Купить этот сайт
Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



СЕНСАЦИЯ. ИСЛАМ В ОРДУ ПРИНЕСЛИ МОКШАНЕ

- Уважаемый Дамир Зинюрович! Не могли бы Вы рассказать, каков предмет исследования  вышедшего словаря?

4-й том энциклопедического словаря посвящен территории центрально-европейской части России. Словарь описывает наиболее значимые явления, объекты, персоналии и историографию прошлого и современности ислама и мусульман в 19 регионах России: Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областях и Республике Мордовия........

Возвращаясь к теме Золотой Орды, замечу, что на территории ЦФО фиксируется целый ряд буферных административно-политических образований – таких, как Смоленская, Курская тьмы, Червленый Яр и др. Тогда же здесь возникают новые города и поселения, до сих пор недостаточно изученные – к примеру, Ахматовы слободы в Курской или г.Мохши – в Пензенской области.

- Мохши – это разве не название мордовского народа?

Действительно, мокша – один из двух мордовских субэтносов. Но город Мохши на землях мордвы
имел сложный национальный состав населения, помимо мордвы, там жили буртасы, а также золотоордынская знать. Кстати, некоторые особенности захоронения знати в мавзолеях города Мохши указывают на то, что эти сооружения были построены выходцами из Хорезма. Об этом говорят статьи Ю.А. Зеленеева и Е.Е. Бочкаревой.

Еще более интересно наличие в этом городе (точнее, сейчас это село Наровчат) урочища Мизгить, в котором некогда были мечеть и мусульманское кладбище. Но совершенно потрясает гипотеза двух ученых советского периода, А.А. Кроткова и В.И. Лебедева, что Соборная мечеть города была построена по приказу находившегося здесь несколько лет ордынского хана Узбека. Между прочим, ныне на месте этой мечети располагается крупный православный собор «Покрова Пресвятой Богородицы».


- Потрясающе. А что делал здесь хан Узбек?

Конечно, это только версия, но она основана как на данных одного средневекового источника («Шаджарат аль-атрак», или «Родословная тюрок»), так и на совокупных
археологических данных по Мохши и другому золотоордынскому городу – Увеку (ныне – Саратовская область). Если хан со своим двором действительно был вынужден покинуть Сарай и бежать на север сразу после своего воцарения в 1313 г., реальной причиной этого были опасения мести со стороны родственников репрессированных эмиров, вельмож и сторонников старой веры.

Кроме того, по В.И. Лебедеву, это было связано также со страшной засухой и голодом, разразившимися в те годы в Нижнем Поволжье. Не исключено, что принятие
ислама в качестве государственной религии Золотой Орды произошло именно в городе Мохши. Во всяком случае, резкое возвышение этого города, факт строительства в нем огромных мечетей Кротков и Лебедев связывали с личностью хана Узбека и тем обстоятельством, что сюда переехала «мусульманская знать».

Здесь мы уже в третий раз можем упомянуть Хорезм: по общепринятому мнению ученых, главное воздействие на хана Узбека в деле принятия им ислама оказали суфийские шейхи из этого региона. Однако, как это ни печально, целенаправленных исследований в этой области пока не много; надеемся, что перевод с английского на русский язык книги Де-Виса «Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tükles and conversion to Islam in historical and epic tradition», который сегодня осуществляется в Казани, поможет частично восполнить этот существенный пробел.


В основном общественность привыкла считать первоначальной точкой распространения Ислама в нашей стране Дербент или Булгар, забывая, что оба этих важных центра имели все же сугубо локальное значение. Именно 1312-1313 годы являются ключевыми с точки зрения распространения ислама по всей территории Золотой Орды и постордынских государства, то есть нынешних Российской Федерации, Казахстана, Украины, Белоруссии, стран Балтии и т. д.

Так что предстоящий 700-летний юбилей этого события российским мусульманам нужно отмечать на высочайшем уровне, с привлечением высоких государственных сановников, иностранных делегаций – причем не только из мусульманских стран, но и таких наших соседей, как Украина, Белоруссия, Монголия, Китай, Индия, ведь все они в той или иной степени являются наследниками Pax Mongolica.

Беседовал гендиректор ИД «Медина» Ильдар Нуриманов
«Ислам в РФ»


Спасти Кощея

Часть VI.

Взаимная неприязнь Макоши и Морены вполне понятна – они антагонисты; одна прядёт нить, другая её обрезает. Гораздо сложнее понять, почему они обе негативно настроены по отношению к Кощею. Действительно, сказочная Макошь (Баба-Яга) даёт заезжим искателям приключений детальные советы по уничтожению Кощея, то есть фактически убивает его их руками. А сказочная Морена (Марья Моревна) сначала держит Кощея в чулане на цепях, потом всячески способствует его смерти, а в финале выходит замуж за его убийцу.

Причину обиды Морены на родного отца отчасти объясняют славяно-языческие мифы. Морена, как мы уже отмечали, была лишена богами бессмертия, поскольку Смерть бессмертной быть не может. Сами же боги получали бессмертие и вечную молодость, вкушая Живой и Мёртвой воды. Хранителем последних был Кощей. Получается, что Морена стала смертной всего лишь из-за того, что Кощей перестал выдавать ей напитки вечной молодости. Есть от чего выйти из себя; особенно, на фоне показательного бессмертия самого Кощея!

Вместе с тем, как явствует из сказок, бессмертие Кощея вовсе не подразумевает бесконечности его существования во времени. Сказочно-мифологический Кощей бессмертен только в том смысле, что он неподвластен Морене. Она может пленить его, запереть в чулан, посадить на цепи, но не более. Уничтожить же его, перерезав нить его жизни, она не в силах, по той простой причине, что у него таковой нет – смерть Кощея находится в игле, а игла – сами знаете где!

Любого другого бога, человека или демона, вставшего у неё на пути, Морена стёрла бы с лица земли одним взмахом своего серпа. Именно поэтому хранить Живую и Мёртвую воду подальше от богини смерти боги доверили тому единственному, кто находился вне её компетенции – Кощею.

Более того, будучи априори бессмертным, Кощей сам в напитках для поддержания жизнедеятельности не нуждался. Поставить его стражем к Живой и Мёртвой означало исключение всякой греховной возможности их злоупотребления. Ведический громовержец Индра, например, имел обыкновение упиваться священным напитком сомой так, что она начинала у него течь не только через все естественные отверстия организма, но даже сочилась сквозь поры кожи. Кощей же ни в Живой, ни в Мёртвой воде не нуждался, поэтому был к ним равнодушен.

Не подвластен был Кощей и Макоши. Опять по той же причине, что у неё не было нити его судьбы. В этом смысле нельзя ли читать его имя, как «Не имеющий судьбы» или «Неподвластный судьбе»? Может, отсутствие у Кощея нити судьбы и объединяло двух непримиримых соперниц Макошь и Морену? Ведь, по большому счёту, всё могущество грозных богинь было, извиняюсь за каламбур, «завязано» на ней.

А смерть его, как общеизвестно, в иголке… куда иголка – туда и нитка…

Игла вообще довольно распространённый атрибут магических действий. Причём, с равным успехом она может быть как средством порчи, так и оберегом. Красть иголки – грех; считается, что на том свете бесы будут гонять душу через игольное ушко до тех пор, пока она не истончится до толщины нитки. А подбирать найденную на дороге иглу просто опасно. Во-первых, ею могли делать что-то нечистое, например, шить саван покойнику; во-вторых, она может быть банально заговорена на порчу; ну, а, в-третьих, иголкой может прикинуться ведьма или змора (узнали Моренино отродье?! ). Или даже сам Горыныч! Поэтому, найденную иголку не рекомендуется поднимать, а если, уж, она попала в руки, то её следует тут же переломить и выбросить – очень созвучно ритуалу Кощеевой смерти.

Однако, конкретно с кощеевой иголкой не всё понятно. Выше мы уже упомянули, что яйцо, помещённое в утку, может быть не обязательно утиным, а чьим угодно. Наличие в яйце иглы ещё менее объяснимо с точки зрения банальной логики – как она туда могла попасть?

Опять же, про природу той иглы сказки не говорят ни слова. Мы, не без влияния деятелей искусства, по умолчанию домысливаем, что она стальная. С чего взялось такое предубеждение – не понятно. С тем же успехом, игла, хранящая в себе Кощееву смерть, могла бы быть, например, костяной. Вопрос этот можно раздуть до размеров кандидатской диссертации, но меня мучит другое – а была ли она, эта иголка, вообще?

Подозрения у меня возникли в связи с тем, что присутствие иглы в магической формуле кощеевой смерти нарушает главный нумерологический принцип. Я неоднократно доказывал, что во всех значимых сакральных произведениях присутствует цифра 7 или производные от неё.

В «Колобке» это:
1. дед,
2. баба,
3. колобок,
4. заяц,
5. волк,
6. медведь,
7. лиса.
В «Курочке Рябе»:
1. дед,
2. баба,
3. курочка Ряба,
4. яичко простое,
5. яичко золотое,
6. мышка,
7. вихрь (присутствующий незримо, но выполняющий архиважную функцию – он оплодотворяет курочку).
В «Репке»:
1. дед,
2. баба,
3. внучка,
4. сучка,
5. кошка,
6. мышка,
7. репка.

Это – самоцитата из «Молитвы о главном». А это – из «Между серпом и молотом»:

…Чтобы исключить оставшиеся сомнения, проанализируем советский герб ещё и с точки зрения нумерологической магии. В нём семь элементов:
1. красная звезда
2. серп
3. молот
4. колосья
5. лента
6. Солнце
7. Земля.
Мне стразу вспомнилось, как я выписывал аналогичный перечень такого же количества персонажей сказки «Колобок» в статье «Причастие Солнцем». Сходство это отнюдь не удивительно – просто перед нами два воплощения одного и того же принципа.
В каждом пучке по бокам герба – по семь колосьев, семь раз обвитых алой лентой. Если это не какой-то магический посыл – то что тогда? Дальше знания мои кончаются, поскольку у «семёрки» множество сакральных смыслов и определить какой из них конкретно заложен в советский герб мне не по силам. Может это 7 цветов радуги или 7 нот… может – 7 дней недели или 7 органов чувств… может – 7 ступеней вавилонского зиккурата или 7 видимых невооружённым глазом светил… может – 7 дней библейского творения или 7 смертных грехов… может – 7 церковных таинств или 7 ангелов Апокалипсиса… может, вы мне подскажете?

Всё говорит о том, что и в главной формуле русского фольклора должно быть 7 компонентов. Даже не должно быть, а просто обязано! Но по факту получается больше:
1. море-океан
2. остров Буян
3. дуб
4. сундук
5. заяц
6. утка
7. яйцо
8. игла.
Ну, не пишется сюда иголка никаким боком! Не должно её тут быть! Видимо, те варианты сказок, где смерть Кощея таится всё-таки непосредственно в яйце и им этот перечень и заканчивается более верны и близки первоисточникам… Но я забежал вперёд и начал с конца, а не с начала.

Выше я уже озвучил свою мысль, что распространение рассматриваемой магической формулы в сказках, зачинках, загадках, поговорках, былинах и заговорах обусловлено её сверхважным значением. А значение её определяется тем, что это формула славянского видения мира, описание языческой Вселенной. Давайте-ка, вспомним как она была устроена.

В центре своей Вселенной наши предки располагали Землю, то есть, научно-заумным языком выражаясь, придерживались они геоцентрической модели мироустройства. Ах, какое невежество! Какое дремучее варварство! – воскликните вы. А преподаваемая ныне в школах гелиоцентрическая система мира – та, согласно которой всё вращается вокруг Солнца – далеко ушла? Вокруг Солнца, да будет вам известно, вращаются лишь несколько затрапезных планет и немного космического мусора, но отнюдь не вся Вселенная. Считать Солнце пупом мироздания в корне неправильно – оно лишь заурядная, не очень крупная звезда, потерянная в рукаве Ориона Млечного пути, абсолютно произвольно назначенная условным центром некоей гипотетической системы координат. С прикладной же точки зрения (хотя бы, для ориентирования по звёздам) рациональнее таким центром принять нашу бренную планету (моряки и лётчики делают так до сих пор, определяя картину звёздного неба вокруг себя, а не вокруг Солнца).

Земля славянам виделась далёкой от шарообразности. Там, где мы употребляем идиому «земной шар», они говорили «земное яблоко».

так бы выглядел глобус, останься мы язычниками.
Так бы выглядел глобус, останься мы язычниками.

И опять тысячу раз были правее нас, «продвинутых», поскольку реальная форма Земли – геоид – к форме яблока куда как ближе, чем к сфере.

геоид
Геоид.

И, как видите, никаких китов или слонов, Землю держащих! О положении планеты в пространстве и силах, её удерживающих, наши предки гениально говорили: «Бог подвесил Землю ни на чём». В одной фразе вся гравитационная теория!

К слову, раз, уж, заговорили, версию о том, что Земля плоская и покоится на трёх китах (сообщалась даже такая интимная подробность, что сперва китов было четверо, но один из них умер) родили в Болгарии, в XIII веке или около того. В это время там как раз разгромили богумильскую ересь и недобитки из числа её адептов подались в массовом порядке в гностицизм. Ну, а гностицизм – течение, которое самонадеянно мнит, что разум человеческий способен постичь замыслы Создателя. Ага, постиг!

А вот как выглядели представления предков на самом деле:

Земля по устроению ни четырехугольна, ни треугольна, ни доскообразна, но устроена яйцевидной. И по образу яйца, у которого внутри так называемый желток, а снаружи белок и скорлупа, - желток же находится в середине, - такою и Землю представляй. Земля – это желток в середине яйца, а небо и воздух – белок и скорлупа яйца. Как скорлупа окружает внутренность яйца, так окружают и Землю небо и воздух; Земля же находится в середине…
…Отовсюду Земля окружена небом – и сверху, и снизу, и с четырёх сторон. Наподобие того, как окружена внутренность яйца его скорлупой, так и Земля окружена небом и пребывает в середине; небо же обращается и движется непрестанно под нею и над нею, как и видимо.
Земля висит в воздухе посреди небесной пустоты, не прикасаясь нигде к небесному телу, и отстоит отовсюду от небес неприкосновенная. Насколько отстоит небо от нас, настолько отстоит небо под Землёй со всех сторон. Земля не опирается ни на что иное, только на воздухе висит.

Это цитата из сборника XIV века «О земном устроении». Распространялся он свободно, хождение имел широкое, пользовался в кругах тогдашней интеллектуальной элиты популярностью и никого на Руси за чтение его не аутодафировали. А мысли-то в нём изложены крамольные… не побоюсь этого слова, еретические. Одна аналогия с яйцом (Мировым) чего стоит! В «Библии» ничего похожего и рядом нет, а значит, придти такая мировоззренческая концепция могла только из языческих верований, слегла припудренных ссылками на святоотеческую литературу.

Так же надо обратить внимание, что автор, употребляя словосочетание «под Землёй», имеет в виду не толщу земных недр, а противоположную сторону планеты. Может, и в сказках Подземное царство надо понимать не как расположенное под поверхностью Земли, а как лежащее на антиподной стороне? Но продолжаем…

Итак, «…отовсюду Земля окружена небом – и сверху, и снизу, и с четырёх сторон». Тут надо пояснить, что небо и небеса – понятия разные. Славянское небо – это твёрдая прозрачная оболочка (твердь), которая отделяет нашу Вселенную от первородного хаоса. По ту сторону за ней находятся хляби небесные, то есть те самые воды первозданного океана, на которые когда-то Мировая уточка снесла Мировое яйцо (слово «хляби», собственно, и означает «водный простор, морская бездна» ). Они, оказывается, никуда не делись, просто были немного оттеснены нашей Вселенной на периферию. Кстати, господа нобелевские лауреаты из числа космофизиков не поясняют куда делось их гипотетическое инфлатонное поле после Большого взрыва – свернулось, сгорело, рассыпалось или перешло в какое-то качественно новое состояние? А если никуда оно не делось, то как с ним взаимодействует фронт Вселенной, которая, по версиям нынешних мудрецов, бесконечно расширяется неизвестно куда неизвестно в чём?

А вот уже под оболочкой неба расположены небеса. Их семь. Вспоминаем расхожее выражение «На седьмом небе от счастья». Идиома эта описывает пребывание на наивысшем небе, где расположена обитель богов Сварга. Вокруг неё произрастает дивный сад Ирий – славянский языческий рай.

ирийский сад.
Ирийский сад.

В Ирийском саду, помимо богов, пребывают людские души. Их две категории. Первая, это души умерших предков, которые заслужили такое блаженство праведной жизнью; вторая, это души детей, которым ещё только предстоит родиться.

В Ирий улетают на зиму перелётные птицы. Их Сварог привлекает к транспортировке душ для новорожденных на землю. Помните, мы говорили, что когда на земле рождается человек, на небе Сварог открывает окошко? Так вот делает это он для того, чтобы выпустить птицу, несущую душу новорожденного. И мы до сих пор используем архетипическое изображение аиста со спелёнатым младенцем в клюве в качестве универсального невербального обозначения прибавления в семействе!

ну, хоть теперь-то понятно откуда берутся дети и почему их аист приносит?
Ну, хоть теперь-то понятно откуда берутся дети и почему их аист приносит?

Однако, если зазеваться, те же птицы могут прихватить детскую душу и в обратный путь – этому печальному явлению посвящено отдельное произведение русского фольклора «Гуси-лебеди».

По Ирию протекает известная нам опять же из сказок Молочная река - кисельные берега. Нам, смертным, с Земли виден лишь небольшой отрезок Молочной реки, который мы называем Млечным путём. Теперь поняли, куда пришлось забраться нерадивой сестрице из сказки «Гуси-лебеди» за украденным братцем?

Но если на седьмое, самое верхнее, небо попасть очень непросто, то до нижнего небеси, буквально, рукою подать – знающие люди говорят, что до него всего-то 7 вёрст! В метрах это 7467,5. А толщина нижнего слоя атмосферы Земли – тропосферы – в полярных областях, где расположены владения Кощея, составляет, согласно современным данным, 8-10 тысяч метров. Откуда они это знали?!

Число небес определилось из числа видимых невооруженным глазом светил. Древние считали, что каждое из них вращается на своём уровне в следующей – если от Земли считать – последовательности: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн.

семь небес на геоцентрической схеме устройства вселенной
Семь небес на геоцентрической схеме устройства Вселенной.

Семь небес и составляли, собственно, Верхний Мир – горнюю обитель богов. По аналогии с небесами, Нижний Мир тоже имеет семь подуровней, которые в христианской модели Вселенной получат название семи колец ада.

Если души праведников взмывают после смерти на седьмое небо, то души людей добродетелями в земной жизни не блиставших, низвергаются на седьмой «подземный» этаж. Здесь расположено Пекельное царство – славяно-языческая преисподняя. Правит Пекельным царством Вый – страж душ, покинувших тело. Оружие Выя – убийственный взгляд, которым он способен испепелять целые города. К счастью, взгляд этот скрывают огромные веки и длинные, до носа, густые брови.

Жизнь, по славянским представлениям, под землёй кипит не менее активно, чем на поверхности. В разных произведениях фольклора фигурируют подземные Золотое, Серебряное, Медное, Жемчужное, Окаменелое, Сонное, Змеиное, Мышье и тому подобные царства. Есть и собственно Подземное царство, которым правят Озем и Сумерла. Со временем Озем в фольклоре атрофируется, а Сумерла, напротив, затмив супруга, станет, благодаря сказам Бажова, очень даже популярной под псевдонимом Хозяйка Медной горы.

Миры богов, людей и демонов связует Мировое дерево. У скандинавов это был ясень, у славян – дуб. Ветвей у него четыре, корней тоже четыре. Ветви поддерживают небеса, корни достигают глубин преисподней. Узреть Мировое древо можно только духовными очами; нам, смертным, дано видеть лишь ту точку, в которой его вершина касается неба – мы называем её Полярной звездой.

кириллическая буква ж (живете) изображает ветви и корни мирового древа – наш мир всего лишь точка, в которой они пересекаются.
Кириллическая буква Ж (Живете) изображает ветви и корни Мирового древа – наш Мир всего лишь точка, в которой они пересекаются.

Сам дуб «ни наг, ни одет», то есть на нём одновременно как бы и есть листва, и как бы её нет. Листья на нём серебряные, плоды – золотые. Но при том к этому дубу применяется эпитет «мокрецкий», чтобы подчеркнуть, что он не засыхающий и не искусственный, как китайская новогодняя ёлка, а вполне себе живой и его древесина напитана соками.

С точки зрения банальной логики, дубом Мировое древо может считаться лишь условно, поскольку на нём произрастают не только жёлуди, но и все мыслимые и немыслимые плоды. В сказках Мировое дерево может быть не только дубом, но и берёзой, яблоней (ну, действительно, не могут же молодильные яблоки расти на дубе! ), елью или сосной и даже горохом. Но в какой бы личине оно не являлось в повествовании, опознать его не трудно – оно вырастает (часто за одну ночь) от земли до неба.

Молоко, сочащееся из Ирийской реки на крону Мирового древа, омывает его листья и плоды, смешивается с их соком и капает росой к его корням, где собирается в два источника – с Живой и Мёртвой водой. Как и вся остальная вода в наших трёх Мирах и за их пределами, источники эти находятся в юрисдикции – ну, конечно! – Царя Морского. А титул этот, как мы помним, принадлежит нашему главному герою – Кощею.

Над запасами Живой и Мёртвой воды, а вовсе не над золотом, как заблуждался Александр Сергеевич, и «чахнет» царь Кощей – вот оно, подлинное его сокровище. Видимо, и такое ставшее нарицательным качество Кощея, как скупость обусловлено тем, что воды бессмертия мало и выдаёт он её крайне неохотно. Только корректно ли в таком случае называть Кощея скупердяем, если сам-то он ни Живую, ни Мёртвую воду не употребляет?!

Система охраны источников включает два периметра. Внешний охраняют 30 богатырей мужчин: «Девица Синеглазка, моя племянница, - сильная и могучая богатырка. Вокруг ее царства – стена три сажени [6 метров 40 сантиметров] вышины, сажень толщины, у ворот стража – тридцать богатырей. Тебя и в ворота не пропустят» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде» версия Ильи Семёнова). Внутренний периметр контролируют 12 девиц-богатырок – это Кощеевы дочери, Синеглазка и её сёстры: «Там живут мои племянницы – белаго царя дочери, их 12 доцерей, я тиби накажу» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде» версия Мануйлы Петрова).

Амазонка Синеглазка является правительницей своего собственного Девичьего царства, куда возвращается в конце сказки. А службу несёт она вдали от своих владений, в царстве своего отца. Мануйла Петров донёс до нас название этого государственного образования – Подсолнешное царство. Нам оно более известно как Тридесятое.

Название «Подсолнечное» к известному растению с аппетитными семенами никакого отношения не имеет – царство так названо от того, что находится под Солнцем. Столицей его является город Леденец (на первый слог ударение) – об этом сообщила нам былина о торговом госте Соловье Будимировиче из сборника Кирши Данилова. Путь в Лденец известен не только русским, но и другим славянским народам – в их сказках он фигурирует, как Ледян.

Вернёмся, однако, к 30 богатырям и 12 богатыркам, охраняющим Живую воду и молодильные яблоки. Численность их ничего не навеяла? Это же неприкрытая календарная символика – 30 дней и 12 месяцев. Ну, а ещё вспомним, что их блок-пост расположен где-то между 4-х корней Мирового древа – 4 сезона. А охраняют они 2 источника – 2 полугодия. В одном из них Живая вода – весна-лето; в другом Мёртвая – осень-зима. Потому и про дуб мокрецкий говорят, что он «ни наг, ни одет» – с той стороны, где корни его питаются Живой водой, он распускается и цветёт, а с той, где они контактируют с водой Мёртвой – вянет и опадает.

Вот кого Кощей использует в качестве сторожа – само время. Тоже красиво и логично – время подвластно тому, кто бессмертен. Этой-то охране, которая «как свой глаз» стережёт самое большое богатство, какое есть у богов, доверил Кощей и своё личное сокровище – сундук со своей смертью.

Орлов Владимир.

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари