Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Каталог публикаций

Справочники

Государственный архив ...

Государственный архив ...

Государственный архив ...

Государственный архив ...

Разное

Российский государстве...

Российский государстве...

Российский государстве...

Российский государстве...

Фонды личного происхож...

Словарь - А.

Словарь - Б.

Словарь - В.

Словарь - Г.

Словарь - Д.

Словарь - Е.

Словарь - Ж.

Словарь - З.

Словарь - И.

Словарь - К.

Словарь - Л.

Словарь - М.

Словарь - Н.

Словарь - О.

Словарь - П.

Разное

Словарь - Р.

Словарь - С.

Словарь - Т.

Словарь - У.

Словарь - Ф.

Словарь - Х.

Словарь - Ц.

Словарь - Ч.

Словарь - Ш.

Словарь - Щ.

Словарь - Э.

Словарь - Ю.

Словарь - Я.

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



БОГАТАЯ ЗЕМЛЯ

Богатая земля
Автор: Ракшин Олег 

"Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых..."
А. Блок



Часто любознательные гости Самары задают экскурсоводу  вопрос: «Почему на гербе города красуется коза»? Считается, ответ очевиден и широко освещен в краеведческой литературе: поголовье самарских коз, по сравнению с другими городами Российской империи, превышало все статистические нормы. И, вообще, российская геральдика есть некий символический зоопарк - медведи, львы, козлы, лошади, олени. Встречается экзотика в виде грифонов, единорогов и птицы Гамаюн. Специалисты считают - прообразы русских  гербов следует искать в боспорских царских знаках, астральных изображениях и в княжеских символах Рюриковичей.

Однако, православных иерархов, сурово расправлявшихся с любой формой церковного инакомыслия, языческие символы на гербах христианских городов, не смущали. Так, в конце 1850-х годов  управляющий гербовым отделением  Сената Борис Васильевич Кёне предложил использовать в качестве символа недавно образованной самарской губернии – «дикого козла», вместо «белой козы». «Горделивый серебряный козёл на лазоревом щите внушал уважение своей уверенностью и мощью. Усиливали впечатление золотые рога, червлёные глаза, язык и чёрные копыта». Впечатленные сенаторы позабыли - в христианстве козел это дьявол, проклятый грешник, похоть и непостоянство. 

А между тем, выбор был. 

Не всякий самарец знает, что в качестве официального символа Самары в 30-х гг. XVIII века планировали следующий герб: «Могила зеленая, знак золотой, поле лазорево, а знак как видится  в толковании доктурском или аптекорском, которое значит серу горячую, понеже, что в Самаре много могил и в земле множество родится серы». Естественно, герб с «могилой» забраковали. Через  120 лет  в 1850 году министр внутренних дел Российской Империи Л.А. Перовский предложил Сенату свой вариант герба будущего губернского центра: лазоревый щит, разделённый серебряным вилообразным крестом, символизировавшим слияние рек Волги и Самары. В верхней части помещался золотой рог изобилия, из которого сыпались золотые монеты (как олицетворение богатства, полученного от торговли). В нижних частях помещалось по одному золотому снопу пшеницы, как символы главного объекта этой торговли. 

герб Самары на открытке РГО 1856 года. Обратите внимание на животное - то ли коза, то ли олень, не понятно. Цвета совершенно не соответствуют официально принятым. Ошибка? Но в Русском Географическом Обществе служили сверхосведомленные чиновники

Вариант Перовского император Николай I отверг и предписал: использовать в качестве символа старую эмблему, - «в голубом поле стоящая на траве белая дикая коза. Щит герба увенчан золотою Императорской короною». На первый взгляд, идея Перовского, скажем так, более симпатична - Рог изобилия, снопы пшеницы, золотые монеты – красота! Однако, выбрали «серебряную козу», вероятно, объяснив, сей выбор так. Город Самара получил герб 22 декабря 1780 года вместе с другими городами Симбирского наместничества, и этот герб в точности повторяет эмблему Самары из Знаменного гербовника 1729 года, а так как символы городов назначаются раз и навсегда, в качестве официального самарского тотема оставили «Козу».

С тех пор немало копий сломано в процессе дискуссий - почему на герб поместили козу? «Надо думать, что на мысль дать Самаре в герб названное животное, хотя и фантастического цвета, навели существовавшие еще тогда в Самарском крае стада сайгаков, ныне совершенно исчезнувших», – предполагал знаменитый самарский городской голова Петр Владимирович Алабин. Если следовать  логике Алабина, по мнению специалистов из геральдической  конторы 18 века, вокруг города Сергиевск водилось множество лис, а Ковров славился изобилием зайцев. Правда, геральдист, не последняя инстанция — символы городов утверждались высочайшим указом, следовательно, царствующие особы прекрасно понимали, герб любого города в первую очередь - символ. 

Понятие символа относится к важнейшим категориям философии и до сего времени не имеет общепринятого определения. Символ состоит из двух компонентов: знака (внешняя форма) и значения (идейное содержание). Например, пионерский галстук состоит из красной  треугольной материи это внешняя форма. В прошлом любой пионер знал и символическое значение галстука - во-первых, символ принадлежности к пионерской организации, во-вторых, символическая частица знамени пионерской организации. В-третьих, три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. И что очень важно, обладателю пионерского галстука не нужно каждому встречному сообщать: «Я, пионер!» За него всё сообщит красный шейный платок - галстук. То есть символ обладает удивительным свойством – тотальной совокупностью информации об объекте. Прежде чем раскрыть символическую сторону самарского герба, обратимся к истокам, то есть к моменту появления в России геральдической конторы. 

граф Франциск де Санти

По рекомендации Якова Брюса (1) Петр Великий пригласил в Россию пьемонтского дворянина Франциска Санти для «отправления геральдических художеств». Часто его ошибочно называют первым русским герольдмейстером, что неверно, так как должность Санти была иной: товарищ герольдмейстера, говоря современным языком, заместитель руководителя герольдмейстерской конторы.  Задачи Санти решал грандиозные. Ему предстояло составить «гербы всех  царств, королевств, княжениев и провинцей Российского империя», и, дабы собрать больше данных, Санти разработал и разослал по городам империи анкету с рядом вопросов: чем сей населенный пункт, по мнению руководства, примечателен.  Полученные сведения переводил Иван Васильевич Ардабьев, с января 1722 года обучавший Санти русскому языку. Далее, Санти выбирал наиболее значимую, по его мнению, информацию и воплощал её в геральдическом символе. В 1727 году Санти арестовали по обвинению в заговоре. 

После ареста, часть архива Санти пропала вместе с его верным помощником Ардабьевым, часть, послужила основой для создания знаменного гербовника 1729 года. И хотя художником, изобразившим для самарского герба «белую дикую козу», считается артиллерийский сержант Александр Чирков, в литературе высказывается мнение - эмблемы знаменного гербовника, по существу, являются копиями рисунков, сделанных Санти. К деятельности «графа Сантия» у историков накопилось много вопросов, главный из которых имеет самое непосредственное отношение к теме нашего исследования: «В какой мере использовал Санти присылаемые сведения для составления городских гербов? Какие городские гербы и областные гербы нарисованы под его руководством и что лежит в основе того или иного изображения, символа? На эти вопросы мы не найдём ответа в литературе, так как не сохранились или до сих пор не обнаружены рисунки гербов, сочинённых Санти» (2).

- Тупик? 

 - Нет. 

Вновь упомянем имя переводчика Санти Ивана Васильевича Ардабьева. Ардабьев личность неординарная, в нашем рассказе ключевая. Как выпускник Славяно-греко-латинской академии, вполне мог считаться одним из самых образованных людей России - студентом изучал европейские языки, грамматику, пиитику, риторику, логику, физику на латинском и греческом языках. В разное время, академию окончили  Антиох Дмитриевич Кантемир, Михаил Васильевич Ломоносов,   Василий Тредиаковский, Леонтий Филиппович Магницкий и многие другие выдающиеся сыны России. 

Ардабьев разбирался в вопросах геральдики, как мы упоминали, учил Санти русскому языку, переводил присланные из провинции анкеты, а после ареста графа  исчез вместе с архивом. Обратим внимание на фамилию помощника Санти. Скорее всего, она произошла от нуралисского прозвания – прозвища означающее место рождения человека.  Иван, сын Василия по прозванию Ардабьев – человек из Орданьбуе (3). Можно предположить, Ардабьев - выходец из высших слоев общества, принадлежал к княжескому нуралисскому роду, следовательно, владел информацией не понятной выходцу из Пьемонта. 

Считается, что основным языком общения  в Российской империи XVIII  века служил русский язык. И переводил Ардабьев анкеты, написанные исключительно по-русски. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. В 1912 году К. Ф. Валишевский в книге «Иван Грозный» писал: «Съ этнографической точки зрънiя девять десятыхъ страны  имъли только то русское населенiе, которое оставила здъсь прокатившаяся волна недавняго колонизацiоннаго движенiя. Не было необходимости въ то время "скресь" русскаго, чтобы найти татарина и особенно финна. Основой населенія  вездъ являлось финское племя".  Столпы российской истории единодушны - Великороссы, это коренное население России "заговорившее" по-русски» и на бескрайних просторах Российской империи еще 18 веке преобладала иная языковая реальность. Возможно, Иван Васильевич Ардабьев часть анкет  переводил для Санти с другого языка, конкретно нуралисского, который, по мнению Дмитрия Владимировича Бубриха (4), является финно-угорским санскритом – прародителем. Именно на диалектах нуралисского языка разговаривали древние племена: мурома, меря, мещера, чудь, весь, оставившие после себя «тысячи нерусских названий городов, сёл, рек и урочищ» (В.О. Ключевский "Курс русской истории" СПб. 1904 год). Отсутствие в анкетах полной информации о населенном пункте, Ардабьев восполнял знанием истинного перевода топонима, черпал сведения из источников нам ныне неизвестных, однозначно не русскоязычных, тем не менее, понятных посвященным еще в 18 веке. 

герб города Арзамас

Например, загадочные стропила на гербе города Арзамас  есть русифицированное словосочетание се торо пе алов - это концы мечей вниз. Перевод вполне адекватно объясняет причину появления этого изображения: «на гербе города отражена его историческая заслуга. Изображение стропил один над другим с соприкасающимися остриями означает военную схватку, закончившуюся победой одного из противников (того, что сверху)».

герб города Старица

Если название города  укладывалось в рамки понимания «графом Сантием» русского языка, рисовался «говорящий» герб: город Старица — пожилая дама с клюкой, одета по-зимнему. Хотя герб к ковыляющей старушке не имеет ровным счетом никакого отношения, нуралисские слова ста, руцяшить, женская одежда. Не удивительна экономическая основа города Старицы: швейное производство и льнообрабатывающий завод.  означают

Дабы понять логику создания самарского герба, определим значением слова Самара.  Версии существуют всякие, однако единого мнения нет. Считается, что город Самара поименован по названию реки Самара. Дешифруя слово «самара», историки пытаются определить его суть, обращаясь к языкам племен в разное время проживавших в междуречье Самары и Волги, забывая при этом о народах оставившим после себя самые крупные археологические памятники золотоордынского периода – эрзя и мокша. На данный момент таковых памятников  семь: на правобережье Волги, в том числе, огромное древнее мокшанское кладбище у села Муранка и на левобережье, на территории Самары. 

В том числе,

"Обширныя, но малоизвестные кладбища находятся по речке Самарке (близ г.Самара), на урочищах Ласка панда (Власова гора) и Верьгезь панда (Волчья гора), среди мордовских поселений. Из находок в этой местности замечательные своеобразные железные кинжалы и мечи. Наконец на днях получил я известие об открытие минувшим летом в 3 верстах от Самары обширного могильника с находками ледянского характера..." ("Русская историческая география, "МОРДВА", курс лекций читаемых в 1908-09 году в Московском Археологическом Институте С.К. Кузнецовым, стр. 21, 1912 г.) 

В начале 20 века при строительстве дач в поселке «Барбашина поляна» был обнаружен нуралисский могильник, в котором упокоились по самым скромным подсчетам не менее 5000 человек. Вдумайтесь, 5000 человек! Для средневековья это огромная цифра. К слову сказать, в столице Золотой Орды проживало около 7000 человек, а так называемый Муромский городок населяло 10 000 горожан. Площадь некрополя – 17 Га, сопоставима по размеру с современной площадью Куйбышева.  Некоторые могилы были весьма богатыми и содержали изрядное количество серебряных украшений.  Следовательно, в 14-15 вв., то есть в эпоху предполагаемого визита митрополита Алексия в самарское урочище, рядом с захоронением на территории Барбашиной поляны существовал крупный укрепленный город, остатки которого в данный момент найти вряд ли удастся.  То, что сию местность населяли представители эрзи, говорят сохранившиеся знакомые всем самарцам топонимы: Барбашина поляна и Мазин угол. В переводе с финно-угорского санскрита мазин - мазы означает красивый, а Барашина поляна от барбо – крыжовник. 

Раскроем этимологию реки Самара (5) и пристани-поселения Самар с помощью нуралисского языка - значение топонима и гидронима наполнятся удивительно конкретным содержанием.  Неоднократно приходилось слышать язвительные замечания по поводу легенды, объясняющей происхождение названия реки. Мол, что мне Ра? Я и сама Ра. Ну, не может быть сия легенда правдоподобной, сообщают историки, так как нарушен принцип историзма: сама слово русское, а Ра древнегреческое обозначение Волги. Сообщаем,  нуралисе, мокшане, как называли главную водную артерию Руси  Рав, Рау, Ра (Бурный поток), так продолжают называть поныне. 

"Река Волга. Можно почесть памятником мордвы, потому что на мордовском языке она называется Рава (Ра ава: Волга-мать, автор), каковое название произошло от древнего ее названия Ра, из чего видно, что мордва при Волге обитала еще в глубокой  древности. Этому памятнику могут служить подтверждением еще следующия, около Волги встречающиеся реки и урочища". ("Памятники мордовской старины", о. Василий Орлов, стр 5, из журнала М.В.Д., ч. XXXIII, кн.3, 1851 г.)

А глагол само переводится, как приходить. Получаем вполне осмысленное предложение само Ра –  река, приходящая в Волгу. Кто оспорит очевидное? 

Загадочное поселение Самар, был построен на  возвышенности, вероятно, носившем название Сея марКозий холм. Со временем, значение и звучание топонима, гидронима забылись, слившись в слове Самара.  Однако, Санти, с подачи Ардабьева, или сержант Чирков, рисовали не просто герб города, изображался символ. А символ, как говорилось ранее, многозначен.  Почему коза серебряного цвета? Дело в том, что в нуралисском языке слова серебро и коза звучат практически одинаково: сия и сея. Серебро для средневековья редкий, дорогой металл символизирует чистоту и богатство. Коза тот же символ богатства, так как козя - нуралисское богач, богатство в дальнейшем трансформировалось в хозяина – хозяйку и замечательные пословицы: «где коза рогом, там жито стогом, где коза хвостом, там жито кустом». Не случайно министр Внутренних дел Российской империи Перовский предлагал герб с рогом изобилия, изливающим золотые монеты.  Лев Алексеевич знал, Самарская земля – богатая земля, что по-нуралисски звучит – козянь мастор. Русское ухо воспримет данное словосочетание как Козье место. Правда, нужно заметить, в нуралисском языке устойчивое словосочетание козяньмастор отсутствует, однако есть понятие Родина – касы мастор, что опять-таки созвучно «козьему месту» по-русски.  -

Коза Амалфея. "Символы и эмблимата"

Скорее всего, Лев Алексеевич Перовский предлагал свой вариант герба, как вместилище изотерических знаний. Напомним, рог изобилия связывают с мифической козой Амалфеей, вскормившей своим молоком Зевса  в пещере, и, не где-нибудь, а на козьей горе.

герб города Сергиевск

Герб Сергиевска необходимо рассматривать так же, как и герб Самары: некий знак, символизирующий реалии местности. «В верхней части щита герб Уфимский. В нижней - золотая лисица в зеленом поле, в знак изобилия этими зверями окрестностей города». Вероятно, ранее считалось, что лисы водятся исключительно в районе Сергиевска. Мне думается иное: лисьма по-нуралисски означает колодец, источник, родник, а энциклопедия услужливо подсказывает – город знаменит серными источниками. 

Вспомним, согласно присланной анкете, город Самара славился не хлебной торговлей, как думал впоследствии министр внутренних дел и не огромными стадами пасущихся сайгаков-коз. Могилы, огромные территории вдоль Волги занимали могильные холмы, поражая путешественников. Стоп. По-нуралисски могила - калмо. То есть, почти созвучно с русским словом «холмы». Созвучие сие закономерно, в русский язык слово «холм» попало из нуралисского, так как по мнению ряда археологов насыпать курганы-холмы над захоронениями первыми начали финские племена. Как "могила" попала в описание герба? 

Предположим. 

Некто прислал в СПб анкету с описанием самарских достопримечательностей: есть холмы, в холмах сера. Но в герольдмейстерской конторе слово "холм" прочитали как нуралисское колмо. Ага, так и запишем: "Могила зеленая, знак золотой..."

Чем знаменит город Самара? 

Правильно, тем, что находится напротив Девьих гор. Горы так назывались не от того, что там обитало много девушек, нет. Просто «Девьи», это нуралисское слово диво - удивляться. Действительно, Жигулёвские горы – удивительные по своей красоте «горо-могилы», то есть холмо-горы. И знак серы над «могилой» хотели изобразить не случайно: добыча серы на потребу петровской оборонной промышленности совершалась в удивительных – Девьих горах.  

Дивные горы стали Жигулёвскими в конце 18 века после подавления «восстания Пугачёва», когда, вероятно, часть населения Самарской луки уничтожили, часть выселили, стерлись в памяти народной мифы о Великой Богине - Матери, прилетавшей на землю в виде Солнечного Голубя. 

Но это уже совсем другая история.



Список литературы:
1. Соболева Н.А. "Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв."
2. А.Н. Завальный, В.Н. Зинченко, В.С. Мокрый «Государственные символы Самарской области». , 1999
4. "Свод законов Российской империи" стр. 500
5. Валишевский К. "Иван Грозный" стр. 16, 1912
6. "Нуралисско-русский словарь". Саранск. 1993
8. «Герб Самары и области", Samara.ru. Самарский информационный портал
10. "Русская историческая география, "МОРДВА", курс лекций читаемых в 1908-09 году в Московском Археологическом Институте С.К. Кузнецовым, стр. 21, 1912 г.
11. "Памятники мордовской старины", о. Василий Орлов, стр 5, из журнала М.В.Д., ч. XXXIII, кн.3, 1851 г.
13. Евгений Четвергов "Сырнень човалят", Саранск, 1995

Ссылки:

1.  Яков Брюс - граф Российской империи, один из образованнейших людей России петровской эпохи. Знал шесть языков, открыл первую российскую обсерваторию. Народная молва приписывала Брюсу славу чернокнижника и чародея.

2. Соболева Н.А. "Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв." стр.49, 1981

3. Орданьбуе нуралисское название города Ардатов в современной республике Мордовия. Кстати, фамилия художника Военной коллегии, официального автора самарского герба - Чирков, производная от нуралисского прозвища чирьке - дуга

4. Дмитрий Владимирович Бубрих (13 (25) июля 1890, Санкт-Петербург — 30 ноября 1949, Ленинград) — российский и советский лингвист, профессор (1925), доктор наук (1937), член-корреспондент АН СССР (1946), один из создателей отечественного финноугроведения.

5. Уса, нуралисское Усия имеет два значения: залив и остров, то есть «залив у острова», то, чем по сути Уса и является. Есть еще одно значение слова Усия – остров духов. Соотнесение с усами неких воинских братств необходимо рассматривать как курьез. Река Сок не от слова «сочный», а от сокамс - пахать, сока – соха, то есть река, протекающая через пашни. Возможно от сокс – лыжи, лыжная река.

http://excursion-63.ucoz.ru/publ/alternativnaja_istorija_samarskogo_kraja/bogataja_zemlja/6-1-0-27


http://nuralis.my1.ru/publ/oleg_aleksandrovich_rakshin_bogataja_zemlja/1-1-0-867



Венюковы. Венюков Михаил Иванович.

Старинный русский дворянский род, ведущий начало от Марка (Богдана) Ермолаева В., бывшего окладчиком в Ряжске в 1591. Герб В. помещен в Общий Гербовник (ч. VIII, стр. 25) и имеет следующее описание: «Щит разделен на четыре части, из коих в 1-й части в голубом поле изображена серебряная луна, обращенная направо. Во 2-й части в красном поле видны две руки, выходящие из облаков, на левом боку щита означенных, держащие лук со стрелой. В 3-й части в красном поле находится вооруженный воин в латах, едущий на коне в правую сторону. В 4-й части в зеленом поле крестообразно положены сабля, бердыш, ружье, лук и колчан со стрелами, перевитые масличной ветвью. Щит увенчан дворянскими шлемом и короной со страусовыми перьями. Намет на щите голубой и красный, подложенный золотом и серебром». Род В. записан в VI ч. ДРК Курской, Московской и Рязанской губерний.

1-я ветвь

Первое колено

1. Марк-Богдан Ермолович Венюков.
Ум. 1634.
За ним в 1628 состояло 17 четв. в д. Великая Лука Пехлецкого ст. Ряжского у.

Второе колено

2. Карп Маркович (Богданович) (1).
В 1634 дано ему с братом поместье отца.
3. Савва Маркович (Богданович) (1).
Ум. после 5.01.1687.
16.10.1664 дано ему к 96 четв. с полуосм., по его поместному окладу в 300 четв., еще 40 четв. в д. Крутая Пехлецкого ст. Ряжского у. 28.08.1673 выменял 25 четв. в Стрелковой п. Пехлецкого ст. Ряжского у. у Василия Афанасьевича Федюкина. В 1678 за ним состояло 5 дворов. В 1683 из его поместного оклада 840 четв., 150 четв. в Ряжском у. дано ему в вотчину.

Третье колено

4. Трофим Карпович (2).
Ум. до 1672.
5. Еремей Карпович (2).
Рейтар.
6. Ларион Карпович (2).
В 1672 за ним с братом Еремеем и племянником Афанасьем Трофимовичем состояло поместье отца, которое было разделено по 46 четв. каждому.
7. Зиновий Саввич (3).
5.01.1687 вместе с братьями Панкратьем и Ульяном получил от отца по 51 четв. из родового поместья.
8. Панкратий Саввич (3).
9. Ульян Саввич (3).
Стряпчий.
За ним в 1681 состояло поместье в с. Шелемишево и с. Агламазово Пехлецкого ст. Ряжского у. В 1690 за ним значилось 37 четв. с осм. В 1694 за Троицкий поход дано ему 77 четв.

Четвертое колено

10. Афанасий Трофимович (4).
В 1672 дано ему поместье деда.
11. Корней Ларионович (6).
В 1691 и 1698 за ним состояло родовое поместье.
12. Артамон Ульянович (9).
Ум. до 1788.
Прапорщик.
Ж.: Прасковья Васильевна.
13. Ульян Ульянович (9).
Ум. в марте 1749.
Секунд-майор.
Произведен из кондукторов в инженер-прапорщики 5.04.1727; в подпоручики – 1.01.1728; в поручики – 2.10.1732; произведен из капитан-поручиков в секунд-майоры 8.03.1737; отставлен от службы с тем же чином 26.07.1738.
За ним состояло поместье в д. Великая Лука Пехлецкого ст. Ряжского у.
Ж.: 1. Н.; 2. Фекла Осиповна.
Н. Ульяновна (9).
М.: статский советник Александр Федорович Докудовский.

Пятое колено

14. Евтифей Корнеевич (11).
В 1728 разделил поместье отца с братом Родионом.
15. Родион Корнеевич (11).
Сержант л.-гв. Преображенского полка.
11.07.1727 солдат л.-гв. Преображенского полка Терентий Кондратьевич Федюкин занял у него 20 руб. до 1 сентября, заложив из своего имения 2 четв. в д. Великая Лука и 2 четв. в п., что была д. Стрелково, Пехлецкого ст. Ряжского у.
16. Прокофий Артамонович (12).
Р. 1764.
Прапорщик.
17. Петр Артамонович (12).
Р. 1766.
Гв. прапорщик.
18. Никифор Артамонович (12).
Р. 1771.
19. Михаил Артамонович (12).
20. Алексей Артамонович (12).
Р. 1767.
Авдотья Артамоновна (12).
М.: корнет Семен Григорьевич Федюкин (Р. 1753).
21. Илья Ульянович (13).
От 1-го брака.
Подпоручик.
Пожалован из прапорщиков в подпоручики 24.08.1762.
За ним состояло 32 четв. в д. Великая Лука Скопинского у. (1812).
Аксинья Ульяновна (13).
М.: прапорщик Евдоким Мокеевич Панферов (Р. 1745).
Мария Ульяновна (13).
М.: сержант Иван Потапович Попов (Р. 1730).

Шестое колено

22. Федор Родионович (15).
Р. 1730.
Коллежский секретарь. Секретарь Вотчинной коллегии. 10.08.1765 отставлен от службы.
За ним с братом Иваном состояло поместье в. д. Великая Лука Скопинского у.
Ж.: Арина Акимовна Курова.
23. Иван Родионович (15).
Секретарь.
Евфросинья Родионовна (15).
М.: корнет Потулов.
24. Иван Петрович (17).
25. Андрей Ильич (21).
Р. 1769.
Гв. подпоручик.
Пожалован из л.-гв. ефрейт-капралов в армии подпоручики 8.01.1789.
За ним с братом Иваном состояло имение отца и двоюродного деда статского советника Александра Федоровича Докудовского в д. Летово Скопинского у. За его женой в 1800 состояло 19 душ в с. Кобыльня Ряжского у. и 13 душ в д. Орловка Кирсановского у. Тамбовской губ.
10.12.1817 внесен в VI ч. ДРК Рязанской губ.
Ж.: Вера Андреевна.
26. Иван Ильич (21).
Р. 1778. Ум. до 1.08.1838.
Поручик.
Служил в Софийском мушкетерском полку; пожалован в портупей-прапорщики 14.11.1797; в прапорщики – 20.01.1799; в подпоручики – 18.05.1800; отставлен поручиком 18.12.1803.
За ним состояло 4 души в Ряжском у. 20.07.1823 купил у вдовы своего брата подпоручицы Веры Андреевны В. и ее детей 48 дес. земли в с. Великая Лука Скопинского у.
11.01.1830 внесен в VI ч. ДРК Рязанской губ.
Ж.: Анна Львовна. 1.08.1838 дано ей из поместья мужа 33 души в д. Великая Лука Скопинского у. Остальное поместье получили его племянники штабс-капитан Петр, майор Иван, подполковник Михаил, коллежский регистратор Николай и штабс-капитан Василий Андреевичи В.

Седьмое колено

27. Николай Федорович (22).
Р. 1782.
Поручик.
Служил из дворян в армии в Козловском мушкетерском полку с 1.11.1797; пожалован в прапорщики 18.04.1800; в подпоручики – 20.08.1802; уволен по прошению поручиком 16.10.1803; по выбору служил в ланд-милиции ротным командиром с 16.07.1808; награжден золотой медалью За службу в ланд-милиции.
За ним состояло 15 душ муж., 6 жен. пола и 40 четв. земли в д. Великая Лука Скопинского у. (1807).
1.03.1822 внесен в VI ч. ДРК Рязанской губ.
Мария Федоровна (22).
Р. 1772.
М.: поручик Петр Петрович Горюшкин (Р. 1768).
Мавра Федоровна (22).
Р. 1774.
28. Петр Андреевич (25).
Р. 1788.
Штабс-капитан и кавалер.
В службу вступил подпрапорщиком в Куринский пехотный полк 6.06.1803; перемещен в Одесский пехотный полк 29.08.1805; произведен в портупей-прапорщики 26.05.1808; в прапорщики – с переводом в 11-й Егерский полк 9.06.1808; в подпоручики – 2.04.1810; в поручики – 8.05.1812. Был в походах: с 20.12.1806 в Молдавии, Валахии и Бессарабии; 12.06.1807 участвовал в сражении при Измаиле; 29.08.1809 был при отражении вылазки из Измаила; 14 сентября – при взятии его; 29 сентября – в сражении при Добекторане; 12.05.1810 – в сражении у Базарджика; 22 мая – при его взятии; с 26 июня по 10 июля – в походе к Шумле; 30 июня – в Балканских горах, в перестрелке с турками; с 4 августа – в походе через Силистрию к Рущуку; 26 августа – при разгроме Куман-Али при д. Батино; 9 октября – при занятии г. Никополя; с 1.08.1813 – в Польше; с 11 по 19 ноября – при блокаде Модлина и сдаче находившихся там французских войск, за что награжден орденом Св. Анны 3-й ст.; отставлен “за ранами” штабс-капитаном с определением в инвалидную команду 26.12.1815.
За ним состояло 19 душ в Рязанской губ.
Ж.: 1. (3.05.1823) Елизавета Ивановна (Р. 1806). Венчаны в Соборной церкви г. Ряжска; 2. (10.11.1840) Татьяна Тимофеевна Микульшина; воспитанница Еропкина, который звал ее Ольгой, в память об умершей малолетней дочери.
29. Иван Андреевич (25).
Р. 1791.
Майор и кавалер. Городничий г. Курмыш Симбирской губ.
В службу вступил из 2-го кадетского корпуса прапорщиком в 20-й Егерский полк 28.11.1807; произведен в подпоручики 19.04.1809; в поручики – 24.06.1812; в штабс-капитаны – 15.08.1813; в капитаны – 18.06.1817; в майоры – 4.05.1818 с переводом в Селенгинский пехотный полк; уволен “за ранами” с мундиром и пенсионом полного жалованья 4.02.1819; определен городничим в г. Курмыш 3.12.1827 (с 14.02.1828). Был в походах и сражениях: 6.07.1812 с французами под Бауском; 16 июля при сц. Экгау; 24 июля при д. Олей; 10 августа при Дален-Кирхе и Кекау, где ранен пулей в левую ногу ниже колена, за что получил Высочайшее благоволение; 15 сентября в сражении при Таможне; 14 сентября при мызе Экгау; 17 сентября при мызе Рундаль; 18 и 19 сентября при отступлении русских войск до г. Риги; 3 октября – в сражении при Плоканах; 11 и 12 октября – при мызе Петенгоф; 13 ноября – при отступлении до г. Риги; с 9 декабря в преследовании неприятеля до г. Мемеля; затем – в походе до г. Данцига, где 25.01.1813 находился в сражении; 21 февраля – в сражении при Форштансе; 15 августа – при взятии Циганкенберга, где захватил неприятельский блокгауз, за что произведен в штабс-капитаны; 17 и 21 августа – при взятии Лангфурта; 12 ноября – при взятии Викельминда, за что получил орден Св. Анны 4-й ст.; 13.03.1814 – в сражении при Фершемпенуазе; при взятии Парижа ранен пулями в правый бок навылет, в спину и в правую руку, ниже локтя, с раздроблением кости, за что получил орден Св. Владимира 4-й ст. с бантом; в 1815 – в походе во Францию через Пруссию, Саксонию, Баварию до г. Деттельбаха. В 1831 предан суду “за слабый обыск и поноровку мещанке Наталье Брызгаловой”, подозреваемой в хранении краденого; 17.01.1833 получил строгий выговор за беспорядки во время пожара в г. Курмыш.
Ж.: Елизавета Михайловна Кутузова.
30. Михаил Андреевич (25).
Р. 1794.
Майор Алексапольского пехотного полка (1823). Полковник в отставке (1834).
5.10.1844 продал брату штабс-капитану Василию Андреевичу В. 5 душ в д. Великая Лука Скопинского у. и 3 души в с. Кобыльня Ряжского у.
Ж.: Софья Иосифовна.
31. Николай Андреевич (25).
Подпоручик 18-го Егерского полка (1823). Капитан (1851). Коллежский секретарь.
32. Василий Андреевич (25).
Р. 1805.
Штабс-капитан и кавалер.
В службу вступил в Алексипольский пехотный полк подпрапорщиком 22.09.1821; произведен в портупей-прапорщики 25.07.1824; перемещен в Полтавский пехотный полк 3.01.1825; пожалован в прапорщики 26.11.1826; в подпоручики – 13.05.1828 с переводом в 18-й Егерский полк; переведен в Орловский Егерский полк 2.04.1833; уволен по болезни штабс-капитаном 16.01.1834; избран на 6 лет дворянским заседателем Подольского Уездного Суда 4.02.1838; переизбран на 2-й срок 1.02.1844. В 1828 участвовал в войне с турками: 27 мая, переправясь через Дунай, вышел к Гирсову; 6 июля прибыл через Базарджик к г. Янибазару; 8 июля был при разгроме у Шумлы турецкой кавалерии, за что получил Высочайшее благоволение; 2 октября – при отражении неприятельских вылазок из крепости; затем – при отступлении русских войск от Шумлы; 7 октября – в сражении при с. Юсуф-Маре; с 11 по 28 октября – при осаде Силистрии; с 6.04.1831 – в сражении с польскими мятежниками при м. Баростин; 12 апреля – при том же м. в сражении с корпусом Дверницкого и в преследовании разбитого корпуса до Вышгорода; 15 апреля – в сражении при Молинской Корчме и в изгнании польского коруса в Австрию; 7 мая – в сражении при м. Устинце; 1 июня вступил в г. Люблин; 7 июня был при разгроме корпуса Янковского и окончательном поражении мятежников у с. Павловского; с 26 июня – на постройке моста и укреплений на правом бергу р. Вислы; 8 августа участвовал в уничтожении партизанского отряда Гедройца; 30 августа – в сражении против Ружницкого; 10 сентября – в авангардном сражении с поляками; 12 сентября – в сражении при м. Логово и с. Михайлово в Краковской области. В 1857 служил в чине поручика начальником Подольского Заставного дома военно-рабочей роты № 26.
За ним состояло 33 души в Рязанской губ.
Ж.: Екатерина Александровна.
Екатерина Андреевна (25).
Варвара Андреевна (25).

Восьмое колено

33. Иван Николаевич (27).
Капитан.
В 1840 проживал в Рыльском у. Курской губ.
34. Константин Петрович (28).
Р. 1.01.1826; крещен 2 января в Соборной церкви г. Ряжска; восприемником был поручик Николай Борисович Протопопов.
11.08.1839 причислен к роду отца.
35. Андрей Петрович (28).
27.3.1844 – 1.11.1904, Россия; крещен в с. Кобыльня Ряжского у.
Полковник.
Служил в 289-м пехотном Сухаревском полку.
21.06.1863 причислен к роду отца.
Ж.: Мария Андреевна.
36. Михаил Петрович (28).
Р. 2.11.1841; крещен 4 числа в с. Кобыльня Ряжского у.; восприемники: штабс-капитан Александр Маркович Быковский и девица Екатерина Петровна В.
Коллежский регистратор.
Обучался в Ряжском уездном училище, но полного курса не кончил. В службу вступил в Сапожковский Земский Суд канцелярским служителем 29.09.1859; перемещен в Ряжский Суд 28.03.1860; в Ряжское Уездное Казначейство – 18.05.1861; уволен по прошению 15.09.1861; вновь вступил в службу канцеляристом в Палату Государственных Имуществ 20.05.1866; перемещен в Управление Государственных Имуществ 1.01.1867; в канцелярию рязанского губернского прокурора – 23.02.1868; окончил землемеро-таксаторские курсы 27.09.1868; остался за штатом 28.04.1869; пожалован в коллежские регистраторы 4.05.1871 со старшинством с 4.06.1868.
Ж.: 1. Н.; 2. Ольга Николаевна. В 1889 проживала в г. Рязани Астраханской части на Дьяконовой улице в доме священника Троицкого.
37. Александр Петрович (28).
Р. 17.8.1852; крещен 21 числа в с. Кобыльня Ряжского у.
Артиллерии капитан.
Воспитывался в 1-й Московской военной гимназии. Поступил юнкером в Александровское военное училище 16.08.1869; в Михайловское артиллерийское училище – 14.08.1871; произведен в прапорщики со старшинством с 11 августа с переводом в 1-ю гренадерскую артиллерийскую бригаду 5.12.1871; пожалован в подпоручики 6.11.1872; в поручики – 29.12.1873; назначен исправлять должность бригадного адъютанта 19.11.1876; пожалован в штабс-капитаны 9.12.1876; утвержден в должности 5.01.1877; награжден орденом Св. Станислава 3-й ст. 10.02.1878; перемещен в Московское Окружное Артиллерийское Управление помощником старшего адъютанта 1.08.1879; пожалован в капитаны 18.12.1880; награжден орденом Св. Анны 3-й ст. 30.08.1883; назначен исправляющим должность помощника начальника артиллерийской мастерской 27.09.1886; утвержден в должности 21.02.1887. Имел темно-бронзовую медаль на Александровской ленте в память коронования Александра II в 1883.
Ж.: дочь надворного советника Софья Федоровна Терюхина.
Екатерина Петровна (28).
38. Владимир Иванович (29).
Р. 15.04.1826; крещен того же числа в с. Никитское Пронского у.; восприемником был Петр Андреевич В.
23.09.1835 с братьями Виктором и Михаилом причислен к роду отца.
39. Виктор Иванович (29).
Р. 26.06.1827; крещен 31 июня в с. Никитское Пронского у.; восприемником был Алексей Семенович Кондауров.
40. Михаил Иванович (29).
2.07.1832, с. Никитское Пронского у. – 4.07.1901, Париж, похоронен в Ницце; крещен 3 июля в с. Никитское Пронского у.; восприемники: поручик Иван Николаевич Кромин и жена флота лейтенанта Елизавета Петровна Кутузова.
Генерал-майор. Военный географ, этнограф, историк, общественный деятель.
Исследователь Дальнего Востока: сделал описание и составил подробные карты Уссурийского края и Сихотэ-Алиня, доказал возможность судоходства по Амуру, принимал участие в закладке Хабаровска и Благовещенска. Первым из европейцев изучил Тибетское нагорье, по заданию военного министерства совершил экспедиции по Японии, Китаю, Турции, Северной Африке, Южной и Центральной Америке. Становление русского государства (и любого государства вообще) рассматривал в связи с концепцией стремления к достижению им “естесственных границ”, под чем понимал природные преграды – горные хребты, моря, крупные реки, пустыни. Учёный секретарь Императорского Русского географического общества (1873). Почетный член географических обществ Англии, Франции, Швейцарии. Труды М.И.Венюкова издавались Французской академией.
В 1850 из Дворянского полка вступил в службу в артиллерию. С 1853 преподавал в Дворянском полку и был слушателем естественного факультета Петербургского Университета (1853 – 54). Окончил Академию Генерального штаба (1854 – 56). Служил старшим адъютантом в штабе генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева. Путешествовал по Дальнему Востоку (1857 – 59) – Амуру и Уссури , был в Забайкалье, на Чу, Иссык-Куле, в Тянь-Шане, на Алтае, Памире и на Кавказе. Служил в Польше председателем комиссии по крестьянскому делу. В 1868 совершил путешествие вокруг света; в 1869 – 71 был в Японии и Китае, в 1874 – в Азиатской Турции. С 1877 жил главным образом в Париже. В 1870-е путешествовал по Алжиру и Тунису, Сенегамбии, побережью Бразилии и Уругвая, Антильскому архипелагу и Панамскому перешейку и Корсике. Из многочисленных трудов В. особенного внимания заслуживают: “Путешествие по азиатским границам России” (1868); “Очерки Японии” (1869); “Описание японского архипелага” (1871); “Опыт военного описания русско-азиатской границы” (1873 – 76); “Очерки современного Китая” (1874); “Очерк английских владений в Азии” (1875); “Россия и Восток” (1877); “Очерки истории России от Крымской войны до Берлинского мира” (1878 – 80).
Завещал 10 тыс. руб. школе с. Никитское Пронского у.
41. Николай Иванович (29).
Р. 29.05.1835; крещен 30 мая в Воскресенской церкви г. Рязани; восприемники: отставной полковник и кавалер Николай Сергеевич Дубовицкий и надворная советница Анна Ивановна Горетовская.
Рядовой (1902).
9.11.1842 с братом Андреем и сестрой Софьей причислен к роду отца.
42. Андрей Иванович (29).
Р. 3.01.1837; крещен 5 января в Троицкой церкви г. Ряжска; восприемники: губернский секретарь и стряпчий Алексей Николаевич Кутуков и жена учителя Ряжского училища Василия Ивановича Константинова Наталья Алексеевна.
Софья Ивановна (29).
Р. 4.03.1838; крещена в Троицкой церкви г. Ряжска; восприемники: ряжский городничий кн. Иван Федорович Дулов и девица Калерия Дмитриевна Суздальцева.
43. Сергей Иванович (29).
Р. 30.10.1844; крещен 5 ноября в Петропавловском соборе г. Тарусы; восприемники: капитан Николай Алексеевич Прилуцкий и вдова титулярного советника Анна Васильевна Николаева.
44. Валериан Николаевич (31).
Надежда Васильевна (32).
Р. 1.10.1841; крещена 11 октября в Троицкой церкви г. Подольска Московской губ.; восприемники: коллежский асессор Яков Николаевич Яковлев и жена почтмейстера и коллежского секретаря Якова Афанасьевича Еврейнова Александра Александровна.
Анна Васильевна (32).
Р. 18.07.1834; крещена 26 июля в Московской Никитского Сорока Покровской церкви, что в Кудрине; восприемники: титулярный советник Петр Иванович Посников и жена отставного полковника Софья Иосифовна В.
45. Дмитрий Васильевич (32).
46. Михаил Васильевич (32).
Р. 7.05.1835; крещен 8 мая с. Ясенки Ряжского у.; восприемники: помещик д. Беляевка, сын штабс-ротмистра Василия Кирилловича Стаханова Дмитрий Васильевич и его мать Наталья Александровна.
47. Анатолий Васильевич (32).
Мария Васильевна (32).

Девятое колено

48. Александр Иванович (33).
49. Николай Иванович (33).
50. Анатолий Иванович (33).
51. Евгений Иванович (33).
Ольга Ивановна (33).
Екатерина Андреевна (35).
Р. 16.07.1878; крещена 18 июля в с. Волчье Лебедянского у. Тамбовской губ.; восприемники: коллежский советник Андрей Иоакимович Косинский и его дочь Софья.
Ольга Андреевна (35).
Р. 10.12.1882; крещена 26 декабря в Успенской церкви Грубешовкого у. в Люблинской губ.; восприемники: капитан Иван Павлович Войнов и жена настоятеля Ольга Васильевна Могильницкая.
52. Сергей Андреевич (35).
Р. 7.06.1886; крещен 28 июня в церкви 72-го Тульского пехотного полка; восприемники: капитан Николай Николаевич Суворов и жена подполковника Елена Александровна Ковалевская.
7.04.1908 с сестрами причислен к роду отца.
Зинаида Андреевна (35).
Р. 17.03.1888; крещена 14 апреля в церкви 72-го Тульского пехотного полка; восприемники: подполковник Василий Павлович Кременецкий и капитанша Александра Ивановна Богатырева.
Наталья Андреевна (35).
Р. 20.10.1892; крещена 29 октября в посаде Ново-Александрии Люблинской губ.; восприемники: поручик Иван Францевич Подгаевский и жена штабс-капитана Надежда Павловна Зномеровская.
53. Александр Михайлович (36).
Р. 4.08.1866; крещен 7 августа в г. Рязани Николовысоковской церкви.
В 1896 проживал в Ардатовском у. Саратовской губ.
25.06.1881 с братом Владимиром причислен к роду отца.
Ж.: Анастасия Николаевна.
54. Владимир Михайлович (36).
Р. 20.03.1871; крещен того же числа в Николовысоковской церкви г. Рязани.
Мария Михайловна (36).
Р. 26.12.1867; крещена 28 числа в Николовысоковской церкви г. Рязани.
30.09.1889 с сестрой Людмилой причислена к роду отца.
Людмила Михайловна (36).
Р. 17.12.1875; крещена 8.01.1876 в Николовысоковской церкви г. Рязани.
55. Леонид Александрович (37).
Р. 17.04.1878; крещен 7 мая в Дмитровской церкви г. Смоленска; восприемники: подполковник Семен Григорьевич Докучаев, надворный советник Федор Андреевич Терюхин и генерал-майорша Леокадия Петровна Дитерихс.
13.02.1889 с братьями и сестрой причислен к роду отца.
56. Борис Александрович (37).
Р. 24.08.1879; крещен 18 сентября в Московской Филипповской в Мещанской части церкви; восприемники: капитан Иван Степанович Колчинский и дочь поручика Мария Васильевна В.
57. Анатолий Александрович (37).
Р. 1.05.1883; крещен 29 мая в Московской Адриановской в Мещанской части церкви; восприемники: коллежский асессор Георгий Карлович Бойс и жена подполковника Валерия Михайловна Колчинская.
Екатерина Александровна (37).
Р. 11.11.1881; крещена 2 декабря в Московской Адриановской, в Мещанской части, церкви; восприемники: московский купец Николай Зиновьевич Дурилин и жена подпоручика Екатерина Григорьевна Терюхина.
Марфа Дмитриевна (45).
1848 – 5.04.1908.

Десятое колено

58. Николай Александрович (53).
Р. 20.03.1894; крещен 23 марта в с. Рыбное Рязанского у.
21.08.1896 с братом Георгием причислен к роду отца.
59. Георгий Александрович (53).
Р. 10.02.1896; крещен 14 февраля в Воскресенской церкви с. Тюрлемы Чебоксарского у. Казанской губ.; восприемники: коллежский секретарь Николай Николаевич Троцкий и дочь мещанина Николая Антоновича Мишенова Людмила.

2-я ветвь

Первое колено

1. Павел Мартынович Венюков.

Второе колено

2. Влас Павлович (1).

3. Потап Павлович (1).

Третье колено

4. Иван Власович (2).
Прапорщик.
5. Григорий Потапович (3).

Четвертое колено

6. Андрей Иванович (4).
Поручик.
7. Сергей Иванович (4).
Секунд-майор.
8. Алексей Иванович (4).
Подпоручик.
9. Епифан Григорьевич (5).
10. Савва Григорьевич (5).
Подпоручик.

Пятое колено

11. Исай Епифанович (9).

Однодворец с. Яблонево и д. Щелево Скопинского у.

Шестое колено

12. Ефим Исаевич (11).

13. Агап Исаевич (11).

И.Ж. Рындин

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари