Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Новости архитектуры и ...

Публикации

События в стране и мир...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Архитектура и зодчество

Последняя активность в разделе
 Музей под открытым небом в Старожилове

Случилось так, что вторая половина моих школьных лет прошла в небольшом городе Тамбовской области, Моршанске. Новостройка Екатерининской поры, потом центр тамбовского купечества, он ко времени моего отрочества и юности снискал известность на всю страну своим сукном и табачными изделиями.

памятник вице-адмиралу в.м. головнину конезавод
 
 Пещеры Рязанской области
Железный рудник на Локне Железный рудник на Локне
Железный рудник на Локне Михайловского района Рязанской области.

 
 Колонны и Арки в деревне Прудки

Общая информация

Многие исследователи культуры склонны считать, что "чистое искусство" появилось совсем недавно. Буквально в веке 20-ом. До этого, следуя их логике, искусство было "меркантильным" - прикладным. То есть, хотел древний человек удачно сходить на охоту - рисовал мамонта. Гордился средневековый рыцарь своими предками - вешал на стену их портреты. Церкви и замки, картины и скульптуры, чаши и мечи с инкрустацией - все имело свое прикладное предназначение. И только в веке 20-ом, да еще и не с самого его начала, люди стали делать вещи абсолютно непотребные (в смысле - лишенные практического назначения).

 
 Древние русские крепости

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху средневековья строительство оборонительных сооружений составляло видную отрасль архитектуры. Да иначе и не могло быть! Ведь от этого зависело существование значительной части населения. Столкновения между войсками отдельных феодалов были в ту пору повседневным, обычным явлением. Опасность грозила населению сел и городов не только во время вторжения иноземных войск, но и когда никакой «официальной» войны не было, при этом не только в пограничных районах, но и в центральных частях страны. Военные действия тогда редко имели широкие масштабы; в них, как правило, участвовали очень небольшие армии, но зато эти военные действия происходили почти непрерывно, и жизнь мирного населения постоянно была под угрозой.

Потому-то крепостные сооружения и приобретали в эпоху средневековья такое большое значение. Само социальное положение феодала как представителя господствующего класса определялось тем, что он владел не только землей, но и укрепленным замком, позволявшим ему подчинить окрестное население и не бояться столкновений с войсками соседних феодалов. Замок — одновременно жилище феодала и крепость — одно из характернейших явлений феодальной эпохи. Но укрепления строили не только отдельные феодалы. Мощные крепости сооружала центральная власть раннефеодального государства; они защищали также и все средневековые города.

 
 Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь

Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь – одна из древнейших Русских обителей, многоцветная жемчужина России.

Находится обитель на правом берегу реки Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани.

Историческое предание относит его возникновение к концу XII или началу XIII столетия, когда в эти края пришли монахи – проповедники Слова Божия. С собою они принесли чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

свято-иоанно-богословский мужской монастырь обитель в xviii – начале xx вв
 
 Хроника вандализмов (2006)

Предваряя третий выпуск Хроники, трудно избежать повторения ставших уже банальными слов о катастрофическом состоянии памятников, о равнодушии к ним государства и хроническом варварстве населения. Это все и так очевидно. Для специалистов и близко интересующихся темой сложившаяся ситуация давно стала привычной, да к тому же неактуален сегодня «глас вопиющих». Пришедшееся на конец 1980-х – 1990-е гг. время романтического открытия русской старины, когда заново прочитывались и глубоко переживались страницы дореволюционного прошлого, ушло. Теперь кажутся наивными перестроечные мечтания превратить все дворянские усадьбы в музеи или культурно-образовательные центры. Сегодняшний подход к проблеме отличается предельным прагматизмом - все должно приносить доход, в том числе и культурное наследие. Потому оно обязано вписаться в современную экономику и шире, в современную жизнь. Страна живет в ожидании закона о приватизации архитектурных памятников. С каждым днем возрастает ценность старинных особняков и усадебных руин с окружающими их парками и ландшафтами. Но ценность, увы, не столько в качестве высоких образцов искусства или историко-мемориальных свидетельств, сколько в качестве востребованного недвижимого имущества. Для усадеб начинается новое существование в виде корпоративных резиденций, частных дач, элитных отелей и т.д. Слово «элитный», пожалуй, лучше всего отражает дух той жизни, которую привнесут в усадьбы новые состоятельные хозяева. Это неизбежно, и иного сценария в сложившейся ситуации ожидать не стоит.

 
 Хроника вандализмов (2004)

Вопрос сохранения культурного наследия России за последнее время приобрел особую остроту. Масштабы утрат архитектурных памятников - отдельных сооружений и ансамблей целых городов с их средой, панорамами, визуальными связями - столь велики, что эта тема занимает все больше места в средствах массовой информации и на страницах специальных изданий. Важным итогом работы многих специалистов стал выход в 2003 г. монументального трехтомника «Судьба культурного наследия России. ХХ век» (красная, белая и черная книги). В блестяще подобранной фотогалерее (с комментариями) представлены сотни погибших и погибающих произведений отечественной архитектуры. Впервые в издании такого формата и качества красноречиво показана национальная катастрофа, продолжающаяся до сих пор. В числе множества исчезающих памятников свое место занимают усадьбы. Картина разрухи и запустения почти повсеместная. Даже сохранявшиеся все советское время и известные по публикациям, документальным фильмам, дворянские гнезда (Нероново Черевиных, Тихвино-Никольское Тишининых), оказывается, за последние годы превращены в руины. В изменившихся экономических условиях, при непонимании обществом сути проблемы памятник не может защитить ничто – ни громкое имя создававшего его архитектора или художника, ни значение прежних владельцев усадеб для истории русской литературы, науки, музыки.

 
 Недвижимость, укрепляющая память

Архитектура – точное отражение той или иной эпохи, своеобразный архив культурных ценностей, доступный и открытый для всеобщего обозрения. Монументальные каменные и деревянные строения наших предков являются одним из главных первоисточников, позволяющих краеведам, историкам и культурологам черпать огромные объемы информации о самобытности народов, населяющих просторы нашей страны.

 
 Генплан заставит постучать по дереву?

Старинные русские города издревле славились опрятностью и неповторимостью своих деревянных зданий. Работая с осиной, сосной, дубом, мастера не только оставляли на той или иной улице частичку своего сердца, но и наполняли фасады домов определенным смыслом. Резные узоры – не просто набор геометрических фигур. Это молитвы и заклинания, объединяющие в себе языческие традиции дохристианской Руси с библейскими канонами.

 
 Касимов православный

В 1952 году, когда касимовцы вознамерились праздновать 800-летие своего города, им было указано на отсутствие данных об его основании в 1152 году. Мы же имеем свидетельство, что город существовал гораздо раньше: «При Богоявленской церкви сохранился камень с надписью, в которой сказано, что «Городец сей получил крещение через св. в. кн. Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме»1. Камень этот, к сожалению, пропал после закрытия церкви. Но все же мы вправе считать: в 2015 году, когда исполнится 1000 лет со дня убиения святого страстотерпца князя Глеба, Касимов тоже может отмечать тысячную годовщину.

 
 Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Старожилове Рязанской области

Интересная и необычная история и судьба нашей церкви.

Разбогатев на строительстве железных дорог, русский дворянин немецкого происхождения барон Павел Григорьевич фон Дервиз приобретает для своей жены Веры Николаевны фон Дервиз имение Старожилово. Конечно же, он хочет перестроить свое имение по своему вкусу. В августе 1865 года в письме к архитектору Давиду Ивановичу Гримму Павел Григорьевич описывает постройки, которые необходимо спроектировать. Предполагалось построить каменную церковь, картинную галерею, изящную деревенскую избу, конный завод, школу.

В Старожилове была приходская церковь Казанской иконы Божьей Матери. Однако, быстро разбогатевший Монте-Кристо (так называли Павла Григорьевича фон Дервиза) решает построить небольшую домовую церковь с фамильной усыпальницей. (Кстати, где бы потом ни строил свои имения (виллы) Павел Григорьевич, везде он строил церковь и школу).

храм святых первоверховных апостолов петра и павла в старожилове рязанской области храм святых первоверховных апостолов петра и павла в старожилове рязанской области
 
 Военные мемориалы в усадьбах

История создания мемориалов в честь побед над врагом, начиная с XVII века.

Самые ранние мемориалы в подмосковных усадьбах - это по древней русской традиции храмы. После Смутного времени Михаил Федорович Романов повелел в царской усадьбе в загородном Рубцове (ныне Бакунинская улица, 83) построить храм Покрова Богородицы. Сооруженный по обету, данному царем в 1618 году, когда подступавший к Арбатским воротам Белого города гетман Сагайдачный неожиданно отступил от Москвы, храм получил имя в честь праздника Покрова - именно в этот день произошло чудесное избавление от врага. В 1620-е годы деревянные храмы Покрова Богородицы появились и в усадьбах приближенных к царю бояр - И.Н.Романова в Измайлове, Д.М.Пожарского в Медведкове, Ф.И.Мстиславского в Филях1.

 
 Притротуарные тумбы в Рязани

Скорее всего, это единственное место (ул.Щедрина), где сохранились притротуарные тумбы в Рязани. Это очень важная достопримечательность, которая постепенно уходит в землю, а учитывая скоростную застройку старого города, мы потеряем эти тумбы еще быстрее, чем они уйдут под асфальт

ул. щедрина ул. щедрина
 
 Зарайский кремль

Около 1503 года большая часть территории нынешнего Зарайского района оказалась в составе Московского государства, выйдя из Рязанского княжества, потерявшего свою независимость. Раньше Россия в известной мере служила преградой на пути татар к Москве, теперь же последней приходилось самой решать проблему защиты своих южных рубежей. Не прекращавшиеся нападения в конце концов вынудили Василия III к возведению к югу от Оки передовых оборонительных пунктов, одним из которых должен был стать Зарайск. Летопись под 1528 годом говорит: "Того же лета заложил князь Великий на Осетре город каменной, а в нем церьковь камену Николу чудотворца Заражскаго"1. И уже в 1533 году "марта 10 выехал князь Великий Василей Иванович всея Руси с Москвы помолитися к Николе к Зарасскому на Осетр"2. Именно с этого времени Зарайский кремль вошел в число действующих крепостей Русского государства"3.

 
 Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (1824-39) село Перевлес, принадлежало помещику И. И. Барыкову. Его иждивением здесь и построен в 1824-1839 годах грандиозный Богородицерождественский храм с гигантской колокольней. (Существует и вторая дата постройки – 1832 год). В 1839 году храм был освящен. Перед нами произведение позднего классицизма с элементами ампира, произведение незаурядное не только по своей величине, но и архитектурному качеству. Сам храм представляет традиционную композицию «ротонда на четверике», осложненную портиками с севера и юга, но с полукруглой апсидой, колоннада которой вместе с колоннадой портиков образует своеобразный периптер. Эта колоннада апсиды, идущая, по-видимому, еще от Кварнеги, вообще явление довольно примечательное для первой трети 19 века, так как все немногочисленные примеры такого решения относятся к концу 18 века.

1.jpg 2.jpg
 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари