Купить этот сайт
Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Мордва в картинках

Мордва

 
Мордва в лесу
Мордва?, или шайта?н-гриб - чудно?й или даже чу?дный гриб, появляющийся в результате выпадания грибного снега. Название произошло от необычности его вида: «МОРДа — ВО!» - второе же название отражает его кусающе-рычащее и плююще-отхаркивающее свойство: «УУУ, Шайтан!».

Несмотря на свою угрожающую внешность и дурные привычки, не ядовит, а получаемое из него активные вещества OXYIN и SPURR-Murr входят в состав запантованных НАЭ лекарственных средств 

  • Иногда Мордва называется ошибочно Грибами-с-Юггота, хотя никак с Югготом не связана.Но положив М. в рот можно поймать глюк.

источник

Les mordants  кусающиеся (фрнц.)           мордва в Европе (фото из книги Юрченкова)

Murders          убийства   (англ)

Der Mord        убийство (немец)

Мертв-ый      (русский язык)






В языке  фарси (Иран) и его диалектах фонетически наиболее близким словом к этнониму мордва является не мард, а морде (диалектн. мерде), морден с семантическими значениями «мертвец», «умирать»

 

Мордва («морденс») впервые упоминается в сочинении готского историка Иордана ( VI в.)«Genika».

«После того, - писал Иордан, - как король готов Геберих  отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Эрманарих,  благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим.

 

  Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, мерено, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, голдов».

Мордва и татары.

ЭТНОГЕНЕЗ МОРДВЫ-МОКШИ ПО ДАННЫМ ЭТНОГРАФИИ


Памни имя свое "мордвась"

МОРДОВСКАЯ ИСТОРИЯ СФАЛЬСИФИЦИРОВАНА

 

МОРДВА – НЕДОРАЗУМЕНИЕ ПО МОКШИНУ


О ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРДВЫ-МОКШИ

 

Тайна мордовского народа или великая историческая ложь.


МОРДВА и МАРТИХОР.

 

РЕЛИГИЯ ОТРАЖАЕТ ИСТОРИЮ И КУЛЬТУРУ НАРОДА


БРАЧНЫЕ ОБЫЧАИ МОРДВЫ-МОКШИ


ЭРЗЯНЕ ЖДУТ ДОКУМЕНТЫ ПЯТОГО МОРДОВСКОГО СЪЕЗДА


СЕНСАЦИЯ. ИСЛАМ В ОРДУ ПРИНЕСЛИ МОКШАНЕ


МОРДВА ВЫПОЛНЯЕТ ИНОСТРАННЫЙ ЗАКАЗ ИЛИ ЗА СКОЛЬКО ПРОДАЛИ ДУШУ НАРОДА?


МОРДОВСКИМ СЪЕЗДОМ- РУЛИТ ПОТЕШНЫЙ ИСПОЛКОМ

Почётное звание «заслуженный работник» за «... сь»



Путешествие по городу-оврагу

Обычно я веду образ жизни размеренно-оседлый, поэтому каждая вылазка за пределы Москвы, пусть недальняя и краткая, превращается в «Большое путешествие». Но двухдневная поездка в городок Касимов стала Большим путешествием без кавычек.

Прежде всего благодаря вдохновенному экскурсоводу, так не похожему на замотанных тетенек, по долгу службы заученно бубнящих «посмотрите налево, посмотрите направо». Нашего и экскурсоводом называть не хочется: он – вдохновенный вожатый и поводырь. Поскольку сам он говорит, что «не кормится экскурсиями», а желающих попасть пруд пруди, не буду называть его фамилию, дабы избежать ненужной рекламы. Лучше, пользуясь случаем, передам привет подруге Даше, благодаря которой удалось попасть на экскурсию, устроенную одним гуманитарным вузом.

До поездки о Касимове мне не было известно ничего, кроме названия и примерного местоположения – в Рязанской области, на реке Оке. Добираться из Москвы не ближний свет – 260 с лишним километров, 4 часа автобусным ходом. Правда, весной, летом и осенью есть другой путь, водный – например, теплоходная «Московская кругосветка» включает крошечный (35 тысяч жителей, если верить интернету – а кому же еще верить?) Касимов наряду с такими «монстрами», как Нижний Новгород, Ярославль, Россия…

Краткую историю города мы прослушали еще в автобусе: в 1152 году в летописях впервые упомянут Городец Мещерский, волей Юрия Долгорукого ставший крепостью и два века спустя разгромленный татарами. Во второй половине XV века Касимов стал Касимовым – по имени казанского царевича Касима, который бежал от ханских междоусобиц под крыло Москвы и получил за это Городец Мещерский, еще на два столетия ставший центром Касимовского ханства. «Рука Москвы» протянулась через всю историю города, вплоть до ХХ века, когда касимовцы на несколько лет оказались «подмосквичами»: с 1929 по 1937 год Касимовский район входил в состав Московской области.

Конечно, вожатый наш говорил подробнее и интереснее. Хотя слушали его в оба уха до поры до времени. Четыре часа – путь неблизкий, и молодым студенческим организмам, на дорожку от души хлебнувшим кока-колы, потребовалась, если прибегнуть к эвфемизму, «зеленая остановка» в уютных лесных сугробах. Поначалу прерывать вдохновенную речь поводыря девушки – а их, как водится, больше, чем юношей, – не решались, терпеливо елозя на сиденьях и надеясь, что остановка случится вот в этом лесу… или за тем поворотом… эх, какое подходящее место проехали… Наконец, девушки с заднего сиденья начали потихоньку, а потом все громче и громче привлекать внимание экскурсовода, скандируя слово «лес». «Лес? – услышал, наконец, вожатый и приподнял брови. – Ах, да – лес… Лес, который мы проезжаем, во времена царевича Касима стал владением боярина…» Через полчаса самая отчаявшаяся студентка с писком «ой, не могу больше!» через весь автобус пробралась к экскурсоводческому креслу. Ее бурный монолог со словами «срочно» и «хоть где-нибудь» возымел действие: наш вожатый, наконец, окинул заоконный пейзаж взглядом не историка, а современника. Пейзаж был неутешительным: хваленые леса не раз воспетой в литературе Мещерской стороны, как назло, иссякли, превратившись в куцые перелески, в которых не спрятаться и мышке-норушке. К поводырю направилась маленькая, но решительная делегация, готовая на все. Автобус остановился в чистом, хорошо просматривающемся поле с парой чахлых прутиков. Но изнемогающим экскурсантам было не до приличий, и через минуту окрестность напоминала место проведения акции международного движения «Долой стыд!».

После этого жить стало лучше, жить стало веселее, а оставшийся путь до Касимова получился необыкновенно легким и приятным. Маяковский в стихотворении «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» писал про город-сад. Касимов – город-овраг. Он исчерчен оврагами вдоль и поперек. Они имеют названия – Сиверский, Никольский, Успенский… Есть улица Заовражная. Хотя большинство улиц названо по-советски – Октябрьская, 50-летия ВЛКСМ, Карла, разумеется, Маркса... Улица Советская тоже – она почему-то является центральной, а не улица Ленина. И почему-то имя Ленина – совсем уж не по масштабу – носит переулок…

Городская архитектура – сплетение русской и татарской истории. Православных церквей больше – Никольская, Ильинская, Успенская, Благовещения, Богоявления, церковь Троицы, Вознесенский собор… Почти все отчаянно требуют ремонта или ремонтируются – точнее, восстанавливаются из руин. К «мусульманским религиозно-культовым сооружениям» относятся старая татарская мечеть с минаретом (сейчас там краеведческий музей). Рядом – XVI века текие (в переводе с татарского – «мавзолей») Шах-Али-хана. Возможно, здесь находится прах казанской ханши Сююмбеки, выданной Ивану Грозному и ставшей нелюбимой супругой касимовского правителя Шах-Али. Злая Сююмбеки незваным гостям отомстила: едва мы отошли от мавзолея, как наш автобус застрял буквально на ровном месте. Натужно кряхтя и ревя, он почти час пытался преодолеть небольшую дорожную вмятину, а в окна царапались черные-черные ветки деревьев, окружающих местную психиатрическую больницу…

На окраине – текие Афган-Мухамеда, хивинского царевича, в 1622 году 11-летним мальчиком едва не павшим жертвой в борьбе за власть. Был увезен в Москву к русскому царю, которому и служил до самой смерти в 1648-м. Вдова перевезла тело в Касимов, построила мавзолей, и хивинский царевич нашел вечный покой среди рязанских снегов. Попасть в текие может любой желающий (по крайней мере, мы сделали это беспрепятственно), но следов вандализма нет – кроме окурков на земляном полу.

Чем занимаются касимовцы на досуге – загадка: за два дня нашего пребывания город выглядел почти безлюдным. Некоторое представление о житье-бытье дают вопрос-ответ с местного интернет-форума: «Подскажите, пожалуйста, где можно нормально отдохнуть в Касимове в Новый год. Есть ли нормальные ночные клубы или что-то в этом роде?» – «Алена, ты слишком лестного мнения о нашем славном городе ))) клубЫ )) Все на елку на пл. Ленина собираются. Из клубов только «SPACE» =)». Хотя на овражной тропинке, ведущей к храму, встретилась женщина, оказавшаяся бывшей москвичкой. Живет здесь уже 15 лет и по столице не скучает.

Наша обратная дорога тоже вышла нескучной и приятной – «зеленая стоянка» случилась в нужное время и в нужном месте. А вожатый читал вслух Паустовского: «Можно еще много писать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом... Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю...»

Ольга Рычкова
"Независимая газета"
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари