Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

История населённых мес...

Разное

Усадьбы

Словарь - А

Словарь - Б

Словарь - В

Словарь - Г

Словарь - Д

Словарь - Е

Словарь - Ж

Словарь - З

Словарь - И

Словарь - К

Словарь - Л

Словарь - М

Словарь - О

Словарь - П

Словарь - Р

Словарь - С

Словарь - У

Словарь - Ф

Словарь - Ч

Словарь - Ш

Словарь - Э

Словарь - Ю

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Из истории села Костино


Из истории Богоявленской церкви села Костино Рыбновского района, Рязанской области

История церкви в селе Костино насчитывает более четырех столетий. К 1628 г. в селе уже существовала на «вопчей земле» деревянная церковь «Богоявление Христово да Николы чудотворца».

Существующее ныне каменное здание Богоявленской церкви представляет из себя исторически сложившееся соединение, построенных в разное время частей. Ярусный храм в традициях «московского барокко», богато украшенный деталями, был возведен в 1700 году тщанием стольника Григория Михайлова Петрово-Соловово на высоком правом берегу реки Оки. Квадратный в плане четверик, к которому с востока примыкает полуциркульная апсида, несет восьмерик, перекрытый глухим сводом, выше которого, по мнению московского архитектора Ильи Юрьевича Ярового находился ярус звона. На него вела внутренняя лестница, сохранившаяся до настоящего времени. Все завершала глава на длинной «шее». Ярусный храм в течение двух столетий (XVIII и XIX веков) изменялся незначительно. А вот трапезная не раз перестраивалась.

Так в 1782 г. трапезную разобрали и крестьянин Иван Ананьев служитель помещика Василия Лаврентьева Петрово-Соловово построил придел во имя святителя и чудотворца Николая, который был освящен в 1784 году. В 1864 году храм имел уже три престола: основной во имя Богоявления Господня, который не отапливался, по левой стороне во имя святителя и чудотворца Николая тоже холодный. А вот по правой стороне во имя святого благоверного князя Александра Невского теплый. Придел во имя святителя и чудотворца Николая стал отапливаться с 1886 года. Вся церковь была украшена внутри мозаикой и живописью. Утварью она тоже была очень богата. Большое участие принимал в обустройстве храма князь Александр Алексеевич Мещерский – владелец дворянской усадьбы в Костине.

В 1901 году, уже при следующем хозяине костинской усадьбы Николае Яковлевиче Никитинском, по утвержденному проекту началось строительство каменной колокольни, которое завершилось в 1904 году. В это же время была расширена трапезная церкви и устроены новые печи. В 1909 году были установлены два новых иконостаса изящной и резной работы и освящены местным отцом благочинным. А чуть раньше был устроен тамбур, заменены рамы, решетки, двери и все это покрашено масляными белилами. В 1915 году была окрашена и вся церковь: по железу масляной краской, а по камню известковой. Снова окрашены все рамы церковные и промыты стены в трапезной. Храм и кладбище около него было обнесено оградой. Ближайшими церквями были Никольская церковь в селе Медведево в 2-х верстах и Преображенская церковь в селе Волынь в 4-х верстах. Благочиние в 1915 году находилось в Солотче.

Главный усадебный дом Никитинских. Справа виднеются колокольня и церковь. Начало XX века

28 декабря 1901 преосвященный Полиэкт определил во священника к Богоявленской церкви села Костино Ивана Николаевича Полякова, который закончил в июне 1900 года полный курс наук в Рязанской духовной семинарии и проработал один полный учебный год учителем Дашково-Песочинской церковно-приходской школы. Новый батюшка приходился зятем заштатному священнику костинского храма Семену Алексеевичу Смирнову. Отец Иоанн состоял членом ревизионного комитета по поверке сумм Рязанского отделения епархиального училищного совета, членом попечительства волынского волостного правления по призрению семейств, призванных по мобилизации от 20 июля 1914 года, законоучителем Костинской земской школы. У них с матушкой Анной Семеновной родилось много детей (в 1915 году детей было уже семеро). Дети рождались и после революции, но клировые ведомости за это время не сохранились. Семья была дружная, благочестивая и жила в доме, который построили на собственные средства. Одним из учителей костинской сельской начальной школы работал родной брат отца Иоанна Владимир Николаевич Поляков.

Но подошла середина 30-х годов. Храм был закрыт, отец Иоанн репрессирован, матушку с детьми выгнали из их дома. В их доме был устроен детский сад. Перед самой смертью батюшку все-таки отпустили к родным. Он умер на 59 году жизни. Отец Иоанн был похоронен на дальнем костинском кладбище. А матушка с детьми навсегда уехала из Костина. Судьба учителя Владимира Николаевича Полякова до сих пор остается неизвестной.

Внутри храма, 2005 год

В помещении храма расположили механический цех и гараж совхоза «Костино». Колокольню разобрали до первого яруса. Сорвав главу храма и разобрав ярус звона, старинный храм стали использовать, как водонапорную башню. Бак для воды установили на восьмерике. Церковное кладбище уничтожили. Прямо по могилам стали ездить трактора и машины. Крест с храма стащили двумя тракторами на глазах плачущих потрясенных жителей села. Металлические тросы несколько раз рвались. Оба тракториста вскоре погибли.

Богоявленский храм, 2008 год

Могила последнего костинского батюшки не осталась в запустении. Его дети навещали ее. Года четыре назад приезжал внук из Нижнего Новгорода, в прошлом году приезжал внук с семьей из Санкт-Петербурга. За могилой отца Иоанна всю жизнь ухаживал ныне покойный Николай Варламович Миловидов. Мир праху его.

Могила Ивана Николаевича Полякова

Храмы в селах Волынь и Медведево не сохранились....

Материал был подготовлен на основании документов Государственного архива Рязанской области и рассказов местных жителей.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари