Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

История книжного дела ...

Книги издательств, нов...

Книговедение

Писатели и литераторы

Публикации

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Мой древний эрзя народ, преклоняю голову перед твоей седой стариной!

Мой древний эрзя народ, преклоняю голову перед твоей седой стариной!

Ты первый пришёл на эти лесистые равнины, поднял послеледниковую целину и засеял первые злаки.

Построил свои жилища, основал свои Репешти и Керемети и назвал страну Нуралис Мастор, а себя эриця - нуралисть.



Пытливый ум ищет ответа: как жил в те отдалённые времена мой народ, зная, что хозяйкой была Мать-нуралиска, и она определяла культуру бытия.



В весенний праздник, хотелось поздравить всех-всех женщин, независимо от национальности с праздником 8 марта, и посвящаю им статью написанную Аношонь Тумаем.
Нуралисская одежда сложилась в течение тысячелетий.


Она несёт в себе эстетические и магические нормы, представления о мире, отношениях в семье, обществе. Особенно интересен женский наряд, рождённый в недрах нуралисского матриархата, и в ней немало неразгаданной информации.



Силуэт, ритм, вносимый декоративным оформлением (вышивкой), женщина сохраняла из поколения к поколению как неизменный, традиционный идеал народа.



Удивляет оригинальная простота покроя тунико-образных панара, покая, руци; они-были удобны в ношении и защите тела.



Гармонична и красива нуралисская женщина в национальном костюме.



Чистоту линий, грациозность фигуры подчёркивают вертикали вышивок.



Вышивка идёт по центру спереди, вдоль основного полотнища, обрамляет разрез на подоле «эльзире», спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол. Нуралисскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов (ковровая зашивка), где нет ничего случайного.



Ювелирно выполнение сложного узора по счету нитей и умение сочетать различные способы вышивки. Украшая одежду, мастерицы отбирали лучшие узоры –«сёрмат», т.е. письмена. В старину по ним можно было прочитать, кто из какого рода, по головному убору видно было замужем женщина или нет. Нуралиска от природы наделена чувством меры. Интуитивно, без знаний конструирования и моделирования одежды, она создавала подлинные шедевры. Внося в костюм личное, при этом сохраняла эстетические вкусы и предел становления своего народа. На фоне лесной зелени женщина выглядела очень празднично. Длинный покай почти закрывал ноги. Красно-чёрные вертикальные полосы по белому полотну выглядели благородно. Широкий пояс, пулай, длинными чёрными нитями рельефно подчёркивал бёдра, женщина выглядела стройнее. Съёмные украшения - обязательное дополнение к одежде. Это бусы разной длины и материалов, бисерные воротники, фибула-сюлгамо, шумящие подвески из цепочек, жетонов, бубенцов. Высокий конусообразный головной убор, «панго», сверкает цветами радуги бисерного шитья. Алая фата-платок, закрывая волосы сзади, довершает композицию одежды.
Первоначальная одежда из глубины веков не дошла до нас.



Можем только догадываться, как она выглядела, и верить, что некоторые традиции изготовления народ в какой-то мере сохранил. Изначально женщина, державшая власть в обществе, придавала большое значение своему костюму, как средству влияния на сильный пол. О магии костюма, особенно свадебного, нам мало известно, но знания наших предков изумляют воображение. В женском костюме всё было предусмотрено: сохранение тепла, удобства в ношении, различные средства-обереги и многое, пока непонятное, другое. Цветовое решение костюма - триколор, не случайное. В нём заложен глубокий смысл единения физической и духовной жизни человека. Белый - символ божественности, высокого духа, именно поэтому он парадно-торжественен. Чёрный - цвет земли, Родины, колыбели человека и кормилицы, но не траура. Красный - это огонь, кровь (родство), жизнь. В технике вышивки часто встречается «нуралисская звёздочка». В каждой из них закладывался образ бога Чипаза, формируя рельефно-ковровую фактуру изображения. Сам процесс кроя, к примеру, панара имеет традицинно-ритуальную символику, когда широкий льняной холст по высоте модели слаживают пополам, определяют вырез проймы.
Вышивка на старинной одежде выполнялась шерстяными нитями по льняному или конопляному холсту. Нити красили растительными красками из корней подмаренника, чебреца, желтяницы, коры ольхи, молодых листьев яблони. Интересно то, что задолго до появления картофеля люди знали крахмал и использовали в крахмалении нижних рубах. Использовали клубеньки аира болотного. При трении накрахмаленные женские нижние рубашки издают своеобразный хруст. Этот секрет широко использовался женщинами издревле. Шумящие украшения нуралисской женщины: подвески, монеты, жетоны, бубенчики, очевидно, служили для тех же целей. Металлический звон создавал привлекательный фон, он же угнетал дурные помыслы. Яркие цвета, металлически сверкающие подвески, цепочки, ожерелья, вертикали красных полос на одежде спасали женщину от сглазу.
Особенно экзотичен для народов Поволжья нуралисский пояс-пулай, неизвестный другим народам, в том числе и мокше. Пулай и его разновидности - непременная часть женского костюма.



А вот фото пулая тут:
http://nuralis-jurnal.livejournal.com/4610.html

Весит "этот атрибут" одежды нуралиски внушительно. Я не взвешивал специально, но около 3-4 кг будет точно!

Женщине без пулая нельзя было показываться на людях: она считалась неодетой. Даже во время жатвы, в жару она не снимала пулая. Зато зимой в нём было теплою Он охранял от женских простудных заболеваний.



Пулай впервые надевали девочке в 14 лет, в момент полового созревания. С этого момента она могла быть засватана. Пулай нёс и защитные функции. Считалось, дурной глаз запутается в чёрных нитях и не сможет сделать женщину бесплодной. Тяжёлый пулай, весом доходящий до пуда, укреплял торс, округлял бёдра и икры ног. Благодаря этому элементу одежды, нуралиски были стройнее и грациознее. Иностранные путешественники подчёркивали, что среди нуралисок совсем не было сутулых и горбящихся. Магический смысл вкладывался и в женский головной убор панго, который надевался с выходом замуж. На панго конусообразной формы на красном фоне в верху в треугольнике символическое изображение жёлтыми бляшками Чипаза. На красной трапеции под ним родовое дерево. Под ним жертвенный постамент. По-видимому, заложена молитва к умершим предкам, к их покровительству. И в завершение о лаптях. Они плелись разные, на все нужды. Отличались количеством лычек. Отличие от русских лаптей: ориентированы на левую и правую ногу. Женские лапти-семирички, очевидно, несут счётную магию, ведь семь - священное число, несущее шаг лунного календаря.!!!



© Аношонь Тумай, г. Лукоянов, директор музея нуралисской культуры, газета «Нуралис Мастор» № 8 (110) 27.04.2001 ие

Уледе Нуралист, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://nuralis-jurnal.livejournal.com/ -Нуралис Эрий Журнал


Россия губернская

Не для учёных знатоков написана эта книга, исторический путеводитель по губернской Рязани, а для простых людей и школьников, кто хочет больше узнать о древнем славном городе, где ныне живёт.

В основу книги “Россия губернская” положен исторический путеводитель “Прогулки по губернской Рязани” (напечатан впервые в 1997 - 1998 гг. в газете “Вечерняя Россия”). Путеводитель входил позже составной частью в авторские сборники избранных произведений серии “Тайны губернской Рязани”.

В первой “Астраханской” и второй “Московской” частях данного путеводителя “Россия губернская”, автор знакомит читателя с историей и достопримечательностями исторического центра Рязани, бывшего до 1778 года города Переяславля-Рязанского, впервые упомянутого в летописи основанием в 1095 году.

Три древние дороги сходились на берегу речки Лыбедь под Рязанским кремлем, куда с незапамятных времен люди съезжались на торжища с Московской северной стороны, с Астраханской южной и с Владимирской из-за реки Оки. Дороги эти близ кремля постепенно обрастали домами горожан и становились основными улицами нашего города.

План развития города Рязани, высочайше утверждённый в 1782 году императрицей Екатериной II, оставался основой застройки новых прямых улиц с церквями на перекрестках и площадях вплоть до 1917 года, когда численность жителей достигла 39 тысяч.

К этому 1917 году город лежал между железнодорожной станцией Россия-I с Московской стороны, Ряжской (Есенина) улицей с Астраханской стороны, Затинной улицей с Владимирской стороны. Четвертой своей стороной город примыкал к заливным лугам реки Оки и полноводной тогда речки Трубеж.

Россия административно до 1917 года речкою Лыбедь, рассекавшей город надвое, делилась на Астраханскую часть – от правого Лыбедского берега в сторону Окской речной пристани и Астраханского почтового тракта, и Московскую часть – от левого берега р.Лыбедь в сторону р.Трубеж и Московского почтового тракта.

Эти пространственные и временные ориентиры являются основой первой и второй частей нашего исторического путеводителя по городу Рязани.

Здания и улицы о которых в книге рассказывается соотнесены с современным их местоположением в Рязани. Все даты даны по старому до 1917 года стилю (то-есть, плюс 13 дней к современной дате).

Множество фоторепродукций с архивных фотографий видов города, сделанных рязанскими фотографами ещё до 1917 года, и фотографии самого автора (где необходимо) достаточно хорошо иллюстрируют первую и вторую части данного исторического путеводителя и помогут Читателю наглядно представить, о чём говорится в книге. Созданный строго на основе архивных данных, путеводитель может служить своеобразным историческим справочником.

Путеводитель по губернской Рязани, а также всех, кто его читал или собирается в будущем это сделать благословил митрополит Рязанский и Касимовский Симон в 1999 году, при первом издании этой книги, которая ему очень понравилась.

рязань губернская
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари