Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Военные деятели

Географы, путешественн...

Деятели искусства

Исторические, государс...

Краеведы

Купцы, предриниматели,...

Словарь - А

Словарь - В.

Словарь - Д

Словарь - З.

Словарь - К

Словарь - М

Словарь - Р

Словарь - С

Словарь - Х

Словарь - Ц

Словарь - Ш

Словарь - Я

Литературные деятели

Музыкальные деятели

Наши современники

Разное

Святые, мученики, деят...

Спортивные деятели

Устроители земли рязан...

Ученые, врачи, деятели...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



-Ч-

чабрец - cäpor tikshe
чавкать - cämkams(цямкамс)
часть - pelkqs (пелькс)
часы - shkanevti,shkalovi
человек - lomanj(ломань)
чесотка - tazt(тазт)
четыре - nile(ниле)
чешуйка рыбы - kal luksh(кал лукш)
чёрт - idemevs(идемевсь)
чижик (игра)- koka (кока)
чижик (кор.палочка)- koka (кока)
чилим - vedumarj(ведьумарь)
чирей - orvo(орво)
чиркнуть(для зажж.) - verskedems(верьскедемс)
читать - lovnoms(ловномс)
что - meze(мезе)
что-нибудь - meze a meze, meyejak, meze-buti(мезе
а мезе, мезеяк, мезе-бути)
чуваш - vetke (ветьке)
чувство - jozho(ёжо),mel(мель)
чудесный - parodojak paro(пародояк паро)
a jovtavishka paro(а ёвтавишка паро)
чужой - jat (ят)
чушь - veterdema(ветердема)

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э  Ю  Я



Покинули Россию навсегда...

В своей книге «Москва купеческая» Павел Бурышкин, представляя купеческие династии, разделил их на пять групп. Во вторую группу он отнёс семьи, которые играли выдающуюся роль в предпринимательстве и общественной жизни, но «к моменту революции сошли с первого плана — либо отсутствием ярких представителей <…>, либо выходом из купеческого клана». Среди них автор называет семью Якунчиковых.

«Якунчиковы были также одной из московских купеческих фамилий, которая довольно скоро отстала от торгово-промышленной деятельности и ушла в дворянство. Их имя было известно с первой четверти прошлого столетия (XIX в. — Ред.), но почётное место в рядах московского купечества они заняли несколько позднее, благодаря Василию Ивановичу Якунчикову». Этот московский предприниматель и меценат вёл свой род из города Касимова Рязанской области.

По фамильному составу касимовского купечества первой половины XIX в. Якунчиковы причислялись к крупнейшим фамилиям этого города, в число купцов были записаны 14 человек из этой семьи. Главный доход Якунчиковы в это время получали от питейных откупов. Суть этой коммерческой операции сводилась к тому, что частное лицо или группа лиц заключали договор с правительством, платили в казну определённую сумму, за что получали право торговли и взимание косвенного налога с продаваемых спиртных напитков от имени государства. Доходы откупщики получали из разницы между покупной и продажной ценой вина — суммой, которую они платили в казну государства и суммой, которую выручали в результате торговли. Подобные операции были очень рискованными, так как за выполнение договора откупщик отвечал собственным имуществом, но лица, преуспевшие в этом деле, получали огромные прибыли.


М.Врубель. Портрет М.В.Якунчиковой. 1886—1889 гг.

С 1790-х гг. в питейных откупах начали участвовать двоюродные братья Лукьян Прохорович и Михаил Абрамович. Со временем эта деятельность для семьи Якунчиковых стала основной и сохранялась таковой вплоть до отмены откупной системы продажи питей в России в 1863 г. В конце 20-х гг. XIX в. Якунчиковы совместно с касимовскими купцами Алянчиковыми заключили с казной контракт на содержание откупов по Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Орловской, Тульской и Калужской губерниям. Их коммерческая благонадёжность была обеспечена недвижимостью — у Якунчиковых был особняк в центре Касимова, где размещался рейнский винный погреб. Однако, не полагаясь на рискованное дело откупов, Лукьян Прохорович в 1806 г. основал у села Русина Ковровского уезда Владимирской губернии хрустальную фабрику. В 1814 г. на этом предприятии работало 76 вольнонаёмных рабочих, имелись печи для варки стекла. На фабрике вырабатывалась различная «гладкая, шлифованная и рисованная» посуда: хрустальные графины, кружки, стаканы, рюмки. После смерти Лукьяна Прохоровича дело перешло в руки жены и сыновей. Фабрика Якунчиковых просуществовала до 1840-х гг.

Примерно в это же время Михаил Абрамович занялся торговлей хлебом и другими товарами. Наряду с откупами торговое дело он передал наследникам. Таким образом, капиталы, накопленные Якунчиковыми на питейных откупах, перешли в производственную сферу. Ярким примером этому служит семья племянника Михаила Абрамовича — Василия Ивановича (1827—1907).


Н.И.Павлов Дом Якунчиковых. 1948 г. Чувашский государственный художественный музей

В 1849 г. Василий Иванович с детьми записался в купеческое общество города Пятигорска, а с 1860 г. уже числился в московском купечестве. Вот как охарактеризовал предприниматель В.А.Кокорев молодого Якунчикова, своего адресата, в письме к нему: «Ваше любезное письмо перенесло мои мысли к воспоминаниям о событиях, бывших в 1846 году, в котором я первый раз имел удовольствие познакомиться с Вами на откупных торгах в Ярославле. Как сейчас представляю себе красивого юношу, с шапкой кудреватых волос на голове, с розовыми щеками и созерцательным взглядом на окружающее. Потом этот юноша уехал надолго в Англию, воспринял там только то, что пригодно для России, и возвратился домой, нисколько не утратив русских чувств и русского направления. Этот юноша — Вы, продолжающий своё коммерческое поприще с достоинством и честностью для родины. Много с тех пор протекло воды. Вы шли стопой благоразумной осмотрительности, а я без всякой сдержанности давал волю своим фантазиям».

Во второй половине XIX в. московские Якунчиковы вкладывают средства в промышленные предприятия. В 1865 г. Василий Иванович учреждает на реке Нара в селе Фоминское Верейского уезда Московской губернии Воскресенскую бумагопрядильную мануфактуру, которая впоследствии будет продана Товариществу «Эмиль Циндаль». В 1876 г. основывает кирпичный завод на станции Одинцово Звенигородского уезда. Участвует в учреждении Московского Торгового банка (совместно с Н.А.Найдёновым и П.М.Рябушинским), пользуется уважением в общественных кругах — Василий Иванович являлся выборным московского купечества и Московского биржевого общества.

Но главное, чем был знаменит в Москве В.И.Якунчиков, — это благотворительность и покровительство деятелям искусства. В своём доме на Средней Кисловке он устраивал знаменитые на весь город фортепьянные вечера, на которых играли знаменитые музыканты братья А.Г. и Н.Г.Рубинштейны.


В.И.Якунчиков. 1827—1907 гг.

Василий Иванович оказывал пианистам финансовую помощь, при его непосредственном участии в 1866 г. ими была открыта Московская консерватория «для лиц всех сословий от 10 до 30 лет», выдававшая диплом свободного художника.

В 1870 г. Якунчиковы приобретают имение в подмосковном селе Черёмушки. Перейдя в руки Василия Ивановича от старых владельцев Меньшиковых, усадьба поначалу пережила время запустения. В её окрестностях строится ещё один кирпичный завод, большинство построек сдаётся в аренду под летние дачи, сад и оранжереи приходят в упадок.

Однако в 1890-е гг. главный дом усадьбы, возведённый в 1780-х гг. датчанином Франциском-Конрадом Вильстером, был подвергнут реконструкции. В постройке были заменены деревянные перекрытия, устроено пароводяное отопление, водопровод, канализация и электричество. Дом подвергся внутренней перепланировке. В его отделке появилось сочетание разных стилей: парадная лестница была декорирована в китайском стиле, кабинет и буфетная расписаны «а ля Ренессанс», комнаты выполнены в духе классицизма и ампира.

Высокое качество произведённых работ было обеспечено привлечением молодого, талантливого архитектора И.В.Жолтовского.

Усадьба в Черёмушках становится центром театральной и музыкальной жизни. К Василию Ивановичу приезжают братья Рубинштейны, А.Н.Скрябин, П.М.Третьяков, художник В.Д.Поленов и многие другие представители культурной элиты конца XIX в. Теплоту, уют и в московском доме на Средней Кисловке, и здесь, в Черёмушках, создавала жена Василия Ивановича — Зинаида Николаевна (в девичестве Мамонтова). Она была прекрасно образована, любила живопись, театр, музыку. Зинаида Николаевна чудесно играла на фортепьяно (она училась у А.Н.Скрябина и покровительствовала ему). Как пишет в своей книге П.Бурышкин, она «была одной из наиболее красивых и интересных в Москве хозяек дома».

В живописной местности на окраине Наро-Фоминска сохранилась старая двухэтажная постройка — это тоже бывшая усадьба Якунчиковых. Летом 1901 г. здесь по приглашению Василия Ивановича гостил писатель А.П.Чехов. Через два года, приехав в имение, он работал над пьесой «Вишнёвый сад». Обстановка усадьбы нашла своё отражение в декорациях второго действия пьесы: «Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле неё колодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишнёвый сад». Писателя и хозяев дома часто навещали артисты Художественного театра. В один из приездов вдохновлённый пьесой К.С.Станиславский предложил немедля начать репетицию, тем более что рядом с владениями Якунчиковых находился цветущий вишнёвый сад, как бы служивший декорацией к действию.

В трёх километрах от Звенигорода, в селе Введенское, Якунчиковы владели усадьбой, принадлежавшей до 1860-х гг. барону Штакельбергу. При новых владельцах в усадьбе была обновлена церковь, построенная в 1812 г. в стиле русского классицизма (сохранилась до наших дней). В этих живописных местах любила бывать дочь Василия Ивановича — Мария (1870—1902, по мужу Вебер), известная русская художница, чьи картины ныне хранятся в Третьяковской галерее.


М.В.Якунчикова. Фото конца XIX в.

Художественные наклонности родителей передались Марии Васильевне. Она получила прекрасное образование, побывала в Италии, Франции и Австрии. Первой крупной работой М.В.Якунчиковой стала картина «Москва зимой. Вид из окна на Среднюю Кисловку», написанная ею в 1889 г., в возрасте 19 лет, сразу по возвращении из-за границы. Дневниковые записи Марии Васильевны свидетельствуют, что, возвратившись домой, она с особой силой ощутила любовь к родному городу. В 1890-х гг. художница в своих работах запечатлела красоту живописных уголков Черёмушек, Введенского. Однако судьба распорядилась так, что дальнейшая жизнь Якунчиковой прошла в основном на чужбине. Весной 1890 г. врачи обнаружили у неё туберкулёз и отправили лечиться во Францию.

Когда Марии Васильевне становилось лучше, она возвращалась в Россию. Уезжая же за границу, писала сестре: «Жаль было оставлять Москву, всегда нить работы как-то обрывается при переезде. Здесь, конечно, много хорошего и нужного, но другого, перестраивающего все душевные струны». Мария Васильевна умерла в тридцать два года в Париже. За свою недолгую жизнь она создала множество произведений в самых разных жанрах: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. Лучшие её картины были написаны в России. Другая дочь Василия Ивановича и Зинаиды Николаевны — Наталья — вышла замуж за известного художника В.Д.Поленова.

Старший сын Якунчиковых — Владимир (1855—?) — закончил юридический факультет Петербургского университета. Входил в состав директоров Товарищества Воскресенской мануфактуры, являлся членом советов Московского купеческого и Московского торгового банков. Занимал должности выборного Московского биржевого общества и члена правления совета торговли и мануфактуры. В 1904 г. он был награждён орденом Св. Станислава II степени. В Москве был известен как знаток и собиратель ценных и редких книг, в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Владимир Васильевич стал одним из организаторов отдела русского искусства.


М.В.Якунчикова. Обложка журнала «Мир искусства». 1899. №13—14

Как уже поминалось, Якунчиковы были в родстве с известной купеческой династией Мамонтовых. Невесткой Зинаиды Николаевны стала её племянница — Мария Фёдоровна. Она получила известность благодаря организации в период сильного голода 1881 г. бесплатных столовых в Тамбовской губернии. Для материальной поддержки ей пришла мысль раздавать местным жительницам заказы на старинные вышивки, а затем покупать их. Работы тамбовских мастериц получили на Второй Всероссийской кустарной выставке почётный диплом. После организации С.И.Мамонтовым в Абрамцево художественного кружка она оказывала огромную помощь в руководстве его столярной мастерской и кустарным складом в Москве.

М.Ф.Якунчиковой принадлежал особняк, построенный в 1899—1900 гг. архитектором В.Ф.Валькотом (Пречистинский переулок, дом 10). Это здание в стиле модерн лишено декоративных украшений, за исключением зеленовато-коричневых майоликовых вставок, выполненных в абрамцевских мастерских.

Младший сын Якунчиковых — Николай — также был предпринимателем, одним из последних владельцев Черёмушек. Он пытался возродить усадьбу в её прежнем великолепии, но не успел — началась Первая мировая война.

События 1917 г. не пощадили и семью Якунчиковых. Они лишились своего имущества и в начале 1920-х гг. навсегда покинули Россию.

Советуем прочитать

Бурышкин П. Москва купеческая. М., 2002.

История московских районов. Энциклопедия. М., 2005.

Муравьёва Т. Москве посвящается. Москва в работах русских художников. М., 2007.

Петров Ю.А. Московская буржуазия в начале XX в.: предпринимательство и политика. М., 2002.

Филиппов Д. Касимовские откупщики. // Рязанские ведомости. 24.06.2000.

Филиппов Д.Ю. Купеческое сообщество города Касимова конца XVIII — начала XX в. // Рязанская старина. 2002. № 1.

Чехов А.П. Вишнёвый сад.

Наталья ДОРОЖКИНА

Все для учителя истории

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари