Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

История археологически...

Публикации

Новости археологии

Публикации по историче...

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Места проведения Озксов

Общинные моления Озксы проводились в специальных святых местах, назывались они Озкскужо (поляна молений), Репештя ( отгороженный специально в лесу участок), Ознумалей, ( возле источника, источник символизирует чистоту и начало, ведь река берет свое начало с источника с родника), Маркужо, Март-Эрямопанд ( это самые святые места, куда на моления собирались несколько общин а то и со всех весей Нуралис Мастор-страны нурались).Также общиные моления проводились на кладбищах калмо лангсо, в Заволжье на вершинах холмов ( например в Северном районе Оренбургской области есть возле села Нуралис Пашкино гора которая называется Каша пандо ( здесь проводились Бабань Каша Озксы, о них мы раскажем далее). Наиболее встречающееся место молельное это Репештя (некоторые авторы ошибочно называют их кереметями, ) Репешти создавались в местах силы, Жрец обычно знал законы энергоинформационного обмена, и получалось так что акустика этих мест была довольно прекрасной и голос жреца, духовные ритуальные песнопения были слышны как в нынешних больших залах с хорошей акустикой. Репештя огораживалась и в зависимости от общины имела ту или иную площадь, способную вместить всех членов общины. Огораживали плетнем или просто жердями, изгородь имела трое ворот, -кенкшт ортат, обращенные на восток чилисема, юг-чипелькс, север- пелеве енкс. Члены общины приходящие на моление заходят строго через южные ворота, в восточные ворота приводят жертвенных животных, через северные носят воду и дрова для приготовления жертвенного обеда. У восточных ворот врывали три столба – анокспалманть ( некоторые этнографы называют их Юба, Обо, возможно так и называли, но скорее всего оно заимствовано ими у чуваш), здесь привязываются приносимые в жертву животные. С западной стороны тоже были врыты три больших столба где непосредственно и закалывали приносимый в жертву скот, между эти столбами была площадка обсыпанная белым песком и три глубокие ямочки накрытые плитами, в эти ямочки спускается кровь закалываемых животных, в определенную яму, только кровь тех или иных животных, бычков, овец, птицы. Неподалеку от них находится навес кардо, лато, (паникудо), посредине его врывают небольшие но мощные столбы с положенными на них поперек брусьями, на которые и навешивались котлы, в которых варится жертвенное мясо. Возле западных ворот был стол для разделки ритуального мяса озкспалморга. Очень часто посередине Репешти рос священный дуб, или береза, или же липа, который был очень мощным крепким деревом которому многие сотни лет. Под деревом обычно был большой парь украшенный символами, на нем озксруця и яндава с пазонь штатол. На дерево иногда навешивались в виде подносов сковородки с яичницей, с пирогами, с разной снедью. Были также пари с ритуальной медьарво, пуре. Косточки оставшиеся от ритуального поминального обеда закапывались под святое дерево. Репешти запрешалось посещать кроме как во время озксов. Пазоньштатол обычно хранился у Озати, потерять его считалось несчастьем на все селение. От общей свечи
обычно зажигались и семейные каноньштатолт. Краткое послесловие первой части нашего духовного осмысления нуралисской этнической религии. Нуралисская религия одна жемчужинка из сокровищницы общего ожерелья Духовных знаний Мировой цивилизации. Религию предков можно назвать АБСОЛЮТНОЙ, КОСМИЧЕСКО-ПРИРОДНОЙ, она как и другие традиционные религии дает больше возможности духовному развитию каждой личности без всяких посредников в виде священослужителей. Воистину толерантная, веротерпимая экодуховная религия. Которая раскрывает все стороны бытия, побуждает творческому развитию личности, и самое главное сохранение в целостности все живое на земле. В дальнейшем мы познакомим вас с календарно-обрядовыми праздниками и озксами, с культами.
Инешкипазонь Чанстесь! Сонзе шкиневть кирдийтне-пазтне!
Масторавась, Покштятнень-Сэрдятнень Чанстесь, Ине Лувось, Эрьмесь! Пингеде –пингес улезе эрьвейкенть марто! Пазчангодть!

 

 



Волга — ось Золотой Орды

Генетической связи между поселением Samar и самарской крепостью пока нет. Так считает доктор исторических наук, профессор кафедры российской истории Самарского государственного университета Эдуард Дубман.

Нет следов средневековья

Хотя в пользу «удревнения» Самары говорят две средневековые карты. Именно на этих документах строится защита некоторыми местными краеведами версии рождения города в XIV веке. Первый документ — компасная карта водных путей и пристаней венецианцев братьев Пицигани, составленная в 1367 году; второй — «мировая карта», составленная в 1459 году монахом из той же Венеции, космографом фра Мауро. На обеих картах изображено поселение Самар.

— Но обе они так значительно отличаются друг от друга, что возникает вопрос: насколько портолан 1367 года послужил основанием для составленной почти столетием позже карты фра Мауро? Кроме того, «самарский» участок на той и другой картах изображён схематично. Да, какое-то поселение Самар существовало на берегу Волги примерно от устья Иргиза до Большого Черемшана. Но где его точное место — понять по этим картам нельзя, — рассуждает историк Дубман.

По мнению учёного, столь же трудная задача — сопоставить поселение Samar, указанное на этих средневековых картах, с каким-либо из археологических памятников. Действительно, современная Самара, протянувшаяся вдоль берега на десятки километров, охватила территорию, на которой располагаются остатки древних поселений, стоянок, захоронений, существовавших с эпохи камня вплоть до Золотой Орды.

Единственное, что их объединяет — это территория размещения. Может быть, Samar располагался на Барбашиной поляне? Но на этом археологическом памятнике слои XIII-XIV веков есть, а следов XV-XVI веков нет. Если где-то здесь и был большой город, должны сохраниться следы крупных культовых и общественных сооружений, многочисленный вещевой материал. Они обязательно выявились бы при застройке в XVII-XX веках и даже в результате ветровой и водной эрозии почвы. Однако отдельные находки, собранные к настоящему времени, единичны, локальны.

Волга — ось Золотой Орды

Ещё сложнее доказать родство между древними археологическими объектами до татаро-монгольского нашествия и русской крепостью-городом. В последнее время исследователи приходят к выводу, что поселения типа Samar создавали монголы. Река Волга была важнейшим торговым путём, соединявшим русские земли с Золотой Ордой, богатейшими странами Востока и привлекавшим многочисленных предпринимателей, купцов, дипломатов и путешественников. По сути Волга была осью этого огромного государства.

Для обслуживания водной дороги нужна была рабочая сила. В Золотой Орде широко использовался труд покорённого населения. Массовый угон в рабство русских, мордвы, болгар было обыденным явлением. Поэтому вокруг всей Самарской Луки по Волге и её притокам в золотоордынскую эпоху возник ряд населённых пунктов, в том числе и довольно крупных, где жили пленённые татаро-монголами люди. Это нынешние Междуреченск, Лбище, Муран, Печерские выселки, Комаровка, Кануевка. Всего два года назад археологи открыли подобное поселение в районе Малой Рязани.

Строгости ЮНЕСКО

К запустению и гибели такие «сервисные» посёлки пришли в результате распада Золотой Орды, постоянных усобиц и походов Тимура в Среднее Поволжье. Сведения об этих «городах» исчезают и из летописей XV века. Хотя сама местность Самарская Лука в это время упоминается в связи с появлением на ней рыболовецких русских бригад. Русские рыболовы в течение промыслового сезона создавали для себя в укромных, скрытых от кочевников местах временные станы. А в документах XVI века встречаются сведения о зимовках неподалеку от Самарского урочища судов, которые не успели до ледостава добраться до Казани.

Увы, ни золотоордынские посёлки невольников, ни рыболовецкие «летние лагеря» и зимовья судов, понятно, на статус города не тянут. Тем более имеется строгое положение ЮНЕСКО о том, каким образом определяется дата начала истории города. Во-первых, должны быть чёткие археологические следы наличия поселения. Во-вторых, доказана непрерывность его развития. Но к концу XIV века Samar был заброшен или разрушен и впоследствии не восстановился ни в форме ордынского населённого пункта, ни в форме русского. Да и материалы, связанные со строительством крепости Самара и её начальной историей, показывают, что крепость возникла на пустынном месте.

— Буду двумя руками голосовать за удревнение родного города, если удастся связать золотоордынскую Samar с крепостью 1586 года, — заключает историк. — Но для этого нужны серьёзные археологические раскопки, поиски в мировых архивах других портоланов, научные дискуссии. Тем более что научным силам Самары эта задача вполне по плечу. Есть у нас и хорошие археологи. Они будут просто счастливы перекопать в поисках артефактов Самарскую Луку.

Светлана ЕРЕМЕНКО

АиФ Самара

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари