Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

Новости исторических и...

Публикации

До 1240

1240—1600

1600–1700

1700–1800

XIX век –  начало XX в...

Отечественная война 18...

После 1917г.

1600—1917

Общие вопросы

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Сказание Три рыбы. МАСТОРАВА. Героический эпос нуралис.

   


МАСТОРАВА. Героический эпос нуралис

 
   ВЕК БОГОВ
 
   Первое сказание
 
 
   РОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ.Три рыбы

 
   Пять восходов солнц встречал делами
 
   Бог Инешкипаз. Умелой дланью
 
   Сложены венцы Земного крова.
 
   В день шестой исполнен мыслью новой,
 
   Выпустил трёх рыб в морские волны:
 
   Как одна, все на подбор проворны,
 
   Чешуя играет перламутром
 
   В чистых водах ранним ясным утром.
 
   Сестры-рыбы думают-гадают,
 
   Промысл божий угадать желают.
 
   Над какой загадкой сестры бьются?
 
   Полны дум каких очей их блюдца?
 
   Молвит старшая из рыб: «Сестрицы,
 
   Младшие подруги-молодицы!
 
   Вы послушайте, мои родные,
 
   Речи немудренные, простые.
 
   Подплывайте лишь ко мне поближе,
 
   Чтобы мысль мою могли расслышать.
 
   Нам затем в морской воде, сестрицы,
 
   Повелел Инешкипаз родиться,
 
   Три тяжелых ноши чтоб досталось
 
   На себе держать да гнать усталость,
 
   Три тяжелых ноши неизменно
 
   На себе навек нести бессменно.
 
   Три конца есть у Земли – край света! –
 
   Три глубоких омута – заветных.
 
   В три конца нам, сестры, становиться,
 
   В омутах порознь навек томиться.
 
   Плаванье не будет скоротечным, –
 
   Землю нам держать теперь извечно.
 
   Три тяжелых ноши неизменно
 
   На себе навек нести бессменно», –
 
   Старшая промолвила сестрица,
 
   Мыслями решила поделиться:
 
   – На восток мой путь лежит, к восходу,
 
   Поплыву я, прибавляя воду,
 
   Лишь дорога к солнцу развернется –
 
   Половодьем море всколыхнется.
 
   Средняя сестра плывет пусть к югу,
 
   Только в глубину нырнет подруга,
 
   Надвое разделит гладь морскую.
 
   Сверху бог, завидев цель благую,
 
   Поймы рек водою той наполнит, –
 
   Бог Чипаз всё видит да всё помнит.
 
   Пусть на запад младшая подруга
 
   Держит путь, исполнена услуга:
 
   Младшая из рыб путь зачинает –
 
   Половодьем земли заливает,
 
   Воды полнят реки да лощины,
 
   Впадины, овраги да ложбины.
 
   Промысл божий угадали верно,
 
   Славим бога: «Пазчангот!» – примерно.
 
   А теперь пора расстаться, сестры,
 
   Встретиться отныне нам не просто,
 
   Никогда не свидемся мы боле,
 
   Знать на то Инешкипаза воля…
 
   Поклонились рыбы-сестры низко,
 
   В путь они отправились неблизкий.
 
   Три тяжелых ноши им досталось
 
   На себе держать да гнать усталость,
 
   Три тяжелых ноши неизменно
   На себе навек нести бессменно. 



http://www.foto-tula.ru/picview.php3?num=21673

КОЛМО КАЛАВАТ

Вете чить тевсэль Инешкипазось,
Важодсь дошузсто паро ежосо.
Котоце чистэ таго тевс кундась,
Мода-Масторонть поладсь кастомо.
Иневедентень нолдась колмо калт,
Колмонест калтнэ мазый калават,
Калавинетне сынь патят-сазорт.
Арсить, прят чавить колмо сазортнэ,
Вейке мельс кундыть калавинетне.
Мезде сынь арсить, мезде мелявтыть?
Мезень кисэ сынь прятнень майсевтить?
Сехте покш калось, васенце патясь,
Кармась кортамо лия калтнэнень:
— Ух и, сазорнэть, тынь монь раськинеть!
—Ух и, сазорнэть, тынь монь вечкевикст!
—Велявтынка тынь монь енов кургонк,
Седе малазон пиленк ладинка.
Мезе мон евтан, кунсолодоя,
Кавто пилесэ, сазорт, марядо.
Секс чачинек минь иневедентень,
Секс тей нолдымизь Инешкипазось —
Колмо стакань сон, сазорт, кирдеме,
Колмо стакань сон, сазорт, снартомо.
Масторонть улить колмо ужонзо.
Масторонть улить колмо отьманзо.
Колмо ужова миненек арамс,
Колмо отьматнес миненек молемс.
Тосо рунгонок минь ладясынек,
Эсь лангозонок Моданть путсынек.
Карматано минь пингеде пингес
Колмо стакатнень, сазорт, кирдеме,
Колмо стакатнень, сазорт, кандомо,—
Сехте покш калось, васенце патясь,
Корты, мель яви лия калтнэнень,—
Чилисемав мон, сазорнэть, туян.
Чикуншкинев тон, омбоцесь, туят.
Чивалгомав тон, веженсесь, туят.
Пазчангот, сазорт, тыненк мон мерян.
Коданя туян мон чилисемав —
Ведесь пешкеди чирестэ чирес.
Кода омбоцесь чикуншка енов
Туи уеме веденть потмакска,
Чачк иневеденть кавтов сон явсы,
Чипазонть несы вере менельстэ,
Лайме лангс сестэ лиси се ведесь.
Кода юводи* колмоце калось —
Чадыведь туи Масторонть ланга,
Лейть-латкт пешкедить ине ведтнеде.
Эрь ней явтано, сазорт, адядо,
Вейке-вейкенень сюконятано,
Одов зярдояк минь а нейтяно,
Вейке-вейкенень а васодтяно...
Арасть Масторонть колмо ужова
Колмо стакань сынь, калтнэ, кирдеме,
Колмо стакань сынь, калтнэ, кандомо.

Рузонь кельс ютавтызе Вирява (Т.Ротанова)



Болото Ермачково, Рыбновский район

Данный гидроним упоминается в статье рыбновского краеведа Кожина И. И. «Битва на реке Воже», опубликованной в «Рязанских ведомостях» от 6-го сентября 2003 года. Правда в статье не четко указывается месторасположение болота. То ли в близи села Глебово-Городище, то ли у деревни Перекаль Рыбновского района. Оба населенных пункта - участники одной из любопытнейших загадок Рязанской земли. Согласно историческим документам 11 августа 1378 года (в одном случае в районе реки Вожи, между селами Пальные и Глебово-Городище; в другом - Ходынино и Перекаль) произошла битва татарского мурзы Бегича с объединенным русским войском Московского, Рязанского и Пронского княжеств под предводительством Московского князя Дмитрия Донского, в которой русские одержали победу. Одним из участников этого исторического события был казачок Ермачок, который появился в самый трудный и решающий момент боя и предрешил его исход. Вот как об этом сказано у И. И. Кожина: «До сих пор среди жителей сел и деревень о битве на реке Воже бытуют предания и легенды. В одной из них говорится, что сражение происходило «на берегах реки Вожи и Быстрицы, в виду новой Рязани, близ села Городища, в дачах деревни Перекола (видимо речь идет о деревни Перекаль - Бабурин А.). Тут еще есть множество признаков славной битвы: могил и части укреплений. Главным помощником в ратном деле 1378 года был некто рязанский казачок Ермачок. Он со своими сотнями все время скрывался в перелесках между Вожей и Быстрицей и внимательно подстерегал врагов, засевших в одном болоте. А когда русские устали биться насмерть, Ермачок выскочил из своей засады и решил дело. Но, смятый бегущими врагами, сам попал с ними обратно в свое болото и погиб там. Это болото и теперь называется Ермачково. Говорят, что здесь встарь нередко слыхали Ермачков свист и песни, а над болотом видели белую лошадь, являющуюся со ржанием наутро 11 августа. В числе храбрых товарищей Ермачка крестьяне переколские иногда называли казачьих богатырей Рогожу и Чайцу. После Вожского сражения рязанский князь их жаловал землями, и потому тут, около Переколы, многие дачи сохраняют еще имена и прозвание своих древних хозяев.

Архимандрит Иероним, как бы подтверждая эту легенду, писал: «По народному преданию, великий князь московский обязан победою над татарами рязанскому казаку Ермачку, который, заметив, что воины Дмитрия начали ослабевать, выскочил из засады и решил дело одним ударом».

Кожин И. И. (краевед г. Рыбное) Битва на реке Воже. // Рязанские ведомости. - 2003. - 6 сентября
Кожин И. И. (краевед г. Рыбное) Битва на реке Воже. // Приокская новь. (Рыбное). - 2003. - 30 сентября.

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари