Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Новости

Публикации

Разные музеи.

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Обзор темы

Музей в Рязани больше, чем музей?

Возникновение музеев в России связано с именем Петра I. В начале это были в основном мемориальные музеи. Они создавались с целью увековечения памяти о выдающихся исторических событиях, государственных и общественных деятелях, представителях науки, культуры и искусства и, как правило, располагались в здании, где происходило событие или жил человек, которому посвящен музей. Основу таких музеев составляли сохраненные мемориальные комплексы. В 20-е годы ХХ века мемориальный музей рассматривался как уникальный памятник, который нужно сохранять в неприкосновенности. Однако в начале 1930-х годов мемориальные экспозиции уже подменялись историческими, в мемориальных зданиях появлялись историко-биографические, мемориально-бытовые, литературно-мемориальные экспозиции.

Рязанский край – один из древнейших регионов русской культуры. В начале ХII века в междуречье Оки и Дона образовалось самостоятельное рязанское княжество. В течение нескольких веков оно претендовало на первенство в северо-восточной Руси, с 1521 года находилось в составе русского государства, было пограничной областью, оборонявшей его южные рубежи, с 1778 года стало губернией. В современных границах существует с 1937 года.

Среди памятников архитектуры края ансамбль Рязанского кремля (ХV–ХIХ веков), Солотчинский монастырь (1688–1899), татарские мечети и мавзолеи в Касимове (с ХV века), усадебный ансамбль в селе Красное (конец ХVШ – начало ХIХ века, возможно построенный по проекту В.И. Баженова) и др.

Начало музейному делу в Рязанском крае было положено в первой четверти ХIХ века в Рязанской губернской гимназии, основанной в 1804 году, где формировались коллекции всевозможных редкостей. А интерес к археологическим исследованиям вспыхнул после находки в 1822 году на городище Старая Россия клада драгоценных древне-русских украшений XII–XIII веков.

Мемориальные места Рязанщины связаны с именами историка И.И. Срезневского (с.Срезнево), физиолога И.П. Павлова (г.Россия), одного из основоположников русского космизма, философа Н.Ф. Федорова (д.Ключи), основоположника космонавтики К.Э. Циолковского (с.Ижевское), П.П. Семенова-Тян-Шанского (д. Гремячка), археолога, музейного деятеля В.А. Городцова (с. Дубровичи), И.В. Мичурина (с.Долгое, в настоящее время Мичуровка), физика А.В. Перышкина (с. Древенское), певцов братьев Александра и Григория Пироговых (с. Новоселки), писателей: прозаиков М.Е. Салтыкова-Щедрина (г. Россия), А.С. Новикова-Прибоя (с. Матвеевское), поэтов Я.П. Полонского (г. Россия), С.А. Есенина (с. Константиново, Клепики), Е.Ф. Маркина (д. Клетино), А. Н. Архипова (с. Пощупово), В.И. Кудряшова (с. Свинушки), художника и поэта П. А. Радимова (с. Ходяйново), – художников П.М. Боклевского (г. Россия), И. П. (г. Россия, п. Солотча), А.Е. Архипова (с. Егорово), И.А. Мухина (г.Ряжск), А.Н. Мотина (г. Спасск) и многих других деятелей русской истории и культуры.

Мемориальный музей физиолога, академика, первого русского лауреата Нобелевской премии (1904 год) Ивана Петровича Павлова открыт к 10-летию со дня смерти ученого 6 марта 1946 года выездной объединенной сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР (в качестве филиала Рязанского областного краеведческого музея) в доме, где будущий ученый провел детские и юношеские годы. Первыми посетителями были участники этой сессии, а 22 июня мемориальный музей начал работать для всех.

В 1969 году в распоряжение музея перешел второй усадебный дом, который построил в 1888 году Петр Дмитриевич Павлов – отец ученого. С 1974 года дом-музей состоит из двух отделов – мемориального в доме родителей Павлова и научного в доме его сестры. 30 ноября 1993 года музею был присвоен статус «Мемориальный музей-усадьба академика И.П. Павлова». В настоящее время восстановлена вся павловская усадьба: два дома, объединенные общим двором, хозяйственные постройки, летний дом-беседка, баня, колодец, площадка для игры в городки и большой фруктовый сад. Мемориальная экспозиция знакомит с бытом, семейным укладом Павлова, с атмосферой, способствовавшей формированию ученого. Научная экспозиция раскрывает основы физиологического учения Павлова. В основных фондах музея свыше семи тысяч единиц хранения, в залах представлено более 600 экспонатов, в том числе личные вещи И.П. Павлова, его труды, документы и фотографии, скульптурные портреты ученого работы С.Т. Коненкова, Н.А. Андреева, М.Г. Манизера, И.Я. Гинцбурга.

В 2007 году в селе Ижевское создан Мемориальный музей К.Э. Циалковского, который был организован ещё в 1967 году на общественных началах, затем значился филиалом РГИАМЗ.

В селе Срезнево в 2002 году организован Музей И.И. Срезневского.

На родине писателя в селе Матвеевское в марте 1977 года организован Музей А.С.Новикова-Прибоя.

В селе Новоселки, на родине певцов братьев Александра и Григория Пироговых в их родительском доме в 1995 году создан Дом-музей Пироговых. До создания этого музея была оформлена экспозиция на общественных началах.
В Гремячке в 1975 году был организован Музей П.П. Семенова-Тян-Шанского.

В селе Заборово в сентябре 2003 года организован Мемориальный комплекс М.Д. Скобелева.

В п.г.т. Кадом в 2002 году был организован Дом-музей Героя Советского Союза, академика С.Я. Батышева.

Краеведческие музеи, собрания которых документируют различные стороны жизни (природные условия, историческое развитие, экономику, быт, культуру) России, составляют часть его природного и культурного наследия.

Прообразом краеведческого музея были местные музеи, или музеи местного края, возникавшие в России с конца ХVII – начала ХIХ века. Массовое появление местных музеев во второй половине ХIХ века связано с подъемом в развитии краеведения. Государственные и общественные организации, занимавшиеся изучением края, сосредотачивали у себя коллекции, послужившие основой для создания при них музеев. Музеи возникали при губернских статистических комитетах, при губернских ученых архивных комиссиях, при научных и научно-просветительских обществах, местных отделениях Рязанского Географического общества. Местные музеи создавались также при органах городского самоуправления, земствах, палатах государственного имущества, народных домах, училищах, школах и т.п. Инициаторами их организации выступали энтузиасты из среды интеллигенции. Возникновение местных музеев было явлением общеевропейским.

Музейные собрания, формировавшиеся во многом стихийно, несли отпечаток научных интересов своих создателей и организаций, при которых они существовали. Структура местных музеев, сложившаяся к началу ХХ века, обсуждалась на Предварительном съезде музейных деятелей (в секции провинциальных и частных музеев). Она отражала содержание коллекций, распределявшихся по отделам: естественно-историческому (с подотделами археологии, церковных древностей, памятников быта), этнографическому, нумизматическому, художественному, художественно-промышленному.

Социальные потрясения 1917–1920 годов принципиально изменили направление развития местных музеев в России и в СССР. Их фонды значительно пополнились, но не в результате естественной собирательской работы. Новые владельцы передавали в музеи часть национализированного имущества из городских домов состоятельных людей, дворянских усадеб, монастырей, упраздненных учреждений. Подвижническую деятельность по спасению исторических ценностей, материалов о культуре и быте края от разграбления и уничтожения вели музейные сотрудники из числа дореволюционных специалистов.

В силу своей роли в культурной жизни края местные музеи одними из первых испытали идеологическое давление складывавшегося тоталитарного режима. В советское время было несколько реорганизаций их деятельности, фактически приводивших краеведческие музеи ко все большему содержательному однообразию.

Хранилищами разнообразных коллекций до революции были дворянские усадьбы. Часть этих коллекций была подарена первому в крае Рязанскому историко-археологическому музею, созданному в 1884 году Рязанской ученой архивной комиссией (РУАК). За время своего существования (до 1918 года) РУАК проделала огромную работу по систематическому изучению края, археологическим исследованиям, сбору и сохранению документальных и вещественных древностей, издавала научные труды.

В 1910 году рязанское земство основало Кустарно-промышленный музей, в 1913 – Художественно-исторический музей имени И.П. Пожалостина. В городе действовал музей Нежинского полка. В 1914 году по инициативе историка, преподавателя Рязанской духовной семинарии С.Д. Яхонтова было открыто Епархиальное древлехранилище. В наше время после перенесения экспозиций и фондов Рязанского государственного историко-архитектурного музея-заповедника из зданий Рязанского кремля Епархиальное древлехранилище будет восстановлено Рязанской Епархией.

В 1918 году все городские музеи вошли в состав образованного в этом же году Губернского музея. В 1921 году в него влился основанный в 1919 году Музей наглядных пособий. В ведении Губернского музея находились и восемь уездных музеев, основанных в 1918–1919 годах (в том числе Касимовский краеведческий музей, Спасский историко-архитектурный музей, Михайловский, Сапожковский, Скопинский краеведческие музеи). В деятельности музея принимали участие члены Общества исследователей России (1820-1930 годы) и Общества по охране исторических памятников, спасшего от разрушения кремлевский вал ХIII–ХIV веков и добившегося передачи музею зданий кремля.

Первые попытки унификации музеев обнаруживает «Положение о губернском музее», разработанное Наркомпросом в 1925 году. Предусматривалось единообразие в названии, состоявшем из указания географического местонахождения музея и общего слова «краеведческий», и структуре, включавшей отделы: естественно-исторический, культурно-исторический, социально-экономический и революционный (при отсутствии в регионе историко-революционного музея).

В результате реорганизации музейной сети на местах во второй половине 20-х годов произошло механическое объединение разных музеев, имевшихся в одном регионе, в краеведческий. Так в краеведческие музеи влились в качестве отделов собрания художественных музеев. К 1930 году все республиканские, краевые и областные центры имели краеведческие музеи. Руководство краеведческими музеями, переданными на местный бюджет, возлагалось на политико-просветительские отделы местных исполнительных комитетов.

Разгром краеведческого движения на рубеже 1920–1930 годов повлек массовые увольнения и репрессии старых специалистов, носителей традиций, складывавшихся со второй половины ХIХ века. Негативные последствия для краеведческих музеев имели решения первого Всероссийского музейного съезда. Типовая структура краеведческих музеев (согласно резолюции съезда, она включала три отдела: природный, исторический, социалистического строительства) облегчала реализацию установок, обязывающих «все без исключения музеи… раскрывающие всеобщие законы диалектики,… иллюстрировать конкретные положения, высказанные классиками марксизма-ленинизма». Как самая массовая группа в музейной сети страны, краеведческие музеи были наиболее активно включены в проведение различных агитационных и политических мероприятий, в том числе через внемузейные формы, главным образом передвижные выставки, построенные на общем иллюстративном материале, не связанном со спецификой края. Согласно указанию Наркомпроса РСФСР «О подготовке и организации краеведческой работы» в 1938 году ликвидировались все общественные краеведческие организации на местах, как «крайне засоренные врагами народа». Роль научно-методических центров краеведения должны были взять на себя краеведческие музеи, но, насильственно превращенные в политико-просветительные учреждения, они утрачивали присущую им специфику и не могли полноценно заниматься научно-координационной деятельностью в области краеведения.

Упор в комплектовании фондов делался на материалы, которые должны были демонстрировать успехи социалистического общества.

Самое страшное после октябрьских преобразований – это не разграбление музейных ценностей, не утрата раритетов под видом реорганизационных мероприятий при сокращении и расширении музейной сети, а насаждение «умственно отсталой идеологии русской революции».

Уже в начале 20-х годов прошлого века для обеспечения участия масс в социалистическом строительстве, воспитания их на примере утвержденных идеологических образцов была сформирована сеть технико-экономических, историко-революционных, литературных и мемориальных музеев, где использовался принцип акцентирования основных, «ударных» экспонатов, способствующих формированию единого мышления.

Происходившая своеобразная коллективизация в науке превращала музейное искусство в «участок классовой борьбы», как обозначила этот процесс Н.К. Крупская.

Музей характеризовался как своеобразный полит (или культ)-просветкомбинат, предлагалось даже ликвидировать термин «музей».

Высочайшие нравственные, гражданские, эстетические традиции русской культуры оказались попранными и преданными захватившей власть посредственностью, искупающей отсутствие таланта идеологической «чистотой» и верной следованием очередному, неизменно «мудрому» слову руководства. Музейный предмет стал средством утверждения идеи.

Высокая культура осталась достоянием великого народа, великой страны благодаря колоссальным усилиям русской интеллигенции, которая к этой культуре принадлежала и смогла создать собственный мир тайной свободы, куда не могла дотянуться власть. Но неравносильное противостояние вынуждало невольников совести оставлять не только поприще своего предназначения, но и страну, как это случилось с Александром Бенуа, лаконично объяснившим причину своего ухода: «Мы слишком разной культуры».

Приобретая несвойственные им функции, музеи, и не только краеведческие, стали, как принято говорить, больше, чем музеи, а фактически гораздо меньше, потому что они стали утрачивать свое основное предназначение как учреждения высокой культуры. И эта утрата тем более значительна, что бездарные установки диктовали такую же примитивную антиэстетическую форму. Так, под видом увековечения, произошел погром «высокой культуры», «превращение ее в пролетарскую», как завещал «великий гений». Из разряда искусства, из «модели мира», «храма», где каждый музейный предмет включен в символическую систему «миропорядка», музеи, в лучшем случае, стали превращаться в систематизированные каталоги соответствующих отраслей знаний.

Интерес посетителей к краеведческим музеям заметно сужался, поскольку они оказывались не в состоянии конкурировать с получившими распространение с конца 60-х годов музеями-заповедниками, музеями под открытым небом.
С начала 90-х годов обозначился новый период в развитии краеведческих музеев. Значение краеведческих музеев поднимается на качественно новый уровень, обусловленный общим движением по возрождению российской провинции.
За рубежом прямых аналогий российским краеведческим музеям не существует. Местные музеи стран Европы и Америки документируют, как правило, один из аспектов жизни региона: конкретные явления культуры и быта, развитие экономической и хозяйственной деятельности, историю определенных памятников.

В настоящее время основу музейной сети Рязани и Рязанской области составляют Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник с филиалами; Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина с отделами; Мемориальный музей-усадьба И.П. Павлова; Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в Константинове с филиалом – Мемориальным музеем «Спас-Клепиковская второклассная учительская школа», основанным как Мемориальный музей – филиал РГИААМЗ 2 октября 1965 года, в 1970 преобразован в Литературно-мемориальный музей, в 1984 году получил современный статус и название; Музей-заповедник «Усадьба С.Н. Худекова» в с. Ерлино Кораблинского района, основанный в 2007 году.

Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник создан в городе Рязани в 1968 году на базе старейшего в России Рязанского областного краеведческого музея и группы архитектурно-исторических памятников города и области.

Начало формирования музейных коллекций в Рязани связано с деятельностью Рязанского ученой архивной комиссии (РУАК), создавшей в 1884 году Историко-археологический музей. По инициативе музея и Общества по охране памятников в 1924 году в Рязани проходила 1-я конференция музейных работников Центрально-промышленной области. С 1923 года музей размещается на территории Рязанского кремля в здании Епископских палат ХVII века. В 1937 году после кардинальной перестройки деятельности получил название Рязанский областной краеведческий музей.

В состав музея входят и являются объектами музейного показа архитектурный ансамбль кремля и Солотчинского монастыря, другие памятники архитектуры (всего 26 объектов). В структуре РГИАМЗ имеются отделы истории, этнографии и древне-русского искусства, природы, современной истории, научной пропаганды, научно-методический, фондовый, научная библиотека.

В фондах музея 206 тысяч единиц хранения, в том числе более 185 тысяч единиц хранения основного фонда. Среди них выделяются уникальные серебряные клады ХII–ХIII веков с городища Старая Россия, рукописная Псалтырь ХVI века с записью об основании Переяслявля-Рязанского в 1095 году, собрание памятников древне-русского шитья, иконописи, мелкой пластики ХV–ХVII веков, этнографические коллекции с предметами ХУП-ХХ веков, коллекции скопинской керамики ХIХ–ХХ веков.

Мемориальная часть музейного собрания хранит материалы о знаменитых рязанцах П.П. Семенове-Тян-Шанском, И.П. Павлове, К.Э. Циолковском, Александре и Григории Пироговых, С.А. Есенине и других.

В состав Рязанского государственного историко-архитектурного музея-заповедника входит Историко-археологический заповедник «Старая Россия».

Краеведческие музеи Рязанской области:
Касимовский (в г. Касимове) основан как хранилище древностей в 1919 году, открыт как музей с 22 сентября 1921 года.
Скопинский историко-краеведческий (в г. Скопине) организован в 1919 году, в 1956 году упразднен и возобновил свою деятельность в 1987 году как филиал РГИАМЗ.
Сасовский (в г. Сасово) организован в 1990 году.
Желанновский (в с. Желанное Шацкого района) организован как школьный музей в конце 1958 года, в 1968 году реорганизован в филиал РГИАМЗ, с 1996 года – районный музей.
Рыбновский (в г. Рыбное) организован в 1998 году.
Сапожковский (в р. п. Сапожок) как общественный музей организован в 1920 году, был закрыт в 1956 году, возобновил свою деятельность как исторический музей в 1990 году, с 1991 года – филиал РГИАМЗ.
Спасский историко-археологический музей (в г. Спасске), организован в 1918 году по инициативе и при участии местного краеведа А.Ф.Федорова, в течение десятилетия несколько раз был закрыт и открывался вновь, с 1998 года музею присвоено имя Г.К.Вагнера.
Михайловский (в г. Михайлове) организован в 1979 году как филиал РГИАМЗ.
Пронский (в р.п. Пронске).
Шиловский (в р. п. Шилово) организован в 1985 году.
Захаровский (в с. Захарово) организован 3 декабря 2004 года.
Кораблинский (в г. Кораблино) организован как музей на общественных началах в 1981 году, в 1991 году получил статус краеведческого музея – филиала РГИАМЗ.
Ряжский (в г. Ряжске) организован на основе народного историко-краеведческого музея в 1991 году как филиал РГИАМЗ.
Елатомский народный музей (в п. Елатьма).
Кадомский народно-краеведческий музей (в п. г. т. Кадоме), организован по инициативе учителя-краеведа Д. Б. в 1989 году.

Все перечисленные филиалы РГИАМЗ теперь самостоятельные музеи.

Рязанский государственный областной художественный музей имени П.И. Пожалостина основан 30 марта 1913 года как «Общество художественно-исторического музея имени профессора-гравера И.П.Пожалостина» А.А. Киселевым-Камским, В. П. Соколовым и другими. 15 ноября 1914 году собрание «Общества» постановило «передать музей в ведение города Рязани со всем собранием художественных и исторических произведений». 23 марта 1915 года музей был передан с присвоением ему звания «Рязанский художественно-исторический музей имени профессора И.П. Пожалостина» и размещался временно в помещении городского Романовского училища на улице Семинарской (ныне – Каляева), затем в здании Присутственных мест на Соборной площади. С июля 1918 года Городской художественно-исторический музей имени И.П. Пожалостина был подчинен Рязанской губернской комиссии народного просвещения, а 120 картин из его собрания переданы в Краеведческий музей и в Музей революции в Рязани. В 1931 году Музей революции был упразднен, а картины из него поступили в Губернский историко-краеведческий музей. В 1938 году художественный отдел Краеведческого (бывшего губернского) музея был реорганизован в Художественный музей, который в течение сорока лет размещался в здании на территории бывшего архиерейского подворья и получил современное название. С 1980 года музей располагается в так называемом «Доме Рюмина» на улице Свободы, бывшей Владимирской, рядом с парком, в котором размещался Летний театр, где проходили художественные выставки «Общества Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И.П. Пожалостина» с 1906 по 1914 год. Произведением искусства является и само здание музея – памятник архитектуры русского классицизма конца ХVIII–начала ХIХ века школы выдающегося зодчего Матвея Казакова.

Деятельное участие в работе музея принимали в 1920–1930 годах Д.Д. Солодовников, в 1930–1940 годах Г.К. Вагнер, в 1950–1980 годах – Т.П. Щеглова, С.М. Степашкин.

В 1915 году коллекция музея состояла в основном из произведений местных и московских художников: И.П. Пожалостина, В.Н. Бакшеева, К.В. Лебедева. В 1920-х годах она пополнялась из Государственного музейного фонда, распределявшего шедевры из столицы в губернские музеи; частных коллекций А.В. Антонова и его сына городского головы И.А. Антонова; из усадеб Н.Д.Белосельской-Белозерской, Ю.С. Нечаева-Мальцова, Барятинских, Гагариных, Голицыных.

В состав фондов музея входят работы мастеров, чья жизнь и творчество связаны с рязанским краем: картины А.Е. Архипова, Ф.А. Малявина, Л.Ф. Милеевой, И.А. Мухина, полотна С.Г. Никифорова, Я.Я. Калиниченко, Н.А. Дубовицкой, К.В. Лебедева, В.П. Соколова, гравюры И.П. Пожалостина, рисунки П.М. Боклевского, Н.В. Шумова, В.П. Соколова, отливки скульптур А.С. Голубкиной.

В 1960-1970 годах большое число произведений древне-русского и народного искусства собрано в результате музейных экспедиций.

В фондах музея свыше 10 тысяч единиц подлинных произведений отечественных и западноевропейских мастеров ХV–ХХ веков разных видов и жанров искусства.

В экспозиции демонстрируется древне-русское искусство, в том числе барельеф «Архангел Михаил» ХV века, памятник рязанской школы икона «Архангел Михаил с чудом в Хонех» начала ХVI века, русское искусство ХVIII–ХХ веков – произведения В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова, И.К. Айвазовского, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, В.И. Сурикова, В.А. Серова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, М.В. Нестерова, К.Е. Маковского, Л.Д. Милеевой, А.В. Куприна, С.Т. Коненкова, западно-европейское искусство ХVI–ХХ веков (в основном голландской, итальянской, французской школы, в том числе произведения Я. Пейнаса, братьев А. и И. ван Остаде, Дж. Крозато, Франческо Гварди, Симона Вуэ), русское декоративно-прикладное и народное искусство ХVIII–ХХ веков (в том числе народные промыслы: скопинская керамика, михайловское кружево, кадомская вышивка, сапожковское ткачество).

Музей располагает выставочным залом и научной библиотекой, имеет отделы:

Дом-музей И.П. Пожалостина организован в 1992 году в дачном поселке Солотча в доме, построенном по личному проекту художника в 1880 году, в котором прошли последние годы его жизни. Он скончался в начале января 1910 года. Позднее более двух десятилетий (1932–1940 и 1943–1954) в этом доме жил писатель К.Г. Паустовский, и к нему приезжали Р.И. Фраерман, А.П. Гайдар и другие знаменитости, пользовавшиеся гостеприимством хозяина. Бывшая усадьба художника сделалась очагом культуры – «литературным гнездом».

Детская картинная галерея (в Рязани) организована 31 мая 1998 года.

Картинная галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская» (в Рязани) организована в 2004 году.

Работа по созданию новых музеев продолжается. В ней принимают участие, как в XIX веке, и отдельные энтузиасты, и учреждения.

Музей пощуповской игрушки в старинном рязанском селе Пощупово разместился в доме Ирины и Вадимира Ивановых в их семейной мастерской. В нем посетитель попадает в сказку, придуманную и вылепленную самими художниками.

В Музее деревянного зодчества в Клепиковском районе в деревне Лункино создана Межрегиональная школа мастеров, а на фабрике художественной керамики (в настоящее время ЗАО «Скопинская художественная керамика») города Скопина создан Музей истории промысла скопинской художественной керамики «Легенды и были скопинского гончарства». В 2007 году создан Музей гончарства России.

Интересны непосредственной связью с природой Окский биосферный государственный природный заповедник «Брыкин Бор», Музей пчеловодства и Музей коневодства (в НИИ пчеловодства в городе Рыбное и в НИИ коневодства в селе Высокое).

В городе Сасово организован Музей русской песни, которому в 2001 году присвоено имя А.П. Аверкина.

В Рязани действуют Музей истории молодежного движения (основан в 1988 году как Музей истории Рязанской областной комсомольской организации, с 1991 года – современное название и статус), Музей истории воздушно-десантных войск (открыт 28 июля 1979 года), Центральный музей Дальней авиации (открыт в 1974 году), Музей военной автомобильной техники, школьные музеи боевой славы, в том числе: имени Миронова, 6 роты РВВДКУ, советско-польской дружбы, имени Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза, Народного Героя Югославии С.С. Бирюзова, имени Героя Советского Союза, национального героя Италии Ф.А. Полетаева, 141-й киевской краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии, защитников Отечества, Героя Советского Союза В.А. Молодцова, 124 ОКСБр, имени Героя России гвардии капитана Р.В. Соколова, Музей «Память».

Несколько музеев Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина созданы по инициативе президента РГУ, академика РАО А.П. Лиферова.

Музей краеведения, организованный в 1992 году, содержит коллекции представителей флоры и фауны, полезных ископаемых, палеонтологические и археологические находки в Рязанской области, а также предметы этнографии и крестьянского быта; является научной базой для проведения лабораторно-практических занятий и полевых практик студентов, выполнения курсовых и дипломных работ, подготовки к олимпиадам школьников, повышения квалификации учителей.

Музей истории РГУ организован 27 мая 2004 года.

Музей С.А. Есенина организован в 2005 году к 110-летию со дня рождения Сергея Есенина на базе Научно-культурного центра РГУ, осуществляющего координацию научных исследований по изучению и пропаганде творческого наследия поэта в вузах России.

Музей И.И. Срезневского, организованный в 2007 году, отражает современное отношение славянской и российской науки к всемирно значимому наследию ученого-слависта, выдающегося лексикографа.

В Рязани работает четыре музея истории школ № 2, № 17, № 39, № 40.

В области действуют школьные музеи знаменитых людей: Лексикографический музей академика И.И. Срезневского, музей А.В. Александрова, музей братьев Уткиных, музей К.Э. Циолковского, три музея С.А.Есенина.

Созданы в Рязани школьные историко-краеведческие музеи (в школах № 63, 55,26, 37), а также музей клуба «Гардемарины» в школе № 19 и музей «Россия литературная» в школе № 55, музей этнографии «Берегиня», музей истории народного образования города Рязани в школе № 7, музей игрушки «Рязанский оберег» в ДОУ № 150, музей истории и развития кружевоплетения в МОУДОД «Рязанский городской клуб «Созвездие», музей истории предпринимательства и благотворительности в Рязанском крае в школе № 35, музей истории русско-французских отношений в школе № 6, музей славянских народных инструментов в школе № 11.

В Рязанском колледже электроники 27 июня 2003 года открыт «Музей одного рассказа» (имеется в виду рассказ А.И. Солженицына «Для пользы дела»).

В филиале № 9 Центральной городской библиотеки им. С.А. Есенина в Рязани 13 апреля 2007 года открыт экспозиционный зал «Павел Васильев. Легенды и быль. Современный взгляд».

А в самой Центральной городской библиотеке им. С.А. Есенина с октября 1995 года работает Зал-музей С.А. Есенина.

На основе литературной коллекции библиофила российского значения Ю.Н. Вобликова 4 октября 2003 года был открыт и в 2007 году закрыт Рязанский литературный музей С.А. Есенина, в название которого на его открытии литературовед И.Н. Гаврилов предлагал внести изменение (Рязанский литературный музей имени С.А. Есенина), учитывая уникальность, специфику коллекции и личность Ю.Н. Вобликова.

Неотъемлемой частью деятельности всех музеев является организация выставок.

Интереснейшие выставки в Художественном музее, в Историко-архитектурном, в Музее истории молодежного движения в Рязани, в Музее-заповеднике С.А.Есенина в Константинове были подготовлены из фондов этих музеев, а также из других собраний.

Недостаток экспозиционных площадей подвигнул художника А.Н. Мотина в 1991 году приступить к созданию Галереи современного искусства ТОО «Альберт-галерея» при заводе ЖБИ-2 г. Рязани для показа произведений рязанских художников. Он почти завершил эту работу и успел для открытия галереи разместить там свою экспозицию…

Весной и осенью ежегодно открываются вернисажи в Выставочном зале Рязанского отделения Союза художников России.

Галина Петровна Иванова – музеевед, есениновед, двадцать лет (1976–1996) заведовала научно-экспозиционным отделом Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (с. Константиново).

От редакции: Обзор любезно подготовлен Ивановой Г.П. по просьбе редакции.

рязанский государственный обласной художественный музей им. и.п. пожалостина (фото а. шведа) дом-музей и.п. пожалостина. п. солотча (фото а. шведа) картинная галерея "виктор иванов и земля рязанская" рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (фото а. шведа) мемориальный музей-усадьба академика и.п. павлова дом сергея есенина. государственный музей-заповедник с.а. есенина (фоторепродукция из фотоальбома "рязанский край – душа россии") дом л.и. кашиной. государственный музей-заповедник с.а. есенина (фоторепродукция из фотоальбома "рязанский край – душа россии")
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари