Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Военные деятели

Географы, путешественн...

Деятели искусства

Словарь - А

Словарь - Б

Словарь - В

Словарь - Г

Словарь - Д

Словарь - Ж

Словарь - З.

Словарь - И.

Словарь - К

Словарь - Л

Словарь - М

Словарь - О

Словарь - П

Словарь - Р

Словарь - С

Словарь - Ч

Словарь - Ш

Разное

Исторические, государс...

Краеведы

Купцы, предриниматели,...

Литературные деятели

Музыкальные деятели

Наши современники

Разное

Святые, мученики, деят...

Спортивные деятели

Устроители земли рязан...

Ученые, врачи, деятели...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Перо волшебной птицы

В Рязанском художественном музее открылась редкая выставка; экспонаты – орнаменты по ткани. Автор, Елена Колодкина, этим летом ушла из жизни. Уникальное народное творчество, хранителем которого Елена была на протяжении многих лет, осталось в кружевах, куклах и костюма фольклорных коллективов.

Что пришло с неба.

Коллеги говорят, что Елена жила работой. Дни напролёт проводила в Рязанском художественном училище, где преподавала, но и после занятий засиживалась допоздна. Над пяльцами, а иногда и у старинной прялки, ведь орнаментальная вышивка – как точная наука, заниматься ей надо долго и скрупулёзно, а результата не видно месяцами… Страсть её к делу, к мастерству, очень просто объясняется в старинной легенде, которую Елена рассказала коллегам:

- Давным-давно пролетели над Русью тридцать птиц. Куда и откуда, никто не знал, но оказались птицы волшебными: если девушка находила перо, выпавшее у них, то открывала в себе какой-нибудь удивительный дар. В разных городах объявлялись мастерицы-искусницы, и изумлялись люди, какую красоту они создают своими руками! Такое благословление оставили птицы и на нашей, Рязанской, земле.

Наверно, и у Елены где-то хранилось волшебное перо. Своё призвание она поняла со школьных лет и поступила в художественное училище, в котором со временем стала преподавать.

- У нас кабинеты напротив, через коридор, - рассказывает коллега и подруга художницы Елена Селиванова. – Бывало, Лена приходит ко мне счастливая-счастливая и показывает неоконченную работу, прикладывая к ней новую нить: «Смотри, как ниточка подходит по цвету, какой красивый узор получается!» она была замечательным колористом, чувствовала цвет так, как способны очень немногие.

Знание нитей.

В руках мастерицы любой материал становится прекрасным произведением. Из простых тряпочек Елена скручивала маленьких кукол – это и игрушка, и талисман. Из кусочков материи побольше – сшивала кукол крупнее, которых и одевала в рязанские народные костюмы. Да-да, не в отвлечённые «Русские народные», а точно в такие, в каких ходили девушки из рязанских деревень (а может, и самой Старой Рязани или полумифическом Ижеславле) во времена до татаро-монгольского нашествия, когда летали ещё в небесах волшебные птицы…

Вот поэтому по роду работы Елене Валентиновне приходилось быть и этнографом, и историком. В музеях она изучала, как на старинной одежде сплетаются друг с другом нити. А если знакомые приносили сарафан 150-летней давности Елене в коллекцию, она считала это настоящей удачей. А чтобы лучше понять и передать черты эпохи, шила на старинном «Зингере» с ножным приводом…

Но основное внимание художницы было сосредоточено на вышивке. Узоры на народных костюмах для взрослого человека или на цветных панно в полстены стали её «визитной карточкой», которую узнавали во многих странах.

- Елена работала в счётной технике, - рассказывают коллеги. – Это означает, что, вышивая, нужно считать ниточки: малейшая ошибка - и весь орнамент нарушится. Нужно уметь полностью сосредотачиваться на этом, ведь работа по вышивке на костюме занимает до полугода! И все эти полгода каждую нить нужно буквально «знать в лицо», в нужный момент позволяя ей показаться, в другие – пряча, сплетая с другими нитями...

Но результат такой работы трудно переоценить: готовый орнамент можно рассматривать часами, расходящиеся в стороны разноцветные нити гипнотизируют, воздействуют напрямую на подсознание. Ведь это самое таинственное и символичное из искусств – на языке орнамента люди начали выражать себя тысячи лет назад.

О, светло светлая!

Выставки Елены Колодкиной проходили в разных городах. В 1990-е она получила известность и признание за пределами России – работы с её персональной выставки во Франции европейцы восприняли на ура. Вот только в родной Рязани многие годы творчества почему-то не удавалось организовать выставку.

При этом Елена создавала сценические костюмы, в которых и сейчас выступают наши фольклорные коллективы. Постепенно собирала материал для большого иллюстрированного альбома по искусству вышивания. Разрабатывала коллекцию современной одежды по народным мотивам, которая была представлена на выставке «Экзерсис» и названа «О, светло светлая!»…

Название это – цитата из «Слова о погибели Русской земли», древнейшего памятника литературы. Увидеть и понять красоту родной земли вряд ли возможно, не зная её истории. Елена Колодкина, пожалуй, больше чем знала -чувствовала.

Многие её работы – куклы, костюмы, панно – сейчас можно увидеть на наконец-то открытой персональной выставке в Художественном музее. Альбом, подготовке которого Елена отдала годы жизни, уже готовится к печати. А её ученицы, студентки Художественного училища умеют то, что под силу настоящим мастерицам.

Дмитрий Бантле.
«ТВ панорама» №34 от 1 сентября 2009 года.
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари