Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Генеалогический поиск....

К истории и генеалогии...

Обмен информацией

Методические материалы...

История фамилий, прозв...

Однофамильцы. Географи...

Краеведение. История н...

Приходы, церкви, свяще...

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



К истории села Казинка Скопинского уезда в 17-18 вв.

Село Казинка Скопинского уезда, по многим источникам основали переселенцы из посада Скопина в середине 17 века и получило свое название по ручью Казинка на берегу которого оно расположено, но насколько это точно я усомнился когда стал изучать историю своего рода.

Javascript is required to view this map.

В переписи населения в 1675 году современные села Ильинка и Казинка расположенные друг от друга в одной версте именовались соответственно как Ильинска ( в обиходе Вослебна Ильинска так как селение основано переселенцами из села Вослебы см. стр.361, «Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году». Кн. 1.) и Скопинска Ильинcка. Почему именно Вослебна Ильинска? Часто села называли по наименованию церкви этого села, как раз первой после переселения из села Вослеба на новое место и была Ильинской ( 1676 -1830), которая затем была переименована в Казанскую. О селе Скопинска Ильинска в 1710 году в переписной книге имеется запись « в том селе церковь воимя Святой Мучиницы нарицаемой Параскевы Пятницы У той церкови Поп Петр Осипов …», а в 1716 году именовалось также как « село скопинска ильинска казинка тож ». . Просматривая « Переписную книгу вотчинных дворов боярина князя Никиты Ивановича Романова в городе Скопине с деревнями» за 1646 год я обнаружил в конце список сел и деревень: с.Вязовенки,с. Чернава, с.Жерновки,с.Лепяги, с.Затворное, с.Хворощевка,с. Хворощево, с.Горлово, с.Лопатино, д.Журавинка, д.Новикова, с. Павелец , с.Казинка, с. Мшанка, с.Вослеба, с.Неделенка, с.Гремячка, с.Вослебна Ильинка, с. Скопинска Ильинка,с. Становое .Это был последний лист , дальше шел документ за 1675 год.Учитывая ,что документ был копией 18 века ,чиновник при сшивке и переписи мог что то и напутать и отнести оглавление документа за 1675 год к окончанию документа за 1646 год. Из поверхностного анализа этого списка можно сделать следующие выводы :

  1. Несомненно, что переписчик по ошибке написал два названия одного и того же села: с.Скопинска Ильинка ( с.Казинка);
  2. Отсутствует в списке село Ильинка, но есть село Вослебна Ильинка, традиционно во всех перечнях оно писались вместе с селом Казинка одно за другим. Поэтому можно предположить, что в этот раз переписчик так назвал село Ильинска.

Кто основал село Казинка ? Можно считать, что это были посадские люди Скопина , но возможно основателями села были переселенцы и из других мест в том числе и из Малороссии, и тогда это название перекочевало вместе с ними из прежних мест. В подтверждение первого, в селе Казинка ( Скопинская Ильинка) появились теже церкви с таким же названием как и в скопинском посаде. В «Писцовой книге поместных и вотчинных земель в Пехлецком стане Ряжского уезда» за 1631 год значится «за боярином за Иваном Никитичем Романовым в вотчине скопинска острожка по реке на верде стар за ево вотчиной что было братями ево за Александром да за Василием Никитичами Романовыми…да в острожке его боярина двор а в нем живет ево боярского приказа люди а за острожком на посаде в болшом острожском храму во имя святой мучиницы Параскевы нарицаемой Пятницей деревянка клецка ( т.е. из бревен ) да предел Никиты епископа Медиаларского в церкви божия Милосердия образа и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинное и мирское тож... Да тут же на посаде того приходу другая церковь во имя Святой великомученицы параскеве нарицая пятницей древена на клете под шатром крыша тесом…» РГАДА ф.1209,оп.1,ч.3,л.1-2об.

Многие прозвища (фамилии) посадских людей Скопина в переписных книгах за 1646 год и переписных книгах за 1675 села Скопинска Ильинска совпадают, например …сын Гладышев, сын Вашеинов, сын Скала ( Скалин в 1675 году), Гончар ( сын Гончаров в 1675 году) и.т.д. Здесь необходимо сделать пояснения . Прозвища Скала и Гончар трансформировались к этому времени соответственно в Скалин и Гончаров.

И к слову , все-таки первое упоминание о людях связанных с гончарным промыслом надо отнести к 1631 году.В переписной книге посадских крестьян и бобылей писано «…во дворе демка Гончар… Петрушка Гончар». Почему посадские крестьяне и бобыли оказались в местах новых поселений?Для этого необходимо вспомнить , что в середине 17 века в городах свобода сделалась тяжелее кабалы. Тяглецы чёрных слобод (посадские люди, что считались свободными, но «тянули тягло», то есть платили подати и государству, и городу) порою с завистью смотрели на обитателей белых слобод — закабалённых, но «обелённых», что означало освобождённость от тягла. Вместе с тем, чтобы наполнить казну в 1646 году была введена новая пошлина на соль. Она выросла в четыре раза: с пяти копеек за пуд до двух гривен. При низких заработках населения резко подорожали продукты питания, особенно солёная рыба, которая скрашивала народу посты.

В январе 1648 года правительство сворачивает налоговую реформу. Но восстанавливает прежние драконовские налоги. При этом отменённые два года назад подати объявляются недоимками, и их начали с тяглых людей ретиво и жестоко взыскивать. В городах это особенно ударило по жителям "черных слобод",которые в отличие от "белослободчиков", освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. "Чернослободчики" требовали ликвидации "белых слобод" и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом, возмещая потери правительство снизило денежное и хлебное жалованье также служилым людям «по прибору». А это набранные из крестьян и посадских людей стрельцы, пушкари, затинщики (стрелки из затынных, крепостных ружей, закрепляемых на сошках), городовые казаки и т.п. Мятежная волна прокатилась по всей стране. В южной Руси бунтовали Курск, Козлов, Елец, Ливны, Валуйки.Посадские люди в тоже время и искали защиту «под крылом» крупных вотчинников.В скопинском уезде это были бояре Романовы.

Первое подробное упоминание о владениях Романовых в Скопинском уезде Пехлецкого стана относится к 1631 году … « И всего забоярином заИваном Никитичем в вотчине в ряском уезде впехлецком стане острожек Скопин дактому острожку три села село вослеба дасело Келец да село вязовенки да четыре деревни Неделенка дрвн Чертовая дрвн Лопатина дрвн Новикова да два Починка сельцо Новокремлево да Журавинка». К тому времени вотчинником уезда был Иван Никитич Романов ( - ум.1640г) - сын боярина Никиты Романовича и жены его Евдокии Александровны, урожденной княжной Горбатой-Шуйской, дядя первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича, женат был на княжне Ульяне Феодоровне Литвиновой-Мосальской. Из межевой книги 1628 г, известно например, что у Ивана Никитича, имевшего вотчины в Елецком уезде, был спор о земле с селом Романовым городищем (Лебедянского уезда).Елецкие помещики подали челобитную, в которой сказано: «Нам в украйном городе с таким великим боярином в соседстве жить невозможно: мочи нашей от насильства людей и крестьян боярина Ивана Никитича не стало: каково нам разоренье было от Литвы, и Литва попленила нас на одно время, а нынешнему плену, каков на нас плен от людей и крестьян боярина Ивана Никитича, и конца не ведаем, пуще нам стало Крымской и Ногайской войны: во всем Елецком уезде не осталось за нами крестьян и бобылей третьева жеребья».

Велено было сделать повальный обыск. При повальном обыске 1865 человек сказали, что про такие насильства сами ничего не знают и от других не слышали; в новых слободах Ивана Никитича будто бы не объявилось ни одного чужого крестьянина. Вследствие этого челобитчики, за их "воровство", были биты нещадно батогами и посажены в тюрьму. Жена его Ульяна Феодоровна упоминается в чине первой свадьбы царя Алексея Михайловича 16-го января 1648 г.; она скончалась 23-го октября 1649 г. и погребена в Новоспасском монастыре. Иван Никитич Романов, князь Иван Борисович Черкасский и Феодор Иванович Шереметев составляли как бы семейный совет юного царя Михаила и пользовались большим уважением не только в царской семье, но и среди бояр. Его сын Никита Иванович Романов - боярин, двоюродный брат царя Михаила Феодоровича.

Во время народного движения в царствование Алексея Михайловича против боярина Б. И. Морозова особенно ярко выразились любовь и доверие народа к Никите Ивановичу. Скончался он 11-го декабря 1654 г., «идучи с государевой службы». Никита Иванович, по-видимому, не был женат — и все имущество его перешло к царю Алексею Михайловичу, как ближайшему родственнику по мужской линии. Доброжелательное отношение народа к Романовым и их могущество способствовало тому, что крестьяне искали в их вотчинах защиты.

В подтверждении второго необходимо сказать, что в начале 17 века, после Смутного времени не хватало населения ни на ратную службу, ни в крестьянских хозяйствах. Этому способствовали неурожаи, разорительные походы на Россию малороссийских гетманов. Как раз в первые десятилетия века в южных областях России и появились переселенцы из Малороссии. В 1625 году гетман Михаил Дорошенко под давлением польских магнатов подписал Куруковское соглашение, по которому число реестровых казаков в Малороссии ограничивалось, а остальные должны были превратиться в крепостных крестьян и оказаться под двойным гнетом польских помещиков. И к тому же принять католическую веру. Началась череда восстаний.

Так после восстаний 1635, 1637-1638 годов спасаясь от расправы тысячи малороссов ушли в пределы России. Несмотря на требования польских магнатов, русское правительство способствовало расселению беженцев. Украинцы селились, в городах Ливны, Епифань, Лебедянь и Михайлов. В 1646 году в окрестных деревнях Скопина по переписным книгам появляются имена крестьян явно южнорусского происхождения, так в деревне Чертовая значатся крестьяне « Янко Степанов сын Сапегин Янонко Клементьев сын Царев» и.т.д. Возможно, среди этих переселенцев были и мои предки.

Документально, по переписным книгам до 1640 года на территории Ряжского и Скопинского уезда ( Пехлецкий стан) моих предков не значилось. Впервые они появляются в 1640 году и упоминаются в «Отказной книге боярыни У.Ф.Романовой и ее сына Н.И. Романова…» в селе Неделена (Неделенка) как крестьянин Родионко Спиридонов сын Скала ..., затем он появляется на посаде Скопина,об этом запись в переписной книге за 1646 год «да в том Скопине за городом на посаде крестьяне…Родка Спиридонов сын Скала у нево сын Митька К лет». РГАДА оп1.ч.2, д.13334,л.20,л.30об.

До появления Родиона Спиридоновича в селе Неделенка в 1631 году насчитывалось двадцать четыре крестьянских двора, но уже в 1646 г. в селе насчитывается около семи десятков дворов. Такое резкое увеличение как раз и связано с тем ,что вотчинники скопинских земель бояре Романовы способствовали закреплению на своих землях малороссов . По значению фамилии можно предположить род занятий моего предка. В толковом словаре Даля сказано «Скала, Скалка, скалина сев. вост. скалба пск. или скалье ср. собр. береста; верхняя, белая кора березы; идет в домах на растопку; в дело: на исподнюю покрышку кровель, замест луба, под тес; на выделку туесов, бураков и мелких коробок; на обертку комлей столбов, охраняя от гнили, и наконец на сидку дегтя. Скалу бьют, сбивают с дерева, распазив ее пазилом.» Однако известно, что слово скала имеет значение скалистый,твердый, а также расщеплять , бить в том числе и оружием . Да и прозвище Скала является фамилиями нынешних граждан Польши и Украины в неизмененном виде. С большой степенью вероятности видимо мои предки из крестьян или казаков Малороссии. Поэтому версия о присхождении названия села Казинка от слова «казистый»,т.е.красивый тоже вероятна.

Несколько слов о фамилиях ( прозвищах) тех крестьян, которые населяли деревню Неделенку. Именно о фамилиях в первую очередь.Почему -то официальное наречение что называется по паспорту, в отказной грамоте мы называем только прозвищами ? Но и вправду сказать, с ними могут сравнится только гоголевские персонажи повести Тарас Бульба. Итак: «…во дворе Мишка Фомин сын Дрема во дворе Устинка Осипов сын Свинолупов во дворе Фетка Ларионов сын Поболуй во дворе Игнатко Федоров сын Размачила во дворе Мартинко Михайлов сын Мастягин во дворе Фомка Петров сын Песов во дворе Прошка Филиппов сын Пустомолов Фомка Родионов сын Березова пива…». Вот действительно, если припечатает словом русский мужик то уж точно на века.
В ревизских сказках 1719 переписчик показал уже два села Казинка и Ильинка. Это была

первая ревизская сказка и здесь от переписчиков требовалась точность. Из переписных книг и других источников известно немного:

В 1675 году в селе Скопинская Ильинка состояло по переписи 78 дворов и 430 мужчин.
В селе Скопинская Ильинка в 1710 году 88 тяглых и безтяглых дворов.
В селе Казинка в 1746 году 338 душ мужского пола.
В селе Ильинка в 1746 году 684 души мужского пола.
В селе Казинка в 1769 году 290 душ мужского пола.
В селе Ильинка в 1769 году 457 душ мужского пола.
В селе Казинка в 1862 году состояло 254 двора и 2433 жителей.
В селе Ильинка в 1862 году состояло 285 дворов 2491 житель
Староста села Скопинская Ильинка:
В 1710 году Матвей ……..сын Грачев;
Старосты села Казинки:
В 1719 году Григорий Спиридонов сын Скалин;
В 1762 год Филипп ……. Сын Вашеин;
В 1782 год Ефим Ермилов сын Скалин;
Жители сел Казинка и Ильика были дворцовыми крестьянами, затем государственными. Скопинская волость была дворцовой, в духовных книгах священники так и писали «Коронного ведомства крестьяне…». О жизни дворцовых крестьян известно что в дворцовых волостях существовало местное самоуправление. В конце 15 - начале 18 века они платили натуральный или денежный оброк. В переписной книге Скопинского уезда за 1675 год писано:
« И всего в селе Скопинска Ильинка крестьян сем восем десят дворов а людей

В них з детми и братями с племянниками зетями и сыновями четы три ста десят Члвкн десятину пашут по сорока десятин в поли а в дву потому ж ( т.к. была трехпольная система земледелия, то «в дву потому ж» означала, что всего земли в обороте было в три раза больше) Оброку платят по по десяти рублев на год.» РГАДА ф.1209 оп.1ч.3 д.213, л.180 об.

В 1753 году большая часть дворцовых крестьян была освобождена от барщинных и натуральных повинностей и переведена на денежный оброк. В 18 веке экономическое положение дворцовых крестьян было несколько лучше по сравнению с частновладельческими крестьянами, их повинности были легче, они пользовались большей свободой в своей хозяйственной деятельности. В трудах вольного экономического общества за 1767 г. о Рязанском крае отмечалось «Крестьяне содержат разное количество скота. Обыкновенно, если семья не очень большая, крестьянин имеет две лошади, 1-2 коровы, 5-6 овец, несколько свиней;... гусей во всяком селе и деревне держат довольно. Для откорма в осень их содержат в садки, а битыми солят и коптят... В здешнем народе всякий в звании своем располагается хорошо и семьянистых людей довольно, а живут люди неодинаково, лет по шестьдесят и по семьдесят, и более... Каждый земледелец тщится во всяком довольствии себя видеть». С конца среди дворцовых крестьян в 18 веке отчётливо выделяются богатые крестьяне, торговцы, ростовщики и др.. В переписной книге за 1719 имеется запись о моем предке,старосте села Казинка Григории Свиридовиче Скалине «Во дворе Григорий Свиридов Скалин пятидесяти шести лет у него дети Мирон двадцати трех лет Ермил двадцати лет.
У Григория работник Фотий Алястьев сорока пяти лет». РГАДА ф.350, оп.2, д.3175, л.25-28.Был старостой села Казинка и его внук:

«1782 года июля 16 дня ведомства дворцовой канцелярии Рязанского наместничества Скопинской округи села Казинка староста Ефим Скалин …выбранный с мирского согласия из крестьян в старожилы скаски податей Василий Семенов сын Трубицын дали сию сказку…в подушном окладе крестьян с показанием из того числа разными случаями убывших …вновь рожденными их истиной безо всякой утайки…» ГАРОф.129,оп1, д.78,л.36.

Указом 21 марта 1800 года удельным крестьянам было дано важное право - покупать земли у частных владельцев, с условием, чтобы купчая была совершена на имя департамента уделов. Право же пользования землей предоставлялось "единственно купившему таковую землю" сверх той доли, которая приходилась ему при разверстке земель всего населения.

Известно, что не одно земледелие, но и работа "на стороне" составляли занятия удельных крестьян. Последнее стеснялось паспортной системой и обязательством явки паспорта в удельную экспедицию. Указом 2 марта 1798 г. было установлено выдавать промежуточные паспорта удельным крестьянам, что не только значительно облегчало уход селян на заработки, но и выход их в купечество. В виду того, что в это было усмотрено "согласие общественной пользы с приращением дохода", указом 22 октября 1798 г. велено было увольнять удельных поселян в купечество "по праву" за выплату выкупной суммы, назначенной мирским приговором и утвержденной департаментом. Возможно этим обьясняется запись в ревизской сказке 1811 года о возвращении Евстегнея Миронова сына Скалина в 1800 году обратно в сельское общество, хотя по духовным книгам с 1797 по 1800 год он проживал в Казинке.

Вот на этом хотел бы и закончить о родине моих предков селе Казинка. В нем родились мои дед и бабушка в далеких 1891 и 1892 годах соответственно, о которых узнаем из письма в редакцию «Нового Времени» госпожи Е. По¬ловцовой из Рязанской губернии: «Милостивый государь. Хотя в настоящее время и органи¬зовано несколько центров, куда стекаются пожертвования, тем не менее, как свидетельница ужасных бедствий, разразившихся над нашим Скопинским уездом, вследствие полного неурожая, решаюсь обратиться ко всем тем, кто в состоянии отозваться на чужое горе. «Едят лебеду вместо хлеба, но и лебеда уже к концу, а впереди почти год, страшный, голодный, холодный. Ни карто¬феля, ни капусты, ни огурцов; скотину кормить нечем, топить тоже нечем, нет ни мякины, ни соломы, даже побираться идти некуда, — пришлось бы просить у таких же бедняков, которые ничего не могут дать.

«Положение безвыходное. В довершение ужаса — пожары: сотни семейств остаются под открытым небом, голодные, без пристанища. «Лучше смерть», говорят многие...». Как они выжили ,вот настоящее чудо.

Судьба сыновей моих бабушки и деда обычная, если можно так сказать.Старший сын воевал,был в плену, а после войны трудился просто столяром,награжден Орденом трудового красного знамени.Второй сын погиб на войне.Третий мальчишкой трудился на трудовом фронте и в шестнадцать лет тоже награжден медалью За доблестный труд в ВОВ. Крестьяне села Казинки трудолюбивые , рассудительные, талантливые и отважные люди, не многие знают что из них вышли Митрополит Виленский и Литовский Хризостом ( Мартишкин Георгий Федорович),епископ Воронежский и Липецкий Платон ( Лобанков Петр Егорович) ,архимандрит отец Спиридон ( Кисляков Георгий Степанович) - исповедник и миссионер,Черепков Виктор Иванович – глава администрации г.Владивостока, депутат государственной думы и многие другие.

В. Коростелев

Связаться с автором публикации можно по следующему адресу: [email protected]

Писцовая книга поместных и вотчинных земель в Пехлецком стане Ряжского уезда.1631г.

РГАДА,ф.1209,д.213,оп.1,ч.3;Переписная книга вотчинных дворов боярина князя Никиты Ивана Романова в городе Скопине с деревнями.Пехлецкий стан, Ряжского уезда.1646 год. РГАДА,ф.1209,д.213,оп.1,ч.3;Переписная книга города Скопина и Скопинского уезда.1675год. РГАДА,ф.1209,д.213,оп.1,ч.3; Переписная книга города Скопина и Скопинского уезда.1710 год. РГАДА,ф.1209,д.213,оп.1,ч.3;Переписная книга г.Ряжска и Пехлецкого стана.РГАДА,ф.1209оп.1,ч.2,13901;Переписная книга посадских людей г.Скопина и крестьян прилегающих к Скопину сел и деревень.1646 г.РГАДА ,ф.1209,оп.1,ч.2,д.13334;Отказная книга вотчин боярыни У.Ф.Романовой и ее сына Н.И. Романова, г.Скопин с селами и деревнями Ряжского уезда,РГАДА,ф.1209,оп.1,ч.1,д.937; Сказки о [ дворцовых] волостных и градских крестьянах с подворной росписью г.Скопина и уезда.1719г.РГАДА,ф.350,оп.2ч.2,д.3175;Книга переписная стрельцов, казаков, посадских людей,стадных конюхов на государственном конюшенном дворе г.Скопина и уезда.1716 г.РГАДА,ф.350,оп.1,д.370;Книга окладные приходных денег и подушных сборов.РГАДА, ф.572,оп.1 д.10,1746 г;Книга окладная приходных денег и подушных сборов. РГАДА.ф.572,оп.1,д.23,1769 год;Ревизские сказки Скопинского уезда. ГАРО,ф.129,оп.19,д.158,л.317об.-318;Ревизские сказки Скопинского уезда. ГАРО,ф.129,оп.1,д.78,л.36; Карамзин, История государства Росс., тт. X—XII; С. Соловьев, История России, тт. VII — IX; С. Платонов, Древнерусские сказания; Его же, Очерки по истории смуты; Н. Селифонтов, Сборник материалов по истории предков царя Михаила Феодоровича Романова, СПб. 1901 г., вып. 1; 1898 г., вып;Легенды земли Рязанской (на материалах «Топонимического словаря Рязанской области») М.Б.Оленев.2004г;Алфавитный перечень церквей Рязанской епархии.( по состоянию на 1884-1891гг)М.Б.Оленев; Волков С. И., Крестьяне дворцовых владений Подмосковья в середине XVIII в. (30-70-е гг.), М., 1959; Журнал «Золотой Лев» № 167-168 - издание русской консервативной мысли. Всполох «бунташного века».В.Торопов; История названий населенных пунктов района.Материалы Скопинского краеведческого музея.Егоров В.Н.2004г.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари