Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Военные деятели

Географы, путешественн...

Деятели искусства

Исторические, государс...

Краеведы

Купцы, предриниматели,...

Литературные деятели

Музыкальные деятели

Наши современники

Словарь - А

Словарь - Б

Словарь - В

Словарь - Г

Словарь - Д

Словарь - Е

Словарь - К

Словарь - Л

Словарь - М

Словарь - П

Словарь - Р

Словарь - С

Словарь - Т

Словарь - Ш

Разное

Святые, мученики, деят...

Спортивные деятели

Устроители земли рязан...

Ученые, врачи, деятели...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Чёрно-белая магия

Для настоящего искусства краски не нужны – достаточно света и тени. Оказывается, ими можно рисовать. «И получится не хуже, чем у художника, имеющего в распоряжении любые краски», – говорят поклонники чёрно-белой фотографии. Так считает и один из старейших в Рязани мастеров чёрно-белого снимка, Анатолий Сеничкин.

Цветного фото Анатолий Иванович не признаёт, а точнее, не считает равным чёрно-белому. «В художественной фотографии самое главное – свет. А цвет лишь отвлекает от изображения». И в самом деле, часто замечаешь: если взять цветное фото и его чёрно-белый аналог – почему-то первый кажется хуже.

Здесь фотограф – царь и бог, он может управлять эффектами изображения на сто процентов, – объясняет Анатолий Иванович преимущества любимого искусства – чёрно-белой «светописи», как дословно переводится «фотография». – Например, вот один из приёмов печати – «мокрый способ печати с дробной выдержкой»

И показывает снимок. Фотоизображение действительно «мокрое», нежное, как акварель. Но в то же время очертания предметов не потеряли выразительности. Говорят, что этот метод печати Анатолий Иванович в своё время разработал сам, на основе уже известного «мокрого способа» печати. В самом деле, «какой компьютер может так сделать»?


Минус 30

Да и самого слова «компьютер» ещё никто не знал в то время, когда Анатолий Сеничкин впервые взял фотоаппарат. Это было в 1953 году. На детской технической станции завода, который тогда ещё не носил нынешнего названия – приборный – был фотокружок. Его руководителя мастер помнит до сих пор: «Александр Боков научил меня многому из того, что я знаю». Потом увлечение переросло в призвание, которому Анатолий Иванович остался верен на всю жизнь. Окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссёр кино-фотостудии». Снимать любил всё: пейзажи, спортивные состязания, людей… И теперь на чёрно-белых «памятках» – в пачке фото на плотной бумаге – сохранились такие эпизоды из жизни страны, которых уж точно не успела зафиксировать ни одна цифровая «мыльница».


Там, где клён опавший...

Последний звонок – школьницы в белых фартуках, юные гимнастки у снаряда… Возведение в Рязани памятника Братству по оружию и сам автор памятника, Бронислав Хромый.

Нередко фотонаходки Анатолия Сеничкина попадали на страницы газет – «Рязанского Комсомольца», «Приокской». Многие работы рязанского фотографа в 70-80-е побывали на международных фотовыставках – в Испании, Польше, Чехословакии и других странах мира, где неоднократно получали награды.

Но самая, пожалуй, чарующая часть этой коллекции – женские портреты. Кого здесь только нет – и ученица Рита Набатова, которая сама уже дипломированный фотограф, и модель Наталья – участница конкурса красоты, и коллеги. И обычные студентки, которые, бывало, записывались в очередь, чтобы сделать свой портрет именно у этого мастера.


Одна из "фотоакварелей"

Дело в том, что приёмы фотохудожника позволяют передать неуловимую красоту, на первый взгляд не заметную. Расставленные по-другому источники света, блики – и вот уже в кадре совсем особое лицо, силуэт, руки. Подумать только: все эти Незнакомки, глядящие со снимков или повернутые в профиль, – обычные люди, как и десятки других, ежедневно встречаемых, например, на улице...

В ремесле «светописи» важно не только уловить в кадр что-то интересное, но и качественно напечатать снимки. Многие помнят домашние фотолаборатории советских времен, свет красной лампы в наглухо запертой комнате… Оказывается, и теперь это не такая уж экзотика. Только лаборатория – большая, профессиональная: именно в таких условиях постигают азы мастерства воспитанники Анатолия Ивановича в студии «Фотон» Центра дополнительного образования 34-й школы и ещё одной фотостудии, 37-й школы. В течение лет 20-ти Анатолий Иванович организовывал детские фотовыставки в Рязани. Как поясняет мастер, выставки необходимы, чтобы поддерживать интерес к чёрно-белой фотографии. Ведь, вопреки расхожему мнению, настоящее фотоискусство по-прежнему популярно среди ценителей во всём мире.

И ещё одна деталь, о которой Анатолий Иванович не упоминает, хотя это его немалая заслуга. Некоторые из его учеников, повзрослев, избрали себе профессии, тесно связанные с навыками фоторепортёра. Это и фотокор Сергей Гончаренок, и оператор телекомпании Владимир Синяев, и ещё трое телеоператоров, работающих в Москве. Подумать только, как много начинается с «обычного фотокружка», со старого фотоаппарата «Зенит», «Зоркий» или ФЭД, которыми в «Фотоне» предпочитают снимать до сих пор.

Похоже, в наше время искусство чёрно-белого фото становится… культовым. Особенно если учесть, как трудно сейчас найти не только старый фотоаппарат, но и полагающиеся к нему материалы, оборудование для проявки и печати. Чёрно-белые фото 40-50-летней давности вызывают восхищение и сегодня. Сможем ли мы в последующие 50 лет создать такую же красоту, не опираясь на компьютерные технологии?

Ольга Сидорова
(В сокращении опубликовано: «ТВ-панорама», 27.01.09.)
Фоторепродукции с сайта Народного фотоклуба г.Рязани.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари