Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Военные деятели

Географы, путешественн...

Деятели искусства

Исторические, государс...

Краеведы

Купцы, предриниматели,...

Словарь - А

Словарь - В.

Словарь - Д

Словарь - З.

Словарь - К

Словарь - М

Словарь - Р

Словарь - С

Словарь - Х

Словарь - Ц

Словарь - Ш

Словарь - Я

Литературные деятели

Музыкальные деятели

Наши современники

Разное

Святые, мученики, деят...

Спортивные деятели

Устроители земли рязан...

Ученые, врачи, деятели...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Volvo XC70 и рязанские коннозаводчики

Иппология

На экзамене:
— Лошадиная сила… Это сила, котоpую pазвивает лошадь pостом один метp и весом один килогpамм.
— И где вы видели такую лошадь?
— Она находится в Паpиже, в Палате меp и весов, под стеклянным колпаком

Если бы студент не прогуливал лекции, то знал бы, что эталонные лошади обитают вовсе не в Париже, а в поселке Дивово Рязанской области. Живут они в особых конюшнях при Институте коневодства и являются хранителями российского племенного генофонда. Люди, которые за ними ухаживают, не любят запаха бензина. Они убеждены, что лучшим достижением в области наземного транспорта является орловский рысак, а настоящая лошадиная сила — это не «эквивалентные» 75 кгс·м/с, предложенные Джеймсом Уаттом, а советский тяжеловоз, способный тянуть на санях до 24 тонн. Чтобы увидеть старинные имения коннозаводчиков и посмотреть, как разводят самый экологичный вид транспорта, мы отправились в Рязанскую область.

дивово, рязанская область, институт коневодства
Институт коневодства был образован в 1930 году. По сей день это единственный НИИ такого профиля­ в России и в странах бывшего СССР, о чем косвенно говорит сохранившаяся на парадной вывеске надпись «всесоюзный».

заполярье? якутия? рязанская область!
Заполярье? Якутия? Рязанская область!

Поселок Дивово — это и есть настоящая российская глубинка. Атмосфера местной железнодорожной станции пропитана есенинским духом (родина поэта, село Константиново, здесь неподалеку), вокруг типичные деревенские постройки, но стоит повернуть голову, как в глаз вопьется высокий мусульманский минарет — древний, но хорошо сохранившийся. Откуда он на Рязанщине? Если верить легенде, экзотическое сооружение возвел бывший владелец имения, коннозаводчик Николай Андрианович Дивов — в дар молодой турчанке, которую привез с русско-турецкой войны и в которую был влюблен. Но гордая девушка отвергла чувства русского помещика и, погоревав в одиночестве, бросилась с минарета. Пытаясь спасти возлюбленную, Дивов вскочил на своего лучшего жеребца по кличке Ворон, помчался за лекарем, но опоздал и вдобавок «запалил» коня — загнанный Ворон пал замертво. По приказу хозяина жеребца подковали золотыми подковами, взнуздали золотой уздой и похоронили на территории имения под камнем с надписью: «Ворон. С 1853 по 1861 г.». Причем мемориальный камень на территории старинного конезавода в Дивове стоит по сей день. И имя на нем настоящее, Ворон. Но высеченные даты означают не годы жизни коня, а период его работы в качестве производителя. Кстати, потомки дивовского Ворона записаны в первый том Государственной племенной книги орловских рысаков.

елена евгеньевна петерсон
Елена Евгеньевна Петерсон, хранитель музея Московского ипподрома: «Женщина-турчанка­ в Дивове действительно была, но привезли ее уже после смерти Николая Андриановича. Впоследствии она умерла от чахотки — раньше считали, что эта болезнь возникает от тоски. Так что с минарета никто не бросался и Ворона за врачом не гнали. Просто люди любят красивые истории. А великолепная лошадь, которой поставлен памятник, загадочная женщина и восточный минарет идеально подходили для такой легенды…»

дивово, рязанская область, памятный камень
Тот самый камень...

дивово, рязанская область, минарет
... и тот самый минарет

благодаря научным работам риммы дубровской специалисты получили в свои руки инструмент для определения племенной чистоты лошадей
Благодаря научным работам Риммы Дубровской специалисты получили в свои руки инструмент для определения племенной чистоты лошадей.

В 1917 году конезавод в Дивове был национализирован и впоследствии стал производственной базой Всесоюзного института коневодства. Его сотрудники по-прежнему занимаются научной работой и разматывают хитросплетения родословных экзотических лошадей. Если приедете в Дивово, попросите работников конюшни показать жеребца Лахика Аль Раби и кобылу Абир — представителей чистокровной арабской породы, подаренных Владимиру Путину. Красивые, своенравные, избалованные и, как оказалось, слегка «троянские», с подвохом. Дело в том, что дары президенту — дальние родственники, так что скрещивать их для дальнейшего разведения породы нельзя. Ох, и хитрецы эти восточные дарители… Но и в Российском институте коневодства не дураки сидят. Именно здесь, кстати, была разработана уникальная методика определения племенной чистоты лошади по анализу крови (ее автора, Римму Дубровскую, Биографический центр Кембриджского университета включил в список выдающихся ученых XX века). Так что не исключено, что на Рязанщине появится «нелицензионная» копия арабских скакунов.

 красиво! это — босфор, жеребец терской породы
Вид бегущей лошади завораживает и тех, кто к лошадям равнодушен: красиво! Это — Босфор, жеребец терской породы.

Ну а тем, кому по душе не «спорт-кары», а «коммерческий транспорт», надо заехать в усадьбу Ерлино, которой владел рязанский коннозаводчик Сергей Николаевич Худеков. Причем его таланты проявлялись и в совершенно несмежных областях. Например, Худеков написал четырехтомную историю мирового балета, прославился как автор либретто к балету «Баядерка» и был издателем «Петербургской газеты», впервые опубликовавшей рассказы Чехова! Сочин­ский дендрарий тоже появился благодаря Худекову, причем методику высадки и разведения экзотических растений он отрабатывал в своем приусадебном парке: в Ерлине до сих пор живы растения, названия которых невозможно выговорить с третьей попытки даже будучи трезвым. Стратегическое значение худековских тяжеловозов (завод специализировался на шайрской породе) в царской России понимали на самом что ни на есть государственном уровне и, дабы сохранить племенной генофонд, владельца конезавода освободили от обязательных поставок лошадей в армию… Сегодня в усадьбе Ерлино работает музей Худекова — пожалуй, один из самых ухоженных в Рязан­ской области.

усадьба с. н. худекова — один из самых презентабельных музеев рязанской области. дом полностью отреставрирован, а на территории имения сохранен парк-дендрарий.

усадьба с. н. худекова — один из самых презентабельных музеев рязанской области. дом полностью отреставрирован, а на территории имения сохранен парк-дендрарий.

Усадьба С. Н. Худекова — один из самых презентабельных музеев Рязанской области. Дом полностью отреставрирован, а на территории имения сохранен парк-дендрарий.

А вот другое старинное коннозаводческое имение, усадьба Красное, встретило нас холодно. Сначала мы стали жертвами географической накладки — усадьба, как оказалось, не имеет прямого отношения к одноименному населенному пункту. Потом стала дурить навигация — спутниковый приемник Garmin Street Pilot C510 De Luxe вел себя так, словно хотел нас запутать. Ошибки маршрутизации, постоянные уводы на грунтовки… Потом обрушилась стихия: подъездные дороги к Красному оказались обледеневшими, а повороты были накрыты снежными переметами. Система динамической стабилизации и контроля тяги DSTC (это штатное оснащение Volvo XC70) в таких условиях показала себя двояко. С одной стороны, электроника ненавязчива: одергивает в поворотах без грубости, не паникует при торможениях на «миксте». Она даже дает возможность почувствовать скольжение и немножко испугаться. Но как только автомобиль встает боком, «автопилот» тут же берет управление на себя. Закладывая такой алгоритм работы, инженеры Volvo явно рассчитывали на психологический эффект, ведь почувствовав боковые скольжения, водитель рефлекторно одернет себя сам и перед следующим поворотом сбросит скорость.

усадьба красное — одно из самых загадочных имений рязанской области. за металлическим забором оно выглядит как островной замок.

усадьба красное — одно из самых загадочных имений рязанской области. за металлическим забором оно выглядит как островной замок.
Усадьба Красное — одно из самых загадочных имений Рязанской области. За металлическим забором оно выглядит как островной замок.

кобыла абир, подаренная владимиру путину, неплохо переносит российский климат и слушается своей воспитательницы
Кобыла Абир, подаренная Владимиру Путину, неплохо переносит российский климат и слушается своей воспитательницы

старожилово. одна из построек усадьбы фон дервиза. в xix веке здесь держали коров. а сейчас живут люди.
Старожилово. Одна из построек усадьбы фон Дервиза. В XIX веке здесь держали коров. А сейчас живут люди.

Имение Красное, построенное архитектором Баженовым в начале XIX века, принадлежало фавориту Екатерины II Александру Петровичу Ермолову, а скотный двор был создан как копия царицынского дворца. Сам Баженов слыл известным масоном и эзотериком и, как утверждают современники, в каждую свою постройку вкладывал мистический смысл. По одной из версий имение Красное предназначалось для проведения масонских обрядов и магических ритуалов, однако подтвердить или опровергнуть это мы не смогли — на территорию, огороженную высоким металлическим забором, нас не пустили. Может, вам повезет больше?

бывший конезавод фон дервиза в деревне соха. здесь разводили лошадей-тяжеловозов. сейчас это склад.
Бывший конезавод фон Дервиза в деревне Соха. Здесь разводили лошадей-тяжеловозов. Сейчас это склад.

Выбираться из Красного пришлось в объезд, по снежной целине — спасибо шинам Nokian Hakkapeliitta 5 и отключаемой системе DSTC, без которой Volvo XC70 куда увереннее штурмует сугробы. А вот передняя подвеска при такой езде недовольно забубнила — стойкам, похоже, не хватает хода отбоя.

Как утверждают краеведы, в Рязанской области было более сотни конезаводов. Одни исчезли без следа, другие остались лишь на выцветших фотографиях. Но главная «лошадиная» достопримечательность края, усадьба Старожилово, сохранилась. Здесь и сейчас работает конезавод, которым в XIX веке владел Павел Павлович (Пауль) фон Дервиз — сын железнодорожного магната и владельца знаменитого дома на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Разведение лошадей для Дервиза было чем-то вроде хобби. В отличие от своих коллег, Павел Павлович не ставил перед собой амбициозных селекционных задач и не тянулся к экзотике. Но построенный им конезавод был оснащен по последнему слову техники: все конюшни отапливались и вентилировались, а выездной манеж имел зеркальные стены — работая с лошадью, всадник видел себя со стороны и контролировал правильность движений. Сохранившиеся творения архитекторов Шехтеля, Гримма и Красовского поражают до сих пор, а самый эффектный вид открывается при подъезде к конезаводу Дервиза со стороны железнодорожной станции Старожилово. Поле, пролесок, пологий поворот и… Не трите глаза и не отмахивайтесь от видения щетками стеклоочистителя: готический замок — это не мираж. Каждая из семнадцати построек имения — это маленький дворец, здесь даже коровник построен в готическом стиле! Еще в Старожилове были молочная ферма и летний театр, а чуть поодаль, в деревне Соха, Дервиз создал еще один конезавод (он специализировался на тяжеловозах) и фабрику по производству спирта, которая несколько раз перестраивалась и проработала вплоть до семидесятых годов прошлого века. Если не страдаете клаустрофобией, то возьмите фонарь и загляните в старое спиртохранилище. Холодное подземелье с длинной галереей и высоченным кирпичным сводом — как симбиоз египетской пирамиды и кладбищенского склепа, а специфический микроклимат (даже летом в подземелье держится околонулевая температура) вызывает нервную дрожь, унять которую нам удалось только на электроподогреваемых сиденьях Volvo. До чего же мрачное сооружение!

 «когда во время войны лошадей из старожилова стали перегонять на урал, то при переправе через реку почти весь табун утонул. а тех лошадей, что сумели доплыть до берега, убило немецкими снарядами».
Владимир Константинович Фролов, главный зоотехник по коневодству Старожиловского конезавода: «Когда во время войны лошадей из Старожилова стали перегонять на Урал, то при переправе через реку почти весь табун утонул. А тех лошадей, что сумели доплыть до берега, убило немецкими снарядами».

галина николаевна терентьева отработала на спиртзаводе фон дервиза двенадцать лет, причем последние годы заведовала святая святых — спиртохранилищем. рассказы этой женщины про стратегические запасы этилового ректификата и декалитры чистейшего с2н5он местные алкаши слушают, затаив дыхание
Галина Николаевна Терентьева отработала на спиртзаводе фон Дервиза двенадцать лет, причем последние годы заведовала святая святых — спиртохранилищем. Рассказы этой женщины про стратегические запасы этилового ректификата и декалитры чистейшего С2Н5ОН местные алкаши слушают, затаив дыхание.

 когда-то на этих бетонных «надгробиях» стояли мерные емкости с декалитрами чистейшего спирта!
Старинное спиртохранилище. Кому-то интерьерчик может показаться адским, но для любителей «тяпнуть» оно было Меккой: когда-то на этих бетонных «надгробиях» стояли мерные емкости с декалитрами чистейшего спирта!

большая алешня — поселок контрастов!
Большая Алешня — поселок контрастов!

В 1914 году в знак протеста против развязывания Германией мировой войны Павел Павлович Дервиз обратился к Николаю II за разрешением сменить немецкую фамилию на русскую — Луговой (нем. «die Wiese» — луг). Император разрешил, и, возможно, в двадцатые годы это помогло Павлу Павловичу Луговому избежать расстрела за непролетарское происхождение. Он преподавал математику на кавалерийских курсах в родном Старожилове (на них, кстати, учился Георгий Жуков), однако вскоре лишился работы. Долго скитался по России, а затем обосновался в Тверской области, получив место учителя в деревенской школе.

богатейший предприниматель царской россии павел фон дервиз и простой сельский учитель павел павлович луговой — один и тот же человек.

богатейший предприниматель царской россии павел фон дервиз и простой сельский учитель павел павлович луговой — один и тот же человек.
Богатейший предприниматель царской России Павел фон Дервиз и простой сельский учитель Павел Павлович Луговой — один и тот же человек.

власти максатихи гордятся, что в местной школе преподавала чета луговых, но ничего не делают для того, чтобы привести в порядок их могилу. ограды нет, плита разрушается, с надгробия украден металлический крест.
Власти Максатихи гордятся, что в местной школе преподавала чета Луговых, но ничего не делают для того, чтобы привести в порядок их могилу. Ограды нет, плита разрушается, с надгробия украден металлический крест.

антонина николаева преподает историю в школе №1 поселка максатиха и по крупицам восстанавливает биографию дервиза-лугового — под ее руководством в школе работает поисковый клуб
Антонина Николаева преподает историю в школе №1 поселка Максатиха и по крупицам восстанавливает биографию Дервиза-Лугового — под ее руководством в школе работает поисковый клуб.

Бывший владелец трех конезаводов и нескольких имений, вице-президент Общества поощрения коннозаводства, предводитель дворянства Рязанской губернии и один из богатейших предпринимателей царской России Павел фон Дервиз умер бедным сельским учителем и был похоронен вместе с супругой на деревенском кладбище в Максатихе. Надпись на могиле гласит: «Луговые Павел Павлович и Ольга Николаевна. От их бывших учеников».

к старинным графским постройкам жители села старожилово давно привыкли. а вот приезжие «сворачивают головы» на каждом шагу
К старинным графским постройкам жители села Старожилово давно привыкли. А вот приезжие «сворачивают головы» на каждом шагу

Старожилово, Кирицы, Большая Алешня, Соха, Красное, Дивово, Баграмово, Ерлино — эти названия еще есть на карте Рязанской области. Но есть и грустное ощущение, что эпоха коннозаводства уходит. Хотите ее запомнить? Тогда прокатитесь на выходных в одно из мест, где еще знают и ценят настоящие лошадиные силы.

конезавод в старожилове. да-да, в этом замке живут лошади!
Конезавод в Старожилове. Да-да, в этом замке живут лошади!

Орловский рысак

Свое название эта порода лошадей получила по имени ее создателя — графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, который последовательно скрещивал лошадей, пытаясь вывести особую транспортную породу. Чтобы обеспечить седокам максимальный комфорт, такая лошадь должна все время бежать рысью и ни в коем случае не переходить на галоп. Свойство рысаков выдерживать такой темп проверяется во время специальных отборочных испытаний на ипподромах: за «проскачку» (переход на галоп) кандидата на звание племенного безжалостно дисквалифицируют. А еще орловские рысаки очень выносливы, хорошо приспособлены к климатическим условиям России и удивительно красивы.

а. г. орлов-чесменский
А. Г. Орлов-Чесменский.

николай игнатьевич родзевич был одним из известнейших заводчиков лошадей рысистых пород. в школьном музее поселка баграмово этому человеку посвящена отдельная экспозиция

николай игнатьевич родзевич был одним из известнейших заводчиков лошадей рысистых пород. в школьном музее поселка баграмово этому человеку посвящена отдельная экспозиция
Николай Игнатьевич Родзевич был одним из известнейших заводчиков лошадей рысистых пород. В школьном музее поселка Баграмово этому человеку посвящена отдельная экспозиция.

Главная заслуга Орлова как коннозаводчика в том, что он не только вывел родоначальника такой породы, но и прочно закрепил его качества в потомстве.

Одним из важнейших конезаводов Рязанской губернии, специализировавшихся на рысистых породах, было предприятие Николая Игнатьевича Родзевича в усадьбе Баграмово. Завод не уцелел, но память о земляке хранит музей в местной школе.

Сын Родзевича впоследствии стал одним из самых известных наездников на Московском ипподроме.

орловский рысак — результат более чем столетней селекции
Орловский рысак — результат более чем столетней селекции

орловский рысак

В переводе с лошадиного…

* Иппология — наука о лошадях
* Аллюр — способ движения лошади
* Галоп — самый быстрый скачкообразный аллюр
* Рысь — промежуточный способ движения между шагом и галопом с выносом ног вперед по диагонали
* Резвая рысь — искусственный аллюр, выработанный человеком. Это свойство постепенно вошло в генотип лошади и стало характерной особенностью рысистых пород
* Аллюр три креста — выражение, вошедшее в русский язык как пожелание сделать что-то с предельной быстротой. Во времена, когда конница была самым мобильным армейским подразделением, все донесения и депеши доставлялись посыльными на лошадях. Вручая курьеру пакет, военачальник указывал на нем время отправления и скорость доставки. Один крест означал, что посыльный мог ехать к адресату шагом, два креста — рысью, три — галопом.
* Косяк — группа из нескольких кобыл и одного жеребца
* Крэк — лучшая лошадь в конюшне или на заводе
* Левада — огороженное пастбище
* На унос — выражение, означающее, что лошадь вышла из повиновения и понеслась галопом, не разбирая пути
* Полкан — древнерусское название кентавра
* Спид — способность лошади совершать бросок вперед во время заезда
* Оповоживание — приучение жеребенка к узде и постоянному общению с человеком
* Яблоки — темные пятна на теле лошади, которые с возрастом постепенно исчезают

Сам себе экскурсовод

рязанская область, карта  исторических конезаводов

Попасть в поселок Дивово, где расположен Институт коневодства, из Москвы проще всего с трассы М5 (на ней стоит указатель). Экскурсия по местному музею стоит 50 рублей, а с катанием на лошадях — 100 рублей с человека. Телефон: +7 (49137) 32-2-16.

К имению фон Дервиза в Старожилове удобнее добираться по трассе М6, съехать с которой следует по направлению на Пронск. Телефон: +7 (49151) 2-17-95.

Телефон музея С. Н. Худекова в Ерлине: +7 (905) 692-34-04.

Экспериментировать с мотелями на дорогах Рязанской области мы бы не советовали, так что, если путешествие растянется на пару дней, найдите заранее ночлег в самой Рязани (весьма толковым помощником тут будет интернет).

Топливом лучше заправляться на трассах: АЗС в провинциальных городках доверия не внушают, хотя цены на них заметно ниже московских.

Придорожный общепит в Рязанской области очень разный, так что присматривайтесь, принюхивайтесь и оценивайте уровень санитарии по месту. Поинтересуйтесь у хозяев заведения наличием проточной воды. Если ее нет, лучше пообедать в более цивилизованном месте. И поглядывайте на дальнобойщиков — эти обычно питаются в проверенных местах.

Константин СОРОКИН, Марина КРУГЛЯКОВА | Фото авторов

Авторевю

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари