Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Военные деятели

Географы, путешественн...

Деятели искусства

Исторические, государс...

Краеведы

Словарь - Г

Словарь - Д

Словарь - К

Каширин Евгений Никола...

Словарь - Л.

Словарь - М.

Словарь - Ч

Словарь - Я

Купцы, предриниматели,...

Литературные деятели

Музыкальные деятели

Наши современники

Разное

Святые, мученики, деят...

Спортивные деятели

Устроители земли рязан...

Ученые, врачи, деятели...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Фототерапия: в БСМП теперь применяют лечение по «методу Каширина»

14.11.06

Выписка известного фотохудожника, родного нашего краеведа Евгения Николаевича Каширина из больницы скорой медицинской помощи, где он перенес сложную операцию прошла в добрых русских, а вернее просто человеческих традициях. Женя не оставил больницу без подарка. Только вместо пошлых, хоть и не вызывающих изжогу коньяка под шоколадный набор, художник подарил хирургическому отделению самого себя. Вернее – частичку. Но такую, которая по каширинскому мировоззрению гораздо больше, чем он сам по себе. Короче, наш художник и умница создал выставку прямо в отделении, где и лежал. Я всегда считал, что у Евгения Николаевича может быть только один диагноз: гений. До экспозиции среди процедурных кабинетов, ординаторских и палат со сплошной болью до него еще никто не додумывался. У меня даже была мысль – затащить на эту выставку немецких гостей-журналистов, прибывших в Россия «познавать» Россию. Им всего-то стоило перейти дорогу от кинотеатра «Дружба» и окунуться в типичный прибабахнутый русский быт. Где в больнице, похожей на лазареты солдат вермахта, висят работы достойные берлинского биенале. Но, помня о том, что для немца пытка то, что для русского – быт, организаторы из Москвы потащили туристов в Кремль.

«Им было стыдно прийти без подарка», – говорит ученик Евгения карикатурист Титов, автор работы «Евгений Каширин получил по почте немецкие штаны» (фотобумага, серебро, 1995 год). Сам Титов почти месяц провалялся этажом ниже своего учителя после столкновения с автомобилем. И хоть на костылях, но пришел на выставку. Долго разглядывал работу «Зло» о вреде алкоголя.

Сам Титыч тоже когда-то приложил руку к украшению больничных коридоров. Его перу принадлежат фрески в 11-й горбольнице. Подобные работы, выполненные практикантами 3-го малярного техникума и художественного училища уже не один год способствуют релаксации больных. Альтернативы этой примитивной настенной графики не было. До того, как Каширин не попал на больничную койку:

«Я же целую неделю лежал на спине после операции и целую неделю я смотрел на серые стены. Это довольно скучно. Мне стало казаться в не которых трещинках на стене, в подтеках какие-то силуэты родной бабушки. Вдруг мне показался бородатый Илья…, вернее Тарас Бульба с трубкой. Вот лежишь и крыша начинает ехать от такой тоски. Думаю: выздоровлю, непременно устрою выставку. Отблагодарю тем самым врачей, которые там за мной ухаживали. Меня в общем-то спасли такие врачи, хирурги, особенно Илья Александрович Линьков. Он на Троицу, в праздник, когда я в первый раз «залетел», меня привезли на скорой помощи туда, устроил мне экстренную операцию. На свой страх и риск. Обычно там операции планируемые, а это сделали экстренно. И операция прошла благополучно. А вторую операцию мне уже делал доктор наук, профессор Степаненко Сергей Васильевич. Вот им я очень благодарен. Ни и конечно врачам анестезиологам, медсестрам, все они за мной ухаживали. И вот в знак благодарности я решил устроить выставку.

Но у меня такая проблема была – что повесить. Не ожидал, что будет такая проблема в тематическом показе. Я вначале хотел повесить что-то такое оптимистичное, что-то такое веселое, радостное… Красивые женские лица, улыбки… Но потом я подумал, что, пожалуй они будут раздражать. Когда человек лежит в страданиях, а тут на него кто-то смотрит и улыбается, будет раздражать.

И думаю, давай-ка я сделаю выставку с храмами. У меня много таких фотографий, пейзажей с храмами. Но, думаю – это будет намек. Тем более при мне двое в палате умерли. Двое мужиков, моложе меня, причем. Поэтому я решил повесить фотографии такие нейтральные. Пейзажи, восходы-закаты, это кошки-собаки, это… что-то еще я там хотел повесить. И дети. Вот такую выставку я подобрал, приобрел рамы на рамочном заводе. Попросил местных электриков высверлить отверстия в стенах, и мы с ребятами из художественного училища и с городской станции юных техников закантовали эти фотографии в рамы и устроили выставку.

А тематика не будет меняться?

Да, будет. Мы просто устроили композицию из рам. А работы в них мы будем вставлять самые разные. Вот у нас сейчас наш Союз фотохудожников переходит к городскому стандарту. То есть рамы и паспарту одинаковые и фотографии очень легко менять. Вставил лист с фотографией и готово. Мы такие выставки делали уже во многих организациях. Сейчас, например. Любопытная получилась выставка в торговых рядах на площади Ленина. Их же отреставрировали, там магазины, банки, в общем – шик-блеск! Шик, блеск и красота с элементами современного капитализма. А мы в этой длиннющей галерее, 80 метров на втором этаже, устроили выставку «Эпоха социализма». Для контраста: с одной стороны у нас капитализм, а с другой – социализм. И хозяева, фирма «Приоритет» пошла нам на встречу. Во-первых, за аренду ничего не берет, во-вторых, закупила рамочки. И там висят работы таких ведущих фотокорреспондентов прошлого, как Юра Черников, Юра Жуков, Стас Пастушенко – покойные все уже. Поэтому эта выставка получилась, как памятник. Там: секретари обкомов… Ведь молодежь сейчас, новое поколение, не знает кто такой был «партийный князь», например, Хитрун Леонид Палыч, по-моему. Или Николай Семеныч Приезжев, какая одиозная фигура! Или Смольский. Не знают – кто такие были Герои соцтруда. Уж конечно не знают, как проходили субботники, воскресники, то есть бесплатно работали. Как проходили конкурсы юных пахарей. Как проходил праздник первого снопа, праздник урожая. Все это ушло в небытие… Но это – было!

Это все хорошо! Но исходя из чего родилась подборка выставки «Родное» в родном отделении?

Собственно дух ее – в чем?

Дух первой экспозиции – в интуиции. В эмоциях, которые помогли бы как-то отвлечься больным от их болезни, от их проблем. В положительных эмоциях. Там после операции приходится расхаживаться. Врачи просят: ходите, ходите по коридорам! А коридор – пустой! А теперь не просто ходят, а смотрят на фотографии. Потом, в больнице очень много бывает гостей, родственников, которые приходят к больным. И, оказывается, что больница – это очень перспективный выставочный зал. Как ни странно, но там больше всего бывает зрителей. Больные постоянно меняются и их родственники меняются. В музеях порой бывает – такие висят шедевры, а в течение дня там бывает не больше двадцати-тридцати человек. Зрителей меньше даже чем в Штатах, в самом низу. А тут – волей-неволей приходится смотреть на эти фотографии. Многим приходилось, многим приходилось… Поэтому мы будем этим местом дорожить, экспозиционным. И я думаю, мы там будем постоянно устраивать выставки.

В том числе и других авторов?

И других тоже. Я хочу повесить там своих учеников. У них есть очень красивые фотографии. О Рязанском Кремле есть набор цветных фотографий, где он в разное время года. Планируется устроить выставку аргентум-графики, это необыкновенное рисование серебром на фотобумаге. Да и залов помимо больницы много. Главная проблема: как возить рамки. Нужно нанимать транспорт. Стекла таскать опасно, тем более детям. Поэтому мы просим те или иные организации, которые заинтересованы в наших выставках, приобретать рамки размером 50Х70 сантиметров. Это и есть городской стандарт, которые помогает украсить Россия художественной фотографией. В общем, планов у нас много. Главное, чтобы хватило здоровья.

Кстати, извини за вопрос, но он всех сейчас беспокоит. Как здоровье Евгения Каширина?

Да, слава Богу, слава Богу… Меня подняли на ноги. А ведь я не мог даже фотоаппарат в руках держать после операции, так руки тряслись. А сейчас я уже делаю репортажи с выставок. С выставки Зураба Церетели делал. Делал репортаж с очень интересной выставки в детской картинной галерее «Красное колесо», посвященной расстрелянным рязанцам. Как она красиво оформлена! Так что я себя чувствую нормально, хотя врачи просят, что бы я периодически через каждые две недели ложился под капельницу. И вот последнюю неделю я «прокапывался» специальным лекарством, чтобы все время быть в форме.»

В форме Каширин был даже на больничной койке. Предлагали лечь в «блатную» палату повышенного комфорта – отказался. «Я с мужиками подружился у себя в 12-й» – говорит Евнгений. На афише выставки так и написано: «… заслуженного художника РФ, бывшего больного из 12-й палаты». Туда к нему приходили гости, собрав вместе которых можно было смело устроить культурный вечер в прямо в отделении. А по утрам главврач Михаил Титов приносил газеты. Он же разрешил Каширину работать в столовой с негативами. Эти старые пленки Жене сейчас несут чемоданами. Да, именно чемоданами: старые кадры, выцветшей, ушедшей истории города, чьих-то семей, понять ценность которых кроме владельцев может только Евгений Николаевич. С ними он сейчас и возится. А еще – с детьми в тесной комнатушке худучилища. И будьте уверены: в Рязани полно молодежи, причем – девушек, для которых красный свет фотолаборатории привлекательнее, чем неон танцпола.

Но я подумал о другом и тут же предложил Каширину: почему бы не устроить подобное и в других больницах. А то нет у нас фотохудожников, чьи работы нашли место либо в презентационных альбомах (для будущих клиентов), либо на антресолях (для тараканов). Ну откроет кто-то выставку, соберутся коллеги похлопают по плечу или пофыркают, выпьют водки и разойдутся. Для кого все это?
Говорят выставку устроить дорого: аренда, реклама, фуршет… Еще раз спрашивается: для кого?

«Находясь в БСМП я был поражен контрастом: с одной стороны – необыкновенное мастерство врачей-хирургов, которые просто делают чудеса. Такие сложные операции, что просто кажется, что человек обречен, удаляют целиком желудок, мочевой пузырь, из кишок делают вот эти органы заново, людей из небытия поднимают. А с другой стороны – дикая бедность. Вот эти старые койки, туалеты… Нет горячей воды, негде помыться, нет мыла, нет, тем более, полотенец. Постельные принадлежности истрепанные. Поэтому больница не потянет выставку сама. Хотя бы из-за того, что нужно закупать эти рамочки. А они дорогие. Я их купил на деньги, которые мне собрали товарищи, друзья. Я их благодарю и областную администрацию, которая помогла мне материально. Люди собирали деньги! Меня это очень поразило. И общество «Олимп», и Мазаев Владимир Александрович и другие. Вот на их деньги я и устроил выставку» – объясняет Каширин. «Не только фотографии, но и картины должны украшать длинные тусклые коридоры больниц, школ, институтов».

Евгений считает, что его коллеги убоятся трудностей. Или того, что в таких местах, а не в охраняемых музейных залах, их работы могут испортить или украсть. Но риск, говорит, Каширин, благородное дело. Тем более – в таком случае. Ну что господа, рискнете?

В следующих номерах мы расскажем как обстоят дела с фотостудией Евгения Каширина, «выдвореной» из городской станции юных техников и о том, кто реально помогает Мастеру.

Володька Дрынкин

Поколение-Р

фототерапия: в бсмп теперь применяют лечение по «методу каширина»
 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари