Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



История, культура и традиции России

 Архипов Абрам Ефимович

А. Е. Архипов родился на Рязанщине, в крестьянской семье, и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой его творчества. С детства Архипов рисовал "везде, всегда, всюду, где только можно", как сам вспоминал впоследствии. Мальчик учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться и поступить в это училище.

Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с периодом средоточия здесь уникальных педагогических сил. Художники, у которых учился Архипов, - В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А К. Саврасов, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов - являлись наиболее крупными живописцами эпохи. Особенно значительную роль в становлении Архипова как художника сыграли Перов, еще ранее обратившийся к крестьянской теме, и Поленов, один из первых русских пленэристов.

 
 Монеты княжества рязанского

Русские монеты XIV–XV веков, как в зеркале, отражают политическую историю того времени. Денежная чеканка демонстрировала и вольнолюбивые устремления, и верноподданнические отношения. Монеты этой эпохи можно уподобить своеобразному политическому плакату.

 
 Русский медвежий бой

Обычай устраивать противоборство человека с медведем был известен в средневековой Руси в составе “медвежьей потехи”, включавшей “три статьи” — медвежью травлю, медвежий бой и медвежью комедию.

русский медвежий бой
 
 Гудошная традиция

Первые исторические свидетельства о бытовании древнерусского музыкального инструмента гудка относятся к XI — XII вв. Традиция игры на гудке занимает важное место в истории древнерусской музыки, а также является составной частью, одним из проявлений мужской традиционной культуры. Подобно другим трудовым, производственным процессам, таким как строительство, изготовление рабочих инструментов, предметов быта, утвари и так далее (где проявляется роль мужчины как делателя, созидателя, творца), так и изготовление музыкальных инструментов, и исполнительство на них, изначально было приоритетом собственно мужской культурной традиции.

играющий на гудке скоморох.
 
 Принятие православия и судьба русской культуры

К концу первого тысячелетия н. э. Русь вышла на широкую международную арену и завязала самые тесные отношения со странами Запада и Востока. Культурные контакты открывали пути для религиозного миссионерства среди славян. В предшествующий введению христианства период с византийским христианством соперничали другие конфессии, стремившиеся включить Русь в сферу своего влияния. Некоторые источники сохранили следы воздействия религиозных традиций богомильства и арианства, которое в Европе проповедовали ирландские бродячие монахи. С утверждением православия следы иных религиозных влияний были тщательно скрыты. Можно сказать, искусственным путем создавалась видимость изначального воздействия и монопольного господства восточного варианта христианства.

 
 Из записной книжки артиста Василия Васильевича Безекирского
1850—1910

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ АРТИСТА

Василия Васильевича

БЕЗЕКИРСКОГО


ПОСВЯЩАЕТСЯ ДРУГУ

АНТОНУ МАКСИМОВИЧУ ЭРЛАНГЕРУ


_______


С.-ПЕТЕРБУРГ
1910

 
 Хранилище вещей рода Селивановых
ХРАНИЛИЩЕ
вещей
рода
СЕЛИВАНОВЫХ.

Собрано
А.В. Селивановым.

Россия
1913

tit.jpg portret-1.jpg
 
 Москва рязанская

Нина Краснова

    ЭССЕ
***

Где я родилась? В Рязани!

У нас в Рязани
Грибы с глазами,
Их едят, они глядят,
Их берут,

Они бегут.

Когда кто-то спрашивает меня, где я родилась, и я отвечаю, что в Рязани, то меня еще обязательно спрашивают: в самой Рязани или нет? То есть, значит, многие думают, что, может быть, я родилась не в самой Рязани, а в районе, в деревне... Потому что внешность у меня такая, типично русская, и не просто русская, а славянская. Люди такого биологического образца, такого антропологического вида, как я, уже перевелись в России, и если сохранились, то только где-нибудь в глухой деревне, как белочки в лесу. Хотя белочку можно иногда встретить и в Переделкине, которое сейчас стало входить в черту Москвы и считается Москвой. Я своими глазами видела там белочку, на сосне, когда жила в доме творчества "Переделкино", на улице Серафимовича, по путевке от Союза писателей.

 
 Медаль для «нового Иуды»

"И где ж Мазепа? Где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе?
Зачем король не меж гостей?
Зачем изменник не на плахе?"

А. С. Пушкин. Полтава

Медаль Иуды, созданная в единственном экземпляре в 1709 году, пожалуй, самая загадочная медаль в истории наградной системы России. О том, кому она предназначалась, можно лишь догадываться. В распоряжении исследователя нет ни самой награды, ни её изображения, ни связанных с ней подлинных документов или близких по времени копий. И всё же яркая и насыщенная эпоха первых десятилетий XVIII века, когда медаль Иуды появилась, а также изобилующая неординарными событиями и хорошо документированная история самого заказчика — императора Петра I, позволяют строить вполне обоснованные гипотезы о причинах появления имени Иуды на этой медали.

Первый комплекс источников, содержащих сведения о ней, представляет собой копии с писем сподвижника и ближайшего друга Петра I — князя А. Д. Меншикова, а также копию с указа самого императора. То обстоятельство, что до нас не дошли не только оригиналы этих документов, но и их рукописные копии, известные сегодня лишь по публикациям конца XIX — начала XX века, может вызвать справедливые сомнения в их подлинности. Однако контекст, в котором известия о медали Иуды дошли до нашего времени, а также их суть снимают наши опасения.

Первым свидетельством в этой группе источников является анонимная краткая заметка «Любопытный указ», появившаяся в 1894 году в провинциальных «Трудах» Рязанской архивной комиссии в последнем разделе «Заметки и смесь». Её можно рассматривать как публикацию неизвестного указа Петра I, найденного случайно среди прочих копий документов. Из подписи к ней следует, что это выдержка из рукописи конца XVIII века «из портфеля Архивной комиссии»: «В нынешнем 1709 году Июля в 22 день в указе великаго Государя Царя в Ижорскую канцелярию из военнаго походу из-под Полтавы за закрепою Светлейшаго князя написано: «Зделать тот час манету серебряную весом в десять фунтов, а на ней вырезать Иуду на асине повесившагося и внизу тридесять сребреников лежащих, и при них мешек, и назади подпись: треклятый сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится. Да к той манете зделать чепь в два фунта, и прислать тое монету в военной поход на нарочней почте немедленно». И по тому Его Великаго Государя указу к делу той манеты отдано из Ижерской канцелярии от расходу расходчика Семёна Баженова серебрянаго дела мастеру Матвею Алексееву серебра ефимками, четвертками и полуефимками двенадцать фунтов да на угар полфунта, итого двенадцать фунтов с полфунтом»2.

По стилю, терминологии, содержанию эта выдержка вполне соответствует подобным указам Петра I, прибавленные же подробности о производстве заказа ещё больше укрепляют мнение о подлинности сообщения. Помещённое в разделе случайных заметок провинциального издания, специализирующегося на публикации архивных документов, известие об изготовлении медали Иуды не содержит никакой спекулятивной подоплёки.

фото к статье фото к статье
 
 Вокруг иголки

В России собственное игольное дело было учреждено по указу Петра I в 1717 году в Рязанском уезде, в двух селах – Столпцы и Коленцы. Судьба игольных фабрик в Столпцах и Коленцах оказалась настолько драматичной, что историческая канва этой драмы, начавшись почти три столетия назад, протянулась до наших дней.

коленцы. благовещенская церковь. столпцы. преображенская церковь.
 
 «Факты – вещь упрямая». К выходу в свет книги трудов В.А. Вдовина о С.А. Есенине

Полтора столетия назад известный французский живописец Эжен Делакруа писал: «Критические статьи об изящном искусстве, публикуемые с незапамятных времен, почти всегда имеют неустранимые недостатки. С одной стороны, они наводят скуку на людей непосвященных, потому что кажутся им полными непонятных терминов, запутанными и утомительными. С другой стороны, они вызывают неприязнь художников, ибо не только не способствуют прогрессу искусства, но запутывают самые простые вопросы и искажают любую идею».

 
 Библиография рязанской печати
БИБЛИОГРАФИЯ

РЯЗАНСКОЙ ПЕЧАТИ

ВЫПУСК 1.


Издания музеев и краеведческих организаций
(1917 – 1930)


Составил А.А. МАНСУРОВ


Россия – 1931

rp1.jpg rp2.jpg
 
 Закулисная жизнь артистов
ВОСПОМИНАНИЯ
Артиста А.З. Бураковского.
_____

ЗАКУЛИСНАЯ ЖИЗНЬ АРТИСТОВ.

(драма, оперетка, фарс).

Анекдоты, курьезы, смешные и грустные стороны русских
артистов, в 4 частях.

_______

СКЛАД ИЗДАНИЯ:
Москва, Тверская, дом Бахрушина, магазин "Жизнь".


МОСКВА.
1906.

 
 Творческое объединение "Ближний круг"
Представляем сайт рязанского Творческого объединения

"БЛИЖНИЙ КРУГ"

Творческое объединение создано в 2002 году и занимается литературной, музыкальной, концертной и издательской деятельностью.

Руководитель проекта – Елена Николаевна БАРТЕНЕВА, член Союза писателей России, член Союза литераторов России, автор нескольких книг и музыкальных альбомов, литературно-музыкального проекта «Над городом птицы».

ТО «БЛИЖНИЙ КРУГ» объединило в своих рядах известных талантливых рязанских композиторов, авторов и исполнителей.

В их числе:
лауреат премии Губернатора Рязанской области и Есенинской премии, член Союза писателей России, Союза дизайнеров России и Союза журналистов России, лауреат многочисленных Всероссийских и областных конкурсов, поэт и композитор Нурислан ИБРАГИМОВ,
лауреат премий Губернатора Рязанской области, неоднократный победитель Рязанского конкурса городского романса, автор гимна десантников России, Константин ПАСКАЛЬ,
лауреат областных и межрегиональных конкурсов исполнителей, композитор и аранжировщик Дмитрий ЛУНЕВ,
композитор и аранжировщик Александр ТАРАКАНОВ и другие.

Представители творческой группы не раз принимали участие во многих значительных культурных проектах Рязани и Рязанской области, в том числе в ежегодных Есенинских чтениях и Аверкинском фестивале, правительственных концертах, творческих конкурсах и праздничных мероприятиях различного уровня.

 
 «И стали станом на Онузе...»

Как показывают всё новые и новые открытия историков, в исторической науке невозможно поставить точку. Она предполагает скорее многоточие. Факты, сегодня кажущиеся окончательными, завтра дополнятся, уточнятся, а возможно, и полностью опровергнутся.

Так и данная публикация о возможном местонахождении упоминаемой в летописях Онузы не только уточняет спорный до сих пор вопрос, но и оставляет его открытым…

«Той же зимою пришли с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом, безбожные татары с царем Батыем, и придя, сначала, стали станом на Онузе, и взяли ее и сожгли. И оттуда послали своих послов: женщину-чародейку и двух мужчин с ней к рязанским князьям, требуя себе десятой части по всем... Князья же рязанские ... ответили послам Батыевым: “Коли нас не будет, то все ваше будет”».

здесь могла находиться таинственная онуза поединок перед битвой русских с ордынцами. миниатюра из летописи.
 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари