Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Публикации

Последняя активность в разделе
 Обзор темы
    Рязанская старина
С чего же всё-таки начиналось рязанское историческое краеведение?.. Вопрос не; такой уж праздный, как это может показаться на первый, взгляд. Какой год, какую точку выбрать для отсчёта?.. Быть может, «Повесть о разорении Батыем Рязани в 1237 году», которую по своему героическому содержанию, высокому идейному накалу и художественному звучанию специалисты разных уровней, в том числе языковеды, филологи, считают одним из выдающихся памятников древней русской литературы? Мужественный: образ Евпатия Коловрата, прописанный неведомым автором в скупых суровых тонах, свято хранится в сердцах наших.

А совсем недавно, в год 7О-летия Рязанской области, первый русский партизан предстал перед нами весомо, зримо, на одной из центральных улиц города, в виде отлитого из бронзы всадника поднявшего на дыбы коня и взмахом руки призывающего своих соратников идти на заклятого врага. Или за отправную точку следует принять поэтическую «Повесть о Петре и Февронии», безусловно имеющую отношение к нашему мещерскому краю? Кто знает? Кто знает?.. Во всяком случае, как нам представляется, Тихон Яковлевич Воздвиженский держал на уме все изустные легенды, все народные сказания, когда два века назад брал в руки перо, чтобы воспламенить своим страстным чувством скупые летописные строки.

николай дмитриевич малашкин. педагог, основатель первой в рязани газеты «рязанский листок», член руак. фоторепродукция е. каширина александр васильевич антонов. стихотворец – самоучка, коллекционер древностей, член руак, городской голова. фоторепродукция е. каширина
 
 Местность Засека у села Петрово, Ряжский район
В этих местах некогда проходила Рижская засечная черта от р. Пары через Ряжск до Дмитрова монастыря Скопинского уезда и состояла из следующих засек:
1. Рязская Липская от р. Пары на г. Сапожок до р. Мостьи;
2. Рязская Пустотинская от р. Мостьи до р. Улус;
3. Рязская-Рановская от р. Божьи Воды. с. Княжое по Ранове через Ямское поле, озера Черное и Кончуровское (Пятницкое) близ с. Бараково, Городецкое Вослебы, Скопинское Городище до Дмитровского монастыря.

Сами засеки, откуда они и получили название, состояли из деревьев, поваленных в сторону ожидаемого неприятеля - завалов. Память о тех временах и осталась в названиях лесов, оврагов, урочищ.

 
 Село Желчино, Рыбновский район

В исторических документах название села встречается как Жолчино (через «о»).

 
 Дивный свет на Чёрной горе

Чёрная гора — название возвышенного места в окрестностях города Михайлова, на котором расположен Покровский женский монастырь. 1 июля исполнилось 190 лет с начала монашеской жизни на этом месте.

покровский женский монастырь, общий вид. храм в честь покрова божией матери на территории покровского монастыря
 
 Введенский храм села Пёт

На архитектурное чудо, расположенное на окраине небольшого села Пёт Пителинского района, приезжают посмотреть многие любители-путешественники. Здесь часто бывают туристы из столицы. Своими впечатлениями от увиденного они активно делятся в сети Интернет. Все в один голос восхищаются загадочным архитектурным памятником и одновременно с болью говорят о его нынешнем состоянии, ведь с каждым годом он всё больше и больше разрушается.

введенский храм села пёт введенский храм села пёт
 
 Железная рубашка Олега Рязанского

Самый знаменитый рязанский князь Олег Иванович (в крещении — Иаков), похоронен в основанном им Солотчинском монастыре[1]. Тело князя было положено в каменную гробницу Покровской церкви[2], а спустя три года рядом с князем захоронили супругу, княгиню Евфросинью (в монашестве — Евпраксия)[3]. Перед кончиной Олег принял схиму с именем Иоаким[4] (по другим источникам — Иона[5]). Покровская церковь в 1768 или в 1770 году[6], вместе с гробницей, обрушилась в реку Солотчу. В 1770 году мощи князя Олега и супруги были обретены и перенесены в Рождественскую церковь Солотчинского монастыря[7].

кольчуга олега рязанского. xiv в. риамз. солотчинский покровский монастырь, общий вид
 
 "Старые Новоселки". Шишков и Шишкова
Впервые село Новосёлки упомянуты в льготной 1544 года грамоте Иоанна Васильевича Грозного в числе вотчин Солотчинского монастыря. Текст грамоты и других, относящихся к Новосёлкам документов XVI века, позволяет предполагать, что село существовало задолго до первого о нем упоминания, но никаких тому доказательств до последнего времени найдено не было.

В процессе их поиска автор пришел к выводу о существовании на месте Новосёлок более раннего поселения конца XIV— начала XV вв., которое и дало развитие новому селу.

 
 Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Новоселки (Рыбновского района).

В документах первой половины XVI века бывшая вотчина Солотчинского монастыря Новоселки уже именуются селом, что значит селение с церковью. За 500 лет новосельская церковь несколько раз перестраивалась. В 1909году было завершено строительство нового, каменного храма, сохранившегося до наших дней. К столетию его освящения и было подготовлено настоящее издание.

 
 Посох Пересвета

В августе 1380 года, перед тем как отправиться на битву с Мамаем, московский князь Дмитрий Иванович посетил игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Получив благословение старца, князь Дмитрий попросил у Сергия для своего войска двух воинов-иноков от его «чернечьского полка»: Александра Пересвета и Родиона Ослябю, которые отличались богатырским телосложением и были приучены к ратному делу. Сергий выполнил княжескую просьбу: «Тебе, князь, отдаю своих оруженосцев», и напутствовал послушников такими словами: «Время вашей купли пришло»[1].

 
 Царица Тайдула

В летописных источниках упоминается об удивительном случае исцеления московским митрополитом Алексием татарской царицы Тайдулы. К этому полулегендарному случаю мы еще вернемся, а пока представим читателю краткую биографию татарской царицы.

 
 Исаакиевский собор под Россияю

О том, что некогда в селе Дядьково Рязанского района красовался стройный и во многом оригинальный каменный храм, редакция газеты «Дом.Строй» несколько лет назад узнала от местных жителей.

 
 Тайная пещера Иоанно-Богословского монастыря

Интересную загадку поставило перед исторической наукой существование рукотворной пещеры Иоанно-Богословского монастыря.

общий вид свято-иоанно-богословского монастыря вход в пещеры свято-иоанно-богословского монастыря
 
 Реки, которые никому не нужны

Сколько в Рязани рек? Мы сразу назовем Оку и Трубеж, еще отметим Павловку, а отдельные жители вспомнят Плетенку, а также Лыбедь, основная часть русла которой почти 40 лет назад была упрятана в трубу.

река ока вид на реку трубеж с колокольни успенского собора
 
 Учебные заведения губернской Рязани

Сорбонна Рязанская

Где и чему учились девочки и мальчики губернской Рязани до 1917 года

 
 «Дом печати»

У большинства рязанцев Дом печати ассоциируется со зданием на улице Горького. Но далеко не каждый знает, что первая частная газета в Рязани редактировалась и печаталась в доме купца Малашкина. Благодаря чему короткий переулок, на котором до сих пор стоит сгоревшее три года назад историческое здание, был назван Газетным.

рязань, дом малашкиных, 2000 г. рязань, дом малашкиных, наши дни
 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари