Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Военные деятели

Географы, путешественн...

Деятели искусства

Исторические, государс...

Краеведы

Купцы, предриниматели,...

Литературные деятели

Музыкальные деятели

Словарь - А

Словарь - Г

Словарь - Д.

Словарь - К

Словарь - Л.

Словарь - М.

Словарь - Н

Словарь - П

Словарь - Х

Словарь - Ц

Наши современники

Разное

Святые, мученики, деят...

Спортивные деятели

Устроители земли рязан...

Ученые, врачи, деятели...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Баня целительство

Баня, те валось кезерень, нурались, теевсь паникудо валстонть. Паряк кавтошка тежат иеть, теде икеле, эрзятнень ульнесть банясо парямо шлямо коест. Парямо (париться, пар) валтнень юрсояк, маряви нурались лувось- унксось, славянтне, паряк марилизь, кода парямсто, эрзятне пижнильть: -Паро, пек паро! Ды и тесте париться, пар, валось рузонь келенте совась. Ды ведь, тынсь, содасынк кода
паролгады ежозо ломаненть, знярдо сон важодемадо мейле, парынестэ пари, рунгозо лившакады, кежендеяк натой тенстесь ды парямось пансисынзе.


Нуралис ормань пичкавтыцятне, пек ладс содылизь банянь лезечинть, секскак, улить сядот нурались кезерень койть, конататнень содасызь маласо эриця раскетнеяк .


БАНЯАВАНЕ  ОЗКС       

Инешкипаз! Вере Чипаз!
Чангодть! Паз Чангодть!
Банянькирди, авакай!
Чочкот тонь прок целковой штатолт,
Кевет тонь сардовтомо-ужовтомот,
Банянькирди, Банявай!
Шли –нарды, нускон-наскон,
Шли- нарды, аванькс ормам.
Парсей теньсэть цяпаить,
Килей лопасот вачкоить.
Зняро шлямокудонть лезе-паро!
Веденть марто экшелян-нардан,
Веденть марто ормась алов туезе,
А шумбра рунгом-оймем верев кадовозо.
Те веденть баня кожовтс каяса.
Банянь васень качамнесь,
Мастор ланга сравтнесы, лато прява канднесы.
Сюк теть Баняава, шлямокудонь азорава!
Шумбралгавтат, ваньськавтат,
Апаро ежонть калавтат Шумбрачи максат.
Кода рунгом, истя оймем яла ваньськавтат.
Паз, чангодть! Паз, чангодть! Инешкипаз, чангодть!




НУРАЛИС  ОЙМЕНЬ-РУНГОНЬ –ПИЧКАВТОМА КОЙ-ОБРЯД НУРАЛИССКОГО ДУХОВНОГО




У талантливых возраста нет.

Петр Васильевич Хабаров - заслуженный работник культуры РФ, лауреат всесоюзных и российских фестивалей народного творчества, ветеран труда, руководитель Польно-Ялтуновского народного хора, преподаватель Рязанского областного училища культуры — 30 августа 2009 года отмечает свой 75-летний юбилей. Накануне юбилея мы встретились с ним.

- Петр Васильевич, юбилей - прекрасный повод для того, чтобы подвести итоги пройденного жизненного пути. Вспомнить, какими были его главные вехи? Начнем с детства...

- Родился я в р.п. Сараи Сараевского района Рязанской области в обычной крестьянской многодетной семье. Жили бедно, терпели все невзгоды довоенного и послевоенного времени. Рано узнали, что такое нелегкий крестьянский труд. Неизгладимый след остался в душе и памяти о дедушке Василии Михайловиче Литвинове - работящем и справедливом человеке, которого 30 сентября 1937 года объявили врагом народа и расстреляли. За что? За правду, сказанную в глаза начальству. Вот такое было суровое и жестокое время...

Но и в той обстановке для нас находились минуты радости. Мы с братом были детьми талантливыми: рано научились играть на балалайке. Инструмент этот принадлежал ему, а мне отец с войны привез гармошку. Любые песни, частушки подбирал на слух. Бывало, девчата разбудят среди ночи и заставят играть.

- Талант к игре на музыкальных инструментах и определил дальнейший выбор Вашей профессии?

- Скорее всего, не талант, а любовь к музыке.

В 1949 году я закончил 7 классов сельской школы. Многие мои друзья поступили кто в ремесленное училище, кто в другие учебные заведения. Я тоже задумался над вопросом дальнейшего пути. И вот однажды семья музыкантов из соседнего села, знакомые родителей, заехала к нам в гости. Я, конечно, не упустил случая похвастаться игрой на гармонике. На это сразу же обратили внимание и предложили поехать с ними в Россия, поступать в Рязанское музыкальное училище. Там меня прослушали и сказали, что исключительным слухом и талантом к игре на музыкальных инструментах обладает не каждый, и потому я принят на отделение по классу деревянных духовых инструментов (флейта, гобой, кларнет). Я был счастлив!

Сразу же дали общежитие. В нем было тесно. Зимой - холодно. И постоянно - голодно. Но, несмотря на эти трудности, бросать учебу не думал. Через год я начал заниматься и по классу баяна. В свободное от занятий время бегал с друзьями на подработки - разгружал вагоны, баржи с углем. Еще и спортом успевал заниматься - волейболом. Эта закалка потом в армии пригодилась.

- Петр Васильевич, говорят, что музыканты в армии - элита. Им и служится легче, и направляют их в самые престижные места. А Вы где служили?

- Мечтал попасть в Германию в армейский ансамбль. Но дорога за границу мне была закрыта из-за репрессированного дедушки. Поэтому служить довелось в танковой Кантемировской дивизии, в городе Наро-Фоминске, в военном оркестре музыкантом-кларнетистом. Руководил солдатской художественной самодеятельностью, вел пение в школе военного городка.

Но мы немного забежали вперед, заговорив об армии. Сначала - об окончании училища. После него мне предложили работу в городах: Керенске в Сибири, Мичуринске Тамбовской области и Шацке Рязанской области. Я решил ехать в Шацк, так как сам родом из Рязанской области. Так я стал преподавателем культпросветшколы. Прор¬ботал несколько месяцев, и меня призвали в армию.

В дивизии меня уважали, и служба проходила хорошо. А в это время директор культпросветшколы Е.Ф. Чуйков слал письмо за письмом. Он очень хотел, чтобы я вернулся. Ведь школе нужны были профессионалы. И в 1957 году я снова приехал Шацк.

- Петр Васильевич, мне известно, что Вы окончили консерваторию...

- Да. Горьковскую государственную консерваторию имени М. Глинки по классу баяна. Кстати, спорт мне помог туда поступить. В Горький я ездил в составе волейбольной команды на спартакиаду России на 10 дней. И, гуляя как-то по городу, увидел объявление о приеме в консерваторию. Решил поступить. Далось мне это без особого труда.

- Никогда не возникала мысль о том, чтобы не возвращаться в Шацк?

- После окончания консерватории предлагали работу в трех городах: Белгороде, Пензе, Тобольске. Но прикипел душой к Шацку, который стал моей второй родиной. Здесь была уже образована моя семья, устроен быт, работа.

Сначала меня назначили первым штатным директором детской музыкальной школы при культпросветшколе. С1965 года стал заместителем директора по учебной работе культпросветучилища. Затем - его директором. Проработав 20 лет на административной должности, перешел в преподаватели.

Именно здесь, на шацкой земле, расцветала моя творческая деятельность.

- Расскажите об этом.

- В багаже - 57 лет творческого стажа. Начинал в армии. А затем в Шацке руководил районным духовым оркестром, оркестром народных инструментов, ансамблем баянистов. Ни одного мероприятия районного масштаба не проходило без моего участия как музыканта, дирижера, солиста-баяниста, концертмейстера. Работал в самодеятельных коллективах города, района. Но подлинным "детищем" считаю Польно-Ялтуновский народный хор.

- С чего все начиналось?

- Тогда я работал директором Рязанского культурно-просветительного училища. Однажды приехал из обкома партии солидный начальник проверять красные уголки в хозяйствах Шацкого района. Мне позвонили из райкома и приказали партийца сопровождать. Поехали в Польное Ялтуново. Сначала посмотрели ферму, потом направились в красный уголок, где должна была проводиться репетиция художественной самодеятельности. И что же мы увидели? Перед большим хором сидела наша выпускница и горько плакала. Что такое, спрашиваю, кто тебя обидел? Оказывается, через неделю концерт, а коллектив не спелся. Взял я тогда баян и заиграл. С тех пор вот уже на протяжении 30 лет мы не расстаемся.

Участвовали во многих смотрах, конкурсах и фестивалях. Неоднократно получали звания лауреата всесоюзных и всероссийских фестивалей народного творчества. Это был первый сельский хор в области, который начал гастролировать за ее пределами: в Москву, Тамбов, Липецк, Белгород, Пензу, республику Мордовия.

Для него мной написаны песни и сделаны аранжировки народных мелодий. В начале 2008 года вышел сборник песен "На земле на шацкой" в основном на стихи местных поэтов: В. Материкина, И. Мызенкова, П. Костина. Сейчас коллектив, к большому сожалению, выступает малым составом. Многих людей, которые в нем начинали, уже нет. Но и в таком составе мы даем по 20, а то и больше концертов в год.

- Петр Васильевич, мы желаем Вам крепкого здоровья, благополучия во всем, творческих успехов.

К славе шли Вы дорогами трудными
И в сердцах зажигали свет,
Пусть душа будет вечно юная —
У талантливых возраста нет!
Надежда ХАРИТОНОВА.
«На земле Шацкой» №72 от 28 августа 2009 года.
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари