Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

Новости исторических и...

Публикации

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



История

Последняя активность в разделе
 Разрушенное прошлое Рязани

Разрушение конфессиональных памятников в нашем городе протекало поэтапно. Первоначально, после 1917 года, ликвидировались купола, кресты, верхние ярусы колоколен. Помещения перепрофилировались под склады, мастерские, клубы, гаражи, тюрьмы. Если спустя какое-то время исторический объект уже чем-то не устраивал городские власти, на его месте строилось более современное здание. Иногда поступали коллективные письменные просьбы от наиболее ярых сторонников атеизма о стопроцентной ликвидации пережитков духовного прошлого. В 1950-х страна взяла курс на полное уничтожение православной веры, именно тогда окончательный демонтаж храмов вошел в свою пиковую фазу.

 
 Рязанское княжество, Рязанская губерния, Рязанская область

Как свидетельствует Никоновская летопись (XII-XIII вв.) и более поздние источники, первоначально к рязанским городам помимо Старой Рязани, Переяславля-Рязанского (современной Рязани), Пронска, Ряжска, Михайлова, Касимова (Городец Мещерский), Зарайска, сохранившихся за Россияю вплоть до XX века, относились и Кашира, и Коломна, и Тула, и Данков; в эпоху усиления Рязанского княжества в XIV веке ему подчинялись и Елец, и Мценск, и Козельск, традиционно союзные отношения были с Муромом. Многие из этих городов потом (в XIV-XV веках), были отобраны Московскими князьями... Собственно, это и было одной из причин столкновений Рязанского и Московского княжеств в то время.

 
 Рязанские помещики и их крепостные

А. Повалишин.

РЯЗАНСКИЕ ПОМЕЩИКИ
и
ИХ КРЕПОСТНЫЕ

_____

РЯЗАНЬ
1903

 
 Рязанские недостопамятности
«Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом» - так называется один из самых известных компилятивных сборников летописных сведений о Рязанской истории.

Как следует из предисловия к его изданию, осуществленному Рязанской Губернской Ученой Архивной Комиссией (с примечаниями и вступительным словом священника Иоанна Добролюбова), сборник этот состоит «из отысканных в Рязанской Духовной Консистории разных тетрадей и бумаг и собранных в виде летописи в 1792 и 93 годах… а 1816 года вновь пересмотренные, исправленные и дополненные, составленный о. архимандритом Иеронимом…

Составитель этого сборника, излагая события отечественной истории в хронологическом порядке, начиная с 993 и кончая 1735 годом, собрал множество документов, имеющих для изучения России значение первостепенной важности…». Составитель сборника отец Иероним в миру звался Иван Стефанович Алякринский, закончил Рязанскую семинарию и духовную академию (судя по всему, московскую), был затем сам ректором Рязанской семинарии, а дни свои кончил архимандритом Спасского монастыря (в Рязанском кремле) в 1828 году. Будучи уже архимандритом, он и затеял исторические изыскания, работая, помимо рязанского летописного свода, над «Историей Рязанской иерархии», оставшейся неизданною. Как видим, этот иерей большое значение придавал знанию местной истории, ставя во главу угла ДОСТОВЕРНОСТЬ исторических сведений, почему краткое название его труда и звучит как «Рязанские достопамятности».

Увы, дальнейшее изучение Рязанской истории, особенно на широком, массовом уровне, гораздо чаще опирается на НЕДОСТОПАМЯТНОСТИ. На недостаток памяти.

 
 Старая Россия

Среди крупнейших древнерусских городов XII-XIII вв. Россия предстает перед нами как один из самых величественных и богатых центров земель-княжений, как город-страж у юго-восточных, граничащих с половецкой степью окраин Руси и одновременно как средоточие интенсивной созидательной деятельности - экономической, политической, культурной. В числе других центров такого же масштаба Россия может служить эталоном высших достижений древнерусской цивилизации: это многоликий сложный мир, сконцентрированный на небольшом пространстве. Подобно живому существу, каждый средневековый город в зависимости от множества факторов обладал индивидуальным обликом, над каждым витал свой «гений места».

 
 История Рязани (Переяславля-Рязанского)

Город Россия (ранее Переяславль-Рязанский) - административный, промышленный и культурный центр Рязанской области. Расположен на северо-западе ее. Площадь 175,6 км, население 515 тыс. человек. Находится в 198 км от Москвы.

История Рязани (Переяславля Рязанского) ведет свое начало с 1095 года, первоначально город именовался Переяславлем. Его рождение относится к периоду становления феодального общества. Он вырос в центре древнего земледельческого района на р. Оке. Земли вокруг были плодородны, луга обильны, леса полны зверем, а воды - рыбой. Город стоял в окружении древнейших поселений. Территориально близки к Переяславлю-Рязанскому Льговское и Глебовское городища, летописная Казарь, Вышгород. Известны стоянки человека в Дубровичах, Алеканове, Шумаши. На территориях названных древних поселений археологи обнаружили многочисленные предметы земледелия, охоты, рыболовства, ткачества, железоделательного и бронзового ремесел. Ока на протяжении многих веков была главнейшим путем древности, соединявшим Восток и Европу. Она связывала Переяславль с другими землями Руси, а также с Византией и азиатским Востоком. В некоторых источниках есть прямые свидетельства о существовании перехода с Оки на Дон в районе Переяславля-Рязанского. Возможно, этому обстоятельству и обязан своим рождением древний Переяславль.

 
 Золотой век российской халтуры

Каждую весну в крупные города и столицы Российской империи из деревень съезжались артели строителей — плотники и каменщики, маляры и столяры. С советских времен принято считать, что тогда, в старину, все строили на совесть. И ссылаются при этом на незыблемо стоящие дома, давно отметившие вековой юбилей. Однако эти сооружения скорее исключения из общего правила. Правилом же были патологическая жадность застройщиков, пытавшихся заполучить хоромы за гроши, вороватость подрядчиков, низкое качество материалов и работ. Поэтому большинство домов конца XIX—начала XX века после недолгой эксплуатации сносили из-за катастрофического обветшания. А часть строившихся тогда домов рухнула еще до сдачи в эксплуатацию.

 
 Естественно-исторические очерки Рязанской губернии
ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
ОЧЕРКИ
РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ.
А. РОЖДЕСТВЕНСКОГО.


ВЫПУСК 1.
______
Россия.
1886

 
 Рязанская земля и ее замечательные люди
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Эти возвышенные и проникновенные строки – воистину крик души великого русского поэта, беззаветно любившего свою родину – Рязанскую землю.

Как известно, он много ездил по свету и повидал немало чудных пейзажей и живописных мест. Они, однако, не смогли затмить волшебное очарование и притягательность родной земли:

Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
 
 Князь Олег Рязанский

Среди современных Димитрию Донскому русских князей замечательной судьбой выделяется Олег Рязанский. «Бодрый, способностей выдающихся, он постоянно враждовал с великим князем, и когда Димитрий пошел на Мамая, Олег Рязанский ссылался с союзником Мамая, королем польским, и не пристал к Димитрию. Незадолго до смерти Димитрия преподобный Сергий Радонежский ходил в Россия, чтобы примирить Димитрия с коварным и мятежным Олегом. И тут умягчилось бурное сердце: он заключил с Димитрием искренний союз. Вероятно, воздействию ... дивного старца нужно приписать перелом, происшедший в жизни Олега. Пред концом ее, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Там он жил, нося власяницу, а под ней ту стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею закончила жизнь и его супруга княгиня Евфросинья. Их общая гробница в соборе обители. Многие жители Рязани и соседних уездов бывают тут на поклонении иноку-князю и служат по нем панихиду, испрашивая себе его молитв, причем обыкновенно надевают на себя его кольчугу».

святой благоверный князь олег рязанский памятник олегу рязанскому на соборной площади
 
 Восстановление монетного дела на Руси

По уговору и деньга

В XII веке Русь, по нашим меркам, постигла катастрофа. Некогда мощное государство, наводившее ужас на одних и вызывающее уважение у других, собранное из разрозненных славянских земель в единый конгломерат первыми русскими правителями, после смерти Ярослава Мудрого (978–1054) начинает распадаться на уделы. И сколько не увещевал Владимир Мономах (1053–1125) своих наследников — де, в мире живите, те крест целовали, а отца ослушались. Пошел по Руси разлад, а соседи алчные тут как тут… Напасть междоусобиц очень интересно отразилась на истории металлических денег. К концу XII столетия русские монеты исчезают из обращения.

 
 Монеты княжества рязанского

Русские монеты XIV–XV веков, как в зеркале, отражают политическую историю того времени. Денежная чеканка демонстрировала и вольнолюбивые устремления, и верноподданнические отношения. Монеты этой эпохи можно уподобить своеобразному политическому плакату.

 
 Вокруг иголки

В России собственное игольное дело было учреждено по указу Петра I в 1717 году в Рязанском уезде, в двух селах – Столпцы и Коленцы. Судьба игольных фабрик в Столпцах и Коленцах оказалась настолько драматичной, что историческая канва этой драмы, начавшись почти три столетия назад, протянулась до наших дней.

коленцы. благовещенская церковь. столпцы. преображенская церковь.
 
 Русские княжества в XIV – XV столетиях
    К оценке москвоцентрической концепции отечественной истории

Постановка вопроса

Классические обзоры русской истории и учебные пособия, как правило, весьма красочно и образно описывают период XIV—XV столетий. И у Н.М.Карамзина, и у А.Ишимовой, и у многих других исторических писателей в центре повествования оказываются мощные фигуры Ивана Калиты, митрополита Алексия, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и иных деятелей этого периода. Все эти деятели рассматриваются как созидатели могущественного Московского княжества и единой русской государственности. Среди них — победители Орды и строители новой властной иерархии, в которой место верховного владыки занимает великий князь московский.
Современная концепция этого периода остается москвоцентрической. Для такого взгляда есть все основания: ведь именно Москва с первой половины XIV в. становится наиболее сильным и авторитетным русским княжеством.
При Дмитрии Донском Московское княжество поднимает знамя борьбы против Орды и добивается вроде бы ощутимых успехов.
При Иване III во второй половине XV в. вокруг Москвы постепенно собираются русские земли. Московский князь разрывает цепи политической зависимости от Орды, ликвидирует свободу Новгорода, Ярославского, Ростовского, Тверского княжеств, подчиняет себе отдаленные земли на Севере Руси, ведет успешную борьбу с Литвой за западные территории древних Смоленского и Полоцкого княжеств, устанавливает свою власть на Юге, на территории бывшего Черниговского княжества.
При Василии III после подчинения Пскова и Рязани крупные самостоятельные политические образования в Северо-Восточной Руси прекращают свое существование.

Всё это так. Но не очень понятно, почему не только в популярных изданиях, но и в научных исследованиях вопрос о предопределенности московского лидерства и о его безусловно положительном значении почти не подвергался сомнению.

 
 Очерк доисторического прошлого России

А.И. Черепнин

ОЧЕРКЪ

Доисторического прошлого

России.

_______

(Оттиск из Описания празднования 800-летнего юбилея г. Рязани)

РЯЗАНЬ.
Типография Губернского Правления.

1896.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари