Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



История, культура и традиции России

 План города Рязани 1909 г.
ОБЩИЙ ПЛАН
ГОРОДА РЯЗАНИ
съ пригородами
Троицкой, Ямской и Рыбацкой слободами, Новой стройкой, Рюминой рощей и выгонной землею.

план города рязани 1909 г.
 
 Рязанские помещики и их крепостные

А. Повалишин.

РЯЗАНСКИЕ ПОМЕЩИКИ
и
ИХ КРЕПОСТНЫЕ

_____

РЯЗАНЬ
1903

 
 Воспоминания артистки А.И. Шуберт

МОЯ ЖИЗНЬ.

ВОСПОМИНАНИЯ АРТИСТКИ А.И. ШУБЕРТ.

______

1827 – 1883 гг.

 
 «Не угашайте духа своего»

Мой прапрадед Дмитрий Дмитриевич Солодовников был разносторонне образованный человек. В учебных заведениях Рязани он преподавал историю и краеведение, историю изобразительных искусств и литературу, состоял членом Рязанской ученой архивной комиссии и затем являлся председателем правления общества исследователей России, исполнял обязанности ученого секретаря областного краеведческого музея. «Профессор России» – так называли его многие ученики.

 
 Рязанские недостопамятности
«Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом» - так называется один из самых известных компилятивных сборников летописных сведений о Рязанской истории.

Как следует из предисловия к его изданию, осуществленному Рязанской Губернской Ученой Архивной Комиссией (с примечаниями и вступительным словом священника Иоанна Добролюбова), сборник этот состоит «из отысканных в Рязанской Духовной Консистории разных тетрадей и бумаг и собранных в виде летописи в 1792 и 93 годах… а 1816 года вновь пересмотренные, исправленные и дополненные, составленный о. архимандритом Иеронимом…

Составитель этого сборника, излагая события отечественной истории в хронологическом порядке, начиная с 993 и кончая 1735 годом, собрал множество документов, имеющих для изучения России значение первостепенной важности…». Составитель сборника отец Иероним в миру звался Иван Стефанович Алякринский, закончил Рязанскую семинарию и духовную академию (судя по всему, московскую), был затем сам ректором Рязанской семинарии, а дни свои кончил архимандритом Спасского монастыря (в Рязанском кремле) в 1828 году. Будучи уже архимандритом, он и затеял исторические изыскания, работая, помимо рязанского летописного свода, над «Историей Рязанской иерархии», оставшейся неизданною. Как видим, этот иерей большое значение придавал знанию местной истории, ставя во главу угла ДОСТОВЕРНОСТЬ исторических сведений, почему краткое название его труда и звучит как «Рязанские достопамятности».

Увы, дальнейшее изучение Рязанской истории, особенно на широком, массовом уровне, гораздо чаще опирается на НЕДОСТОПАМЯТНОСТИ. На недостаток памяти.

 
 О происхождении поэта Николая Гумилёва: рязанский след

Известный советский поэт Всеволод Рождественский описывал в своих воспоминаниях о Гумилёве довольно интересный эпизод в период учёбы Николая Степановича в Царскосельской мужской Николаевской гимназии. Гумилёву родители купили велосипед и один из гимназистов, взяв покататься, не отдавал его. Если верить Рождественскому, Гумилёв бежал за катающимся гимназистом и говорил: "Как дворянин дворянина, прошу Вас отдать велосипед!"

Вообще-то это сомнительный факт. Достоверно известно другое. В январе 1912 года старший брат поэта Дмитрий Степанович Гумилёв обратился в Сенат с прошением о признании его потомственным дворянином. В отказе было сказано, что поскольку отец его приобрёл на службе только личное дворянство, которое по законам Российской Империи на потомков не распространяется: "Правительственный Сенат определяет: в просьбе подпоручика Дмитрия Степановича Гумилёва отказать, о чём для объявления ему, по жительству...".

Итак, отец и мать Николая и Дмитрия Гумилёвых дворянство имели, а дети не получили. Почему?

н.с. гумилёв.
 
 Старая Россия

Среди крупнейших древнерусских городов XII-XIII вв. Россия предстает перед нами как один из самых величественных и богатых центров земель-княжений, как город-страж у юго-восточных, граничащих с половецкой степью окраин Руси и одновременно как средоточие интенсивной созидательной деятельности - экономической, политической, культурной. В числе других центров такого же масштаба Россия может служить эталоном высших достижений древнерусской цивилизации: это многоликий сложный мир, сконцентрированный на небольшом пространстве. Подобно живому существу, каждый средневековый город в зависимости от множества факторов обладал индивидуальным обликом, над каждым витал свой «гений места».

 
 Государев указ исполнен

До 1925 года Щурово было селом Зарайского уезда Рязанской губернии, и находилось оно на самой границе двух губерний – Московской и Рязанской. Памятью об этом пограничье служит древний кирпичный столп, расположенный в сотне метров от паперти храма. На нем укреплены гербы Москвы и Рязани. Это пограничное положение, переход из “Рязанщины” в “Московию” привели к тому, что современные рязанские исследователи считают Щурово “московским”, а “москвичи”, в свою очередь, “рязанским” и особенного интереса к щуровским древностям не проявляют.

 
 Беречь наследие Пушкина

«Мы ленивы и нелюбознательны»,– писал в своё время А.С.Пушкин. И он был прав. Его слова справедливы уже на протяжении почти двух столетий. В том числе и по отношению ко мне. Более тридцати лет в моей домашней библиотеке лежал мёртвым грузом большой том А.С. Пушкина за 1907 год.

 
 История Рязани (Переяславля-Рязанского)

Город Россия (ранее Переяславль-Рязанский) - административный, промышленный и культурный центр Рязанской области. Расположен на северо-западе ее. Площадь 175,6 км, население 515 тыс. человек. Находится в 198 км от Москвы.

История Рязани (Переяславля Рязанского) ведет свое начало с 1095 года, первоначально город именовался Переяславлем. Его рождение относится к периоду становления феодального общества. Он вырос в центре древнего земледельческого района на р. Оке. Земли вокруг были плодородны, луга обильны, леса полны зверем, а воды - рыбой. Город стоял в окружении древнейших поселений. Территориально близки к Переяславлю-Рязанскому Льговское и Глебовское городища, летописная Казарь, Вышгород. Известны стоянки человека в Дубровичах, Алеканове, Шумаши. На территориях названных древних поселений археологи обнаружили многочисленные предметы земледелия, охоты, рыболовства, ткачества, железоделательного и бронзового ремесел. Ока на протяжении многих веков была главнейшим путем древности, соединявшим Восток и Европу. Она связывала Переяславль с другими землями Руси, а также с Византией и азиатским Востоком. В некоторых источниках есть прямые свидетельства о существовании перехода с Оки на Дон в районе Переяславля-Рязанского. Возможно, этому обстоятельству и обязан своим рождением древний Переяславль.

 
 Солотчинский монастырь

СОЛОТЧИНСКИЙ
МОНАСТЫРЬ.

Историко-статистический очерк,
составленный
священником
ДОБРОЛЮБОВЫМ.
______
РЯЗАНЬ.
1884.

 
 Естественно-исторические очерки Рязанской губернии
ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
ОЧЕРКИ
РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ.
А. РОЖДЕСТВЕНСКОГО.


ВЫПУСК 1.
______
Россия.
1886

 
 Почему князь Петр женился на Февронии

В древние времена жил в Муроме князь со своей княгиней. Но вот стал прилетать к княгине змей-оборотень. И тогда советует князь своей супруге узнать у змея, от чего ему может приключиться смерть. Выведала у оборотня княгиня, что умереть тому суждено «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Младший брат князя Петр находит этот меч и убивает змея. Но попала кровь змея на лицо и руки его, и весь он покрылся язвами и струпьями. Прослышав, что рязанская земля славится лекарями, велит везти себя туда. В селе Ласкове заходит слуга князя в один из домов и видит: сидит в горнице девица за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Узнав, зачем пришел слуга, девица обещает вылечить князя, если тот возьмет ее в жены. Петр вынужден был дать согласие. Феврония приготовляет снадобье и велит вымыть князя в бане и смазать ему все язвы, кроме одной. Князь исцеляется от болезни, но не выполняет своего обещания. И тогда снова покрывается язвами. Феврония опять лечит его, и Петр женится на ней. Однако бояре и их жены не могут примириться с тем, что дочь бедного «древолазца» стала княгиней. Они чинят ей всяческие козни и наконец изгоняют Февронию вместе с мужем из муромских пределов. Но затем между боярами возникают распри, и они вынуждены просить Петра и Февронию вернуться домой, где те и доживают в полном согласии до старости. А когда князь почувствовал приближение смерти, он посылает за Февронией. Та приходит, и они вместе умирают.

рукопись сказания миниатюра из рукописной книги xvii в.
 
 Плененная песней

Оленина-д'Альгейм Мария Алексеевна (урождённая Оленина) (1869, имение Истомино Рязанской губернии — 1970, Москва), баронесса , певица (меццо-сопрано), основоположница русской школы камерного исполнительства. Её отец, А.П. Оленин, с 1882 был директором Строгановского училища. Обучалась в Петербурге, совершенствовалась в Париже, где и дебютировала как камерная певица; совместно с мужем, французским писателем и критиком П.д'Альгеймом, организовала цикл лекций-концертов, посвящённых вокальному творчеству М.П. Мусоргского. С 1901 участвовала в концертах московского Кружка любителей русской музыки; гастролировала в России и за рубежом (её искусство высоко ценил К. Дебюсси); в 1914 пела в московской "Опере С.И. Зимина". Была знакома с П.И. Чайковским, А.К. Глазуновым и др. В 1908 основала в Москве "Дом песни" (совместно с мужем и певицей А.В. Тарасевич). С 1918 жила во Франции (в 1926 гастролировала в Москве и Ленинграде); во время второй мировой войны участница Движения Сопротивления. С 1959 в Москве, преподавала. Её брат, композитор Александр Алексеевич Оленин (1865—1944), заслуженный деятель искусств РСФСР (1927), участвовал в ряде концертных поездок с сестрой как аккомпаниатор и автор исполнявшихся музыкальных произведений. Двоюродный брат, Пётр Сергеевич Оленин (1870 или 1874—1922), певец (баритон), видный оперный режиссёр, пел в московской Частной русской опере, в Большом театре (в 1915—18 режиссёр) и в "Опере С.И. Зимина". Среди постановок — опера "Млада" Н.А. Римского-Корсакова.

м.а. оленина-д'альгейм
 
 Обзор деятельности общества русских драматических писателей и оперных композиторов
ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
РУССКИХ
ДРАМАТИЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
И ОПЕРНЫХ

КОМПОЗИТОРОВ

1874–1899 г.

______

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари