стороны живота. 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. H-11,3. Ширина от 4 до 0,4 см [3].Рис. 6. Жезл. Предмет культа. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н. Место находки: северное погребение, с левой части живота девочки. 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. H-18,5. Ширина: max – 4,8 см, min – 1 см, толщина 1,1 см [3].
рис. 7. плоская скульптура лошади. рис. 8. браслет. украшение.
Рис. 7. Плоская скульптура лошади. Амулет. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н. Место находки: южное погребение, на груди (мальчика). 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. H-5. Длина по диагонали – 8,6 см [3].Рис. 8. Браслет. Украшение. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н. Место находки: северное погребение, с костей левой руки. 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, сверление. D-4. Толщина 0,1 см, ширина 0,7 см [3].

рис. 9. диск из бивня мамонта с точечным орнаментом. рис. 10. прорезной диск. предмет культа.
Рис. 9. Диск из бивня мамонта с точечным орнаментом. Предмет культа. Раскопки 1966 г. Автор находки Бадер О.Н. 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. D-3,1. Толщина 3 – 3,5 мм, одна сторона несколько более уплощена [3].

Рис. 10. Прорезной диск. Предмет культа. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н. Место находки: южное погребение, на предполагаемом деревянном копье (был припаян известью в вертикальном положении к большому копью). 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. D-7. Толщина 0,5 см [3].
рис. 11. прорезной диск. предмет культа. рис. 12. фигурка лошади (сайги). амулет.
Рис. 11. Прорезной диск. Предмет культа. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н. Место находки: северное погребение, на одном из костяных дротиков. 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. D-5,5. Толщина 0,3 см [3].Рис. 12. Фигурка лошади (сайги). Амулет. Раскопки 1957 г. Автор находки Бадер О.Н. 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. H-5,6. Толщина от 4 до 1 мм [3].

Общее количество найденных бус – 10 тысяч. При изготовлении бус использовалось сверление.

Самое большое копье из цельного куска бивня достигает 2,4 м. Для его изготовления использовалась техника выпрямления бивней.

Найдены украшения на верхней и нижней одежде, браслеты (под коленями и выше стопы), а также цельные кольца на пальцах.

рис. 13. сунгирь. ожерелье.
Рис. 13. Сунгирь. Ожерелье.

Найдено ожерелье, при изготовлении которого поверхность бусин обработана так, чтобы соседние бусины располагались перпендикулярно друг другу.

Искусство, орнамент, символизм, астрономия

Редкими произведениями первобытного искусства являются найденные фигурки животных – мамонта и лошади-сайги.

В погребении девочки и мальчика найдены три диска ритуального назначения [3] диаметром несколько сантиметров, сделанных из бивня мамонта. Диски имеют четыре или восемь прорезей, идущих от периферии к центральному отверстию и расположенных друг напротив друга. Один диск содержит десять асимметричных по отношению к центру прорезей. Костяные диски найдены на голове и на теле девочки.

Диски из бивня мамонта содержат геометрический орнамент, по поводу которого В.И. Ларичев, в частности, сообщает:

«Предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии. Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (34 – 24 тысячи лет назад – сыйская и мальтинская культуры Сибири; поселение Сунгирь – на севере европейской России), остаются примечательными изделиями художественного творчества времени раннего и позднего средневековья и сохраняются вплоть до этнографической современности» [4].

Предметы, аналогичные сунгирским дискам, встречаются во все периоды древней и новой истории преимущественно применительно к ареалу обитания славян. Диски и круги, геометрически разделённые на равные 4, 6, 8, 10 и 12 секторов, являются и в настоящее время типичными славянскими символами. Например, 4-секторный диск символизирует бога Хорса – указание на четыре ключевых астрономических события: весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние. 6-секторный диск – Перуново колесо. 12-секторный диск – символ бога Коляды (календарь) [5].

«Столь настойчивое (на протяжении сотен веков!) следование одним и тем же информационным традициям объясняется просто – в такого рода предметах искусства запечатлевались фундаментальные, не подлежащие забвению сведения о временных и пространственных представлениях созидателей культур дописьменной истории человечества. То, что зачастую воспринимается археологами в качестве образцов художественного творчества или культово-обрядовых, символического (вотивного) стиля предметов, представляет собой, в реальности, подобие канонизированных, священного характера «сочинений», в которых посредством образов и знаков фиксировалось наиболее сущностное и потаенное (сакральное) из всего познанного в Природе и человеке, во взаимоотношениях людей и окружающего мира (временные ритмы хозяйственных и культово-обрядовых действ; системы естественнонаучных и религиозных представлений)» [4].

Погребения

В 1964 г. найдено захоронение взрослого мужчины (Сунгирь-1).

рис. 14. сунгирь. о.н. бадер и м.м. герасимов.
Рис. 14. Сунгирь. О.Н. Бадер и М.М. Герасимов.

«Наросты на черепе оказались украшениями головного убора – ряды просверленных клыков опоясывают череп сверху. Осторожно исследуем окрашенный кусочек глины около затылка. Конечно, это не кровь. Охра. Череп окрашен! Сохранность отличная. Все зубы. Украшения. Подбородок современного человека.

– Европеоид, – задумчиво говорит Герасимов.

– Взрослый, лет 55 – 57.

– А зубы-то стерты почти до десен. Пища, видно, была жестковатой, – обмениваемся мы впечатлениями.

Контуры костяка уже видны почти полностью. Погребенный лежит на спине. Руки вытянуты вдоль тела. Под ногами угли» [6].

В 1969 г. – парное погребение двух детей: мальчика 12 – 13 (южное погребение; Сунгирь-2) и девочки 9 – 10 лет (северное; Сунгирь-3) открыл археолог Виктор Глазов и в одном из интервью сообщил, что дети «лежали голова к голове. Был интересный момент, когда обнаружили голову, отмерили по росту, обнаружили еще одни ноги. Таким образом, у нас создалось представление, что здесь парное захоронение» [7]. Детей похоронили в центре жилища, на месте очага. Дети были уложены в могилу в вытянутом положении, тесно прижатыми головами друг к другу. Погребения подростков, по-видимому, имели особую ценность для верхнепалеолитического социума: социальный статус мальчика и девочки не менее высок, чем мужчины. «Кроме украшений, в могилу им были положены копья (1,7 и 1,1 м), вырезанные из цельного бивня мамонта» [6], дротики, кинжалы, огромное количество бус из бивня, нашитых когда-то на одежду, браслеты и перстни из бивня, сверленые клыки песца, прорезные диски, имевшие ритуальное значение, «жезлы» из бивня и рога [3].

Захоронения Сунгиря, уникальные по своей сохранности и богатству погребального инвентаря, вызывают особый интерес исследователей. Дно могилы засыпано углем, золой, затем охрой – естественным красителем, применявшимся в ритуальных целях. Поверхность захоронения также покрыта слоем охры. Погребённые снабжены богатым инвентарём: около 10 тысяч бус и др. украшения из бивня мамонта (по ним впервые восстанавливается одежда эпохи палеолита), произведения искусства, оружие. Прослеживаются признаки сложного погребального ритуала [3, 8, 9, 10].

При раскопках подросткового погребения среди погребального инвентаря обнаружена специально обработанная человеческая кость, положенная под левую руку мальчика. Кость определена как фрагмент левой бедренной кости взрослого человека. Эпифизы кости были обколоты, костномозговая полость наполнена охрой. Вероятно, эта кость выполняла важную ритуальную функцию и положена в соответствии со сложным погребальным ритуалом. Морфологическое исследование кости показало, что она принадлежала также верхнепалеолитическому человеку (Сунгирь-4) [11].

В погребении девочки и мальчика найденные орудия лежат с левой стороны.

В захоронении же Сунгирь-1 ни оружия, ни инвентаря не обнаружено.

Религия

Людей хоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов. Обнаруженный богатый и разнообразный материал представляет уникальные данные об образе жизни, религиозных воззрениях и обрядах наших предков. Находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тысячелетии до н.э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета» [3].

Чрезвычайно возрастает количество украшений, сопровождающих умершего. На каждого захороненного 25 – 28 тысяч лет назад приходится в среднем 4 – 5 тысяч бусин, подвесок, амулетов и других украшений, тщательно и искусно изготовленных из зубов животных, бивней мамонтов и камней мягких пород.

Парное погребение подростков имеет зеркальную структуру. В культурном слое другого верхнепалеолитического поселения – Гагарино (Верхний Дон, Воронежская обл.) – обнаружена незавершенная статуэтка из бивня мамонта, где изображены две человеческие фигуры в аналогичной позе – соприкасающиеся головами. Сдвоенное изображение ассоциируется с протославянскими культами плодородия, а именно, с мифами о близнецах – славянских богах-близнецах Купало и Купальнице (брат и сестра; праздник Купало отмечается в ночь с 21 на 22 июня). Данный ритуал погребения связывают с культом плодородия.

Природа

Палеозоологический анализ указал на охотничью специализацию сунгирьцев, а также на то, что они занимались собирательством.

Растительность: ель, сосна, ольха. Леса. Женщины занималась собиранием диких плодов, орехов, ягод, кореньев, моллюсков и насекомых.

Судя по найденным костям, объектами охоты были: мамонт, пещерный лев, северный олень, дикая лошадь, песец, росомаха, бизон, бурый медведь, волк, заяц, тетерев, серебристая чайка.

Жилища

Останки 6-ти шалашевидных жилищ были обнаружены О.Н. Бадером во время раскопок 1956 – 1977 гг. Жилища довольно большие, их размеры достигали 10 – 15 метров в длину. Организованы наземным образом с деревянными стенами и кровлей из шкур животных. В каждом жилище был обязательно очаг для поддержания тепла и приготовления пищи [8, 9, 10]. Кострища и очажные ямы, места обработки костей и камня свидетельствовали о налаженной хозяйственной деятельности.

Ремёсла, одежда, украшения

В изготовлении бус, амулетов, подвесок и других украшения применяются резьба, гравировка, сверление, полировка, окрашивание.

«Как бусинки скреплены друг с другом? Ведь сверление в то время (20 – 30 тыс. лет назад), как это утверждается в литературе, еще не было известно. Гирлянды уходят за плечо. Некоторые бусинки здесь рассыпались и лежат в стороне. Видно, оторвались при похоронах. Но что это? Все бусинки с отверстием. Сверление? Да, с двух сторон. Следы сверления каменными проколками отлично заметны. Значит, сверление появилось не в неолите, а еще в палеолите. И причем не в самом его конце» [6].

Технология обработки мамонтовой кости отличается «индустриальностью» и похожа на технологию изготовления бусин из белемнита (Костенки 17), применявшуюся за 20 тысяч лет до этого.

Известно шитьё – из шкур шили одежды. Орудия труда и оружие изготовляли из кремня, костей убитых животных, из дерева.

Одежда сунгирьцев свидетельствует, что климатические условия требовали её постоянного ношения [3].

На голове мальчика (Сунгирь-4), так же как и мужчины, найдены бусы и подвески с клыками песца, видимо, украшения головного убора. Голову девочки покрывал свободный головной убор типа капюшона, украшенный бусами. На темени мальчика найдено кольцо из бивня мамонта, которое либо скрепляло головной убор, либо волосы, на груди обнаружена подвеска в виде лошади, а под левым плечом – фигурка мамонта. Длинный ряд бус, по форме отличающихся от бус на теле, был зафиксирован под тазовой костью мальчика.

Сунгирьский человек

Работа М.Б. Медниковой позволила говорить о сходстве и возможном близком родстве сунгирских мужчин Сунгирь-1 и 4, а также детей (Сунгирь-2 и 3) [12].

«Предварительное заключение Герасимова по сунгирьскому человеку – Homo sapiens, европеоид, 55 – 57 лет. Рост 176 – 177 см. Физически сильный, мускулистый. На руках ряды браслетов. Тоже из бивня мамонта. Широкие пластины огибают всю руку. На правой чуть выше локтя 3 ряда браслетов, слева – 2 ряда. На ногах тоже браслеты из бивня мамонта. Справа и слева густые полосы охры: у ног, у бедра (очевидно, скопилась в складках одежды). Между ног и у бедер ряды бус из бивня мамонта указывают следы одежды» [6].
Известный антрополог М.М. Герасимов создал скульптурные портреты сунгирьцев.
рис. 16. отливка погребений девочки (среднее фото) и мальчика (нижнее фото).
Рис. 16. Отливка погребений девочки (среднее фото) и мальчика (нижнее фото). Муляж. 1970-е гг. Гипс, отливка, тонировка. 140 x 74 и 162 x 74 [3].

Исследования людей из Сунгиря на протяжении более сорока лет вели антропологи Г.Ф. Дебец, В.В. Бунак, М.М. Герасимов, Е.Н. Хрисанфова, А.А. Зубов и др. В последние годы используются новые методы палеоэкологических реконструкций, разработанных группой физической антропологии Института археологии РАН.

рис. 17. бюст мужчины из сунгиря.
Рис. 17. Бюст мужчины из Сунгиря.
Автор реконструкции внешнего
облика М.М. Герасимов. 1968 г.
Гипс, отливка, тонировка. 40 x 58 [3].

Скелет мужчины Сунгирь-1 представлен длинными костями конечностей, довольно хорошо сохранившимися костями кисти и стопы (головчатая и крючковатая кости, все пястные, проксимальные фаланги I – IV пальцев, средние фаланги IV – V пальцев, 3 дистальные фаланги; обе предплюсны, все плюсневые кости, обе фаланги I пальца); поясами конечностей и очень фрагментарными остатками осевого скелета. От позвоночника сунгирьца сохранились лишь два сцементированных грудных позвонка, общая высота тел которых составляет у этого высокорослого неоантропа всего 34 мм против 34 – 46 мм для любой пары соседних грудных позвонков у «среднего» современного европейца [13].

Е.Н. Хрисанфова назвала скелет взрослого мужчины Сунгирь-1 одной «из самых полных и репрезентативных находок европейского верхнепалеолитического человека» и относит его «хронологически, морфологически и таксономически к кругу ранних восточноевропейских неоантропов» [13]. В конституциональном отношении Сунгирь-1 представляет своеобразный верхнепалеолитический вариант атлетического телосложения. Имеет высокий рост – около 180 см. Длина правой ключицы мужчины составляет 190 мм, что значительно превышает среднее значение у современных мужчин. У него исключительно велика абсолютная и относительная ширина плеч и четко выражен половой диморфизм в тазо-плечевых соотношениях. Широкоплечесть являлась популяционной особенностью, она характерна и для обоих детей из Сунгиря. В целом морфотип сунгирского человека характеризуется рядом черт адаптивной природы, свойственных верхнепалеолитическим неоантропам Европы (человек современного типа).

рис. 18. бюсты детей из сунгиря.
Рис. 18. Слева скульптурный портрет девочки.
Автор реконструкции внешнего
облика Т.С. Сурнина. 1979 г.
Гипс, отливка, тонировка.
44 x 24 x 26.
Справа скульптурный портрет мальчика.
Автор реконструкции внешнего
облика Г.В. Лебединская. 1979 г.
Гипс, отливка, тонировка.
44 x 22 x 29.

Согласно данным исследований А.П. Бужиловой, М.Б. Медниковой, М.В. Козловской, скелет мужчины развит гармонично: у него были тренированы мышцы, отвечавшие за движения рук, он часто поднимал тяжести. Сунгирьцы активно ходили и бегали, возможно, на довольно большие расстояния в поисках охотничьей добычи.

Сунгирский мужчина имел большой опыт работы, требующей точных сильных движений предплечий. Скорее всего, он изготавливал орудия труда из камня. Значительное расширение ногтевых фаланг на кистях, особенно резко на левой руке, свидетельствовало о рабочей гипертрофии костной ткани. Причем «силовое» использование (зажим) левой кисти сочетается с более тонкими, но требующими значительных физических усилий движениями правой.

Оба подростка были хорошо развиты физически. Мальчик в основном занимался охотничьим промыслом (по характерным признакам, часто метал копье). Учёные отметили у него сильное развитие костного рельефа в области присоединения широчайшей мышцы спины, подлопаточной, большой круглой и клювовидно-плечевой мышц справа. На костях нижних конечностей мускульный рельеф выражен сильнее с левой стороны.

Девочка преимущественно занималась изготовлением орудий и украшений (наиболее характерное для неё движение – сверление). При анализе патологий исследователи отметили асимметричную уплощенность суставной поверхности одного из шейных позвонков у девочки. Возможно, она носила тяжести на голове. У неё редкая особенность: её бедренные кости были резко изогнуты вперед.

Питание, состояние здоровья, поведение

Проведенный химический анализ минеральной части костной ткани мужчины зрелого возраста со стоянки Сунгирь-1 показал общий умеренный уровень минеральной насыщенности. Концентрация кальция умеренная. В костной ткани индивида умеренное значение концентрации меди, свидетельствующее об отсутствии в его рационе значимого количества беспозвоночных. Этот вывод подтверждаются крайне низкими концентрациями кадмия, повышение которых связывается с употреблением в пищу тканей морских членистоногих и моллюсков. Содержание стронция довольно низкое и вызвано малым количеством растений в рационе. Содержание цинка, индикатора мясного компонента в рационе, – от 100 до 150 ppm, типичное для индивидов, в привычный рацион которых входит большое количество мяса наземных позвоночных, говорит, что большую часть рациона питания этого человека составляло мясо наземных позвоночных животных.

Минеральный статус мужчины Сунгирь-1 в целом можно охарактеризовать как нормальный, сбалансированный. Никаких возрастных постдефинитивных изменений не прослеживается. В продолжение последних лет жизни он не испытывал ни длительного недоедания, ни каких-либо проблем, связанных с патологиями пищеварительной системы. Данные изотопного анализа костной ткани индивида Сунгирь-1 [14] также указывают на преимущественно мясную диету.

Скелет подростка обнаруживает следы задержки ростовых процессов, нарушения обмена веществ, перенесенного инфекционного заболевания [15]. Возможно, эти стрессы и патологии были связаны с недоеданием, вызывали нарушения усвоения пищи. На зубах индивида Сунгирь-2 отмечена множественная эмалевая гипоплазия, свидетельствующая о нескольких стрессах, перенесенных им в детском возрасте.

Концентрация кальция соответствует средним значениям этого элемента для взрослого индивида и отражает прижизненные особенности [11]. Крайне высокие концентрации меди вызваны употреблением в пищу большого количества различных беспозвоночных (насекомых, ракообразных, моллюсков) и связаны со значительной гидроморфностью местного ландшафта [16], отличающегося разнообразием беспозвоночных. Концентрация цинка, чуть превышающая 80 ppm, связана с незначительным содержанием мясной пищи в рационе и с общей алиментарной недостаточностью. Концентрации стронция, невысокие у всех индивидов из сунгирских погребений, у подростка Сунгирь-2 имеют наибольшие значения, указывая на его питание продуктами растительного происхождения. Низкие концентрации кадмия указывают на материковое происхождение пищи индивида Сунгирь-2.

Анализ микроэлементного свидетельствует о большой удельной части растительной пищи, очень высоком проценте беспозвоночных и явном недостатке белковой пищи животного происхождения.

Показатель минерализации костной ткани девочки Сунгирь-3 выше, чем у мальчика Сунгирь-2, и отличался от нормального. Имеются указания на нарушение минерального обмена [14]. Экстремально высокая концентрация кальция говорит о значительных отклонениях от нормы процесса минерализации костной ткани.

Основную часть питания (по цинку) составляло мясо наземных позвоночных. Растительный компонент был незначителен (по стронцию). Беспозвоночные не занимали существенное место в рационе (по кадмию и меди). Белковое питание не было достаточным (по цинку). На зубах этого индивида обнаружены множественные дефекты эмали, связанные с физиологическим стрессом в детском возрасте.

Минерализация костной ткани индивида Сунгирь-4 умеренно низкая. Содержание микроэлементов в образце из изолированного бедра значительно отличается от всех описанных выше случаев. Концентрации всех элементов низкие или крайне низкие: возможно, этот человек в течение длительного времени переносил голод или хроническое недоедание, результатом чего явилось истощение минеральных ресурсов организма. Основную роль в рационе этого человека играло мясо наземных позвоночных (по соотношениям концентраций меди, цинка и стронция). Растительный компонент пищи был крайне незначителен, а беспозвоночные, судя по чрезвычайно низкой концентрации меди, отсутствовали полностью [11].

А.А. Тюняев

Литература:

  1. Поразительной находкой завершились раскопки на известном памятнике «Сунгирь», «Известия» «Наука», 30 августа 2005.
  2. Сулержицкий Л.Д., Петит П., Бадер Н.О., Радиоуглеродный возраст поселения и обнаруженных погребений // Homo sungirensis. Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционные аспекты исследования. М., Научный мир, 2000, стр. 30 – 34.
  3. Каталог «Уникальные находки со стоянки Сунгирь (верхний палеолит) из коллекции ВСМЗ». Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир, 1999, www.museum.vladimir.ru.
  4. Ларичев В.Е., Космографическое панно из «колодца» Ляско (созвездия эклиптики и экватора в образах искусства древнекаменного века), Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, 1997.
  5. Тюняев А.А., Энциклопедия свастических символов. М., 2006 – 2007.
  6. Матюшин Г.Н., Сунгирь // Археологический словарь. М., Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 304 с.: ил.
  7. Куликова В., Сунгирь – раскопки будут продолжены, ГТРК «Владимир», 18.08.2005.
  8. Большая советская энциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969 – 1978.
  9. Сукачев В.Н., Громов В.И., Бадер О.Н., Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь, М., 1966.
  10. Бадер О.Н., Человек палеолита у северных пределов ойкумены, «Природа», 1971. № 5.
  11. Добовольская М.В., Человек и его пища. Пищевые специализации и проблемы антропогенеза. М., «Научный Мир», 2005.
  12. Мисюров Д., Сунгирцы: предки из верхнего палеолита. «В мире науки», 2005, № 3.
  13. Хрисанфова Е.Н., Физический тип палеолитического человека (опыт реконструкции) // Раиса Денисова. Библиография к семидесятилетнему юбилею. Рига, 2000.
  14. Richards M.P., Pettitt P., Stiner M., Trinkaus E., Stabl isotope evidence for inereasing dietaru breadth in the European mid-Upper Palaeolithic // PNAS, v. 98, № 11, 6528 – 6532, 2001.
  15. Бужилова А.П., Анализ аномалий и индикаторов физиологического стресса у неполовозрелых сунгирцев // Homo sungirensis. Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционные аспекты исследования. М., Научный мир, 2000, стр. 302 – 315.
  16. Алексеева Т.И., Бадер Н.О., Homo sungirensis. Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционные аспекты исследования – ред., М., Научный мир, 2000, стр. 467.
http://www.dazzle.ru/spec/sungir.shtml

Другие статьи о Сунгирь

Поздний палеолит (около 25 – 30 тыс. лет до н.э.)




Из истории разрушенной Троицкой церкви села Шереметьево-Песочня

Татьяна Шустова


Фроловы. Село Шереметьево-Песочня. 1917 г.
Фото из семьи Анны Васильевны Михеевой.

Старинное село Шереметьево-Песочня получило название от фамилии его владельцев Шереметьевых, которым оно принадлежало со времен Ивана Грозного в течение нескольких поколений, и речки Песоченки. 3 марта 1994 года это село стало частью города Рязани, но название свое оно не потеряло. Теперь это поселок Шереметьево-Песочня г. Рязани. Существовавшая при селе дворянская усадьба на протяжении нескольких столетий неоднократно переходила из рук в руки.

Храм святой Троицы с приделами Алексия человека Божия и Феодоровской иконы Божией Матери в селе был построен в 1849 году владельцем дворянской усадьбы майором Алексеем Александровичем Исленьевым. По духовному завещанию храмостроителя две тысячи рублей серебром были внесены в Рязанский общественный Сергия Живаго банк «в вечное время» под 6,5 % годовых для украшения и поддержания выстроенной церкви. В тот же банк и под те же проценты была положена и одна тысяча рублей «за помин о нём». Алексей Александрович Исленьев умер в октябре 1859 года в возрасте 88 лет и был похоронен в склепе стены придела Алексия человека Божия Троицкого храма.

История храма связана с именами многих людей. В его церковной сторожке прошло детство художника Сергея Андреевича Пырсина (1868-1962). Позже он вспоминал, что жилось ему там очень хорошо - он был счастлив. Он считал, что именно там стал художником. При материальной поддержке дворян Титовых (владельцев шереметьево-песочинского имения с 1869 по 1902 год) Пырсин получил хорошее образование. Он обучался в Петербургской и закончил Дюссельдорфскую Академию художеств. Сергей Андреевич работал учителем рисования в Рязани и в Липецке. Его картины хранятся в нашем областном художественном музее и в Липецком областном краеведческом музее.

Одним из священников Троицкого храма состоял Иван Михайлович Архангельский. В 1896 году в селе Шереметьево-Песочня была открыта библиотека третья в Рязанском уезде после Спас-Клепиковской и Мурминской. Она располагалась в доме отца Ивана. Библиотекарем был хозяин дома.


Анна Ивановна Киселева
с учащимися краеведческого объединения «Поиск»
Центра детского творчества «Октябрьский». Фото Т.Шустовой.

Анна Ивановна Киселева (в девичестве Алексеева) 1916 года рождения в детстве (с 1924 по 1933 год) с родителями тоже, как и С.А.Пырсин, жила в церковной сторожке. Ее отец Иван Петрович Алексеев 9 лет работал церковным сторожем. Он очень хорошо звонил в колокола. Анна Ивановна, которая до наших дней живет в родном селе, рассказала, что Троицкая церковь стояла между школой и барским домом (на месте нынешнего перекрестка дорог). Рядом с церковью находилась могила барского сына, Вячеслава Владимировича Титова, который разбился на лошади. Памятник на могиле был сделан из белого мрамора, к плите вела лесенка из трех ступенек, а на плите был изображен Иисус Христос с ягненком на плечах, за которым шло стадо овец.


Троицкий храм села Шереметьево-Песочня. На заднем плане видна крыша школы.
Перед храмом церковная сторожка. 1960 год. Фото из семьи А.И.Киселевой.


Место, где стоял храм. Фото Т.Шустовой.

Анна Ивановна хорошо помнит священника храма отца Сергия Цветкова, его жену Наталию Федоровну и их детей Германа, Таисию, Нину, Анатолия, Риту и Зою. С Ритой и Зоей она училась в одном классе. У Анны Ивановны тетрадь была сделана из курительной бумаги, а матушка Наталия Федоровна подарила ей тетрадь настоящую, всегда давала, как и своим дочкам, пресную пышку, когда они шли в школу, и всегда была с ней ласкова. Анна Ивановна сейчас уже точно не помнит, когда Цветковы уехали из села, но знает, что отец Сергий похоронен на Скорбященском кладбище с правой стороны от церкви.

После Сергия Цветкова священником в сельском храме служил отец Михаил Жданов. И с его семьей Алексеевы были дружны. В семье Ждановых росло четверо детей: Костя, Тамара, Люба и Митя. До последнего времени не знала Анна Ивановна, что отец Михаил был расстрелян 17 октября 1937 года, и очень расстроилась от этого известия. Все повторяла: «За что же его расстреляли? Ведь он был добрым и грамотным человеком, никому в совете и помощи не отказывал, кто бы к нему не приходил. Землю свою они сами пахали, сами за дровами ездили, сами со скотиной управлялись. Были у Ждановых лошадь, корова, овцы и куры».

Был расстрелян и Иван Михайлович Архангельский священник и первый библиотекарь села. Оба батюшки посмертно реабилитированы.

В 30-е годы прошлого века село очень красиво выглядело. Коренная жительница села Каролина Вильгельмовна Красотина (в девичестве Лобковиц) 1933 года рождения поведала, что, держа путь из Рязани, они сначала преодолевали глубокий овраг около села Дашково-Песочня, а затем небольшую речку, которая протекала недалеко от нынешнего кинотеатра «Октябрь». Проходили они и мимо прудов, а когда, наконец, выходили из Черезово-Песочинского плодового сада, им открывалась чудесная картина. Бело-розовый с красной черепицей детский дом стоял в окружении парка из вековых лип, вязов, сирени. Очень хорошо была видна и церковь с высокой колокольней. Звонкий голос ее колокола был слышен от Рязани.

Закрыли церковь перед войной. Колокольню уничтожили льговские мужики. Они сбросили на землю звонкий колокол и начали подтачивать углы, подкладывая под них бревна. А потом обложили ее дровами и подожгли. Колокольня упала на дорогу, едва не задев крестом детского дома.

В начале войны в бывшей дворянской усадьбе были расквартированы летчики. Дети учились в три смены в церковной сторожке, а в церкви устраивались танцы и крутили кино от движка. Каролина Вильгельмовна запомнила, что смотрела в церкви «Пышку» и «Кощея бессмертного».

После войны храм использовали как склад. Ходили туда за керосином. Старожилы села рассказывали, что в детстве они в развалинах церкви играла в прятки, а матери их корили: «Вот вы играете, а там служба была. Грешно там играть. Это все святое. Плохо, что все разграбили, все растащили…».

Полностью с лица земли церковь снесли уже в конце 80-х годов…

Сейчас от церкви камня не осталось. Прямо по ней и бывшему кладбищу проложили дорогу. А на месте старого кладбища еще задолго до войны устроили колхозные парники.

Приложение

Текст печатается по изданию: Священник Иоанн Архангельский, с. Инякино Шиловского района. //Были верны до смерти. Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX века. Россия. 2002. С. 333-334.

Священник Иоанн Архангельский,
с. Инякино Шиловского района

Отец Иоанн Архангельский родился 7 ноября 1874 года в с Шереметьево-Песочня Рязанскою уезда в семье священника Троицкой церкви Михаила Дмитриевича Архангельского и его жены Александры Егоровны. Окончив в 1895 году курс Рязанской духовной семинарии по второму разряду, Иоанн был определен на должность учителя Льговской церковно-приходской школы Рязанского уезда. В сан священника он рукоположен в 1898 году к Троицкой церкви с. Шеремегьево-Песочня. Кроме того, он был законоучителем местной школы. До поступления в Московскую Духовную академию он был и заведующим Шереметьево-Песочинской народной библиотекой, и попечителем этой библиотеки. И был награжден за усердное и бескорыстное служение.

В 1911 году он стал студентом Московской Духовной академии. В продолжение двух лет преподавал Закон Божий во второй академической церковно-приходской школе. После окончания курса Академии отец Иоанн Архангельский был удостоен степени кандидата богословия с причислением к первому разряду. В 1915 году его назначили на должность преподавателя гражданской истории в Рязанскую духовную семинарию и сверх штата причислили к семинарской церкви.

После событий 1917 года в Рязанской епархии, как и во всей стране, раскольническая обновленческая «Живая церковь» действовала очень рьяно. По воспоминаниям преподавателя семинарии, архивиста и историка С.Д. Яхонтова, «краснота быстро разливалась по епархии». Но в 1923 году в Россия был назначен епископ Борис (Соколов), который повел жесткую борьбу с обновленчеством. Он собрал вокруг себя священников, которые были ему опорой.

«Службе он (епископ Борис) придавал торжественность, но главное - была проповедь. Сам он говорил горячо и сильно; но он подбирал для борьбы за прерогативы церкви и ее порядка талантливых проповедников из духовенства. Таковые же в Рязани были свящ. Александр Вас. Климентовский. Ив. Петр. Строев, Ив. Архангельский, Александр Лебедев. Никогда, ни раньше, пи позже, не гремели так церковные витии в Рязани, как при Борисе...»

В 1930 году отец Иоанн был арестован ОГПУ первый раз за «контрреволюционную деятельность» и осужден на три года. Наказание отбывал в Шepcких Темниковских лагерях. После отбывания заключения он переехал жить в с. Инякино, где служил священником в храме.

15 октября 1937 года его, диакона Димитрия Ерофеева и церковную старосту Александру Моисеевну Клочкову арестовали, предъявив им обвинение в контрреволюционной деятельности. К моменту ареста батюшка был уже вдов, а дети жили отдельно.

Нa допросах о. Иоанну задавали те же вопросы, что и всем священникам. Вопросы носили требовательный и агрессивный характер и скорее были похожи на утверждения: «С какого времени Вы стали проявлять недовольство к существующему строю?», «Как проявляли свою контрреволюционную деятельность» и т. д.

Отца Иоанна обвиняли в том, что он использовал религиозные чувства крестьян, вел среди них агитацию против колхоза, «проявлял пораженческие взгляды», «высказывал террористические настроения». Но батюшка все отрицал.

У следствия не было иных доказательств, кроме досужих разговоров некоторых граждан. Их даже нельзя назвать доносами, так как этих людей вызывали в качестве свидетелей. И они давали «показания», что священник Иоанн Архангельский говорил когда-то, что жить стало трудно, что стало мало людей ходить в церковь, и народ забыл Бога. Это было естественно для священнослужителя, ведь в круг его обязанностей входило попечение о душах людей, о нравственном их возрастании.

Следственное дело по обвинению отца Иоанна Архангельского, отца Димитрия Ерофеева и Александры Клочковой было передано на рассмотрение «тройки» при Управлении НКВД по Рязанской области, которая приговорила отца Иоанна постановлением от 9 декабря 1937 года к расстрелу.

5 января 1938 года приговор был приведен в исполнение. Реабилитирован отец Иоанн по Указу ПВС СССР от 16.01.89 г.

Текст печатается по изданию: Священник Михаил Жданов, с. Гребнево Старожиловского района. //Были верны до смерти. Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX века. Россия. 2002. С. 400-402.

Священник Михаил Жданов,
с. Гребнево Старожиловского района


Священник Михаил Жданов
Москва, 1937 г.

Священник Михаил Павлович Жданов родился 29 октября 1880 года в с. Агломазово Ряжского уезда в семье псаломщика. Среди Ждановых были и псаломщики, и диаконы, и священники. Однако повзрослевший Михаил сначала работал почтальоном в имении с. Карпово Раненбургского уезда (в 1896-1900 годах). Потом, в 1904 году, закончил Скопинское духовное училище.

По окончании училища, 15 января 1904 года, после испытания в Рязанской духовной консистории, Михаил Жданов Преосвященным епископом Владимиром (Благоразумовым), епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, был направлен исполняющим должность псаломщика в церковь Рождества Богородицы с. Ново-Александровка Скопинского уезда. В 1907 году он был утвержден в этой должности. В 1909 году, сдав экзамен в Рязанской испытательной комиссии, был посвящен в стихарь. 12 февраля 1910 года, после сдачи экзамена в той же комиссии, был определен во диакона к Покровской церкви деревни Роговой, приписанной к селу Дурному Пронского уезда. Состоя псаломщиком в Ново-Александровке Скопинского уезда, работал секретарем Иоанно-Предтеченского братства. Был лектором и заведующим библиотекой-читальней Иоанно-Предтеченского общества трезвости. Отец Михаил принимал активное участие в просветительской работе среди населения.

За содействие чиновнику особых поручений при Министерстве внутренних дел С.Д.Бондарю при производстве обследования секты духовных христиан отцу Михаилу было преподано архипастырское благословение Преосвященного Димитрия (Сперовского), епископа Рязанского и Зарайского. Это было 25 июня 1912 года.

У отца Михаила к тому времени была большая семья: жена, пятеро детей и отец Павел Никонорович, который служил заштатным псаломщиком.

В 1929 году ОГПУ арестовало отца Михаила по 58-й статье. В это время он жил в с. Шереметьево-Песочня Рязанского уезда. В постановлении об аресте утверждалось, что «священник Шереметьевского храма обратился к своим прихожанам с просьбой помочь ему уплатить церковную страховую сумму, которую он самостоятельно выплатить не мог из-за отсутствия средств». Женщины поддержали батюшку и решили собрать средства на храм, хотя председатель сельского совета запретил им это делать.

6 января 1930 года в селе должно было произойти собрание женщин по поводу коллективизации. Однако «свободные гражданки» решили, что создание колхозов к хорошему не приведет и отказались участвовать в коллективизации. Виновным в срыве собрания объявили отца Михаила Жданова: «По селу Шереметьево-Песочня, Северо-Рязанского района Рязанского округа, в начале января месяца с. г. стали распространяться слухи, что в связи с проводимой кампанией по коллективизации закрываются церкви, запрещено крещение детей, колхоз является барщиной, жены там будут общие, и еще ряд нелепых слухов, каковые распространяются в большинстве случаев женщинами, находящихся под влиянием священника Жданова М.П... Жданов, используя религиозный дурман, своей агитацией сумел настолько привлечь женщин на свою сторону, что после 9 января с. г. на собрании женщины по вопросу о коллективизации пытались сорвать вторично собранное после срыва первого собрания...» «Не будем мы работать с антихристами, будем со святым отцом Михаилом, где он, там и мы». «Ему Бог дает и нам даст, за него...»

Дело священника Михаила Жданова было передано на рассмотрение особого совещания при коллегии ОГПУ 29 января 1930 года. Отец Михаил был приговорен к трем годам концлагеря. Отсидел два года и восемь месяцев.

По возвращении из заключения отец Михаил до 1935 года служил в Гребневской церкви Старожиловского района. После того, как церковь была закрыта, жил в д. Епихино, так как остался без прихода. Но паству не оставил.

8 сентября 1937 года отец Михаил был вновь арестован и обвинен «в активной контрреволюционной деятельности». В анкете арестованного - запись о состоянии здоровья отца Михаила: «Порок сердца, эмфизема легких, отсутствие правого глаза и другие». Отец Михаил отрицал причастность к тому, в чем его обвиняли. 9 октября 1937 года «тройка» при УНКВД СССР по Московской области приговорила его к расстрелу. 17 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари