Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



История, культура и традиции России

 Рязанская земля и ее замечательные люди
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Эти возвышенные и проникновенные строки – воистину крик души великого русского поэта, беззаветно любившего свою родину – Рязанскую землю.

Как известно, он много ездил по свету и повидал немало чудных пейзажей и живописных мест. Они, однако, не смогли затмить волшебное очарование и притягательность родной земли:

Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
 
 Князь Олег Рязанский

Среди современных Димитрию Донскому русских князей замечательной судьбой выделяется Олег Рязанский. «Бодрый, способностей выдающихся, он постоянно враждовал с великим князем, и когда Димитрий пошел на Мамая, Олег Рязанский ссылался с союзником Мамая, королем польским, и не пристал к Димитрию. Незадолго до смерти Димитрия преподобный Сергий Радонежский ходил в Россия, чтобы примирить Димитрия с коварным и мятежным Олегом. И тут умягчилось бурное сердце: он заключил с Димитрием искренний союз. Вероятно, воздействию ... дивного старца нужно приписать перелом, происшедший в жизни Олега. Пред концом ее, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Там он жил, нося власяницу, а под ней ту стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею закончила жизнь и его супруга княгиня Евфросинья. Их общая гробница в соборе обители. Многие жители Рязани и соседних уездов бывают тут на поклонении иноку-князю и служат по нем панихиду, испрашивая себе его молитв, причем обыкновенно надевают на себя его кольчугу».

святой благоверный князь олег рязанский памятник олегу рязанскому на соборной площади
 
 Городцов Александр Дмитриевич - деятель русского хорового искусства, педагог, оперный певец

Городцов Александр Дмитриевич (1857-1918) - деятель русской хоровой культуры, хоровой дирижер, педагог, оперный певец Родился 30 октября 1857 г. в с. Позднее Михайловского уезда Рязанской губернии. В 1883 г. окончил юридический факультет Московского университета, работал присяжным поверенным Московской судебной палаты. С 1888 г. работал в оперной труппе А.А. Орлова-Орловского в г. Казани, пел в театрах Москвы, Петербурга, Киева и др. городов. В 1896-1916 гг. возглавлял бесплатные певческие курсы при Пермском губернском комитете попечительства о народной трезвости. С 1907 г. по 1917 г. действительный член Пермского научно-промышленного музея, с 1909 г. по 1915 г. работал заведующим церковно-исторического отдела музея. Умер 12 октября 1918 г.

фото
 
 Герб Рязанской области

На разных этапах своего существования Россия была самостоятельным княжеством, провинцией Московского царства и Российской империи, наместничеством, губернией, округом Московской области, областью в составе РСФСР, а теперь стала субъектом Российской Федерации, вновь обретя определенный государственный статус.

 
 Что изображено на гербе Рязани?

В статье «Герб Рязани» мы рассказали о том, кто изображен на рязанском гербе, об истории появления символической фигуры человека с мечом, названной позже князем, о его последующем отождествлении с реальной исторической личностью - великим Рязанским князем Олегом Ивановичем. Здесь, вновь обращаясь к эмблеме Рязанской земли, мы в меньшей степени будем касаться ее истории, чтобы подробнее поговорить о некоторых геральдических закономерностях ее нынешнего существования в качестве официальных символов Рязани и Рязанской области. Хотя и здесь нам не удастся вовсе обойтись без истории, поскольку сама геральдика является, по определению, вспомогательной исторической дисциплиной. Коснемся мы и юридической стороны существования гербов, которые по своей сути являются не только изобразительными именами тех, кого представляют, но также, и в первую очередь, правовыми знаками. С этого и начнем.

 
 Герб Рязани

В 2002 году исполнилось 280 лет официальной истории российской геральдики, которая ведет свой отсчет с учреждения Петром I в 1722 году Герольдместерской конторы (ныне это Государственная герольдия при Президенте Российской Федерации). Основным ее делом в то время была роспись российского дворянства, составление родовых дворянских гербов, разработка воинской эмблематики (знамена, значки, гербы), и лишь последним пунктом обязанностей геральдической конторы значилось сочинение гербов для городов и земель Российской империи. За два столетия, предшествовавшие Октябрю 1917 года, в ее стенах было сочинено почти десять тысяч дворянских гербов и более тысячи городских и территориальных. Но лишь у нескольких десятков городских и территориальных гербов в их описаниях можно встретить слова: «старый герб», «по-старому». Они означают то, что данный знак появился задолго до начала официальной деятельности геральдической конторы.

 
 Русские вышивки и мифология

Из книги: Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян» М., Наука, 1981г.

(...) Изучение русских вышивок начал великий в своей многогранности исследователь - В.В. Стасов. Он писал: «Здесь (в вышивке) в огромном количестве примеров можно видеть изображение древнего славянского богослужения (в особенности поклонения деревьям) и праздников русальных»4. Яркое открытие в области семантики вышивки было сделано В.А. Городцовым в 1921 г. на основе выставки русского крестьянского искусства в Историческом музее в Москве. В.А. Городцов увидел в вышивках и Великую Мать всего сущего, и солярный культ, и изображения «прибогов» - всадников, сопутствующих Великой Богине. Быть может, не со всеми выводами исследователя можно согласиться сейчас, но его стремление раскрыть миросозерцание древних язычников на основе вышивок XIX - XX вв. оказалось весьма плодотворным и нашло много последователей 5.(...)

иллюстрация к статье иллюстрация к статье
 
 Рязанская епархия
СБОРНИК
ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИХ И СТАТИСТИЧЕСКИХ
СВЕДЕНИЙ
О
РЯЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ
______

1.jpg 2.jpg
 
 Происхождение слова Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ
о
ПРОИСХОЖДЕНИИ И ЗНАЧЕНИИ ИМЕНИ
РЯЗАНЬ.

____

1.jpg 2.jpg
 
 Архитектура XII в.

Для нового исторического этапа в области архитектуры характерны меньшие масштабы зданий, в частности церковных. В этой связи прежние элементы архитектуры приобретают новое качество — хоры, столбы, арки, лопатки резче дробят пространство храма: оно становится более простым, ясно и строго расчлененным; наружный объем храма становится более компактным и статичным. Упрощается и внутреннее убранство — мозаика уступает место фреске, драгоценные мозаики и инкрустации полов сменяют майоликовые или простые каменные плиты. Наиболее типичным становится четырехстолпный «кубический» одноглавый храм. Лестничные башни, как правило, не строят; ход на хоры делают в толще западной или северной стены. В XII веке исчезает система открытой «полосатой» кладки, сменяясь более простой, порядовой кладкой из кирпича или камня; фасады часто покрываются обмазкой или белятся. Иными словами, архитектурный стиль претерпевает серьезные изменения, определенные условиями исторической жизни.

 
 История росписи пасхальных яиц

Пасхальное яйцо - известный русский сувенир. Пожалуй, только расписная матрешка более знаменита за пределами нашего Отечества.

В конце 80-х годов нынешнего столетия в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция с троекратным поцелуем и подношением пасхального яйца. Большой интерес у публики вызвали выставки пасхальных яиц в России и за ее пределами. Так, в 1990 году в Италии была впервые показана коллекция русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического музея. А вслед за ней сначала в городе Сан-Диего (США), а затем в Москве были организованы выставки яиц, сделанных фирмой Фаберже по заказу русской императорской семьи, хранящихся в коллекциях музеев Московского Кремля и Нью-Йоркской галереи журнала 'Форбс'. В 1992 году в рамках международного Сергиевского конгресса, посвященного Сергию Радонежскому, в Центральном доме художника прошла выставка пасхальных яиц.

 
 Художественный музей в Ташкенте и коллекция русского искусства
Центральный художественный музей Ташкента находится в здании бывшего дворца великого князя Н.К. Романова. Коллекция музея выросла из частного собрания великого князя, куда входило около ста произведений живописи, графики русских и европейских мастеров, скульптура, художественная мебель, фарфор.

Дворец вместе с коллекцией был национализирован в начале 1918 года в соответствии с постановлениями 1917-1918 гг. "О национализации музеев и частных собраний", "Об охране памятников искусства и старины". Музей народного университета – так первоначально назывался Ташкентский Центральный художественный музей – был открыт в апреле 1918 года.

 
 Русские стекольные заводы XIX – начала XX века

В начале XIX века Императорский стеклянный завод, как и находившийся с ним под одним управлением Императорский фарфоровый завод, испытывал значительные материальные затруднения. Расходы на содержание штата мастеров, необходимых для выпуска высококачественной продукции по заказу двора обременяли бюджет завода; в результате он не мог изготовлять ординарную продукцию не только дешевле, но и по ценам частных заводов, а, следовательно, не мог с ними конкурировать.

В 1802 году его директор Юсупов был уволен, а заводы переданы в управление Кабинета. Управляющий Кабинетом Д.А. Гурьев, в ведение которого поступил завод, решил реорганизовать управление, по-новому распределить рабочие силы и упорядочить оплату труда. В дальнейшем в управлении завода в течение первой трети XIX века значительных изменений не происходило. Новые штаты, не намного отличавшиеся от прежних, были утверждены в 1835 году.

завод снаружи завод из нутри
 
 Восстановление монетного дела на Руси

По уговору и деньга

В XII веке Русь, по нашим меркам, постигла катастрофа. Некогда мощное государство, наводившее ужас на одних и вызывающее уважение у других, собранное из разрозненных славянских земель в единый конгломерат первыми русскими правителями, после смерти Ярослава Мудрого (978–1054) начинает распадаться на уделы. И сколько не увещевал Владимир Мономах (1053–1125) своих наследников — де, в мире живите, те крест целовали, а отца ослушались. Пошел по Руси разлад, а соседи алчные тут как тут… Напасть междоусобиц очень интересно отразилась на истории металлических денег. К концу XII столетия русские монеты исчезают из обращения.

 
 Сосуды благодати

Потиры — один из важнейших элементов православной культовой утвари. В своих лучших образцах они являются не только атрибутами христианского таинства, но и высокохудожественными произведениями искусства. Ритуальные чаши предстают перед нами как своеобразная энциклопедия истории ювелирного дела в России.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари