Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Новости православной ж...

Персоналии

Православие, государст...

Православные традиции

Публикации

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Шестнадцатый Патриарх Московский и Всея Руси и его предшественники

Новым, шестнадцатым по счету, патриархом Московским и Всея Руси на Поместном Соборе избран митрополит Смоленский и Калининградский и Местоблюститель Патриаршего Престола Кирилл, получивший в ходе голосования 508 из 677 голосов, отданных участниками Поместного Собора.

Как сообщил председатель счетной комиссии митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, в тайном голосовании приняли участие 702 делегатов Собора. Количество бюллетеней после голосования 700, из них действительных бюллетеней 677, недействительных - 23. По итогам голосования Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл получил 508 голосов, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент - 169 голосов.

Победа митрополита Кирилла не стала неожиданностью. Напомним, что именно он стал лидером голосования участников завершившегося 25 января в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Тогда Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл из 198 голосов получил 97 голосов. 32 участника Собора проголосовали за управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, 16 - за Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Однако позднее митрополит Филарет взял самоотвод.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир вопросил избранного Патриарха: «Преосвященный Кирилл, Поместный Собор избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси. Принимаешь ли ты это избрание?» «Избрание меня Поместным Собором Русской Православной Церкви приемлю и ничтоже вопреки глаголю», - прозвучал ответ.

Облачившись в мантию, епитрахиль и поручи, новоизбранный Предстоятель совершил благодарственный молебен.

Интронизация шестнадцатого по счету главы Русской Православной Церкви состоится 1 февраля 2009 года.

Новый патриарх - кто он

Дата рождения: 20 ноября 1946 г.
Дата хиротонии: 14 марта 1976 г.

Дата пострига: 3 апреля 1969 г. Родился в Ленинграде в семье священника. В 1964 году окончил среднюю школу и в 1965 году поступил в 1-й класс Ленинградской духовной семинарии, полный курс которой закончил в 1967 году. В том же году поступил на первый курс Ленинградской духовной академии. 3 апреля 1969 г. митрополитом Ленинградским Никодимом пострижен в монашество, 7 апреля того же года рукоположен во иеродиакона. 1 июня (в праздник Св. Троицы) рукоположен во иеромонаха. В этом же 1969 году он с отличием окончил Ленинградскую духовную академию.

В июне 1970 года ему была присуждена степень кандидата богословия. После защиты диссертации был оставлен при академии профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора ЛДА. 30 августа 1970 г. назначен личным секретарем митрополита Никодима. Совмещая деятельность преподавателя академии и секретаря митрополита, о. Кирилл продолжает много времени уделять участию во внешней деятельности Московского Патриархата.

В 1971 году представлял духовные школы Русской Православной Церкви на Генеральной Ассамблее всемирной православной молодежной организации «Синдесмос», где был избран членом исполкома этой организации. 12 сентября 1971 г. о. Кирилл возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве. В 1972 году о. Кирилл сопровождал Святейшего Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию. 26 декабря 1974 г. назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. 7 июня 1975 г. назначен председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В том же году (декабрь) избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ.

14 марта 1976 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии.

26 декабря 1984 г. назначен архиепископом Смоленским и Вяземским. Определением Св. Синода от 10-11 апреля 1989 г. изменен титул. Епархиальным архиереем впредь именоваться: «Смоленский и Калининградский».

Определением Св. Синода от 14 ноября 1989 г. назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Св. Синода по должности.

25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита.

Награжден орденами св. равноап. кн. Владимира II степени, прп. Сергия Радонежского I и II степени, св. блгв. кн. Даниила Московского I степени, свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, II степени, святителя Алексия Московского II степени, орденами многих Поместных Православных Церквей, государственными орденами Дружбы народов, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы».

6 декабря 2008 года на экстренном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Кирил тайным голосованием избран Местоблюстителем Патриаршего Престола.

Пятнадцать первых патриархов

ИОВ (1589-1605 гг.)

Родился во 2-й четверти XVI века в городе Старица, Тверского края. Обучался в Успенском монастыре в Старице и около 1553 постригся в монахи. Пятнадцать лет провел он в обители, став в конце концов ее настоятелем. В 1571 И. был переведен в Москву и назначен настоятелем Симонова монастыря. В 1575 И. стал настоятелем Новоспасского монастыря. Участвовал в деятельности Собора 1580 в Москве, где решался вопрос о монастырских вотчинах. В 1581 году Иов был поставлен епископом Коломенским. В 1587 Собор епископов возводит его на кафедру митрополитов Московских и всея Руси, а 26 января 1589 Иов избирается первым патриархом Московским и всея Руси.

Иов не дал согласия Годунову на открытие в Москве университета с чужеземными преподавателями, т.к. считал, что влияние иностранцев и иноверцев может принести "разность в мыслях", опасную для церкви, и, в свою очередь, предлагал недостаток в просвещении восполнить распространением "святоотеческого учения и церковного предания". Под руководством И. проходили исправление и подготовка к печати богослужебных книг. Содействовал И. прославлению некоторых рус. святых: с 1588 определил праздновать память Василия Блаженного, установил церковный праздник в честь Иосифа Волоцкого и др. И. способствовал строительству новых храмов и монастырей и миссионерской христианской деятельности в новоприобретенных Астраханском ханстве и Сибири.

После смерти Бориса Годунова в 1605 году Иов отказался признать Лжедмитрия I сыном Ивана Грозного и требовал от москвичей верности Фёдору Борисовичу, Лжедмитрий и его сторонники, «которые государю изменили, а тому вору и богоотступнику последуют и именуют его князем Дмитрием» были преданы патриархом анафеме. Так как секретарём Иова некоторое время был Григорий Отрепьев, то исследователи, отождествляющие этого персонажа с Лжедмитрием I, объясняют стремление последнего поскорее удалить Иова из Москвы нежеланием разоблачения. Сам патриарх Иов в своих грамотах называл Лжедмитрия «расстрига, ведомый вор, в мире звали его Юшком Богданов сын Отрепьев, жил у Романовых во дворе и заворовался. ...да и у меня, Иова Патриарха, во дворе для книжного письма побыл во дьяконах же. А после того сбежал с Москвы в Литву».

Иов был смещён с кафедры и заточён в монастырь в родной Старице ещё до прибытия самозванца в столицу, который направил указание «взять его там в приставы» и содержать «во озлоблении скорбнем». После убийства Фёдора Годунова Иова арестовали за богослужением в Успенском соборе Кремля, сорвали с него патриаршье облачение и как простого монаха отправили в изгнание.

В Старице Иов прожил ещё два года, и умер в 1607 году. Перед смертью реабилитированный при Василии Шуйском посетил Москву, но по здоровью (совершенно ослеп) отказался от возвращения на патриарший престол и вернулся в Старицу где скончался 19 июня и был похоронен в Старицком Успенском монастыре. В 1652 году останки Иова перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

Память свт. Иову отмечается 19 июня/2 июля и 5/18 апреля (перенесение мощей в 1652).

Игнатий (1605-1606)

Грек по происхождению. Прибыл в составе церковного посольства от константинопольского патриарха в 1595 году. Участвовал в коронации Бориса Годунова. В начале XVII века был поставлен рязанским архиепископом. После смерти Бориса Годунова перешел на сторону Лжедмитрия I. Еще до вступления самозванца в Москву приводил к присяге в Туле его сторонников. 30 июня 1605 года по приказу нового царя был возведен на патриарший престол вместо изгнанного Иова. 21 июля 1605 года венчал Лжедмитрия на царство. В марте 1606 года назначил Ростовским архиепископом Филарета Романова. Активный противник католицизма. После свержения и убийства Лжедмитрия по приказу Василия Шуйского был изложен и заключен в Чудов монастырь. В 1610 году поддержал Лжедмитрия II. В 1611 году был освобожден из монастыря польскими властями Москвы и выехал в Польшу, где отказался от православия. Умер в одном из униатских монастырей. Имя Игнатия исключено из официальных списков московских первосвященников как "лжепатриарха".

Гермоген (1606-1612)

Точных данных о его происхождении не обнаружено. Есть сведения, что в мирской жизни он служил в донских казаках. В 1580-х годах был священником в Казани при гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником.

Принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. В 1595 году участвовал в открытии мощей святителя Гурия и составил его первое краткое житие.

Избран Патриархом при поддержке Василия Шуйского.

Отказался признать русским царём Владислава Сигизмундовича. В 1610 отказался целовать крест польскому королю и велел москвичам, собравшимся в Успенском соборе Московского Кремля, "королю крест не целовать". В конце 1610 Г. стал рассылать грамоты, призывавшие к защите православия и рус. земли, к организации в разных городах ополчения для освобождения Москвы. Узнавшие об этом поляки потребовали, чтобы Г. приказал ополченцам вернуться назад, но он отказался и был посажен в Чудов монастырь. В августе 1611 он тайно отправил грамоту в Нижний Новгород, способствуя победе ополчения К. М. Минина и Д.М. Пожарского.

Умер от голода в заточении. Канонизирован в 1913 году как священномученик. Память ему празднуется 12/25 мая и 17 февраля/2 марта.

Филарет (1619-1633)

Сын московского боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева и боярыни Евдокии Александровны, урожденной княжны Горбатой, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны и отец первого русского царя из династии Романовых - Михаила Федоровича. В 1587 получил боярский чин. Участвовал в избрании Бориса Годунова русским царем.

Около 1600 попал в опалу и был сослан в Сийский Антониев Троицкий монастырь, расположенный в Архангельской земле, где был пострижен в монахи.

В царствование Лжедмитрия I Филарет был возвращен в Москву и возведен в сан Ростовского митрополита. Несмотря на это, он участвовал в заговоре и свержении самозванца. В 1608 в Ростове Филарет был взят в плен одним из отрядов Лжедмитрия II, отведен в ставку самозванца и провозглашен Московским патриархом.

После низвержения Шуйского он был избран членом посольства к Сигизмунду под Смоленск по поводу избрания королевича Владислава на Московский престол и возглавил посольство вместе с кн. В. В. Голицыным. Сначала посольство было принято, но потом поляки стали требовать от послов приказа смоленскому гарнизону сдать город. После отказа посольство было отправлено в Вильну и всякие переговоры с ним были прекращены. Когда начало формироваться ополчение, послов сначала заключили под стражу, потом отправили в Польшу. Филарет проживал в доме канцлера Льва Сапеги. Попытка в 1613 после избрания Михаила на царство добиться возвращения Филарета в обмен на пленных поляков не удалась. Деулинское перемирие русских с поляками и переговоры на р. Поляновке привели к обмену пленными.

Филарет возвратился в Москву 14 июня 1619, а 24 июня был посвящен в Московские Патриархи бывшим тогда проездом в России Иерусалимским Патриархом Феофаном.

Проявляя заботу о печатании богослужебных книг, Филарет способствовал изданию целого ряда их: двенадцать месячных Миней, Служебник, Часослов, Апостол, Евангелие, Минея общая и др. При нем же продолжалось, хотя медленно и нерешительно, исправление богослужебных книг. В 1627 в Москве был напечатан после значительных изменений катехизис Лаврентия Зизания. Под конец патриаршества Филарета в Москве была открыта протосинкелом Александрийского Патриарха Иосифом греческая школа, просуществовавшая, впрочем, недолго. В Сибири в 1620 была учреждена Тобольская кафедра, во главе которой был поставлен первый Сибирский епископ Киприан.

По примеру царских при Филарете были организованы т. н. патриаршие приказы, из них Дворцовый патриарший приказ заведовал высшим управлением и судом над вотчинами и крестьянами, приказными и дворовыми Патриаршего дворца, Казенный дворцовый приказ - патриаршей казной, Судный - судом над духовенством и мирянами патриаршей епархии; в Патриаршем разряде, или Разрядном приказе, разбирались преимущественно дела административные, и т. п. Филарет фактически правил вместе со своим сыном - ему писались, как и царю Михаилу, челобитные, бояре делали доклады, обоими одинаково принимались иностранные послы, многие указы и грамоты издавались от имени не только царя, но и Патриарха. Перед кончиной Филарет указал преемника себе в лице Псковского архиеп. Иоасафа.

Иоасаф I (1634-1640)

Происхождением из мелких служилых людей. Постригся в монахи в Соловецком монастыре. С 1621 года - игумен Псковско-Печерского монастыря. С 1627 года архиепископ Псковский и Великолукский. Основал Богородицкий монастырь в 1634 году. После избрания патриархом, в отличие от своего предшественника, большей частью занимавшийся светскими делами, Иоасаф I уделял первостепенное внимание делам церковным. Иоасаф I стал именоваться иным титулом, более скромным "Великий Господин", а не "Великий Государь", как Патриарх Филарет.

В 1636 им издана обширная «память» поповским старостам о прекращении разных «нестроений», допускавшихся при богослужении и в жизни духовенства. Для прекращения споров о местах между иерархами Иоасаф издал «Лествицу властям», в которой указывается, в каком порядке епископы, а за ними и архимандриты, должны занимать места при богослужении и на соборах. При Иоасафе энергически продолжалось исправление и издание богослужебных книг, которых им было напечатано 23 названия.

Вообще за недолгое время правления Патриарха Иоасафа I было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних, закрывшихся до него.

Патриарх Иоасаф I управлял Русской Церковью около семи лет, оставив о себе память доброго и кроткого пастыря. Он скончался 28 ноября 1640 года и был погребен в Московском Успенском соборе.

Иосиф (1642-1652)

О его жизни до патриаршества практически ничего не известно; есть данные, что он был родом из Владимира. Через год после кончины Патриарха Иоасафа I на Патриарший престол был избран по жребию из шести кандидатов архимандрит Симонова монастыря Иосиф. 27 марта 1642 года состоялась его интронизация. Строгое исполнение церковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа.

Интересно отметить, что Патриарх Иосиф вскоре после избрания вступил в прения о вере с лютеранами. Его оппонентом был пастор Фильгобер, в 1643 году приехавший в Москву вместе с датским принцем Вольдемаром. По существу это был своего рода экуменический диалог, который Патриарх Иосиф вел с позиций ревнителя Православия.

При Патриархе Иосифе, так же как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги. Кроме нескольких изданий богослужебных книг впервые были изданы Жития русских святых (преподобных Сергия и Никона Радонежских, преподобного Саввы Сторожевского), творения святых отцов и учителей Церкви, "Слова преподобного Ефрема Сирина", "Лествица" преподобного Иоанна, "Поучения" Аввы Дорофея, "Толкования на Четвероевангелие" блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Издавались также книги апологетические и полемические - против латинян и протестантов ("Кириллова книга", "Книга о вере" и др.). Были напечатаны "Грамматика Славянская" Мелетия Смотрицкого, "Кормчая" - сборник церковных законов и правил. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.

В годы патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон. Были обретены святые мощи преподобного Кирилла Новоезерского (1649), преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652), святого благоверного князя Даниила Московского (1652), совершено прославление благоверного великого князя Георгия Всеволодовича (1645), и на пожертвования Патриарха Иосифа для мощей святого князя Георгия Всеволодовича была устроена серебряная рака во владимирском Успенском соборе. В 1647 году в местечке Дальние Кузнецы, в 15 верстах от Царево-Кокшайска, была явлена чудотворная икона Божией Матери с женами-мироносицами и на месте ее явления воздвигнут храм. 5 апреля 1652 года в Москву были перенесены мощи Патриарха Иова.

Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре - так называемое "Ртищевское братство" (по имени боярина Феодора Ртищева, пригласившего ученых монахов из Киева).

На земском Соборе 1651 года, созванном по вопросу о воссоединении Украины с Россией, Патриарх Иосиф проявил себя подлинным патриотом и решительно высказался о необходимости скорейшего воссоединения.

Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 года. Погребен в Успенском соборе, рядом с гробницей первого Патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.

Никон (1652 -1667)

Родился в 1605 году в селе Вельдеманово около Нижнего Новгорода в крестьянской семье. Не вынеся жестокого обращения мачехи, ушел в монастырь, откуда вернулся по настоянию отца в возрасте 17 лет. Вскоре стал самостоятельным хозяином, женился и, будучи грамотен, занял место священника. Истово исполнявший обязанности пастыря, Никон получил известность и был приглашен в Москву. Смерть в один год трех детей Никон была воспринята им как указание свыше. В Анзерском скиту, недалеко от Соловецкого монастыря, он принял монашество под именем Никона.

В 1643 стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 приехавший в Москву, Никон понравился Алексею Михайловичу и был им поставлен архимандритом Новоспасского монастыря. В 1648 был возведен в сан митрополита и направлен в Новгород, где, наряду с духовными обязанностями, Никон, по поручению Алексея Михайловича, наблюдал и за мирским управлением. Во время Новгородского восстания в 1650 Никон проклял руководителей мятежа и укрыл воеводу. В 1652 по царской воле был избран шестым патриархом Московским и всея Руси.

Никон в 1653 начал проведение церковной реформы с исправления богослужебных книг и введения единства церковных обрядов по греческим образцам. Не поддержанный частью духовенства, противившегося нововведениям и усилению власти патриарха, Никон, жестоко преследуя своих противников, стал виновником раскола - мощного религиозно-общественного движения XVII в. Любя Никон, своего "собинного друга", Алексей Михайлович предложил ему принять титул "великого государя". В 1656 - 1657, когда Россия вела войну со Швецией, во время отсутствия царя в Москве Никон полновластно вершил все государственные дела. Властный и неуступчивый, Никон противопоставил свою власть царской, заявив, что "священство выше царства", нетолько бесконтрольно распоряжаясь церковными делами, но и претендуя на контроль светской власти.

В 1658 произошел разрыв отношений с царем. Никон отрекся от патриаршей власти, уехал под Москву в основанный им Воскресенский монастырь, надеясь, что государь попросит его о возвращении, но этого не произошло. В 1664 Никон имел "видение" и вернулся в Москву, решив вновь занять патриарший престол, но был отослан приказом Алексея Михайловича. Церковный собор в 1666 обвинил Никон в произнесении хулы на царя, жестокости, вмешательстве в не принадлежащие ему по сану дела и, подтвердив проведенные им реформы, снял с него сан патриарха, сослав в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри.

В 1681 по приказу нового царя Федора Алексеевича получил возможность вернуться в Воскресенский монастырь, но по дороге туда умер в Ярославле. Был похоронен как патриарх.

Иоасаф II (1667 - 1672)

Родом из Тверской земли, почему и получил свое прозвание Новоторжец. В 1654-56 по назначению патр. Никона был архимандритом Владимирского Рождественского монастыря. В 1656-1666 - архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Еще в период войны с Польшей в сентябре 1661 года царь Алексей Михайлович просил архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Иоасафа и иноков его славной обители "с великим молением сотворити пост три дни". Когда московская рать одержала победу, царь в особом послании писал архимандриту Иоасафу, что победа русским была дарована от Бога "вашего ради святого и целомудренного поста... предстательством великого и славного, предивного и скорого помощника Сергия Чудотворца, на самый праздник его святой".

10 февраля 1667 года Патриарх Александрийский Паисий и Патриарх Антиохийский Макарий возвели его в патриарший сан. В мае 1667 под его председательством состоялось заключительное заседание Большого Московского Собора, изрекшего анафему на старообрядцев, которые предавались «градскому суду», то есть государственному уголовному преследованию. Но фактическая роль Иоасафа в соборных деяниях была незначительна.

В своей деятельности Патриарх Иоасаф II стремился реализовать постановления Собора 1667 года, утвердившие церковные реформы Патриарха Никона. Он вел довольно энергичную борьбу с последователями старого обряда, с инерцией устоявшихся привычек, "дондеже уразумятся и возвратятся в правду с покаянием". Кроме того, Собор утвердил к печатанию книгу Симеона Полоцкого "Жезл правления", направленную против упорствующих раскольников.

Патриарх Иоасаф II продолжил начатое Патриархом Никоном исправление и печатание богослужебных книг. Он же разослал по всем епархиям наставление об иконном изображении, в результате чего приостановилось вторжение в русскую иконопись западной манеры письма и был узаконен древнерусский стиль иконописи, по старинным подлинникам.

Патриарх Иоасаф II способствовал развитию миссионерской деятельности Русской Церкви. При нем трудами русских подвижников-миссионеров были просвещены многие народности на северо-восточных окраинах России. Особую заботу Патриарх Иоасаф II проявлял о распространении христианства в Сибири.

Скончался Патриарх Иоасаф II 17 февраля 1672 года и был погребен в Успенском соборе, у западной стены, возле раки святителя Ермогена.

Питирим (1672- 1673)

2 декабря 1655 Патриархом Никоном был поставлен митрополитом Сарским и Подонским. Когда Никон оставил патриарший престол, как митрополит Сарский, стал исполнять его обязанности, но без титула Патриаршего Местоблюстителя; действовал без сношений с Никоном, но по «по государеву цареву указу».

В 1662 был торжественно анафематствован Никоном. Во время суда над Никоном Питирим являлся одним из злейших врагов и грубейших обвинителей патриарха.

В 1664 году, 5 августа, митрополит Питирим был соборно избран "на высочайшую степень великого Нова Града и Великих Лук митрополита".

В 1667 году митрополит Питирим участвовал в выборах нового Патриарха. Он собственноручно подавал царю грамоту с именами трех кандидатов. На патриаршество тогда был избран Иоасаф II.

7 июля 1672 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Новгородский Питирим был возведен на Патриарший престол.

Заступился перед царем за боярыню Федосью Морозову и сестру её княгиню Евдокию Урусову, пребывавших в заточении за «сумасбродную лютость» в защите «старой веры», предлагая царю дать вернуть ей дом и имение; царь счёл предложение неуместным.

О кончине Патриарха Питирима в 1673 году грамота Иоакима, митрополита Новгородского, сообщает: "Апреля в 19 день отец наш великий господин Святейший Питирим, Патриарх Московский и всея Руси, оставя святительский престол, переселился в вечный покой". Погребен был Патриарх Питирим в Успенском соборе Московского Кремля.

Иоаким (1620 - 1690)

Московский дворянин, ведущий род из Великого Новгорода. До н. 50-х XVII в. находился на военной службе. Узнав о смерти жены и детей, в 1652 постригся в монахи в Киевском Межигорском монастыре под именем Иоакима. В сентябре 1657 стал насельником, а вскоре «строителем» Валдайского Иверского монастыря.

В 1661 Никон перевёл его на должность «строителя» в свой Новоиерусалимский монастырь. Вскоре Иоаким стал келарем Новоспасского монастыря. В 1664 поставлен архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу.

В 1672 поставлен в митрополиты новгородские.

26 июля 1674 возведён на престол Московских патриархов. Вскоре по восшествии на первосвятительскую кафедру бросил Алексею Михайловичу прямой вызов: в ноябре 1674 года арестовал и посадил на цепь царского духовника Андрея Савинова; царь был вынужден, ввиду предъявленных неоспоримых свидетельств против протопопа, просить Иоакима не передавать дело духовника на суд Освященного Собора.

В конце апреля 1682 года был во главе совершивших дворцовый переворот, в результате которого царём был объявлен младший брат покойного Феодора Алексеевича - царевич Петр Алексеевич. 25 июня 1682 венчал Петра и его старшего сводного брата Иоанна Алексеевича на царство.

По своим взглядам Иоаким был убежденным «грекофилом», активно отстаивал новые обрядовые и догматические правила, введенные во время церковной реформы. В годы его патриаршества Церковь жестко боролась как со старообрядцами, так и с «латинствующими». В 1682 к смерти были осуждены ведущие деятели старообрядчества, в т. ч. прототоп Аввакум. На 80-е приходится пик массовых самосожжений старообрядцев, в которых погибло ок. 20 000 чел. В 1689 Иоаким добился немедленного изгнания из России иезуитов. В 1690 Церковный собор осудил «латинствующих еретиков». В 1685 усилиями патр. Иоакима и руководителя правительства царевны Софьи В. В. Голицына в состав Московской патриархии вошла Киевская митрополия, с к. XV в. подчинявшаяся Константинопольскому патриархату. Принимал активное участие в политической жизни государства. В 1689 поддержал Петра I в его борьбе с царевной Софьей.

Иоаким был непримирим к иностранцам: отказывался обедать с ними за одним столом, запрещал обращаться к немецким врачам. Перед смертью составил духовное завещание, в котором содержался завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам. После смерти патриарха обсуждался вопрос о его канонизации и было написано Житие (автор неизвестен, предполагается, что ими могли быть или Игнатий Римский-Корсаков, или безымянный инок, иконописец Новоспасского монастыря).

Адриан (1627 - 1700)

Родился 2 октября 1627 в Москве. В 1678 упоминался в качестве архимандрита Чудова монастыря в Кремле. Содействовал строительству монастырских церквей: Митрополита Алексея и Апостола Андрея. Ходатайствовал перед правительством Софьи Алексеевны за стрельцов во время московского восстания (1682). С 1686 митрополит Казанский и Свияжский. Стал доверенным лицом патриарха Иоакима, во многом следовал его взглядам, усугубляя их антикатолическую направленность.

Поддерживая петровские реформы, выступал, однако, против брадобрития, курения, иноземной одежды, вообще ассамблей. Принимал активное участие в богословской полемике, являлся автором «Поучения священникам », служб святым Даниилу Александровичу, Даниилу Переяславскому, посланий, в т. ч. Петру I, по поручению которого собирал материалы для нового Уложения.

Вынужден был согласиться на введение летоисчисления от Рождества Христова. Умер 15 октября 1700 в Перервинском монастыре под Москвой. Первый из российских патриархов, на погребении которого не присутствовал государь. После смерти А. новых выборов патриарха не проводилось, и Стефан Яворский был объявлен лишь местоблюстителем патриаршего престола.

Тихон (1917-1925)

Родился в семье сел. священника. По окончании церковноприходской школы и Псковской семинарии (1883) как один из лучших учеников был послан в С.-Петерб. Духовную академию, к-рую окончил в 1888. В 1891 принял постриг и стал иеромонахом Тихоном. В 1898 епископ Люблинский, викарий Холмской епархии. С декабря 1898 года - епископ Алеутский в США (Сан-Франциско, с 1905-в Нью-Йорке). В 1905 возведён в сан архиепископа, в 1907 назначен архиепископом Ярославским. Был пред. Ярославского отделения "Союза русского народа", в своей деятельности конфликтовал с губернатором, который добился перевода Тихона. С декабря 1914 года архиепископ Литовский.

После Февральской революции 1917 и реорганизации обер-прокурором Врем. пр-ва в.н. Львовым Синода Тихон лишился членства в нём. 19 июня съездом мирян и духовенства Московской епархии избран архиепископом Московским и Коломенским. 13 авг. возведён в сан митрополита.

28 октября 1917 года Поместный Собор восстановил патриаршество в Русской православной Церкви. 31 октября были избраны кандидаты: архиепископ Антоний, архиепископ Арсений, митрополит Тихон 5 ноября иеромонах Алексий (старец Зосимовой Пустыни) выбрал по жребию из трёх записок ту, на которой значилось имя Тихона. 21 ноября он был возведён на патриарший престол в Успенском соборе в Кремле. В своей речи Тихон призвал паству к стоянию за веру и к защите церкви, подчёркивал, что последняя должна быть вне политики и противостоять надвигающимся гонениям на религию "мечом веры", а не оружием.

В мае 1918 Тихон приехал в Петроград (власти выделили ему одно место в почтовом вагоне, а железнодорожники предоставили отд. вагон). С декабря 1918 года Тихон жил под домашним арестом на своём подворье.

Патриарх отказался благословить Красную и Добровольческую армии, ибо у церкви нет места братоубийству, какими бы причинами оно не было вызвано. Провозгласил отказ церкви от политики, уход ей из гражданской войны. Разрешил жертвовать на нужды голодающих ценные церк. предметы.

26 апреля 1922 начался суд. процесс над лицами, к-рые противодействовали изъятию церк. ценностей, Тихон привлекался в качестве гл. свидетеля. Процесс закончился 8 мая, а 9 мая патриарх был снова взят под домашний арест. 12 мая к нему явились 3 священника и заявили: если патриарх не передаст власть одному из находящихся на свободе иерархов и добровольно не удалится на покой, все осуждённые за сопротивление изъятию церковных ценностей будут расстреляны. Патриарх 3 июля временно передал управление церквью митрополиту Агафангелу, но последний не был допущен в Москву.

16 июня 1923 Тихон освобожден из-под ареста, в печати появилось заявление, в к-ром он раскаивался в "антисов. поступках". В послании от 1 июля Тихон писал: "... Сознавая свою провинность перед Сов. властью, выразившуюся в ряде наших пассивных или активных антисов. действиях... т.е. в сопротивлении Декрету об изъятии церк. ценностей в пользу голодающих, анафемствовании Сов. власти, возражении против Брестского мира, мы каемся и скорбим о жертвах, получившихся в ряде этой антисоветской деятельности».

В марте 1924 Президиум ЦИК СССР постановил прекратить уголовное дело Белавина В.И. - патриарха Тихона 9 дек, 1924 неизвестные ворвались в его келью в Донском монастыре, келейник Я.С. Полозов заслонил Тихона и был выстрелом убит, покушавшиеся бежали. 12 января 1925 года скончался в лечебнице Бакуниных на Остоженке. Погребен в Донском монастыре. В своём завещании, признаваемом некоторыми специалистами поддельным, Тихон призвал верующих к сотрудничеству с Сов. властью, назначил себе в преемники митрополитов Кирилла, Агафангела и Петра.

В 1981 году канонизирован РПЦз. После детального изучения жизнедеятельности Патриарха Тихона, он был канонизован 9 октября 1989 Архиерейским Собором РПЦ.

19 февраля 1992 года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона. Мощи обычно открыто покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря.

Память святителя Тихона Церковь празднует 25 марта (по Юлианскому календарю) в день его преставления; а также 26 сентября - день его прославления в лике святых.Алексий II по представлению Календарного отдела Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов ещё один день памяти святителя Тихона - 5 ноября по Юлианскому календарю - дата избрания на Всероссийский Патриарший престол.

Сергий (1943-1944)

Родился в 1867 году в Арзамасе в семье священника. Учился в Нижегородской духовной семинарии. Образование получил в Петербургской духовной академии (1890). В январе 1890 года пострижен в монахи, в апреле рукоположен в иеромонахи. С 1894 года архимандрит и настоятель русской посольской церкви в Афинах (Греция). В 1897-99 -помощник начальника православной миссии в Японии. С июля 1899 года - ректор Петербургской духовной семинарии. С октября - 1899 инспектор, с янв. 1901 ректор Петербургской духовной академии. С февраля 1901 года - епископ Ямбургский, викарий Петербургской епархии, с окт. 1905 епископ Финляндский и Выборгский.

В 1911 С. вошел в состав Синода, а в марте 1912 возглавил Предсоборное совещание, осуществлявшее подготовку Собора, на котором планировалось выбрать патриарха. В 1913-15 пред. Миссионерского совета. С авг. 1917 епископ, с ноября - митрополит Владимирский и Шуйский.

В 1922-23 перешел на сторону мирнообновленцев - подконтрольного большевикам движения в Русской православной церкви (РПЦ). С 1924 года управлял Нижегородской епархией. Дважды подвергался тюремному заключению «за антисоветскую деятельность». В 1926-1927 гг. в результате переговоров с ОГПУ добился разрешения на официальное функционирование органов церковного управления - Временного патриаршего священного синода и епархиальных управлений, возвращения из ссылок части епископов.

В июле 1927 г. митрополит Сергий выступил с «Декларацией», в котором сформулировал позицию лояльного отношения Церкви к советскому строю, призвал духовенство и верующих быть «верными гражданами Советского Союза». В «Декларации» отмечалось: «Утверждение Советской власти многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайности для христианина нет и что в совершающемся у нас, как везде и всегда, действует та же десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели...»

С 27.4.1934 - митрополит Московский и Коломенский, одновременно с янв. 1937 - патриарший местоблюститель. После начала Великой Отечественной войны 22.6.1941 обратился к верующим с призывом встать на защиту родины. В 1941-43 находился в эвакуации в Ульяновске. 4 сентября 1943 г. Сталин, неожиданно пригласив в Кремль митрополитов Сергия, Алексия и Николая, разрешает им собрать Архиерейский собор для избрания патриарха. 8 сентября Собор избирает митрополита Сергия патриархом Московским и всея Руси.

Скончался 15 мая 1944 года. Погребён в подклете Никольского (северного) придела московского Богоявленского собора.

Алексий I (1945-1970)

Родился в Москве, сын камергера Высочайшего Двора. Окончив юридический факультет Московского университета со степенью кандидата прав в 1899, отслужил положенный срок в гренадерском Самогитском полку и в 1900 поступил в Московскую Духовную академию, где 9 февраля 1902 года принял постриг, рукоположен во иеродиакона, а 21 декабря 1903 - во иеромонаха. 16 сент. 1906 назначен ректором Тульской Духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. С дек. 1911 ректор Новгородской Духовной семинарии и настоятель Антониева монастыря в Новгороде. 28 апр. 1913 хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.

В 1918 был арестован, но скоро выпущен на свободу. 1 нояб. 1920 вновь арестован по обвинению в тайном освидетельствовании мощей, почивавших в Новгородском Софийском соборе перед их официальным вскрытием. Приговорен трибуналом к 5 годам лишения свободы, но амнистирован в связи с окончанием гражданской войны. В 1921 назначен епископом Ямбургским, викарием Петроградской епархии. В июне 1922 после ареста митр. Вениамина (Казанского) назначен временно управляющим Петроградской епархией. Под давлением властей, угрожавших расстрелять митр. Вениамина, снял с прот. Введенского и его сторонников запрет и признал Высшее Церковное Управление «Живой церкви». Однако уже 24 июня, осознав допущенную ошибку, отказался возглавить епархиальное управление обновленцев и оставил управление епархией. 21 окт. 1922 арестован и сослан в Казахстан в г. Каркалинск.

В 1926 вернулся в Ленинград, 7 апр. возведен в сан архиепископа, назначен на Тихвинскую, затем Хутынскую кафедру (одновременно управляющий Новгородской епархией). С мая 1927 - постоянный член Временного Патриаршего Св. Синода. 18 мая 1932 возведен в сан митрополита Старорусского. С Кондаков 1932 по 11 авг. 1933 - митрополит Новгородский, с 5 окт. 1933 - митрополит Ленинградский, с 1943 - митрополит Ленинградский и Новгородский. Находился в Ленинграде всю блокаду, награжден медалью «За оборону Ленинграда». Участвовал в исторической встрече иерархов с И. В. Сталиным и в Соборе 8 сент. 1943, который избрал митр. Сергия (Страгородского) Патриархом.

2 февр. 1945 на Поместном Соборе избран Патриархом. В 1946 Алексий I благословил одно из самых неоднозначных событий в истории русского православия: Украинская греко-католическая церковь (так называемая «униатская») на территории СССР была упразднена по решению правительства СССР, а её паства и имущество переданы РПЦ.

1 апреля 1961, в разгар антирелигиозной кампании, во время всенощной в Елохове произошло нападение на Патриарха некого гражданина, который впоследствии был официально признан невменяемым

Награжден четырься орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; с 1949 - доктор богословия.

Скончался 17 апреля 1970 года от «сердечной недостаточности» на 93-м году жизни. Погребён возле могилы митрополита Макария (Невского) в крипте Успенского собора Лавры.

Пимен (1971-1989)

Родился 10 июля 1910 года в Богородске. В 1927 принял монашеский постриг с именем Пимен, в честь преподобного Пимена Великого в пустыни Св. Духа Параклита - скита Троицой-Сергиевой Лавры. В 1930 рукоположен во иеродиакона, в 1931 - в иеромонаха.

2 декабря 1947 года указом епископа Сергия игумен Пимен был назначен секретарём Ростовского епархиального управления; 9 марта 1948 года - ключарём Ростовского кафедрального Рождествобогородичного собора. С 1949 года - наместник Псково-Печерского монастыря. С 1954 наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

17 ноября 1957 хиротонисан в Одессе во епископа Балтского, викария Одесской епархии. С 26 декабря 1957 епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. С июля 1960 по 14 ноября 1961 управляющий делами Московской Патриархии. 23 ноября 1960 возведен в сан архиепископа. С 16 марта 1961 архиепископ Тульский и Белевский. По его докладу Архиерейский Собор 18 июля 1961 внес изменение в "Положение об управлении РПЦ", полностью устранив настоятелей храмов и епископов от хозяйственной деятельности (что фактически противоречит канонам). С 14 ноября 1961 митрополит Ленинградский и Ладожский, с 9 октября 1963 - Крутицкий и Коломенский. С 25 февраля по 22 декабря 1964 - вновь управляющий делами Московской Патриархии.

После кончины Патриарха Алексия I 17 апреля 1970, в соответствии с Положением об управлении Русской Православной Церковью, как старейший по хиротонии постоянный член Синода, вступил в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола (1970-1971) и в таковом качестве председательствовал на Поместном Соборе 1971.

2 июня 1971 единогласно, открытым голосованием, избран Поместным Собором Патриархом Московским.

В 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, Орденом Белой Розы (Финляндия), Национальным орденом Кедра I степени (Ливан) и Орденом Дружбы (ЧССР).

Скончался на 80-м году жизни 3 мая 1990; погребён 6 мая в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I.

Алексий II (1990-2008)

Родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). С пятнадцати лет Алексий был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского. С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церквях Таллина. В 1946 году Алексий Ридигер сдал экзамены в Петербургскую (Ленинградскую) духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет.

В следующем, 1947 году он был зачислен сразу на 3-й курс семинарии, которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Петербургской духовной академии, 15 апреля 1950 года он был рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 года - во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии.

3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг. Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий был возведен в сан архимандрита.

25 февраля 1968 года архиепископ Алексий был возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот.

29 июня 1986 года Владыка Алексий назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.

От Фонда милосердия и здоровья в 1989 году был избран народным депутатом СССР.

7 июня 1990 года избран пятнадцатым Всероссийским Патриархом. За него было подано 166 голосов из 317 возможных. Двумя другими кандидатами на пост Патриарха были митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан, ныне митрополит Киевский и всея Украины).

С января 1991 года активно поддерживал процесс демократических реформ сначала в СССР, затем - в Российской Федерации и выступал против попыток остановить этот процесс. Еще будучи митрополитом Ленинградским, неоднократно осуждал неофашизм и антисемитизм. В январе 1991 года осудил применение силы в Вильнюсе. В июне 1991 года благословил Президента РСФСР Б.Н.Ельцина на церемонии инаугурации.

В 1991 году Патриарх резко осудил путч. Осенью 1993 года, во время политического кризиса в России, Патриарх прервал свой официальный визит в США, срочно вернулся в Москву и стал инициатором мирных переговоров между представителями исполнительной и законодательной ветвей власти. Переговоры, проводившиеся в Свято-Даниловом монастыре, оказались безрезультатными.

В церемонии инаугурации Путина 7 мая 2000 года и 7 мая 2004 года Алексий II участия не принимал, присутствуя лишь в числе приглашённых гостей наряду с представителями других религиозных конфессий; однако, 7 мая 2000 года «по окончании церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в Благовещенском соборе Московского Кремля отслужен молебен о здравии и долголетии нового главы государства. Владимира Путина благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 7 мая 2008 года в Благовещенском соборе Кремля, по завершении церемонии инаугурации нового Президента России, совершил молебен по случаю вступления в должность Президента России Дмитрия Медведева; зачитал последнему приветственный адрес, в котором отметил, что новый Президент России принимает на себя «нелегкое бремя ответственности за настоящее и будущее нашего государства в непростое время его социально-экономических преобразований».

Государственные награды Российской Федерации:

• Орден Святого Андрея Первозванного - за выдающийся вклад в духовное и нравственное возрождение России, сохранение мира и согласия в обществе
• Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени - за выдающийся вклад в укрепление мира и согласия между народами, восстановление исторического и культурного наследия России
• Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за большой вклад в достижение единения и согласия в обществе и многолетнюю миротворческую деятельность

• Орден Дружбы народов - за большой личный вклад в дело духовного возрождения России и активную миротворческую деятельность

Государственные награды СССР:

• Орден Трудового Красного Знамени

• Орден Дружбы Народов

Иностранные государственные награды:

• Орден «Слава» (Азербайджан)
• Орден Креста Маарьямаа I степени (Эстония)
• Орден Трёх звёзд I степени (Латвия)
• Орден Дружбы народов (Белоруссия)
• Орден Франциска Скорины (Белоруссия)
• Орден Почёта (Белоруссия)
• Медаль Франциска Скорины (Белоруссия)
• Орден Республики (Молдавия)
• Национальный орден Кедра (Ливан)
• Орден Великого князя Литовского Гядиминаса I степени (Литва)

• Орден Достык I степени (Казахстан)

Скончался 5 декабря 2008 года от острой сердечной недостаточности. Погребен в Богоявленском Елоховском кафедральном соборе Москвы.

7 декабря 2008 года член синодальной комиссии РПЦ по канонизации протоиерей Георгий Митрофанов заявил: «Синодальная комиссия по канонизации придерживается той точки зрения, что рассматривать материал о возможности канонизации того или иного христианина можно как правило не раньше, чем через 50 лет после его кончины.» Он также отметил, что, среди прочего, для канонизации необходимо тщательно изучить характер жизни и деятельности кандидата.

Рокфеллер.ru

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари