Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Краеведение

Последняя активность в разделе
 Обзор темы
    Рязанская старина
С чего же всё-таки начиналось рязанское историческое краеведение?.. Вопрос не; такой уж праздный, как это может показаться на первый, взгляд. Какой год, какую точку выбрать для отсчёта?.. Быть может, «Повесть о разорении Батыем Рязани в 1237 году», которую по своему героическому содержанию, высокому идейному накалу и художественному звучанию специалисты разных уровней, в том числе языковеды, филологи, считают одним из выдающихся памятников древней русской литературы? Мужественный: образ Евпатия Коловрата, прописанный неведомым автором в скупых суровых тонах, свято хранится в сердцах наших.

А совсем недавно, в год 7О-летия Рязанской области, первый русский партизан предстал перед нами весомо, зримо, на одной из центральных улиц города, в виде отлитого из бронзы всадника поднявшего на дыбы коня и взмахом руки призывающего своих соратников идти на заклятого врага. Или за отправную точку следует принять поэтическую «Повесть о Петре и Февронии», безусловно имеющую отношение к нашему мещерскому краю? Кто знает? Кто знает?.. Во всяком случае, как нам представляется, Тихон Яковлевич Воздвиженский держал на уме все изустные легенды, все народные сказания, когда два века назад брал в руки перо, чтобы воспламенить своим страстным чувством скупые летописные строки.

николай дмитриевич малашкин. педагог, основатель первой в рязани газеты «рязанский листок», член руак. фоторепродукция е. каширина александр васильевич антонов. стихотворец – самоучка, коллекционер древностей, член руак, городской голова. фоторепродукция е. каширина
 
 Село Казарь, Рязанский район

Село относится к наиболее древним селениям нашего края. В качестве города Казарь упоминается в Никоновской летописи под 1147 г.

 
 Поселок городского типа Кадом

Впервые Кадом упоминается в летописи 1209 года, хотя люди селились в данной местности с незапамятных времен. Существует множество легенд и версий, объясняющих название поселка.

 
 Село Исады, Спасский район

По преданию, ехала как-то Ектерина II на корабле по Оке в 80-х годах XVIII века, вышла на палубу, когда проплывали мимо села и, изумившись красотой цветущих вишневых садов, воскликнула: «Ну, и сады!». Так и стали называть село - Исады. (Смотри д. Екатериновка, Милославский район).

 
 Село Ижеславль, Михайловский район

Мало кто знает, но нечто подобное Китежу или Антлантиде есть всего в сорока минутах езды от Рязани.

 
 Местность Засека у села Петрово, Ряжский район
В этих местах некогда проходила Рижская засечная черта от р. Пары через Ряжск до Дмитрова монастыря Скопинского уезда и состояла из следующих засек:
1. Рязская Липская от р. Пары на г. Сапожок до р. Мостьи;
2. Рязская Пустотинская от р. Мостьи до р. Улус;
3. Рязская-Рановская от р. Божьи Воды. с. Княжое по Ранове через Ямское поле, озера Черное и Кончуровское (Пятницкое) близ с. Бараково, Городецкое Вослебы, Скопинское Городище до Дмитровского монастыря.

Сами засеки, откуда они и получили название, состояли из деревьев, поваленных в сторону ожидаемого неприятеля - завалов. Память о тех временах и осталась в названиях лесов, оврагов, урочищ.

 
 Усадьба Танинское
Авт.: Алексей Дмитриевич Тверитинов

Карточка усадьбы

 
 Село Желчино, Рыбновский район

В исторических документах название села встречается как Жолчино (через «о»).

 
 Борис Иванович Катагощин и его Михайлов.
Морковин И. В.
18-22 марта 2011г
Борис Иванович Катагощин и его Михайлов.

К 110-летию со дня рождения историка - исследователя Михайловского края.

Борис Иванович Катагощин родился 26 марта 1901 года в селе Жуково Данковского уезда. Его отец, Иван Васильевич Катагощин, служил священником местной церкви. Мать, Анна Алексеевна, выходила из семьи священника Алексея Ефимовича Любимова - настоятеля Христорождественского храма с. Мураевня, который, помимо пастырского служения, много сил отдавал народному образованию, содержал в своем доме церковно-приходскую школу, преподавал закон божий в земском училище, был духовником князей Долгоруких, Шаховских, дворян Гротов и Семеновых-Тян-Шанских (7).

 
 Поселок городского типа Ермишь

Название этого населенного пункта уходит своими корнями в глубокую древность, ко временам татаро-монгольского нашествия.

 
 Фотогалерея памяти Виктора Борисовича Лозинского

лозинский виктор борисовичРязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" подготовило фотогалерею памяти реставратора живописи, заведующего отделом реставрации Рязанского художественного музея, одного из основателей и многолетнего члена правления регионального "Мемориала" Виктора Борисовича Лозинского.

 
 Село Ерахтур, Шиловский район

В «Списках населенных мест Российской империи» за 1862 год село упоминается как Ерахтор при речке Ерахтор.

 
 Список селений Рязанской губернии, находящихся под запрещением с 1829г. по 1865г.

составил Дм. Анохин.

Включает в себя селения Тамбовской губернии по уездам: Шацкий, Темниковский, Елатомский, Спасский.
Прим.: Статьи «Сенатских объявлений» и «Сводов запрещений» не приводятся.

Составлен по изданию: «Общий алфавит наименованиям селений, находящихся под запрещением с 1829 по 1865гг.»/СПб, тип. Пр. Сената, 1867г.

 
 Урочище Драконовские ворота у села Глебово-Городище, Рыбновский район

Место с таким названием находится в двух верстах от села Глебово-Городище. Драконовские ворота, с защищенными валами и тайниками, до сих пор продолжают удивлять искусной воинской смекалкой наших предков при строительстве хитроумных воинских сооружений и выборе места для встречи с захватчиками.

 
 Гора Дмитриева у села Дмитриево, Скопинский район

Когда Дмитрий Донской со своим войском возвращался с поля Куликова, он проходил по бугру (сейчас этот бугор называется «Дмитриевский«). Дмитрий Донской сказал своему войску: «Я нахожусь на вершине бугра, и пусть на этом месте построят храм в честь Дмитрия Солунского. Давайте соберем ценные вещи и положим в сундук».

свято-дмитриевский скопинский мужской монастырь
 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари