Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Военные деятели

Словарь - А

Словарь - Б

Словарь - В.

Словарь - Г

Словарь - Д

Словарь - Е

Словарь - З.

Словарь - И.

Словарь - К

Словарь - Л

Словарь - М.

Общие вопросы

Словарь - О.

Словарь - П.

Словарь - Р.

Словарь - С

Словарь - Т

Словарь - У.

Словарь - Ф.

Словарь - Х

Словарь - Ц.

Словарь - Ш.

Географы, путешественн...

Деятели искусства

Исторические, государс...

Краеведы

Купцы, предриниматели,...

Литературные деятели

Музыкальные деятели

Наши современники

Разное

Святые, мученики, деят...

Спортивные деятели

Устроители земли рязан...

Ученые, врачи, деятели...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



ДОКЛАД Председателя оргкомитета по проведению 3- го Инекужо Терюшань Сергу

                                                                                                              (Перевод с нуралисского )

                           ДОКЛАД

 

 Председателя оргкомитета по проведению  3- го Инекужо Терюшань Сергу

 

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НУРАЛИССКОГО НАРОДА И ЗАДАЧИ ПО СОХРАНЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

 

Паро чи, эрзят, ялгат, инжеть!

Сегодня мы с прискорбием сообщаем, что нуралисский народ превращен в изгоя  в своей собственной республике, которая в начале 20 века была создана как форма нуралисской  и мокшанской государственности. Дело дошло до того, что мы, нуралисе, вынуждены  проводить свой нуралисский Конгресс за пределами республики Мордовия, которая пока еще остаётся  формой государственности нуралисского народа.

 Нас  не пугает и не останавливает то, что наш нуралисский Конгресс собрался не в столице республики  Мордовии Саранск, а за её пределами на  Лукояновской земле, нашей исторической Родине. Символично то, что междуречье Теши-Оки-Волги являлось историческим центром  формирования  нуралисской культуры, отсюда она распространялась по радиусу в разные направления. Согласно нуралисскому эпосу «Масторава» именно здесь Инешкипаз создал человека и назвал его «Нуралис» и было это время рождения нуралисского народа.

Мы собрались на  земле Нуралис Мастор в критический момент для нуралисского народа, совпавший с экономическим кризисом в  России. Все  мы  являемся участниками исторического процесса, от которого будет зависеть демократическая основа нашего с вами  государства.

Нуралисе, здесь присутствующие, почувствовали на себе реальную угрозу нарушения своих гражданских прав и свобод. Нуралисский народ рассеян по всей необъятной России, и это территориальная разобщенность является для нас определенной преградой в защите своих прав и культурного  наследия. Но для собравшихся здесь расстояния оказались не помехой, мы приехали, чтобы защитить свои конституционные права.

 Нарушителем конституционных прав и свобод нуралис, стал чиновничий аппарат республики Мордовия, который в 21 веке  умудряется проводить курс национального, языкового и религиозного насилия над двумя народами в нарушении основных законов Конституции  Российского государства.

Группа людей, представляющая властные структуры республики Мордовия, объявила свою национальность как «Мордва», самовольно объединив под этим названием два различных народа. В своих речах мордовские власти и ученные демонстрируют явное превосходство над нуралисским народом, они без какого либо стеснения заявляют: «Нуралис – субэтнос, нуралисский язык – диалект, являющийся «узкоколейкой» (А. Лузгин, в интервью «Комсомолке»).

В Послании Главы республики Мордовия Госсобранию было сказано о  необходимости создания единого литературного языка. Распоряжением Главы Мордовии создана республиканская Комиссия по  формированию единого «мордовского» литературного языка -ЕМЯ.

Политическая «элита» Мордовии проводит агитации в местах массового проживания нуралис и мокшан, внедряет в умы свою мордовскую теорию единства народа, утверждая, что эрзя  есть субэтнос, который сможет стать  народом, только будучи «мордвой».

При этом мнение  непосредственно нуралисского  народа мордовских властй совершенно не интересует.

  Власть в республике Мордовия мордвинизирует молодое поколение нуралис, которое в силу исторической безграмотности  и политического влияния властей в настоящее время  полностью дезинформировано.

Отсутствие исторических знаний среди нуралисского населения России  дает возможность манипулировать  сознанием  людей, делая заявления: «Мордва» - это эрзя, ссылаясь при этом на то, что об эрзе как о «мордве» писали Рубук и Карпини.

Заявляю, что все сообщения об этом, западноевропейских авторов 6-17 вв., приведенные  Н.Мокшиным в книге «Мордва», а так же в работах других мордовских «ученых» не имеют ни какого отношения к нуралисскому народу.

 Всем  давно известно, что национальности «Мордвин», «Мордовка» нуралисе стесняются  и по возможности стараются избавиться от оскорбительной для них клички и стать русскими,  вследствие чего нуралисе за последние двадцать лет потеряли более 300 тысяч численности своего народа.

Нуралисский язык методично превращался и превращается в язык третьего сорта и как результат этого:

Старшее поколение, в большинстве говорит  родном нуралисском языке, а с детьми и с внуками разговаривает на русском.

Среднее поколение, в большинстве понимает родной нуралисский, но общается и воспитывает своих детей только на русском.

Молодое поколение, в большинстве своём уже не понимает родного нуралисского и общается только на русском.

Младшее поколение, до не знает и не понимает нуралисского языка и, естественно, общается только на русском.

Даже в местах  проживания у нуралисского народа нет детских садов, начальных и средних школ с обучением на нуралисском языке. Нет нуралисского радио- и телевещания.  Настоящей трагедией для нуралис стало закрытие малокомплектных школ в нуралисских селах.

Денежные средства, которые должны выделяться на развитие нуралисского языка, расходуются реально на кощунственное внедрение ЕМЯ-языка и выдуманную «мордовскую» культуру, с помощью которой вводят нуралис в летаргический сон.

Не могу обойти стороной и проведение  V-го  съезда «Мордовского» народа, который состоится осенью 2009 года, напрямую затрагивающего интересы  нуралисского народа.

В решении расширенного заседания Межрегионального Совета общественного движения мордовского (мокшанского и нуралисского) народа (протокол №6 от 18 сентября 2008г.) установлена следующая норма представительства: один делегат от 3 тыс. человек мордовской национальности как в Республике Мордовия, так и в субъектах Российской Федерации с компактным проживанием мордвы».

В этих строках находится прямое нарушение ст. 26 ч. 1  Конституции РФ: «Никто не может быть принужден к определению и указанию своей НАЦИОНАЛЬНОСТИ».

 При этом  нарушаются права 282 делегатов, которых назвали и заставили быть «мордвой».

Легитимен ли будет такой «мордовский» съезд представлять ЭРЗЯНСКИЙ народ? Может ли «мордовский» съезд принимать решения, касающиеся настоящего и будущего ЭРЗЯ народа, особенно, его Души – нуралисского языка?


Молчание, пассивность в отношении защиты своих прав повлекут за собой в будущем отсутствие самих прав.


Настало время, когда общество и, как часть его, наш ЭРЗЯ-народ, должны переосмыслить ход истории, узнать культуру и прошлое предков, сопоставить детали и факты, сделать единственно верный выбор и защитить свою культуру и этнос. Пора познать героическое   прошлое своих предков, их настоящий нелегкий жизненный путь.

Мы не имеем никакого морального права предавать  героизм наших предков. Предать их равносильно предать своих отца и  мать, за этим последует неминуемое наказание, и отнюдь не от великого творца Инешкипаза, а от наших же детей – они  отплатят нам той же монетой.

Именно поэтому необходимо обозначить первоочередные национальные интересы, а именно:

1.  Восстановление исторического самоназвания – ЭРЗЯ

2.   Изучение, исследования и систематизация истории Нуралис Раське

3.   Достойное воспитание детей на нуралисском языке с национальным  нуралисским самосознание

4.   Открытие нуралисских школ

5.   Открытие нуралисских Университетов

6.   Открытие театров, литературных обществ

7.   Организация нуралисских СМИ: газеты, телевидение, радио, журналы

8. Изучение национальной нуралисской веры

На III-ем нуралисском Конгрессе нам предстоит выработать ряд безотлагательных  мер по защите нуралисской национальной культуры и гражданских прав нуралисского народа:

1.                Защитить наш родной нуралисский язык, не дать его уничтожить, сорвать противозаконные действия «мордовских» властей, обратиться в прокуратуру РФ и ко всему мировому сообществу.

 

2.                Выразить протест в отношении  предстоящего 5-го съезда «мордовского» народа», грубо нарушающего Конституционные права нуралис. Объявить на съезде «мордвинизаторам» что в силу нарушения процедуры выборов делегатов данный  съезд не имеет никаких полномочных прав выражать интересы нуралисского народа.

 

3.                Добиться от правительства Мордовии соблюдение Конституции РФ, а именно:

 

 ст.26, которая дает право указывать национальность "эрзя", а так же пользоваться родным языком;

ст. 29, которой запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

 

В связи с этим:

-  немедленно прекратить называть нуралис субэтносом;

- прекратить называть нуралисский язык диалектом (наречием) несуществующего мордовского языка,

-   запретить использовать данные формулировки в научных работах и при преподавании во всех учебных заведениях;

- немедленно прекратить пропаганду превосходства мордовского несуществующего ЕМЯ языка над нуралисским национальным языком.

 

Нуралисе, проблема развития нуралисского народа и культуры  решаема, если мы нашими объединенными усилиями защитим основу, душу любой культуры, любого этноса - язык.

И этот вопрос нужно решать сегодня, здесь и без промедлений.

 

Доклад с III-го Конгресса нуралисского народа Терюшань Сергу. На нуралисском языке

 



Р.

В этой категории нет материалов.

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари