Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Дайджест СМИ

Публикации

Журналист о СМИ

История отечественных ...

Критика, рецензии, пуб...

Разное

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Радиоактивность

Тысячу лет назад китайский поэт и учёный Ван Цзюньюй, в древних книгах чаще именуемый как Ван Ци, изрёк: «Не доставляет удовольствия слушать то, что надлежит смотреть». Впрочем, некоторое время спустя он выразился ещё более точно: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Через десять веков присказка зазвучала как приговор: поклонники телевидения обратились к мудрости китайца как к наиболее точной формулировке обвинения радио в ограниченности, а, следовательно, и в бессмысленности его существования.

К началу второй половины XX века могущество телевидения, особенно в споре со зрелищными видами искусств (театр, кино, эстрада) и аудиокультурой (радио, грамзапись), казалось всесокрушающим. Но в то же время исследователи стали обращать внимание на целый ряд парадоксов в развитии как системы СМИ в целом, так и отдельных её элементов. Прежде всего, эти парадоксы стали проявлять себя в наиболее развитых телевизионных державах, в частности, в США.

В 1959 году, на пике телевизионного бума, в США насчитывалось 3879 радиовещательных станций различной мощности. В это же время работало около 900 телестанций. Американцы, как известно, не любят вкладывать деньги в предприятия, не приносящие прибыли. Прибыль же на радио и телевидении связана с передачей рекламы. А количество рекламодателей и суммы прибылей непосредственно зависят от расширения или сужения аудитории.

Через несколько лет возникла следующая ситуация, изумив и специалистов, и широкую публику: к 1976 году в США работало 8120 радиовещательных станций различной мощности при 1016 телевизионных студиях. К началу семидесятых годов наиболее дальновидные специалисты в разных странах пришли к выводу: распространение телепередач не является причиной значительного снижения интереса к радиопрограммам.

На рубеже восьмидесятых годов социологи публикуют результаты исследований, из которых следует, что в некоторых полностью телефицированных районах СССР почти 90% жителей при обращении к тому или иному средству массовой информации предпочитают радио (второе место по популярности после газет). Можно вспомнить и такой — не единственный в своём роде — курьёз: в одной из европейских стран газета, печатавшая телевизионные программы, объявила в качестве приза 750-тысячному подписчику цветной телевизор новой модели, но по просьбе читателей он был заменён на стереофонический радиоприёмник.

Каким же образом радио удаётся сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь специалисты выделяют три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность. Во-первых, в структуре современных СМИ радио остаётся наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно, это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий.

Во-вторых, из всех СМИ радио является самым удобным (неприхотливым, комфортным) для восприятия аудиторией. Слушание, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т. п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания — от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» — составляют автомобилисты за рулём и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что, в свою очередь, способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, их более чёткой адресной и содержательной направленности и дифференциации).

В-третьих, радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего, на слуховое восприятие, воздействует на воображение человека более других. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учёными И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. Ещё до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым даёт работу и мышлению, и неосознанным эмоциям.

Но, несмотря на немалые преимущества радио перед другими СМИ, по мнению доцента кафедры журналистики Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина Дарьи Ярцевой, региональный рынок радиовещания переживает сегодня не лучшие времена. Экономический кризис, пожалуй, наиболее сильно ударил именно по этому сегменту масс-медиа. Объёмы радиорекламы заметно снизились, и эта тенденция, как утверждает сотрудник рязанского «Авторадио» Андрей Халдеев, наблюдается далеко не первый год. Среди причин эксперты называют не только общее сужение рекламного рынка, но также возросший уровень конкуренции внутри радиорынка и невысокое качество работы самих радиостанций.

В настоящий момент радиовещание Рязани представлено тринадцатью радиостанциями, двенадцать из которых вещают на FM-частотах. Все без исключения радио FM принадлежат частным владельцам, а значит, представляют собой исключительно коммерчески ориентированные организации. Это радио «Эхо» (100,7 FM), «Дорожное радио» (101,5 FM), «Авторадио» (102 FM), «Серебряный дождь» (102,5 FM), «Европа Плюс» (103,2 FM), «Радио Energy» (104,1 FM), «Маяк» (104,5 FM), «Радио 7» (105 FM), «Русское радио» (105,4 FM), «Радио шансон» (105,9 FM), «Главное радио» (ребрендинг Общественного российского радио, 106,7 FM) и «Радио ОК» (107,2).

Подавляющее большинство из них (десять радиостанций) собственного контента практически не имеют. Эти станции не «местного» производства, и их деятельность определяется условиями франчайзинга. Собственное эфирное вещание, как правило, ограничивается рекламными блоками, прогнозом погоды и так называемыми столами заказов. Например, если рязанским радиослушателям вздумается кого-то поздравить со знаменательной датой, это можно сделать в эфире любой FM-станции. Остальное время отдано «центральному» вещанию и чаще всего представлено подбором музыкальных композиций, отвечающих вкусам той аудитории, на которую радио рассчитывает.

В связи с этим возникает логичный вопрос — возможно ли относить современное радио к средствам массовой информации? Дарья Ярцева так характеризует региональный радиорынок:

— Все без исключения радиостанции имеют ярко выраженный развлекательный характер. Кроме того, многое определяет желание и возможности собственника. Ведь только для того, чтобы приобрести радиочастоту, нужно пройти не один круг ада. А чтобы создавать свои программы, требуются немалые финансовые инвестиции, время и кадры. Информационные программы более сложны в изготовлении и в продвижении. Гораздо проще использовать программы головного вещания и банально собирать деньги на рекламе.

По мнению Андрея Халдеева, далеко не каждый договор франчайзинга предусматривает возможность создания собственного контента:

— Нередко владелец бренда ставит условия, при которых крайне сложно вписаться в форматы радио. Во-первых, местные программы обязаны строго соответствовать концепции, а во-вторых, их исполнение должно быть на самом высоком профессиональном уровне. А в Рязани весьма проблематично найти профессионального радиожурналиста или ди-джея. Дело не в том, что нет талантливых людей, а в том, что все талантливые очень быстро «утекают» в Москву или Питер, где шире возможности для творческой реализации, а труд радийщика более высоко оплачивается.

Собственные радиопрограммы в полном объёме сегодня создаёт только одна FM-станция — «Радио ОК». «Эхо» долгое время оставалось чуть ли не единственным «местным» FM-радио, но и оно на условиях франшизы львиную долю эфира отдало московской станции «Юмор FM». Планирует в ближайшее время создать свой контент недавно появившееся в Рязани «Радио Energy», где предполагаются не только новости и прогноз погоды, но и тематические эфиры.

Каждое СМИ (и радио не исключение) направлено на определённую аудиторию. Так, «Европа Плюс» и «Радио Energy» ориентированы на представителей молодого поколения — людей в возрасте до 30-35 лет. «Русское радио» и «Радио шансон» рассчитаны на более взрослую аудиторию с некоторыми специфическими особенностями. Например, шансон преимущественно слушают мужчины, чей уровень образования не превышает среднетехнического. «Серебряный дождь» и «Радио 7» своими слушателями видят людей интеллигентных профессий, аудиторию «Дорожного радио» и «Авторадио» нетрудно определить из названий.

Если говорить о наибольшей популярности, то эксперты рязанского радиорынка первое место отдают «Европе Плюс», второе — «Дорожному радио», третье занимает «Авторадио», четвёртое — «Русское радио» и пятое — «Радио шансон». Заметим, что радиостанции «для интеллигентных людей» в Рязани бешеной популярностью не пользуются.

По мнению маркетолога газеты «Дом.Строй» Марины Широковой, появление каждой новой радиостанции в регионе «оттягивает» часть аудитории от уже существующих станций, и в момент выхода на рынок новые станции занимают в общем рейтинге далеко не последние места. Как долго они продержатся «наверху», зависит от их дальнейшей работы. Кроме того, Марина Широкова отмечает, что рязанский радиослушатель всё больше склоняется в сторону тех радиостанций, которые готовы предложить ему собственную, рязанскую информацию. В связи с этим у «Радио ОК», считает эксперт, хорошие перспективы.

Не менее важным моментом, который нужно учитывать, рассматривая радио в качестве возможного рекламного носителя, является понимание того, когда и при каких условиях люди слушают радио. Конечно же, данных по Рязани в этой связи нет — маркетинговые исследования тоже не пользуются у нас популярностью. Но известный исследовательский центр Gallup Media изучал аудиторию Москвы. Естественно, столицу с Россияю сравнивать нельзя, но люди-то там «наши».

Итак, исследование показало, что от 30% до 40% радиослушателей «делают это» дома, 25-30% — в машине, 10% — на работе, оставшиеся 20-30% представлены случайными контактами в общественном транспорте, торговых центрах и так далее. Стоит отметить, что радио подвержено сезонности — весной и летом контакт аудитории с этим рекламным носителем более тесный (в поездках на природу радио очень популярно). Ну а если говорить о стоимости размещения рекламы на рязанских радиостанциях, то средняя цена одного проката 15-секундого аудиоролика колеблется в пределах 200-350 рублей.

Светлана Максимова

«Совет директоров», №13/2010

МедиаРязани

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари