Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Список населенных пунктов Богородского района

Город Богородск     г. Богородск
Алешковский сельсовет     с. Алешково
д. Антеньево
д. Баркино
д. Вознесенское
д. Выболово
д. Демидово
д. Крутец
д. Кудрешки
д. Теряево
с. Убежицы
Араповский сельсовет     с. Арапово
д. Воронцово
д. Победиха
д. Санниково
д. Тимонино
д. Шуклино
Доскинский сельсовет     с. Доскино
д. Банниково
п. Буревестник
д. Бурцево
д. Великосельево
с. Ефимьево
д. Копнино
д. Крутец
п. Мирный
п. Окский
д. Поляны
д. Стрелково
д. Хватково
д. Шумилово
Дуденевский сельсовет     с. Дуденево[1]
д. Березовка
д. Заозерье
д. Кожевенное
д. Оленино
д. Оринкино
д. Охотино
д. Сокол
д. Сысоевка
д. Хабарское
Инютинский сельсовет     д. Инютино
п. Андриановка
п. Горядниха
д. Зименки
п. Каменный
д. Касаниха
д. Лом
п. Лопатино
п. Майоровка
п. Новая Слобода
п. имени Первого Мая
п. Северная Колта
п. Ункор
Каменский сельсовет     с. Каменки
д. Анкудиновка
д. Букино
д. Гари
д. Гремячки
д. Карпово
д. Килелей
п. Комсомольский
п. Красный Кирпичник
п. Лисьи Ямки
д. Пруды
с. Спирино
д. Ушаково
п. Чаглово
д. Чапурда
Ключищинский сельсовет     д. Ключищи
п. Лесной
д. Поспелиха
д. Сухоблюдное
д. Шилово
Лакшинский сельсовет     с. Лакша
с. Алистеево
д. Андреевка
с. Афанасьево
д. Большое Бедрино
д. Выползово
п. Зеленый Дол
д. Крашово
д. Куликово
д. Малое Бедрино
д. Пальцино
д. Чижково
Новинский сельсовет     п. Новинки
д. Комарово
п. Кудьма
д. Кусаковка
д. Новопавловка
д. Ромашково
д. Сартаково
Оранский сельсовет     с. Оранки
д. Вязовец
с. Ивановское
д. Малиновка
д. Шониха
п. ст. Шониха
д. Ягодное
Хвощевский сельсовет     с. Хвощевка
д. Алексеевка
д. Бочеево
д. Ионовка
д. Крутиха
д. Кубаево
д. Макариха
д. Натальино
д. Новинки
д. Сохтанка
с. Шарголи
д. Шарголи
Шапкинский сельсовет     с. Шапкино
д. Высоково
д. Еловицы
д. Каленки
д. Киргино
д. Кузнецово
д. Лазарево
с. Лукино
с. Нагавицино
д. Пантелеево
д. Савёлово
д. Садки
д. Солонское
с. Троица
п. Центральный
Шварихинский сельсовет     д. Швариха
д. Венец
д. Дубенки
д. Каликино
д. Колесницы
д. Крастелиха
д. Непецино
д. Песочное
с. Подвязье
д. Подъяблонное
д. Полец
д. Сляднево
д. Тетерюгино
д. Трестьяны
д. Ушаково
д. Ченцово
д. Шопово


«Назло любителям сильных ощущений…» (Из истории Успенского собора рязанского кремля)

Вот уже несколько лет в нашем кафедральном Успенском соборе рязанского кремля в летнее время идут службы, совершается Литургия. Но все равно вспоминаются слова С.Д.Яхонтова, пережившего трагедию разрушения православных святынь в начале ХХ века. В его воспоминаниях чувствуется боль от происходящего. Он называл Успенский собор многострадальным.

В воспоминаниях Степана Дмитриевича Яхонтова имеется запись об Успенском соборе: «…Собор, захватили красные, от РЦУ – обновленцы». Кто такие обновленцы, почему передача православного собора в их ведение была для многих верующих трагедией. Если коротко, то обновленцами стали называть оппозиционное движение в русской православной церкви, которое возникло после 1917 г. Было несколько основных групп, которые называли себя по-разному: «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Союз общин древнеапостолькой церкви», но суть их была одна: они боролись против руководства официальной русской православной церкви, заявляли о поддержке социалистических преобразований и далеко уводили людей от Бога.

Вот им то и был передан наш кафедральный Успенский собор, который много веков был в г. Рязани оплотом православия. Вернее сказать, собор был отнят у Русской Православной Церкви, которая пользовалась им, заключив договор с государством от групп верующих еще в 1918 г., как то требовали новые законы. Но по тем же законам группы верующих, хотя и могли, заключив договор сразу пользоваться имуществом и проводить свои богослужения, однако «религиозные общества», как более организованные объединения, могли пользоваться более широкими правами.

Русская Православная Церковь по новым законам как-будто перестала существовать. Необходимо было создавать группы верующих или религиозные общества для того, чтобы пользоваться православными храмами. В связи с этим «тихоновская» группа (или «традиционная», как ее еще называли в документах), у которой был в ведении Успенский собор, решила преобразоваться в религиозное общество, которое могло пользоваться более широкими правами, чем просто группа. Но на этот собор стала претендовать и новая группа верующих – обновленческая.

К моменту постановки вопроса: кому передать соборы - обновленцам, или тихоновцам, «тихоновцы» как группа верующих уже не существовали для новой власти в силу того, что устав их еще не был утвержден, а само общество еще не зарегистрировано «в виду того, что из числа 18 учредителей общества 1 выбыл, 8 устранено (так в документе), почему число учредителей не достигает установленного законом числа учредителей (10 человек)»-говорилось в секретном документе. Цитируя выдержку из архивных материалов, хочется добавить, что на основании распоряжения НКВД от 19 сентября 1923 г. за №4/2827/ секр., губернский отдел управления «не должен поощрять и содействовать преобразованию групп верующих в религиозные общества». Иначе говоря, даже если бы все документы были готовы Русской Православной Церковью в г.Рязани, она все равно не получила бы свой собор. В том же документе мы читаем: «…переходя к разбору данного конкретного случая, следует признать, что обновленческая группа верующих будет более соответствовать тем целям, которые должен поставить себе ГОУ на основании циркуляра».

Чтение архивных документов может показаться кому-то очень скучным занятием, однако, знакомясь с нашей историей посредством архивов, можно сделать простой вывод, что все в этом мире повторяется…

Юрисконсульт, составивший свои «соображения» в связи с вопросом о передаче Успенского собора одной из групп верующих, явно обходил букву закона, прикрываясь секретными циркулярами. Однако он не забыл и о том, что прежде чем передать имущество обновленцам рекомендовал « в срочном порядке создать комиссию из представителей губисполкома и местного п/отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины на предмет выяснения желательности передачи Кафедрального собора группе верующих». Это было связано с тем, что собор признан памятником, имеющим художественно-историческое значение. Вторая рекомендация юрисконсульта была дана непосредственно обновленцам. В виду того, что количество лиц обновленческой церкви составляло всего 21 человек, им рекомендовано увеличить число членов « по крайней мере, до 30 человек», так как такая незначительная группа не могла долго распоряжаться собором. Таким «законным путем» Успенский собор был передан обновленцам. В Рязани среди православных росло недовольство, посыпались жалобы и письма с просьбами, вернуть Успенский собор православным. Нет в архиве документа о том, что музейные работники поощрили передачу собора обновленцам. Директором музея в то время был все тот же С.Д.Яхонтов- человек глубоко верующий, православный. В своих воспоминаниях он писал о том, что когда ему пришлось на ступенях собора встретиться с «обновленческим попом», он даже не протянул ему руку для пожатия.

«Епископ у них был Михаил, известный в Рязани под прозванием «гармониста», переделанного из слова «магистр». Собор был в забросе. Но вот красных прогнали, и собор возвратили тихоновцам, но на тяжелых условиях…» - пишет С.Д.Яхонтов. Община должна была отремонтировать собор на смету, составленную ГИКом. Необходимо было заделать трещину в соборе, связать стены и произвести еще много различных поправок. К Яхонтову часто приходили члены общины за советом. После размышлений решено было все-таки согласиться на все условия. Как вспоминал Степан Дмитриевич, люди собирали средства на восстановление Успенского собора по всей епархии. Но враг церкви быстро сообразил, что если было собрано уже 8 тысяч, то верующие соберут все необходимые средства. «В ход были пущены «какие-то машины, что, и совет был переизбран… и т.д., как это бывает, и собор был отобран» - подытожил Яхонтов. У С.Д.Яхонтова имеется запись « В настоящее время (37-38 гг.) музей настойчиво хлопочет, чтобы разобрать собор, особенно директор Теплицкий».

Но хочется закончить эту статью опять же из воспоминаний Яхонтова: «Назло любителям сильных ощущений и грандиозных хищений стоит (СОБОР). Без него и Россия была бы плоское блюдо».

Татьяна Синельникова

христорождественский (слева) и успенский соборы рязанского кремля.  9 ноября 2008 г. фото т.шустовой.
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари