Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Новости

Публикации по природны...

Историко-культурное на...

Окский государственный...

Разное

Среда обитания

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Кровавая христианизация

 При христианизации Нуралисского народа, правительство столкнулось с отсутствием среди духовенства людей, знающих нуралисский язык. Слова , произнесённое от русских священников, имели малое воздействие на нуралис. Поэтому началась подготовка миссионеров, знающих языки.

.. Из нуралисских детей надеялись сделать проповедников христианства, среди их соплеменников.
По указу императрицы Анны Ивановны от 11 сентября 1740 года в Казанской епархии «для обучения иноверческих детей» были учреждены четыре школы, в которых требовалось «обучать оных новокрещёных детей русской грамоте по алфавиту и слогам букваря с десятословием ... однако ж при том за ними смотреть, чтобы и своих природных языков не позабыли».
 Сторонником подготовки миссионеров со знанием языков был нижегородский епи-скоп Питирим, на этой же позиции стояло и руководство созданной в 1740 году Конторы новокрещёнских дел.
  Коварный ход властей, привело к крещению десятков тысяч нуралис. Однако чаще всего принятие христианства было формальным. Церковный историк XIX века Аполлон Можаровский писал по этому поводу : «... дело в том, что самая большая часть иноверцев, увлекаясь одними материальными выгодами, принимали христианство без всякого внутреннего убеждения, проповедники, к сожалению, большею частью и ограничивались только этим легким способом обращения, не вменяя себе в обязанность — возбуждать в сердцах и мыслях нововокрещёных веру в Христа и научать христианству».  Кроме того, принимая христианство, нуралисе моляться своим богам. 
 В результате возникало сложное идеологическое явление — христианская вера наккладывалась на древнюю этническую веру нуралис и изменила её. Возникла фактически новая религия.
 
Под влиянием христианской проповеди произошло изменение нуралисской веры. На смену патриархальному Чам-пазу пришел великий творец — Инешки-паз, подобный библейскому Саваофу, абстрактное мировое зло оформилось в фигуру черта, сатаны — Идемевсь.
 На нуралисские праздники накладывали церковные торжества и литургии.
Складывание новой, по сути своей национальной, религии вызывало закономерное беспокойство правительства и церковных властей. Поэтому в политике властей в конце 30-х – начале 40-х годов начинает преобладать «кнут».
 Типичнейший документ того времени — донесение избранного крестьянами села Пожарок Нижегородского уезда просителя Ивана Васильева в Нижегородскую консисторию (учреждение по управлению епархией) :
 «... священник Климентов сшед на мельницу с присланным из Нижегородской губернской канцелярии солдатом Яковом, перехватив на мельнице помольцев татар и нуралис восемь человек, из которых иных бив, крестил насильно, а прочие иноверные помольцы, оставя на помольном дворе привезённый свой хлеб для молотья шестнадцать возов, неведомо куда от страха

 

  Крупным  выступлением против таких действий, стало восстание нуралис Терюшевской волости Нижегородской губернии 1743-45 гг.  Оно носило характер национально-освободительного движения. А началось всё с назначения на пост епископа нижегородского и алатырского  Дмитрия Сеченова — весьма энергичного и  фанатично настроенно

го священнослужителя. Ему было велено «волей или неволей» крестить иноверцев в Казанской, Астраханской, Симбирской, Нижегородской и Воронежской губерниях. Исполнять свои обязанности Д. Сеченов начал ревностно.

18 мая 1743 года Д. Сеченов прибыл в село Сарлеи, Терюшевской волости и увидел близ церкви нуралисское кладбище с намогильными срубами. Он приказал «оное кладбище, разруша, сжечь». Несколько сот нуралис оттеснили миссионеров и солдат, которые попытались осуществить этот приказ.

На помощь епископу из Нижнего  Новгорода выступили войска, что подлило масла в огонь. Тем более, что начали они с ареста зачинщиков, о судьбе которых красноречиво сообщает документ : «... держаны были в тюрьмах, в каменном остроге, у преосвященного в семинарии, и в других местах. И, держав оных нуралис, крестили из-под неволи ...»

Эти действия церковников, переполнили чашу терпения и нуралисе начали оказывать сопротивление церкви и солдатам, все это распространялось на соседние с Сарлеем села и деревни. По подсчётам исследователей, 6 000 ("Нуралис Ки" сомневается в этих цифрах, они были значительные, взгляните сколько было войск,с артиллерией) нуралис взялись за оружие. Во главе повстанцев встал уроженец села Большое Сеськино, Несмеян Васильев. Его соратниками по национально освободительному движению  стали Помраз Семёнов, Шатрез Плакидин, Котрян Андрюшкин, Дружина Цинаев

  Присланные на  подавление  движения КАРАТЕЛИ  во главе с капитаном Лазарем Шмаковым бесчинствовали в селах и деревнях. Шмаков «... нуралис для невольного крещения сыскивал, и возил под караулом под шпагами, и у нуралисок  косы обрезывал». Однако сил для пресечения восстания у него явно не хватало. Поэтому решением военной коллегии в Терюшевскую волость были направлены крупные части под командованием генерал-майора Стрешнева и премьер-майора Юнгера.

Конечно же, государству и церкви удалось сравнительно быстро расправиться с нуралисским народом. В конце ноября 1743 года у деревни Лапшихи нуралисе были разбиты.

Пленные были подвергнуты пыткам, руководитель сопротивления, Несмеян Васильев, был сожжен на костре, а его соратник, Помраз Семёнов, повешен. Однако результатом восстания явилось отступление правительства и церкви от политики насильственной христианизации. Даже такой фанатик, как Д. Сеченов, был вынужден признать формальный характер крещения нуралис.

  В 1746 году он писал о том, что новокрещёны «... на молитвословие к божествен-ным службам не приходят, и святых крестов на себе не но-сят (во святые посты едят вси мясо и млеко),  и новорож денных детей своих ко крещению не объявляют, и умерших для погребения к часовне не привозят, и во всем чинятся противны».

Спустя сорок с лишним лет нижегородский архиепископ Дамаскин сообщал о независимой духовной жизни нуралис Екатерине II : «... они придерживаются многих старинных обычаев, обрядов и праздников».

Опасение новых возможных выступлений заставило правительство прекратить практику взятия в рекруты нуралис, взамен христиан, были прекращены переселения некрещёных из деревень, в которых жили новокрещёны. Осуществлены и частичные уступки. Например, власти отказались от ареста всех «зачинщиков» Терюшевского восстания ввиду их «великого множества».

Таким образом, правительству не удалось форсировать процесс христианизации нуралис. Нуралисский народ сохранила в борьбе свое национальное самосознание и традиционную культуру. Но ни естественное недовольство нуралисского народа христианизацией, ни даже убийство Мисаила не остановили процесса — он лишь замедлился и принял более приемлемые для нуралис  формы. Церковь и власти запретили называться нуралисами и разговаривать на своем языке и постепенно новые поколения забывали дорогу к  капищам и православные праздники стали для многих нуралис  своими. Но не следует забывать что христианские праздники были наложены на праздники нуралисской этнической веры.

  И даже спустя столетия, мы продолжаем  традиции наших предков и на все свои нуралисские праздники ходим на могилы наших предков.



“Из Указа Синода в Нижегородскую губернскую канцелярию от 7 июля 1743 года:
“Июня 28-го дня сего года (через 753 года после “крещения Руси”) святейшему правительствующему Синоду преосвященный Дмитрий, епископ нижегородский доношением представил: по должности-де пастырской отъезжал его преосвященство из Нижняго посетить епархию свою (с небольшими дому своего служителями) майя от 16-го дня сего года и, бывши в монастыре Оранском, путешествовал в Зеленогорской монастырь надлежащим трактом через волость Терюшевскую, в которой обретается болшая половина руских старых некрещеных народов (которые, укрывая свое древнее идолопоклонство и волшебство и нехотя прийтить ко свету евангелской проповеди, называются мордвою ложно, понеже они мордвою никогда не бывали и мордовского языка не знали и не знают, а говорят так, как суздалския и ярославския мужики), и проехал мимо трех деревень того же мая 18-го дня, в которых деревнях принимали ево честно и давали проводников до руского села Сарлей, в котором остановился и для ставленников хотел совершить божественную службу и, усмотря близ святаго олтаря кладбище оных некрещеных, акы на поругание святыя церкви в христианском селе в близости церкви поставленное, на котором кладутся их, некрещеных идолаторов, мертвые тела, и приезжая из всех ближних и далных мест, таковые некрещены приносят скверные жертвы кличем и плясками, что весьма богопротивно и как правилами святых отец, так и указами запрещено, которое кладбище давно бы надлежало перенесть в их некрещеные жилища, токмо за нерадением неученых христиан (которыя вкупе со оными некрещеными людми при таковых бесовских игралищах приходя обществуют и скверным их жертвам приобщаются, пьют и ядят с ними заодно), а паче за крайнее послабление оного села Тергошева управителей грузинцов, которые ради скверного своего прибытка в той мерзости им позволяют знатно, не зная или не разсуждая разности между христианами и идолаторами.
И когда его преосвященство, пришед в церковь, приказал у оного кладбища сварить пищу, а дрова насварение брать с того кладбища поставленные на могилах кольи, с которых и созжено десятка с три, а осталные на тех же могилах кольи и струбы для истребления таковых богопротивных и душевредных суевериев велел было зжечь, ибо не точию таковыя, близ святых церквей учиненыя некрещеных кладбища, но и настоящия мечети и капища по указом повсюду разломать поведено. И по выходе его преосвященства из церкви объявили ему тамошние церковники: опасно-де вашему преосвященству здесь стоять, понеже-де мордва советуют вам учинить зло, что услышав, того же часа послал в село Терюшево к управителю оных вотчин грузинцу князь Мелхиседеку Баратаеву с требованием, чтоб таковых злодеев до намерения их не допустить и в том бы охранил. И как его преосвященство отправился из того села, проехал с служителями токмо с полверсты, то из некрещеной деревни Сескина во множественном собрании некрещеных идолаторов со оружием и з дубьем, закричав своими воровскими ясаками, учинили на обоз его преосвященства разбойничье нападение, что увидевши, служители со успехом оборотя от них, едва во оное ж село Сарлей убежать могли, где в овраге коляски переломали и людей многих повредили. Ис котораго обозу, отхватя оныя воры одного церковника, сарлейского дьячка Петра Борисова, били смертными побои, которой и остался у них замертво.
А потом оныя же злодеи, прибегши в село Сарлей до врага, штурмовали их через три часа с немалым умножением с той воровской стороны народа, которых было с пять сот человек мужеск полу с ружьи и с рогатины и с стрелами и з дубьем, а женск пол и дети их — все с палочьем, между которыми злодеи многие такие наглецы были, что, скинув платье донага, отважились (на штурм), имея в руках болшия остроконечныя ножи и рогатины и протчия оружии.
И, хотя оные служители и того села жители от них, злодеев, сколко можно и оборонялись, но, видя такое их многолюдственное собрание и варварское нападение, его преосвященство схоронился было в церкве, но услышав от них злое намерение, что кричат и хвалятся тое церковь зажечь, а его преосвященство и служителей всех побить до смерти, убоявся, ушел из той церкви тайно в дом священнический и, сидя в погребе, готовился к нечаянной смерти…
А когда оные некрещеные прослышали приезд его преосвященства (хотя подлинно и не к ним ехал и о жилищах их, что они на тракте обретаются, не знал), то оные некрещеных волшебники, которые у них, некрещенов, за попов почитаются, собравши со всех деревень на кладбища, возмутили, что архиерей-де едет крестить насильно с солдаты и, ежели-де подлинно с солдаты, то-де сами сожжемся на овинах, а ежели без салдат — то убьем его досмерти. Того ради в первых деревнях пропущали его честно, дожидались высматривая, чтоб внутрь жилищ их въехал, и когда усмотрели, что салдат при его преосвященстве нет, таковое воровское нападение для убивства учинили…
Того ради просил его преосвященство: дабы указом Ея Императорскаго величества поведено было оной Терюшевской волости некрещенов за нанесенную ему обиду и за намерение их ко учинению впредь злодейств всех, кои похотят от злобы и упрямства своего добровольно крестятся, а не похотят — таковых вневолю крестить… богомерзкия же их идолопоклоннические в том селе Сарлей и где инде при церквах святых кладбища есть, по силе правительствующаго Сената определения, святейшему Синоду ноября 30-го дня прошлого 1742-го года объявленного… разорить и з землею сравнять и имеющияся на тех кладбищах колья и струбы и протчее, собрав, зжечь, дабы никакова знака кто где зарыт не осталось…”
взято   rain.prohosting.com/lut/stati/false.htm


Клещи

Коварные «пассажиры»

Речь пойдёт о существах, всем хорошо известных и крайне неприятных, — о клещах. «Звери» эти невеликие, но одно упоминание о них вызывает дрожь, а вид повергает в ужас. Всякий благоразумный человек встреч с ними старается избежать. Опасения небезосновательны: клещи — хищники опасные.

ЗНАКОМСТВО С ХИЩНИКОМ

В 1981 году устроились мы с другом на ночлег в низинном лесу. Проснувшись среди ночи, я посветил фонариком и ужаснулся: пол палатки был просто усеян клещами. Они ползали по постели, рюкзакам, служившим нам подушками, но что самое неприятное: они проникли в спальники и, устроившись на нашей одежде, были полны решимости добраться до наших тел. Пришлось в спешке свернуть лагерь и переселиться в безопасное место.

В том же году мы обследовали пойменный лес близ села Лесное Ялтуново, что в Шацком районе, и там нас угораздило забраться в такое место, где клещей было видимо-невидимо. На каждой сухой былинке травы, кустиках и даже на отщепах пней пребывало по несколько сидельцев, от тел которых всё кругом перекрасилось в бурый цвет. Нам приходилось то и дело осматривать одежду, чтобы освободиться от этих хищников. Снимали мы их горстями. Такого обилия клещей я никогда не встречал.

Голодный клещ имеет вид маленького, весьма проворного паучка размером 2-3 мм. Если этого «зверя» рассматривать в лупу, то можно увидеть его оружие—хоботок. По краям он снабжён зазубринками, что позволяет клещу прочно удерживаться в коже подвергшегося нападению животного. Освободиться от такого гостя непросто. Некоторые звери, изгибаясь дугой, скусывают мучителей. Но чаще клещ остаётся безнаказанным, вонзаясь в такое место, куда животному не дотянуться. Некоторые обитатели леса, кабаны например, трутся о стволы сосен и, таким образом, удаляют непрошеных «пассажиров», а заодно смазывают своё тело смолой, которая клещей отпугивает. Благополучно «припарковавшийся» сиделец покидает свою жертву, когда напьётся крови и станет размером с горошину. Потеря крови — это ещё не главная беда. Некоторые виды клещей являются переносчиками опаснейших заболеваний. И самое страшное из них — клещевой энцефалит.

Эта таинственная хворь заставила о себе заговорить в середине 30-х годов прошлого века, когда из Сибири стали приходить тревожные вести. Все, кто работал в тайге, — геологи, топографы, геодезисты, а также строители городов и посёлков, прибывшие из центральных районов страны, — поголовно сваливались от какой-то неизвестной болезни. Она вызывала потерю памяти, нарушение координации движений, паралич и часто заканчивалась смертью.

ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ

Перед учёными встал серьёзный вопрос: кто переносчик этого страшного недуга? Чтобы выявить причину заболевания и найти способ его лечения, в 1937 году на Дальний Восток была срочно направлена экспедиция врачей. Руководил ею опытный медик-паразитолог Евгений Николаевич Павловский. После кропотливых исследований (многим это стоило жизни) распространитель болезни был изобличён. Им оказался малоприметный обитатель тайги — клещ. Это он переносит вирус страшной болезни, которая и делает человека инвалидом.

Экспедиция Павловского наметила ряд профилактических мер, которые сибиряки применяют и поныне. Коров необходимо ежедневно осматривать, обнаруженных на теле животных клещей уничтожать химическими препаратами, молоко кипятить. Люди могут воспользоваться очень простым и довольно надежным способом предохранения от кровососов. Отправляясь в тайгу, надо облачаться в специальную куртку-комбинезон — «энцефалитку», защищающую от проникновения клещей. Кроме того, как минимум два раза в день, раздевшись, необходимо осматривать своё тело и все складки одежды — нет ли там клещей. И, конечно, надо делать прививки.

А как же дикие животные? Ведь они тоже подвергаются нападению клещей. Оказывается, дикие животные тайги, имея в своей крови болезнетворный вирус, нисколько от него не страдают. Почему? За долгую эволюцию они смогли адаптироваться к нему, точно так же как и дикие африканские животные к болезни, переносимой мухой цеце. А вот домашние животные, в том числе кошки и собаки, переносят укусы клещей весьма болезненно. Недуг, вызываемый кровососами, сопровождается у них тяжёлой лихорадкой и, случается, приводит к гибели.

ЗА ЧТО ТАКОЕ НАКАЗАНИЕ?

Вы спросите: существует ли опасность заразиться энцефалитом в Рязанской области? Можете перевести дух. Пока такого не случалось. Родина этой болезни — Сибирь. И болезнь, как установил в своих работах Павловский, носит исключительно очаговый характер. Однако, по последним данным, очаговая зона энцефалита значительно расширилась. Она уже переползла через Уральские горы и продолжает движение в нашу сторону примерно со скоростью 20-30 километров в год. Поэтому расслабляться, пожалуй, не стоит.

Но, как говорится, волков бояться — в лес не ходить. Конечно, весна — не лучшее время для прогулок по лесу. Логичнее было бы с этим делом повременить. Но бывают обстоятельства, когда хождения по лесу избежать не удаётся. Со сходом снега прибавляется забот у лесников, егерей, охотоведов, не прекращают свои дела заготовители древесины и работники лесных хозяйств. В таких случаях следует помнить о мерах предосторожности, о коих было уже сказано.

Меня клещи кусали несчётно раз — каждую весну имею с ними дело. И ничего, Бог миловал. Бывало, придёшь домой, переоденешься — глядь, он тут как тут. И скорее его вытаскивать! Однако по себе знаю: впившегося паразита почти невозможно вытянуть, не оборвав его хоботка, который, оставаясь в ранке, вызывает зуд и опухоль. Лучше всего намазать кровососа (и место укуса тоже) каким-нибудь маслом или жиром, что закупорит отверстия его трахей. Лишённый дыхания, клещ вынужден высвободить своё оружие — хоботок. Как только это произойдёт, надо выносить вампиру приговор. Однако раздавить ногтем «подсудимого» не удастся: его панцирь слишком твёрд, словно железный. Лучше всего бросить кровососа в огонь.

Никто не знает, почему природа уготовила всему живому такое наказание, как клещи. Можно предположить, что в сложной структуре бытия они занимают своё законное место под солнцем, играя какую-то роль, отведённую природой. Тут как в поговорке: «Из песни слова не выкинешь». Наверное, и клещей «вычёркивать» из жизни тоже нельзя. Философы говорят, что у природы нет пасынков — все любимые чада. И клещи в том числе.

Иван Назаров

Газета «Панорама города», №15 (724) 2010 г.

клещ
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари