Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Бардовская песня

Классическая музыка и ...

Артисты

Композиторы

Музыкальные коллективы

Новости

Публикации

Хореография

Эстрадное искусство

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



О ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРДВЫ-МОКШИ



Первое письменное свидетельство с упоминанием о мордве датируется VI в. и встречается в труде византийского епископа Иордана “Готика”. Нам известно, что это - время великого переселения народов, (условное название совокупности этнических перемещений в Европе 4—7 вв.), когда на исторической арене появляются гунны. Двинувшись с Приуралья, они около 370 перешли Волгу и затем вместе с покорёнными ими аланами обрушились на готов, занимавших Северное Причерноморье.
Гунны (греч. Hunnoi, лат. Chunni, Hunni) - кочевой народ, сложившийся во 2— 4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну. Те, в свою очередь, кочевой народ, сложившийся в Центральной Азии в начале 1-го тыс. до н. э. из монголоидных аборигенов и европеоидных выходцев из Северного Китая, прикочевавших во 2 в. из Центральной Азии (БСЭ).
Гунны мн. 1) Кочевые племена, сложившиеся во II-IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. 2) Представители этих племен. 3) перен. Жестокие, невежественные люди. (Автор Т. Ф. Ефремова).
Таким образом, первое упоминание о «морденс» совпадает с гуннским нашествием и появлением на берегах Волги тюрко-язычных народов с монгольскими чертами народа. В том, что мордва-мокша имела и имеет монгольские черты - в этом нет ни какого сомнения. «По своему антропологическому облику древние финно - угры принадлежали к уральской расе. В процессе продвижения в западном направлении и смешивании с европеоидным населением они в разной степени европеизировались» (Н.Ф. Мокшин книга «Мордва» стр. 44).
О двух типах мордвы-мокши, свидетельствуют и антропологические исследования, проведенные К.Ю.Марком. Темный грациальный, узколицый, европеоидный тип мордвы-мокши, - преобладает на юго-западе Мордовии. Субуральский тип,- мордвы мокши доминирует на северо-западе Мордовии.
Мордовские ученные безосновательно заявляют, что якобы 1500-1700 лет (время гуннского нашествия) тому назад мордовский народ, согласно одной научной теории, имел единую культуру и разговаривал на одном общемордовском языке. При этом привести в качестве подтверждения саму эту теорию, ознакомив с её доказательной базой, себя не утруждают. Однако вынужден заметить, что эта бездоказательная «теория» всего лишь предположение, а не факт.
Тем не менее, с помощью подобный ложных теорий мордовские историки пытаются привязать происхождение мордвы-мокши к городецкой культуре, то есть сфальсифицировать родство эрзя и мордвы-мокши.
Для этой же цели из истории было полностью изъято первое военное столкновение мокшан с нуралисами во времена гуннского нашествия. Тем самым было положено начало общей истории мордвы-мокши с нуралисским народом как одной общностью, под объединяющим названием мордва. Преследуемая цель мордовскими историками была успешно достигнута, при этом было похоронено не только героическое прошлое нуралис, но и история древней Руси. Для достоверной реконструкции истории Руси и нуралис необходимо разорвать мордовский узел. И мы это сделаем.
Вот о чем вещает мордовская история: «Основополагающее участие в формировании древней мордвы приняли племена городецкой культуры, проживавшие с VIII века до н.э. по начало нашей эры в западной части Среднего Поволжья и в переднем Поочье. В первых веках нашей эры из городецкой этнической общности выделяются южная группа племен в Верхнем Посурье (так называемая пензенская, мордва - мокша), другая на Нижней Суре и в бассейнах рек Теша, Пьяна, Мокша и Цна (эрзя)». Собственно и на этом доказательная база мордовской теории заканчивается и начинается повествование: «территориальная разобщенность обусловила их связи с разными этносами, что порождало особенности в языке, антропологическом облике, культуре и быте тех соплеменностей, на базе которых сформировались эрзя и мокша».
Указывая на то, что мордва-мокша , по сравнению с нуралисами, сильно видоизменилась в силу различия территории проживания и влияния иных соседствующих этносов, авторы данной теории явно скрывают истинное происхождение мордвы, Ими упускается из вида тот этнос, черты которых имеет мордва-мокша, тот этнос, в котором бесследно растворилось нуралисское население верхнего Посурья до границы Волгоградской области.


Терюшань Сергу


Плененная песней

Оленина-д'Альгейм Мария Алексеевна (урождённая Оленина) (1869, имение Истомино Рязанской губернии — 1970, Москва), баронесса , певица (меццо-сопрано), основоположница русской школы камерного исполнительства. Её отец, А.П. Оленин, с 1882 был директором Строгановского училища. Обучалась в Петербурге, совершенствовалась в Париже, где и дебютировала как камерная певица; совместно с мужем, французским писателем и критиком П.д'Альгеймом, организовала цикл лекций-концертов, посвящённых вокальному творчеству М.П. Мусоргского. С 1901 участвовала в концертах московского Кружка любителей русской музыки; гастролировала в России и за рубежом (её искусство высоко ценил К. Дебюсси); в 1914 пела в московской "Опере С.И. Зимина". Была знакома с П.И. Чайковским, А.К. Глазуновым и др. В 1908 основала в Москве "Дом песни" (совместно с мужем и певицей А.В. Тарасевич). С 1918 жила во Франции (в 1926 гастролировала в Москве и Ленинграде); во время второй мировой войны участница Движения Сопротивления. С 1959 в Москве, преподавала. Её брат, композитор Александр Алексеевич Оленин (1865—1944), заслуженный деятель искусств РСФСР (1927), участвовал в ряде концертных поездок с сестрой как аккомпаниатор и автор исполнявшихся музыкальных произведений. Двоюродный брат, Пётр Сергеевич Оленин (1870 или 1874—1922), певец (баритон), видный оперный режиссёр, пел в московской Частной русской опере, в Большом театре (в 1915—18 режиссёр) и в "Опере С.И. Зимина". Среди постановок — опера "Млада" Н.А. Римского-Корсакова.

С конца прошлого века и до начала второй мировой войны в музыкальных кругах многих стран было широко известно имя выдающейся русской камерной певицы Марии Алексеевны Олениной-д’Альгейм (1869—1970).
Она пела в первопрестольной и в северной столицах, в провинциальных городах России и в европейских столицах.
Талант певицы высоко ценили и воздавали должное ее темпераменту и артистизму М.Балакирев и Ц.Кюи, Л.Толстой и А.Блок, К.Сен-Санс и Ж.Массне, К.Де-бюсси и Э.Золя.
Родословная легендарной певицы столь же интересна и незаурядна, как ее жизнь и творческая судьба. Она происходила из древнего и знатного рода Олениных . Прадед Алексей Николаевич Оленин (1763—1843) — крупный сановник и меценат пушкинского времени, директор Петербургской Публичной библиотеки и президент Императорской Академии художеств, академик трех русских академий. Дед Петр Алексеевич был участником Бородинского сражения, генерал-майор, талантливый художник-любитель. Двоюродная бабушка Анна Оленина была фрейлиной двора, пленившей золотыми локонами и миниатюрными ножками пылкое воображение молодого А.С.Пушкина. Ей он предложил свою руку и сердце, ей посвятил свой знаменитый лирический «оленинский» цикл стихов: «Ты и вы», «Ее глаза», «Предчувствие», «Город пышный», «Не пой, красавица, при мне...», «Я вас любил...».
Отец певицы Алексей Петрович, старший сын генерала, владел обширными имениями в Рязанской и Тверской губерниях. Одно время он был директором московского Строгановского художественного училища и, как многие Оленины , недурно рисовал. Мать Варвара Александровна — из рода Бакуниных, была младшей дочерью лицейского друга Пушкина А.П Бакунина, а известный теоретик анархизма М.А.Бакунин доводился ей двоюродным дядей.
Мария была младшим ребенком в семье. Старший брат Петр Алексеевич (полный тезка деда-генерала) стал впоследствии известным писателем, актером, режиссером под именем Оленин-Волгарь . Второй брат Александр Алексеевич был известен как талантливый композитор, блестящий пианист, собиратель музыкального фольклора, заслуженный деятель искусств РСФСР. Старшая сестра Варвара Алексеевна , рано ушедшая из жизни, была профессиональной художницей.
Мария Алексеевна появилась на свет в «родовом гнезде» — сельце Истомино, близ касимовского волостного села Телебукино (ныне поселок Крутоярский Касимовского района Рязанской области).
Все дети получали домашнее воспитание и начальное образование до гимназии. Особое внимание уделялось изучению иностранных языков. Александр и Мария были особенно музыкально одаренными детьми, которых с ранних лет пленили русские народные песни: «... первое сознательное впечатление моего раннего детства, — вспоминал А.А. Оленин , — были звуки народной песни, раздававшейся неумолчно с лугов из-за Оки. Все остальное... кажется мне как бы в тумане, и только эта заречная песня живет у меня в душе отчетливым и ясным воспоминанием». Эти слова в полной мере могла сказать о себе и будущая певица. Она пела на слух эти рязанские то протяжные, то удалые плясовые песни. С каким-то особым чувством и выражением пела девочка песню Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Сестра матери Е.А.Бакунина была отличной музыкантшей. В ненастные осенние и долгие зимние вечера она без устали играла на фортепиано русскую и зарубежную классическую музыку. Под ее руководством дети изучали нотную и музыкальную грамоту. Эти музыкальные впечатления и увлечения детства определили будущую судьбу Марии и Александра.
В 1881 году семья переехала в Москву. Здесь Мария Алексеевна продолжала свое общее и музыкальное образование. Много пела. У нее был от природы поставленный гибкий и выразительный голос. Особенно красивым был голосовой тембр в нижнем регистре (меццо-сопрано).
В 1887 году Мария с родителями, братом Александром и сестрой Варварой приехала в Петербург. Остановились они у другой сестры матери Т.А.Бакуниной, которая была фрейлиной императорского двора и жила в апартаментах Таврического дворца.
Александр продолжил занятия композицией и теорией музыки у бывшего главы «Могучей кучки» М.А.Балакирева и профессоров консерватории А.К.Лядова и А.А.Петрова. А Мария стала брать уроки пения у известной оперной солистки Мариинского театра Ю.Ф.Платоновой, которая была другом и горячей почитательницей творчества М.П.Мусоргского.
В феврале 1887 года Мария с отцом присутствовала на музыкальном вечере у М.А.Балакирева в честь московского гостя П.И.Чайковского. В числе других гостей были петербуржцы Н.А.Римский-Корсаков, А.К.Глазунов, А.К.Лядов, братья В.В. и Д .В.Стасовы. Юную певицу из Рязанской провинции попросили спеть, о ее таланте здесь были уже наслышаны. Преодолев волнение перед такими музыкальными кумирами, Мария исполнила романсы и песни М.А.Балакирева, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского. Ей аккомпанировал сам Балакирев и брат Александр. Голос юной певицы и ее манера исполнения понравились собравшимся. Особенно бурно приветствовал талантливую певицу В.В.Стасов и он посоветовал ей учиться пению у известной камерной певицы А.Н.Молас, бывшей в свою очередь ученицей самого А.С.Даргомыжского.
Занятия музыкой и пением с перерывами продолжались до 1891 года, а потом Мария с сестрой Варварой уехала в Париж. Здесь она совершенствовала вокальное мастерство у педагога М.Бланшете. Незаурядный вокальный и драматический таланты певицы предвещали ей карьеру оперной примадонны. Но Мария Алексеевна предпочла стать камерной певицей.
Впервые Мария Оленина дебютировала в концертах в Париже и Брюсселе в 1896 году. Она исполняла песни и романсы композиторов «Могучей кучки», но в особенности ее привлекала музыка Модеста Мусоргского.
В том же году она совместно со своим мужем французским писателем и просветителем бароном Пьером д’Альгеймом провела цикл лекций-концертов о творчестве Мусоргского. Концерты, на которых присутствовали известные парижские музыканты и писатели, прошли с большим успехом. Пьер д’Альгейм выпустил в том же году в Париже книгу «Мусоргский» (Pierre d’Algeim. Moussorgski. — Paris, S. du M. de France, 1896).
В 1901 году Мария Алексеевна с мужем вернулась в Россию. Она стала выступать в концертах московского «Кружка любителей русской музыки» («Керзинский кружок»). Ее партнерами в концертах бывали известные певцы Л.Собинов, А.Секар-Рожанский, И.Грызунов, М.Дейша-Сионицкая, двоюродный брат П.С. Оленин (впоследствии крупный оперный режиссер). Ей иногда аккомпанировал на фортепиано брат А. Оленин .
В 1908 году Оленина-д’Альгейм совместно с мужем и известной певицей А.В.Тарасевич организовали в Москве «Дом песни» — концертно-просветительное учреждение для пропаганды русской и зарубежной вокальной камерной музыки и народной песни. «Дом песни» устраивал концерты-лекции, выпускал бюллетени, программы концертов с текстом исполняемых произведений, а впоследствии издавалась и газета.
В репертуаре певицы было свыше 600 произведений — старинные романсы, русский и европейский классический романс, песни народов мира. Основу репертуара Олениной-д’Альгейм составляла русская музыка, особенно произведения композиторов «Могучей кучки». Она горячо пропагандировала творчество М.П.Мусоргского. Ею были исполнены вокальные циклы композитора «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти». Она мастерски пела народные песни: русские, французские, австрийские, итальянские, немецкие, шотландские, еврейские, цыганские. Все произведения она исполняла на языке оригинала.
В песне, как нигде, живет душа народа. Мария Алексеевна не просто пела народную песню того или иного народа, но передавала национальный колорит и манеру исполнения.
Совершенная вокальная техника, богатство тембров (от ласкающего до «металлического»), выразительная и тонкая фразировка, отчетливая дикция, чувство стиля, темперамент и артистизм в сочетании с пластическим жестом и мимикой — отличали ее исполнение. Она не просто пела песню или романс, а «играла». По существу это был «Театр песни» выдающейся певицы.
Концерты «Дома песни» проходили не только в Москве и Петербурге, но и в провинции (Киев, Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Саратов). В 1903 году она пела Л.Н.Толстому в Ясной Поляне. В 1910—1912 годы певица совершила большое концертное турне по Европе (Франция, Англия, Бельгия, Швейцария). Везде ее исполнительское мастерство вызывало восхищение искушенных слушателей.
Певице аккомпанировали выдающиеся пианисты Е.Богословский, А.Гольденвейзер, А. Оленин , Н.Метнер, П.Ламм, А.Корто.
В 1914 году она дала концерт в Рязани в Колонном зале Дворянского собрания, где исполняла романсы и русские народные песни в обработке А. Оленина .
В 1914 году Оленина-д’Альгейм выступила в Московской опере С.И.Зимина в партиях Марфы («Хованщина» М.П.Мусоргского) и Кармен («Кармен» Ж.Бизе). Художественным руководителем и режиссером оперы был двоюродный брат П.С. Оленин .
В 1918 году певица вместе с мужем снова уехала в Париж, где продолжалась ее концертная и просветительская деятельность. Гастролировала по странам Европы. Кроме русского репертуара она исполняла произведения европейских композиторов: В.Моцарта, В.Глюка, Л. ван Бетховена, И.Брамса, Э.Грига, Г.Берлиоза, И.Гайдна, Ф.Шуберта, Ж.Бизе, Ф.Листа, К.Дебюсси, М.Равеля, А.Онеггера, Ф.Пуленка — арии из опер, романсы, песни, вокальные циклы. В 1926 году прошли ее триумфальные гастроли в Советском Союзе (Москва и Ленинград). В последний раз всесветно известная певица вышла на концертную эстраду в 1942 году в оккупированном Париже. Ей в то время шел 73-й год.
Певица вела во Франции активную общественную деятельность. В годы второй мировой войны была участницей французского движения Сопротивления. В 1946 году вступила в ряды Французской компартии, была членом Совета мира Франции, Союза французских женщин и общества «Франция — СССР».
В 1959 году, когда ей было 90 лет, вернулась на родину в СССР. Последние годы жизни прошли в Москве. Навещала она и родной Касимов. Скончалась в Москве на 101-м году жизни.

Легендарная русская певица имела поистине мировую славу, но имя ее и творчество в первую очередь принадлежали России и дружественной Франции. Подвижническая творческая и общественная деятельность Марии Алексеевны Олениной-д’Альгейм была одной из нитей, связывающих русскую и французскую культуры.

Касаткин Владимир Михайлович

м.а. оленина-д'альгейм
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари