Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

История рязанских наро...

Новости

Публикации

Обработка волокна (про...

Обработка дерева (стол...

Обработка кожи (кожеве...

Обработка металлов (ку...

Обработка минералов (г...

Прочие промыслы (иконо...

Стекло, фарфор, ювелир...

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Невесты наряжаются в лоскутики

Очень полезное для кризиса начинание ивановских рукодельниц - шить "конфетку" из ничего.

Говорят, любая женщина может сделать из ничего скандал, салат и шляпку. А у некоторых "из ничего" - из обрывков и лоскутиков ткани - выходят просто шедевры. В "городе невест" прошел фестиваль лоскутного шитья, и сами его участницы - приехавшие из разных регионов страны, веселые и сдержанные, хрупкие и статные - были похожи на пестрые лоскутики. На тряпичную и человеческую мозаику любовалась корреспондент "Недели" Дарья Варламова.

/loskutki1.jpg

Скупая мужская строчка

Узнать рукодельниц на улицах города Иванова несложно - их отличают необычные наряды и какой-то общий броский шик: кокетливые шляпки и береты, длинные бусы, озорные лица. А главное - самодельные лоскутные сумочки неземной красоты: за них даже маститый модельер не постыдился бы продать душу дьяволу. Кстати, о модельерах - знаменитый Слава Зайцев родился здесь, в Иванове.

Честно говоря, до этого я и не подозревала, что где-то можно собрать 300 женщин - и чтобы им при этом не стало скучно. Но дамам-лоскутницам действительно было о чем поговорить: они все время что-то обсуждали. Хотя затесался в женскую компанию и один мужчина-рукодельник с крупными усами, но вел он себя очень скромно и держался в сторонке от дамского щебетания. "Анатолий Николаевич Белик, мастер из Кирова", - уважительно представили его мне. Интерес к лоскуткам вместе с любовью к текстилю привила ему одна из преподавательниц художественного училища - на всю жизнь. Да и жена у него модельер, тоже с тканями работает. Но мужское рукоделие отличает особый подход: "Я не хочу быть женщиной, мне не интересно делать все эти маленькие стежочки. У меня скупая мужская строчка - и стремление к хулиганству".

/loskutki2.jpg

Фестиваль "Лоскутная мозаика России" в Иванове проходит с 1997 г. - раз в два года. Помимо всевозможных выставок, мастерицы обмениваются опытом. Конкурс проходит по нескольким номинациям, и ограничений, как сообщила Юлия Иванова, организатор фестиваля, тут нет - ценятся разнообразие и дерзость мысли.

Иваново выбрано не случайно - как-никак бывшая ткацкая столица страны. Правда, сейчас текстильные заводы пришли в упадок - их скупили вездесущие москвичи, понастроив то тут, то там торговые центры. Само же Иваново - типичный советский городок, пытающийся осовремениться, но выглядящий при этом скорее растерянно... и по-своему трогательно: интернет-кафе и салоны мобильной связи чередуются с заведениями вроде Главторга или Дома быта. Привлекла мое внимание мощнейшая по художественной силе вывеска одного винно-водочного магазина. На ней был изображен мрачный похмельный клерк, пытающийся не растечься по компьютерному столу. И подпись: "Четыре дня до пятницы"...

Лоскутотерапия

"Я вот заметила, что вид рукоделия накладывает отпечаток на человека, - делится со мной наблюдениями высокая блондинка Лена. - Лоскутницы очень веселые, общительные, бескорыстные, не то что вышивальщицы, те конкуренции не любят, тайны свои охраняют!"

Вдохновляются мастерицы вещами самыми неожиданными - лоскутницы с Урала готовят работы по сказам Бажова, мурманчанки - по картинам своего местного художника, а талантливая барышня из Уфы сделала замечательное панно по рисункам дочери - и получила специальный приз.

Майя Лисина из Обнинска, инженер по образованию, много лет занимается художественной вышивкой, а лоскутное панно представляет впервые - и то с элементами перевити, вышивки особого рода. Главный же ее конек - реконструкция исторического костюма. Один раз к Майе Анатольевне попало настоящее сокровище - знакомая принесла наряд своей бабушки, костюм жительницы Калужской губернии конца XIX века. Правда, наряд был сильно поеден молью, а головной убор - повойник - пришлось отстирывать детским порошком "Усатый нянь". Но терпеливая Лисина подобрала все недостающие детали, восстановила узор вышивки... Семья знакомой плакала - "Надо же, точно такой же, как был..."

/loskutki3.jpg

Смотришь на мастериц и как-то действительно начинаешь верить, что труд облагораживает человека. Неюные, а то и пожилые женщины - а такие энергичные, с достоинством. "Была у нас женщина одинокая, - делится со мной Галина Муравьева из уральского городка Зеленый. - Но когда начала заниматься лоскутами, преобразилась: глаза светятся, ходит теперь прямо, статная женщина. Это же лоскутотерапия, с ней здоровеешь душой и телом".

Лоскутные шедевры при этом быстро начинают жить своей собственной жизнью. "Только хочешь подушку на выставку отправить - а она уже поселилась у кого-нибудь, например, в Лондоне", - смеется Майя Анатольевна. "А я говорю себе: ладно, я потом еще лучше сделаю, - добавляет Галина Михайловна. - У меня такая примета - если кому-то вещь подарила, следующая еще лучше получится".

Пэчворк и дембельский квилт

У лоскутного шитья есть два английских названия - "квилт" и "пэчворк". "Квилт" означает стежок, многослойное полотно, необязательно из составных элементов. А "пэчворк" - это как раз пестрая лоскутная мозаика. Но современное лоскутное шитье включает и то и другое.

/loskutki4.jpg

Что самое замечательное, квилт позволяет не просто создавать красивые вещи, но и в каком-то смысле "консервировать" приятные воспоминания. Как в "Вине из одуванчиков" Брэдбери, где герои по узорам и пятнам на старом ковре могли вспомнить самые важные дни из своей жизни.

"Есть даже такой термин, "экологический квилт", - рассказывает Людмила Галумова, представительница питерского квилт-клуба, получившего в Иванове гран-при. - Когда работа на треть сделана из старых тканей, ношеной одежды. Выделяется и особое направление, "мемори квилт" ("квилт памяти"), "цитирующее" одежду близких - кружевные перчатки, платья, пиджаки. Мы представляли во Владимире такой проект - мастерицы нашего клуба создавали портреты своих матерей в квилте - не в буквальном смысле портреты, конечно. Абстрактные композиции, передающие образ мамы... А еще рассказывают, один ирландский солдат, когда пришел со службы, разрезал военную форму и сделал "дембельский квилт".

Квилт - это не только хэндмейд-одежда, поделки для дома или даже изысканные арт-объекты; его можно использовать, например, и в театральных декорациях - эффектно, а главное, собрать-разобрать можно за 10 минут. "Помните восточные сказки, где султан приказывает герою за одну ночь построить дворец? А такие дворцы существовали, и они были сделаны из текстиля, поистине царские шатры с драгоценной отделкой. Внутри создавался особый микроклимат, чтобы была прохлада в жару, благовония, водичка журчит, золотые рыбки плавают..."

Многие мастерицы не хотят становиться просто домашними клушами-кудесницами, всех тянет на творческий полет и эксперименты. Кто-то придумывает свои сюжеты, кто-то - интерпретирует классику. "Французы любят своего Матисса и Леже, осмысляют их темы в текстиле. Выпускаются даже ткани с мотивами Моне", - объясняет Людмила.

Еще один экзотический прием - "кружевная мебель" - тоже придуман квилтистами: ажурная ткань пропитывается особым составом, и создается ощущение, что пуф или стул из кружева.

Шамаханские царицы

Неожиданно возле Дома железнодорожника, где проходило награждение победителей конкурса, появился местный дед с гармошкой. Замечает одну из лоскутниц, румяную женщину лет 60: "Ах, какая девушка!" В ход идут и гармошка, и лоскутное панно - целое представление завертелось вдруг. "А ведь принаряжусь и не хуже вас буду!" - кокетничал дедушка, ловко уворачиваясь от вспышек фотоаппарата.

/loskutki5.jpg

А на Лоскутном балу мастерицы, смущенные или гордые, демонстрировали пестрые юбки, роскошные костюмы, авангардные жакетики. Просто королевы. 75-летняя рязанская мастерица Раиса Фадеева лихо отплясывала с Фольфгангом Айбишем, представителем швейцарской фирмы по производству швейных машинок. Барышни помоложе "зажигали" под главный хит Shoking Blue - "Venus".

Гвоздем программы стало дефиле высокой лоскутной моды - мастерицы должны были из цельного куска ткани за двадцать минут создать наряд при помощи одних лишь булавок. Большинство управилось аж за 9 минут. А затем подопытные манекенщицы демонстрировали эти творения перед зрителями. Наиболее эффектной оказалась "Шамаханская царица" - и чалма была отличная, и танец живота модель станцевала как настоящая гурия.

"А как вы статью-то назовете, - интересуется у меня напоследок Раиса Николаевна, та самая, плясунья. - Я вам сейчас подскажу - вот, "Мастерицы ситцевой столицы". Здорово придумала, а?"

P.S. Кстати, призеры "лоскутного фестиваля" выставят свои работы в Москве, в галерее "Беляево", с 18 августа.

Как появилось такое шитье

Стегаными одеялами с аппликацией укрывались еще древние скифы. Элементы лоскутного декора были обнаружены и в Древнем Египте, и у народов Севера.

В России же до середины XVIII века лоскутов особо не оставалось, экономные крестьяне ткали льняные ткани шириной 40 см - наиболее подходящей для кроя полотенца или рубахи, чтобы уменьшить количество отходов при шитье. Хотя жена Петра I, императрица Екатерина, все-таки умудрилась сшить мужу лоскутное одеяло.

/loskutki6.jpg

А вот к XIX веку стало развиваться машинное производство и в моду вошел дешевый пестрый ситец. Тут уж было где развернуться - ситцевые полотна были примерно в два раза шире, и находчивые хозяйки быстро нашли применение цветастым лоскуткам, украшая ими рукава и подолы рубах. Из самых же мелких кусочков мастерили разноцветные полотна-одеяла.

Лоскутное одеяло стало символом крестьянской семьи и уютного домашнего очага, оно было и первым имуществом новорожденного, и частью приданого невесты. Впрочем, тогда лоскутные изделия не считались модными - вещи ручной работы тогда были признаком бедности.

При этом принято считать, что техника "пэчворк" как самостоятельный вид искусства зародилась в Англии и уже оттуда попала в США и другие страны. В небогатых семьях североамериканских переселенцев невеста должна была сшить себе в приданое 12 одеял, а 13-е ей шили подруги. Особенно популярен стал пэчворк в 1970-е, с появлением моды на фольклорный стиль.

Дарья Варламова, 7 августа 2009 г.

Известия Неделя

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари