Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Новости архитектуры и ...

Публикации

События в стране и мир...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Счет



Математикань лувонь тематне                     


























Выставка "История архитектуры Московского Кремля" претендует на главную музейную сенсацию года

В Музеях Кремля прошла презентация новой экспозиции — "История архитектуры Московского Кремля". Она размещена в колокольне Ивана Великого, куда посетителей не пускали с 1918 года. Теперь публике будут доступны и интерьеры знаменитой звонницы, и смотровая площадка в первом ярусе звонов, и, наконец, мультимедийная выставочная "начинка". Новая экспозиция претендует стать одной из главных музейных сенсаций года.

Строго говоря, пока в колокольню публику будут пускать с ограничениями, в "тестовом режиме". На дворе зима, и предлагать экскурсантам подниматься по крутой лестнице на обледенелую площадку первого звона небезопасно — а заключительная часть экспозиции, ее самый верхний "зал", расположен еще выше: раньше мая, соответственно, ни то ни другое зритель не увидит. Пока экспозицию проверили на журналистах, и журналисты остались под впечатлением.

Но надо объяснить, как в этой экспозиции все устроено. Прежде всего ее немаловажная часть — это сами интерьеры выстроенных в XVI веке ярусов звонницы. Внутреннее пространство Ивана Великого тщательно отреставрировано, и надо сказать, что это такой вид реставрации, который в сегодняшней Москве кажется каким-то безнадежно утраченным видом искусства. Все строго по науке, малейший сохранившийся фрагмент архитектурной детали или мощения пола оставлен как есть, никакого декора от себя — не то что каких-нибудь росписей, ни одного половичка не положено, только беленые своды и каменный пол. Ну и жесточайший минимум того, что необходимо для того, чтобы эти помещения функционировали как экспозиционные площади: свет, немногочисленные стеклянные витрины с экспонатами и проекционное оборудование, которое, собственно, отвечает за мультимедийную "картинку". Однако эти пространства без всякой попытки их украсить, сами свидетельствуют о собственной драгоценности. Так работать с музейными пространствами привыкли, может быть, в Италии, но не у нас.

Посетитель, оказываясь в экспозиции, получает аудиогид. По ходу просмотра все автоматизировано и все синхронизировано — аудиокомментарий, выделение лучом света отдельных экспонатов, видеоряд, проецирующийся непосредственно на стены и на своды. Если судить по одним только экспонатам, зрелище ничего особенного не обещает — разрозненные белокаменные фрагменты архитектурного декора: известные по всем учебникам истории русской архитектуры "дыньки" да "гирьки", резные капители, фрагменты узорных фризов. Во втором ярусе, посвященном Кремлю XVI-XVII веков, выставлены украшения со Спасской башни — умильный каменный лев и каменная же доска с пышной латинской надписью. В основной же массе это детали несуществующих зданий — храмов, монастырских, дворцовых и приказных построек. Из них многие были уничтожены столетия назад, и эти резные белокаменные обломки — все, что от них осталось. Представьте себе такое в стандартной музейной экспозиции — витрина, а в ней в занудном порядке разложены куски камня с экспликациями. Ужас до чего захватывающе.

В новой экспозиции эти куски камня буквально встраиваются в восстанавливаемый облик Кремля разных эпох. Скажем, вот остатки декора со зданий Чудова монастыря: на "экране" сменяют друг друга мастерски смонтированные дореволюционные фотографии, планы, гравюры и 3D-реконструкции зданий; луч выхватывает в витрине нужную деталь — и тут же эта деталь выделяется цветом на картинке, изображающей реконструированный портал. Неожиданность не только в том, как все это отрежиссировано и с какой гладкостью работает; изумляет объем научной работы (в первую очередь археологической, конечно), который во вполне развлекательном формате предъявляется посетителю. Возникает ощущение, что истории Кремля мы почти не знаем: Фиорованти, Алевиз Новый, стены с "ласточкиными хвостами", Константин Тон — все это какие-то ничтожные крохи сведений по сравнению с тем Кремлем XI-XVII веков, который в экспозиции воссоздан — по состоянию на каждое время — чуть ли не вплоть до каждого здания. Этот Кремль кажется не столько благолепным ансамблем соборов-теремов, сколько густо населенным городом с уникальной архитектурой (осталось от которой, как выясняется, всего ничего) и уникальным укладом довольно-таки бурной жизни, городом, как ни парадоксально, почти чужим — столько в нем обнаруживается всего неизвестного и непривычного. И это ощущение, возможно, даже более сильное, чем созерцание теперешнего "запретного города", в который превращен Кремль, с высоты колоколов Ивана Великого.

"Коммерсант"

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари