Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Каталог публикаций

Справочники

Государственный архив ...

Государственный архив ...

Государственный архив ...

Государственный архив ...

Разное

Российский государстве...

Российский государстве...

Российский государстве...

Российский государстве...

Фонды личного происхож...

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Народ Нуралис и Русь: в фокусе русского неславянина. Александр Шаронов

  Народы идут по разным дорогам истории: столбовым, просёлочным, по бездорожью. Их судьба зависит от времени возникновения, географической среды, соседей, генофонда, количества населения, других факторов, от Провидения, которое, в сущности, определяет всё. Народ Нуралис изведал все виды дорог. До 1237 года он жил в системе национальной государственности, в первой половине 13 века - в составе Пургасовой Руси (восточная её часть), которую летописец мыслил как одно из русских княжеств. Мирное его существование сопровождалось военным противостоянием с соседними княжествами, а с 1237 года – с монголо-татарами, что препятствовало нормальному мирному развитию. Однако он исполнил свое историческое предназначение, о чем со всей определенностью свидетельствует его героический эпос «Масторава» как художественное выражение этно-исторического и государственно-политического сознания народа.

В 8-13 веках Нуралис с родственными ей по происхождению и языку Мерей, Муромой, Мещерой, Мари, Весью, Голядью была расселена на Волге по верхнему и среднему её течению, по Оке, Цне, Суре, Мокше, озеру Илмеру (Ильменю), занимала территории, где возникли Ярославское, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское княжества, Булгарское и Казанское царства. В 8-9 веках значительная часть нуралис проживала в составе Новгородского княжества, в лице Чуди и Мери приняла участие в призвании варягов, в создании Древнерусского государства и русской азбуки, на которой написаны некоторые берестяные грамоты (Россия: Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2006. – С. 64). В 882 г. Чудь и Меря (Нуралис) приняли участие в походе Олега на Киев и таким образом стали в числе других русских племен создателями Киевской Руси. Новгородские русы (князь, его окружение, дружина), придя на Днепр, частично ассимилировали местное население в языковом и цивилизационном отношении, ибо находились на более высоком уровне общественного развития. По свидетельству «Повести временных лет», древлене, северене, радимичи, вятичи пребывали в диком состоянии: «живяаху звериным образом, живуще скотьскы, убивааху друг друга и ядяху все нечисто» (Софийская первая летопись старшего извода (Полное собрание русских летописей. Том шестой. Выпуск 1. – М.: Языки русской культуры, 2000. – I-VIII). Киевская Русь, будучи производной от Новгородской этнической и государственной традиции, не теряла связи с собственно русскими (нуралисо-мерянскими) землями. В начале 11 века сын великого Киевского князя Владимира Святославича Глеб княжил в нуралисском (русском) городе Муроме, а другой его сын Борис княжил в Ростове, населенном родственной Эрзе Мерей. Следующий сын Владимира Святославича Ярослав Мудрый основал в финских землях города Юрьев (Эстляндия) и Ярослав на верхней Волге (земля Мери и Эрзи), что указывает на то, что по истечении более ста лет после захвата Киева Олегом русские князья продолжали считать себя представителями меряно-нуралисского и чудского мира. Этим фактором объясняется появление в XI-XIII веках и других русских городов и княжеств в нуралисо-мерянском мире (Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское и др.).

В процессе формирования Древнерусской государственности, а затем Московской Руси Нуралис приняла прямое участие в этногенезе древнерусской народности, сложившейся из Чуди, Суоми, Корелы, варягов-скандинавов, Мери, Муромы, Мещеры, Веси, Мари и др. финно-язычных народностей. Об интегрированности Эрзи в Русь и о её роли в формировании Руси свидетельствует русский былинный эпос: глава русских богатырей Илья Муромец из нуралисского села Карачарово из-под нуралисского города Мурома. Село Карачарово и город Муром еще в XVII веке были нуралисскими населенными пунктами. Голландец Стрюйс в описании путешествия из Москвы в Астрахань 24 – 27 мая 1669 года отмечает: «…Из Ляхов отправились в Муром (Моruma). Этот маленький городок, населенный москвитянами и татарами, называемыми мордвой (Morduvins) составляет границу последних, хотя находится под властью царя» (81, Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1. - Саранск: МНИИЯЛИ, 1940. с. 188). Второй по значению былинный герой Добрыня Никитич из нуралисского города Рязани, третий по значению богатырь Алеша Попович из меряно-нуралисского города Ростова. Из Галича Дюк. С нуралисской реки Сура прибывает в Великий Новгород самый поэтичный персонаж русского эпоса Садко. В.В.Фомин указывает, что антрополог Ю.В.Марк среди нуралисского населения восточных районов Мордовии выделила «сурский тип» в бассейне р. Сура, который близок к «ильменскому типу» среди русских, живущих в окрестностях Ильменского озера ((В.В.Фомин. Пургасова Русь //Вопросы истории. 2007. № 9. С. 11)278, с. 11). Эта близость обусловлена тем, что русские на озере Ильмень являлись переселенцами-нуралисами. «Словене» на Ильмене – вербальное привнесение летописца, оно сделано тогда, когда киевским князьям по политическим соображениям выгодно стало «ославянить» ильменских русов, чтобы предъявить на них свои права так же, как в 882 г. на Киев предъявил свои права Олег. Новгородское вече является собственно русской формой решения общественных вопросов. Слово «вече» производно от нуралисского понятия «велень чи» - «мирской день», то есть день, на котором коллективно решались общественные вопросы. Русские былины, в которых полнее всего выражен русский дух, русский менталитет, русское национально-государственное сознание возникли и бытовали среди собственно руско-меряно-мещеро-муромо-нуралисского и другого финно-язычного населения (Новгородская, Архангельская, Костромская, Вологодская, Ярославская, Тверская, Рязанская, Владимиро-Суздальская, Московская, Карельская, Средне-Волжские и пр. неславянские земли). Среди славянского населения они неизвестны, их нет на Украине и в Белоруссии, ибо у украинцев и белорусов нет русского этнического и государственно-политического сознания. Новгородская Русь, захватив Киевское княжество варягов Аскольда и Дира, не смогла его сделать подлинной Русью, поэтому уйдя из Киева в середине XII века, существенных следов своего пребывания в нем не оставила. В Киеве быстро возродились образ жизни, образ мышления, культура и традиции местного населения, которое на русов смотрела как на людей, пришедших с мечом и луком. Поляне, северяне, древляне, кривичи стали мыслить себя полянами, северянами, древлянами, кривичами (если они были как таковые, так как на карте их расселения как бы отсутствует славянская топонимия, Киев, Днепр, Днестр, Дунай – не славянские названия), Литва –Литвой, Латвия – Латвией, Эстляндия - Эстляндией, ибо им была мила своя национальность.

Русь в Киеве даже не оставила свое имя. Слово «рус», «русский» существует лишь в русском и нуралисском языках. По-нуралисски русский – «рус», «руз», что, вероятно, является трансформацией от гидронима Ра и этнонима Нуралис (э-ра-нься – живущий на Ра); Русь, Расея, Россия – это Ра, получившая значение этнонима и название государства. Русь – это народ, живущий на реке Ра. Заселяя ближние и дальние земли, она включила корень ра в названия многих населенных пунктов и рек: Арзамас, Рязань, Зарайск, Самара, Саран, Карсун, Авгура, Пара, Нара, Кострома, Вишера, Саров, Муром, Санаксар, Сергач, Нароватово, Стандрово, Кураево, Ратор (Алатырь), Сура, Пра, Угра, Мотра, Инсар, Парца, Днепра (Депр), Днестра (Днестр), Чара, Шатура, Чебоксара и т.д. Нуралисскому «рус», «руз» созвучно финское «руотси». Корень ра присутствует в этнониме Меря, где а с историческим изменением русского языка перешла в я. Ра присутствовала, вероятно, и в названии озера Илмер (Ильмень) (Новгородская летопись по списку П.П.Дубровского (Полное собрание русских летописей. Т.XLIII)/Подгот. Текста О.Л.Новиковой; подгот. Приложения В.И.Легких и И.В.Фёдоровой. – М,: Языки славянской культуры, 2004. – С.12), которое первоначально могло звучать как Илмера. В ходе формирования русского языка во взаимодействии с языками народов чудь, весь, сумь, финнов, корел, варягов и т.д. Нуралис (Ра) трансформировалась в «Русь». В 9-10 веках скандинавы (норманны) имели поселения на Средней Волге (в то время Ра), среди нуралисо-меряно-муромского населения. Исследователи еще в XIX веке стали высказывать мнение о возможном существовании норманнских факторий и даже колоний в Среднем Поволжье, на нуралисской земле. Д.Щегловым обосновывалась мысль о том, что термин норманны-русь первоначально определял Мерю, жившую между Волгой и Окой. Основывался он главным образом на арабских источниках (Щеглов Д. Первые страницы русской истории // Журнал министерства народного просвещения. 1876. №4. С. 221; № 5. С.1). Шведский историк и археололг Т. Арне на основе обобщения скандинавских археологических данных на территории России пришел к выводу о существовании нескольких норманнских колоний в Среднем Поволжье, на территории современной Ярославской области (Arne T. La Cuede et I Orient. Etudes archeoloqigues sue les relations de la Suede et de I Orient pendant I age des Vicings/ Uspala, 1914; Idem. Ett svenskt qrawjalt I guvernementet Jaroslaw Russland. – Fornvannen, 1918). На основе материалов Т.Арне свою гипотезу о существовании волжского норманно-русского каганата выдвинул П.П.Смирнов (Смирнов П.П. Волзькii i стародавнi Руси (нарiси о русской истории VI-IX вв.). – Киiв, 1928). Гипотезу Т.Арне и П.Смирнова поддержал А.А.Гераклитов. По его мнению, уже с VI века в Волжско-Окском междуречье в результате эмиграции из Скандинавии основывается ряд скандинавских поселений, положивших, быть может, начало первому «русскому» государству (Гераклитов А.А. Племенные названия «мордва» и «мокша» в русских и иностранных источниках // Известия Нижнее-Волжского института краеведения. Т. IV. Саратов, 1931. С. 125). Аналогичную точку зрения высказал Г.В.Вернадский, по которому в конце VII – начале VIII века первая волна норманнов проникла на Оку и Волгу, положив основы порядка и будущего развития живущих здесь народов (Филатов Л.Г., Юрченков В.А. Мифы и реальность. Критика немарксистских концепций истории мордовского народа. – Саранск, 1989. С. 41). В 1950-е годы гипотезу о существовании норманнского государства на Оке и Волге разрабатывал польский историк Г.Пашкевич. После создания норманнами государства с центром в Киеве основным районом их колонизации становится бассейн Оки и Волги, где они создают государственную организацию, строят города, размещают военные гарнизоны. Дальнейшее развитие этого региона Г.Пашкевич связывал с взаимодействием двух национальных элементов – норманнского и волжско-финского, без участия славян. Это взаимодействие было настолько плодотворным, что сюда переместился центр Русского государства (Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Саранск, 1995. С.40-41). Существование норманнских колоний на Средней Волге признавали европейские историки А.Стендер-Петерсен, Э. Оксеншерна, И.Брендстед, Х.Арбман (Там же. С. 41). Фактическим подтверждением присутствия норманн в бассейне Оки-Волги являются мечи скандинавского происхождения, найденные в могильниках на территории Мордовии. В Шокшинском могильнике, датируемом второй половиной Х века, извлечен меч с клеймом Uifbert. Могильник этот расположен по нижнему течению р. Шокша в 2-х километрах от её впадения в р. Мокшу. Принадлежит могильник нуралисскому населению с сильной примесью Муромы, Мещёры, Мери. Меря, Мурома, Мещера были эрзяязычными народностями, жили по соседству и чересполосно друг с другом, их языки имели различия с нуралисским языком на уровне диалектов, что подтверждается топонимикой. По свидетельству И.Г.Георги, нуралисе до прихода татар жили около Ярославля, Костромы и Галича (Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т.II. Саранск: Мордкиз, 1940. – С.156-157), то есть там, где жила Меря. Многовековое присутствие норманнов-скандинавов среди финноязычных народностей современной центральной России объясняет факт призвания варяжских князей новгородцами-финнами в 862 г. и естественное их включение в этногенез русской народности.

Уйдя из Киева, Русь унесла с собой и свой русский язык. Местное население как говорило, так и продолжало говорить на своих этнических языках, в какой-то мере подвергшихся русификации. Если современный русский язык является трансформацией древнерусского языка, то славянские языки онтологической корневой связи с ним не имеют. Скандинаво-финно-нуралисо-муромо-мерянский субстрат объясняет обилие в русском языке слов латинского, готского, финского, нуралисо-мерянского происхождения.

Мерянский (нуралисский) язык оказал огромное влияние на изначальное формирование древнерусского и великорусского языка. Русский язык из нуралисо-мерянского языка воспринял полногласие, свободное ударение, звук Ё (отсутствует в славянских языках, в 1797 г. в русский алфавит букву Ё внёс Н.М.Карамзин), слова-повторы (жили-были, путь-дорога, стежки-дорожки, жив-здоров, пошло-поехало, любо-мило и др.), По мнению Л.Н.Сазонова, меряно-нуралисскими заимствованиями являются русские слова мунить (обманывать), кандехать (тяжело тащить), андоба (кормление), жукола (корова), бышколить (бодаться), зенки (глаза), кем (сапог), кайбовать (горевать), панг (белый гриб), куломница (верста), юкша (холод), мерекать (говорить), околеть (умереть), воймовать (пестовать), кукожиться (съёжиться), синий, скоморох, урма (белка), гардоболь (болотная ягода), карьга (деревянный столб), морошка (северная ягода), Кузькина мать и т.д., сохранившиеся в диалектах и в литературном языке (Л.Н.Сазонов. Радуга. Саранск, 2009. С. 179-186).

Топонимы меряно-нуралисского происхождения в Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской, Владимирской, Московскойобластях составляют 70-80 % (Вёкса, Воксенга, Еленьга, Ковонга, Колокса, Кукобой, Лехта, Мелекса, Надокса, Неро (Инеро), Нукса, Нукша, Паленьга, Пеленга, Пеленда, Пексома, Пужбол, Пулохта, Сара, Селекша, Сонохта, Толгобол, Шакша, Шекшебой, Шехрома, Шилекша, Шокша, Шопша, Урдома, Яхреньга, Яхробол (Ярославская обл., 70-80 %), Андоба, Вандога, Вохма, Вохтога, Ворокса, Лынгерь, Мезенда, Меремша, Монза, Нерехта (Мерехта), Нея, Нотелга, Онга, Печегда, Пичерга, Покша, Понга, Симонга, Судолга, Тоехта, Урма, Шунга, Якшанга (Костромская обл., 90-100 %), Вазополь, Вичуга, Кинешма, Кистега, Кохма, Ксты, Ландех, Нодога, Пакша, Палех, Парша, Покшенга, Решма, Сарохта, Ухтома, Ухтохма, Шача, Шижегда, Шилекса, Шуя, Юхма и т.д. (Ивановская обл.), Вохтога, Сельма, Сеньга, Солохта, Соть, Толшма, Шуя и др.(Вологодская обл.), Валдай, Кой, Кокша, Койвушка, Лама, Максатиха, Паленьга, Паленька, Райда, Селигер, Сикша, Сишка, Талалга, Удомля, Урдом, Шомушка, Шоша, Яхрома и др. (Тверская обл.), Арсемаки, Вельга, Войнинга, Ворша, Инекша, Киржач, Клязьма, Колокша, Мстера, Молокша, Мотра, Нерль, Пекша, Пичегино, Сойма, Судогда, Суздаль, Тумонга, Ундол и др. (Владимирская обл.), Вирея, Воря, Волгуша, Лама, Москва, Нудоль, Пахра,Талдом, Шухрома, Яхрома и др. (Московская обл.). (Сазонов Л.Н. Радуга. Саранск, 2009. С.178-179).

Топонимика Центральной России VIII-XVII веков, почти полностью принадлежащая Эрзе, Мере, Муроме, Мещёре, свидетельствует об отсутствии миграции сюда из «славянских» пределов. Мигрировавшее население в древности основывало населенные пункты со своими названиями, не селилось в иноязычных селах и городах, куда его попросту не пускали. Русские и нуралисе, переселившиеся в Сибирь и в другие регионы страны, основали села с названиями сел, из которых уехали. «Славяне-мигранты» никаких следов в центральной России о себе не оставили, ибо они являются виртуальными «переселенцами». Они здесь никогда не были. Что могло погнать так называемых «восточных славян», по «Повести временных лет» в X-XI веках пребывавших в диком состоянии (и в силу этого не способных колонизовать земли более цивилизованного и сильного народа), с территории с более теплым и благприятным климатом и с более многочисленными и плодородными полями в северные и северовосточные леса с болотами, дремучими лесами и подсечным земледелием, где возделывание пашни требовало титанического труда? Только нездравый смысл, ибо они здесь не смогли бы выжить. В былине об исцелении Ильи Муромца родители богатыря занимаются выкорчевыванием пней на сожженном участке леса, в чем им помогает неожиданно исцелившийся сын. У славян, увы, богатырей не было (появление богатырей и героев в эпосе связано с возникновением и развитием государственности), и поэтому они сидели на полях, приготовленных для них самой природой.

Историки, которые пишут о «колонизации» восточными славянами земель Мери, Муромы, Мещеры, Эрзи, Веси, не задумываются о том, каким образом могла произойти эта колонизация через непроходимые леса, болота, реки, горы. По В.О.Ключевскому, только при Андрее Боголюбском в середине 12 века колонистами с Киевского юга во Владимиро-Суздальской земле было основано несколько городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич (Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах. Кн. 1. – М.:Мысль, 1994. – С. 255-256). Однако в XI-XII веках (и в последующие века до появления железных дорог) передвижение больших масс людей за относительно короткое время было невозможно в силу физических обстоятельств. Не было дорог. Не было карт. Невозможно было запастись пищей и одеждой на несколько тысяч километров пути. Поэтому необходимо было останавливаться, строить жилища, распахивать пашни, производить продукты питания, а затем двигаться дальше. Передвигаться нужно было пешком со стариками и детьми, со скотом, орудиями защиты и орудиями труда. В дороге неизбежны были болезни, столкновения с воинственными племенами, через территорию которых надо было проходить. И, разумеется, должна была быть цель переселения. А её быть не могло, ибо на суровом севере славянских колонистов с юга ожидала более суровая жизнь. Однако даже при непременном сознательном стремлении славян переселиться на земли Мери, Мещёры, Эрзи, Муромы на средней и верхней Волге это мероприятие потребовало бы несколько столетий. Ибо практически «переселиться» можно было шаг за шагом осваивая новое жизненное пространство. При таких обстоятельствах путь от Киева до Владимира славяне с Киевского юга могли пройти лишь за несколько веков. Быстрое же «переселение» возможно было лишь для молодых мужчин, организованных в небольшие воинские отряды, которые благодаря своей малочисленности могли прокормиться в пути. Но эти единичные колонисты неизбежно растворялись в местном населении.

Средняя и Верхняя Волга, бассейны рек рек Ока, Цна, Сура, Клязьма, Москва и т.д. изначально были меряно-нуралисо-русскими землями и в «русской» колонизации не нуждались. Здесь шло передвижение собственно русского населения.

В.О.Ключевский, говоря о финских народах, называет их мирными, робкими, забитыми (Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах. Кн. 1. – М.:Мысль, 1994. – С.261), что не совсем соответствует действительности. Пургасова Русь, которую он не упоминает, в начале XIII века на равных боролась с объединёнными силами Владимиро-Суздальского и Рязано-Муромского княжеств, не покорилась монголо-татарам, что указывает на то, что нуралисе были народом воинственным, героическим, свободолюбивым, ни в чем не уступавшим мистическим переселенцам с неведомых пределов. Именно нуралисе и другие «робкие» финны, основатели Руси, были и являются самыми надежными и сильными её защитниками, той опорой, на которой она возвышалась и завоёвывала славу великого государства.

Сознательное исключение русской историографией Эрзи, Мери, Муромы, Мещёры и других финнов из русской истории не только является её фальсификацией, но и величайшей исторической ошибкой, ибо заставляют русских мыслить себя не теми, кем они являются/.

К русскому миру отнесли Эрзю арабские путешественники Х века Ибн-Хаукаль и Истархи. Ибн Хаукаль: «Русы состоят из трёх племён, из коих одно ближе к Булгару, а царь его находится в городе, называемом Ки-а-а (Kiijawa). Второе племя выше первого, оно называется Салавия, а царь её… А третье племя называется Arsaija (Ersanija), а царь его находится в Arsa. Люди отправляются торговать с ним в Kerbaja (Kiijawa). Но чтобы кто-то достигал с иностранцами до А-а-а (Ersanija), то этого я никогда не слышал, ибо они убивают всякого иностранца, вступающего в их землю. Но они спускаются по воде и ведут торговлю, ничего не рассказывая про свои дела и товары, и не допуская никого провожать их и входить в их страну. Из Arba (Arsa, Ersa) вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец». Истархи: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; другое племя называется Славия и ещё племя называют Артания, а царь его находится в Арте. Купцы прибывают в Куябу, что же касается Арты, то никто туда не входит, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле: только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого провожать их. Из Арты вывозяться черные соболи и свинец… Арта находится между Хазаром и великим Булгаром» (Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб, 1870. С.188-193). А.Я.Гаркави считает, что Истархи относит Эрзю к русам по незнанию или на основании того, что нуралисе, якобы, были подчинены русам. Однако взгляд на Русь и Эрзю арабских писателей совпадает со свидетельством «Повести временных лет» о Пургасовой Руси и в приведенной ими картине русского мира не следует видеть ошибку. Отнесение Артании (Нуралисии) к русскому миру обусловлено её изначальной принадлежностью ему. Русский мир был многонациональным, он состоял из варягов, финских, прибалтийских и нуралисских народностей. Именно совокупность этих народов племянник Рюрика Олег в 882 году назвал Русью, а про Киев сказал: «Се буди мати всем градом русским». «Мати всем градом русским», хотя слово «Киев» мужского рода (?). Грамматическая форма рода отсутствует в нуралисском языке.

На присутствие Эрзи в Руси 9-10 вв. указывает мотивация избрания царя, приводимая в нуралисских песнях о Тюштяне. Она почти дословно совпадает с мотивацией призвания варягов новгородцами в «Повести временных лет». С лета 6367 варяги начали приходить из-за моря и брать дань с чуди, славян, мери и кривичей. В лето 6369 эти народы не стали давать им дань, изгнали варягов и начали владеть сами собою. Но между ними не было правды, началось междуусобие, и восстал род на род. Тогда решили они поискать князя, который владел бы ими и судил по правилам. Пошли за море к варягам – руси: «Реша чюдь, словени, кривичи варягом: «Вся земля наша добра и велика есть и изобилна всем, а нарядника в ней нет. И поидете к нам княжити и володети нами» (Новгородская летопись по списку П.П.Дубровского (Полное собрание русских летописей. Т.XLIII)/ Подгот. Текста О.Л.Новиковой; подгот. Приложения В.И.Легких и И.В.Фёдоровой. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – С.15.). По этому зову пришли три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик срубил город Ладогу, Синеус сел княжить на Белоозеро, а Трувор в Изборске. В нуралисских песнях царь избирается по той же причине: люди, не зная закона и порядка, не могут поделить леса, луга и пашни, из-за чего между ними постоянно возникают раздоры и войны, идет междуусобица:

Семь старинных сел на Раве

Собрались на сход великий.

Семи сел семь мудрых старцев,

Знатоки законов жизни

Жителям семи селений

Стали говорить с печалью:

- Слушайте нас, семь селений,

Вы, семи селений деды:

Для чего мы так бранимся,

Для чего мы так деремся –

Головы друг другу крушим,

Лица и носы кровавим?

Потому мы так бранимся,

Потому мы так деремся:

Нет хозяина у Эрзи,

Нет правителя-тюштяна.

Поделить леса не можем.

Разделить луга и пашни

Без скандала не умеем.

Гибнет Мастор, пропадает

Без правителя-владыки.

Азора поставить надо.

Изберем давайте, люди,

Инязора-каназора.

Он поделит наши земли,

Прекратит скандалы, драки.

В «Повести временных лет» под «новгородцами» разумеется все население княжества. Учитывая то обстоятельство, что в призвании варяжских князей участвовали финские племена (чудь, весь, меря и др.), можно сделать предположение о влиянии на «Повесть временных лет» нуралисского героического эпоса. В славянском эпосе мотива избрания правителя, царя нет. В эпоху призвания варягов население Новгородской земли было преимущественно финским, и на ней, скорее всего, господствовали обычаи, нравы и миросозерцание этого населения – Чуди, Мери, Эрзи, Муромы, Мещеры, Веси, Корелы, говоривших на диалектах одного языка и имевших единый или односюжетный героический эпос. В.О.Ключевский писал: «На обширном пространстве от Оки до Белого моря мы встречаем тысячи нерусских названий городов, сёл, рек и урочищ. Прислушиваясь к этим названиям, легко заметить, что они взяты из какого-то одного лексикона, что некогда на всём этом пространстве звучал один язык, которому принадлежали эти названия, и что он родня тем наречиям, на которых говорит туземное население нынешней Финляндии и и финские инорордцы Среднего Поволжья…» (Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах. Кн. 1. – М.:Мысль, 1994. – С.260). Финские народности Новгородской земли вместе со скандинавами-варягами, образовав Новгородскую Русь во главе с Рюриком, при Олеге, собрав многонациональное винство, пошли на Киев, захватили его и объявили «матерью городов русских». Здесь, в Киеве, Русь, как военно-административная структура, находясь на более высокой стадии общественно-политического и культурного развития, русифицировала местное население, которое отчасти восприняло её язык (главным образом новую лексику, сохранив внутренний строй своего языка), но не восприняло сознание, главное в котором рюриковский варяжский дух, устремленность на сильную военизированную государственность и завоевание чужих земель. Отметим, что ни один из славянских народов таким государственным сознанием и воинственностью не обладал, ни один из них не перешагнул за пределы своей этнической территории, не мигрировал в пределы нуралисско-русских земель (ныне центральной России, Рязанская, Владимирская, Московская, Ярославская, Тамбовская, Тверская, Костромская, Вологодская области), не создал самодостаточной государственности, способной защитить национальную независимость. Русь же сильнейшее этногосударственное образование, не имеющее равных в Европе и Азии. Не адаптировавшись в славянстве, в печенежских и половецких степях Русь (её государственно-политическая и культурная элита) устремилась из Киева снова в Артанию-Нуралисию, в мир финских народов, где после распада Золотой Орды, получив политическую самостоятельность, в XVI веке превратилась в цивилизацию мирового масштаба. Окончательно слившись с эрзяязычными Мерей, Мещерой, Муромой, с собственно Эрзей, она создала предпосылки для образования великорусской народности. «Славяне» на рязанских и московских землях – собственно русские мерянского, муромского, мещерского, нуралисского происхождения. Никакие восточные славяне в пределы современной центральной России в масштабах этнического значения не переселялись. Русские здесь не пришельцы, а коренные жители. На нуралисской земле возникло в середине 12 века Московское княжество, собравшее вокруг себя все русские земли. В 1147 г. Москва носила нуралисское имя Москов. В 1147 г. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий пригласил «в Москов» черниговского князя Святослава Ольговича и 4 апреля устроил в его честь «обед силен» (Россия: Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2006. – С. 346).

Русь великое многонациональное, но адекватное себе и непротиворечивое в себе государство, где русские не конфликтуют с Эрзей, Мари, Коми, татарами и другими народностями, а те не конфликтуют с русскими и друг с другом. Что касается отношений Руси со славянами, они всегда были сложными, напряженными, ущербными друг для друга. В конце 16-начале 17 века поляки пришли завоевывать Москву и Россию, нуралисе выдвинули из своей среды Козьму Минина и освободили их от интервентов. В 17 веке нуралисин патриарх Никон духовно оздоровил Россию, укрепил её государственность, явился инициатором присоединения Украины к России. В начале 20 века нуралисин Ленин (по отцовской линии) совершил социалистическую революцию и вывел Россию на дорогу прогресса и процветания, на которой она стала самой совершенной цивилизацией на земле, а русский народ – самым великим и сильным народом в мире.

Русь для славян, литовцев, латышей, эстонцев в 9-12 веках была фактическим тем же, чем Золотая Орда для русских в 13-15 веках.

На нуралисо-мерянской земле пришли в мир самые выдающиеся персонажи русского этноса: князья Рюрик и Олег, Козьма Минин, Иван Сусанин, Аввакум, Никон, С.Т.Разин, Е.И.Пугачев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, А.Н.Радищев, Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Буслаев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Г.В.Плеханов, В.О.Ключевский, А.А.Шахматов, В.И.Ленин, А.Ф.Керенский, А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин, С.Д.Эрьзя, Л.А. Русланова, С.А.Есенин, В.И.Чапаев, И.С.Кутяков и мн. др. Этот факт указывает на то, что именно «здесь русский дух и Русью пахнет», что именно здесь находится генетическое и энергетическое ядро русской национальности, а не там, куда уводят «славянизаторы» русского народа. Он указывает так же на то, что генератором этнической жизни, интеллектуального, социального, политического, научного, художественного и т.д. творчества является исконно русская нуралисская земля.

Русь изначально многонациональное государство, и благодаря своей многонациональности поборола все беды, ибо каждый народ во славу её выдвигал из своей среды великих россиян, героев и гениев: Г.Державина, Н.Карамзина, И.Тургенева, Д.Фонвизина, А.Герцена, А.Фета, А.Блока, В.Маяковского, А.Ахматову, С.Маршака, М.Дунаевского, Д.Шостаковича, А.Эшпая, С.Эрзю…

Современная Нуралис разбросана по всему пространству СССР. Между нею отсутствуют какие-либо центростремительные связи, из года в год усиливаются центробежные тенденции, ускоряющие процесс обрусения, к чему она готова и психологически, и онтологически, ибо основная масса русских людей исконной России являются генетическими нуралисами. Подобное тянется к подобному.



Перепись города Ряжска 1719-1724гг.

Авт.: А.И.Григоров
Ист.: (РГАДА ф.350 оп.2 д.2864, с.4 – 178)

Использование материалов публикации разрешается при соблюдении условий перепечатки cтатьи

Cодержание

1. Священнослужели
2. Подьячие
3. Фофоновская слобода
4. Пушкарская слобода
5. Стрелецкая слобода
6. Посад
7. Захупотская слобода (солдаты)
8. Захупотские однодворцы
9. Ямская слобода
10. За помещиками
11. Примечание
12. Именной указатель

(с.4 об.)Священноцерковнослужители

1719 году
1. Соборной церкви Благовещенского протопопа Иова Аггева зятя его Авдея Меркулова дворовый человек Никифор Сидоров сын Каширин 9 лет
720 году
70. Он же протопоп Иов в сказке объявил от роду себе 64 года (…оный протопоп при соборе действительно служащий) (1)
У него сын Прохор 35 лет (оной Прохор при соборе действительно пономарь)
У Прохора дети
Герасим 5 (оный Герасим действительно пономаря сын)
Михайла 3 лет (…действительно пономаря сын в сказку включать не велено)
У оного протопопа зять Авдей Меркулов сын Попов 23 (оный Авдей при соборе определен сторожем)
У него у Авдея сын Василий 2 лет (действительно сторожа сын в сказку включать не велено)
722 году

1. Протопопа Иова зятя его Авдея новорожденный сын Иван году (оного Ивана отца по указу 720 при соборе в сторожи а числить писать Ивана в сказку не велено)

(с.5) По доношениям 722 и 723 годов Авдея …?.. детей причислено …?... – неразб., прим.)
1. Соборной церкви поп Василий Лаврентьев в сказке своей управителю Андрею Карпову объявил себе от роду 35 лет (Оный поп при сказке 720 действительно служащий а написан он ниже по городу Ряжску в Никольской церкви при сказке Никольского попа Левонтья Агеева при нем же 722 а 727 выключен …?...)
у него сын Петр 3 лет
Да при свидетелстве явились у него дети Алексей 7
да Андрей году
720 года
71. Той же соборной церкви дьякон Гаврила Алексеев 35 лет (Оной дьякон при свидетелстве действительно служащий)
у него Гаврилы братья дьячки
Михайло 25 лет
Родион 18 лет (оные Михайло да Родивон при соборе действительно дьячки)
722 года
2 оный же дьякон Гаврило в доношении каково он подал управителю Андерю Карпову объявил племянника

Ивана Михайлова сына Протопопова 4 лет (оного Ивана Михайлова в оклад числить …?....

(с.5 об.) 722 году
Оный же дьякон в сказке своей объявил у него новорожденный сын Иван году (оного Ивана по указу в оклад числить не велено понеже он действительно дьякона сын)
Да у него наемный работник Данило Григорьев сын Сигаев 45 лет (…однодворец из Захупотской слободы был переписан в город к соборному дьякону)
Да братьев ево дьяконовы дети
Михайлов Тихон году
Родивонов Антон году (в оклад Тихона да Антона числить не велено понеже действительно дьячков дети…)
722 году

3. По сказке дьячка Антипа Андреева сына Попова какову он подал управителю Андрею Карпову объявлено от роду ему 14 лет (оный Антип при свидетелстве определен при соборе в сторожи)

(с.6) 722 году
/…/ 3. Оный же дьякон Антип Попов при сказке своей объявил тож
2. 719 года
Троицкого монастыря Пятницкой пустыни иеродьякон Саламон в сказке своей ничего не объявил
723 году
4. Троицкого монастыря Пятницкой пустыни казначей манах Костентин Сергеев сказкой своей объявил по поступной записи девки Анны Захарьевой дочери Сацыперовой вкладного крестьянина Сергея Захарьева 50 лет который взят из Пронского уезду Каменского стану деревни Ерофеевой слоботки а в прежних скасках писан той деревни (…был за Гаврилой Сацыперовым)
Итого в окладе крестьян 1

720 года. 72. по скаске Рождественского дьячка Михайлы Гаврилова объявлено

(с.6 об.) Поп Петр Иосифов 70 лет (оной поп Петр в отставке от числа действително служащих одноко же до приискания место ево человека быть при церкви оной в приходе)
У него зять церковный дьячок Марка Никифоров 26 лет /…/
Поп же Ондрей Фектистов 35 лет /…/ (Оной поп Ондрей в отставке от числа действително служащих одноко же до приискания место ево человека быть при церкви оной в приходе)
Дьячок Михайло Гаврилов 70 лет /…/ (умре 725…)
722 году
4. Оный поп Петр Иосифов в сказке своей поданной управителю объявил тож число
722 году.

5. По скаске попа Ондрея Фектистова какову он подал управителю объявлено

(с.7) у него дети Иван 7
Федор 5 лет (оные же Иван да Федор изначены за числом служащих посему при писаны к Фофоновской слободе в оклад)
У него ж попа свойственник Павел Климентов сын 50 лет (сей Павел причислен в той же Фофоновской слободе при церкви Рождества…)
Да дети его Феофан 20 лет
Гаврила 14 лет
Семен 8 лет
Павловы дети (Оные Феофан, Гаврила, Семен действительно пономаря дети и того ради в оклад не числены)
Да у него попа наемный работник Саврас Савельев сын Бахирев 30 лет /…/
Да тож введен отдан попу по свидетельству полонный поляк который перекрещен по желанию да по указу писан за попом по вкладу Козма Данилов сын Разумов 40 лет
722 году октября 8 день

5 . Попа Марки Никифорова новорожденный сын Тимофей полугоду (о сем Тимофее сказано что действительно служащего попа сын в оклад числить не велено)

(с.7 об.) 723 февраля 28
У него попа наемный работник полской породы Алексей Федоров 13 лет /…/ (по его просьбе перехрещенный /…/ в окладе числить за ним же за попом)
Да у попа Петра наемный работник Карп Абросимов сын Самохвалов 14 лет /…/
722 года июля в 19 день

6. по сказке дьячка Михайла Гаврилова какаву подал управителю Андрею Карпову объявлено от роду ему 80 лет /…/

(с.8) У него /…? (неразб.)
Раман Васильев 30 лет (Оной в той слободе при церкви действительно дьячком)
722 году
8. По скаске дьячка Рамана Иванова Фетисо… Павлова объявлено
у Рамана братья двоюродныя
Ипатей 15
да Васюк он же Викула 10 лет
Ивановы дети (обои Ипатий и Викула действительно поповским чином писаны да оба померли в 723 по указу в оклад /…/ не числены)
А положенные в окладе всего 4 души
Пушкарской слободы 719 году
19. По скаске Покровского попа Андрея Савина объявлено что у него нет никого
720 году
13. Он же поп Андрей Савин от роду объявил себе 70 лет (он же поп Андрей при церкви определен действительно служащий)

У него наемный работник Григорий Васильев 12 лет (Оный Григорий при попе Андрее писан прошлой переписи выведен с Каменского стану села Федотьева слобода опосле поветрия сиротой…)

(с.8 об.) У него попа Григория племянник
Павел Прокофьев 6 лет /…/
722 году июля 19 дня
6 Оный же поп Андрей в скаске своей какову подал управителю Андрею Карпову объявил
у него зять Мирон Логинов сын Попов 55 лет (Оной же Мирон при свидетелстве при той же церкви определен действительно пономарем)
722 году октября в 26 день
9 По скаске оного же попа Андрея объявлено тож.
Итого у попа Андрея в окладе дьячок – 1
Захупотской слободы 719 года

22. По сказке Егорьевского попа Василья Иванова объявлено он поп а лет ему от роду непоказано

(с.9) /…/ (приписка по 722 и 723 году - тоже)
720 году
75. По скаске Георгиевского попа Василья Иванова объявлено от роду ему 50 лет (Оной поп Василей при свидетелстве определен при той церкви действително служащим)
У него дети Иван 30 (оной Иван при свидетелстве определен при той церкви действително дьячком)
Гарасим 23 лет (оного Гарасима по указу в оклад писать невелено понеже он действително попа сын)
722 году ноября 12
10. По скаске оного ж попа Василья объявлено тож
719 года
23. по скаске оной же слободы попа Ульяна Никифорова объявлены дворовые люди
Панкрат Тихонов 46 лет
Панкрата дети Мартин 3 лет

Козма полу-году (объявлено при свидетелстве что сей Козма умре в 721)

(с.9 об.) Давыд Потапов сын Зыбин 7 лет
Потап Борисов сын Зыбин 40 лет
Да в бегах Сысой Герасимов (от роду 30, продан на Воронеж подьячему Ивану Терентьеву да сбег и где обретается при свидетелстве неведомо…»)
722 ноября 19
9. Оной же поп Ульян объявил новорожденными дворовых людей дети:
У Панкрата Тихонова сын Кондратей полу-года /…/
У Потапа Борисова сын Афронасий полу-году /…/
У него ж попа Ульяна наемной работник Павел Иванов 25 лет (Оной Павел явился в двойне понеже писан ниже в Захупотской слободе в 722…)

Да в бегах дворовой человек Сысой Герасимов (покуда из бегов не вернулся в оклад не числить…)

(с.10) 719 году
76. По скаске дьячка Бориса Ларионова сына Попова от роду объявлено ему 30 лет (Оной Борис при свидетелстве при церкви действително определен пономарем)
Да поп Ульян Никифоров 40 (Оной поп Ульян оставлен за числом служащих а оставлен при той церкви до приискания места)
722 года июля в 19 день
8. Оной же дьячек в скаске своей какову подал управителю Андрею Карпову объявил
у него сын Влас 5 лет (Оного Власа по указу в окладе числить не велено понеже он действително пономаря сын)
722 года октября в 18
12. По скаске оного ж дьячка Бориса Попова объявлено
у него сын Мартин полтора года (Оного Мартина по указу в окладе числить не велено понеже он действително пономаря сын)
Итого у попа Ульяна в окладе дворовых людей 5

За окладом малолетних 2

(с.10 об.) Ямской слободы
719 года
27. По скаске Николаевских попов Лаврентия да Григорья Онсифоровых детей у попа Лаврентья дворовых людей
Емельян Прокофьев 60 лет /…/ (Оной Емельян при свидетелстве показан что он Парфентьев а не Прокофьев)
Семен Семенов 30 лет /…/
Мирон Ларионов 32 лет
У него сын Прохор 2
Назар Гаврилов 14 (Об оном Назарее показано при свидетелстве что сбежал в 721)
Да в бегах дворовые люди
Федор Исаев 22 года (сбежал и не явился и пока не явитца в оклад писать не велено /…/
у Федора братья родные
Василей 10 лет
Семен 6 лет (Оные Василей да Семен из бегов не вернулись пока в оклад писать не велено)
Да поляк Фирс Степанов 20 лет
722 году
74. По скаске означенных попов Лаврентья да Григорья объявлено

От роду ему Лаврентью 60 лет (Оной поп при свидетелстве определен служащим при той церкви /…/

(с.11) у него дети поп Василей 35 лет /…/ (написан выше при соборе)
Унего сын Алексей 6 лет
У него попа Лаврентья сын Павел 25 лет (в оклад не написан так как попа сын)
Поп Григорей 50 лет (Оный поп Григорий определен при соборе действително служащим)
У него дети Мойсей 25 (в оклад не написан понеже попа сын)
Ларион 17 лет (Оной Ларион при свидетелстве определен при соборе действително дьячком
Варфоломей 9 (в оклад не написан понеже попа сын)

Да племянник родной дьячек Иван Васильев сын 40 лет (при свидетелстве действительно определен пономарем)

(с.11 об.) 722 году октября в 26 день
13. Оной же поп Лаврентей в скаске объявил у него новорожденный дворового человека сын Кирилла Фирсов полугоду /…/
Да у него ж попа внучата
Артамон Павлов году /…/ (умре 723 году)
Да у попа Василья дети
Петр 3 лет
Андрей году (в 723 писаны при соборной церкви)
722 году июля в 21
9. Оной же поп Григорей в скаске какову подал он управителю Андрею Карпову объявил
У него сын Прохор 8 лет (в оклад не написан как попа сын)
722 октября 26

13. Оной же поп Григорей объявил что у него новорожденный внук Иван Моисеев полугоду (в оклад не написан как попа внук)

(с.12) Итого у попа Лаврентея Ансифорова в окладе 8 человек, у него же малолетних 11 человек

Итого в городе Ряжске у попов в окладе - и за окладом 40 оставшихся за чином действ.службы в окладе - и за окл. 3
У сященнослуж.дворовых в окладе 14, и за окладом 9
Поляков в окладе 3 и не в окл 15
Оставшихся без места дьячков в окладе 2 и не в окл 7
Церковников из крестьян в окладе 1 и не в окл –
ИТОГО в окладе 20 и за окладом 59

(с.12 об.) Подьячие

Всего чина подьячего определено 25 дворов

В них по скаскам людей мужеска полу

719 года
3. по скаске подьячего Афонасья Уланова объявлено дворовых людей.
Ульян Трофимов сын Тиханов 60 лет
У него дети Иван 5 лет
Христафор полугоду (умре 721)
Федот Кондратьев 62 лет
Карп Володимеров сын Черняев 29 лет (умре 721)
У него дети Иван 10 лет
Селуян 7 лет (умре 721)

Федор Власов сын Орлов 41 год (умре 721) /…/

(с.13) /…/ у него дети Лука 19 лет
Тимофей Тимофеев 9 лет
У него брат Карп 3 лет
Филипп Артемьев 29 лет
У него сын Назар 2 лет

Никита Семенов 30 лет

У него сын Емельян году
Лука Давыдов 25 лет
Влас Григорьев 7 лет
Иван Трофимов 20 лет
Степан Самойлов 15 (умер 722)
Никита Иванов 25 лет
Игнат Никитин 25 лет (умер 723)
Филипп Иванов сын Федоров 70 (умер 722)

Осип Андреев 80 лет

(с.13 об.) 722 июля в 19 день
10. Оной же подьячей Уланов в доношении своем каково он подал управителю Андрею Карпову объявил от роду себе 43 году (Оной Афонасей при свидетелстве показан помер 722 году)
У него дети
Иван 10
Висарион 8
Иезекииль 8 лет
Да дворовый человек Полской породы
Андрей Иванов сын Ростовский 40 лет (Оной Андрей при свидетелстве явлено увечен ногами скорбен ходить не может /…/
722 году октября в 26
15. Он же Афонасей Уланов в скаске объявил дворовых людей
Аггей Терентьев сын 11 лет
Да из бегов пришед дворовый человек

Василей Иванов сын Орлов 30 лет /…/

(с.14) поляк Андрей Иванов сын 42 лет /…/ (помер давно, с 1722 года не числить)
Да новорожденный Семен Федоров сын полугоду (писан в 1719, умер в 1723)
Итого за подьячим Улановым в окладе 26 за окладом малолетних 1
719 года
4. По скаске подьячего Степана Протопопова объявлено в окладе за ним с братом Иваном люди
Никита Клеменов 52 лет

У него сын Захар 11 лет

(с.14 об.) Степан Ильин 49 лет
Кондратий Ефимов 55 лет
У него сын Сидор 15 лет /…/ (выдан замуж за дочерь человека подьячего Василья Рагозина).
Локтион 12 лет /…/ (сбежал в 720)
Евдоким Тарасов 30 лет /…/ (бежал в 719)
У него дети Иван 3 лет (умер 720)
Платон году (умер 720)
Да брата его подьячего Ивана дворовые люди
Артамон Клеменов 47 лет
У него сын Иван 4 лет
Карп Прокофьев сын Носков 55

У него сын Никифор 7 лет

(с.15) /…/ Гаврила Терентьев сын 20 лет (в прошлой ревизии был писан по Козлову за подьячим Назаром Степановым а подьячему Ивану Протопопову достался в приданом
Да при свидетельстве явился новорожденный у дворового Ильи Артамонова сын Андрей 3 лет
Да наемной работник из церковников Козма Федосеев сын Дьячков 25 (действительно из Ряского уезду села Поплевина дьячков сын отдан ему Протопопову за плату на срок)
Итого за оными Протопоповыми вопче 20 человек

За окладом малолетних 1 человек

(с.15 об.) 1719 год
5. По скаске подьячего Ивана Филимонова объявлено дворовых людей
Елисей Иванов 55 лет
У него сын Василий 19 лет
Гаврило Андреев сын Чоглоков 55 лет (умер 1722 году)
У него сын Савва 12 лет
Федор Федотов сын Григорьев 16 лет
Лукьян Иванов сын Сорокин 20 лет
В оной же скаске 719 года показан двор который написан в 710 году за матерью подьячего Ивана Филимонова Акилиной Ивановой женой Филимонова в нем дворовые люди
Логин Васильев сын Порфирьев 27 лет
У него сын Фирс 3 лет (умер в 720 году)
Да братья родныя Яков 17

Анофрей 14

(с.16) /…/ Илья Артемонов 66 лет
Иван Авдеев 37 лет
Федот Кондратьев 10 лет
Да в бегах дворовые люди …(? )
Петр Ефимов
Антон Кондратьев
Федор Данилов (покуда из бегов не вернутся в оклад не числить…)
722 года июля 19 дня
11. фискал Панкрат Протопопов в доношении каково он подал управителю Андрею Карпову он объявил о себе от роду 71 года
у него дети
Степан 39 лет
Иван 10 лет
У Степана дети

Михайла 17 лет Тихон 13 лет Лука 4 лет (Об оном Луке при свидетелстве объявлено горбат)

(с.16 об.) 722 октября 25 дня
16. оный же фискал Протопопов в скаске объявил дворовых людей
Евдоким Тарасов 30 лет
Кондратей Ефимов 40 лет (в оклад не числить ибо писаны выше)
723 года марта в 25 день
17. Оной же фискал Иван Протопопов в скаске своей объявил сына своего Ивана дворовый человек
Илья Фокин сын Бычютин 50 лет /…/ (явился вдвойне понеже писан ниже в 722 и зде не числить)
722 года октября в 25 день
18. Его ж Панкрата Протопопова сын Иван объявил купленных дворовых людей
Илья Иванов 65 лет (при свидетелстве показал о себе что он не Иванов а Фомин сын)

У него дети Козма 6 Егор 5 лет Тимофей полтора года /…/ (оного Тимофея в оклад не числить…)

(с.17) 722 года июля в 19
12. Оного Ивана Филимонова сын ево Ермолай каково доношение он подал управителю Андрею Карпову объявил от роду ему 20 лет
У него отец Иван а лет ему не показано,
брат родной Иван 23 лет
19. 722 года октября в 26 день
Подьячей Семен Иванов сын Филимонов в скаске своей объявил от роду ему 60 лет
У него брат родной Иван 61 лет
Новорожденные дворовых людей дети
Степан Васильев сын году
Данило Васильев сын 20 недель
Василей Лукьянов сын полугоду
Иван Логинов сын полугоду
Максим Козмин году /…/

(Итого за ним за Филимоновым в окладе …? (расплылось)

(с.17 об.) 719 году
6. Подьячего Василья Гардеева сына Елгозина объявлено дворовых людей
Андрей Елфимов 35 лет
У него брат родной Василей 19 лет
Да Андрея дети Сидор Болшой 9
Сидор Меншой 4
Андрей Киприянов 59 (при свидетелстве умер 723)
У него сын Авраам 5
Григорей Петров 24
У него сын Похом 10
Корней Иванов 11
У него брат родной Софрон 9
Козма Григорьев 5
Аким Михайлов 9
Василей Провоторов 26,

у него брат родной Ефим 18 /…/ (оба солдатские дети Ряского уезда села Бораково)

(с.18) 722 года июля в 2 день
13. Оной же Василей Елгозин в доношении каково он подал управителю Андрею Карпову показал от роду ему 65 лет
дети у него Лука 33
Василий 23
Герасим 20
У него племянник Иван Иевлев сын Елгозин 17
Да внук Степан Сергеев сын Елгозин 7 лет
1722 года октября 26
20. Оной же Елгозин в сказке своей объявил у него внук Ермол Сергеев сын 3 лет (приписка – умер в 1723)

Да работника его Василья сын Никифор 3 (… числить нев велено ибо оной Василий писан в сказке 719 году

(с.18 об.) 723 марта 19
21. Оной же Василий Елгозин в сказке объявил дворового человека являщегося из бегов
Иван Григорьев 33 лет /…/
У него же Елгозина живет по записи на урочные годы который явися из бегов
Григорей Провоторов 40 лет (О себе при свидетелстве показал что он Ряского уезда села Боракова солдатской сын)
Да при свидетелстве показано у него у Елгозина дворовый человек
Сидор Кондратьев 15 лет которой дан в приданое сыну его Василью от Панкрата Протопопова 719 и писан за ним Протопоповым
Итого в окладе зп ним за Елгозиным 16

По за окладом 1

(с..19) 719 года
По скаске отставного подьячего Федора Сидорова объявлено
Дворовых людей у него
Филипп Иванов 47 лет
У него сын Ефим 7 лет
Мина 29 лет
Козма 22 лет
Иванов дети Остафьев (?)
Да Поляк Никазка (? – неразб., прим) 28 лет
Да у него объявлено в бегах дворовых людей
Ерофей Елисеев сын Роспопов /…/
Михайло Ильин сын Иванов /…/

Яков Иванов сын Остафьев /…/

(19 об) 722 октября 20
По скаске его Федорова Петра Сидорова
Объявлено отцу его Федору Сидорову сыну Сидорову 68
Ему Петру 22 года
У него брат Антон 12 лет
Да из бегов явился дворовый человек Иаков Иванов сын Остафьев 20 лет /…/
Дв новорожденный дворового человека сын Филипп Моисеев 8 недель /…/
Итого за оным Сидоровым в окладе дворовых 5
поляк 1
малолетних по за окладом 1
719 года
По сказке подьячего Кондратия Филатова объявлено дворовые люди

…?... Кирилов 30 лет

(с.20) /…/ у него сын Лаврентий году
Игнат Назаров 5
Да в бегах дворовые люди
Афонасий Афонасьев с сыном Лаврентием
Назар Фетисов сын
Фока Трафимов сын Сароков
722 году августа 22
14. Онога Филатова сын ево Николай в доношении своем каково он подал управителю Андрею Карпову объявил от роду ему 15 лет
Отцу его Кондратью 57 лет
Да у дворовых людей дети новорожденные
Василий Сергеев полугода, /…/

Самсон Никитин 15 лет

(с.20 об.) Кирилла Потапов 9 лет (переведен в Шацком уезде в село Никольское в его Филатовское поместье)
У Самсона брат двоюродный Игнат Назаров 7 лет /…/
722 октября в 26 день
Оного же Филатова сын Николай объявил в сказке в бегах дворового человека Кириллу Потапова
Итго за оным Филатовым в окладе - 4

За окладом малолетний – 1

(с.21) 719 года
9. По скаске подьячего Ивана Акункова объявлено дворовых людей
Петр Максимов сын 57 лет
У него дети Сава 7 Прохор 3 Степан году
Иван Фролов 45
Василий Степанов 25 /…/ (показал про себя что он государев города Ряжска Фофоновской слободы и числить его по городу не велено)
Иван Степанов сын Поляков 7 лет
722 года июня в 19

15. Оной же Иван Окунков в доношении каково он подал управителю Андрею Карпову показал от роду ему 39 лет,

(с.21 об.) у него дети Петр 12 лет
Селиверст 8 лет
Василей 3 лет
Да дворовые люди
Павел Степанов 30 лет (при свидетелстве показал что он Фофоновской слободы государев человек солдатский сын)
Давыд Данилов 7 лет
Федор Васильев 59 лет у него дети Игнат 15 лет Петр 3 лет
722 году октября 28

24. Оной же Окунков в сказке своей объявил у него сын Тимофей 2 лет

(с.22) /…/ да при свидетельстве явились новорожденные дворовых людей дети
Терентий Петров году
У него брат Александр 10 недель
Иван Михайлов сын году
Да из бегов явился дворовый человек Осип Исаев 35 лет /…/ (он есть Егорьевского попа причетник по его допросу…)

Февраля 10 дня 724 прислана промемория на основании которой включить церковных причетников с.Красного в оклад за подьячими /…/ отдана подьячего Окункова человеку Михайле Максимову под росписку. (…? – приписка расплылась)

(с.22 об.) Тимофей 7
Герасим 5 лет
Симеоновы дети /…/
Итого за оным Окунковым в окладе 15

за окладом 3

719 года
10. По скаске подьяческого сына Ивана Тихонова сына Хвастова объявлено дворовых людей
Андрей Михайлов 59 лет
Козма Ефремов сын 30 лет (бежал в 720)
722 года июля в 19

16. Оной же Иван Хвастов в доношениии каково он подал управителю Андрею Карпову показал ему 20 лет

(с.23) /…/ 722 году октября в 26 день
25. Оной же Хвастов в скаске своей объявил дворовых людей
Алексей Иванов сын Задохин 20 лет (бежал в 723)
Аникей Иванов 8 лет (по свидетелству рожден в с.Пупках…)

Итого за оным Хватовым в окладе дворовых людей 4 человека

719 года
11. По сказке подьячего Афонасьевской жены Прохорова сына Уланова Федосьи Ивановой дочери объявлено дворовых людей
Ипат Климов сын Андреев 61 года

У него сын Василей полугоду

(23об.) 17. Оной же вдовы Улановой сын ея Иван доношением своим каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду себе 23 года
у него брат родной Воронежской математической школе ученик Мартемьян 20 лет
Да дворовых людей
Петр Иванов 5
Григорий Лаврентьев 39
Да при свидетелстве Мартемьян Уланов объявил умершего сведеного брата его подьячего Андрея Заборского сын Степан 4 лет

Да Иван Уланов объявил шурина своего подьяческого сына Федота (П?)аринова дворовых людей которые писаны в 722 в Ряском уезде в селе Поплевине и о том объявл…(расплылось)

(с.24) Мирон Дементьев 14 лет
У него брат родной Никифор 5 лет
Яков Лаврентьев 15 лет
У него брат родной Кондратей 14 лет
Сафрон 7 лет
Максим 5 лет
По скаске 722 по скаске его Ивана Уланова объявлено за ним Улановым

в окладе 4 человеков

719 году
12. По скаске подьячего Ивана Матвеева сына Савина объявлен дворовый человек его
Петр Михайлов 59 лет
722 года июля в 31

Оной же Иван Савин в доношении каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду себе 32 году

(с.24 об.) дворовые люди
Иван 10
Никифор 5
Петровы дети
Да при свидетелстве явился у дворового человека Петра Михайлова новорожденный сын его Прокофей года (по указу в оклад числить не велено)
Итого за подьячим Иваном Савиным
в окладе - 3 человека
и по за окладом малолетних - 1
719 года
13. По скаске подьячего Федора Федорова дворовых людей

Харлан Васильев 30 лет (об оном Харлане 1724 марта 18 дня Азовской губернской канцелярии прислан указ что он при свидетелстве явился в Козловском уезде в селе Кривополянье у попа Калины Степанова и в подушный оклад включен за ним за попом).

(с.25) /…/ Михайло Трофимов 13 (Оный Михайла явился вдвойне понеже писан в 722 за подьячим Федором Кононовым и там его числить а зде не числить.)
722 июля 18
19. Оного Федора Федорова дочь Огрофена доношением управителю Ондрею Карпову объявила дворового человека Харлана Васильева (Оной Харлан объявлен вдвойне понеже писан выше в 719 и там его числить а зде не числить)
722 октября в 26 день

26. Оная девка Огрофена Федорова дочь объявила новорожденного дворового человека сын Петр Харланов году (здесь не числить…)

(с.25 об.) 719 года
14. По скаске подьячего Луки Васильева сына Елгозина объявлено дворовых людей
Марка Семенов 50 лет (об оном Марке при свидетелстве показано что умре 722)
У него сын Яков 16 лет
Леонтий Максимов 25 лет
Яков Никитин сын Нехорошев 15 лет
Иван Григорьев 15 лет
Козма Михайлов 30 лет
Максим Гаврилов 7 лет
Да в бегах дворовые люди
Сидор Мокеев сын Смешкин (при свидетелстве показано что из бегов не явился а пока не вернется в оклад не числить)

Сидора сын Иван (Оный Иван при свидетелстве из бегов явился от роду ему 42 года)

(с. 26) /…/ Степан Лукин
Гаврила Дмитриев (из бегов не явились и пока не явятся в оклад не числить)
722 октября 26 дня
28. Отец его Лукин Василей Еголзин в скаске объявил его Лукиных дворовых людей
Иван Сидоров сын Смешкин 42 года (явился вдвойне, здесь не числить)
У него Ивана дети
Фома 3, Логин году (в оклад числить не велено)
Осип Алимпиев

Козма Никифоров (Осип и Козма явились вдвойне понеже писаны в Ряском уезде в селе Введенском за ним же Еголзиным из отцевских и там их числить а зде не числить)

(с.26 об.)
Сентября 24 дня 724 года /…/ от свидетелства душ написано что включить в подушной оклад у оного Луки Еголзина сироту Ивана Ларивонова которой при свидетелстве явился в Ряском уезде в селе Покровском в вотчине порутчика Федора Шишкина и по решеному делу и по желанию его отдан ему Еголзину с роспиской
От роду ему 6 лет
Итого за оным Еголзиным в окладе 8

По за окладом 2

(с.27) /…/ 719 года
По скаске подьячего Луки Михайлова сына Петрова объявлено дворовых людей
Хоритон Иванов сын Некрасов 77 лет
У него сын Симон 19 лет
Зиновей Кондратьев сын Сидоров 20 лет
Василей Васильев сын Бизюкин 25 лет (оного Василья за подьячим Петровым не числить понеже он отдан в приданое подьячему Антону Сидорову …)
722 года июля в 19
20. Оной же Лука Петров в доношении каково он подал управителю Ондрею Карпову объявлено от роду ему Луке 32 года

Итого за оным Петровым в окладе дворовых людей 4 человека

(с.27 об.) 722 году октября в 26
Оной же Лука Петров в скаске своей объявил тож
719 года
16. По скаске вдовы Анны Голахтионовой дочери Ивановской жены Ларионова объявлено дворовых людей
Василий Фирсов 60 лет
У него сын Никифор 20 лет
722 декабря в 14 день

Оная вдова Анна Голахтионова в скаске своей объявила новорожденных дворовых людей дети

(с.28) /…/ у Василия Фирсова сын Федор 2 лет да внук Макар Микифоров полугода(в оклад не числить)
Итого за оной вдовой в окладе 2

и за окладом 2 человека

722 года июля в 19 день
21. Подьячей Александр Уланов в доношении каково он подал управителю Ондрею Карпову показал от роду себе 22 года (примечание о нем текст угас)
У него дворовые люди
Марка 35 лет
Иван 22 лет

Федосеевы дети

(с.28 об) Петр Трифонов 6 лет
Никита Васильев сын Кортомин 23
Архип Денисьев 9 недель (умре 723, не числить)
Марка Андреев 3 лет (умре 723, а сам он Марка отец его из церковников и приписан был за Улановым, а он Марка никуда не приписан)
Да наемный работник на урочные годы города Богородицка села Молевки
Ондрей Максимов сын Кочетов 32 лет

У него сын Аким полугоду (при допросе Ондрей показал что уроженец он города Богородцкого поломарский сын а на прежнем жилище никоких родственников и пристанища нет и того ради за платеж отдан ему Уланов у с роспиской на урочный срок а сын его Аким при свидетелстве показано что умре 723)

(с.29) 722 октября в 26
31. Оной же Александр Уланов скаской своей объявил у него живет города Ряска Пушкарской слободы сирота Тимофей Алексеев сын Антонов 12 лет (оной Тимофей явился вдвойне понеже писан в Пушкарской слободе у дьячка… Там его числить а зде не числить)
Да в бегах дворовый человек Трифон Федотов 40 лет (об оном Трифоне при свидетелстве показано что бежал в 718 из бегов не явился и в окладе его покуда не вернется не числить)
722 года марта в 8 день
Оной же Уланов скаской своей объявил дворовых прибылых детей людей которые из бегов вернулись (723 года явились /…/ (? - расплылось)
Антон Тихонов 4 лет

У него брат родной Матвей полугоду (записаны в Тамбовском уезде в его Уланова вотчине, здесь не числить)

(с.29 об.) А при свидетелстве оной Уланов объявил работника которой дан ему с Воронежа от свидетелства душ за плату в окладе при указе
Елисей Семенов 30 лет

Да поляк Василей Федоров сын Ксенцов 22 лет (при свидетелстве об оном поляке объявлено что он умер в 722 году /…/ в оклад числить не велено)

(с.30) 722 года сентября 17
22. Подьячий Алексей Иванов сын Исин (? – неразб.) в доношении каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду себе 25 лет
Да у него дворовый человек полской породы Григорий Иванов 22 лет (Об оном Григории при свидетелстве показано что оной бежал 723 году августа 26 дня…)
33. По сказке 722 года октября 26 день он объявил тож

Итого в окладе 1 человек

722 года июля в 19

23. Подьячей Иван Михайлов сын Петров в доношении своем каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду себе 39 лет

(с.30 об.) у него сын Елисей 12 лет
722 года
34.Оной же Иван Петров в скаске своей объявил тож
Да у него ж сирота которой дан ему из концелярии свидетелства душ /…/ с роспиской а прежде ни в который оклад не написанный
Кирилла Захаров сын Пашков 15 лет

Итого в окладе за подьячим Петровым 1 человек

723 году

35. Московской Тверской слободы емщичий сын Дементей Васильев сын Загорнской в скаске своей объявил от роду ему 25 лет (оной Дементей при допросе показал что он подлинно ямщичий сын, оной Тверской слободы и по желанию приписан к ямской слободе ниже и там его числить а зде не числить.)

(с.31) 722 года августа в 22
24. Подьячей Илья Григорьев сын Федоров в доношении своем каково он подал управителю ондрею Карпову объявил от роду 28 лет
Да у него дворовый человек живет по записи в заемных денгах
Потап Иванов 25 лет (об оном Потапе при свидетелстве показано что бежал в 723 году и по указу числить в окладе)
36. 722 года октября в 26 день
Оной же Илья Федоров в скаске объявил у него новорожденный сын Федор полугода
Да дворовые люди
Ларион Тимофеев сын 45 лет (об оном Ларионе при свидетелстве показано что он бежал в 723 году)
У него сын Влас 2 лет

Итого за оным подьячим в окладе – 3 человека

(с.31 об.) 722 году июля в 19
25. Подьячей Степан Кондратов сын Кондратов в доношении своем каково он подал управителю ондрею Карпову объявлено от роду ему 35 лет
У него брат родной Онисим 25 лет (оной Онисим при свидетелстве явился слеп)
722 октября в 26 день

37. Оной же Степан Кондратов в скаске своей объявил тож.

722 года июня в 19.
16. Бывший подьячей Иван Терентьев сын Жданов в доношении своем каково он подал управителю Ондрею Карпову объявлено от роду ему 70 лет

у него сын Клим 20 лет

(с.32) /…/ у него ж племянник ис солдат Степан Иванов сын Уклеин 20 лет
У него Степана зять ис солдат Киприян Назаров сын Катумин 35 лет (Оной Киприян явился вдвойне понеже писан ниже в Пушкарской слободе, и там его числить а зде не числить)
722 генваря в 25
38. Оной же Иван Жданов в скаске своей объявил у него свойственник
Кирилл Алексеев сын 5 лет
да племянник солдацкий сын Павел Васильев 8 (оной Павел явился вдвойне понеже написан ниже и там его числить а зде не числить)

Итого у оного Жданова числить в окладе свойственников 2 человека

(с.32 об) 722 года июля в 19
27. Подьячей Симеон Никитин сын Рыбин в доношении своем каково он подал управителю ондрею Карпову объявил от роду ему 22 года
У него брат родной Антон 17 лет
722 года

39. Оной же Симеон Рыбин в скаске своей объявил тож

722 года августа в 22

28. Подьяческий сын Федор Матвеев сын Савин в доношении своем каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду ему 20 лет

(с.33) /…/ у него ж дворовые люди Сафрон Аникеев 40 лет
У него сын Петр 5 лет
722 года октября в 26 день
40. Оного Федора Савина человек Софрон Аникеев скаской объявил тож

Итого за оным Савиным в окладе 2 человека

722 года августа в 22 день
29. Подьячей Федор Кононов сын Кононов в доношении своем каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду ему 39 лет
У него дети Прохор 17

Иев 5 лет

(с.33 об.) да дворовый человек
Наум Михайлов сын Бержаков 67 лет (бежал в 723 году)
722 года октября в 26 день
41. Оного Федора Кононова сын Прохор в скаске своей объявил дворового человека
Михайло Шмыков 20 лет (Оной Михайла Трофимов писан выше за подьячим Федором Федоровым и там его не числить а числить зде)

Итого за оным Кононовым в окладе … (? - расплылось)

722 года августа в 22 день
30. Подьяческий сын Трофим Григорьев сын Проваторов в доношении своем каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду ему 22 года
723 года генваря в 17

42. Оной Трофим Провоторов в скаске своей объявил тож

(с.34) 722 июля в 19 день
31. Подьячей Голохтион Иванов сын Щеглов в доношении своем каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду ему 30 лет (при свидетелстве показано что оной Галахтион умер в 723)
722 октября в 26 день.
43. Оной Голохтион Щеглов в скаске своей показал тож.
722 года июля в 19
32. Подьячий Фома Иванов сын По..вин.. (?) в доношении своем каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду 34 года
723 февраля в …

44. По скаске Фоминской жены Поплевинской Марфы Петровой дочери объявлены в бегах дворовые люди

(с.34 об.) Семен Ульянов сын Мошков с сыном Анисимом бежали тому 11 лет
Максим Иванов с детьми Анисимом Нестером и Евдокимом бежали так само ж

(Об оном Симеоне с сыном Трофимом, и об Максиме Иванове с детьми Анисимом Нестером и Евдокимом при свидетелстве показано что из бегов не вернулись и потому их в оклад не числить)

722 года июля в 19
33. вдова Авдотья подьячего Якова Леонова сына Филатова в доношении своем каково она подала управителю Ондрею Карпову объявила у нее сын
Петр Филатов 5 лет
Да деверь Онтон Юдинов 22 лет (при допросе показал отец его был ис церковников и того ради числить его в оклад …? - расплылось)

Итого в окладе 1 человек

(с.35) 722 года октября в 15
34. Подьяческий сын Павел Васильев сын Матвеев в доношении своем каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду ему 15 лет
722 июля в 19 день
35. бывший площадной подьячей Афонасей Ондреев сын Жданов в доношении своем каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду ему 50 лет
У него сын Козма 3 лет

Да наемной работник полской породы Григорий Иванов 55 лет (бежал в 1722 году…)

(с.35 об.) 723 года февраля 25
47. Петр Борисов в скаске объявил у него новорожденный внук Василей Михайлов году
Да наемной работник полской породы Макарко Карпов 22 года (приписка нечитаема, расплылось – прим.)
Итого в окладе 2

За окладом малолетних 1

722 декабря…
… по скаске вдовы Пелагеи подьячего Петровской жены Федосеева дворовый человек

Аникей Минаев сын Храпов 50 лет …(? – расплылось, прим.)

(с.36) /…/ Да незаконнорожденный Леонтей 5 лет
Да при свидетелстве явился у Алексея сын Степан 15 лет /…/
Итого в оклад за оною вдовой Федосьей 3 человека
722 года ноября 19
44. Подьяческий сын который ныне в солдатех Федотов челов Жданова Григорей Семенов сын Степан в скаске своей объявил от роду ему 27 лет (оной Григорей при свидетелстве явился страмен)
У него свойственник Авраам Антонов сын Беляев 55 лет (при свидетелстве о нем показано что на прежнем жилище в Ряском уезде /…/ в селе Дехтянку (?)…и в подушной оклад зде его не числить)

Итого в окладе дворовой 1 человек

(с.36 об.) 722 года октября в 26 день
45. Оной Афонасей Жданов в скаске своей объявил в бегах дворовых людей
Степан Симеонов сын Ершов (оный Степан при свидетелстве из бегов явился от роду ему 30 лет а в бегах быв за отлучением не допрашиван а ныне числить в окладе…)
Максим Евдокимов сын Горшечников (об оном Максиме при свидетелстве показано что ис бегов не явился и потому в окладе числить не велено)

Итого за оным Ждановым в окладе 2 человека

722 года июля в 19
Ис дьячков площадной подьячей Федор Никитин в доношении своем каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил от роду ему 50 лет
У него сын Иван 15 лет
Да пасынок Михайло Микифоров 20 лет (оной Федоров с сыном и с пасынком положены в оклад и по указу приписаны к Пушкарской слободе с солдаты в ряд понеже они ис церковников)

Итого в окладе 3 человека

(с.37) (перепутана нумерация, с.36?)
722 года октября 26
45. Подьячей Максим Онтонов (?) сын Попов 30 лет
У него сын Артем 2 лет (оной Максим с сыном положен в оклад в …слободе с солдаты)

Итого в окладе отставных дьячков 2 челов.

722 июля в …
37. Из дьячков площадной подьячей Михайло Петров сын Борисов в доношении каково он подал управителю Ондрею Карпову объявил
От роду ему 30 лет (положен в оклад по Стрелецкой слободе с солдаты…)

У него отец Петр Борисов 55 лет

(с.37 об.) 722 году октября 26
50. Подьячий Алексей Пономарев скаской объявил от роду ему Алексею 25 лет
Декабря 23 дня 724 Ряского уезда села Поплевина солдацкий сын Филипп Ефремов допросом объявил что он желает жить для платежа подушного оклада у означенного подьячего Пономарева понеже у него в том Поплевине пристанища и родственников нет
А от роду ему Филипу 25 лет
Итого за подьячим Пономаревым в окладе 1 человек
722 года февраля в 24
51. Подьяческой сын Михайло Михайлов сын Петров в доношении своем каково он подал управителю ондрею Карпову объявил от роду ему 25 лет
у него дети Максим 3 лет

Иван году (об оном Максиме и Иване при свидетелстве показано что померли в 723)

(с.38) /…/ 723 года марта 7
52. подьячей Ондрей Максимов сын Сидоров в скаске объявил от роду ему 60 лет (об оном Ондрее показано что он умер в 725)
723 года марта в …
53. Пушкарской слободы подьячей Агап Григорьев сын Ларин в скаске объявил что у него дворовый человек швецкой породы

Иван Никифоров 15 лет (оной Иван по желанию был отдан в услугу Воронежского полку капитану Афонасию Иванову сыну Шанскому /…/ и обретается он Иван за ним Шанкиным в Воронежского уезда сел Березове и того ради зде его не числить)

(с.38 об.) 722 года марта в 5
54. Отставной солдат Иван Максимов сын Сидоров скаскою объявил от роду ему ….? (оной Иван объявил пашпорт из военной коллегии и по осмотре в канцелярии свидетелства душ явился стар и дряхл и того ради в подушной оклад не писан)
У него сын Мирон 8 лет (оного Мирона в оклад не числить понеже его отец из подьячих взят в солдаты)
Марта 12 724 года оной Иван Сидоров объявил при доношении беглова человека
Конона Карпова 30 лет (оной Конон допросом показал что он де был перед сего дворовый человек Ряского уезда деревни Крутой резанца Павла Федюкина и в прошлом 712 оной Федюкин продал его оному Сидорову и он от него бежал и жил в бегах в Шацком уезде в вотчине князь Матвея Гагарина в селе Ломовисах крестьян а к оному Сидорову пришел в 724 марта в 10 число и того ради в прописку его не ставить а токмо числить в оклад)

Итого за ним за Сидоровым в окладе 1 человек

(с.39) /…/ 722 года октября в 26
55. Киевского полку драгуна Григорьевой жены Губина /…?/ Тимофеевой дочери по скаске объявлен дворовой человек
Данило Евтифьев сын Иванов 6 лет
Итого в окладе 1 человек
При свидетелстве явился подьячей Козма Федоров сын Докукин 30
у него сын Ларион 3 лет
719 года
По скаске стрельца Лаврентья Федорова сына Ларионова во общей скаске стрелецкой слободы объявлено
у него племянник Петр Логинов сын Ларионов 17 (оной Петр написан ниже в Стрелецкой слободе с салдаты а доношением объявил что взят отец его из Липецка /…/ и зде его не числить)
У него дворовый человек Филипп Алимпиев 5 лет
Да зятя его дворовый человек Петр Сидоров 16

Итого в окладе 2 человека

(с.39 об) 724 года марта … /…/ велено включить в Ряску с подьячими для ведома Иван Игнатьев сын Удачин 16 лет которова время свидетелствован и объявил указ что велено быть ему в Ряску подьячим

Итого в городе Ряску за подьячими мужеска полу душ дворовых и разн.чину за подьяч.в окладе 134 и не в окл 62
Подьячих с детьми в окладе -, за окладом 70
Отст.солдат в окладе -, за окладом 1
Поляков в окладе 5 и за окладом 3
Отставных (подьячих?) в окладе 2 за окладом 6
Однодворцев в окладе 6 за окладом 7
Церковников за штатом в окладе 7 за окладом 1
Незаконнорожд.в окладе 1 за окладом –
ИТОГО в окладе 155 за окладом 150
 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари