Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Новости театрального и...

Публикации

Театральные коллективы

Топонимика

Фольклор и этнография



Почему любая власть в России так упорно поддерживает РПЦ?

Почему любая власть в России так упорно поддерживает РПЦ?

 
17 февраля 2010 в 20:10 Автор Святослав ХоробреИсточник newsland Опубликовал Святослав Игоревич 2449 просмотров 163 комментария

Сначала, в то время чужая, ромейская вера была «огнем и мечем» навязана Руси. Потом пришли татаро-монголы и… освободили монастыри и попов от дани. Потом Романовы стали наместниками бога, стали петь «боже царя храни» (до этого пели «коль славен наш господь с Сионе»), и это притом, что когда во время Первой мировой отменили обязательное причащение в армии, на причастие стало ходить лишь 10 процентов солдат. Потом небольшое отступление: коммунисты, но те пытались заменить другой верой. И то во время войны позвали попов. Немецкие национал-социалисты, и те на оккупированных территориях попов не только не трогали, но и поддерживали.

Но сейчас! Светское государство, а КГБешник Путин обнимался с Алексием, а «юрист» Медведев целуется с Гундяевым. Государство финансирует отделенную от государства общественную организацию РПЦ! Предает ей безвозмездно имущество, в том числе и нерелигиозного характера! Церковь имеет массу льгот и не платит налогов! При этом, ни власть, ни общество в целом, как будто не замечают, что деятельность церкви подпадает под действие ст.159 Уголовного кодекса Российской федерации «Мошенничество, т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием…»

Рискну предположить:
Власть, любая, видит в этой гениальной религии сильнейший инструмент управления и подавления народа.
Действительно, для верующего любая власть «от бога», «наказание за грехи».

Зачем власти нужны Граждане - Свободные Сыны Своего Отечества, если рабами божьими и христовыми овцами управлять гораздо легче!
При этом «паства» дружно голосует за власть, обнимающуюся с митрополитами, а потом в мольбе влачит свое жалкое существование и ни куда не дергается.
Если власть таким образом «завоевывает» электорат?

Но по оценкам социологов, да и по моим, житейским наблюдениям «искренне верующих» - реальных адептов не более 3-5 %. Ну еще есть довольно большой процент, то ли как дань моде, то ли по традиции называющих себя православными, которые в церковь не ходят (только если по пьяне в «святом» источнике искупаются на крещение) и ни каких «писаний не читали. А власть, как будто бы не зная реального положения дел, активно «продвигает» христианство! Церкви растут как грибы после дождя, все согласования влёт (попробуйте согласовать строительство жилого дома и церкви - увидите разницу). В школах до сих пор попы не преподавали, только благодаря вмешательству Академии наук, но скоро начнут.

Или Путин с Медведевым и Грызловым входят в число этих 3-5 % этих «искренне верующих»? Ну, очень сильно сомневаюсь! Да и чиновники рангом пониже - взяточники и казнокрады, в "искренней вере" не замечены.

И еще, не только о власти, об обществе вообще.
Церкви с монастырями растут как грибы после дождя, а детские сады не строятся вообще?
РПЦ даются льготы, которые позволяют строить храмы, а выпускникам детдомов не дают, положенные им по закону квартиры?
И они бомжуют.
Возрождение духовности, какое-то странное!

Потом этот бомж, которого государство кинуло, попадает в монастырь.
И... добрые монахи, нет, не помогают ему дом построить. Они ему рассказывают, бедность почти равна святости, и кинутый государством Гражданин свободной России строит монахам свечной заводик. За похлебку.



Обзор темы

Позади – века, впереди – бесконечность

Именно так можно определить жизнь театра – во времени. А если рассматривать её в пространстве, то правильнее всего будет сказать, что «весь мир – театр».
И как же в таком контексте выглядит история русского театра?

Её истоки уходят в глубокую древность – народные игры, обряды, празднества, скоморошьи «потехи»… А ещё церковный театр – пьесы на религиозные сюжеты, а ещё школьный театр – при Киевской, Московской и других духовных академиях Древней Руси, в котором соединились патриотическая декламация и традиции скоморохов. По городам и сёлам России «гастролировали» потешники, студиозусы, нередко привлекая для участия в своих спектаклях-представлениях местных жителей. Драмы и комедии, разыгрываемые в народном театре, представляли собой некое «соборное действо», когда любой зритель, нисколько не стесняясь, мог прервать течение сюжетной линии, мизансцены, вставлять в текст свои указания и пояснения. И что любопытно: действующие лица своими репликами постоянно «провоцировали» зрителей на вопросы и ответы, втягивали их в игру. Сцена оставалась вполне театральной, но вместе с тем перекидывался мостик между ней и залом.

Представления показывались также и в боярских палатах, и в купеческих домах. Театр любили все – от низов до верхов. И рязанский край не остался на обочине театрального пространства.

1672-й год был для отечественной культуры знаменательным – в России открылся придворный театр. Его создание связано с именем боярина Артамона Сергеевича Матвеева – приближённого царя Алексея Михайловича, руководителя русской дипломатии. Человек европейской образованности, Матвеев настоял на организации постоянной театральной труппы – из молодых, проживающих в Москве иностранцев. Специально для её выступлений была построена «Комедийная хоромина» – в подмосковном селе Преображенском, летней резиденции Алексея Михайловича. Руководители театра обучали актёрскому искусству и русских молодых людей – преимущественно из мещанского сословия. У замечательного нашего историка С.М.Соловьёва, в его книге «Чтения и рассказы по истории России», сказано: «Боярин Матвеев в 1673 году приказал отобрать из мещанских детей 26 в комедианты и отвести в немецкую слободу к магистру Иоганну Годфриду. Так основалось в Москве театральное училище – раньше, чем Славяно-греко-латинская академия». Правильно рассудил умный Артамон Сергеевич: театр без актёров – всё равно что, храм без божества.

Интересно, что Матвеев приходится родственником нашей землячке, вошедшей в историю Государства Российского, – Наталье Кирилловне Нарышкиной, уроженке села Алешня (нынешний Рыбновский район). Матвеев привёз Наталью, дочь боярскую, в Москву, где её увидел Алексей Михайлович. И женился на ней. Она – мать Петра I. До сих пор в рыбновских краях живо присловье: «Не дорого Нарышкино богатство – дорога Наталья Кирилловна».

После смерти Алексея Михайловича придворный театр был закрыт. Но через несколько лет молодой царь Пётр Алексеевич возродил его – уже как публичный. Построили для него «Комедиальную храмину» – в Москве, на Красной площади. Пётр выделял средства на содержание театра: надеялся, что он послужит средством просвещения общества, пропаганды царской политики. Но эти надежды не оправдались: в театре сплошь шли иноземные пьесы, публика осталась к нему равнодушной. Пётр прекратил субсидировать «Комедиальную храмину», и она закылась.

Однако зерно было брошено и не могло не дать новые всходы. Идеи Петра I с большим успехом пропагандировал в начале XVIII века школьный театр при Московской Славяно-греко-латинской академии. Да и актёры закрытого публичного театра тоже не отошли от дел: давали спектакли для простой публики. Театральную жизнь разнообразили своими приездами и иностранные труппы.

Однако всего этого было явно недостаточно. В середине XVIII века в воздухе прямо-таки витала идея русского профессионального театра. Ею по-настоящему озаботилась «дщерь Петрова» – императрица Елизавета Петровна. Во время её царствования театральное искусство стало расцветать в полном смысле этого слова. Появились частные общедоступные театры, первые профессиональные актёры. Причём, не только в столицах.

Однажды Елизавете доложили, что в Ярославле некий купец и заводчик Фёдор Григорьевич Волков организовал сначала домашний, чуть позже ставший публичным, театр. И Елизавета приказала «купцов Фёдора Григорьева сына Волкова… з братьями Гавриилом и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привести в Санкт-Петербург». Говорят, что, когда Елизавета заговорила с Волковым о придворном театре, актёр ответил императрице: «А мы не при дворе, мы – при всей России».

Возможно, это довольно-таки дерзкое заявление «холопа», хоть и рассердило «матушку», но как-то подтолкнуло её к изданию указа от 30 августа 1756 года об учреждении государственного «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра». На его содержание выделялось из казны пять тысяч рублей в год. Руководили театром драматург А.П. Сумароков и Ф.Г. Волков. Примерно в это же время были учреждены Московский университет, Академия наук и Академия художеств.

А у нас в Рязани стационарный профессиональный театр начался с… Державина. Хотя в тот год, в 1786-й, он служил в Тамбове – гражданским губернатором. Но, будучи натурой поэтической, художественной, Гаврила Романович завёл у себя театр. Для собственного удовольствия и для просвещения местного дворянства, которое огорчало его своим невежеством и невоспитанностью. Под руководством жены Державина в губернаторском доме был устроен театр, ставились французские оперы и комедии, трагедии Сумарокова, шёл «Недоросль»… Спектакли имели такой успех, что Державин приступил к постройке особого здания для театра.

И вот однажды в Тамбов пожаловал наместник – генерал Гудович (тогда наместничество объединяло две губернии – Тамбовскую и Рязанскую). По сему случаю губернатор Державин учинил грандиознейшее театрализованное представление. Этот случай весьма красочно живописал Владислав Ходасевич в своей интереснейшей книге «Державин». Генералу Гудовичу так понравился театр, что он решил устроить подобный у себя в Рязани, где находилась его резиденция. Тогда, при желании, строили быстро. Уже через год на въезде в Россия со стороны Москвы появилось двухэтажное деревянное здание – театр. Любопытный факт: высшими царскими чиновниками, посетившими Россия, это было поставлено Гудовичу в заслугу. Как видим, уже тогда власть, опять же при желании, может очень даже хорошо радеть о просвещении своей «паствы».

Но где же взять актёров? Чтобы – сразу и хороших… Генерал Гудович нашёл выход из положения. Поскольку он был начальником над Державиным, то действовал весьма решительно. Вот как вспоминает об этом в своих «Записках» сам Гаврила Романович: «Зачинил к себе требовать и брать артистов против воли губернатора (Державина. – Г.Ч.) и их самих в Россия для устройства там театра и прочих увеселений, как-то машиниста, живописца и балетмейстера, которых губернатор (Державин. – Г.Ч.) старанием своим выписал и содержал разными вымышленными им без ущерба для казны и чьей-либо тягости способами».

Конечно же, поэт был в обиде на генерала. И вообще они стали крепко ссориться и генерал, по мнению Ходасевича, был неправ, интригуя против поэта. Но… В 1787 году театр в Рязани появился и это один из старейших театров России.

В конце 90-х прошлого столетия в Рязани вышла небольшая, но очень ёмкая, полезная книга – «Очерки по истории культуры России (XV-XX вв.)». Доктор исторических наук, профессор Рязанского педагогического института Иван Павлович Попов пишет: «Следует отметить одну особенность открытого в Рязани театра. Он с первых дней своего существования находился в ведении государственных властей. Необходимые для театра расходы производились из средств Рязанского приказа общественного призрения. Туда же поступали и все доходы, которые давал театр. Это отличало его от большинства театров того времени, которые были в руках частных лиц».

Выражаясь современным языком, театр находился на дотации государства. Очевидно, в наибольшей степени именно это помогло ему долгие годы оставаться одним из немногих стационарных театров российской провинции. Сей факт куда как актуален и для нашей нынешней жизни: высокое искусство может быть рентабельным только духовно, в его развитии должна присутствовать государственная поддержка. И меценатская помощь. Как значится в вышедшей по случаю 900-летия Рязани «Рязанской энциклопедии», первыми деятелями местного театра, его руководителями были чиновник Дохтуров и отставной гвардейский офицер Приклонский, пожертвовавшие на театр свои состояния. Пожертвовать всё – это, пожалуй, перебор. Но продолжить традиции российского меценатства – дело чести современных состоятельных людей. Если, конечно, они – уважающие себя люди. Мир без музыки, без театра, без стихов – духовная пустыня.
Первый рязанский театр был для своего времени прекрасно благоустроен. Двухэтажное деревянное здание. Половину всей его площади занимали сцена и подсобные помещения, а это 100 кв.м. Остальные сто – партер. В зрительном зале были также амфитеатр, ложи – один ярус, галерея. Сценическая техника – самая современная для той поры. Руководил ею опытный механик, выписанный Державиным, естественно, в Тамбов. Механик был перевезён в Россия против своего желания, но зато платить ему стали вдвое больше.
А что шло на рязанской сцене? Тут самое время сказать, что рязанский театр, как и другие провинциальные театры того времени, назывался – «Оперный дом». Это по примеру Москвы – там, на окраине, некий итальянский антрепренёр возвёл театр, где шли трагедии, комедии, балеты, а также оперы. Отсюда и название. Так вот, и на рязанской сцене ставились и оперы, и балеты, и водевили, и драмы патриотического звучания, и трагедии. Например, «Эдип в Афинах» Озерова, «Коварство и любовь» Шиллера…

В начале ХIХ века и всю первую его треть Рязанский театр был одним из немногих стационарных театров провинциальной России. Спектакли давали в снимаемых частных домах (судьба того, первого, деревянного театра, при въезде в Россия со стороны Москвы, неизвестна). У театра была хорошая афиша, близкая к столичной.

Шли «Отелло», «Коварство и любовь», «Недоросль», оперы Верстовского и Вебера, блистательные водевили… «Ревизор» был поставлен в декабре 1836 года – буквально через несколько месяцев после его премьер в Петербурге и Москве. А в начале 1840 года рязанская труппа впервые на русской провинциальной сцене сыграла «Гамлета». И уж никак нельзя не вспомнить, что 14 января 1837 года (ещё Александр Сергеевич Пушкин был жив) в Рязани шла романтическая трилогия «Керим-Гирей – крымский хан» по мотивам «Бахчисарайского фонтана» с сохранением многих пушкинских стихов.

Всё было в истории рязанского театра – взлёты и падения, блистательные сезоны и провальные. Но он всегда был нужен городу. К концу 50-х годов остро встал вопрос о строительстве каменного здания для театра. И за 1860-1862 гг. его построили – на Соборной площади. Когда же, через пять лет, случился пожар и оно сгорело, власти и горожане бросились его восстанавливать. Восстановили. Вот уж поистине, возродился театр, как Феникс, – из пепла.

«Новейшая» страница истории рязанского театра открыта в 1937 году, когда он обрёл статус областного, в котором пребывает и по сегодня. В 1962 году для него построили новое здание – на Театральной площади. Нынешний день стремится сохранить лучшие традиции прошлого. И они стоят того. Прежде всего это выбор репертуара. Только за последние годы здесь шли и идут Пушкин и Лермонтов, Островский и Горький, Фонвизин и Гольдони, поэтические спектакли по Есенину и Цветаевой. На протяжении своей истории Рязанский театр выпестовал очень хороших актёров, которые с успехом играли на столичной сцене. Достаточно назвать лишь одно имя – Пётр Иванович Садовский, родоначальник знаменитой династии артистов Малого театра. На рязанской сцене выступали известные столичные мастера – А.И. Южин, П.Н. Орленев, начинающий актёр К.С. Станиславский… Эта традиция была продолжена уже в 70-е годы прошедшего столетия – в спектаклях Рязанского театра драмы играли Смоктуновский, Евстигнеев, Табаков, Быстрицкая… И вот ведь что замечательно – на сцене не было «разнобоя»: дескать это – «звёзды», а это – «провинция».

В разное время театр возглавляли выдающиеся мастера русской сцены и среди них – А.И. Канин, удостоенный Государственной премии за постановку спектакля «Мещане» (1951), работал Анатолий Эфрос (1950–1953 гг.) Последнее десятилетие во главе театра стоит художественный руководитель, народная артистка России Жанна Владимировна Виноградова. Труппу знают в России. Театр – участник многих российских и международных театральных фестивалей. Рязанцы с успехом выступали на престижных форумах: спектакли «Женитьба Белугина» в постановке Жанны Виноградовой (всероссийский фестиваль в Костроме, 2003), «Последние» в её же постановке (международный фестиваль «Золотой Витязь», Москва, 2004), «Когда-нибудь, в старинных мемуарах..» по М.Цветаевой – сценическая версия и режиссура Романа Маркина (XVIII международный фестиваль в г. Враца, Болгария, 2007; XII Международный фестиваль «Русская классика-2007», г. Лобня, Московская область) и др.

Сейчас в труппе театра пять народных и семь заслуженных артистов. Возможно, кто-то скажет, что дело не в количестве людей со званиями, а в их художественном мастерстве. Но кто видел рязанских актёров, тот признаёт: их регалии вполне заслужены. Яркий тому пример – народная артистка России, Почётный гражданин г. Рязани Зоя Васильевна Белова; народный артист России Виктор Владимирович Приз, сын которого, Владимир, тоже играет на сцене Рязанского театра драмы; заслуженный артист России Александр Александрович Зайцев, возглавляющий сегодня Рязанское отделение Союза театральных деятелей России… Зритель знает их и любит.

А зритель в Рязани, надо сказать, искушённый, он с самого раннего детства – в театральной атмосфере. Далеко не во всяком областном центре есть Театр Юного Зрителя, а в Рязани он есть. ТЮЗ открылся в 1937 году – в здании нынешней музыкальной школы №1 (ул. Ленина, д. 28). В 1962 переехал на Соборную площадь. Шли сказки, шёл классический репертуар. И ставились спектакли, отражающие жизнь молодого поколения – с его проблемами, чаяниями. Рассчитанные на новое восприятие, постановки отличались поиском и утверждением новых сценических форм, нестандартного театрального языка.

В этом плане истинным новатором был талантливый режиссёр, заслуженный деятель искусств России Сергей Константинович Кузьмин, руководивший ТЮЗом с 1974 по 1986 г. Юный зритель, да и взрослый тоже, живо откликался на постановки Кузьмина – «Ревизор», «Клоп», «Любовь, джаз и чёрт», «Анна Снегина» и др. Оригинальной, органичной и нетрадиционной была сценография талантливого театрального художника Кирилла Андреева.

На рязанской, тюзовской, сцене выступали известные мастера театрального искусства: Вениамин Смехов – как постановщик спектакля «Али-Баба и 40 разбойников», Александр Абдулов – как исполнитель роли Брэда в спектакле «Дорогая Памела». Наш ТЮЗ гастролировал в крупнейших городах страны – Ленинграде, Кишинёве, Уфе… Показывал свои спектакли и в Москве – на сцене Ленкома. Они шли при заполненных до отказа залах, получили высокую оценку критики.

С.К. Кузьмин первым в Рязани открыл «малую сцену», дающую возможность актёрам и зрителям вступать в особые взаимоотношения, которые помогают людям ощутить духовное родство. «Малая сцена» продолжила свою жизнь и после ухода Кузьмина из театра. Заметным явлением стали представленные на ней спектакли выпускника Высшего театрального училища имени Б. Щукина Романа Маркина. Это – «Пугачёв», ставший лауреатом I Всероссийского конкурса исполнителей есенинской поэзии (1995), и «Провинциальные сцены» – по одноактным пьесам М.Е.Салтыкова-Щедрина, которые прежде никогда на сцене не ставились.

В 1991 году ТЮЗ переименован в Рязанский государственный театр для детей и молодёжи. Сейчас его возглавляет заслуженный деятель искусств России Василий Владимирович Грищенко.

И ещё один рязанский стационарный театр есть в Рязани – кукольный. Он был образован в 1967 году. По человеческим меркам, возраст, конечно, зрелый. Однако на фоне театра драмы, отметившего 220 лет, кукольный – юнец. Но даже когда он был совсем ребёнком, его не надо было водить за ручку. «Не ходите, дети, в Африку гулять» – это никогда не годилось для наших кукольников. Ходили они и в Африку – на остров Мадагаскар – и там показывали свои спектакли. И в европейских странах побывали, и в азиатских.

А, повидав мир, задумали познакомить рязанского зрителя с искусством своих зарубежных друзей. С 1985 года театр проводит фестиваль «Рязанские смотрины». К нам приезжали кукольные труппы из Польши, Швеции, Германии, Испании, Голландии, США, Израиля, Словакии... Разные традиции, разные театральные школы: даже классическую оперу, «Волшебную флейту» Моцарта, услышали рязанцы – в исполнении артистов Дюссельдорфского театра марионеток. Были и совместные постановки, когда, скажем, главный режиссер театра из Бельско-Бяла, известный в Европе мастер, кавалер международного ордена «Улыбка» Ежи Зицман ставил с рязанцами польскую сказку, а режиссер нашего театра Валерий Шадский с польской труппой – сказку русскую. Или спектакль «Царь Петр в Голландии», поставленный в нашем театре по пьесе руководителя голландского театра «Де Трекваген» Мариуса Прайна...

На каком бы языке ни говорили актеры, они всегда поймут друг друга. И не просто потому, что представители одной профессии. Это люди с особым, художественным, восприятием мира. Потому-то и дети быстрее и лучше всего воспринимают театр – и, прежде всего, кукольный, самый первый в их жизни. А, может быть, самый главный? Ведь, как правило, с него начинается знакомство ребёнка с волшебным искусством сцены. Это уже потом он пойдёт в ТЮЗ, в драму. Но все мы, как зрители, вышли из одной «шинели» – из кукольного театра. Вот ведь какая ответственность лежит на актёрах, поднимающих над ширмой своих забавных «героев». Когда-то мудрый Маршак сказал, что для детей нужно писать так же хорошо, как для взрослых, но только лучше. Это относится к любому виду искусства, и к сценическому – тоже. Если в городе крепкая кукольная труппа, её старшие братья – ТЮЗ и драматический театр могут надеяться: и их залы не будут пустовать, и к ним придет подготовленный зритель, с которым можно установить искренний диалог. Если в нашем городе есть мастера, умные организаторы театрального дела, нам, считай, повезло.
Замечательно также то, что и взрослого зрителя Рязанский театр кукол не обижает. В постановке заслуженного деятеля искусств России Валерия Шадского публика увидела спектакли «Дракон», «Иосиф Швейк», «Карьера Артуро Уи», «Мастер и

Маргарита», «Декамерон»… В течение долгого времени украшением театральной афиши Рязани был «Пир во время чумы», поставленный по «Маленьким трагедиям» А.С.Пушкина…

Сейчас Валерий Шадский – Президент Российского национального центра UNIMA, заметная фигура в мировом пространстве кукольного театра. Благодаря таким мастерам театр кукол существует как высокое искусство.

В последние 10–15 лет театральное пространство Рязани находится в движении. Возникали новые театры. Например, театр музыки и драмы «Ника» (художественный руководитель – Сергей Полупанов). Целых четыре года радовал своими интересными спектаклями «Экспериментальный театр «Малая сцена» (художественный руководитель – Роман Маркин). К сожалению, не поддержанные городской и областной властью, эти театры вынуждены были прекратить свою деятельность. Ведь каждое творческое начинание требует внимания и поддержки. А вот студенческому театру «Переход» Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина повезло: руководство вуза оказало ему поддержку – даже построило для него прекрасное помещение.

Популярностью в городе пользуется студенческий учебный театр «Дом напротив» при кафедре режиссуры Рязанского института культуры. Его спектакли «Барышня-крестьянка» по А.С. Пушкину и «Серебряный вальс» по стихам выдающегося русского поэта Евгения Маркина стали лауреатами регионального конкурса творческих работ «Моя Россия».

В 2004 году постановлением Правительства Рязанской области был образован Рязанский областной музыкальный театр.

Всё это говорит о живой востребованности театра. Он никогда не исчезнет. У него – глубокие древние корни. Впереди у него – бесконечность.

Галина Петровна Чернова, член Союза журналистов России, закончила факультет журналистики МГУ.

рязань. городской театр. "вишнёвый сад", 1989 г. раневская – н.а. рсфср з. белова. гаев – н.а. рсфср с. леонтьев сцена из спектакля "провинциальные сцены" по одноактным пьесам м.е. салтыкова-щедрина. 1995 г. (рязанский областной театр для детей и молодёжи) "женитьба", 1996 г. роман маркин на празднике поэзии евгения маркина в д. клетино, касимовского р-на
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари