Купить этот сайт
Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

Новости исторических и...

Публикации

До 1240

1240—1600

1600–1700

1700–1800

XIX век –  начало XX в...

Отечественная война 18...

После 1917г.

1600—1917

Общие вопросы

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Нуралисский язык. Учебное пособие.

Нуралис кель/Нуралисский язык. Учебное пособие.


   
Тот, кто ознакомится, а лучше - изучит данное пособие, откроет для себя новую возможность выражать свои мысли, ещё один способ общения людей друг с другом. Перед Вами предстанет язык, в котором отсутсвуют некоторые привычные категории, и есть такие, с которыми Вы не сталкивались.
Например, говоря по нуралисски, не нужно менять форму определения в зависимости от главного слова:

ашо панар - белая рубашка"
ашо панарсо - в белой рубашке"

можно употреблять одну и ту же глагольную форму прошедшего времени с наименованиями лиц и мужского, и женского пола:

Цёра сась. - Мужчина пришел.
Ава сась. - Женщина пришла.

можно оформлять одними и теми же падежными суффиксами все именные части речи:

велесэ - в селе
сэньсэ - в синем
омбоцесэ - во втором
теньсэ - в этом

Нуралисский язык формой существительного указывает, об известном или неизвестном предмете идет речь и кому принадлежит этот предмет:

кудо - дом
кудось - этот/тот дом
кудом - мой дом
кудот - твой дом

формой глагола передает значение лица и числа не только субъекта, но и объекта, времени и завершенности действия:

Вастыя. - Я его встретил.

Изучая нуралисский язык, можно узнать о поразительных, редко встречающихся явлениях, в частности об изменении по падежам и числам самих падежных форм. Например, форма инессива сама способна склоняться:

кудосо - в доме/дома
кудосось - тот, который в доме
кудосонть - в доме/ того, который дома
кудосодонть - о том, который дома

Или о спряжении имен, падежных форм, подобно глаголу:

Кудосан. - Я дома.
Кудосолинь - Я был дома.

Мазыят. - Ты красив(а).
Мазыелить. - Ты был(а) красив(а).

Благодаря этой особенности нуралисского можно одним словом со множеством суффиксов высказать смысл целой русской фразы:

Кудо-со-нзо-ли-нек. - Мы были у него(неё) в доме(дома).

Нуралисский язык - это язык, где нет предлогов, приставок, а ударение может стоять на любом слоге слова.

Гласные звуки в нем никогда не редуцируются (не меняются). Они всегда (под ударением и в безударном положении )произносятся чётко; в начале слова почти всегда отсутствуют сочетания согласных. Всё это придаёт нуралисской речи плавность и певучесть.

При первом знакомстве с нуралисским языком, возможно, он покажется трудным: так много падежей и глагольных форм!
На самом деле грамматика нуралисского отличается логичностью и стройностью, суффиксы словоизменения - стандартностью (многие из них употребляются во всех частях речи).

Например, все имена (существительные, прилагательные, числительные) и местоимения принимают одни и те же 1- падежных суффиксов, которые проявляются в 25 вариантах (не пугайтесь!!!!). Посчитайте, сколько падежных окончаний имеют имена, скажем, русского языка.

Нуралисский язык (Нуралис кель) - это красивый язык. Он достоин того, чтобы потратить на его изучение свои силы и время даже не нуралисину. А знание нуралисского нуралисином по крови предков - делает его настоящим Эрзей.

В подтверждение - стих русской поэтэссы.

Нуралисская речь. / Нуралис кель.

Вишка лейне чуди - / Вишка лейне чуди -
Это музыка, / Те седямо,
Ставшая словом. / Кона валокс теевсь.
Вишка лейне чуди - / Вишка лейне чуди -
Повторяю я снова / Одс ёвтасынь неть валтнэнь
И снова. / Одс ёвтасынь ды одс.
Когда прошлого нет, / Зярдо арась ютазь пингесь-шкась,
А всё сущее / Весе уликсэсь
Кажется тайной... / Маряви кекшезь...
Был таинственный лес - / Ульнесь а содавикс вирь -
Обиталище птиц зоревое. / Пиже валскинень нармунень кудо.
От корней до небес - / Юрсто-ундокссто - менельс
Всё в лесу нашем / Минек вирьсэнть
Было живое! / Эрямонтень кецясь!
Там среди ивняка, / Тосо каль куракш потсо
Под гривастой / Пандонть сэрей
Веселой горою, /Карязонзо алдо,
Повстречалась река / Каршом леесь
И достойно назвалась /Пек мазый лем марто:
Сурою... / Сура...
Сколько зим позади - / Зяро телеть ютасть -
Стая птиц /Теке нармунть ливтясть
В опереньи суровом. /Икелевам.
...Вишка лейне чуди - / Вишка лейне чуди -
Это музыка, / Валтнэ седямокс
Ставшая словом. /Гайгить пилесэм,
Я нуралисскую речь, /Нуралис келенть ванстса,
Как цветущего детства / Кода ванстыть ломантне седейсэ
Поляну, /Эйкакшпингест,
В своём сердце беречь / Уцяскань эрямонть,
До последнего дня не устану. / Меельць чизэст.
(Нуралис валтнэ Эрюш Вежаень)
(Л. Татьяничева)



Образование Рязанского княжества. Основание Переяславля-Рязанского

Переселившиеся на среднее течение Оки восточные славяне жили соседскими общинами, объединенными в племена и племенные союзы. Практиковался натуральный тип хозяйства с преимущественным занятием земледелием. Объединяли племена язык, вера в древних славянских богов и схожие обычаи. Воевать земледельцы-славяне не любили, поэтому предпочитали откупаться от потенциальных врагов данью.

В VI-VII веках многие восточнославянские племена платили дань аварам, в IX-середине Х веков—Хазарскому каганату.

Впрочем, некоторые восточные славяне, особенно проживавшие вдалеке от грозных степных кочевников, предпочитали нанимать для охраны пределов своего племени профессиональные военные дружины во главе с князьями. Так, в середине IX века новгородцы (словене и часть кривичей) пригласили управлять своими землями дружину под руководством Рюрика.

Родственники Рюрика, в частности Олег Вещий, быстро поняли важное стратегическое положение Новгорода, стоявшего на торговом пути «Из варяг в греки«. Князь Олег захватил Киев и получил контроль над всем путем от Балтийского до Черного морей.

Используя традицию «старины«, первые Рюриковичи фактически узурпировали власть на северо-западе Руси и в Поднепровье. Возникло первое на землях восточных славян централизованное государство—Киевская Русь.

В 964 году киевский князь Святослав покорил вятичей и обложил их данью, а затем, спустившись вниз по Волге, разгромил Хазарский каганат.

Одной выплатой дани многочисленные восточнославянские племена было не сплотить. Наследник Святослава, князь Владимир, начал сажать на престолы в подвластных землях своих сыновей, при которых постоянно находилась профессиональная военная дружина.

В начале XI века владения на северо-востоке Древнерусского государства были отданы киевским князем Владимиром одному из своих сыновей—Глебу, который вместе с братом Борисом стал первой жертвой борьбы за власть после смерти отца. Позднее принявшие мученическую смерть юные князья Борис и Глеб были канонизированы церковью и признаны святыми. Ярослав Мудрый передал земли северо-востока Руси своему четвертому сыну Святославу Ярославовичу.


Древнерусские княжества в XI-первой трети XIII веков.

Во второй половине XI века ослабла власть Великого князя Киевского. Князья и бояре в других землях укрепили собственные позиции и не желали подчиняться Киеву. Начался период политической раздробленности.

С междоусобной борьбой конца XI века связано первое упоминание Рязани в русских летописях. В1096 году разбитый в среднем Поднепровье князь Черниговский Олег Святославович бежал на берега Оки «в Россия», в земли, которыми владел его младший брат Ярослав Святославович.

Князья вели постоянные войны друг с другом за умножение своих владений. В итоге столкновения так утомили Русь, а родственные связи князей так запутались (все они были родственниками из династии Рюриковичей), что пришлось собирать съезд князей в Любече (современная Черниговская область Украины) в 1097 году. Съезд попытался разрешить застарелые споры правителей.

Черниговская земля была передана сыновьям Олега Святославовича, а земли на берегах Оки оставлены князю Ярославу Святославовичу. Так возникло самостоятельное Муромо-Рязанское княжество со столицей в городе Муром.


Старая Россия. Реконструкция середины XX века

В середине XII века Рязанское княжество отделилось от Муромского. Его первым самостоятельным правителем стал князь Глеб Ростислвович, внук основателя династии муромо-рязанских князей Ярослава Святославовича.

Столицей княжества являлась Россия (Старая). Город был довольно крупным, с населением около 5000 жителей.

Производя раскопки, археологи открыли остатки металлургического производства—домницы для варки металла, кузницы. Работали в Старой Рязани и гончары, плотники, каменщики, медники.

Россия славилась не только мастерами кузнечного дела, которые ковали серпы, ножи, топоры, сошники и косы, но и прекрасными ювелирами. Ученые находили при раскопках изделия из золота, серебра и драгоценных камней.


Главная часть Старой Рязани. На первом плане Спасский собор, за ним— Борисоглебский; сзади слева—Южные ворота, справа—угловая юго-западная башня. Реконструкция В. Даркевича и Г. Борисевича.

В Рязани преобладала усадебная застройка. В усадьбу входили жилые, хозяйственные и производственные постройки, а ее территория обносилась оградами.

Постройки в городе возводились из дерева, каменными являлись три храма: Спасский, Борисоглебский и Успенский, богато украшенные резьбой и фресками.

Здесь была развита торговля. По Оке проходил путь, связывавший страны Европы с Азией. Археологи не раз находили на территории Старой Рязани клады монет восточных стран.

От врагов город защищали мощные земляные валы и десятиметровой высоты деревянные стены, обмазанные глиной. Внутри крепости, вдоль Оки, стояли княжеские и боярские терема.

Помимо Старой Рязани в княжестве возникли города Пронск, Белгород, Ижеславль, Борисов-Глебов, Ростиславль и другие.

Несмотря на сопротивление введению христианства, в X-XI веках оно постепенно проникало и на нашу землю. Народ рязанский принимал православие. Да и князья рязанские пытались освятить с помощью религии свой авторитет властителей.


Рязанское княжество в XII-начале XIII веков.

Серебряный браслет-наруч. Конец XII-первая треть XIII веков, Старая Россия.

В 1198 году была создана Муромо-Рязанская епархия. Первым ее епископом стал Арсений, много сделавший для развития Рязанской земли.

Как и положено стольному княжескому городу, Россия являлась крупным культурным центром. Здесь переписывались книги, учили грамоте, о чем говорит находка металлических застежек для книг и принадлежностей для письма на восковых дощечках.

Рязанские князья поддерживали тесные связи с Черниговским княжеством, где правили их ближайшие родственники. Более сложными отношения были с северным соседом — Суздальско-Владимирским княжеством, которое пыталось подчинить Рязанское княжество. Хотя военный перевес оставался на стороне владимирских князей, Рязанская земля смогла сохранить независимость.


Бронзовое писало из Старой Рязани, XII век.


Накладка и элемент застежки для книги, XII век.

Наш край являлся пограничным. С середины XI века его правители вели борьбу со степными кочевниками-половцами, приходившими из Дикого поля. На востоке рязанские князья пытались расширить свои владения, подчиняя сплоченные и сильные мордовские племена, жившие на берегах Цны и Мокши. За влияние в мордовских землях рязанские князья соперничали с правителями Волжской Булгарии.

Длительное противостояние с половцами, булгарами и мордвой, готовность к отражению нашествий закалили характер рязанцев, повысили боевые навыки княжеской дружины.

Основание Переяславля-Рязанского

На основании археологических исследований можно предположить, что на территории современной Рязани и ее окрестностей уже в VIII-X веках имелись сельские поселения восточных славян в районе Борок и Шума-ши. Их существование потребовало также и создания административного центра.


Запись о заложении Переяславля-Рязанского, «Следованная Псалтырь», XVI век: «В лета 6603 (1095 год от начала нашей эры—примеч. авторов) заложен быстъ град Переяславлъ Рязанъской около церкви святого Николы Старого. Лета 6725 (1217—примеч. авторов) ... (зачеркнутое слово неразборчиво—примеч. авторов) на озере озеро быстръ... (неразборчиво—примеч. авторов) сеча.И такова не бывала в Русской земли, и прощи бували великие, исцеление с святого Николы чюдотворца старого».

Самым выгодным местом в военном и торговом отношении для этого мог служить мыс при слиянии рек Лыбедь и Трубеж. (Небольшая речка Лы-бедь когда-то протекала через наш город. В 60-е годы XX века ее заключили в трубы и убрали под мостовую. Теперь на месте русла Лыбеди стоит Рязанский цирк, проходит Лыбедский бульвар).

Вблизи от высокого мыса протекала Ока, откуда речные суда могли заходить к городу через устье Трубежа.

Датой основания нашего города, известного до 1778 года как Пере-яславль-Рязанский, принято считать 1095 год.

Некоторые ученые предполагают, что этот город назывался Борисо-вым-Глебовым и упоминался в летописях в 1180 году. Однако большинство исследователей считают, что остатками города Борисова-Глебова является городище с таким названием на территории современного Рыбновского района.

Следующее упоминание о Переяславле-Рязанском относится к 1208 году, когда рязанский епископ Арсений заложил город Переяславль у Карасева озера (озеро находилось на территории Кремля).

Между записями о заложении Переяславля-Рязанского в1095и1208 годах нет противоречия. Выражение «заложить град» означало постройку оборонительных сооружений. Поскольку они могли разрушаться и восстанавливаться, то сообщения о «заложении града» часто встречаются несколько раз в отношении одного и того же города.

Загадкой остается ответ на вопрос о том, каким князем был основан Пе-реяславль-Рязанский. Его мог заложить князь Олег Святославович—внук Ярослава Мудрого, основателем мог быть и сам Ярослав или один из его сыновей—Всеволод, а возможно, и Владимир Мономах. Предполагают также, что основателем города стал первый самостоятельный правитель Муромо-Рязанского княжества Ярослав Святославович.

Переяславль-Рязанский домонгольской эпохи располагался на северовосточной части холма, на мысе при впадении Лыбеди в Трубеж, где в наше время стоит церковь Святого Духа.

В XI веке Переяславль Рязанский представлял собой деревянную крепость площадью примерно 0,5-2 гектара, возможно, защищенную дополнительно валом и рвом.

В XII веке произошло расширение поселения вдоль берега реки Трубеж; была возведена новая крепость большего размера. В 1225 году на территории Кремля построили церковь Николы Старого. В юго-восточной части городища, за не дошедшим до нас валом домонгольской эпохи поначалу находилось кладбище. Здесь археологи обнаружили самый ранний славянский могильник на территории современной Рязани, который относится к XII веку.


Голова рязанской женщины. Конец XI-первая треть XII веков. Реконструкция Г.Лебединской.


Головной убор знатной рязанки XII-XIII веков. Реконструкция В. Даркевича и Г. Борисевича.

На месте этого кладбища в конце ХП-начале XIII веков возникла торгово-ремесленная часть города—Посад.

О торговых связях города в домонгольскую эпоху говорят находки красноглинянои лощеной керамики, производимой в Х-ХШ веках в Волжской Булгарии.

Обнаружены также фрагменты цветной и белой стеклянной посуды Х-ХШ веков, украшенной росписью, орнаментом или стеклянными каплевидными наплывами. О развитии торговли свидетельствует и крупный клад из 199 серебряных гривен весом около 40 килограмм. Клад найден недалеко от Кремля, в районе церкви Бориса и Глеба. О занятиях горожан на досуге можно судить по игральной шашке конца ХН-начала XIII веков, на которой сделано рельефное изображение хищной птицы.


Серебряные гривны, XII век.

Происхождение названия «Переяславль-Рязанский»

В Древней Руси существовало три города, носивших название «Переяс-лавль». Все они сохранились и по сей день.

Первый из них находился на юге, на левом берегу Днепра, у степной границы. (Современный Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины).

Он являлся одним из древнейших русских городов. Его название выводят от выражения «перенять славу», то есть одолеть, победить врага. С XII века Переяславль был центром самостоятельного княжества. Отсюда в 1113 году Владимир Мономах отправился княжить в Киев.

Именно в Переяславле в 1654 году собралась Рада, на которой представители казаков, крестьян и горожан Украины поддержали предложение Богдана Хмельницкого о воссоединении с Россией.

Второй город находился в Ростово-Суздальской земле и назывался Переяславлем-Залесским (в современной Ярославской области). В конце XVII века здесь на Плещеевом озере Петр I начинал строить русский военно-морской флот.

Третий Переяславль находился в Рязанской земле и именовался Переяславлем-Рязанским.

Все три города стоят на реках, которые называются «Трубеж». Можно предположить, что в основании Переяславля-Рязанского и Переяславля-Залесского активное участие принимали жители Переяславля-Южного. Они и принесли на новое место название города и реки. О присутствии в Переяславле-Рязанском в момент его основания переселенцев из среднего Поднепровья говорит и река Лыбедь. Так называлась речка, протекавшая по центру Киева. Согласно народной легенде, Лыбедью звали сестру князя Кия, основателя Киева.

По материалам книги «Мой родной город Россия»

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари