Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

История рязанского дек...

Новости

Публикации

Дерево, обработка рога...

Народная игрушка

Разное

Ткани

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Скопинские понёвницы

Когда я в первый раз увидела куклы Марины Бондаревой, то поняла, что это ещё одна возможность увлекательного изучения обычаев родного края, погружения в старину, - говорит Надежда Васильева, начальник управления культуры Скопинского района.

Марина Викторовна Бондарева – человек в городе хорошо известный. Она – поэт, на её стихи сложены песни, этнограф – её знания о русском народном костюме и секретах его пошива уникальны, она же - мастер-кукольник.

Кукольный народец, по твёрдому убеждению Бондаревой, хранит в себе скрытые символы мифологического сознания крестьянина, формулу его понимания мироустройства. Кукла соединила в себе представления о бытии, о жизни и смерти, была мостиком между материей и духом. Именно по этой причине она делалась без лица. Считалось, что глаза, уши, нос, рот являются вратами, через которые происходит связь с космосом, с силами тёмными и светлыми, добром и злом.

А ещё тряпичная кукла сохраняла мастерство своих создателей, народную память культурные традиции. При общности мифологических символов куклам были свойственны этнографические различия. Куклы Скопинского уезда имели свои отличительные особенности.

Марину Бондареву пригласили провести мастер–класс с директорами и художественными руководителями сельских Домов культуры. Сказать, что Бондарева – хороший рассказчик, - это значит ничего не сказать. Глубокие знания, лёгкое образно-артистическое изложение материала превратили её первое занятие в увлекательный моноспектакль. Сведения по истории русской тряпичной куклы-домоделки, полученные участниками мастер-класса, были подкреплены практическими занятиями. Сделав своими руками первую «столбушку» - один из вариантов тряпичной куклы, очень многим захотелось сделать «крестушку», «скатку», куклу набивную и узелковую. Так родился на свет этнографический клуб «Скопинские понёвницы», а Марина Бондарева стала его руководителем.

Довольно быстро к этноклубу пришло признание. Россия, Богородск Нижегородской области, фестиваль на Воже… До десятка адресов можно назвать, куда приглашали и приглашают «Скопинских понёвниц» показать своё мастерство, поделиться секретами.

Самым большим успехом рукодельниц из Скопинского района можно считать участие в третьем Московском межрегиональном конкурсе-выставке мастеров «Русь мастеровая». Около пятидесяти регионов принимали участие в красочном действе, проходившем в рамках празднования Дня города Москвы (Рязанскую область представляли два Скопинца – гончар Юрий Гефенедер и мастер-кукольник Марина Бондарева). Конкурсная работа Марины «Косопузая Россия в гостях у матушки Москвы» была по достоинству оценена строгим и компетентным жюри. Председатель и координатор конкурса – Юлия Борисовна Иванова, заведующая отделом изобразительно-прикладного искусства Государственного Российского Дома народного творчества, говоря о работах Бондаревой, подчеркнула, что у скопинской куклы есть свои стилистические особенности, а у руководителя этнографического клуба - свой подчерк и стиль.

Поездка в Москву этнографического клуба «Скопинские понёвницы» сравнима, если так можно выразиться, с прорубанием «окна в Европу». До этого мало кто знал, что где-то в провинции существует возрождённое, возвращенное из небытия искусство изготовления народной куклы. Теперь о «Скопинских понёвницах» пишут, о руководителе этноклуба знают.

Виктор Баженов
«Рязанские ведомости» № 190 от 30 сентября 2009 года.
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари