Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Обозрение театров Рязани на 1893/94 гг.

Обозрение театров Рязани на 1893/94 гг.

(от нашего корреспондента).

***

«Артист». Журнал изящных искусств и литературы. №31 Ноябрь 1893 года. Год пятый. Книга одиннадцатая. стр.185. Москва Типо-литография Высочайше утвержденного Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко. Пименовская улица, собственный дом.

Много лет здание нашего городского, когда-то очень хорошенького театра находилось в заброшенном виде [1], служило в последнее время складом сухарей для местных войск, но вдруг появился г. Хржановский (артист Варшавских театров – балетмейстер) с благотворной мыслью возобновить рязанский театр. После обычных переговоров, заседаний, комиссий и т. п. г. Хржановскому удалось снять у города театр на 12 лет без всякой платы, но с условием отремонтировать на свой счет театральное здание, заменить деревянные полы театра – асфальтовыми и деревянные лестницы – железными или каменными. Наружная отделка театра в настоящее время уже окончена; внутри переделаны печи и исправлены потолки. Полы положены асфальтовые. Приступили к работе лестниц, которые, по условию, должны быть окончены через две недели, так что к концу октября театр будет вполне отремонтирован и можно будет начать спектакли. Г. Хржановский предполагает давать драму, частями оперу, оперетку и балет. Состав труппы приблизительно следующий: г-жи Некрасова (драматич.), Трояновская (ing.), Радович (водевильная и характерные роли), Зинина, Трубецкая, Бауэр-Большакова, Златопольская, Васильева, Правдина, Маркова, Ильинская, Стрешнева, Лаврова, Калиновская, Ратмирова и др., гг. Самарин, Житов, Мартынов, Боровский, Вольф. Дубецкий, Шувалов, Парский, Ярошенко, Чарский, Кузнецов, Болдарев, Серполетти и др. Кроме того хор в 24 человека и балет в 6 пар. Оркестр будет состоять из 18 человек. Открытие спектаклей предполагается в первых числах ноября комедией Гоголя «Ревизор» и одним актом из оперы «Жизнь за царя» [2]. Управление драматической труппой поручено В. М. Житову.

Летом у нас шли спектакли в саду местного Общества велосипедистов. Играли и местные любители или, вернее, часть любителей, - так как они у нас вообще между собой ладят. Дали ряд спектаклей и малороссы под распорядительством г. Дворниченко, к концу же сезона появилась было труппа г. Дубовицкого, но никто из них успеха ни в художественном, ни в материальном отношении не имел. Вообще нужно сказать, что в последнее время рязанская публика привыкла видеть у себя очень неудачные по исполнению спектакли и теперь, пожалуй, и к хорошим артистам будет относится с предубеждением, и недоверием.

***

«Артист». Журнал изящных искусств и литературы. №40 Август 1894 года. Год шестой. Книга восьмая. стр.190-191. Москва Типо-литография Высочайше утвержденного Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко. Пименовская улица, собственный дом.

Россия никогда особенно не славилась как «театральный» город, т. е. такой, в котором публики, интересующейся театром и посещающей спектакли, вполне достаточно для того, чтобы театральное дело не давало постоянного убытка. Доказательством большего или меньшего равнодушия рязанской публики к театру может служить уже и то обстоятельство, что на подмостках местного городского театра около десяти лет не давались спектакли и самое здание театра, очень удовлетворительное для провинции, было превращено в склад съестных припасов для войск. Среди предпринимателей в течении десяти лет не нашлось ни одного, который бы рискнул на известную затрату для реставрирования театра и возобновление в нем спектаклей, а среди рязанской публики интерес к театру не был настолько силен, чтобы на возобновление театра взялось само местное общество. Сравнительная близость Москвы, с театрами которой знакомо большинство рязанской состоятельной публики, способствовала отчасти притуплению в рязанцах интереса к своему местному театру. Тем не менее, когда в прошлом зимнем сезоне рязанский городской театр, заново отделанный, был открыт, публика проявила такое сочувствие к сценическому искусству, на которое трудно было рассчитывать при самых благоприятных условиях. Товарищество драматических артистов, начавшее спектакли по открытию театра в половине сезона, заработало значительно больше рубля на паевой рубль, что за прошлый сезон было редким явлением и для сцен больших, действительно «театральных» городов. Десятилетним отсутствием постоянных спектаклей главным образом объясняется материальный успех прошлого сезона в Рязани. Под влиянием отчасти этого успеха возник в Рязани и новый театр, летний принадлежащий артисту И. Е. Самарину, распорядителю Товарищества, играющего в Рязани в течении зимнего сезона. Новый театр построен в саду клуба велосипедистов [3], на Мальшинской улице [4], и представляет собою легкое летнее здание, устроенное, однако, с удобствами зимних театров. В зрительном зале, кроме партера, ряд лож, балконов и галерея. Сцены и уборные вполне поместительны. Театр дает до 400 руб. сбора. Открытие летнего театра явилось для Рязани совершенной новинкой и до сих пор есть все основания думать, что сезон рязанского летнего рязанского летнего театра закончится благополучно. До первой половины июля Товарищество получило приблизительно половину паевого рубля, что для летнего сезона, в таком городе, как Россия, представляется максимум возможного материального успеха. В состав Товарищества, сформированного г. Самариным вошли следующие лица: г-жи Полякова, артистка Императорского Московского театра, Нинина-Петина и Харитонова, артистка Императорского Московского театра, Любомирская Лялина, Медведева и др., гг. Самарин, Кегель-Королев, Стенин, Житов, Грубин, Старков, Шувалов, Лунин и др. Для открытия сезона, 22 мая, поставлена была комедия «Игра в любовь». В следующие спектакли, которые ставятся по три раза в неделю, были поставлены: «Лес», «Со ступеньки на ступеньку», «Дочь века», «За монастырской стеной», «Перчатка», «Татьяна Репина», «Ни минуты покоя», «Мертвый сильнее живого», «На жизненном пиру» и др.

Относительно зимнего сезона можно сказать, что до сентября месяца зимний театр остается за г. Хржановским, а в чьи руки перейдет потом, неизвестно.

Примечания:

1. Театр на улице Соборной построили в 1862 году. Знатоки театрального мира уверяли, что это – миниатюрная копия столичного Большого театра. В ночь с 27 на 28 ноября 1867 г. творение архитектора Сергея Александровича Щеткина сгорело и было восстановлено лишь четыре года спустя. В 1885 году здание театра передали военному ведомству для хранения сухарей и солдатской амуниции.

/14_1__0.jpg

Театр на Соборной

2. Двери театра распахнулись 17 декабря 1893 года. Первый спектакль назывался "Горе-Злосчастие" (по пьесе Крылова). А второй, сыгранный через день при переполненном зале, гоголевский "Ревизор". В «Рязанском листке» 21 декабря 1893 года сообщалось: «Театр снова ожил, воскрес, впустил разношерстную пест¬рую толпу желающих насладиться искусством».

3. Сад трезвости –сейчас Наташкин парк. Вход в сад был платным. За 50 копеек можно было купить билет в летний театр Сада трезвости, где гастролировали заезжие труппы, в том числе опереточные. Если горожанин покупал билет в театр, за вход в парк платить было не нужно. В Саду трезвости располагалось несколько павильонов, где продавали мороженое, сладкую выпечку и чай. Общество трезвости, организованное в Рязани в 1895 году, боролось таким образом за моральный облик рязанцев.

/img_2282_0.jpg

Наташкин парк

4. улица Мальшинская, сейчас улица Свободы.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари