Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

Выставки

Новости

Организации и учрежден...

Публикации

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Рязанских художников выселяют из мастерских

Художник чаще всего беспомощен в бытовых вопросах. А уж в юридических – тем более. Творческая натура впадает в панику, сталкиваясь с официальными бумагами. Да еще написанными нашими рязанскими чиновниками. Вот скажите, что должна обозначать хотя бы такая фраза:

«В соответствии с п. 2 ст. 288 ГК РФ и п. 1, 2 ст. 17 ЖК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан. Допускается использование жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в них на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должны отвечать жилые помещения. Таким образом, жилые помещения должны использоваться для проживания. В силу этого договоры аренды считаются недействительными сделками, противоречащими действующему законодательству. На основании изложенного, УМИ (управление муниципального имущества) обязывает вас в срок до 10.10.2008 освободить вышеуказанные помещения».

– Ты мне можешь объяснить, что означает это глубокомысленное рассуждение, – со слезами на глазах допытывался у меня знакомый рязанский художник. – Я не понимаю логику…

– Да все просто… В переводе с чиновничьего на человеческий сие значит: если ты зарегистрирован на данной жилплощади, то можешь на ней хоть валенки тачать, хоть «Войну и мир» писать, а нет, так выметайся вместе со своими картинами с данного метража.

– Но это ведь моя мастерская, я здесь работаю!

Внесем ясность. Бумагу, подписанную и.о. начальника управления муниципального имущества Н.А. Задорожной с вышеуказанными метафизическими рассуждениями и вполне конкретным требованием «освободить помещения» получил председатель правления Рязанской областной организации ВТОО «Союз художников России» Алексей Анисимов. И соответственно, довел ее до сведения художников, занимающих мастерские в жилых домах по разным рязанским адресам. «Черную метку» получили рязанские мастера, работы которых не раз и не два представляли Россия на самых престижных международных и российских выставках. Всего 11 адресов в разных районах областного центра. Именно они в своих мастерских, оказавшихся в одночасье предметом незаконной сделки, непосредственно создают духовное богатство нашего края.

– Все это непонимание сложилось из-за того, что в свое время Союз художников не перевел мастерские из жилого фонда в нежилой, – объясняет в беседе с председателем СХ нынешний начальник отдела договорных отношений УМИ Любовь Демченкова. – Если бы это было сделано, все бы решилось довольно просто. Да и сегодня мы готовы оперативно рассмотреть обращение Союза художников и решить проблему. Так что, на мой взгляд, повода для беспокойства нет. Никто рязанских художников на улицу не выгоняет.

Ох, как бы хотелось еще раз посетовать на неприспособленность творцов к реалиям сегодняшней жизни, укоризненно покачать головой и поставить точку в этой истории.

Однако представляется, что ситуация не столь простая. И повод для серьезного беспокойства у рязанских художников действительно есть.

Не буду вдаваться в не слишком интересные читателям подробности удивительных превращений, в результате которых художники оказались в столь затруднительном положении. Обозначу лишь главные вехи.

1. В 1993 году постановлением мэра Рязани Владимира Маркова помещения под мастерские были переданы Союзу художников в бессрочное и безвозмездное пользование.

2. В 2003 году выходит Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которым помещения, находящиеся в бессрочном и безвозмездном пользовании у СХ, изымаются (пока еще в статусе нежилых) и поступают в собственность муниципалитета, после чего автоматически становятся жилыми.

Между этими двумя событиями в стране происходит много чего… В частности, события, напрямую касающиеся людей, занимающихся художественным творчеством. Вначале молодое российское государство решает всячески поддерживать творцов. И появляется на свет Указ Президента РФ, а чуть позже и Федеральный Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства», на основании которого и были отданы помещения рязанским художникам. Однако время не стоит на месте и, видимо, федеральная власть посчитала такую поддержку для себя слишком обременительной. И в 2003 году отдает решение вопроса исключительно на усмотрение местных властей. То есть Закон никто не отменял, но его положения из обязательных стали рекомендательными. Вот наша рязанская власть и решила помещения у художников забрать, а уже заодно и поменять их статус, полностью уничтожив, таким образом, само понятие художественной мастерской.

И вот тут начинается самое интересное. Вплоть до 2008 года власть не замечает несоответствия. С Союзом художников регулярно заключается договор аренды. Правда, договор довольно странный. Во-первых, всего на год, без преимущественного права возобновления, во-вторых, любой юридически грамотный человек поймет – данный документ не только не закрепляет за арендатором каких-либо прав, но совершенно явно свидетельствует: в любой момент творцы могут быть выселены из своих мастерских.

Почему же, несмотря даже на столь «красноречивый» документ, власть все же (через пять лет!) вспомнила о существующем «противоречии действующему законодательству»?

Оказывается, все просто. По недавно принятому Федеральному закону №131 помещения подобного рода должны быть отчуждены от муниципальной собственности, и до 1 января 2009 года их необходимо передать в частные руки. Планы приватизации на будущий год начинают составляться уже сейчас. Иными словами, останутся мастерские художников в статусе «жилых помещений» – отлично! Граждане с мольбертами и резцами, на каком основании занимаете данные квартиры? Покажите регистрацию. Нету? Просим очистить…

Переведут в «нежилой фонд» – тоже неплохо… В соответствии с законодательством эти площади будут выставлены на аукционы, и рязанские художники, как люди в абсолютном большинстве небогатые, вряд ли попадут в число покупателей…

– Мы, безусловно, будем принимать конкретные шаги для того, чтобы обеспечить рязанским художникам нормальные условия для работы, – уверяет в разговоре с Алексеем Анисимовым начальник городского управления культуры и искусства Андрей Кашаев. – Даже если им придется освободить эти помещения, обязательно найдем другие, возможно, более удобные для творчества.

– Мне 70 лет, – говорит известный рязанский график Влади-слав Шестаков. – Любой переезд в моем возрасте смерти подобен. Ведь в мастерской хранятся работы. Да я их лучше сожгу. Надоело находиться в «подвешенном» состоянии. Каждый год тратить нервы и силы, не зная, продлят договор аренды мастерской или по каким-то непонятным причинам выставят на улицу.

Возможен и другой ход развития событий. Например, как в Москве или Санкт-Петербурге. Там все мастерские решением местных властей переданы художникам в безвозмездное пользование (то есть пользователь оплачивает лишь коммунальные услуги, не внося арендной платы) на срок 25 лет. Восстановлен статус творческой мастерской. По пути передачи мастерских в безвозмездное пользование пошли и в ряде других городов, в частности, во Владимире, Находке и Хабаровске. А в Тольятти, например, хотя арендная плата и взимается, но по очень щадящей схеме. С художниками там заключаются договоры, где прописано, что они должны сделать для пользы города. Оплата за этот труд и идет в счет погашения арендной платы. Для этих целей в бюджете предусмотрена специальная строка. Есть и иные варианты решения вопроса. Например, вариант передачи помещений из городской собственности в областную. Или, как возможный путь, – принятие городской Думой решения о запрете перепрофилирования и продажи мастерских…

Все это вполне реально при одном важнейшем условии – желании не на словах, а на деле поддержать творческих людей. Что ж, остается надеяться, что такое желание у рязанских властей действительно есть.

«Аргументы и факты – Россия», 18.11.2008г.

RZN.info

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари