Купить этот сайт
Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Военные деятели

Географы, путешественн...

Деятели искусства

Исторические, государс...

Краеведы

Купцы, предриниматели,...

Литературные деятели

Музыкальные деятели

Наши современники

Разное

Святые, мученики, деят...

Спортивные деятели

Устроители земли рязан...

Ученые, врачи, деятели...

Словарь - А

Словарь - Б

Словарь - В

Словарь - Г

Словарь - Д

Словарь - Е

Словарь - З.

Словарь - И

Словарь - К

Словарь - Л

Словарь - М

Словарь - Н

Словарь - П

Словарь - С

Словарь - У

Словарь - Ф

Словарь - Ц

Словарь - Ч

Словарь - Ш

Словарь - Я

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Обращение к русским, живущим в Мордовии


 


   Обращение к русским, живущим в Мордовии

Уже несколько лет в Мордовии существует газета “Нуралис Мастор”. Тираж ее невелик, но нельзя не признать: общественный резонанс от выхода каждого ее номера вполне сопоставим с аналогичным показателем у самых популярных газет республики. Позиция редакции “Нуралис Мастор” всегда конфликтна, и потому вызывает множество негативных откликов. Вот один из них, представляющий точку зрения республиканского отделения Конгресса русских общин:

“Скоро будет три года, как в Саранске на русском языке выходит газета под названием “Нуралис Мастор”. Это злобное по сути и крайне националистическое по содержанию издание из номера в номер внушает мордве мысль о том, что их народ находится под гнетом русских. Здесь печатаются любые материалы, если в них содержится лишь хоть несколько фраз, бросающих тень на Россию и русский народ.

С упорством, достойным лучшего применения, это издание требует повсеместного изучения мордовского языка в школах, средних и высших учебных заведениях республики, увеличения финансирования национальных (мордовских) программ развития республики, вложения средств в так называемые диаспоры, проживающие в регионах бывшего СССР.

Все материалы националистического, антирусского характера, публикуемые в выше названном, редактируются Е.В.Четверговым, который является инструментом и апологетом националистических сил Мордовии. Эти силы координируют, контролируют высокие чиновники из министерств образования, культуры, юстиции.

В целом газета “Нуралис Мастор” с момента выхода первого номера поставила для себя цель: сделать из русских противника, если не сказать врага. К примеру, возьмем материал “С чего начинается Родина” (15 марта 1997 г., стр.2). Здесь Е.Четвергов пишет: “Россия не отечество и тем более не Родина, для более чем ста пятидесяти народов, проживающих в ее границах...” Если у народа отнята, оккупирована Родина территориально...

Или в том же номере в материале “Родина” читаем: “Вывод один. Родины у нуралис нет. Непонятно другое: за что тысячи лучших сынов нуралисского народа погибли под Полтавой, Бородино, Альпах, на Шипке...” Подобные или более злостные материалы публикуются в этой газете из номера в номер. В связи с этим возникает законный вопрос: “Почему в Республике Мордовия, где русских живет свыше 700 тысяч человек из 950 тысяч населения, не найдется инструмента, который бы ликвидировал этот прыщ на теле в общем-то здорового организма?”.

Сегодня из 147,9 миллиона человек, проживающих в России русских — 120 миллионов. Для того, чтобы понять всю безнадежность строительства на российских просторах так называемых “суверенных государств” (а их тогда должно быть свыше ста), нужно просто быть здоровым человеком. Но вместе с тем в республике есть службы как федерального, так и местного значения, которые по своей функциональной сути обязаны спросить с упомянутой газеты и ее главного редактора за националистические, враждебные русской нации материалы.

Только процитированные выше фразы попадают под статью 4 закона Российский Федерации “О средствах массовой информации”, которая гласит: “Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению государственного строя и целостности государства, разжигания национальной, региональной нетерпимости или розни, для пропаганды войны”.

Этнополитическая ситуация в республике сложна. Отношения между мокшей, эрьзей, татарской диаспорой складываются не однозначно. Но вместе они объединяются на неформальном уровне при молчаливом одобрении властных структур Мордовии для взятия всех ключевых должностных постов. Так называемым титульным нациям хочется иметь в Мордовии такую ситуацию, при которой 700 тысяч русских были бы донорами и обеспечивали “нацэлите” безбедное существование. И потому они всячески препятствуют разрешению русского вопроса.

Но если отбросить одурманивающий угар национализма, сразу станет понятно, что всякие претензии на территорию, якобы принадлежащую мордве, введение государственного мордовского языка, вытеснение русского населения со своих земель неразумно. И еще более странны действия вышеупомянутого издания, когда, с одной стороны, оно регулярно объединяет русских в насильственной ассимиляции и угнетении мордвы, а с другой стороны, требует с них денег на развитие своей подрывной идеологии.

В школах республики приказом министра образования республики принудительно заставляют изучать мордовский язык. И это происходит не без влияния “Нуралис Мастор”.

Через это якобы “культурное общественное движение” тянутся к нам щупальца западных спецслужб, выполняющих стратегическую задачу — расчленение России по национальному признаку.

В последнем номере “Нуралис Мастор” опубликован список людей (среди них есть не только мордва), которые подписались под оскорбительным и вызывающим по отношению к русским обращением. Это уже прямой вызов русским. Русские люди! Смотрите, читайте, знайте, кто на самом деле ненавидит Россию и русский народ. И если бы республика не была бы расположена в самом центре русского государства, то они выбросили лозунг “Русские — убирайтесь домой!”

Мы обращаемся ко всем русским людям, живущим на территории Республики Мордовия не быть равнодушными к попранию чести и достоинства русского человека и дать достойный и сокрушительный отпор распоясавшимся националистам “Масторавы”.”

2.    Общественное мнение

Два месяца назад в школах, ПТУ и техникумах Саранска был проведен социологический опрос учащихся в возрасте 16-17 лет по общероссийскому проекту “Молодежь России накануне третьего тысячелетия”. Некоторые его результаты, касающиеся этнической ситуации, опубликованы. Из 426 лиц мордовский национальности, ответивших на вопросы анкеты (а это каждый третий саранский мордвин 16-17 лет), только 47% назвали один из мордовских языков родными, лишь 40% владеют им более-менее уверенно. Юноши и девушки не видят смысла и перспектив в изучении титульных языков: только 30% из них считают правильным обязательным преподавание его в школах и лишь 34% намерены обучать мордовскому языку своих детей. Более 50% не придают значения своей национальной принадлежности, лишь 8% смотрят телепередачи на мордовском языке, только 18% хотят повысить уровень владения им.
                                                                                             автор Игорь Родин



Народный учитель

НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ

(К 135 летнему юбилею А.В. Чернышева (1874–1942)

александр васильевич чернышов

Александр Васильевич Чернышев родился 13 (26) октября 1874 года в Троицкой города Рязани слободе, в семье бедного крестьянина. Когда ему было семь лет, а брату Ивану – около года, умер отец. Без хозяина-работника матери пришлось ходить на поденщину, а передний угол избы сдавать жильцам

К восьми годам у Александра появилось большое желание учиться. Мать повела сына в сельское училище, но учитель нашел, что мальчик по состоянию здоровья не готов к учебе. Только на следующий год удалось определить его в Практическую школу при Рязанской учительской семинарии.

На третий год учебы его выбрали в число певчих хора при семинарии. От природы мальчик был любознательный и имел хороший голос (серебристый альт). С большим рвением относился он и к учению, и к занятиям пением. А хор Александровской учительской семинарии пользовался популярностью не только в Рязани – он славился тогда по всей губернии.

Настала интереснейшая пора в его жизни: благодаря участию в хоре мальчик подружился со старшими семинаристами, от которых получал книги для прочтения и интересные сведения по истории, географии, естествознанию. Жизнь в семинарии казалась ему идеальной и он твердо решил учиться дальше. Но в семинарию принимали молодых людей, достигших 15-летнего возраста и выдержавших экзамен.

Окончив училище в 12 лет, три года готовился он к поступлению в учительскую семинарию и в 1889 году стал членом этой большой семьи. Работал над приобретением знаний в области общеобразовательных и специально-педагогических дисциплин весьма интенсивно.


Здесь учился и пел в хоре Александр Чернышев.
Построенный в 1871 году дом для учительской семинарии (ныне перед ним
расположен монумент Победы) остался верен своему предназначению до сего дня

В 1894 году Александр Васильевич Чернышев окончил Рязанскую Александровскую учительскую семинарию, и был назначен на должность учителя начальных классов Пустотинского образцового училища (Рязанский уезд Рязанской губернии). А через год навсегда обосновался в Рязани.

В автобиографии он пишет: «Лето 1895 года я провел на родине, в родной семье, занимался частными уроками. В Пустотино больше уже не возвращался, так как получил назначение в Россия…; с 1895 по 1902 год состоял преподавателем пения в Рязанской Губернской гимназии, 1895–1918 гг. – преподавателем пения Рязанской прогимназии, впоследствии Рязанской 2-й гимназии, с 1895 по 1918 – классным преподавателем начального при 2-й гимназии училища, с 1896 по 1918 гг. – преподавателем пения гимназии Беккер».


Семья А.В. Чернышева: Константин, Елена, Анатолий, Мария, Валентина, Ольга. 1914 год

Во внеклассной работе с детьми особое внимание Чернышев уделял развитию у подопечных трудовых навыков, старался подготовить детей к преодолению жизненных трудностей, развивая чувство взаимной выручки. Под его руководством учащиеся сажали деревья и кустарники, занимались уборкой сена, собирали колосья... На прогулках, экскурсиях и в походах он много интересного рассказывал о родном крае.


Группа участников юбилейного спектакля «Среди цветов», поставленного
А.В. Чернышевым. 1916 год*

Он был искренним другом детей, приобщал их к лыжному спорту и конькам, руководил занятиями пением и танцами, ручным трудом, режиссировал костюмированные представления и спектакли…

Это человек большой души – незаурядный, неутомимый и творчески разносторонний – выдающийся педагог, вокалист и музыкант, спортсмен…

В 1907 году в Рязани, по инициативе родительского комитета I-ой мужской гимназии, была создана Комиссия по устройству разумных развлечений для детей. А.В. Чернышев был одним из активнейших ее членов и ежегодно отчитывался о своей работе в Комиссии.

«На изучение игр как метода воспитания мною отводятся многие годы, – писал Чернышев. – С этой целью в 1907 году мною в Рязани были открыты 2 первые летние детские площадки, на одной из которых я проработал 21 год…»

После игр дети устраивались на лужайке, читали стихи, пели песни, отгадывали загадки, слушали рассказы Александра Васильевича.

31 июля 1911 года детские игры в Рюминой роще закончились чествованием Учителя. Ему поднесли адрес в дорогой папке:
«Дорогой друг – Александр Васильевич!

Сегодня Ваша детская семья собралась в рощу отпраздновать большой праздник – праздник торжества и отдыха детской души. Он создан Вами, лучше сказать, Вашей искренней любовью к нам. В продолжение трех лет Вы сами, отказывая себе в отдыхе после целого года труда в школе, отдавались заботе о нашем отдыхе. С каким радостным чувством сбегались мы на Ваш зов, и нас всегда встречало Ваше ласковое, приветливое слово; ожидали веселые игры и забавы. Без страха и боязни мы сходились все – дети разных семей и положений – и среди нас не было для Вас различий, – всем Вы создали одни права, как на участие в играх, на обеды в завтраки на экскурсиях, так на поэзию и песни, которыми мы часто заканчивали наш общий счастливый день отдыха. Спасибо Вам, добрый наш общий друг! Спасибо за те чувства и желания, которые Вы пробудили в нас, знакомя с практическими применениями различных отраслей человеческого труда и показывая нам красоту и величие природы. Это нас научит создавать красоту в жизни нашей, среди тяжкого труда и лишений, которые, может быть, придется претерпевать многим из нас в течение своей предстоящей жизни.
Ваши любящие Вас дети».

(на подлиннике надписи).

Из отчета А.В. Чернышева за 1912 год: «Общее число посещений детьми площадок для игр превышало 1600. В Рюминой роще от 25 до 700 человек в день, в городском саду от 25 до 150 человек в день. Дети сделали 12 экскурсий, в которых участвовало 1500 человек. Постановлено – … выработать условия для сдачи Екатерининского пруда под каток».

На детских площадках проводились массовые праздники в честь юбилеев писателей А.С. Пушкина, И.А. Крылова, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.

Одним из главных его увлечений была физическая культура. Александр Васильевич осуществлял оздоровительно-физкультурные мероприятия в режиме учебного дня школьников. Он считал правильно организованные спортивные игры на свежем воздухе могучим средством воспитания.

Зимой 1910 года Чернышев открыл первую в Рязани лыжную станцию и безвозмездно руководил походами на лыжах. Учащиеся каждый праздник собирались в квартире руководителя и вместе с ним отправлялись за город. Младшие группы ходили в ближайшие рощи – Рюмину, Павловку и Борковскую. Группы взрослых учащихся отправлялись в с. Шумошь ( 6 верст), с Дягилево (8 верст), Дядьково (6 верст), Солотча (17 верст)…

В 1912 и 1913 годах Комиссия приобрела 27 пар лыж, которые выдавались неимущим. Результаты работы А.В. Чернышова впечатляют: количество участников походов – в 1912 году 20 человек, в 1915 – около 200.

С 1914 года на всех площадках были организованы работы для детей на открытом воздухе: лепка, вырезание, плетение из бумаги, соломки, стружек, ивы, картонные работы. Результаты детских работ за первые два месяца (июнь и июль) были показаны на выставке, устроенной 10 и 12 августа. К выставке, проходившей в 6-м городском начальном училище, были приготовлены следующие вещи:

, а также несколько сот предметов из глины, среди которых выделялись ягоды, плоды, посуда, животные и несколько сказочек, из которых наиболее удачными оказались «Теремок», «Колобок», «Золотое яичко».

Чтобы дать детям возможность побыть вне города, полюбоваться картинами природы, А.В. Чернышев каждое лето устраивал несколько прогулок по воде на катерах или самоходных баржах. В 1912 и 1913 годах в них принимали участие оркестры военной духовой музыки.

Он проводил экскурсии для детей среднего и старшего возраста в предместья Рязани: на кирпичный завод, пристани на реке Оке, на городскую водокачку, на железную дорогу, в Соколовку, в Солотчу и Богословский монастырь, на могилу Полонского (Ольгов монастырь); и дальние экскурсии – в Старую Россия и Спасск, на Белоомутский шлюз на реке Оке, в Москву.

Экскурсия в Москву (2–5 июня 1914 года) организована была исключительно для детей, которые никогда не видели древней столицы. В эту поездку отправились учащиеся высших начальных училищ и средних учебных заведений – преимущественно дети бедных родителей.

Экскурсанты посетили московские соборы, поклонились святыням Первопрестольной, познакомились с дворцами: Оружейной палатой, домом бояр Романовых, Третьяковской галереей, Румянцевским, Историческим, Политехническим музеями, а также с памятниками, провели 4 часа в зоологическом саду, прокатились пароходом на Воробьевы горы и долго любовались панорамой Москвы. «Испытали немалое удовольствие от катания на трамвае, сделав 3 конца (около семи верст)».

Чернышев первым провел в Рязани «День птиц».

Россия была одним из лучших городов по организации внешкольной работы. А.В. Чернышеву приходило много писем. Вот письмо из Шацка: «Горя нетерпением открыть в Шацке детскую площадку, обращаюсь к Вам с просьбой: не можете ли Вы проинструктировать меня в этом добром деле? Зная, как Вы любите детей, я уверен, что не откажете дать мне руководящие указания по устройству площадки. Председатель Совета старейшин клуба Титков».

Александр Васильевич отвечал подробно каждому, давал перечень необходимой литературы, список игр, инвентаря...

Александр Васильевич читал лекции по внешкольному воспитанию и организации детских спортивных игр и экскурсий на созданных в Рязани женских педагогических курсах для начинающих учителей сельских школ.

В 1917 году Чернышев организовал первый в Рязани детский сад. Из газеты «Рязанская жизнь за 10 октября 1917 года: «Недалеко от Рязани за Московско-Казанской железной дорогой находится местность под названием Павловка. Среди молодых высокорослых берез там расположена архиерейская дача. Все это бесплатно предоставлено во временное пользование приюту «Троицкие ясли», в котором открыты детский сад и училище для детей приюта. Во главе воспитательного дела в этом детском саду стоит достаточно известный нам Чернышев, безвозмездно влагающий свой труд и ценный опыт в это благородное дело».

В 1923 году детская площадка в Рюминой роще была признана центром по распространению опыта массового воспитания детей и явилась прообразом городских пионерских лагерей. С 31 августа 1924 года она носила его имя и долго продолжала работать под его руководством. Располагаясь под развесистым кедром, она была многочисленна долгие годы и доступна каждому.


А.В Чернышев – во втором ряду, в центре

С 1920 года Александр Васильевич состоял инструктором Губернского отдела народного образования по дошкольному воспитанию, продолжал преподавательскую работу в школах, педагогическом техникуме и, как всегда, был инициатором и организатором массовых внешкольных мероприятий с детьми в городе Рязани.

А.В. Чернышев пользовался огромным авторитетом. В связи с 40-летием педагогической деятельности, в 1935 году его чествовала вся Россия.

С февраля 1935 года он заведовал Домом художественного воспитания, а затем – Домом пионеров и октябрят.

Скончался Александр Васильевич Чернышев в 1942 году в возрасте 67 лет, похоронен на Лазаревском кладбище.

Не сделавший никаких выдающихся открытий, этот самоотверженный труженик живет в памяти рязанцев как энтузиаст, инициатор и организатор внешкольной работы с детьми и подростками, истинный интеллигент и народный учитель.

Примечание:

* При внимательном рассмотрении фото обнаруживается, что почти вся семья Александра Васильевича принимала участие в спектакле: справа от него сидят жена и дочь Елена, а за ним стоят Валентина, Ольга, Мария, слева – с бородой и реквизитом садовника – Костя Чернышев.

Н.Б. Чельцова

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари