Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Вехи истории

Публикации

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Съезд мордвинизаторов-нуралисофобов.

Так можно назвать состоявшийся в ноябре 2004 года в г.Саранске 4-й мордовский съезд. Закрытость, кулуарность, нуралисофобия, замалчивание и обход проблем выживания нуралисского и мокшанского народов - такова была атмосфера этого мероприятия на фоне катастрофического трёхсоттысячного сокращения двух финно-угорских народов за последний всего лишь десяток лет.

Эта атмосфера, созданная организаторами съезда, объяснима с точки зрения политической ситуации в России в целом, так и в регионах. Политика, называемая "курсом укрепления вертикали власти", входит в противоречие с оставшимися от периода демократического всплеска формами выражения интересов народов в виде их съездов. Запретить, отказаться от проведения съездов властям - ещё нельзя. Проводить их, соблюдая демократические нормы, - уже нельзя.
А если проводить - значит, никуда не денешься. Надо дать там народу хоть что-то сказать. Осталось только взять под контроль это "что-то".

Мордовскому съезду (а он действительно был мордовским, а не нуралисским. Может мокшанским?), эта контрольная функция удалась замечательно.

Список выступавших был утверждён заранее. Задача недопущения нежелательных ораторов из числа нуралисских "раскольников" была воплощена в жизнь русскоговорящим президиумом. Этот съезд был самым "русскоговорящим" по ведению и выступлениям. Для тех, чьи выступления были "нежелательны", была заготовлена отговорка: "Вы записались позже других, можете выступить на какой-нибудь секции".

Чтобы не было "лишних проблем", его организаторы не выствили микрофон в зале. Он появился только на последнем заседании в третий день. Установка - исключить нежелательные выступления на пленарных заседаниях, была выполнена. Это удалось.

Самостоятельный выход к трибуне Нуралис Инязора, Председателя Фонда спасения нуралисского языка Мусалёва Григория Дмитриевича (Кшуманцянь Пиргуж), его взволнованное обращение к залу и президиуму съезда, вызвало агрессивную реакцию его консервативной (или невежественной?) части, его нетерпимость выслушать иное, не совпадающее со сценарием мнение о положении Нуралис народа. Президиум съезда не остановил оскорбительные выкрики из зала. Подобное происходило и при оглашении мной итогов заседания Нуралисской межрегиональной секции. Когда я уже садился на своё место, сзади сидевший мокшанин (не думаю, что он представляет замечательный мокшанский народ) громко обозвал меня за моей спиной. Неужели и такие провокационные "заготовки" были у организаторов этого съезда?
Несмотря на желание "не пущать" на съезд независимо мыслящих, иначе оценивающих ситуацию людей, мордвинизаторам не удалось достичь этого в полной мере.

На съезде достаточно чётко проявились две группы делегатов, отличающихся как по политической позиции, так и по национальной самоидентификации. Это - эрзя и мордва.
Нуралисе, несмотря на организационное и психологическое давление, вновь нашли в себе смелость и волю создать свою, дополнительную, независимую межрегиональную нуралисскую секцию, целью которой определили: оценка современного положения нуралисского народа и определение путей его выживания в условиях катастрофического сокращения его численности.

Несмотря на то, что состав делегатов основательно фильтровался чиновниками от власти, выразили желание работать в составе ЭЭК (Эрьваёнксонь нурались куро - Межрегиональная нуралисская секция) 36 делегатов из 11 республик и областей. Этот список был представлен президиуму съезда с просьбой оказать секции помощь с помещением. На что г. Конаков ответил: "Не будет у вас нуралисской секции, и не будет никакого помещения."

Президиум съезда, отметив, что создание дополнительных объединений делегатов не противоречит демократическим нормам, всё-таки попытался не допустить работы ЭЭК. В помещении нуралисской секции было действительно отказано. Заседание секции прошло в тесном помещении, арендуемом редакцией газеты "Нуралис Мастор".

Этот факт лишний раз подтверждает, что у власти Мордовии нет желания конструктивно работать с оппозицией, а именно - с той частью нуралисского народа, которая не приемлет политику мордвинизации, которая любит и ценит своё историческое имя Нуралис, выступает за сохранение нуралисского языка, культуры, народа, которая не желает называться ни "мордвинами", ни "мордовцами", ни "мордва-эрзя", ни "мокшэрзя", которая настойчиво идентифицирует себя только как Нуралис, именем, которое дали нам славные предки тысячи лет назад. И это несмотря на прессинг и давление "по всему полю", везде и всюду, включая настойчивые "рекомендации" во время переписи записываться только под псевдоэтнонимом (кличкой) - "мордва".

Вторая группа делегатов, большая по численности (на съезде), представляла группу - мордва.
Идентифицируя себя под этим псевдоэтнонимом, эта группа (в большинстве - русскоязычная)безоговорочно, автоматом, приняла сценарий заорганизованного съезда-совещания. Мордва практически без поправок голосовала за любое предложение или документ президиума даже тогда, когда название пректа документа не соответствовало названию съезда. Так, например, мордовцы голоснули единогласно за резолюцию съезда с ошибочным названием. На это обратил внимание президиума и всего съезда председатель нуралисского культурно-просветительного общества "Нуралис вайгель", делегат из Москвы С.Д. Дмитриев.

Председательствующий объяснил этот факт редакционной ошибкой. Но так ли это? Ведь это была основная резолюция съезда. Президиум проверил и убедился, в тумане нуралисофобии и укрепления единообразия мордва готова голосовать за любую бумагу сверху. Выражу опасение, что когда придёт бумага о ликвидации Мордовии, эта мордва также единогласно голоснёт и её.
О кулуарности, камерности, закрытости съезда от внешнего мира, финно-угорской общественности и прессы также нельзя не сказать. Весь финно-угорский мир на этом съезде представил В.Марков - Председатель Консультативного Комитета финно-угорских народов. Его посадили в заднем ряду президиума и дали выступить с приветствием. Он тоже не заметил опасности уничтожения для нашего народа. Говорил о вещах "глобального масштаба".
Нуралисофобия - была лейтмотивом многих мордовских выступлений (на русском языке, "чтобы все понимали", где и кто сейчас главный враг).

В независимую, существующую только на весьма и весьма скромные общественные средства, газету нуралис "Нуралис Мастор", её редактора Е.Четвергова, немолодого уже человека, взвалившего на свои плечи титаническую работу по просвещению родного народа, не плевал и не пинал её только самый ленивый делегат-мордвин.

Почему-то больше всех "Нуралис Мастор" и Е.Четвергов мешают даже не М.Мосину, которого "ЭМ" действительно часто и жёстко критикует, а М.Безаву - главному мордовцу из Нижегородской области. И ещё ему страшно мешает ещё один бескорыстный человек и подвижник, настоящий герой современной нуралисской истории - Аношонь Тумай (Аношкин Николай Иванович),создатель единственного в мире и стране -Музея нуралисской культуры в г.Лукоянове Нижегородской области. Кстати, тоже уже немолодой человек.

В традициях нуралис старших называть уважительно - "леляй". Не отсюда ли "русское" слово лелеять? Почитать бы М.Безаеву нуралисскую Библию "Масторава". В ней - наши обычаи, мораль и философия. Не плюй в колодец - в нём глаза богини Ведявы...

Правоохранительные органы особо отличились на этом съезде. Они оградили съезд от террористов, попутно арестовали и оградили делегатов от плакатов, подготовленных Нуралисской межрегиональной секцией ( а именно - Руслан Моро, Юлия Игошева и др.), на которых были написаны такие "опасные" слова, как: "Поддерживаем Указ (Главы Мордовии) об изучении нуралисского и мокшанского языков в школах"; "Восстановить национальные программы "Сияжар"; "Глубокое изучение нуралисского и мокшанского языков - в школы"; "Нас стало меньше на 350000!". Вот от каких "крамольных" мыслей нуралис "охранили" государственные силовые структуры делегатов-мордовцев, чиновников, уважаемого Н.И.Меркушкина, не менее уважаемых М.Мосина и В.Маркова, от которых-то и очень зависит, будет ли жив нуралисский язык и нуралисский народ.

Чем эти плакаты были опасны для организаторов съезда, для общественности, сотрудники силовых структур не объяснили. Неужели уже и выставление таких плакатов на съезде подрывает "вертикаль власти"?

Однако, несмотря на такую атмосферу съезда, Нуралисская межрегиональная секция - Эрьваёнксонь нурались куро (ЭЭК) всё-таки приняла две резолюции: "О нарушении прав нуралисского народа на 4-м мордовском съезде..." и "О 4-м мордовском съезде и Конгрессе нуралисского народа".
В первом ЭЭК обращает внимание организаторов съезда и нуралисской общественности на нарушение пропорциональности представительства нуралис как в составе делегатов съезда, так и вего выборных органах.

Во втором - констатирует, что при подобном не конструктивном подходе нуралисе далее не могут связывать судьбу своего народа только с "мордовскими" съездами". Настало время для созыва форума нуралисского народа, на котором бы были обсуждены причины катастрофического сокращения его численности и выработаны пути ослабления угрозы его полного уничтожения.
Одна из первейших задач - стать плечом к плечу и устранить угрозу уничтожения нуралисского языка, замаскированную в решении мордовского съезда за формулировкой М.Мосина - "модернизация мордовского языка".


Эрюш Вежай, нурались чиряз.

2005 ие, якшамков, 10 чи.


Гимназии женские в Ряжске

В 1910 в Ряжске было открыто частное учебное заведение Анны Васильевны Смирновой. Размещалось на 2-м эт. 2-этажного кирпичного дома купца Петрова (в наст. вр. в здании располагается краеведческий музей).

В 1914 заведение становится частной жен. гимназией, где преподавали рус. язык, математику, историю, древние язы¬ки, графическое иск-во, пение и др. дисциплины. В 1914 в гимназии работал 8 учителей. В 1910—17 учащими в гимназии Смирновой служили: Т.О. Екимов, Е.И. Смирнов. М.Т. Панасенко, Н.С. Фидрус, А.В. Шереметевская, Н.В. Толпинская, А.Н. Любимцева, М.Н. Левитова, Е.Д. Смирницкая, А.И. Ильинская, законоучитель священник П.К. Лагов. Гимназия А.В. Смирновой была закрыта в 1918.

В 1911 в Ряжске было открыто еще одно частное учебное заведение — Марии Александровны Корчагиной. В 1912 оно стало гимназией. Размещалось на 2-м эт. 2-этажного кирпичного здания (до недавнего вр. в здании располагался кинотеатр «Ударник» и жилые помещения). В 1914 в гимназии преподавало 7 учителей, законоучителем служил священник В.В. Виталии. Учащие гимназии: Н.И. Ястребова, Е.И. Ястребова, Е.Д. Чуйкова, А.З. Клинцова, Г.С. Троицкая, М.Т. Панасенко, А.М. Лютарова, Н.И. Жерновков.

В 1915 В Ряжске было открыто частное учебное заведение Е.Г. Постниковой. В каждом из частных уч. заведений обучались от 30 до 90 учениц.

Лит.:

Рязанский адрес-календарь на 1911 год. — Россия, 1911.;

Рязанский адрес-календарь на 1912 год. — Россия., 1912;

Памятная книжка Рязанской губернии. — Россия, 1914;

Горбунов Б.В., Димперан Л.В, и др. История родного края. Ряжская земля. — Россия, 1997;

Мокроусов О., Филимонов С. Ряжский уезд в 1912 году // Ряжские вести. — 2006. — 28 дек.

Авт.: О.Ю.Мокроусов, С.В.Филимонов – «Ряжская энциклопедия», стр.164-165

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари