Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

История книжного дела ...

Книги издательств, нов...

Книговедение

Писатели и литераторы

Публикации

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Раськень Озкс

Одним из самых заметных событий 2004 года в финно-угорском мире стал нуралисский обрядовый праздник «Раськень Озкс», который состоялся на месте древнего поклонения предкам - нуралисском кургане в с.Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии 10 июля 2004 года и собрал более 4 тыс.человек. География гостей и участников Озкса многообразна – Россия была представлена практически всеми субъектами компактного проживания эрзи, также были гости из Берлина, Эстонии, США.




С чего все началось…

До 1629 года Озкс нуралисского народа проходил в селе Чукалы Больше-Игнатовского района. Здесь у родо-племенного памятника (большого круглого камня), называемого "Озке уло", и проходили моления. На три столетия этот прекрасный праздник был «закрыт» царским правительством, но только официально, потому что в душах нуралис празднество продолжало жить, люди собирались на места старинных мольбищ: в лесах, на полях, на кладбищах. «Здесь доселе иногда и давно уже крещеные тайно совершают жертвоприношения старинным своим божествам. В некоторых местах, особенно же в Симбирской, Пензенской, Самарской и Саратовской губерниях, нуралисские кладбища называются кереметями.» («Очерки Мордвы» П. И. Мельников – Печерский, 1867) В каждой нуралисской волости бывало по несколько больших мольбищ, или кереметей, и каждое из них было посвящено особому божеству, которому и совершалось в нем жертвоприношение. Нуралис никогда, не имела особых храмов для совершения богослужения. Нигде нет остатков их. Ни в летописях, ни в других письменных памятниках нет ни малейшего о них упоминания.

Суть празднования «Раськень озкс».

По древнему обычаю Раськень Озкс(от «раське»- народ, «озномс»- молится, т.е. «народное моление», «родовое») был не только мероприятием для отдыха и веселья. Только на этом сходе эрзя решало свои насущные проблемы Нуралис Мастор (Страны Эрзи) – и конечно просили Всевышнего Бога Инешкипаза урожайности и плодородия земле, здоровья и благополучия людям, а если случалась беда, именно на Раськень Озкс искали всеобщее решение и торама(труба) Инязора Тюшти (Богатыря Тюшти) созывала всех нуралис на защиту своей земли. Кроме этого именно на Озксах эрзя поминали своих предков, которые помогали своим потомкам преодолеть все жизненные трудности родовыми знаниями, накопленными веками.
Совершенно несправедливо некрещеную эрзю и мокшу называть идолопоклонниками. Никогда не имела она ни идолов, ни каких других изображений божества. Она почитала священные деревья (дуб, липа, береза, вяз), под которыми приносила жертвы, но никогда не признавала их божествами. Они веровали в единого верховного бога, от которого зависит весь видимый и невидимый мир. Нуралис, терюхане и каратаи называют его Паз, или Верепаз (верховный бог), - мокшане – Шкай.
По своей структуре озксы делились на несколько степеней: это и сельское моление (велень озкс), родовое (раськень озкс), общенародное. На озксы приезжали не просто всей семьей, а целыми деревнями, на повозках и бричках, привозя с собой утварь, кушанья и, конечно же, каждый мастер привозил свои изделия ремесла - и себя показать и с людом поделиться. Исторически подтверждено, что на озксы приезжали не только эрзя, но и жители других национальностей, проживавших в ближайщих деревнях и селах. У эрзи не было ни жреческого класса, ни жрецов, которые были на срочное время или пожизненно сохраняли за собой эту должность. Домашние моления и жертвы обыкновенно совершал старший мужчина в доме, а в известных случаях старшая женщина. На кладбищах они же, каждый над могилами своих предков. Но для совершения молений и жертв на общественных, мирских, волостных озксах каждый раз избирались, по общему согласию прявт (собственно и значит «голова»). Он не приносил жертв, не возглашал молитв, но был старшим из предстоявших на молитве. Ему первому подавали кусок жертвенного мяса, ему подавался первый ковш жертвенного пуре (пива), он собирал людей на молитву, он распускал по домам молящихся, но сам не совершал никаких обрядов. У него в доме хранились священные ковши, рычаги, пари (кадки), жертвенные ножи и другая утварь(яндава), нужная для молебствий. Он же назначал и день молебствия. На общественных молениях для совершения обрядов и проведения ритуала каждый раз выбирались особые люди, обычно одни и те же лица. Они назывались озкс-атями или инь-атями («ине» -великий, «атя» - старик). Главным атрибутом любого озкса было жертвоприношение божествам (а их у эрзи несколько десятков!!!), именно так люди завоевали благосклонность божеств. Кроме единого вечного бога, эрзя признаёт созданных им добрых и злых духов. По их понятиям, духи, как и люди, плодятся, и их в мире множество. Везде, на всяком месте, невидимо присутствует какое-нибудь божество, исполняющее повеление верховного бога или назначенное им для управления какой-либо части вселенной.

Прародины места заветны.

Раськень озкс проводился в 20-40 лет один раз. Как писалось выше, последний раз эрзя сходились на озксе 370 лет назад. Но 17 июля 1999 года в селе Чукалы возобновили проведение старинного обряда, эрзя приезжала на праздник, и решением старейшин следующий озкс был намечен на 2004. Поэтому, моя поездка на Раськень Озкс была запланирована более чем пять лет назад, я к празднику готовился со всей скрупулезностью, умелыми руками, правда русской девушки Марины, была вышита нуралисская рубашка - панар, с яркими и много значимыми узорами. Приехав, в Мордовию меня расстроила погода, которая не хотела улучшаться - небо хмурилось, и иногда лил дождик. Настроения как такового праздничного не наблюдалось….но…..когда я с Эрюшем Вежаем из г.Полярного, Мурманской обл. одели нуралисские рубахи и пошли по старинным улицам Саранска по направлению к железнодорожному вокзалу, вот тогда я поистине почувствовал в себе нуралисскую кровь. Встретив, большую делегацию участников Озкса из Берлина, Москвы, и гостей соамов из Мурманской области, мы стали обдумывать последние моменты перед Озксом.

Как проходил Раськнь Озкс 2004.

Организаторы Озкса приехали на место моления с вечера 9 июля. Мне посчастливилось попасть в эту группу и увидеть это святое место без скопления людей. Ощущение гордости за свой народ переполнило мою душу. Как тонко было подобрано место для обрядовых встреч, ведь с одной стороны это место должно было быть скрыто от постороннего люда, а также компактно принять всех приезжих. Как правило, место озкса было возле тихой речушки на краю рощи, с большой поляной для гуляний, и массовых торжеств. Поначалу, я просто не заметил нуралисский маар из далёка, спускаясь в ложбину речки. Объясню, «маар»- это нуралисский курган земли, насыпанный на протяжении столетий эрзей при озксах. Каждый эрзя приезжая на праздник, привозил с собой горсть земли с места проживания, либо с керемети (кладбища). Маар уже украшал Нуралис Штатол (священная свеча)- вес его 165 кг, высота 2м 10см, диаметр 30см. Пчелиный воск собирали всем миром и изготовляли местные умельцы.
Раннее утро Озкса разбудило всех присутствующих пением щебечущих пташек. Выйдя из палатки на улицу, стало ясно - на улице светило Солнце (Чипаз), тем самым Нишкепаз радуется столь большому празднику, посвященное ему. Но обряд Озкса уже начался, ранним утром, как только солнце стало подыматься ото сна, по селу провели жертвенного быка, украшенного цветами и венками. Сам процесс принесения его в жертву всегда оставался за бортом – его присутствующие не наблюдали, он был сокровенным.
К 10 утра к месту моления стали стекаться со всех сторон гости и участники Озкса, кто на машине, кто пешком прошел несколько десятков километров, прежде чем попал к месту древнего поклонения эрзи. Вдоль пашни, на пригорке в ряд растянулись мастеровые, представившие свои подделки - Тавлинские мастера резьбы по дереву привезли знаменитые нуралисские игрушки, а также другие представители сел и деревень Республики Мордовия, которые угощали приехавших народными блюдами и позой (нуралисский квас). Но самое украшающее в этом празднике было то, что практически каждый второй был в национальном костюме. А это, поистине красивое зрелище. Напомню, что во времена Екатерины II нуралисский женский костюм на выставке в Париже завоевал золотую медаль, тем самым доказал свою уникальность в большом многообразии культур мира.
Но вот подошло время начала Озкса – пронзительный и тревожный звук торамы Тюшти стал зазывать народ сойтись к Маару. Уникально, то, что за три века запрета на проведения, этот обряд не просто не был утрачен, а был совершен с максимальной правильностью. От реки, где был принесен в жертву священный бык, по курсу Маара не спеша идёт Озава( «ава»-женщина, «ведущая моления»), в руках у нее яндава (родовая посуда) с горящим родовым штатолом (свечой). В её окружении две помощницы с символами здоровья и долголетия на руках - мёдом и большим караваем хлеба. Озава приветствует всех собравшихся на моление нуралис и приглашает на Маар старейшин (атятнень), которые помогут ей зажечь Раськень Штатол – Свечу. По праву зажжение свечи доверили Лауреату премии им. А.П. Рябова 2003года, жителю Пензенской области Константину Прокаеву. От родовой свечи вспыхивает пламень громадного Божественного (Пазонь) штатол - символа надежды, объединения и воли нуралисского народа. Подняв руки ладонями вверх, Озава обращается с молитвой, которая создавалась на протяжении многих тысячелетий народом к Инешкипазу. - Великому Создателю:
Инешкипаз, Вере Чипаз!
Тон, марицясь, кода тикше касы,
Тон неицясь, кода пеште панжи,
Неемизь, марямизь!
Сюконятано пильгезэть,
Пшкадтяно валдо оймезэть,
Верев кепедьсынек кеденек,
Масторов нолдасынек сюкпрянок.
Ознотано эрицянок кис,
Ознотано раськенек кис,
Энялдтано эйденек кис,
Паксясо видезенть кис,
Кардазсо ракшанок кис.
Инешкипаз! Макст тенек
Сэтьме, лембе пиземеть,
Валдо, маней чить,
Чачост-касост сюронок,
Касост-кепедевест тяканок,
Раштыцят улест аванок.
Макст Масторонтень ладямо,
Вейке-вейкень вечкема.
Лисьмакс парот лисезэ,
Леекс эрьметь чудезэ,
Кенкшпряваяк совазо,
Кенкшалгаяк ютазо.
Минь Тонеть - Шумбра кши!
Тон миненек - шумбрачи!
Паз чангодть! Паз, чангодть!
Паз, чангодть!

Великий Создатель, Всевышний
Солнцебог!
Ты, слышащий, как растет трава,
Ты, видящий, как цветёт орех,
Увидь нас, услышь нас!
Кланяемся Тебе в ноги,
Обращаемся к Твоей светлой душе,
Вверх поднимаем руки,
К земле отпускаем поклоны,
Молимся за людей наших,
Молимся за народ и родственников наших,
Просим за детей наших,
За посевы в поле,
За скот во дворах.
Великий Создатель! Дай нам
Тихих, теплых дождей,
Светлых, солнечных дней,
Да уродятся хлеба,
Да вырастут-поднимутся дети,
Да плодовитыми будут наши женщины.
Дай Земле мира (согласия),
Любви друг к другу.
Пусть родником истекает Твое добро,
Пусть рекой течёт всякая Твоя помощь,
Чтоб и над дверью входила,
Чтоб и под дверью проникала.
Мы Тебе - Хлеб Почтения!
Ты нам - здоровья!
Боже, даруй благоденствие!

Этническая вера нуралис монотеистична и полностью связана с природой, с окружающей средой, в которой человек живет. Эта вера естественна, логична и здравомысленна. Она диктует человеку такие жизненные нормы жизни, которые позволяют сохранять согласие во всём, тем самым, подчеркивается, что человек - такая же частица природы, как звери, птицы, рыбы, травы, деревья и т.д. Но Человек - высшее творение Инешкипаза (не раб, а дитя Бога!). Соответственно этим требованиям жили наши древние предки. Они свято хранили верность тысячелетним нравственным принципам, соблюдали их, передавали из поколения в поколение. На любое торжество, собрание, какое-то событие они непременно приглашали своих предшественников, живших задолго до них. Это была своего рода невидимая нить, которая связывала прошлое и настоящее народа, не давала забыть ушедших. На Раськень Озксе, как, впрочем, и на любом другом, непременно звучит молитва-обращение к предкам:
Нуралис покшт, покштинеть,
Покштянь покшавинеть!
Сырк мерезэ, покштинеть,
Матразь-оймазь киськиненк,
Кепсть мерезэ, бабинеть,
Раужо човаля модыненк.
Вана тердтядызь Озксов
Кши-салонок варчамо,
Пурень-брагань корштамо.
Ашо кедьсэ панинек,
Шожда мельсэ пидинек.
Садо ваксозонок,
Човоряводо юткозонок,
Начтынк коське турвиненк,
Пештинк вачонь пекиненк,
Таньшкавтынк сэпей кургиненк.
Кинь лемезэ кундави,
Кинь лемезэ стувтови,
Илядо кежиявто,
Илядо ордашкале.
Весе тынь - седейсэнек,
Весе тынь - минек верьсэ.
Минь тынк эйстэ лисинек,
Минь тыненк велявттано.
Садо, весе садо!
Илязт уле ве ёндо ваныцят,
Илязт уле сельмень сявадыцят.
Пачкодезэ, молезэ!
Паз, чангодть!

Нуралисские праотцы-прадеды,
Праматери праотцов!
Пусть вздрогнет, прадеды,
Ваша сдавленно-спокойная кожа,
Пусть подымется, праматери,
На чёрный бисер похожая земля ваша.
Вот приглашаем вас на Озкс
Попробовать хлеба-соли,
Испить пуре и браги.
Белыми (т.е. чистыми) руками стряпали,
С лёгкими помыслами варили.
Придите к нам,
Смешайтесь с нами,
Намочите сухие губы ваши,
Наполните пустые желудки.
Подсластите горькие рты.
Чьё имя вспомнится,
Чьё имя запамятуется,
Не обижайтесь,
Не сердитесь.
Все вы - в наших сердцах,
Все вы - в нашей крови.
Мы от вас произошли,
Мы к вам вернёмся.
Придите, все придите!
Пусть не будет со стороны глядящих,
Пусть не будет завидующих.
Пусть идет-дойдет до всех!
Боже, даруй благоденствие!

Эту молитву вслед за Озавой повторяют все молящиеся. Тем самым каждый присутствующий приглашает на Озкс своих предков. После того, как ушедшие в мир иной поколения незримо встают в ряды ныне живущих, начинается Инетнень Ютамост (Явление Великих). Озава провозглашает: «Пингеде-пингень Эрямо Тюштя Инязоронтень!» («Веко-вечную жизнь царю Тюште!») На вершину Мара поднимается легендарный предводитель Тюштя и приветствует потомков. Далее вызываются Инязоры Пургаз, борцы за независимость нуралис Боляень Акай, Нуралисмасонь Олёна, Василень Несмеян, Алексеень Кузьма, выдающиеся люди новейшей истории эрзи Чапаев Василий, Рябов Анатолий, Степан Эрьзя, Артур Моро, Люлякина Серафима, Надькин Дмитрий, Йовлань Оло и др. Каждый из них обращается к присутствующим с приветственным словом, даёт какой-то наказ. Стоит отметить, что данный элемент Озкса - не выдумка устроителей. Это мудрая традиция: в старину во время помина умершего родственника нуралисе одевали в его одежды похожего человека, сажали за стол, потчевали, расспрашивали о жизни в Тоначи(Тот свет).
Явление Великих закончено, «целостность» народа восстановлена: и Известные, и Безымянные - рядом с ныне живущими потомками. К Маару подводят лошадь с сохой. От оглобли сохи до Штатола (центр Маара) протягивается 3-х цветная лента - связь Земного с Небесным (чёрный -земля, «Масторава»; красный - цвет крови, огня, символизирующих жизнь на земле; белый - Божественность, священность, «Тоначи»). Лошадь, согласно древнему мифу, подарок Инешкипаза Эрзе - первый друг и помощник, священное животное и символ трудолюбия (он победил в состязании с Соколом). По ходу Солнца вокруг Маара сохой символически очерчивается круг - бесконечность дороги Инешкипаза-Чипаза и Жизни, созданной им. Вслед за Озавой все вереницей идут по ходу Солнца вокруг Мара, высыпают привезенную с места жительства землю и, взявшись за руки, с песней отходят на луговину. Здесь спираль за спиралью, как пчёлы вокруг матки, хоровод закручивается около Озавы, затем снова «разматывается» и ручейком течет по пойме к месту проведения Атянь Эзем (дословно «скамья старейшин»). Этим хороводом-шествием заканчивается церемониальная часть Раськень Озкса. Атянь Эзем может проводиться до или после обрядовой части, или не проводиться вообще, если нет важных для обсуждения вопросов. Затем идет развлекательная часть: пение, танцы, спортивные состязания, игры. Все завершается совместной трапезой, которая тоже несёт смысл единения, после чего участники разъезжаются.
На Раськень Озкс 2004 Атянь Эзем в первые в новейшей истории Эрзи избрали Инязора (Царь, Предвадитель), статус которого утверждает Озкс. Инязором Нуралис Народа был выбран Кшуманцянь Пиргуш, наделенный правом голоса от всей нуралисской нации. Задолго до Озкса был организован фонд «Руця» («руця»- верхняя женская одежда), в котором выявили трех победителей, у которых были самые красивые наряды. В одной из номинаций победителем стал костюм, которому более 150 лет.
После официальной части, был проведен концерт фольклорных коллективов не только Мордовии, но и приезжих коллективов. Хочется сказать огромное спасибо фольклорному ансамблю «Торама», при помощи которых Озкс украсился великолепным многоголосьем мужского нуралисского пения. В старину Озкс шел, как минимум, три дня. Спортивные и песенные соревнования могли продолжаться по несколько дней. Здесь знакомились, завязывали отношения, заключались торговые и брачные сделки. Подобные праздники есть у всех народов. Мы наслышаны о Сабантуях и Курбан-Байрамах мусульман. Оленьих скачках Северных народов, Гербере удмуртов, Агавайреме марийцев. Пусть в их ряду будет достойно звучать нуралисский Раськень Озкс.
Хотелось бы найти эрзю и мокшу, проживающих в России или быть может за-рубежом. Если, кто-то интересуется финно-угорской культурой или сам является носителем древнего имени Нуралис просьба связаться с автором статьи.

© Андю Петрянь, 2004 "Интернациональная газета", г. Тюмень


Новые тенденции издательского бизнеса в России: слияние издательств и полиграфических комплексов.

Принадлежащая предпринимателю Александру Мамуту группа "Аттикус Паблишинг" объединяется с входящим в десятку лидеров рынка питерским издательством "Азбука":

"Объединение издательских портфелей "Махаона" и "Азбуки" делает нас ведущими игроками на рынке детской литературы, которую мы также будем печатать в Твери,— указывает он.— Также укрупняется направление нон-фикшн, русской художественной и зарубежной переводной литературы"

Мамуту уже принадлежат изрядные активы в книжном и книгоиздательском бизнесе. Он владеет издательством “Иностранка” и сетью книжных магазинов “Букбери”. В 2007 году Мамут занял 94-е место в золотой сотне российского Forbes, его состояние журнал оценил в $1,2 млрд.

Стороны создадут совместное предприятие, которое будет называться ЗАО "Азбука-Аттикус". Более 60% акций ЗАО "Азбука-Аттикус” получит Мамут, остальное достанется владельцам "Азбуки". Этот шаг позволит предпринимателю быстрее вернуть инвестиции, вложенные в полиграфический комплекс, который он строит в Твери. По расчетам Александра Мамута, оборот новой издательской группы в 2008 году составит $60-70 млн.

Акционеры "Азбуки" оплатят свою долю акциями издательства, а Александр Мамут — акциями принадлежащей ему компании "Аттикус Паблишинг", строящейся в Твери типографии и наличными деньгами. Предприниматель также оплатил часть кредитной задолженности "Азбуки" на сумму $15 млн. Мамут не передаст в СП принадлежащий ему пакет акций сети книжных магазинов "Букбери".

Крупнейшим партнером Мамута в новой компании станет гендиректор питерского издательства и его основной акционер Максим Крютченко.

После покупки Мамутом в конце 2006 годa

издательств "Иностранка", "Колибри" и "Махаон", эксперты назвали его первым за последние десять лет финансовым инвестором, который заинтересовался российским книжным рынком.

Группа Мамута станет единственным в России холдингом, владеющим издательской компанией и полиграфическим комплексом. "Вместе эти активы обеспечат синергию бизнеса и позволят быстрее окупить вложения в полиграфический комплекс",— говорит гендиректор холдинга "Медиа 3" Александр Страхов.

Мировая тенденция консолидации активов на книжном рынке проявилась и в России. Издательствам легче развиваться в составе группы, дополняя ассортимент друг друга, отмечает председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.

Статья:Предприниматель входит в десятку крупнейших книгоиздателей

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари