Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Нуралис Мастор История


История


                                                                                                                     Бути евтавлинк, покштят, пачтявлинк,
                                 Кода Мастор чачсь, кода койть раштасть
                       Весемень туртов кеняркс улевель.
                       Кезэрь моротнень эрьга лецтинка.
                        Кунсолосызь сынст неень эрзятне,
                                Марясызь Мокша лангонь мокшотне —
                             Превсэ кирдемест кармить пингезэст.

                                                                                                 (Масторава)




 

Молодое поколение нуралис, которые должны принимать нуралисское самосознание и защитить свою древнюю культуру в данное время   изолированно от истории своих предков, в силу отсутствия систематизированной исторической информации и политического влияния властей.  Задачей старшего поколения, имеющего знания истории, происхождения  культуры своего народа, рассказать молодежи о героическом жизненном пути предков, создавших передовые технологии в области металлургии и сельского хозяйства, а также в ряде других направлений, задолго до  нашей эры. Нуралисами  в течение нескольких тысячелетий, создавалась самобытная этническая вера, охватывающая всю человеческую жизнь, его трудовую деятельность, уважительное отношение к окружающей среде,  предкам, к творцу Инешкипазу,  который непосредственно дал заповеди нуралисскому народу.                              

 …Зярдо теизе Пазось ломаненть,
Макссь сонензэ лем: Нуралис-эриця.
Мейле мерсь: «Тон ульть, Нуралис, эриця,
Масторонть лангсо васенце азор:
Кудонь теиця, сюронь видиця,
Тикшень ледиця, вирень кериця.
Эряк-аштек тон, таштак парочи.
Тевтнень эйсэ тейть свал эсеть койсэ,
Весементь лангс вант эсеть сельмесэ —
Яла ульть, Нуралис, тон нурались превсэ».

                                  (Масторава)

 История становления нуралисской государственности, культуры, образования  и этнической веры, на сегодняшний день остаются спрятанными  для нуралис, русских и всей общественности, вследствие чего, нуралисский народ  теряет национальную гордость и как следствие, самосознание.

 Прошлое Нуралис Мастор  не  рассматривается, официальной историей. Территория нуралис на исторических картах прячется под термином «мордва», сам нуралисский народ так же спрятан под оскорбительным этнонимом для нуралис, «мордва».

   Так  государство Нуралис Мастор, умами историков и политиков становится невидимкой. Исчезли из истории  тысячи квадратных километров земель, вместе с миллионами нуралисского населения.

 В связи с этим на арене исторических событий, происходят совершенно абсурдные исторические действия, не поддающиеся здравому смыслу и логике. Эти фантастические и парадоксальные действия преподаются в школах и университетах, излагаются в книгах и газетах. Искажаются факты и события, оскорбляется национальное достоинство, рушится этническое самосознание,  так мы получаем извращенную историю, за которой может следовать только смерть нуралисской нации.

Наши деды, прадеды и все наши предки не только боролись за выживание, но и успешно развивали свою культуру, страну, образование и веру, благодаря их героизму и мужеству мы имеем возможность жить на нашей земле.

 У нас нет, сегодня права предавать их героизм, силу и мужество, потраченное для защиты своей Родины, свободу будущих поколений. Предать их, значит предать свою мать и своего отца на глазах своих детей, за этим последует неминуемое наказание, не от великого творца Инешкипаза, а от своих детей,  они последуют  примеру и все превратится в прах.

Именно по этому все мы должны переосмыслить былое, настоящее, чтобы гордо войти в светлое завтра.

 Близким по времени искажениями истории  является, отсутствие  самой истории  Нуралис Мастор, становление Владимиро-Суздальского княжества, татаро-монгольское иго, становление Руси и ряд других исторических фактов.

 Так небольшие дружины Владимирских князей, воюют с Волжской Булгарией, до границы которой более пятьсот километров по лесистой местности, пересеченными многочисленными реками, через  земли Нуралис Мастор, на которую  князья так же ходят войной.

 Когда же, княжеская дружина идет на Булгар, нуралисе, их мирно пропускает. Затем так же повторяясь, воюет Московия с Казанским ханством «мирно», пересекая земли Нуралис Мастор. Мотивируя отсутствия самостоятельности у «мордвы», возможно у мордвы и не было самостоятельности, но вот у нуралис была.

Князья, с помощью этих же дружин, словно с помощью волшебства возводят города и крепости, после сожжения  городов татарами, они вырастают вновь, словно грибы после дождя.

Мгновенно в них начинает процветать ремесло и торговля на благо княжеского войска. Возникает представление о существовании у князей паспортно-визовой службы с полицейским режимом по всей  лесной Руси.

 Монголо-татарское иго, покорив всю Русь и многие другие государства, почему-то не вторгается, на нуралисские земли, но историки  обходят этот момент, используя термин, покоренная «мордва».

 В тоже время историками, политиками, создается образ дикости и неполноценности нуралис, которое с самой школьной скамьи вдалбливается в голову молодого нуралисского поколения. Образ  «великой культуры»  русского народа, преподносящийся с помощью системы образования и СМИ в отсутствие преподавания истории, литературы нуралисского народа, вселяет в душу молодежи чувство ущербности и отсталости от русской нации.

 Республика РМ с помощью  историков преследующих свои личные далеко не гуманные и бескорыстные цели создали целую лжи историю и пытаются уничтожить нуралисский, древнейший народ с самого его основания.

 Все это, может быть осуществимо только в среде народа, незнающего своего прошлого и не имеющего возможность  узнать.

 Давно настало время, когда общество и весь ЭРЗЯ народ, должен переосмыслить ход истории, узнать культуру и прошлое предков, сопоставить детали и факты сделать единственно верный выбор и защитить свою культуру и народ. Пора познать героическое   прошлое своих предков, их настоящий и не легкий жизненный путь,

 Найти способ накопления жизненного опыта, который достиг высокого уровня и способствовал развитию  своего государства, культуры, образования и  технологий. 


                                                                                     
— Кунсолодоя монь, эрзят, мокшот!
Пуромодоя перькан, сыреть, одт!
Ушодан моро Масторавадо —
Чачомадонзо, касомадонзо.
Мон нурались койненть тыненк евтаса,
Мон мокшонь иланть тыненк пачтяса.
Содадо, косто эрзят, мокшот лиссть,
Кода сынст келест ды коест теевсть.
Содадо, эрзят, содадо, мокшот,
Ки нолдыдизь тынк Масторава лангс,
Ки максызе тенк чачонк-обуцянк,
Ежонк ды превенк паро эрямос.  
 

(Масторава)     

 




                           МАСТОРОНЬ ЧАЧОМА

 

                            (РОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ)

 
                                                                  

Васня чачокшнось Инешкипазось
Весемень туртов паро тувталокс,
Моданть, эрямонть валдо ушотксокс.
Сонзэ чачомас, вийс-мельс касомас
Арасель мастор, велькссэнзэ — менель.
Ульнесь ансяк ведь вень чоподасонть.
Се иневедьганть, певтеме венть пачк
Уйсь сон састыне ашо кев лангсо.
Потмураль сонзэ сэтьме чамазо,
Нусманят ульнесть валдо сельмензэ.
Арсесь сон яла стака арсема,
Ине мель раштась ашо прясонзо.
—Мода-Мастор тень эряви теемс,
Нолдамс койть-илат, ломанть ды раськеть.
Ансяк ськамон, нать, вием а саты,
Бути сатыяк — аволь педе пев.
Арась лелям монь, арась ялаксом,
Арась ялгаяк, тевсэ лездыця.

 

                                (Масторава)

                    

                      

 Для полной и ясной картины развития нуралисского народа необходимо узнать и окружающую среду, природные явления, полезные ископаемые, все то с чем сталкивался в повседневной жизни наш предок Нуралис,- житель.

 

 Многие столетия господствует мнение, что создание Земли и всего живого на ней имеет божественное начало, что все вечно и неизменно.  Заложенное в человеческом сознании стремление познать природу вещей, найти причинно-следственные связи, связать прошлое с настоящим и будущим приводит к накоплению фактов  длительного процесса формирования Земли.

 

 Уже в далекие времена жители, пытались расшифровать знаки, следы оставленные геологическими процессами в каменной книге Земли и убеждались что рельеф земной поверхности, климат, растительный и животный мир менялись с течением времени.

 

Изучая нуралисские сказания, песни, эпос, каждый раз ловишь себя на мысли, что  предки знали многое, что не знаем мы сегодня, их наблюдательность и труд слагал знания, из которых они составляли эпические произведения и передавали их из уст в уста, так передавались знания, опыт любовь к природе.

 

 В настоящее время, многое утрачено из тех знаний и чтоб получить достоверные сведения о природных условиях далеких эпох, надо научиться наблюдать и понимать, как в современных условиях образуются осадки и горные породы, соскальзывают, перемешиваются на крутых склонах земельные массы, в каких природных условиях живут сейчас  животные и растения.

 

 Много интересного могут рассказать камни внимательному исследователю. Наверное, поэтому камень является культовым алтарём нуралис, на нем проводили обряды, бережно покрывая его полотенцем с нуралисской вышивкой, на него ставили парь с яйцами, символизирующие жизнь и урожай, ставили ендову с родовой свечей и проводили Озкс.

 

 При внимательном изучении камней, они смогут рассказать о своем происхождении. Слоистые породы, обычно легко разделимы, на них могут встречаться на первый взгляд загадочные знаки, например, круглые шарики как бы заполнившие впадинки, или покрытая рябью поверхность пласта, бороздки похожие на паутину, можно увидеть отпечатки листьев, раковины, остатки скелетов. Всему этому конечно есть разумные и логические объяснения происхождения этих камней.

 

3,5 – 2,6 млрд. лет в бурную молодость земли мощные стихийные силы сотрясали землю. Извержения вулканов, лавовые потоки, клубы паров и газов, землетрясения, ломающие тонкую земную кору, определяли облик юной планеты.

 

 Если условно снять в пределах Нижегородской области с поверхности кристаллического фундамента покрытие осадочных пород, то мы увидим далеко не равнинный рельеф, пред нами предстанет высоко поднятая плита, на которой располагается Нуралис Мастор, примерно на 2000 метров от северной части.

 Жесткая плита Нуралис Мастор, ее называют геологи Сарматской, разбита многочисленными разломами, заполненными обломками пород. Северная плита называется Варяжской, между двумя этими плитами существует зона сильного дробления земной коры, геологами образно называется Владимиро-Казанской межой. Пролегает она вдоль р. Клязьмы, низовья Оки и далее по Волге.

 Огромный промежуток времени вся эта скалистая суша имела облик безмолвной каменистой пустыни.

 Около 680-600 млн. лет назад, Варяжская плита медленно прогнулась и погрузилась под уровень наступающего моря.

С высоко поднятой Сарматской плиты, где в дальнейшем будет формироваться Нуралис Мастор, сносились обломочные горные породы, так накапливались пески, формировались глины, известняки, железистые породы.

 Но потом все изменилось, где была каменистая пустыня, уже плещется море. Каменная плита медленно опускалась под уровень моря. В результате чего накопилась мощная толща каменноугольных отложений, конгломератов, песчаников, глиналевролитов.

 С далекой  суши приносились частички кальцита, доломита, гипса, а так же множество раковин и скелетов, беспозвоночных животных. Образовавшиеся из этих осадков толщи известняков и доломитов с прослоями глин, гипсов, андигридов достигают мощности до 500-1000 м.

 

Предполагается, что море было мелководным и просвечивалось солнцем до самого дна, все это способствовало развитию жизни. Отпечатки раковин остатки скелетов в горных породах  свидетельствуют, что по дну моря плавали и ползали различные организмы.

Затем расселились древние рыбы, у них была твердая уплощенная скорлупа- панцирь, круглое ротовое отверстие и сильный чешуйчатый хвост. Двигаясь такой «бульдозер» захватывал со дна ртом все съедобное и природный мусор, переваривая все питательное, в случае опасности – резкое движение хвостом, и благодаря прекрасной гидродинамической форме панциря он мог всплыть.

  Все это способствовало развитию различных отложений.

Подвижка мощной Сарматской плиты не прекращалась, моря сокращались, распадались на замкнутые соленые озера и лагуны, в которой накапливались гипсы, андигриды, каменная соль.

Повсюду простирались унылые серо-белые пустыни. Поднятия сменялись опусканиями, моря вновь заливали платформу, на их дне формировались пласты известняков и доломитов.

  Так образовалась своеобразная галогенно-сульфатно-карбонатная толща пород ранней Перми и казанского века поздней Перми, с которой на земле Нуралис Мастор связанны месторождения, гипса, андигрида,  доломита, каменной соли.

  Распространенны эти породы повсеместно, а вот увидеть их можно увидеть в обнажениях, карстовых провалах и пещерах, Ичалковского бора, Гремячевского, Аненковского  карьера, в берегах Теши, Алатыря, Сережи, Пьяны.

Полосатые слоистые  толщи Перми и триаса, обнажающиеся в откосах Оки и Волги, Ветлуги, Кудьмы, во многих оврагах и карьерах, поражают своей пестротой, яркой окраской. Их часто называет «орденскими» лентами или «нарядами».

  Что же окрасило песчаники, алевролиты, мергели, глины в красный, розовый, кирпичный, коричневый зеленый, голубовато-зеленный-серый цвета?

Такими природными красителями  являются железо и марганец. Оксиды их придают породам красные оттенки, а закисное железо окрашивает в голубоватые, зеленые и серые тона.

  Тончайший черный рисунок в виде веточек, стебельков, загадочных пятен создают на плитках мергелей и окаменевших глин – аргелитов дендириты оксиды марганца.

175- 100 млн. лет Территория Нуралис Мастор начала погружаться под уровень наступающего с северо-востока моря, вероятно только в конце средней юры.

 В это время накапливались слюдистые кварцевые пески, алевриты, глины. Их можно увидеть в обнажениях у сел Исады, Сомовки и Бармино, а так же у Сергача.

 Береговая линия батского моря проходила, где то на широте Лукоянова. Здесь в волноприбойной прибрежной зоне в результате многократной пересортировки обломочного материала накопились темноцветные пески с высоким содержанием магнетита, циркона, рутила, дистена и других редких для наших мест минералов.

 В позднеюрскую и ране меловую  эпоху активизировались тектонические движения в Крымско-Кавказской  подвижной зоне, южный край платформы под их воздействием время от времени прогибался, происходили трансгрессии, которые достигали Нуралис Мастор. Море проникало на ее территорию заливами, образовывало, лагуны, уходя, оставляло, обширные солоновато-водные озера. В них накапливалось темно- серые глины, тонко дисперсные, вспучивающиеся при обжиге, иногда с красивыми сростками – «ёжиками» кристаллов гипса, стяжениями пирита и маказита, с караваеобразными, причудливой формы, стяжениями мергеля – геологи называют их «куклами».

 

 В бассейнах Мокши, Теши, Алатыря, Пьяны, Урги в основании нижнемеловой толщи нередко можно встретить слой фосфоритовых галечников или известково-фосфоритовых песчаников, иногда образующих так называемую валанжинскую фосфоритовую плиту.

 

Последние 1,7 млн. лет наступили сильные похолодания, что привело к образованию в высоких широтах мощных снежных покровов, а затем и ледяных.

 Ледники начали распространяться в сторону экватора, вероятно, примерно 700 тыс. лет назад. Они то продвигались на юг, до 50 с. Ш., то таяли и отступали. Похолодания сменялись потеплениями межледниковий.

 

Для европейской части России наиболее часто выделяют следующие ледниковья: донское (березинское), окское, днепровское, московское, валдайское.

 

Нуралис Мастор вероятно была покрыта ледником только однажды, в самое крупное днепровское оледенение. Более поздний московский ледник не воздействовал на Нуралис Мастор, его граница проходила намного севернее.

 

Колебательные движения на границе позднечетвертичной и современной поры определили направление и характер экзогенных процессов, сформировавших скульптурные формы поверхности надпойменных террас и выработавших около 10 тыс. лет назад ложе современных долин Волги и Оки на отметках плюс 45- 52 м.

 В течении этого времени, процессами боковой эрозии высокий правый берег этих рек был смещен к югу примерно на 10-15 км.

 Наступление низменного левобережья  на высокие правые склоны долин рек продолжается и в настоящее время. Ока, Волга и их притоки, подмывая берега, нарушают равновесие на склонах, что приводит к обвалам, осыпям, оползням и смещению береговой линии.

 

 Человек, поселившийся на этой земле начал наблюдать за всеми природными процессами, он видел слои  разноцветных отложений начинал исследовать их, добывать камень и экспериментировать с ним, достигнув в итоге высокого мастерства. При добыче камня из шахт и карьеров пару тысяч лет назад или больше, человек увидев отпечатки растений, ракушек начинал задумываться исследовать, думаем, он многое узнал, и на этом прочном фундаменте было сформировано нуралисское мировоззрение и нуралисская этническая вера.



                                         Нуралис   Ломань (ЖИТЕЛЬ)

                                                                      

… Кунсолокшнынзе Инешкипазось
Верепазонть ды Пурьгинепазонть,
Верев ертынзе кавто кедензэ,
Алов нолдызе ашназа прянзо,
Яволявтызе потмо валонзо:
—Нуралис ломанесь мелезэнь тукшны.
Мон васня Нуралис теян Мастор лангс,
Нуралис кель нолдан, нурались кой ладян.
Кадык сон, Нуралиссь, азорокс ули —
Сюронь видицякс, вирень керицякс,
Тикшень ледицякс — тевень теицякс.

 

                                    (Масторава)

 

    Исследование  древней истории жителей Нуралис Мастор, начнем  с самого  сердца, окрестностей г. Арзамаса и это не случайно, обратите свое внимание на сходства названия  «Арзамас», ранее Нуралисмас и Нуралис Мастор. Конечно же, дело не только в схожести названий, но и в археологии, которая открывает тайну происхождения нуралис, дело в том, что именно в этом месте формировался нуралисский народ.

Пазось сатышка ашо севонь сайсь
Ды кармась, Шкинесь, ломань тееме.
Важодсь седейга, нежедсь покш мельсэ.
Косо ломаненть сон кенярдозь тейсь,
Косо анокстась азор Модантень?
Ине лей лангсо, Равонть чиресэ,
Пичень вирь потсо, цецянь кужосо.
Вана ломанесь теезь, анокстазь
Инешкипазонть эсензэ тюссо.
Ваннызе Шкинесь кедень теевксэнть —
Весеме ендо Нуралис удалась:
Рунгозо виде, мештезэ келей,
Черензэ ашот, сельмензэ валдот,
Чамаежозо сэтьме ды мазый,—
Сон комсь иесэ паро од цера.
Ансяк оймензэ зярс а тарксесы.
Эряви максомс ней тензэ ежо,
Прязонзо путомс превть, мельть, арсемат,
Кармавтомс сонзэ кельсэ кортамо.


Археологические исследования этого края, позволяют нам проследить жизнь людей  с эпохи мезолита. Ученным и археологам известно более 130 памятников этого района, большое число археологических находок было сделано В.Н. Мартьяновым.

 Стоянки   древнего времени в этом районе обнаружены по реке Теше, Пьяне Сереже, многие  относятся к началу мезолита.

 Эти небольшие стоянки с очень бедным культурным слоем свидетельствуют о  большой подвижности населения тех времен, о сезонной охоте на какого то дикого  зверя.

 Интереснейшим памятником той эпохи является стоянка – Старая Пустынь-1, (работы проводились под руководством М.Г Жилина).  На стоянке обнаружены большое количество кремневых изделий  с высокой техникой изготовления правильных форм пластин, а так же микропластин стандартизированной формы, а так же резцов, скребков, скобелей, сверл, топоров.

 Большое количество орудий изготавливалось из мелового камня желто серого и красно-коричневого цветов, выходы которых имеются в Ардатовском районе и на реках Теша, Пьяна, Сатис, Алатырь.

 

 Поселенцы, так же использовали местный кремень, который встречается  вокруг стоянок, относящихся к середине 8-6 тыс. до н.э. бутовская культура.

 Так,  в те далекие времена, человек исследовал места нахождения камня  и пользовался ими,  достигнув определенных навыков в обработке и добыче этого материала.

 Следует не забывать, что эра камня открытая в те далекие времена,  живет и  сегодня, в строительстве  в ювелирном деле, а так же в ряде других отраслей, в дальнейших исследованиях нам это понадобится.

 

  На основе   бутовской культуры, на земле Нуралис Мастор складывается культура эпохи неолита с середины 5до последней четверти 6 тыс. до  н. э., тогда же начинает появляться глиняная лепная посуда с гребенчато-накольчатым и нарезным орнаментом, с острым или округлым дном, прямыми стенками и широкой горловиной.

 

  Материалы стоянок на территорий Нуралис Мастор, а так же соседних районов, позволяют восстановить  основные события, происходившие в эпоху неолита в Верхнем Поволжье.

 

 В конце 4 тыс. до н. э. с севера в район Арзамаса приходит культура с ямочногребенчатой  керамикой. Орнамент на посуде располагался четкими рядами, состоящими из ямок и отпечатков ракушки. Особо большое количество такой керамики найдено на стоянках Арзамас 5, 6.

 

В эпоху бронзы на протяжении 2 тыс. до н. э.  еще   в большом количестве используются каменные орудия, они начинают разводить скот и заниматься земледелием.

  На основании этого населения формируется  волосовская культура, название получила по комплексу изученных памятников у с. Волосово Навашинский район, современной  Нижегородской области.


Люди этой культуры расселились на громадной территории  от Прибалтики до Камы, от Вологды до Пензы.

 Они пользуются посудой с плоским дном, селятся   на всхолмленных речных поймах или на краях над луговых террас.

Изготавливают фигурки людей, зверей, птиц и рыб, из кремния и сланца. Многочисленны и разнообразны ножи и наконечники дротиков, копий и стрел. Есть различные сверла, проколки, топоры, долота и тесла.


Из кости изготовлялись гарпуны различных форм, рыболовные крючки, биконические, игловидные и уплощенные наконечники стрел, копья, кинжалы и ножи, мотыги, украшения и многие другие изделия.
 Из этих археологических находок можно смело свидетельствовать зарождение или уже существование  искусства в среде этого народа.

 Обратим внимание на расселение людей волосовской культуры, на восток берега Камы, на юг до Пензы, на запад до Прибалтики. Такой ареал расселения волосовской культуры.


 Антропологический тип волосовцев – европеоидный и  типичен для всего ареала волосовской культуры. Строения скелета были унаследованы волосовским населением от своих верхнепалеолитических предков так же европеоидного антропологического типа, волосовцы дальние предки нуралис.

 Во время развития волосовской культуры начинают складываться большие поселения, на окраинах которых возникают кладбища с одиночными и коллективными погребениями, появляется сложный обряд погребения, сопровождающийся ритуальными кострищами.

На стоянке Сахтыш I в 1962 – 1966 и в 1971 гг. было исследовано 15 погребений. Одно из них (№ 1) датируется позднебронзовым веком, остальные – энеолитом. Погребение № 1, 1962 г., обнаружено на глубине 70 см. Костяк лежал на правом боку в скорченном положении, головой на запад. Умерший был спеленат (или связан). Датировка – поздняя бронза, абашевская культура. Скелет принадлежал молодой женщине примерно 18 – 20 лет. Датировка погребений – волосовское время [Алексеева Т.И., 1997].

 На многих  поселениях и в погребениях найдены янтарные украшения: пуговицы с V-образным отверстием, кольца, пронизки, пластинчатые привески, подобные вещи встречаются на стоянках Прибалтики, откуда, путем обмена, могли попасть на территорию волосовской культуры.

 Так же в культурных слоях волосовских поселений найдены самые древние для лесной, Восточной Европы, духовые музыкальные инструменты - флейты и игральные фишки, по внешнему виду напоминающие современные шашки.

 

У волосовцев, отмечается параллельное существование культа лося и культа медведя. Изображения и захоронения черепов этих животных известны на ряде памятников Среднего Поволжья, эти традиции  культа лося, доживут и до наших дней в виде свободного  вольного оленя на гербе Н.Новгорода.

 

  По мнению В.А. Городцова, «народ, создавший культуру волосовского типа, жил долго, перешел в этой стране в металлический период, выделяя и давая начало производным культурам, дожившим до ранней неометаллической эпохи».

 

Волосовская культура развивалась одновременно с древнеегипетской и превосходила ее по площади в  десятки раз. Так что впереди, нас  могут ожидать еще новые открытия по этой культуре.

 

 На рубеже 3-2 тыс. до н. э возникает Фатьяновская культура (культура с. Фатьяново Ярославская обл.) и расселяются от Пскова до р. Вятка, от р. Десна до р. Суры и Свияги и от Вологды до Пензы, они известны только по грунтовым могильникам.

 Сразу же замечаем,  ареал расселения фатьяновцев, фактически тот же, как и предшествующей культуры, только с важной деталью, отсутствием селищ или поселений.

 

 Основное занятие фатьяновцев  – скотоводство,  рыболовство и собирательство. Возможно, начало земледелия, но отсутствие поселений и краткости пребывания в Окско-Волжском междуречье, такой факт отвергает.  

 

Предполагаемая прародина  фатьяновцев, по мнению официальной, истории – территория между Днепром и Вислой, существует версия и о  средиземноморье.

 

 Фатьяновская культура входила в состав большой культурно-исторической общности – т. н. боевых топоров или шнуровой керамики. Общественный строй – патриархально-родовой.

  Могилы родовых старейшин выделялись размерами и богатством инвентаря, сооружались могилы из дерева, берёсты, прутьев. Мужчин хоронили – на правом боку, головой на запад, женщин – на левом, головой на восток. Шаровидные сосуды орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах – солярные знаки. Верования – культ предков, медвежий и солярный культы.

.

 Они оставили нам каменные сверленые топоры с хорошо отшлифованной поверхностью замечена тенденция о повышения качества изготовления по мере продвижения к центру волосовской культуры.

В захоронениях фатьяновцев найдены кремневые наконечники стрел волосовцев. Отсутствие мест селений и наконечники стрел в могилах наводит на мысль их полного уничтожения волосовцами.

 

К началу 2 тыс. до н. э. на местах занятыми  жителями волосовской культуры, складывается поздняковская  культура (с. Поздняково) и приказанская.

  Поселения поздняковской культуры встречаются на верхней и средней Оке, реке Свияге и южнее Пензы. Поселения располагались в речных долинах, рядом находятся их курганные и грунтовые могильники.

 

 Посуда баночная, острореберной формы - лепная, часто с округло- выпуклыми боками, и широким устьем.  Покрывалась сложным орнаментом иногда по всей поверхности, характерны округлые выступу на поверхности, выдавленные округлым предметом из нутрии.

 

В эпоху раннего железа в 1тыс. до н. э. долина реки Теши происходит развивитие Городецкой культуры.

Для Городецкой  культуры характерны городища с земляными укреплениями и керамика с «текстильным», «рогожнымым» отпечатками. Такие городища расположены в Шатковском, Первомайском, Ардатовском, Вадском и других районах.

 Нуралисе, напрямую являются потомками создателей Городецкой культуры, именно они постигали навыки обработки железа с самого раннего периода железного века.

 Городецкая культура,  на сегодняшний день является с неустановленным обрядом погребения, поэтому памятники ее представлены городищами, селищами и местонахождениями. Псевдорогожная, реже - «сетчатая", или "текстильная", керамики, являются ее основным этнокультурным ее определителем.

 

 

 Территория расселения Городецкой  культуры географически определяется достаточно точно: это Среднее и Нижнее Поочье от границы Рязанской и Московской областей до устья Оки с выходом памятников на левый берег Оки в Рязанской и Владимирской областях, далее - вниз по Волге до границы Саратовской и Волгоградской областей с выходом части памятников на левый берег в Нижегородской, Самарской и Саратовской областях, затем  - на запад по границе лесостепи с лесом в пределах левобережной части бассейна Дона, чуть южнее Воронежа, потом - вверх по Дону до его истоков с выходом некоторых памятников на правый берег в устье р. Красивая Меча и по р. Осетр - к Оке

 Выявление городецких памятников проходили достаточно интенсивно в бассейнах Средней Оки, Мокши, Цны, Суры в пределах Пензенской и Рязанской областей и в Саратовском Поволжье в бассейнах Верхнего Дона, включая Прихоперье, Нижней Оки, в Среднем Поволжье и Посурье, на Самарской Луке.

 Так  городецкие поселения заняли огромное пространство лесостепи и современной южной границы смешанных и широколиственных лесов Волго-Окско-Донского междуречья, по текущим к югу речным артериям узкими языками вторгающихся в  степную часть.

 Основная часть  поселений городецкой культуры располагается в непосредственной близости  выходов на поверхность железорудных месторождений, которые в лесной полосе встречаются почти повсеместно.

  Скорее всего, для раннего этапа металлургии железа люди могли использовать только богатые металлом руды - с содержанием железа в стограммовой сухой навеске не менее 25%.

 Такие руды находятся в определенных районах, и именно с ними связаны "гнезда" поселений Городецкой культуры. Месторождения представленные   болотными рудами, собственно бурыми железняками, а также сидеритами и сферосидеритами.

 Глубина и мощность рудного пласта на начальных этапах металлургии,  не имели практического значения: для ограниченного производства металла. В то время могло хватать железистых конкреций,  в изобилии встречавшихся в обнажениях оврагов и берегов рек, прорезавших рудные тела, а также "бобовых" окатышей на дне озер.

  Наиболее значительны выходы таких руд на поверхность в окрестностях городов Хвалынска, Липецка, Рязани, Мурома, берегов реки Мокша, Первомайска, Вознесенска, Сарова, Выксы, Новашина, Богородска и в других местах.

 Отсутствие вредных примесей, сравнительная не тугоплавкость закисно-окисных руд, благоприятные гидрологические условия для их разработки сочетаются с высоким процентным содержанием в них железа: при прокаливании навесок липецких руд получено содержание железа от 32 до 55%, рязанских - от 27 до 51, хвалынских - от 32 до 48%.

 Показательной деталью картографии, городецких памятников является и то, что городища  располагаются в основном   по краям железорудных районов, а селища находятся внутри таких районов. Таким образом,   они  защищали районы добычи и производства железа, перекрывая пути подступа, а так же способствовали ремесленному делу.

Формирование Городецкой культуры  лесных районов раннего железного века происходило на основе  культур предшествующего времени, в определенном локальном месте.

 В силу развития производства и роста народонаселения, а также других факторов  происходит распространение формирующейся культуры вширь от центра в стороны.

 

Пазчанготь мерсьтенест Инешкипазось

Енсто эрямо, эйдень раштамо.

Нуралиссь ды Авась кармасть эрямо

Ушодсть мирдесь-нись эйдень раштамо.

Сисьгемень сисем иеть эрякшность-

Сисьгемень сисем велес раштакшность,

Мастор лангонть сынь весе пештякшнызь.

Сынь эрить-аштить ве паро лувсо,

Сынь оршазь- карсезь ве мазый койсэ.

Вейке-вейест сынь кунсолыть,вечкить.

Сыретне одтнэнь превс яла путыть,

Одтнэ сыретнень превде пешкедить.

Инешкипазонть мельде сынь пелить,

Инешкипазонь трокс сынь а молить

 

                    (Масторава)


  Материалы раскопок, изучение культуры народа, позволяет определить центр ее формирования  в первой четверти I тыс., до н.э.

 Таким местом является Арзамаский район центр Нуралис Мастор, междуречье Теши-Оки-Волги и направление средней Оки она базируется на прагородецкой текстильной керамике. Отсюда -  с   распространением на Верхний Дон, а так же  на Саратовское Поволжье и в Примокшанье.

 

 В условиях обычной для городецких памятников перемешанности культурных напластований и редкости датирующих находок единственным критерием для их относительной датировки и периодизации культуры по ее локальным вариантам и в целом остается анализ самого массового материала, как считают современные  археологи, - керамика.

 

8-7 вв. до н.э. - протогородецкий период, т.е. период становления, характеризуемый-, с одной стороны, преобладанием сетчатой керамики с архаическими чертами в северных районах ее ареала (правобережье Оки), с другой, - появлением к концу периода псевдорогожной керамики, соподчиненной с сетчатой. В это же время начинается расселение протогородецких племен из центров формирования культуры к югу.

6-5 вв. до н. э, - ранний этап собственно городецкой культуры, характеризуемый, с одной стороны, оформлением ее этнокультурного определителя - псевдорогожной керамики - и преобладанием сетчатой к псевдсрогожной керамики над гладкостенной с разным их соотношением на Средней и Нижней Оке, Верхнем Подонье и Нижней Волге, с другой стороны, - освоением Городецкой культурой лесостепной зоны и формированием основных локальных вариантов (за исключением Верхнего и Среднего Посурья и Среднего Поволжья, где практически нет памятников данного времени).

 В этот же период идут активные контакты городецкой культуры с соседями и вызванные ими ассимилятивные  процессы в Верхнем Подонье, Среднем Поочье и Саратовском Поволжье.

  Отражением взаимопроникновения культурных традиций на керамическое производство являются наличие скифоидных элементов (фоновых для южной окраины лесостепи) в виде защипов или широких зарубок по венчику на собственно городецкой - псевдорогожной, сетчатой и гладкостенной - посуде и переход ее от баночной ФОРМЫ к профилированным сосудам.

  На Средней Оке этот этап представляют городища Вышгородское, Глебовское, Дьяконовское, Елшииское, Льговское, Новоселковское, Поленское, Семеновское, Троице-Пеленицкое, Юра-кинское, местонахождения у оврага "Песочня" и у Подлесной Слободы, в Саратовском Поволжье - городища Верезниковское I и II, Танавское, Чардымские П. и 1У л т.д.

4-2 вв. до н.э. - развитый период, когда идет перестройка экономики Городецкой культуры из-за давления номадов на лесостепь и отток смешанного (городецко-будинского) населения "защипной" керамики Верхнего Подонья и Средней Цны по границе лесостепи на восток, где оно наслаивается на городецкие памятники Нижнего и Среднего (Самарской Луки) Поволжья. Процесс этот документируется преобладанием профилированной и орнаментированной гладкостенной керамики над собственно городецкой сетчатой и псевдорогожной.

 Проведенные  наблюдения по среднеокской, верхнедонекой, среднемокшанской и нижневолжской сетчатой керамике подтверждают тезис о смене к Ш-П вв. до н.э. ранней (характерной для 5-3 вв. до н.э.) крупноячеистой фактуры отпечатков на сосудах беспорядочными отпечатками.

II-I вв. до н.э. ~ I - вторая половина II века н.э. - поздний период культуры. Характеризуется усилением давления сарматских племен на лесостепные городецкие памятники, что, с одной стороны, вызывает отток южной части городецких племен в лесную зону Среднего Поволжья, Среднее Посурье, Верхнее Примокшанье и на Самарскую Луку, а с другой стороны, наблюдается процесс некоего "симбиоза" оседающих на землю сармат с обитателями городецких поселений Танавского, Чардымских I, П., 1У городищ в Саратовском Поволжье.

 В это время резко уменьшается доля сетчатой и псевдо-рогожной керамики в общем керамическом комплексе, который сосуществует, почти не смешиваясь, с технологически отличным от него сарматским.

П. - первая половина Ш вв. н.э. - исчезновение псевдорогожной керамики, трансформация из городецкой культуры в нуралисскую.

 

 При таком ходе исторических событий нельзя не рассматривать развитие языка народа с городецкой культурой.  Освоение железа и его обработка вносили в язык новые слова и понятия, надо полагать именно связанные с металлом его добычей и обработкой.

 Навыки,  постигнутые в обработке цветных и черных  металлов не могли не влиять на керамику, а именно вытеснение ее металлами.

Так ученные и археологи, увлекаясь керамикой эпохи бронзы,  железного века, остается совершенно неизученной тематика производства цветных и  черных металлов, на которые собственно и делала упор городецкая культура.


 Культуре нуралис, преемнице городецкой культуры, так же не повезло с изучением металлического направления, известные многочисленные погребения умалчиваются, огромное количество древних кладбищ распахано или просто уничтожено.

 Бытует мнение от чиновников до археологов о том, что все нуралисские памятники надо сохранять для потомков, не стоит говорить о том, что находится в захоронениях, дабы не подвергались грабежу черных копателей.


В тоже самое время в обществе процветает мнение, что у нуралис не было своей письменности, государственности, достойной культуры, вера является - языческой.

Власти Мордовии вообще нуралис объявили субэтносом, а древнейший язык, диалектом или наречием.

Начало изучения нуралисских городищ и селищ принадлежит Н.В. Мартьянову первым изученным  городищем, стало Федоровское, в районе Шатков.

Рассматривая материалы раскопок нуралисских городищ, захоронений, инвентаря, обрядов, одежды, вышивки, украшений, оружия, приходишь к единственно верной мысли  о сокрытие  достижений нуралис, а так же все что связанно  с нуралисами.

 Надо полагать, что именно по этой причине изменялись названия нуралисских поселений, рек урочищ,  после захвата Нуралис Мастор. Поменяли даже насильственным образом  самоназвание эрзя народа, превратив в «мордву».

 

В связи с тем, что нуралисе являются прямыми потомками городецкой культуры, которая в свою очередь стояла у истоков железного дела в самом начале эры железа, то нуралисе получили в наследство не только технологии изготовления орудий из железа, но и слова связанные с  процессом добычи руды и обработки металла. 

 

Подтверждением того, что нуралисе говорят на том же языке, на котором говорили люди городецкой культуры, является марийский народ,  в этногенезе которого приняли участие люди городецкой культуры,  вследствие чего нуралисе и марийцы имеют массу одинаковых слов древнего происхождения; Ава - ава, кудо - кудо, тол-тул, ведь - вуд и т. д., есть много общего и в верованиях.

 Учёные выяснили, что начало переселения родов городецкой культуры в Заволжье относится к началу первого тысячелетия нашей эры. В это время они постепенно проникали в среду ананьинцев и дьяковцев, а в III - IV веках проходило их массовое переселение.

К VI веку процесс полной ассимиляции местного ананьинского населения Городецкими родами  завершается. В результате на территории Унженско-Вятского Междуречья складывается марийский народ.
                       (М.Балдин. Поветлужье в древности. Поветлужье в VIII-XI)

  Наглядным примером, искажений названий сел, с целью  лишения исторической памяти о железной эре,  село Пикшень (эрз. Пекшня), Б.Болдинского района Нижегородской области.  Датой основания официально считается  начало 18 века, заселялось нуралисами, бежавшими от жестокого помещика села Аржадеева (официальная версия).  Происхождение названия села объяснялось от слова «Пекше»- в переводе с нуралисского «Липа».

 

   В разговорной нуралисской речи село называется «Пекшня», что в переводе значит «начало железа», («Пе» - начало, «Кшня»- железо), имея в виду близкое залегание к поверхности железной руды.

  Доказательством того могут служить и «пруды», находящиеся в селе из которых и добывалась руда.

 Последний в Болдинском районе  был кузнец из с. Пикшени, получив свою специальность по наследству от своих предков, которые не ведомо с каких древних времен, занимались этим ремеслом.

 

 Основываясь на городецкую культуру, как на предков нуралис, которые  непосредственно, приобретали навыки добычи и обработки железа, сопоставляя нуралисский язык  с добычей руды и места добычи, а так же  его физические свойства, мы смело, выводим происхождение слова «Руда» от нуралисского «Рудаз», то есть «грязь», содержащая железо.

 

 Таким образом, и этимология слова «пруд» исходит от нуралисского «Пе рудаз» трансформируясь в сокращенный вариант «пруд»- иначе, начало железной руды.

А вот что нам говорит Макс Фасмер в своем словаре:

пруди?ть, укр. пруд "быстрое течение", блр. пруд "мельничная запруда", др.-русск. прудъ "поток, напор; запруженное место", сербохорв. пру?д, род. п. пру?да "отмель, дюна", словен. pro??d "галька, отмель", чеш. рrоud "поток, течение", слвц. pru?d – то же, польск. pra?d – то же, род. п. pra?du. Отсюда пру?дкий "быстрый".

                                              Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

 

Как видите, логики нет, идет обычное притягивание понятий и то весьма далеко от сути.

 

О железе свидетельствует и названия болотистой местности рядом с селом «Чамашной» искаженное от эрз. «Чеменькшня» - ржавое железо, в Шатковском районе с. Вечкусово есть родник у болота с названием «Чеменьлисьма»- ржавый родник, Терюшевская волость р. Шемлей от нуралисского «Чеменьлей» - ржавая река.

  На горе, основание которой  начинается от болота «Чеменькшня»,  был расположен яблоневый сад, достаточно большой площади и хорошо плодоносящий, что так же свидетельствует о залегании железа в почве. Вот и причина  обычая, под долго не плодоносящую яблоню, закапывать  топор.

 

С западной стороны села находится болотистая местность под названием «калмочей» (чемень) и рядом небольшое поселение, под названием «Жёповка», рассматривая комплексно территории данной местности, приходим к выводу об искаженности названия «Жёповка» от нуралисского слова «Кшня-пе» (кшняпеёнка), что собственно тоже значит,- начало железа.

  Многие жители села еще  помнят глубокий ржавый и практически безводный пруд в начале современной улицы Молодежной из него так же добывали руду.

 Неслучайно, уделяется обостренное внимание к селу Пекшня, именно в этой местности  в начале 20 века финским исследователем был обнаружен древнейший орнамент, нуралисской вышивки на женском головном уборе, такой экземпляр сейчас хранится в музее г. Пенза.

 Это служит доказательством древности нуралисских поселений, при близость к центру Нуралис Мастор.

 

 Рядом с селом (узкому кругу лиц) известны поселение и кладбища средневекового периода, где найдены вещи типичные для нуралисских погребений, в том числе металлические и непосредственно указывающие на высокий уровень жизни его жителей, а так же подтверждает занятием металлургией.

 




 Рядом на местности «Велелей» (вилелейка) - с эрз. (река, текущая по селу) известно о существовании древнего нуралисского маара (кургана) который уже на протяжении не одного столетия распахивается, известно, что именно в этом месте проходили  нуралисские «вечи» (Инекужо), куда прибывали нуралисе со всей округи, для решения важных вопросов.

 

 После запрета проведений таких нуралисских собраний в этом месте, они перенеслись в рощу «Лучинник»,  что находится у с. Б.Болдино, где и проводятся  ежегодно в первое воскресение июня, под видом дня рождения А.С. Пушкина.

Так можно предположить, что данная местность являлась родовым центром с селищами и городищами.

 Территория Б.Болдинского района фактически не исследована археологами, в 1956 г. Степановым И.Д. была проведена лишь небольшая разведка, где и были  установлены вышеприведенные селище и кладбища.

 Учитывая распространений городецкой культуры от междуречья Теши и Оки по местам нахождения железных руд, есть основание полагать о наличие поселений городецкой культуры в районе с. Пикшень и непосредственно связанного с ним кургана Вилелейка

 

 Рассматривая развитие обрядов захоронения волосовской и других более близких  культур, а так же нуралисских обрядов захоронения, есть основания полагать, что эти захоронения находятся в маарах (курганах) куда свозились для захоронения с большой округи. Таким мааром у с. Пикшень является курган Вилелейка.

 Это связанно с тем, что при движении в поисках металлических руд от центра, люди, расселяясь в разных местах, помнили родство родов и таким образом производили захоронения в одном родовом месте, насыпая курганы.

 

 В связи   охватом огромной территории родами,  возникла трудность доставки захораняемых с отдаленных мест, вследствие чего возникла необходимость устройства новых родовых кладбищ у родовых центров, но, а решение важных вопросов продолжалось на местах захоронений предков, то есть маарах, на общем сходе родов.

 

Изучив смену культур и народов на Нуралис Мастор с древнейших времен сделаем логически верный вывод.

 

В 8-6 тыс. до н. э.  на основе бутовской культуры эпохи мезолита в нашем крае складывается верхневолжская неолитическая культура от середины 5 до последней четверти 4 тыс. до н. э.  В конце 4 тыс. до н. э.  приходят с севера люди с ямочно-гебенчатой керамикой (может быть тот же народ), на территории занятой ямочно-гебенчатой керамикой, формируется волосовская культура.

 

На рубеже 3-2 тыс. до н. э. возникает фатьяновская культура.

На территории занятой волосовской культуры к началу 2 тыс. до н. э. складывается поздняковская культура, на основании которой в эпоху раннего железа 1 тыс. до н. э. сложилась городецкая  культура, потомками которых является нуралисский народ

.

 Нуралисе получили от своих предков европеоидный внешний вид, нуралисский язык, веру, знания металлургии, сельского хозяйства, изготовления тканей и многого другое. Об этом свидетельствуют факты археологических раскопок нуралисских захоронений.

 

Уважаемый читатель успел уже отметить, что нуралисский народ формировался на основе культур местного мезолита путем развития культур переходящих из одной в другую, а сам народ оставался прежним.

 

 

Другими словами, на земле Нуралис Мастор жили только нуралисе, мокшанско-мордовского, народа не было и быть не могло.

 

 

 

 Далее следует история нуралис на рубеже нашей эры.



В России введен гербовой сбор. Предложил его дворецкий Б.П. Шереметьева А.А. Курбатов, за что был отпущен на волю и взят на госу

Дата: 23 января 1699

В России введен гербовой сбор. Предложил его дворецкий Б.П. Шереметьева А.А. Курбатов, за что был отпущен на волю и взят на государеву службу.

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари