Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

Новости исторических и...

Публикации

До 1240

1240—1600

1600–1700

1700–1800

XIX век –  начало XX в...

Отечественная война 18...

После 1917г.

1600—1917

Общие вопросы

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Реки

 "Нуралис Ки" представляет полный список рек Нижегородской области, удивляйтесь этим названиям!

 

Одно из ведущих мест в нуралисской топонимии занимают гидронимы на лей — река, речка, овраг с водным источником.Из других нуралисских гидроформантов наиболее широкое распространение имеют эрьке 'озеро'; кужо  'поляна, прогалина, открытое место в лесу' и латко  ‘углубление, овраг'.

 Нуралисские топонимы, как правило, связаны с окружающей природой с реками и озерами, полянами и оврагами,  лесами, рощами, забо-лоченными местами, берегами, мысами, деревьями, кустарниками, родниками, другими объектами ландшафта, содержат их названия в качестве тополексем или топоформантов.  

Помимо вышеназванных наиболее продуктивными являются следующие топо-лексемы или топоформанты : пуло — роща, урочище, нерь — мыс, выступ у реки, озера, коса; потмо — лесная глушь, внутренность, лес-ная глубинка; чей— болото, заболоченное место; турва— губа; лашмо — низина, низкое место, долина; пандо— гористое место, возвышенность, гора; човар— песок; ведь— вода; сар/сор/сур — ветвь, разветвление, ответвление, развилка, рог, палец, приток реки; нар— нива, поле; пакся — поле; ташто— древний, ветхий; сыре — старый, старинный; од — молодой, новый; пеле — сторона; мар — не-большая возвышенность, бугор; лисьма, лисьмапря — ключ, исток; ур — место; ужа — угол, клин леса или поляны; вирь — лес; пора — роща, неболь-шой лесок в поле; лепе — ольха; пекше — липа; пиче — сосна; куз — ель; тумо — дуб; ало — внизу; вере — вверху; покш — большой; вишка — ма-ленький; ине — большой, великий; керь — кора, лубок, домик или группа домов на отшибе, маленькая деревушка, выселки, поселок; морга — разветвле-ние; кардо/кардаз — двор; кудо — дом; куро — куст, кустарник; пе — конец; пря — голова и др.
 В северной части области, много названий рек происхождением с марийского языыка. Будем рады если представители от марийского народа  свяжутся с нами и расскажут о их названиях.

Ардатовский район  
Арзамасский район
Балахнинский район
Богородский район
Большеболдинский район
Большемурашкинский район
Бутурлинский район
Вадский район
Вачский район
Вознесенский район
Воротынский район
Выксунский район
Гагинский район
Городецкий район
Дальнеконстантиновский район
Дивеевский район
Княгининский район
Краснооктябрьский район
Кстовский район
Кулебакский район
Лукояновский район
Лысковский район
Навашинский район
Павловский район
Первомайский район
Перевозский район
Пильнинский район
Починковский район
Сергачский район
Сеченовский район
Сосновский район
Спасский район
Шатковский район


  1. Аза   -                 р.Правый приток Пьяны Бутурлинский район с эрзя - Нуралис  убрали букву "р"
  2. Азанка-              р. Правый приток Чеки    Б-Болдинский  -                      Нуралиска                
  3. Акатка
  4. Акша  -               р.Правый приток  Теши Арзамасский -                                Экша (прохладная)
  5. Алатырь-           Р.Правый приток Суры   Нуралисское название-                    Раторлей
  6. Альза-                р.Левый приток  Пьяны протекает Болдинский,Гагинский
  7. Анда-                 р. Левый приток Пьяны протекает Сергачский, Пильнинский-  Анды (кормящая)
  8. Аратка               р. Левый приток Ежати шатковский, Гагинский  - Аратки (стоящий у дороги)
  9. Арба
  10. Арбажкка
  11. Ардино-
  12. Арейка -            р.левый приток Арьи
  13. Арзинка-           р. два левых притока  Алатыря Лукояновский , Починковский -  Нуралиска
  14. Арпынгель -
  15. Ария
  16. Арша
  17. Арьевка
  18. Астра
  19. Ашуя
  20. Байбаж
  21. Бакалды
  22. Баковка
  23. Басурманиха
  24. Батмас
  25. Бездонка
  26. Безменец
  27. Безрыбное
  28. Белавка
  29. Белая
  30. Белбаж
  31. Беленькая
  32. Белка
  33. Белое оз.
  34. Беляевка
  35. Березница
  36. Богдановка
  37. Борзовка
  38. Борина
  39. Бортна
  40. Бочагами
  41. Бубёнка
  42. Букалей
  43. Бутрус
  44. Быков Майдан
  45. Быстренка
  46. Быстрец красный
  47. быстрец черный
  48. Быстрятка
  49. Вадок
  50. Вадское (Мордовское) оз.
  51. Валава
  52. Валгма
  53. Варваж
  54. Варех
  55. Вариховское
  56. Ватома
  57. Ватраска
  58. Ватьма
  59. Вахтан
  60. Вачка
  61. Ваяя
  62. Ведомость
  63. Ведяжа
  64. Везлома
  65. Вейка
  66. Велетьма
  67. Великая
  68. Великовражка
  69. Великуша
  70. Великое
  71. Вереват
  72. Верея
  73. Верзеляй
  74. Веса
  75. Ветелево
  76. Ветла
  77. Ветлуга
  78. Вилиза
  79. Виляя
  80. Виргаз
  81. Висец
  82. Витерево
  83. Вича
  84. Вича
  85. Вичкинза
  86. Вишня
  87. Власиха
  88. Водолей
  89. Водопре
  90. Вожня
  91. Вол
  92. Ночной Вол
  93. Полуденный Вол
  94. Волга -                                   На Нуралис - Валга ( спускается)
  95. Волчье
  96. Вонячка
  97. Ворсма
  98. Воштарла
  99. Вывож
  100. Выкса
  101. Выползова
  102. Вьюница
  103. Вязилка
  104. Вязовка
  105. Гавриловка
  106. Галанка
  107. Гатное
  108. Гибаново
  109. Глинка
  110. Глухое
  111. Гушица
  112. Гниличка
  113. Гоголинцы
  114. Гремчуг
  115. Дальняя
  116. Дерябино
  117. Дивеев
  118. Долговяж
  119. долгое
  120. Донок
  121. Дорогуча
  122. Дресвенник
  123. Дубовая
  124. Дуплянка
  125. Ежать
  126. Елгаевка
  127. Елдежник
  128. Еловица
  129. Елханка
  130. Елховец
  131. Ельтьма
  132. Ерыкалка
  133. Железница
  134. Жужла
  135. Жужелка
  136. Завольская
  137. Зимара
  138. Змейка
  139. Золинское
  140. Зыбун
  141. Идомка
  142. Ижлей
  143. Ижма
  144. Изма
  145. Изяр
  146. Илев
  147. Илемша
  148. Илень
  149. Илимдик
  150. Иловка
  151. Ильмень
  152. Имза
  153. Инелей
  154. Инява
  155. Ионовская
  156. Иргень
  157. Иржа
  158. Ирзяк
  159. Ирса
  160. Ирсеть
  161. Ишлей
  162. Кабацкое болото
  163. Кавлей
  164. Казанер
  165. Казенный
  166. Какша
  167. Калиновец
  168. Каменка
  169. Камское
  170. Канерга
  171. Каныш
  172. Карасево
  173. Карасное
  174. Кардаман
  175. Каркалйка
  176. Квилькалей
  177. Кевса
  178. Кеза
  179. Келейное
  180. Келя
  181. Керженец
  182. Керметь
  183. Кетарша
  184. Кешкендур
  185. Китмар
  186. Кеторша
  187. Кибелек
  188. Килемарка
  189. Киркулиты
  190. Киржень
  191. Кирляй
  192. Киша
  193. Кишма
  194. Клязьма
  195. Клятная
  196. Кова
  197. Ковакса
  198. Ковач
  199. Ковлей
  200. Ковраж
  201. Козленец
  202. Козляна
  203. Козуля
  204. Кокша
  205. Колибиха
  206. Колесенка
  207. Колесянка
  208. Колковица
  209. Колмонейка
  210. Коловодка
  211. Колодливое
  212. Колюга
  213. Конево оз.
  214. Копыто
  215. Костыль
  216. Котюрево оз.
  217. Кочгар
  218. Кочкоемка
  219. Красная
  220. Красница
  221. Кременка
  222. Кривель
  223. Кривули
  224. Криуша
  225. Круглое оз.
  226. Крутая
  227. Куба
  228. Куга
  229. Кугай
  230. Куганкка
  231. Кугунер
  232. Кудьма
  233. Куекша
  234. Кузнец
  235. Кузома
  236. Кулепиха
  237. Культей оз.
  238. Кулюльсерма
  239. Кумовой
  240. Кунаш Кунашка
  241. Кундал
  242. Курбатовский затон
  243. Курдавлей
  244. Курдома
  245. Курдомка
  246. Курман
  247. Курмышка
  248. Курнуж
  249. Куртюга
  250. Куса
  251. Кусторка
  252. Кутец
  253. Кутко
  254. Кутра
  255. Куча Б
  256. Кученерка
  257. Кушава
  258. Ладка
  259. Ламба
  260. Ламна
  261. Лапша
  262. Лапшанга
  263. Лахма
  264. Лебединое
  265. Левинка
  266. Ледь
  267. Лелька
  268. Леметь
  269. Лемжа
  270. Лепеслей
  271. Линда
  272. Линейка
  273. Линево оз.
  274. Липача
  275. Лоймина
  276. Ломня
  277. Ломовая
  278. Ломовка
  279. Ломовка
  280. Лопата
  281. Лоханное
  282. Лубянка
  283. Луговка
  284. Луданга
  285. Лука
  286. Луктос
  287. Лукшанка
  288. Лумарка
  289. Лунское оз.
  290. Лух
  291. Любомировское оз.
  292. Люнда
  293. Мадаевка
  294. Мадина
  295. Маза Б
  296. Малиновка
  297. Марца
  298. Марюшка
  299. Медведка
  300. Медяна
  301. Мдянка
  302. Межборная
  303. Мелешиха
  304. Мереть
  305. Мерцалов
  306. Мещерская
  307. Мещерское оз.
  308. Миява
  309. Мирянга
  310. Мича
  311. Миянг
  312. Модан
  313. Мокруша
  314. Мокряй
  315. Мокша
  316. Мокшанка
  317. Мокшанка
  318. Мокшура
  319. Монахово
  320. Морана
  321. Мордово
  322. Морьяр
  323. Мосолов
  324. Мотуша
  325. Моховая
  326. Моча
  327. Мочалейка
  328. Мочалы
  329. Мчевязь
  330. Мошна
  331. Муравей
  332. Мурашка
  333. Муромка
  334. Муромское оз.
  335. Мурьин
  336. Муромское оз.
  337. Мыльный
  338. Мыча
  339. Меря
  340. Мясковая
  341. Нарбус
  342. Нарзимка
  343. Невага
  344. Невецкое
  345. Невзора
  346. Невское
  347. Нежнурка
  348. Нексеря
  349. Нелидовка
  350. Неродиха
  351. Нестиар
  352. Нетеча
  353. Никольское оз.
  354. Новаженка
  355. Новгородка
  356. Новинки
  357. Ноля
  358. Ночна
  359. Нужа
  360. Нужна
  361. Нукс
  362. Нукша
  363. Нуса
  364. Нуча
  365. Нюжма
  366. Обухово оз.
  367. Огневка
  368. Озёрка
  369. Ока
  370. Окуни
  371. Ольховка
  372. Осиновка
  373. Отломка
  374. Ошла
  375. Ошма
  376. Ошомка
  377. Пава
  378. Пакаша
  379. Палец
  380. Пандуга
  381. Панзелка
  382. Отломка
  383. Ошла
  384. Ошма
  385. Ошомка
  386. Пары
  387. Параша
  388. Паровое оз.
  389. Патерга
  390. Пежель
  391. Пекса
  392. Пекшать
  393. Пелька
  394. Пензелейка
  395. Перекоп
  396. Перелаз
  397. Перенга
  398. Перешаг
  399. Перчеваж
  400. Перчеважка
  401. Песочная
  402. Печеть
  403. Печка
  404. Пешкий
  405. Пижма
  406. Пижуг
  407. Пила
  408. Пинал
  409. Пинер
  410. Пискарь
  411. Пистербаш
  412. Пица
  413. Пичуг
  414. Пиштань
  415. Пиявочное
  416. Плотское оз.
  417. Плоска
  418. Плоская
  419. Поганое оз.
  420. Подборное
  421. Подолец
  422. Поколево
  423. Подлужное
  424. Посурская
  425. Поек
  426. Пойка
  427. Полдневая
  428. Половинная
  429. Полоховка
  430. Почайна
  431. Пресна
  432. Провально оз.
  433. Прорва
  434. Пугай
  435. Пуетка
  436. Пужава
  437. Пуза
  438. Пукстарь
  439. Пунда
  440. Пуса
  441. Пустогорка
  442. Пустынские оз. Широкое(большое,великое)Святое, Нарбус, Глубокое, Паровое, Долгое, Красево,
  443. Путьково оз.
  444. Пучага
  445. Пыдрейка
  446. Пьяна
  447. Разваново оз.
  448. Раймина
  449. Ракита
  450. Раменье
  451. Рамзай пруд
  452. Рассоха
  453. Рейчваж
  454. Рельское
  455. Ржавка
  456. Ржавчик
  457. Ризадеевское оз.
  458. Ройка
  459. Рой
  460. Росомаха
  461. Рудня
  462. Рудка
  463. Ружа
  464. Руйка
  465. Руса
  466. Рустайчик
  467. Рутка
  468. Руя
  469. Рыжан
  470. Рябики
  471. Рязанка
  472. Собачка
  473. Савинка
  474. Савка
  475. Садовое
  476. Салай
  477. Салакса
  478. Сальма
  479. Саля
  480. Санахта
  481. Санда
  482. Санохта
  483. Санахта
  484. Сантеревка
  485. Саранка
  486. Сарга
  487. Саровка
  488. Сатис                               рус.(хватит)
  489. Сатис сухой
  490. Светлояр оз.
  491. Свято
  492. Свято оз.
  493. Сежа
  494. Сезух
  495. Сейма
  496. Семеть
  497. Семянка
  498. Сенга
  499. Сесимлей
  500. Серга   М Серга
  501. Сердемь
  502. Сережа
  503. Сержа
  504. Сечуга
  505. Синчуваж
  506. Синьга
  507. Ситниковское бол.
  508. Сиязьма
  509. Скитка
  510. Скрипячее
  511. Смердячее
  512. Смородина
  513. Сноведь
  514. Собанка
  515. Солнце
  516. Солоница
  517. Сомовая
  518. Сомовик
  519. Сосновка
  520. Средняя
  521. Старка
  522. Студенка
  523. Суводь
  524. Судница
  525. Сум
  526. Суморьево
  527. Сундовик
  528. Сура
  529. Суринь
  530. Суда
  531. Сучковка
  532. Сюстинский
  533. Сява
  534. Талая
  535. Тангей
  536. Тарка        -                            рус.  (место)
  537. Татарка
  538. Текун
  539. Текунское оз.
  540. Темта
  541. Тепловка
  542. Терсень
  543. Теша  -             Теса             по русски (здесь)
  544. Тиновка
  545. Титковское
  546. Толкава
  547. Томилиха
  548. Тоновое
  549. Топкий
  550. Тосканка
  551. Травяна
  552. Трестьянка
  553. Три Девы
  554. Троица
  555. Туволей
  556. Тужа
  557. Тулажка
  558. Тумановское
  559. Тумбалиха
  560. Туниха
  561. Туралейка
  562. Туранка
  563. Тургуж
  564. Тюньга
  565. Удома
  566. Ужгур
  567. Ужовка
  568. Узола
  569. Уланка
  570. Ульчадьма
  571. Умайка
  572. Умочь
  573. Ундыгерь
  574. Унев
  575. Унжа
  576. Унзово оз.
  577. Ункор
  578. Урга
  579. Урдома
  580. Уркат
  581. Урынга
  582. Уста
  583. Устама
  584. Ухтыш
  585. Учуй
  586. Филинка
  587. Хальзовка
  588. Хвощевка
  589. Хмелевая
  590. Хмелевая-луговая
  591. Хмелевка
  592. Холодена
  593. Холуйное оз.
  594. Холязка
  595. Холомка
  596. Церква
  597. Цимлянский пруд
  598. Цна
  599. Чадра
  600. Чамруха
  601. Чамра
  602. Чапар
  603. Чардам
  604. Чара
  605. Чарское
  606. Чащевка
  607. Чеварда макрая, сухая
  608. Чембасово оз.
  609. Чембилейка
  610. Чемодановка
  611. Черезь
  612. Черемиска
  613. Черепаха
  614. Черкуша
  615. Чермазлейка
  616. Чернава
  617. Черная
  618. Черновка
  619. Чернижка
  620. Черное оз.
  621. Чернопенка
  622. Черноречье
  623. Чернуха
  624. Чернуй Лух
  625. Черторой
  626. Чистенькое
  627. Чистуха
  628. Чна
  629. Чуверля
  630. Чугунка
  631. Чудиха
  632. Чудка
  633. Шавка
  634. Шайга
  635. Шалдежка
  636. Шалежка
  637. Шамбал
  638. Шамка
  639. Шамка
  640. Шапша
  641. Шара
  642. Шаранга
  643. Шарголка
  644. Шарпанка
  645. Шахунья
  646. Шолокша
  647. Шемлей
  648. Шернава
  649. Шерша
  650. Шершовка
  651. Шешуевка
  652. Шея
  653. Шижма
  654. Шильекша
  655. шиликша
  656. Ширмакша
  657. Шитовка
  658. Шишинка
  659. Шклея
  660. Шковерка
  661. Школей
  662. Школенер
  663. Шнара
  664. Шокша
  665. Шолька
  666. Шомохта
  667. Шорма
  668. Шорья Б
  669. Шуда
  670. Шуйка
  671. Шукшова
  672. Шукшум
  673. Шулевна
  674. Шуленерка
  675. Шумлевая
  676. Шумовский
  677. Шумокша
  678. Шурговашка
  679. Шуршма
  680. Шустрая
  681. Шуя
  682. Щурячье
  683. Юг
  684. Юкшумка
  685. Юматовка
  686. Юнга
  687. Юра
  688. Юровское болото
  689. Юронга
  690. Юхро
  691. Ядриновское
  692. Язовка
  693. Яковка
  694. Яктанга
  695. Якшенка
  696. Ялма
  697. Ялокша
  698. Яхта



История рязанского педагогического института (сегодня рязанский государственный университет)

Рязанский государственный педагогический институт является не только старейшим вузом г. Рязани, но и старейшим педагогическим заведением Российской Федерации. Официально 1930 г. считается годом основания института, но фактически его история началась с 1915 г., когда в Рязани был открыт первый в России женский учительский институт.

В 1918 г. постановлением Наркомпроса учительский институт преобразуется в педагогический вуз, просуществовавший под разными названиями, до 1923 г. Затем институт меняет профиль и до 1930 г. функционирует как педагогический техникум.

До начала 30-х годов учительский женский институт, пединститут и педагогический техникум сыграли большую роль в подготовке педагогических кадров для Рязанской губернии. Преподаватели и студенты этих учебных заведений приняли непосредственное участие в культурном строительстве, развернувшемся в нашей стране в первые годы Советской власти.

Таким образом, педагогический институт, вновь образованный в 1930 г., унаследовал богатые традиции своих предшественников. Начало этим традициям положил первый в России Рязанский женский учительский институт.

Становление женского учительского института
в дореформенную эпоху

До 1915 г. в Российской империи не было женских учительских институтов, так как лица женского пола в учительские институты не допускались. В России с 1872 г существовали лишь мужские учительские институты, готовившие учителей в основном для сельских и низших городских школ. Только под влиянием первой русской революции 1905—07 г.г. наметились некоторые сдвиги в развитии женского образования и наметилась всеобще реформа средней школы. Однако царское самодержавие цепко держалось за старую школу, отклоняя все проекты передовой общественности. Такая школа была необходима самодержавию, вот почему попытка в 1911 г. министра народного просвещения Шварца реформировать среднюю школу не удалась. В 1912 г. новому министру Кассо удается добиться утверждения в законодательном порядке «Положения о высших начальных училищах».

Законом от 25 июня 1912 г. разрешалось открытие высших начальных училищ не только мужских, но и женских, и смешанных. Число высших начальных училищ ежегодно возрастало и уже к 1915 г. их было 1500, из них 391 — смешанных и 67 – женских.

Заведывание женскими высшими начальными училищами закон возлагал на учительниц, а смешанными — на учительниц и учителей. Преподавание разрешалось учительницам, имевшим право преподавать в средних учебных заведениях или окончившим учительские институты. Кроме того, допускались лица, выдержавшие испытание на звание учительницы высшего начального училища. Однако на практике сказалось, что лица, окончившие учительские институты, не шли в училища, а работали в основном в гимназиях и реальных училищах, число которых увеличивалось. Лица, получившие учительское звание по испытанию, составляли всего лишь 6% от всех учителей и не могли, естественно, обеспечить потребность высших начальных училищ в преподавательских кадрах. Готовить женщин-учителей в учительских институтах не представлялось возможным, так как в России были мужские учительские ИНСТИТУТЫ, которые готовили кадры для мужских и отчасти смешанных высших начальных училищ. К 1915 г. из 6 тыс. преподавателей училищ только 52 % окончили учительские институты.

Ввиду недостатка подготовленных учителей Министерство народного просвещения возбудило ходатайство перед правительством об открытки новых учительских ИНСТИТУТОВ, и они были открыты, но только мужские. К началу 1915 — 1916 учебного года в России было 43 учительских института и 26 из них только начали давать выпуски. Таким образом, женские высшие начальные училища с самого начала испытывали нехватку, и в перспективе эта нехватка должна была увеличиваться, так как число училищ росло. Перед Министерством просвещения встала дилемма: или задерживать открытие новых женских высших начальных училищ, или открывать женские учительские институты с целью подготовки педагогических кадров для этих училищ. Первое было нежелательным, так как не соответствовало политическим и классовым интересам буржуазии.

Решение этого вопроса сдвинулось с места, когда уже во время войны министром народного просвещения счал либерал граф Игнатьев П. Н. Это был один из наиболее дальновидных представителей русской буржуазии, поэтому назначение считалось «хорошим» и было сочувственно встречено общественныМИ кругами России. Новый министр ратовал за расширение и реформу начального, среднего, профессионально-технического образования и за открытие университетов. По сути дела он выдвигал проект буржуазной реформы, которая вызывалась потребностями экономического развития и всем ходом жизни. Реформа отражала интересы буржуазии, но вызвала резкое недовольство со стороны реакционных помещичьих кругов, цепко державшихся за сословно-классовые привилегии. В конце 1916 г. граф Игнатьев П. Н. был уволен в отставку.

Попечитель просил министра разрешить представить ходатайство «об учреждении женского учительского института применительно к положению об учительских институтах 1872 г., подобно тому, как учреждаются женские учительские семинарии применительно к положению о МУЖСКИХ учительских семинариях и штату их».

Первый в России город для создания женского
учительского института – Россия!

4 марта 1914 г. министерство сообщало попечителю Тихомирову А., что в принципе признает желательным учреждение женских учительских институтов, но по действующим законоположениям не имеет возможности открывать их. Однако полагает, что в недалеком будущем вопрос об учреждении женских институтов может получить разрешение. В этом ответе министерство просило попечителя Московского учебного округа обсудить вопрос о месте и других условиях открытия женского института в округе.

На основании этого указания попечитель возбудил ходатайство перед Рязанским городским общественным самоуправлением о возможности открытия в Рязани женского учительского института с высшим начальным женским училищем при нем и об отводе участка земли под эти учебные заведения.

Выбор Рязани для строительства института, очевидно, не был случайным. В условиях войны город как нельзя лучше соответствовал назначению, он достаточно был отдален от фронта и в то же время был близок к Москве. Попечитель указывал министерству, что «г. Россия, как незначительный по величине и населению и не имеющий никаких фабрик и заводов, представляется наиболее пригодным для устройства женского учительского института».

Отсутствие заводов и фабрик, а с ними и промышленного пролетариата, возможно, сыграло известную роль в выборе города. Видимо, правительство боялось открыть институт в таком городе, где было рабочее движение и стремилось «обезопасить» будущих слушательниц от «революционной заразы».

20 января 1915 г. Московский учебный округ официально уже обсуждает ходатайство перед Рязанской городской управой об отводе земельного участка под институт. Очевидно, предполагалось строительство специального здания для института и высшего начального училища при нем. Власти г. Рязани поддержали ходатайство и 17 февраля 1913 г. городская дума единогласно приняла решение об отводе земельного участка под институт и районе городской (Рюминой) рощи, в размере одной десятины. Дума одновременно уполномочила Рязанскую городскую управу выбрать и отвести новый участок, если место в городской роще будет признано, неподходящим. Предусматривалось также в случае необходимости уполномочить управу выбрать и отвести место институту в городе даже путем покупки необходимого земельного участка.

Получив согласие городских властей об открытии женского института в Рязани, попечитель Московского учебного округа сообщил 17 апреля 1915 г. Министерству народного просвещения, что управление округа признает пригодным и достаточным отводимый в Рязани участок земли для института. Попечитель сообщал, что требовать же от города какого-либо воспособления на содержание института невозможно ввиду бедности города. Тут же напоминалось министерству о возможности учреждения женского института на основании положения о мужских учительских институтах, так как такого положения для женских учительских институтов не существовало. К этому отношению прилагались копия постановлеНИЯ Рязанской городской думы об отводе для института участка земли и план городской (Рюминой) рощи.

4 июля 1915 г. министр народного просвещения граф Игнатьев возбудил ходатайство перед Советом Министров об открытии женских учительских институтов. «Вопрос об открытии женских учительских институтов, — писал министр, — не требует отдельного положения и сводится только к вопросам о личном составе учащихся и учащих, каковые вопросы уже предрешены законами 19 декабря 1911 г. и 25 июня1912 г.»

Закон от 19 декабря 1911 г. устанавливал, что лица женского пола, получившие звание учительницы средних учебных заведений, имеют право преподавать предметы их специальности в низших и средних женских и мужских учебных заведениях. Закон от 25 июня 1912 г. указывал, кто может преподавать в высших начальных училищах. На основании этих законов министр делал вывод, что статьи законов «вполне определенно указывают на возможность существования таких учительских институтов, в коих лица женского пола могут оканчивать курс и приобретать этим путем звание учительницы высшего начального училища». Одновременно министерство просвещения обратилось за заключением по вопросу об открытии женских учительских институтов к министру финансов, государственному контролеру и государственному секретарю. Все три правительственных органа сообщили управляющему делами Совета Министров положительное заключение.

15 августа 1915 г. состоялось заседание Совета Министров, на котором обсуждался вопрос об открытии женских учительских институтов.

Министр был уполномочен выработать и внести на законодательное рассмотрение законопроект о пенсионных правах и единовременных пособий служащим женских учительских институтов. 7 сентября 1915 г. царь утвердил решение Совета Министров, наложив резолюцию «Согласен».

12 сентября выписка из журнала Совета Министров была направлена министру народного просвещения, а 27 сентября 1915 г. граф Игнатьев П. Н. телеграфировал: «Разрешаю открыть Рязани женский учительский институт».

Получив разрешение, Московский попечитель совместно с городскими властями г. Рязани разработали соответствующие мероприятия к открытию института. 20 октября 1915 г. газета «Рязанский вестник» в № 240 поместила объявление об открытии женского учительского института в г. Рязани и сообщала, что прием прошений от лиц, желающих поступить в институт, производится ежедневно от 11 до 13 ч. в канцелярии высшего начального училища на Астраханской улице (ныне ул. Ленина). 21 октября газета повторила это же объявление. В № 249 «Рязанский вестник» дал объявление о начале приемных испытании с 16 ноября 1915 г. и что прием прошений заканчивается 2 ноября. В № 251 от 1 ноября 1915 г. газета сообщила о продлении приема прошений до 12 ноября.

Другая газета - «Рязанская жизнь» - 31 октября 1915 г. в № 303 поместила заметку о правилах приема в женский учительский институт. В заметке говорилось, что по действующим программам мужских учительских институтов в женский учительский институт принимаются лица женского пола всех званий и состояний не моложе 16 лет, что вступительные экзамены будут приниматься по курс 8-классных женских гимназий, могут быть освобождены от испытаний по усмотрению педагогического совета. Для поступления необходимо было представить документы: метрическое свидетельство, копию аттестата, сведения об одобрительном поведении от администрации или учебного начальства. Указывалось, что при поступлении предпочтение могло быть отдано учительницам, имеющим стаж учительской работы.

В институт предполагалось принять 30 человек, из которых 20—25, по решению педсовета, должны быть зачислены на казенную стипендию, размером 150 руб. в год. Общежития при институте не было. Эта же газета 1 ноября 1915 г. в № 304 поместила объявление о начале приемных экзаменов с 16 ноября 1915 г.

18 ноября приемные экзамены были закончены. По решению педагогического совета института в 1 класс было принято 27 воспитанниц, из которых только 10 человек зачислялись на казенную стипендию.

Ввиду того, что институту не удалось построить специального здания, временно для учебных целей арендовалось здание женской гимназии госпожи Беккер.

Первый в России женский учительский институт был открыт в Рязани первого декабря 1915 г .Открытие состоялось в торжественной обстановке, в присутствии рязанского вице-губернатора, архиерея и представителей городских властей, выступивших с напутственными речами. Одновременно при институте было открыто высшее начальное училище для проведения педагогической практики, размещавшееся в том же здании женской гимназии.

27 воспитанниц приступили к регулярным занятиям. В большинстве своем это были народные учителя, имевшие стаж практической работы, горячо полюбившие благородную профессию учителя.

Мария Алексеевна Александрова – начальница
женского учительского института

Начальницей института была назначена Мария Алексеевна Александрова. Для своего времени Александрова М. А. была незаурядной личностью и сочетала в себе широту научных взглядов, твердую волю и педагогическое мастерство. Родилась Александрова М. А. 1874 г. в Вильно в семье служащего и окончила Виленское Мариинское высшее женское училище в 1891 г. Затем она поступает на Бестужевские курсы на историко-филологический факультет, где занималась под руководством известного историка профессора Платонова С. Ф. В 1895 г. после окончания курсов была оставлена при кафедре русской истории «для усовершенствования в науке». Однако, научная работа не смогла захватить ее, она мечтала о большем, о самоотверженной работе на благо русского народа.

В 1898 г., узнав из газет о вакансии в Хабаровске в одной из гимназий, Александрова М. А. принимает смелое решение поехать на работу в Хабаровск. Это был настоящий подвиг, так как по тем временам добраться до Дальнего Востока, куда еще не была проведена железная дорога, стоило и больших расходов и требовало большого личного мужества.

Во время проезда на пароходе по Амуру Александрову встречает известный писатель Гарин-Михайловский. Она произвела на него большое впечатление своею целеустремленностью.

Прибыв в Хабаровск и проработав год учительницей, Александрова становится начальницей Хабаровской женской гимназии. Она выделяется своими большими организаторскими способностями, энергией, много занимается общественной работой, выступает с лекциями перед жителями города и даже в тюремных камерах перед заключенными.

В 1903 г. она выходит замуж и подает прошение об отставке. Семья отвлекает ее от общественной деятельности, так как нужно было воспитывать трех дочерей. В 1909 г. семья Александровых переезжает в Петербург, и до 1915 г. она вновь работает под руководством профессора Платонова в Археографической комиссии. В октябре 1915 г. Александрова овдовела.

Когда встал вопрос о кандидатуре начальницы Рязанского женского учительского института, министр Игнатьев П. Н. обратился за советом к профессору Платонову С. Ф., так как он являлся ректором педагогического института. И Платонов рекомендовал Александрову М. А., бестужевку, а не кого-либо из выпускниц пединститута.

Александрова принимает предложение, в ноябре 1915 г. приезжает в Россия и становится начальницей первого в России женского учительского института. Со 2 января 1916 г. по лето 1918 г.— она председатель педагогического совета института, преподает психологию, русскую историю и историографию. Как начальница института, она вновь выделяется энергией и в скором времени организует при институте столовую, читальный зал. Студенческая молодежь с глубокой симпатией относилась к Александровой.

В 1918 г, она отказывается от руководства ИНСТИТУТОМ, НО ОСТАЛАСЬ в институте как преподаватель и читала лекции до 1924 г. В этот период Александрову звали в Москву, Петроград, но она не пожелала расстаться с Россияю, которая стала ее родным городом. Она часто бывает в командировках в Москве и в уездных городах, совет института нередко поручал ей выполнение важных заданий. В то же время Александрова продолжает заниматься наукой. Но лишения военного времени подорвали ее здоровье. В феврале 1921 г. она тяжело заболела на почве нервного переутомления. К весне 1924 г. у нее развивается туберкулез легких. Однако и тяжело больная Александрова продолжала работать и нередко, вставая буквально с постели, шла на занятия. 3 сентября 1924 г. Александровой М. А. не стало. Общественность города и института проводила ее в последний путь. Похоронена она на территории кремля, в ограде Спасского монастыря, недалеко от могилы Я. Полонского.

Рязанский женский учительский институт
в пореформенную эпоху

Временное правительство приняло Постановление от 14 июня 1917 г. «Об изменениях штата в учительских институтах». Согласно этого постановления в Рязанском женском учительском институте были введены новые штаты и созданы три отделения: словесно-историческое, физико-математическое, естественно-географическое. При институте оставалось высшее начальное училище, в составе двух классов. Этим же постановлением институт преобразовывался в смешанный учительский институт и стал именоваться с 1 июля 1917 г. — Рязанским учительским институтом.

В целом Временное правительство ничего не сделало в деле дальнейшего развития народного образования в стране. Оно отсиживалось и ожидало решений будущего учредительного собрания. Однако под натиском революции правительство проводило кое-какие мероприятия. Так, в марте 1917 г. был уволен попечитель Московского учебного округа Тихомиров Н., министр народного просвещения и новым министром пыл казначеи Мануйлов. 8 мая 1917 г. Временное правительство приняло постановление о передаче церковноприходских школ из ведения синода Министерству просвещения.

Однако это постановление, осталось на бумаге. Церковное ведомство, в ведении которого было более 40 тысяч школ, не передало их Министерству. Более того, в октябре 1917 г. церковники направили делегацию во главе с архиепископом тамбовским Кириллом к премьер-министру Керенскому А. Ф. с требованием отменить закон о передаче церковноприходских школ и оставить обязательное преподавание «закона божия» во всех школах.

Временное правительство, испытывая давление слева, отклонило ходатайство церковников. Оно не осмелилось нарушить решения первой сессии Государственного комитета по народному образованию, состоявшейся в июне 1917 г. Сессия обсудила законопроекты, разработанные в комиссии при Министерстве, народного образования и рекомендовала реформировать учительские институты. Реформа учебных заведений назревала.

5 — 10 августа 1917 г. в Петрограде состоялся Всероссийский съезд преподавателей учительских институтов, принявший ряд основных положений, связанных с начавшейся реформой учительских институтов. Съезд высказался за сохранение трехлетнего курса обучения и за введение специализации с первого курса. Однако его решения не были утверждены Министерством народного просвещения.

Во второй половине 1917 г. в Рязанском институте, после третьего набора слушателей, занималось 99 человек. Из них 65 человек являлись уроженцами Рязанской губернии. До поступления в институт большинство слушателей работало в Рязанской губернии народными учителями. Отдельные совмещали учёбу с работой в школе, остальные 34 слушателя являлись уроженцами 21 губернии России: Вологодской, Калужской, Симбирской, Орловской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Тульской, Ярославской, Владимирской и т. д.

В условиях войны и дороговизны материальное положение, слушателей было очень плохим. Казенную стипендию получали только 60 чел. по 50 руб. в месяц.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в истории института. Теперь уже Рязанский смешанный учительский институт не мог стоять, как раньше, в стороне от общественной и политической жизни. Революция потребовала от института активного участия в решении проблемы подготовки педагогических кадров. Революция вызвала коренную перестройку всей системы народного образования.

Сразу же после революции началась ликвидация старого аппарата учебных округов. Однако ликвидация затянулась до весны 1918 г., а Московский учебный округ просуществовал до августа 1918 г.

Сразу же после революции институт возбуждает ходатайство о строительстве нового здания, так как с увеличением контингента стало трудно размещаться в старом здании, приобретенном в 1916 г. В феврале 1918 г. институт функционировал в полном составе, к тому же при нем состояло высшее начальное училище в составе 2 классов с 58 учащимися. Всего на трех курсах учительского института было 99 учащихся: на первом курсе 45 (25 слушательниц и 20 слушателей): на втором курсе — 30 (29 слушательниц и 1 слушатель) и на третьем курсе — 24 слушательницы. Из 99 учащихся только 60 получали стипендию в размере 600 руб. в год, остальные ни пособии, ни стипендий не получали, их материальное положение было очень тяжелым.

По ходатайству педагогического совета института Рязанское городское управление установило еще 5 дополнительных стипендий по 600 руб. в год. Михайловское уездное земство добавило к ним еще 2 стипендии такого же размера. При институте работала столовая, но из-за дороговизны и плохого снабжения продуктами она не обеспечивала учащихся необходимым питанием. Однако учебный процесс в институте не прекращался. Все чаще и чаще институт получал распоряжения народного комиссариата просвещения, касавшиеся учебных планов и программ. Так, 4 марта 1918 г. было получено распоряжение о прекращении преподавания «закона божия». На заседании педсовета 11 марта обсуждался вопрос об улучшении материального положения служащих института. В финансовом отношении институт был в трудном положении, остаток от 1917 г. составлял всего 240 руб. В первые месяцы после Октябрьской революции не все преподаватели верили в прочность Советской власти и с трудом принимали изменения, продиктованные самой жизнью и новыми отношениями. Отдельные преподаватели пытались отгородиться от жизни, прикрыться внепартийностью, остаться в стороне.

Начальница института и председатель педагогического Совета Александрова М. А. разъяснила, что подписываясь как председатель педагогического Совета, она в то же время является и начальницей института, не превышая своих полномочий.

Большим событием в жизни Рязанской губернии явился съезд учителей, состоявшийся 6 — 9 апреля 1918 г. Делегаты съезда говорили о переживаемых трудностях: и о нетопленных школах, и об отсутствии освещения, и о старых учебниках, и о воспитании нового поколения людей, будущих строителей коммунизма. Перед учительством стояли большие и трудные задачи. Прежде всего, следовало ликвидировать разнотипные школы: начальные, высшие начальные, реальные училища, гимназии, духовные учебные заведения к т. д. Теперь устанавливалась единая трудовая школа из 2-х ступеней. Для учителей организовывались курсы, где лекции читали московские профессора и «местные педагогические силы». 27 мая 1918 г. в Рязани был открыт Народный университет.

Совет принял решение об окончании учебного года 27 мая 1918 г. и об установлении дня, в который должен быть проведен официальный акт вручения временных удостоверений первым выпускникам института.

Первый Всероссийский съезд по просвещению, состоявшийся в августе 1918 г., признал дело подготовки учителей совершенно не соответствующим духу и потребностям создаваемой новой трудовой школы.

С 15 октября 1918 г. Рязанский учительский институт, на основании решения государственной комиссии по просвещению по реорганизации учительских институтов от 5 октября, был переименован в Рязанский педагогический институт. Несколько позднее Рязанский учительский институт преобразован в высшее учебное заведение — педагогический институт.

Педагогическому совету учительского института предлагается сложить свои полномочия и все дела по институту сдать избранному местным Губернским отделом просвещения совету педагогического института.

Согласно Уставу педагогических институтов, утвержденного 19 ноября 1918 г., Рязанский педагогический институт являлся Высшим учебным заведением, а поэтому все преподаватели, за исключением бывших офицеров, временно освобождались от воинской повинности.

Заключение

Учительский институт, образованный из женского учительского института, явился базой для создания первого в Рязани высшего учебного заведения. Весь штат преподавателей, служащих и студентов, все оборудование и библиотека вошли в состав педагогического института.

Как высшее учебное заведение, институт получил автономию в постановке научной и учебной работы. Всей жизнью института руководил Совет, выделявший из своего состава президиум.

Рязанский пединститут в первые годы Советской власти сыграл важную роль в развитии культуры и просвещения в Рязанской губернии, так как многие дореволюционные учебные заведения, и в первую очередь сословные и духовные, прекратили свое существование. Однако память об одном дореволюционном учебном заведении – первом в России женском учительском институте — долго сохранялась в коллективе педагогического института и ежегодно 1 декабря отмечалась годовщина его основания.

Список используемой литературы:

1. Рязанская энциклопедия [в 16 т.] - Россия : Ряз. энцикл., 1992-1994.
2. Учёные записки. Т. 62 – Некоторые вопросы краеведения и отечественной истории: статья Н. Г. Соколова «Первый в России Рязанский женский учительский институт», Россия, 1969.
3. library.rspu.ryazan.ru/bibl/sokolov.pdf
4. www.mma.ru/article/id12103?print=1

5. museum-reu.narod.ru/seminaristen/seminaristen.htm

Публикация была предоставлена Митрофановой Маришей

рязанский государственный университет
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари