Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Антикварные книги

Балет и танцы

История

Литература, СМИ

Рязанский край

Адрес-календари, Кален...

Информационно-статисти...

Материалы к истории во...

Материалы к истории ду...

Материалы к истории зе...

Материалы к истории на...

Общие вопросы истории

Справочно - библиограф...

Театр

Каталог публикаций

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Рязанские Епархиальные Ведомости, №1, 1894 год.

(Спасибо пользователю almakarov2008 за перевод номера в текстовый формат!)

Содержание

Официальный отдел.
Распоряжения и известия Рязанского Епархиального Начальства.
Отчёт о состоянии Рязанского Епархиального Женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1892/1893 учебные годы.
Утвержденные Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Феоктистом, Архиепископом Рязанским и Зарайским, меры к увеличению материальных средств на содержание церковно-приходских школ и школ грамоты Рязанской епархии.
Отдел неофициальный.
Епархиальная хроника.
Архиерейские служения.
Открытие и освящение церковно-приходской школы при Петропавловской Пустыни Раненбургского уезда.
Исторический очерк Рязанской Духовной Семинарии с преобразования при графе Н.А.Протасове до реформы при графе Д.А. Толстом (1840-1867 годы).
Внутренние известия.

Официальный отдел.

Распоряжения и известия Рязанского Епархиального Начальства.

Одобрение Епархиального Начальства. Объявляется одобрение Епархиального Начальства за усердную службу по епархиальному ведомтву без внесения в клировые ведомости: священнику села Юшты Спасскаго уезда, Николаю Калинину, села Орехова того же уезд Николаю Фиалкину, села Федосьевой пустыни того же уезда Иоанн Амиантов и села Санского того же уезда Алексею Богословскому.

Рукоположение в сан. Рукоположены в сан священника: к церкви села Старого Киркина, Михайловского уезда, студент Рязанской духовной семинарии Григорий Овсянников; к церкви сел, Малинищ, Пронского уезда, ОКОнчивИЙ курс семинарских наук Иван Орлов и к церкви села Синулиць, Касимовского уезда окончивший курс семинарских наук Капитон Филоновь.

Определение на места. Определены: 1) на священнические места к церкви села Ситкова, 3apaйского уезда, диакон села Сушков; того же уезда Александр Куракин к церкви села Дубровичи студент Рязанской духовной семинарии Ивань Смирнов; 2) НА диаконское место к церкви села Горностаевки, Михайловскаго уезда, бывший воспитанник Рязанской духовной семинарии Прокопий Сардановский; 8) на псаломщичеснкие места, к Скорбященской церкви Захупотской г. Ряжска слободы сверхштатный псаломщик той же церкви Алексей Окаемов, к церкви села Новопокровского-Нарышкина тоже, Раненбургского уезда, бывший воспитанник.

Рязанской духовной семинарии Иван Раковский и 4) в число послушников Николаерадовицкого монастыря: заштатный псаломщик Николаевского города Сапожка церкви Иван Борков и личный почётный гражданин Михаил Постников.

Перемещение. Перемещен на священническое место к церкви села Иванкова, Спасского уезда, священник села Ситкова, Зарайского уезда, Иоанн Куракин.

Определение на должности. Определены: 1) на благочинническую должность по 4 округу Спасского уезда священник села Успенского Иринарх Любомиров: 2) на должности помощниковь благочинных: по 3 благочинническому округу Зарайского уезда священник села Гавриловского Иоанн Писарев; по 2 благочинническому округу Рязанского уезда священник села Вышгорода Илия Соколов и по 8 благочинническому округу Михайловскаго уезда священники села Катагощи Димитрий Петропавлов и 2) на должности просфорницы при церкви села Кривского, Сапожковского уезда, дочь умершего священника того же села, девица Mapия Кудрявцева.

Облечение в схиму. Облечена в схиму монахиня Колычевского Казанского женского монастыря Филарета и наречена Антонею.

Утверждение в должности законоучителей. Утверждены: 1) в должностях законоучителей при народных училищах: при училище села Острого Камня, Данковского уезда, местный священник Николай Грацианский; при училище села Солнцева, Раненбургского уезда, местный священник Николай Доброхотов при училище зела Старокленского того же уезда местный священник Василий Девяткин вместо Змиевского училища; при училище в деревне Змиевке того же уезда второй священник села Старокленского Владимир Оранский вместо Старокленского училища; при училище деревни Извековской, Касимовскаго уезда, священник села Барснева Петр Тихомиров с оставлением за ним должности законоучителя в Неверовском училище; при училище села Малого Сапожка, Сапожковского уезда, местный диакон Григорий Чтецов; при училищах села Карабухина и деревни Славиной того же уезда священник села Карабухина Василий Билкин; при училище Захупотской города Ряжска слободы местный священник Петр Виссонов; при училище села Коленец, Пронского уезда, местный священник Сергий Райнов; при училище села Секирина, Скопинского уезда, местный диакон Иоаннь Беляев, и 2) помощниками законоучителей: при училище села Прудков, Касимовского уезда, местный диакон Алексей Лебедев и при училище села Желудева Спасского уезда, местный диакон Алексий Архангельский.

Утверждение в должностях церковных старост. Утверждены в должностях старость: при Ильинской церкви села Кузминска, Рязанского уезда, отставный Майор, Князь Николай Алексеевич Крапоткин; при церкви села Гремячки, Ряжского уезда, дворянин Василий Егорович Шмаров и при церкви села Стрелецких Выселок, Михайловского уезда, крестьянин Иван Петрович Березин.

Увольнение за штат. Уволен за штат псаломщик села Свищевки, Данковского уезда, Михаил Некрасов.

Исключение умерших из списков. За смертно исключаются из списков: священник Спасо-Преображенской города Рязани церкви Павель Миролюбов; священник села Дубрович, Рязанского уезда, Павел Розанов; диакон села Князево Займища, Скопинского уезда, Василий Орлов; псаломщик села Озериц Зарайского уезда, Серий Синайский и послушник Николаерадовицкого монастыря Иван Протасьев.

Постройки и возобновления. 1) Причту и церковному старосте села Поздного, Михайловскаго уезда, разрешено заменить два разбитых колокола в 90 пуд. и в 2 пуда новыми и в 60 пуд. и в 2 пуд.с употреблением на сей предмет 100 руб. из церковной суммы. 2) Разрешено причту и церковному старосте села Хворощевки (Скопинского уезда, употребить 136 руб. 76 коп. церковных денег нa построение в их храме иконостаса.

Пожертвовано: 1) Заштатный священник с. Асников, Пронского уезда, Андрей Миловзоров пожертвовал в пользу церкви означенного села облигации в 100 руб. и таковую же облигации B пользу причта.

2) Тем же священником пожертвована в 100 руб. облигации в пользу причта села Старой Рязани, Спасского уезда.

3) На возобновление живописи в Троицкой г. Ряжска церкви церковным старостою Петром Морозовым пожертвовано 1000 р, и Ряжским купцом Николаем Морозовым 2000 руб.

Отставной унтер-офицер Адам Антонович Струпинский завещал 100 руб. в пользу Рязанского Казанского женского монастыря и 100 руб. внести в Рязанское Отделение Государственного Банка, процентами с коего капитала вечно должен пользоваться церковный причт села Бахмачева, Рязанского уезда, и кроме того 40 р. причту и 60 р. церкви того же села.

Священником Троицкой города Зарайска церкви Владимиром Виноградовым присоединен к православию чрез таинства св. Крещения и миропомазания иудей Мендель Беркович Рапопорт, с наречением имени «Николай».

Благочинному III Касимовского округа священнику Стефану Архангельскому, совместно с священником Николаевской Тумы, Касимовского уезда, Стефаном Остроумовым разрешено освятить вновь устроенный деревянный храм в деревне Спириной, во имя Рождества Пресвятой Богородицы на вновь выданном освященном антиминсе

Разрешено выдашь антиминсы. 1) Во вновь устроенную церковь с. Спирина, Касимовскаго уезда, и 21 В церковь села Круглого, Поляны тоже, Данковского уезда.

Государь Император, по всеподданейшим докладам Господина Обер-Прокурора Святейшего Синода согласно определениям Св. Синода, Высочайше соизволил: 30 октября на укрепление за церковью деревни Спириной, Касимовского уезда, 36 десятин 1140 кв. саж, земли, отводимой Спиринским сельским обществом в пользу будущего причта при вновь выстроенной церкви.

27 минувшего ноября на укрепление за Воскресенскую церковью села Любич, Зарайского уезда, завещанного крестьянином Василием Нартовым участка земли, в количестве 10 десятин 1200 кв. саж., или сколько в действительности окажется при означенном с. Любичах.

Отчёт о состоянии Рязанского Епархиального Женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1892/1893 учебные годы.

Личный состав служащих в училище.

Приказом Г. Обер-Прокурора Св. Синода в сентябре месяц преподаватель Закона Божия в обоих отделениях I кл., русского языка, в обоих отделениях III кл. и во II параллельном и педагогики в обоих отделениях Vl класса кандидат Богословия Владимир Правиков определен на должность учителя арифметики и географии в Раненбургское духовное училище.

По определению Св. Синода в сентябре же преподаватель Географии в обоих отделениях lll кл. и в V параллельном учитель местного духовного училища, кандидат Богословия Николай Тацитов назначен помощником смотрителя Зарайского духовного училища.

Преподаватель арифметики в обоих отделениях V класса и III параллельного учитель приготовительного класса местной мужской гимназии Николай Карабинов из 10 имевшихся у него уроков оставил за собою только 8 урока арифметики в V нормальном классе.

Освободившиеся вследствие этого 4 урока педагогики, 8 уроков Закона Божия, 12 уроков русского языка, 7 уроков географии и 7 уроков арифметики были распределены таким образом: 4 урока педагогики в Vl кл. были предоставлены преподавателю педагогики в местной духовной семинарии, кандидату Богословия Александру Нарциссову, 8 уроков закона Божия в I-x классов и 12 уроков русского языка в II параллельном и III классах— надзирателю духовного училища, кандидату Киевской духовной академии Александру Гилярову, 8 урока географии в V параллельном классе преподавателю русского языка В V/2 классе училища Александру Сабчакову, 4 урока географии в III-х классах преподавателю истории в IV-x классах Ивану Рудинскому. Преподавание арифметики в обоих отделениях III класса предоставлено учителю училища Ивану Яблокову, преподававшему в предыдущем году арифметику в lII, и IV/2 классах; 8 урока арифметики в IV, классе предоставлены преподавателю духовной семинарии кандидату Богословия Стефану Попову, а 8 урока арифметики в V, кл. преподавателю математики и физики в духовной семинарии Алексею Косменкову.

В составе воспитательниц произошли следующие перемены, исправл. должность воспитательницы III/2 кл. и преподавательница новых языков домашняя наставница, окончившая курс в Московском Николаевском Институте, София Сумарохова, вследствие выхода в замужество, оставила службу при училище.

Помощница воспитательницы и преподавательница пения в I, и 2 классная регентша училищного хора, домашняя учительница, окончившая курс в Рязанском Епарх. Женском училище, Капитолина Муретова, вследствие выхода в замужество, оставила службу при училище.

Помощница воспитательницы домашняя учительница, окончившая курс в Рязанскомь Епарх. Женск. училище, Елизавета Горностаева, по болезни, оставила службу при училище. На освободившиеся вакансии Его Высокопреосвященством, по представлению Начальницы училища, назначены: 1) испр. д. воспитательницы окончившая курс в Московском Александровском училище в 1888 г. с званием домашней учительницы, до сего времени состоявшая учительницею сельской школы, дочь фельдшера, девица Екатерина Скопинская. Начальницей училища ей ж предоставлено преподавание новых языков.

2) Исправл. должность помощницы воспитательницы ОКоНЧИВШЕЙ курс в Рязанском Епарх. Женск, училище, домашняя учительница, дочь фельдшера, девица Александра Хаустова и 8) окончившая курс в Рязанском Епархиальном женском училище домашняя учительница дочь священника, девица Любовь Панаретова.

Утверждены в должности воспитательницы училища: E. Кочетова (служащая в училище с декабря 1885 года), М. Симфонина (с сентября 1887 г.), Е. Филиппова (с сентября 1889 г.), В. Малютина (с декабря 1889 г.).

29 сентября 1892 г. скончался эконом училища диакон Андрей Светлов, для исправления обязанностей эконома, временно, для поддержания малолетнего семейства покойного прикомандирован с соизволения Его Высокопреосвященства брат покойного Феодор Светлов.

За указанными переменами в личном составе служащих училище учебно-административный персонал училища к концу отчётного года был следующей:

1) Исполняющий обязанности председателя Совета, преподавателя духовной семинарии, священник Феофилакт Орлов, кандидат Богословия. Он же преподаватель закона Божия в обоих отделения IV класса училища (6 уроков).

2) Начальница училища, девица Варвара Хупотская, имеет звание домашней учительницы. При готовой квартире столе и прислуге получает жалованья 500 рублей.

3) Инспектор классов священник Александрь ЛучиНСКИЙ кандидат Богословия. По должности инспектора классов OH ПРИ готовой квартире получает 200 рублей. Он же

законоучитель в обоих отделениях VI-то V-ro и III паралл. отди>ления II класса 24 урока.) и священник домовой училищной церкви.

4) Член Совета от духовенства священник Ново-ямской церкви о. Герасим Славинь студент семинарии.

5) Член. Совета от духовенства протоиерей церкви при ТЮРМЕном замке и законоучитель земской учительской семинарии о Феодор Успенский, студент семинарии.

Преподаватели и воспитательницы училища.

1) Преподаватель Закона Божия в обоих отделениях I кл и русского. языка во II/2 и обоих отделениях III кл. (20 ур.) кандидат Богословия Александр Гиляров. Состоит на службе только при женском училище.

2) Преподаватель Истории в VI нормальном обоих ОТДЕЛЕНИЯХ V кл. и Географии в обоих отделениях VI кл., V норм обоих отделениях IV кл. (24 ур.) кандидат Богословия Димитрий Гонорин.

3) Преподаватель Закона Божия в II норм. кл. и географии в обоих отделениях II кл. (8 ур.) протоиерей церкви Казанского Женского монастыря о. Николай Зелятров, обучавшиеся три года в Киевской Духовной Академии и вышедший из нее по болезни.

4) Преподаватель русского языка в обоих отделениях VI KЛ. (6 ур). учитель местного духовного училища кандидат Богословия Михаил Краснов, Он же состоит делопроизводителем Совета училища, по каковой должности получает 300 руб. в год.

5) Преподаватель русского языка в V норм. кл. (3 ур) преподаватель духовной семинарии кандидат Богословия Александр Виноградов.

6) Преподаватель русского языка в обоих отделениях IV кл. (6 ур.) преподаватель духовной семинарии кандидат Богословия Владимир Фортунин.

7) Преподаватель русского языка в I норм, и III норм. (8 уроков) кл воспитатель местной мужской Гимназии студент семинарии Иван Унксов.

8) Преподаватель истории в VI пар кл. (3 ур.) кандидат Богословия, Стефан ЯХОНТОВ

9) Преподаватель русского языка и географии в V пар. классе (6 ур.) преподаватель духовной семинарии, кандидат Богословия Александр Сабчаков.

10) Преподаватель истории в обоих отделениях IV кл. и географии в обоих отделениях III кл. (8 ур.) учитель духовного училища, кандидат Богословия Иван Рудинский.

11) Преподаватель педагогики в обоих отделениях VI кл. (4 ур.) преподаватель духовной семинарии, кандидат Богословия Александр Нарциссов.

12) Преподаватель геометрии в обоих отделениях VI кл, и физики в VI/2 кл. (7 ур.) учитель мужской гимназии Василий Богословский.

13) Преподаватель физики в обоих отделениях V класса и VI/1 (7 ур.) учитель мужской гимназии Сергей Кузис.

14) Преподаватель арифметики в V/1, кл. (3 ур.) учитель приготовительного класса мужской гимназии Николай Карабинов.

15) Преподаватель арифметики в обоих отделениях III кл (8 ур.) студент семинарии Иван Яблоков.

16) Преподаватель арифметики в IV/2 кл. (3 ур.) преподаватель духовной семинарии, кандидат Богословия Стефан Попов.

17) Преподаватель арифметики в IV кл. (3 ур.) преподаватель духовной семинарии, кандидат Богословия Александр Карашев.

18) Преподаватель русского языка в I/2 кл. (4 ур.) и чистописания в I/2 КЛ., обоих отделениях III кл. и обоих отделениях (IV кл. - 8 ур.), учитель духовного училища, студент семинарии Александр Лавров.

19) Преподавательница арифметики в II/2 кл. и обоих отделениях I кл. и рисования во всех классах (кром, I и VI) училища (20 ур.) имеющая звание домашней наставницы Мариинской женской гимназии Александра Субботина.

20) Преподавательница ариометики во II/1 кл. и чистописания в обоих отделениях II кл. и I1 кл. (10 ур.) домашняя учительница Евдокия Боголюбова.

21) Учитель пения в V, IV и III кл. (10 ур.) регент apxиepeйского хора, студент семинарии священник Василий Топкин.

22) Преподаватель пения в VI и I2 кл, (4 ур.) учитель духовного училища, кандидат Богословия Павел Житов.

Воспитательницы и преподавательницы по новыми языкам.

23) VI норм. кл. домашняя учительница, окончившая курс в Рязанском епархиальном женском училище Мария Вулисанова.

24) VI пар. кл. домашняя учительница, окончившая курс в Рязанском Епарх. женском училище Mapия Симфонина.

25) V норм. кл. домашняя учительница, окончившая курс в Рязанском Епарх. женском училище, Ольга Кроткова. Она же заведующая училищной библиотекой, за что получает 25 руб. в год.

26) V пар. кл, домашняя наставница, окончившая курс в Московском Николаевском Институте: Катерина Филиппова. Преподаёт новые языки (6 ур)

27) IV норм. кл. домашняя учительница, окончившая курс в Московском Александровском училище, Екатерина Макарова. Преподает новые языки (9 ур.)

28) IV пар. кл. домашняя наставница, окончившая курс в Николаевском Институте, Евдокия Кочетова. Преподает новые языки (6ур)

29) III норм, кл. домашняя учительница, окончившая курс в

Рязанском Епархиальном женском училище, Евгения Архангельская.

30) III пар. кл. домашняя учительница, окончившая курс в Московском Александровском училище Екатерина Скопинская. преподает новые языки (6 ур.)

31) Il. норм. кл. домашняя наставница, окончившая курсь в С - Петербургском Александровском училище, Mария Анзимирова. преподает новые языки (9 ур.)

32) II пар. кл. домашняя наставница, окончившая курс в С - Петербургском Елизаветинском училище, Варвара Азаровна Храпова. Преподает новые языки (6 ур.)

33) I пар. кл. домашняя учительница Вера Малютина. Преподает новые языки (6 ур.), окончила курс в Рязанской Мариинской женской гимназии.

34) I нор, кл, домашняя учительница, окончившая курс в Московском Мариинском училище дамского попечительства о бедных в Москве Мария Александрова, она же старшая воспитательница и преподавательница новых языков. (9 ур.)

35) Помощница воспитательницы, домашняя учительница, окончившая курс в Рязанском Епарх. женском училище, Mария Аманова; она же регентша правого училищного хора и учительница пения в I норм. и 11 классах (6 ур.)

36) Помощница воспитательницы, домашняя учительница, окончившая курс в Рязанском Епарх. женском училище, Любовь Панаретова.

37) Помощница воспитательницы, домашняя учительница, окончившая курс в Рязанском Епарх. женском училище, Александра Хаустова.

Примеч. Исполняющий обязанности председателя Совета и член от духовенства служат без жалованья, но получают на paзъезды по 40 руб. в год. Преподаватели: о. Орлов [Ассигнованное съездом дополнительное жалованье исполняющему обязанности Председателя Совета, священнику О. Орлову за преподавание им 6 уроков 6О руб., направлено на строительные нужды училища. С 1893 г. положено съездом священнику О. Орлову по 60 р. за годовой урок, и дополнительные вознаграждения за 1 - е полугодие 1893 г. в количестве 60 р. свящ. о. Орловым то же направлено уже на строительные нужды училища.] , о. Лучинск г. Гиляров и г. Гонорин получали по 50 р. за каждый урок в пределах 12, а за каждый сверх l2 по 40 р. в год. Про преподаватели предметов, кроме чистописания и пения, все получали по 40 руб. в год за урок. Преподавательницы обязательных предметов и преподаватели чистописания и пения и новых языков получали по 20 руб. за годовой урок. Воспитательницы получали по 180 руб. в год, а помощницы воспитательниц 120 руб.

38) Учительница гимнастики Мария Рязанова, получает 300 р в год.

Учительницы музыки

39) Мария Асеева

40) Полина Еропкина

41) Любовь Наумова

42) Вера Мерчанская

Примеч. Учительницы музыки получали 20 р. в год за каждую обучающуюся у них воспитанницу, а учительница Мария Aсеева как заведующая общим ходом обучения музыки в училище, получала по 25 руб. в год за каждую обучающуюся у нее воспитаницу.

48) Врач при больнице Константин Асеев получает 300в год.

44) Фельдшерица при больнице Мария Добровольская при готовой квартире и содержании столом получает 240 руб.

Состав учащихся.

Рязанское Епархиальное женское училище состояло из 6 нормальных и 6 параллельных классов. Во всех 12 классах в начале учебного года числилось 429 воспитанниц, в течение года выбыло по различным причинам 21 воспитанница и вновь принято 6 воспитанниц, так что к концу отчетного года всех в воспитанниц числилось 414. Из них на церковно-коштном содержании было 120 (117) воспитанниц. Пансионерок было 221 (216), прочие были приходящими. Из всех учащихся дочерей духовенства было 280 (274), иносословных 149 (140) См. табл. № 1). Стипендиаток и полукоштных воспитанниц в училище не было.

На средства Попечительства содержалась одна из беднейших воспитанниц духовного звания (дочь псаломщика) в качестве духовной пансионерки; за некоторых иносословных воспитанниц из тех же средств внесена плата за обучение и погашена часть долгов за содержание духовных пансионерок.

(продолжение будет).

Утвержденные Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Феоктистом, Архиепископом Рязанским и Зарайским, меры к увечению материальных средств на содержание церковно-приходсккх школ и школ грамоты Рязанской епархии.

В заседании епархиального училищного совета 16 минувшего ноября 1893 г. Председатель совета, о. ректор духовной семинарии, протоиерей И. К. Смирнов вошел в него с предложением следующего содержания: Председатель Рязанского отделения совета, священник Александр Боголюбов под воздействием факта разложения школ церковно-приходских и школ грамоты и соразмерно этому увеличения расхода по содержанию их и под давлением крайней недостаточности поступлений в кассу Рязанского Правления денежных средств по содержанию подведомых ему школ и настоятельной нужды в увеличении их, вошел в отделение с обстоятельным и подробным изложением тех мероприятий, которые могли бы в значительной степени содействовать увеличению денежных поступлений на поддержание школ. Эти мероприятия отделением рассмотрены, советом согласованы и Его Высокопреосвященством утверждены к исполнению. 3аявления о крайней недостаточности денежных средств и с тем вместе обличении денежных расходов по содержанию школ, с размножением сих последних,— усиленно идут и из других отделений.

Поэтому я находил бы полезным ходатайствовать пред Eгo Высокопреосвященством, чтобы мероприятия Рязанского отделения, Архипастырем утвержденные к исполнению, распространены были на все остальные уезды, какие мероприятия целесообразные, для чего и напечатаны бы были к руководству и к исполнению Епархиальных Ведомостях вместе с предложением о них председателя Рязанского отделения совета, священника А. Боголюбова На журнале совета означенного заседания последовала следующая резолюция Ero Высокопреосвященства:» 1893 г. ноября 27. Утверждается. Ф. А Р.».

Предложение священника А. Боголюбова было следующего содержания:

Церковно-приходские школы и школы грамоты довольно быстро развиваются в нашем уезде (разумею здесь развитие их численное, но касаясь качественного, хотя cиe последнее идет еще быстрее, к общей радости сочувствующих святому делу народного образования); в 1888/89"учебном году первых было 14 и вторых столько же; за нынешний же 1892 /1893, г. церковно-приходских школ было 23 и школ грамоты 18; есть надежда, что в наступающем 1893/4 учебном г. число как тех, так и других еще увеличится, и к сему есть положительные основания в виде или построения зданий для них, или заявлений об имеющихся в виде построений оных. Такое увеличение числа церковно-приходских школ и школ грамоты в нашем уезде налагает на отделение обязанность oзаботиться изысканием или увеличением средств к содержанию их: ибо cии последние росли —увеличивались слишком туго и увеличились с 1880 г. весьма мало, именно: с 1622 р. в 1889 они в нынешнем году дойдут едва до 19ОО р., тогда как число школ возросло вдвое. Озабочиваясь таким положением дела, я естественно обратил к более внимательному пересмотру статей прихода и самых поступлений сумм на содержание церковно-приходских школ, школ грамоты в нашем уезде и расхода их за 1893 г. и после такового пересмотра пришел к следующим выводам: 1) в статьях прихода на церковно-приходские школы и школы грамоты о только может быть признана действительною и довольно постоянною,— это взнос по 1 к. с приходской души; все же прочие, как то: тарелочный сбор, кружечный сбор и по подписным листам сбор, в большинстве крайне скудны и непостоянны. Насколько cии последние статьи прихода дают крайне скудные в сравнении с теми, которые можно бы было ожидать от них, средства, это могут показать следующие цифры:

См. Таблицу.

Я не привожу цифр всех взносов, но все они, как и вышеприведенные, показывают что взносы по всем статьям зависят в своем количестве всего менее от богатства или бедности приходов, а всего более от такого или иного отношения настоятелей их к такому святому делу начального образования народа, ибо, напр. в градских двухштатных и одинаковых по средствам к содержанию церквах этот взнос выставляется— в одной в количестве 11 р., в другой 47 р., в третьей 44 руб., и из одноштатных богатейших —2 р., 4 р. 75 к., 8р. 65 к., в посредственной же церкви 14 р., а в бедной — 5 р. слишком. Тоже и в сельских церквах: в некоторых с 5 и 6 стами приходских души взнос в пользу церковно-приходских школ достигает 6 р. слишком и с почти,2 тысячами душ ниспускается до 4 руб. с копейками.

б) Hекоторыми настоятелями церквей во все не делается сборов и не производится взносов или по некоторым из вышеозначенных статей, или не по одной, а по подписным листам и сами ничего не жертвуют; и это опять зависит не от бедности церквей, приходов и их настоятелей.

в) Из настоятелей градских и особенно сельских церквей на содержание церковно-приходских школь больше собираюг и жертвуют те, которые безмездно трудятся на пользу народного образования в качестве или законоучителей, или учителей, или заведующих в церковно-приходских школах и школах грамоты, и меньше те, которые несут этот труд с получением вознаграждения или от миинистерства, или от земства, или от частных обществ и лиц.

г) Приходы, в которых сушествуют церковно-приходские школы или, за неимением средств к содержанию таковых, школы грамогы, в большинстве— приходы бедные; ибо в богатых приходах, и имеющих средства к построению школьных зданий от себя почти во всех открыты земские или министерские школы

В виду всего этого я предлагаю отделению покорнейше просить епархиальный училищный Совет ходатайствовать пред Его Высокореосвященством о разрешении отделению: 1) просить оо. Благочинных и чрез них оо. настоятелей церквей рязанского уезда приложить все усилия к тому, чтобы сбор тарелочный (в день св. Николая) и кружечный в пользу — на содержание церковно-приходских школ и школ грамоты уезда по каждой приходской церкви-градской и подгородной — был никак не менее, как по три копейки с приходской души, а сельской не менее как по одной копейки с приходской души, причем и оо. настоятелелей бесприходных церквей просить приложить возможное усердие и все меры к возможно для каждой из этих церквей большому увеличению этих сборов.

2) На тот скучай, если бы этих сборов (тарелочного в день св. Николая и кружечного во весь год) оказалось меньше указанного в 1) пункте сего определения или мало по сознанию настоятелей церквей бесприходных, настоятелям как приходских так и безриходных церквей продоставить право, по их личному усмотрению, сверх дня св. Николая, избирать другой какой либо день для прозводства тарелочного сбора в пользу церковно-приходских школ.

3) Просить оо. настоятелей церквей, особенно тех из них, которые лично,не несут никакого труда в церковно-приходских школах или школах грамоты, а трудятся в каких либо других народных— миннинистерских, земских, частных школах—с получением возаграждения за этот труд, возможно усилить сбор по подписным листам и увеличить (не определяя размера сего увеличения) свои личные по ним жертвы на содержание церковно-приходских школ.

4) Каждогодно по получении отделением годичых сборов благопочтительнейше представлять Архипастырскому вниманию Его Высокопреосвященства на Ero правдиво-милостивое усмотрение о тех настоятелях церквей уезда, которые в деле вышепрописанного усиления средств к содержанию церковно-приходских школ и школ грамоты проявили или особое внимание и усердие, и особо несочувственное к нему отношение.

Отдел неофициальный.

Епархиальная хроника.

Архиерейские служения.

12 декабря. Высокопреосвящество Феоктист совершал литургию в Крестовой церкви. Сослужащими были крестовские иеромонахи и ключарь священник Фёдор Скрижалин. Рукоположен во диакона бывший учитель в селе Борки Спасскаго уезда Иоанн Смирнов, назначенный во священника в село Дубровичи Рязанского уезда.

19 Декабря. Преосвященный Иоанникий совершал литургию в женском Казанском монастыре. Сослужащими были: Архимандрит Виталий, протоиерей Димитрий Правдин, протоиерей Николай 3елятров, ключарь священник Феодор Скрижалин. Рукоположен в священника новорукоположенный диакон Иоанн Смирнов. После концерта произносил слово послучаю погребения Игуменьи монастыря Евгении протоиерей Димитрий Правдин. Погребение игуменьи Евгении совершали Высокопреосвященнейший Феоктист и Преосвященный Иоанникий, с сослужащими священнослужителями.

24 Дакабря. Высокопреосвященнейший Феоктист совершал всенощное бдение в кафедральном соборе с соборною братиею.

25 декабря. Высокопреосвященнейший Феоктист и Преосвященный Иоанникий совершали литургию в кафедральном соборе. Сослужащими были, кроме соборной братии, иеромонах Палладий и священник Михаил Березин. Проповедь произносил ректор семинарии протоиерей Иоанн Смирнов. Политургии был совершен молебен по чиноположению.

Открытие — и освящение церковно-приходской школы при Петропавловской Пустыни Раненбургского уезда.

(Корреспонденция).

Верстах в трех от города Раненбурга, на левом берегу небольшой речки, по обе стороны большой дороги, раскинута обитель, называемая Петропавловскою Пустынью. В нынешнем году здесь по инициативе бывшего настоятеля, а теперь наместника, игумена о. Порфирия выстроена небольшая (человек на 30, церковно-приходская школа.

Она предназначалась для детей— сирот преимущественно из духовного звания, из которых десять человек могли бы пользоваться содержанием от обители. Кроме того, в школу могут поступать мальчики и из других званий, на содержании родителей до 20 человек. В настоящее время в школе 19 мальчиков,— из них 10 мальч. из разных сословий пользуются содержанием от обители, а 9 живут в обители же при очень умеренном взносе родителей за их содержание. Мальчики находятся на попечении и под надзором одного, избранного из братии самим игуменом. Занимают они три комнаты; у каждого имеется своя койка. Вообще мальчики в гигиеническом отношении находятся в хороших условиях. Школа стоит при большой дороге, обнесена кругом частоколом, за которым раскинута роща из столетних дубов и берез. Воздух здесь чистый и здоровый — пропитанный запахом дуба и березы. В весеннее и летнее время эту местность любят посещать обыватели Раненбурга, хотя она отстоит от города версты на три. Школа построена из сухого лесу, покрыта вязом, в длину имеет 15 арш., в ширину 9 арш., стоит на крепком фундаменте и в высоту имеет 4 аршина. Классная комната занимает 180 кубических аршин, комната для учителя (нет возможности прочесть данные – Авт.) кубических аршин и комната для сторожа школы 80 кубич. Аршин. между классной комнатой и комнатами учителя и сторожа находится теплый коридор в 3 арш. шириною, с выходными дверями. Свет в коридор проходит через три стеклянные двери.

В свободное от занятий время мальчики могут побегать в коридоре. Открытие и освящение школы совершилось наместником Петропавловской Пустыни, игуменом о. Порфирием 13 минувшего октября. По совершении божественной литургии был отслужен молебен с акафистом пред местно чтимою Тихвинскою иконою Божьей Матери. Затем эта икона была поднята и в сопровождении. игумена и двух сослуживших ему иеромонахов в облачениях, в сопровождении братии, мальчиков, их родственников учителя была принесена в школу. Здесь был отслужен молебен с водоосвящен ем; по окроплении школы св. водою, о. игумен пожертвовал в школу икону св. апостолов Петра и Павла, наказав мальчикам, чтобы они молились этим апостолам, как покровителям обители, и просили у них вразумления на предстоящее обучение. Затем, благословив учеников и учителя, он пожелал им успеха, после чего св. икона Богоматери была обратно провожена в церковь. Открытие школы при обителях напоминает собою далекое прошлое нашего отечества и свидетельствует, что обители опять возвращают себе то значение, которое они имели прежде в истории церковного просвещения, служа единственными средоточиями, от которых свет познания, веры и благочестия распространялся в непросвещенной массе нашего необразованного народа.

В настоящее время у нас на Руси много учебных заведений школ, в которых преподаются грамота и основные начала веры и нравственности, но обители служат и теперь нашему народу в его духовно-нравственном развитии. Еще сильнее и многоплоднее бывает это значение их, если при обители есть церковно-приходская школа. Её ученики и питомцы постоянно видят уважаемых отцов обители, нередко выслушивают от них благие советы и наставления, доверчивым детским сердцем усваивают, что видят и слышат от опытных в духовно-нравственной жизни отцов обители,— и после, когда сами будут отцами семейств, то привнесут в жизнь те же семена веры и благочестия, которыми они запасаются при воспитании в обители.

Остается пожелать успеха начинающемуся благому делу и пожелать, чтобы и другие обители, при которых еще нет школ, старались завести их.

Н. Ч.

Исторический очерк Рязанской Духовной Семинарии с преобразования при графе Н.А.Протасове до реформы при графе Д.А. Толстом (1840-1867 годы).

Продолжение.

Начало – см. 24 Ряз. Епарх. Вед. 1893 года.

Наставники

1) Протоиерей Петр Поспелов (ряз. сем.) на службе с 26 сент.

1820 г.; с 17 июля 1824 г.— священник; с 21 нояб. 1825 г.— протоиерей градской Введенской церкви; с 13 марта 1832 г.— член попечительства о бедных дух. звания; с 3 сент. 1840 г.— учитель истории в сред. отд., церк. ист., цер. древностей, канонич. права и истории рос. церкви в высш. отд; после ревизии 1849 г. ему объявлено благословение св. Синода за усердное и ревностное исполнение обязанностей.; награжден в марте 1831 г,— скуфьею, в мае 183l. г,— камилавкою и в апр. 1845 r.— наперстным крестом. 2) Надворный сов. Андрей Лазарев (костр. сем.) на службе в Ряз. сем. с 25 сент. 1829 г.; с 1840 г.— проф. Словесности, (нет возможности прочитать текст), чтения Св. Пис. и лат. яз. в низш. отд.; в 1832 г. присутовал на переводн. экзаменах в ряз. учил.; с марта 1833 г,— преподавал в училищ для детей канцел. служител... а в 1885 году - ему «объявлена полная благодарность (от попечительного совета этого училища) за деятельное усердие в образовании вверенного ему юношества»., в 1841 г. благодарность от "обер-прокурора «за ревностную и усердную службу»; в 1842 г. определен секретарём пермской дух. консистории.

3) Коллеж. сов. Петр Григорьевич Ситковский (ряз. сем.) на службе в ряз. сем. с 27 авг. 1880 г.; с 3 сент. 1840 г.— профессор Философ. наук, а с 19 нояб. по 21 мая 1844 г. и нем. яз.; с сент. по 11 нояб. 1842 г. и с 18 нояб. 1858 по 15 июля 1854 года - исправл. долж. учителя, по болезни наставника, по 3 кл. философских наук; с 21 мая 1844 г. секретарь правления: с 27 авг. 1845 года поручено ему и преподавание патристики; с 20 июля 1848 г. по 3 авг. 1847 г. был временно присутствующим в сем. Правлении; с 20 февр. 1850 г. член ряз. ценз. комитета для рассматривания поучений, за что в 1858 г, объявлена eму от епарх. Apxиерея признательность и одобрение; с 21 мая 1844 г. по 11 окт. 1845 года, с 5 тюля 1848 г. по 11 нояб. и с 28 мая 1851 г. по 28 декабря 1853 г. был секретарем строит. комитетов при сем. и ряз. Училище; с 14 окт. 1848 г. преподавал рус. грамматику в училище для детей канцел. служителей и в марте 1858 г. «в поощрение усердной службы (в этом училище), от ряз. приказа обществ. призрения, с разрешения г. Министра внутрен. дел, выдано ему 118 руб. сер.»; в 1845 и в 1853 г. по должности секретаря строит. Комитетов объявлена ему от епарх. архиерея благодарность после ревизии 1840 г. от Обер-Прокурора получил благодарность «за ревностную и успешную службу», по определению св. Синода получил из дух-учебн. капиталов: в 1848 г. годовой оклад жалованья (257 р. 40 к.) «по вниманию к постоянно —усердной ревностной службе по духовно-учил. части, в 1858 г. —после ревизии — 257 р, 40 к, в награду за усердную и полезную службу и в 1857 г. - 257 р, 40 к., за долговременную и отлично-усердную службу» награжден: знаками отличия безпорочной службы — в августе 1851 г. за 29 л. и в окт. 1857 г. за 25 л.,— и орденом св. Станислава 8-й ст. в авг. 1856 г.; состоял на службе при семинарии помер 2 апреля 1860 года.

4) Свящеянник Иаков Алешинский (ряз. сем.) учитель гражданской истории в ряз. сем. с 26 авт. 1880 г.с 7 мар. 1882 г.— священник градской Николаевской Залыбедсткой ц.; с 3 сент. 1842 г.— учитель катихиз.учения, учения о богослуж. книгах, всеобщей истории и греч. языка в низш. отд. и рус. истории в сред. Отделе; с 1 авг. 1845 г., по опред. св. Синода, уволен от преподавания истории и греч. яз., с обязанностью читать историч. книги св. писания в низш. отд. и помогать наставникам Словесности в построении ученич. сочинений; с 18 мая 1841 г.— Законоучитель ряз. губ. гимназии (с увольнением из законоучителей уездного училища); в 1844 г. ревизовал Донков. учил., за что объявлено ему благословение от епарх. apxиepeя; после ревизии 1840 г.— благословление св. Синода «за усердное и ревностное исполнение обязанностей; награжден; в янв. 1838 г. набедренником за безпорочное служение алтарю Господню и за усердное прохождение должностей учителя семинарии и законоучителей училища», а в апреле 1845 г. скуфьею. В 1846 г. оставил службу при семинарии.

5) Священннк кафедр. собора Иоанн Григорьев Покровский (ряз. сем.) 26 авг. 1880 г. назначен был в Полтав. Семинарию [учителем] математики и нем. яз., но по болезни, согласно представлению Ряз. преосвященного, обрашен в епарх. ведомство; с 16 февр. 1881 г.— учитель Словесности в ряз. сем.; с 29 мар. 1882 г. по окт. 1848 г.— Помощник инспектора; с 17 дек. 1834 r.— священник; с 15 сент. 1887 г. - Член консистории; при реформах 1840 г. ему поручено преподавание риторики, поэзии, св. Писания и яз. в низш. отд. (с 13 окт. 1840 г.); 31 авг.— 3 сент. 1845 г., перемещён на св. пис, Герменевтику, лат. и греч. яз.; с 20февр. 1850 года. член ряз. цензур. комитета; с 4 мая 1859 г.— благочиный; ревизовал дух. училища: в июле1839 г. Скопин. и в июле 1842 г. Сапожк. и Касимов.; с 18 февр. 1845 г. по 4 март, испр. инспектора, за что объявлена ему благодарность oт eп. apxиeрея, и в 1858 г., как члену цензур. комитета, признательность и одобрение; после ревизии 1840 г. объявлено ему благословение св. Синода за усердное и ревностное исполнение обязанностей; награжден: в дек 1886 г. набедренником, —в мае 1842 г. скуфьею, в июне 1849 г. камилавкою и в апр. 1857 г. наперсным крестом .

6) Учитель Иван Успенский (Яросл. сем.) на службе с 28 нояб 1832 г. в ряз. сем.; с 8 сент. 1840 г.— учитель катихиз. учения, поучения о богослуж. книгах, всеоб. истории и греч. яз. в низш. Отд. и рус. истории в сред. отд.; после ревизии 1840 г. объявлена ему благодарность от Обер-Прокурора «за ревностную и успешную службу», 11 мая 1841 г. определен собор. протоиереем в г. Зарайск.. 1848 г.

7) Пpoтоиерей Харалампий Иоаннович Романский (Тамб. сем. На службе в ряз. сем. с 11 сент. 1885 г.; с 8 сент. 1840 г.— учитель по 2 му кл. математики; с июля 1841 r.— библиотекарь; с 21 сент. 1842 г.— учитель всеоб. и рус. истории и географии в. учиище для детей канцеляр. служителей, а с окт. 1854 г. по Сентябрь 1862 r. законоучитель; с 14 мая 1845 г. поручено ему преподавание рус. истории и греч. языка в ср. отд.; с 18 нояб. 1849 г.— священник; с 19 апр. 1863 г.— Протоиерей; с 20 февр. 1850 r, член ряз. цензур. комитета, за что в 1853 г. обьявлена ему признательность и одобрение от еп. архиерея,— в 1857 г. —также от епарх. архиерея признательность за правильное и тщательное обревизование экономич. отчетов за 1850, 1854, 1855, 1856 г.г. семинарии и ряз. училищам; учитель в Доме Трудолюбия; в 1847 г. объявлена ему благодарность от акад. правления «за долговременную и справную службу.; в 1848 г., по опред. св. Синода, получил 128 р. 70 к. по вниманию к постоянно-усердной и ревностной службе по дух. училищной части; в 1857 г. от рязан. приказа обществен. призрения, с разрешения г. Министра Внутрен. дел, в награду получил 163 р. в поощрение усердной службы»; в училище для детей канцеляр. служителей; в 1863 г., по представлению Совета Дома Трудолюбия, ему выдано 62 р. «за усердное обучение воспитанниц; награжден: в июне 1853 г. набедренниеом,— авг. скуфьею; — в июле 1860 г. камилавкою; 19 апр. l863 г, саном протоиерея. После реформы дух. учеб. заведений; в 1867 г, оставил службу при семинарии и был определен кафедральным протоиереем в г. Рязани; состоял членом ряз. дух. Консистории и редактором ряз. епарх. ведомостей; в 1892 г. послабости зрения оставил службу. Имеет орден св. Владимира 3-й степени.

Внутренние известия.

В воскресенье 28 ноября 1893 года в г. Рязани в присутствии Высокопреосвященного Феоктиста, начальника губернии Н. С.Брянчанинова, Губернского Предводителя с супругою, многих начальствующих лиц и многочисленной публики происходило открытие и освящение Общины сестер милосердия и работного дома, учрежденного по инициативе супруги Губернского Предводителя K. Н. Муромцовой при значительной материальной помощи отца Иoанна Сергиева Кронштадтского. С благословения Его Высокопреосвященства, молебствие и освящение совершал Ректор семинарии протоиерей И. К. Смирнов. Пo окончании молебствия о. Ректор произнес речь, в которой, выразил уверенность в прочности новооткрытых учреждений под главенством г. Начальника губернии под управлением председательницы Общины К. Н. Муромцовой, знаменем Христова креста и достоподражаемым примером св. Великомученицы Екатерины, невидимому руководительству которой вверяется Община, призывал сестер милосердия к самоотверженному выполнению высокого подвига их служения больным.

После молебна многие из присутствующих принесли посильное пожертвование на пользу Общины. По освящении работного дома Начальняк губернии обратился к собравшимся бездомным беднякам г. Рязани и в коротких словах выяснил им неприглядность попрошайничества, при возможности работать, указал на то, что работный дом даст им возможность честным трудом заработать свой кусок хлеба и пищу тем, кто хил и слаб и работать не может.

Община сестер милосердия присоединена к обществу Красного Креста, а работный дом к благотворительному обществу г. Рязани и помещаются на Введенской улице в двух домах, приобретённых обществом красного креста.

(Из Ряз. листка и Ряз. Губ. Ведомостей)

— Священник Вятской епархии о. Гусев сообщает в местных епархиальных ведомостях, что им употреблен был такой способ для приобретения средств на содержание школы грамоты. Обходя приходы с молебнами, он, по окончании богослужения.

Предлагал прихожанам окропить святою водою полосы тех из них, которые согласятся во время жатвы пожертвовать по снопу с души в пользу школы. Около двух третей всего прихода изъявили согласие на предложение священника, и когда наступила, жатва, в пользу школы было собрано зерна на 28 руб. На второй год желающих жертвовать оказалось еще больше, и, при наступлении жатвы, многие стали давать от 5 до 10 фунтов зерна. Таким образом о. Гусев надеется постепенно ввести в своем приходе обычай вносить на содержание школы зерном от 5 до 10 коп. с души, что составит прочное и достаточное обеспечение школы

(Церк.-пpux. Школы.)

рязанские епархиальные ведомости, №1, 1894 год.
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари