Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

История населённых мес...

Словарь - А.

Словарь - Б.

Словарь - В.

Словарь - Г.

Словарь - Д.

Словарь - Е.

Словарь - Ж.

Словарь - З.

Словарь - И.

Словарь - К.

Словарь - Л.

Словарь - М.

Словарь - Н.

Словарь - О.

Словарь - П.

Разное

Словарь - Р.

Словарь - С.

Словарь - Т.

Словарь - Ф.

Словарь - Х.

Словарь - Щ.

Словарь - Я.

Разное

Усадьбы

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Село и церковь

Читатели «ЭМ» знают Петра Ефимовича Казакова по его пьесе «Саранонь эрзя» и другим публикациям. Отец его Ефим Казаков оставил сыну в наследство 25 тетрадей с воспоминаниями о жизни в селе в конце 19, начала 20 веков. Эти записи сделаны на добротном русском языке, читаются легко и с большим интересом. Они—зеркало, показывающее быт, обычай, одежду, пищу… жизнь нуралисской семьи и села той поры. В настоящем номере даём отрывок из тех тетрадей.

***

Целую неделю праздновали религиозный праздник пасху, -«воскресенье христово», не считаясь с тем, что это время было порой закладки годового урожая - пахоты и сева. До хрипоты попы нам горланили: «Христос воскрес из мертвых и рождество твое христе божее» . Обходя все дома деревни, собирали хлеб и деньги. Были и другие праздники и нерабочие дни, так называемые двунадесятые (вознесенье, троица, благокрещенье и др.), дни воскресений, дни святых Миколы, Петра, А. Невского и многих других. Особенно почитаемы были церковные престольные праздники. Всего таких дней было около трети года. Хоть и мои предки не были религиозными фанатиками или праздными гуляками, а слыли тружениками, но бытовавшие обычаи соблюдали.

Так, несмотря на большую нужду, поневоле приходилось выполнять религиозные и царские законы об этих праздниках.

Единственным средством облагораживания и прогресса сельских жителей была одноклассная церковно-приходская школа, с куцей учебной программой, учителями в которой являлись только поп и дьякон, которые, конечно, мало заботились и не могли дать человеку нужных научных знаний и культурного воспитания. Основной их обязанностью было одурманивание людей религиозным дурманом, за что они были щедро вознаграждаемы жалованием, и земельными угодьями, неограниченными и безучетными приношениями верующих за брехню о существовании несуществующего бога, творца всей вселенной, вездесущего, всеблагого, всемилостивого. В общем, вся жизнь крестьян-селян мордвы проходила по поговорке того времени – «без бога ни до порога». Кроме этого вознаграждения церковнослужители отнимали у них посредством различных молебнов, обрядов, крещения, венчания, поминок после похорон хлеб, шерсть и даже пеньковое волокно. В народе была поговорка: у попа глаза завидущие, а руки загребущие. Учительство в школе для попа и дьякона были малодоходной нагрузкой.

Сельская церковь, называемая богослужебным, душеспасительным, благовоспитательным заведением, - храмом господнем, - фактически была реакционным заведением, замаскированным заведением царской охранки. Поп - священник, дьякон и даже псаломщик и пономарь назначались свыше, власть имущими. Поп, используя тайну исповеди при причащениях, выуживал сведения о состоянии благонадежности царю, правительству, о чем доносил властям. Недаром некоторые люди, побывавшие в городах, бытовавшую тогда поговорку—бога бойтесь, царя чтите—перефразировали: царя бойтесь, а бога чтите, а попа еще пуще, больше и почитать, и бояться надо, потому что бог высоко, царь далеко, поп-то вон он. Если ему больше и что-нибудь надо, то нужно по его желанию коленопреклонно в церкви помолиться богу и свечку поставить потолще, тогда он и грехи может простить. А если поп донесет или сообщит на тебя что-нибудь, тогда каюк тебе, загонят туда, где даже Макар телят не пас и не пасет. Это потому, что ему, попу, «святому отцу», — вера. Вторым после церкви заведением, действовавшим после церкви в интересах власть имущих был кабак—торговля водкой.
                                                                                       газета "Нуралис Мастор"

 

 



Деревня Казыкино (Архангельская волость Егорьевского уезда)

Деревня Казыкино находится въ 72 верстахъ отъ г. Егорьевска и расположена на равнине. Приходъ село Никола-Ялмонть за 2 версты; тамъ же и школа. Изъ торговыхъ и промышленныхъ заведений есть мелочная лавка и 2 мельницы.

Община крестьянъ, бывших г. Огарева.

Землевладение общинное. Земля поделена по работникамъ. Пашня делится черезъ 1—3 года. Последний общий переделъ былъ въ 1883 году, причемъ землю разделили вместо прежнихъ 144 ревизскихъ душъ на 124 раскладочныхъ. Покосы переделяютъ ежегодно. Лъсъ рубятъ ежегодно. Наделъ отведенъ въ 4-хъ участкахъ, находящихся одинъ отъ другаго за чужими землями. Съ краю надела расположенъ поселокъ. Пашня делится на 90 участковъ. Длина душевыхъ полосъ отъ 10 до 100 саженъ, а ширина отъ 11/2 до 3 аршинъ.—Почва супесчаная, илистая и суглинистая. Пашни бугроватыя и низменныя—сырыя. Часть покосовъ по суходолу—сухие, а большая часть изъ нихъ болотистые; всего покосовъ считается 279 десятинъ 1570 саженъ.—Лесъ дровяной вместе съ общиной деревни Огарева въ д. Леке. Прогоны удобны.— Паровое поле удобряютъ и засеваютъ все.—Душевые наделы сдаютъ за изгороди. Наймомъ обработать наделъ обходится почти всегда 8 рублей.—Въ деревне есть прудъ и 22 колодца съ хорошею и постоянною водою.—Топятъ отчасти своими дровами, отчасти дрова покупаютъ отъ 1р. 60 коп. до 2 р. 50 коп. за сажень,—Хлеба для продажи нетъ, а покупаютъ его въ селъ Спасъ-Клепикахъ.—Местные промыслы развиты мало: есть 1 плотникъ, 2 сапожника, 1 мелъникъ да женщины вяжутъ сети и 3 работницами. Уходятъ на промыслы 50 плотниковъ, изъ нихъ большинство въ Москве.—Изъ промышленныхъ и торговыхъ заведений есть 2 мельницы и мелочная лавочка.—Ныненшимъ летом градомъ выбило яровой хлебъ.—Община получаетъ 15 рублей въ годъ аренды за луга.

Ист.: «Сборник статистических сведений по Рязанской губернии: Т. V, вып. II. Егорьевский уезд.»/Изд. Ряз. губ. земства, Россия, 1887г.

Материалы к истории д. Казыкино в работах М.Б. Оленева.

1. Сведения для истории сел и деревень Егорьевского уезда Рязанской губернии по данным X ревизии 1858 года (фонд 129 ГАРО)

Настоящий список составлен на основе данных X ревизии 1858 года податного населения Егорьевского уезда Рязанской губернии. Были изучены 5 томов из фонда хозяйственного отделения Рязанской губернской казенной палаты Государственного архива Рязанской области (ГАРО) (ф. 129):

оп. 54 д. 15 св. 779
оп. 54 д. 16 св. 780
оп. 54 д. 17 св. 781
оп. 54 д. 18 св. 782
оп. 54 д. 19 св. 783

Список составлен по алфавитному принципу. Указывается название населенного пункта, владельцы и местонахождение сведений в ГАРО – номер описи, номер дела, номер связки и номер листа.

1.1. Казыкино дер. (№ 840)
- Огарев Федор Алексеевич подполковник - д. 15 св. 779 л. 668

2. Приходы Егорьевского и Раненбургского уездов Рязанской епархии

2.1. КАЗЫКИНО дер.
приход с. Ялмонт

3. Алфавитный cписок помещиков Рязанской губернии

3.1. ОГАРЕВ
- дер. Казыкино Архангельская волость Егорьевский уезд
- дер. Князево Архангельская волость Егорьевский уезд
- дер. Михайловская Коробовская волость Егорьевский уезд
- дер. Лека Лекинская волость Егорьевский уезд
- дер. Ново-Черкасово Лекинская волость Егорьевский уезд
- дер. Борки Троицкая волость Егорьевский уезд
- дер. Надеево Троицкая волость Егорьевский уезд
- дер. Харина Бутыльская волость Касимовский уезд

4. Рязанские крестьяне в «Рязанских губернских ведомостях» (по данным за 1913-1917 гг.)

4.1. Тараканов Михаил Дмитриев. Крестьянин дер. Казыкино Архангельской вол. Егорьевского у. Упоминается в связи с розыском его имений и капиталов Рязанской казенной палатой (1917, № 30, 6 мая)

Казыкинская коса

По названию деревни называется местность Казыкинская коса - на восточном берегу озера Святое, напротив деревни. Описание Казыкинской косы см.: «Современное есениноведение», вып. 8-9/РГПУ им. Есенина, 2008г., стр.245-246.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари