Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Критика, рецензии, обз...

Литературная жизнь

Беседы, интервью и др.

Конкурсы, фестивали, т...

Новости литературной ж...

Публикации

Публикации

Рязанский край и истор...

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Нуралис коверькс 2008-9 ие

Нуралис  коверькс  2008 ие

                                            Тундонь ковт

 

   Таргот                Эйзюрков

Атяньчи

 

3

10

17

24

31

Вастаньчи

 

4

11

18

25

 

Куншкачи

 

5

12

19

26

 

Калоньчи

 

6

13

20

27

 

Сюконьчи

 

7

14

21

28

 

Шлямочи

1

8

15

22

29

 

Таргочи

2

9

16

23

30

 

    Чадыков

 

7

14

21

28

 

1

8

15

22

29

 

2

9

16

23

30

 

3

10

17

24

 

 

4

11

18

25

 

 

5

12

19

26

 

 

6

13

20

27

 

 

   Панжиков

 

5

12

19

26

 

 

6

13

20

27

 

 

7

14

21

28

 

1

8

15

22

29

 

2

9

16

23

30

 

3

10

17

24

31

 

4

11

18

25

 

 

 

 

 

 

                                       Кизень ковт

 

   Таргот             Аштемков

Атяньчи

 

2

9

16

23

30

Вастаньчи

 

3

10

17

24

 

Куншкачи

 

4

11

18

25

 

Калоньчи

 

5

12

19

26

 

Сюконьчи

 

6

13

20

27

 

Шлямочи

 

7

14

21

28

 

Таргочи

1

8

15

22

29

 

    Медьков

 

7

14

21

28

 

1

8

15

22

29

 

2

9

16

23

30

 

3

10

17

24

31

 

4

11

18

25

 

 

5

12

19

26

 

 

6

13

20

27

 

 

   Умарьков

 

4

11

18

25

 

 

5

12

19

26

 

 

6

13

20

27

 

 

7

14

21

28

 

1

8

15

22

29

 

2

9

16

23

30

 

3

10

17

24

31

 

 

                                      Сексень ковт

 

 Таргот             Таштамков

Атяньчи

1

8

15

22

29

 

Вастаньчи

2

9

16

23

30

 

Куншкачи

3

10

17

24

 

 

Калоньчи

4

11

18

25

 

 

Сюконьчи

5

12

19

26

 

 

Шлямочи

6

13

20

27

 

 

Таргочи

7

14

21

28

 

 

  Ожоков

 

6

13

20

27

 

 

7

14

21

28

 

1

8

15

22

29

 

2

9

16

23

30

 

3

10

17

24

31

 

4

11

18

25

 

 

5

12

19

26

 

 

Сундерьков

 

3

10

17

24

 

 

4

11

18

25

 

 

5

12

19

26

 

 

6

13

20

27

 

 

7

14

21

28

 

1

8

15

22

29

 

2

9

16

23

30

 

 

                                      Телень ковт

 

         

                                                    2009 ие

 Таргот                 Ацамков

Атяньчи

1

8

15

22

29

 

Вастоньчи

2

9

16

23

30

 

Куншкачи

3

10

17

24

31

 

Калоньчи

4

11

18

25

 

 

Сюконьчи

5

12

19

26

 

 

Шлямочи

6

13

20

27

 

 

Таргочи

7

14

21

28

 

 

  Якшамков

 

5

12

19

26

 

 

6

13

20

27

 

 

7

14

21

28

 

1

8

15

22

29

 

2

9

16

23

30

 

3

10

17

24

31

 

4

11

18

25

 

 

   Даволков

 

2

9

16

23

 

 

3

10

17

24

 

 

4

11

18

25

 

 

5

12

19

26

 

 

6

13

20

27

 

 

7

14

21

28

 

1

8

15

22

 

 


      Нуралист! Ялгат!
"Руця" нурались Ярмакпаргось нолды 2009 иень ковкерькс.
Сон карми истямокс:
http://www.torama.ru/nuralis/index.php?section=photoarchive&id=193
Сюконян весеменень, кие лездась тень превс путомасо, фотокувосо, мелень ёвтамосо.
Эрюш Вежай
          

Нуралис покш чить
Якшамков – Январь
1 Якшамков – Од ие (Новый год)
Васенце Якшамковонь Таргочи – Каляда (первое воскресенье января – Коляда)


Даволков – Февраль
Нилеце Даволковонь Таргочи – Киряксчи (четвертое воскресенье февраля – Масленица)

Эйзюрков – Март
22 Эйзюрков – Норовжорчонь чи (день жаворонка – встреча весны)

Чадыков – Апрель
 1   скалунь ливтема чи
 2   од толонь чи
11 чи -                   Эрьбань Чи
16 Эйзюрков –       Нуралис келень чи (день нуралисского языка)
23  керетьчи
25      -                  Инечи
Аштемков - Июнь
Васенце Аштемковонь Таргочи – Кизень вастома чи (первое воскресение июня – встреча лета)
Колмоце Аштемковонь Таргочи – Од толонь чи (третье воскресение июня – день нового огня)
Троицянянь мейле таргочись - Овто чи, Медень чи, Балтай (через неделю после Троицы - день медведя, день меда)

Медьков – Июль
велень Озкс чи
Васенце Медьковонь Таргочи – Валнома чи; Ведень чи (день поклонения воде)

Ожоков – Октябрь
14 Ожоков – Норовавань чи (поклонение богине полей)

Ацамков – Декабрь
19 Ацамков – Тувоньсяй (свиной день)
21 Ацамков - Масторавань чи (день Матери-Земли)
25 Ацамков – Чинь Раштамо (день рождения солнца)

 



Ее профессия – демоническая женщина

В старых советских фильмах нередок такой сюжет: девушка из провинции (непременно «с характером») приезжает в Москву, чтобы стать… Она может стать актрисой, инженером, учителем – это неважно. Главное – преодолевая много трудностей, лирическая героиня полностью формируется, как личность, находит свое место в жизни и встречает настоящую любовь. Мы любим кино, верим в рождаемые им сказки, но в жизни немногие из нас следуют «киношным» примерам.

Уроженка Рязани Маргарита Хитрова действовала подобно тем девушкам. Желание быть актрисой подхлестывало ее, и она не раз поступала в известнейшие театральные вузы страны. Был в ее жизни и такой момент, когда она (ну чем не кинематограф шестидесятых?), параллельно с «испытанием судьбы» устроилась в Москве на работу в фирме «Заря». Это такое бюро добрых услуг – помощь по дому тем, кто не в состоянии сам за собой ухаживать. По слухам, многие сегодняшние звезды начинали путь в искусство с такой черной работы. Но, видно, на тот момент фортуна не желала улыбнуться Маргарите. Театральные училища начинали курсы без нее. Рите хватило задора и куража на штурмы престижных актерских факультетов несколько раз подряд, с интервалами в год. В памяти от тех шальных, немножко будто бы нереальных времен остались встречи с признанными корифеями сцены – например, со старенькой, уже очень больной Фаиной Раневской. Маргарита пришла к ней… в роли Золушки. Только не киношной. Настоящим рабочим нарядом помощницы по дому был ее рабочий халатик и растоптанные туфли. При обширном фронте поло- и посудомоечных работ было не до демонстрации сценического мастерства. Да и великая актриса лежала в постели, безучастная ко всему вокруг. Так в Ритиной биографии и не повторился другой известный шаблон историй «про современную Золушку» - участие в судьбе дебютантки маститого покровителя (-льницы).

Потом вместе с Ириной Розановой наша героиня сдавала вступительные экзамены в театральное. Экзаменационная лотерея выкинула одной девушке студенческий билет, другой – билет домой. Краткое знакомство с ее будущим светилом сцены тоже не принесло сказочных плодов. Судьба словно давала знак: ты, Маргарита, можешь чего-то добиться только сама.

После нескольких неудачных заходов в ведущие артистические учебные заведения в Маргарите пришло озарение: актриса – это не только рампы столичных театров, всероссийские эстрады, экраны телевизоров. Почем знать, может, настоящий артист начинается там, где всего этого нет, есть только искусство, свое мастерство, недоступное другим, которое хочется передать людям?

Искусство Маргариты – переложение на музыку стихотворений известных (и не очень, не в имени дело, а в качестве стиха) поэтов. Полностью собственных песен она практически не пишет – разве что шутки либо эксперимента ради. Их написано за всю творческую деятельность, может быть, три-четыре. Не сравнить с числом «озвученных» стихотворений.

Особенность такой деятельности – в том, что трудно присвоить «специальность» автору.

Бард, согласно установившемуся убеждению, должен озвучивать собственные строки. Исполнитель песен пользуется чужими мелодиями. К тому же выбор Маргариты очень специфичен, ее привлекают романтические стихотворения и эстетика Серебряного века русской поэзии… На одном из бардовских фестивалей Маргариту назвали «салонным лириком», что несколько обидело нашу героиню. Общеизвестных романсов, тем более «городских романсов», она не поет – для нее интереснее «открытие» в стихах, в которых никто не подозревал мелодичности, песни. Так родилась ее, пожалуй, лучшая песня «Лампада» на стихи Тэффи, песня «Паук» на стихи Софьи Парнок, веселое «Недоразумение» на стихи Саши Черного…

Поэтому на афишах Маргарите приходится писать несколько расплывчатое «автор и исполнитель песен на стихи…». С такими вот афишами, сначала рукописными, потом печатавшимися в типографии, теперь размножающимися на компьютере, она и выходила к зрителям и слушателям. Пик ее разъездов по Рязанской области и окрестным регионам пришелся на 90-е годы.

Гастрольная деятельность Маргариты разыгрывалась в местах, «где не ступала нога человека», как любит она пошутить. Затерянные в просторах России деревни, сельские и районные клубы, концерты в учреждениях, куда не приезжают столичные труппы – кто сказал, что это менее значимо для творческого человека? Есть единственный многоликий судья – зрители, которые и решают, есть артист, или его нет. Рите всегда аплодировали.

Основной девиз ее жизни и творчества никогда не облекался в слова, но всегда выражался делами, поступками, манерой поведения. Быть не как все, не ходить в стае, не плыть по течению! По моему мнению, это главное. Рита выбрала себе сценическоe амплуа «демонической женщины». Выбор был не просто обдуманный – выстраданный. Он оправдал себя – в наше лишенное сантиментов время привлекает тяжеловатая романтика декаданса, похожая на томный и сладкий запах любимых духов наших прабабок. Веера, муфточки, шляпы с перьями, - это антураж, необходимый для создания зрительного ряда демонической особы. И, конечно, репертуар, для Рязани уникальный: песни под собственный гитарный аккомпанемент на свою мелодию и на слова Евдокии Ростопчиной, Софии Парнок, Алексея Толстого, Бориса Савинкова. Оживает ушедшая Россия, и кажется, что в своей гостиной знаменитая актриса поет для небольшого круга близких друзей. Это мир «чувств не вычурных и томных женских песен».

С таким вот экзотическим репертуаром Маргарита продержалась уже двадцать лет. Работала и одна, и с коллегами по сценическому ремеслу. Но, в конце концов, все свелось к сольной программе. Эстетика декаданса не подразумевает ни хорового пения, ни многих личностей в объективе зрительского внимания – напротив, это абсолютизация трагического одиночества, непонятости, отрыва от реальности… В таком вот «ракурсе» Маргарита со своей сольной программой попала рязанское на телевидение.

Но все начинается с малого – и много позже появилась и на всероссийском голубом экране. Правда, в роли неожиданной до потрясения. Наконец-то стало возможно применить и дремлющие способности к перевоплощению! «Актерский» дебют Маргариты состоялся в известной передаче «Окна».

Как она попала туда – секрет. Жизнь ее вообще полна секретов и сюрпризов.

В «Окнах» Маргарита изобразила женщину, раскаивающуюся в собственном безнравственном образе жизни. Она была убедительнее всех своих партнеров. Черт возьми, - думала я, следя за перипетиями сюжета, - а ведь Маргарита и в самом деле артистка. Пусть даже и в реалити-шоу – но как играет, негодница!..

Как известно, профессия и призвание часто проходят через наше существование параллельными прямыми, не пересекаясь и вызывая душевный диссонанс. Многие выбирают более наезженную колею – работу по какой-либо достойной и нетворческой специальности, достижение жизненных благ, размеренный ритм бытия. Свое тайное увлечение, к которому стремится душа, они в лучшем случае обращают в хобби, отводя ему свободное время. Стоит ли удивляться, что с годами этого времени остается все меньше, да и душа все тише и реже «просит слова»? Наверное, счастливее другие – те, кто не изменяет искусству, даже если оно не кормит и не приносит славы. Рита, несомненно, из этой плеяды. Не могу сказать, чтобы я лично с ней соглашалась в этом вопросе, по мне, успешная социализация необходима, в первую очередь, творческим людям с их вошедшей в пословицы ранимостью и эмоциональностью… Но упорство на избранном пути достойно уважения.

Особо знаменательным стал для Маргариты Хитровой 2003 год. Во-первых, в этой дате слились воедино несколько творческих юбилеев: двадцать лет создания песен на классические тексты, пятнадцать лет концертной деятельности, десять лет собственной стихотворной пробе пера (нельзя же все время озвучивать только чужие слова, хочется и свои выдать!), пять лет закономерного перехода от поэзии к прозе. В жанре малой прозы Маргарита работает и до сих пор. Ее миниатюры похожи на стихотворения, они одновременно образны, лаконичны и неожиданно обрываются, чтобы дать простор читательскому воображению. Во-вторых, в 2003 году на свет появилась долгожданная книга Маргариты, названная ею, как любимый ребенок, в честь самой себя: «Черная жемчужина» (ведь имя Маргарита с латыни переводится как жемчужина, а черный– излюбленный цвет для наряда нашей актрисы). В книгу вошли лучшие стихи Риты и прозаические произведения – те, о которых шла речь, краткие и яркие. Надо иметь взгляд поэта, чтобы о самых обыденных вещах сказать: «Сумерки сделали предложение позднему вечеру. Родилась полночь». «С годами мир стал сужаться, как и круг друзей… Мир сузился до горизонта Тебя». «Эта Осень оказалась на редкость горда. Долго держалась и, наконец, расплакалась». И так далее… Каждый, кто хоть раз издавал собственную книгу (пусть брошюрку в десять листов на скверной бумаге!), знает чувство счастья, завершенности некоего этапа, смысла своей жизни.

Презентацию стихотворного сборника «Черная жемчужина» (проходившую в Рязанском театре кукол) Маргарита Хитрова совместила с символическим празднованием вышеперечисленных годовщин. Оставаясь верна собственной парадоксальности, она со сцены во всеуслышание объявила, что этот вечер-концерт будет последним, так как она расстается с искусством и вливается в ряды «добропорядочных граждан». Конечно, «демоническая женщина» тогда кокетничала или шутила. Шуточные подарки ее друзья ей и приготовили. Я, помнится, начала цикл юморесок о приключениях «бардессы Риммы Хитовой», слабенько напоминающий знаменитые хроники жизни питерской обаяшки Масяни… Но когда в творческой биографии Маргариты наступила стагнация, приключения сами собой сошли на нет.

А может, в тот момент, говоря о расставании с актерской профессией (да – но ведь невозможно расстаться с профессией «демонической женщины», как уверяла еще Тэффи!), она просто выдала желаемое за действительное. Не верю, что даже в самые черные дни Маргарита допускала мысль о разрыве со сценой, с песнями, с ночными бдениями над листком бумаги. От этого невозможно уйти, как невозможно без грубого хирургического вмешательства изменить данные от природы черты лица, особенности фигуры. Только операции на душе переносятся болезненнее телесных…

Много раз я с «обывательских» позиций говорила Маргарите: опомнись, тот, кто творит – неважно, слово, музыку, картину, танец – платит за свое дарование огромную цену. Взгляните, вдумайтесь – как мало среди людей искусства благополучных семьянинов, почтительных детей, самозабвенных родителей! Оно отбирает человеческие привязанности и приковывает личность к своему стержню, центру мира. Ты хочешь пополнить эти ряды?

Хочет. Служителю искусства главнее всего, чтобы его микрокосм складывался - и жил в гармонии.

После 2003 года в творческой деятельности Маргариты наступило затишье. В очередной раз звезды встали неблагосклонно. Количество концертов свелось к минимуму, основным способом творческих «выплесков» стали роли в киношных массовках… Но, конечно же, как все, знающие Маргариту, и думали, выступления у нее не прекратилась. Они по-прежнему желанны, ожидаемы, и каждое волнует актрису, несмотря не его порядковый номер, точно… нет, не первое – второе. Проверяющее дебютанта на прочность соответствия избранному высокому и требовательному ремеслу.

Удивленная прочностью Маргариты, госпожа Удача предоставила ей шанс выступить в Москве, в очень популярном ныне как литературный салон музее «Булгаковский дом» (Москва, Большая Садовая, 10).

Тем, кто заинтересовался искусством «демонической женщины», к сведению:

21 марта, в субботу, в 18.30, в Булгаковском доме, творческий вечер Маргариты Хитровой, посвященный Серебряному веку.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари