Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Дайджест СМИ

Публикации

Журналист о СМИ

История отечественных ...

Критика, рецензии, пуб...

Разное

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



"Аналемма"

"Аналемма"

"Аналемма" - трактат, в котором описан метод нахождения геометрическим построением в плоскости дуг и углов, фиксирующих положение точки на сфере относительно избранных больших кругов. Сохранились фрагменты греческого текста и полный латинский перевод этого произведения, выполненный Виллемом из Мербеке (XIII в. н.э.). В нем Птолемей решает следующую задачу: определить сферические координаты Солнца (его высоту и азимут), если известны географическая широта места (phi), долгота Солнца (lambda) и время дня h. Чтобы фиксировать положение Солнца на сфере, он использует систему из трех ортогональных осей, оьразующих октант. Относительно этих осей отсчитываются углы на сфере, которые затем определяются в плоскости построением. Применяемый метод близок используемым в настоящее время в начертательной геометрии. Основная область его применения в античной астрономии - конструирование солнечных часов. Изложение содержания "Аналеммы" содержится в трудах Витрувия (Об архитектуре IX, 8) и Герона Александрийского (Диотптра 35), живших на полстолетия ранше Птолемея. Но хотя основная идея метода была известна задолго до Птолемея, его решение отличает законченность и красота, которой мы не находим ни у кого из его предшественников.



Пятый канал реформируют. За что?

Новые программы российского Пятого канала — сплошное разочарование

Перемены на Пятом (петербургском) телеканале обещали давно и громогласно. Александр Роднянский раздавал интервью. В метро и на улицах Москвы уже долго красуются лица ведущих крупным планом. Журналистам дали славно поработать в режиме анонсов, ведь обещанных перемен предполагалось действительно немало. Новый федеральный канал - это вам не хухры-мухры.

Признаюсь, не люблю жанр анонса. Критиковать рано, надеяться на лучшее глупо. Строить прогнозы о том, как оно будет... магическим даром предвидения официально не владею. Поэтому только сейчас пишу о том, о чём уже писали давно и многие. Зато пишу по свежим впечатлениям не от обещанного, а от увиденного собственными глазами. Многое из этого можно было предполагать. Но чтобы сомнения и надежды до такой степени оправдывались...

Можно было заранее сказать, что Ксения Собчак спущена на Пятый канал в качестве десанта развлекательного телевидения. С целью придания Пятому каналу более современного имиджа и уничтожения подлинной содержательности вещания. Так оно и происходит. Собчак скоро вообще будут держать в студии так же, как трясущимися руками держат в кадре сегодняшний номер газеты, который должен подтвердить, что запись сделана не год и не месяц назад. Впрочем, Собчак больше похожа на тоненький цветной журнал с телепрограммой и интервью звёзд.

Без Собчак петербургскому каналу не хватало однодневочности модных писков, не хватало ощущения смыслового вакуума и абсолютной несерьёзности всего, чем не является транслируемая на всю страну телетусовка.

Пятый канал получил сии щедроты федеральности, и не только их.

Журнал с программой передач актуален если не день, то неделю. Когда же кончится эта неделя и наступит завтра без Собчак, жду и, надеюсь, дождусь. А пока Ксения Собчак в паре с Александром Вайнштейном полностью нейтрализует ток-шоу «Свобода мысли». Первый эфир этой программы был посвящён реформе Российской академии наук. Надо ни в грош не ставить любую науку, чтобы дарить такую тему шоуменше Собчак. Она, конечно, может и в очках вопросы задавать. Но мне почему-то наивно кажется, что это не даёт автоматического права беседовать в эфире даже с самым младшим лаборантом научной лаборатории. Далее, о чем бы ни шла речь, какие вопросы ни обсуждались бы в «Свободе мысли», доверия к этой передаче нет никакого. Ясно, что это передача не для того, чтобы в чём-то разобраться или о чём-то высказаться, а для того, чтобы динамично и легко пролетал прайм-тайм. И ведь пролетает.

«Программа передач Светланы Сорокиной» идёт в 18:00 и производит ещё более тягостное впечатление. Старт был тоже крайне неудачный. Для первых воспоминаний выбрали эпизод деятельности Михаила Горбачёва, когда тот в Петербурге пошёл беседовать с живым народом. А потом ещё когда-то снялся в рекламе одного зарубежного кафе. Сорокина и гости студии пытались выдать эти мизерные крохи нашей истории за великие драматические события. О, как и когда это пришло в голову Михаилу Сергеевичу?.. Как можно было решиться на такое?.. Я была в шоке... Я тоже была прямо вся в шоке...

Придыхание, восторг, почти закатывание глаз у Светланы Сорокиной и Ирины Зайцевой. За всем этим брезжит ностальгия по тому времени, когда обе были главными звёздами ТВ. Чудное было время.

Да, чудное. Но оно уже давно позади. Мечтательно размякать, вспоминая социальный катаклизм, не пытаться его понять с высоты сегодняшнего опыта, сегодняшних результатов перестройки - это совсем не то, что сегодня нужно.

Есть в «Ну, погоди!» серия, в которой Зайцу снится страшный сон: они с Волком выступают на своём юбилее. Оба уже старые, но по-прежнему профессионально отбивают такт лапами и движутся синхронно. Прям Бродвей. А выйдя на улицу, вдруг начинают превращаться в двух монстров. Заяц просыпается в холодном поту.

Не сказать, что сбор перестроечных деятелей и звёзд в студии Пятого канала напоминал слёт монстров. Но возникало ощущение нелепого анахронизма, старомодности, полной неадекватности восприятия времени всеми участниками программы. Разве общением с народом прославился Горбачёв? Разве в этом суть его правления и его деятельности? Разве кто сегодня помнит какую-то там рекламу с Горбачёвым? Вернее, это ли надо вспоминать и помнить, этим ли воспоминаниям радоваться? Смотришь и думаешь: как же они все сегодня далеки от реальной жизни.

Светлана Сорокина всегда умела с любым человеком поговорить один на один, она вела новости и большие ток-шоу, она работала в разных форматах. Никогда ей не был присущ аналитический подход к событиям. Но ощущение нерва эпохи в Сорокиной всегда жило.

Сейчас оно либо ушло само, либо его ушёл формат. Без этого напряжённого нерва, без неудовлетворённости переменами, без критики прошлого и настоящего Светлана Сорокина превращается в сахарную даму, говорящую от имени тех, кому при любой власти хорошо. Получается программа для привилегированных пенсионеров - успешных и успевших за время перестройки сколотить состояние, обзавестись какой-никакой недвижимостью и теперь независимых от пенсии. Может, им самый раз порадоваться Горбачёву в рекламе пиццы или вспомнить первый конкурс красоты и прийти в восторг даже от того действа, которое без содроганий смотреть было невозможно, - это я как раз очень хорошо помню.

К сожалению, не вывозят «Программу передач...» и гости студии. Они делятся воспоминаниями о незначительном (о чём спрашивают, о том они и отвечают).

Является сама наша первая королева красоты Маша Калинина, очень сильно изменившаяся в лучшую сторону. Кроме того, что она теперь занимается йогой и востребована в этой сфере, Сорокиной не удаётся выяснить ничего. Кто теперь тогдашняя победительница полусамодеятельного конкурса?

Является в студию нынешняя мисс мира Ксения Сухинова. Что это за человек? И каковы её отношения с телешоу, раз уж программа посвящена телевидению и только через телевидение - нашей недавней истории? Нет, не удаётся ничего интересного спросить и разговорить её о чём-то существенном. Возможно, не удаётся именно потому, что задачи такой не ставится перед ведущей. Складывается впечатление, что Сорокину вернули в телеящик с условием источать сладчайшие мемуары и нежную любовь к телевидению. И чтобы никаких суждений, никакого мыслительного процесса. Сусальный образ перестройки от Сорокиной - в страшном сне такое не приснится.

«Реальный мир» с Андреем Норкиным - милая программа для тех, кто устал от оголтелой развлекухи на Первом, «России-1» и НТВ, но не знает, чего бы ему хотелось взамен. У Норкина скучновато, излишне чопорно, зато спокойно. Как устроен мир в малом и локальном. Например, как надо по всем правилам разливать и дегустировать вино. Такую программу можно смотреть за завтраком в субботу, когда ещё не проснулся. Но чтобы в 19:30... Нет, если выбирать из «Пусть говорят!», «Жди меня» или «Программы Максимум», то уж лучше «Реальный мир». Он хотя бы не коробит.

Ток-шоу на темы личной жизни «Будь по-твоему» на фоне «Свободной студии» и «Программы передач...» смотрится неплохо. На данный момент это, несомненно, лучшая из всех программ, где обсуждается личная жизнь конкретных людей. Не последнее место в «Будь по-твоему» занимает психолог Виктор Пономаренко, который общается с пришедшими в эфир проблемными персонами и делает это умнее и артистичнее, чем иные психологи на нашем ТВ. Только странно, что «Будь по-твоему» идёт в такое замечательное время - 20:00. Это идеальное шоу для канала «Домашний», не дальше. Не для большого федерального канала сама тема и формат шоу.

Или как раз для большого, для нового, для федерального?

Может, в этом-то и состоял замысел? Привести Пятый канал к общему знаменателю первых кнопок, но поддерживать иллюзию некоторой его оригинальности, сохранять повышенную дозу интеллигентности. Чтобы была помесь «России-1» с «Культурой», но для социально привередливых и не маньяков искусства. А недостаток ресурсов для вещания продолжать камуфлировать под умиляющую простоту и скромность. Давать посредственный советский фильм «Досье человека в «Мерседесе» в 21:00 - это, согласитесь, чересчур.

На самом деле душой Пятого канала были и остаются «Открытая студия» и «Встречи на Моховой». В первой программе дотошно обсуждается наболевшее и не врачуемое в нашем обществе. Во второй программе приятные известные люди говорят о жизни и культуре. Ника Стрижак ведёт обе программы, и ведёт, как кажется отсюда, из Москвы, искренне и всерьёз. Второй ведущий «Открытой студии» Роман Герасимов, быть может, и не столь обаятелен. Но когда Михаил Веллер произносит гневную речь о мнимости демократии в нынешней России, есть ощущение, что его слышат в «Открытой студии», а не только используют как экспрессивного оратора. Готовность оставаться гражданами, а не только профессиональными телеведущими, образующими социальную группу успешных, - это пока главное на Пятом канале.

Может, за это его и решили реформировать?

Именно искренность и серьёзность без боязни показаться слишком немодными и некрутыми характеризует Пятый канал до его реформ. На Пятом канале не стыдились показать, что они очень стараются делать новостные программы хорошо и ещё лучше, с равнением на НТВ и РЕН ТВ. «Живая история» и «Культурный слой» бывали насыщены подлинным интересом к прошлому.

На Пятом мы не рисковали наткнуться на дорогостоящие пустые забавы и мнимый экстремум, как в прошлом «Последнем герое» или нынешних «Жестоких играх» на Первом.

До Пятого канала не простиралась безразмерность юмора на ТВ и ледово-танцевальных шоу. Даже было удивительно, что в Петербурге ведущие стольких телепрограмм всё-таки похожи на думающих людей, а не функции эфира и рейтинга. Теперь, видимо, придётся ожидать эволюции Пятого канала, предчувствовать новые тенденции на канале РЕН и писать о вреде реформ вообще.

Екатерина Сальникова

Центр экстремальной журналистики

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари