Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Каталог публикаций

Справочники

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Фонд Худекова С.Н. в РГАЛИ

Фонд Худекова С.Н.
в
Российском государственном архиве литературы и искусства
Фонд № 1657 ( опись 1, 3)



ОПИСЬ № 1
I

Юбилейный номер «Петербургской газеты» от 01.01.1892г. к 25-летию со дня выхода 1-го номера газеты 01.01.1867г. (№ дела 1, 3л.)

II
Письма Худекову Сергею Николаевичу (№№ дела 2 – 21)

1. № 2. Худекову С.Н. от Беляева Ю.Д. (б. д.)

Беляев Юрий Дмитриевич - талантливый журналист и драматург. Родился в 1876 г.; учился в Ларинской гимназии. Писать начал в ""Живописном Обозрении"" (ред. Шеллера ). В ""России"" (ред. Амфитеатрова ) заведовал театральным отделом; затем стал постоянным сотрудником ""Нового Времени"". Писал статьи о театре, о художественных выставках, маленькие фельетоны, пародии и шаржи под псевдонимами ""Виконт д'Аполинарис"" и ""Водевиль"". Критические статьи Беляева собраны в книжках ""Актеры и пьесы"" (СПб., 1902) и ""Мельпомена"" (ib., 1905). Издал два очерка: ""В.Ф. Комиссаржевская"" и ""Л.Б. Яворская"". В 1905 г. предпринял путешествие по Волге и Заволжью, результатом которого явились фельетоны, собранные после в книжку ""В некотором царстве"". С 1908 г. начал писать для театра. Большой успех имели его пьесы: ""Путаница, или 1840 год"", ""Красный Кабачок"", ""Старый Петергоф"" и особенно ""Псиша"" (1911 - 12).

2. № 3. Худекову С.Н. от Бодаревского Н. К. (08.04. 1913 г.)

Бодаревский Николай Корнилиевич, - классный художник 1-й статьи по исторической живописи. Родился в 1850 г., учился в Академии Художеств, выставил в 1881 г. на академической выставке картины: ''Преставление св. Николая'' и ''Перенесение мощей св. Николая в Бари''; на передвижных выставках ежегодно экспонировал портреты и бытовые картины.

3. № 4. Худекову С.Н. от Бровара Я. И. (01.04. 1913 г.)

Бровар Яков Иванович - пейзажист. Родился в 1865 г., воспитывался в Академии Художеств. В Третьяковской галерее имеется его ""Крымский вид"". Художник – передвижник..

4. № 5. Худекову С.Н. от Волынского А.Л. (Флексера Х.Л.) (25.07.1911 г., 07.04. 1913 г.)

Волынский Аким Львович (1861-1926) (псевдоним Флексера Хаима Лейбовича) - литературный и театральный критик, историк искусства, философ, писатель.

Родился в Житомире, учился в житомирской гимназии и Петербургском университете, где окончил курс по юридическому факультету.

Выступал за постижение высшего религиозно-философского содержания творчества и против публицистичности и политической тенденциозности искусства. Обращаясь к культуре прошлого (античность, Ренессанс, русская классика), использовал и пропагандировал принцип постижения отдаленной эпохи путем психологического и литературно-критического обследования живой современности. Позднее выдвинул идею о горизонтальных и вертикальных направлениях развития человеческой культуры. Основные культурологические идеи отражены в работах: «Теологико-политическое учение Спинозы» (1885); «Русские критики» (1896); «Леонардо да Винчи» (1900); «Борьба за идеализм» (1900); «Книга великого гнева» (1904); «Книга ликований: Азбука классического танца» (1925) и др.

5. № 6. Худекову С.Н. от Гнедича П.П. ( 21.10.1902г.)

Гнедич Петр Петрович (1855 – 1925) – русский писатель, переводчик, историк искусства, член театрально - литературнго комитета с 1896 по 1901гг., управляющий труппой Александрийского театра с 1901 по 1909 гг. В 1879 году окончил академию художеств в Петербурге. С конца 70-х годов печатал повести, романы, очерки, фельетоны. Много писал по вопросам искусства (его трехтомная «История искусств с древнейших времен», 1885, неоднократно переиздавалась). Гнедич выступал как драматург. Его первая пьеса «На хуторе» была поставлена в Пушкинском театре в Москве (1881, издана 1883). Постановки многочисленных драматических произведений Гнедича, отличавшихся общей либеральной направленностью, сценической занимательностью, живым диалогом, пользовались большим успехом: «Перекати поле» (1889), «Горящие письма» (1890), «Зима» (1905), «Холопы» (1907), «Болотные огни» (1909) и др. Гнедич также автор переводов трагедий Шекспира. После Октябрьской революции Гнедич состоял (1918-1919) членом репертуарной секции Петроградского отделения Театрального отдела Наркомпроса.

6. № 7. Худекову С.Н. от Долматова В.П. (4.9.1911 г.)

Далматов Василий Пантелеймонович (Лучич) - Далматов (настоящая фамилия Лучич), Василий Пантелеймонович - драматический актер (1852 - 1912). Известность приобрел в начале 1880-х годов в Москве на частных сценах. В 1884 г. дебютировал в Петербурге в ролях Хлестакова и Кречинского и был принят на Императорскую сцену, которую оставил в 1895 г. С образованием в Петербурге театра литературно-артистического кружка занял в нем амплуа героев и драматических резонеров. В последние годы опять играл на Императорской сцене и состоял директором театральной школы имени А.С. Суворина . Главные роли его: Агишин (""Женитьба Белугина""), Кречинский, Телятев (""Бешеные деньги""), Антушев (""Разгром""), герцог Альба (""Граф-де-Ризоор""), Иоанн Грозный в ""Смерти Грозного"" Алексея Толстого . Написал несколько оригинальных пьес, игранных в провинции и в Москве (драма ""Труд и капитал"", комедии ""Бес корысти попутал"" и ""Облава"").

7. № 8. Худекову С.Н. от Дубовского Н.Н. (19.04.1912 г.)

Дубовской Н.Н. (1859-1918. Урожденный казак, учился сперва в Киевской военной гимназии, затем как стипендиат войска Донского отправился учиться в Академию художеств в Петербург. Его учителем стал М.К. Клодт. Дубовской покинул Академию, не закончив курса. С 1886 г. стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, а в конце века стал одним из самых влиятельных его руководителей. В 1898 г. «за известность на художественном поприще» получил звание академика. Убежденный реалист, Дубовской в основном писал пейзажи, в том числе, и в технике акварели

8. № 9. Худекову С.Н. от Иванова М. (31. 07. 1903 г.)

Возможно, Иванов Михаил Михайлович, композитор и музыкальный критик. Родился в 1849 г. С начала учился у Чайковского (гармония) и Дюбюка (фортепьяно) в Москве, потом за границей у Листа, Блума фон Гирта и Сгамбати. Сотрудничал в газетах и журналах «Пчела", "Новь", "Всемирная Иллюстрация", "Музыкальный Листок", "Музыкальный Мир", затем в "Новом Времени". Им написаны: "Реквием", симфонический пролог "Савонарола", симфония-поэма "Кузнечик - музыкант", "Восточная сюита", 1-я сюита из балета "Весталка", симфония "Майская ночь", музыка к драме "Медея", "Suite champetre", несколько увертюр и кантат, довольно много романсов, балет "Весталка", три оперы: "Потемкинский праздник", "Забава Путятишна" и "Горе от ума", оратория "Святой Сергий". Вместе с Перепелицыным Иванов составил "Музыкальную памятную книжку на 1887 г." и брошюру "Исторический очерк пятидесятилетия музыкального журнала "Нувеллист" (СПб., 1889). Написал этюд "Пушкин в музыке" (СПб., 1900). В 1910 - 1911 годах издал "Историю музыкального развития России" (СПб., 2 т.)

9. № 10. Худекову С.Н. от Клевера Ю.Ю. (1900-е гг.)
Клевер Юлий Юльевич (1850-1924) – русский живописец. Учился в Дерпте у К. Кюгельхена и в Петербургской Академии художеств, сначала в архитектурном классе (1867-1868), а затем в пейзажном (1868-1870) у С.М. Воробьева и М.К. Клодта. Именно пейзаж стал подлинным призванием Клевера. Клевер – живописец салонно–академического плана, любитель «постановочных» пейзажей с театрализованными эффектами освещения. Его живопись была довольно популярна как при его жизни, так и впоследствии.

10. №11. Худекову С.Н. от Лейкина Н. А.(24.02.1903 г.)

Лейкин Николай Александрович (1841–1906), русский прозаик, журналист. Родился 7 (19) декабря 1841 в Петербурге в купеческой семье. В 1851 поступил в начальное училище. В 1853–1858 учился в Петербургском немецком реформатском училище. В годы учебы сочинял водевили и выступал в ученических спектаклях.

По окончании учебы помогал отцу в торговле, после разорения отца служил приказчиком. В начале 1860-х годов познакомился с торговцем А.Ивановым, в лавке которого собирался литературный кружок, состоящий из малоизвестных литераторов, кумирами которых были Н.Некрасов и М.Салтыков-Щедрин. Первая публикация Лейкина состоялась в 1860: в журнале «Русский мир» было напечатано его стихотворение Кольцо. Лейкин начал сотрудничать с журналом «Искра», подружился с писателем Н.Курочкиным, оказавшим влияние на его творческое развитие.

В 1863 написал первое крупное прозаическое произведение Апраксинцы. Сцены и очерки, в котором в традициях натуральной школы повествовалось о быте купцов и приказчиков. С 1864 стал профессиональным литератором «малой прессы» – юмористических журналов «Будильник», «Заноза», «Стрекоза» и др. Сотрудничал в журнале «Современник», где была опубликована его повесть Биржевые артельщики (1864), по поводу которой Н.Некрасов написал автору: «Вы знаете тот быт, из которого пишете. Но одно могу посоветовать... У вас добродушно все выходит. А вы, батенька, злобы, злобы побольше... Теперь время такое».

Так же сотрудничал с «Новым временем», «Петербургском листке». Первая книга Лейкина Сцены из купеческого быта вышла в 1871. За ней с поразительной регулярностью последовали другие книги, в основном нравописательного характера – Повести, рассказы и драматические сочинения (1871), Христова невеста (1871) и мн. др. Основным жанром Лейкина стали сценки с натуры, в которых были представлены разнообразные социальные слои. Лейкин давал им юмористические определения: «саврасы без узды» (купеческие сынки), «караси и щуки» (чиновники канцелярий и банков) и т.п.

Современные критики отмечали, что Лейкин обладает дарованием карикатуриста и это соответствовало его образу жизни: он писал ежедневные фельетоны, заметки, рассказы и сценки в «Петербургскую газету» и в несколько юмористических журналов. Кроме этого писал пьесы, играл на любительских сценах, в т.ч. в пьесе Худекав С.Н. «Петербургские когти». Критиками отмечалось также, что Лейкин является приверженцем здравого смысла и распространяет его среди читающей публики, осуществляя таким образом просветительскую миссию.

В 1881 Лейкин стал редактором журнала «Осколки», который издавал до 1905. Его огромной заслугой перед русской литературой является поддержка, которую он оказал молодому А.Чехову. В 1882 Лейкин привлек Антошу Чехонте к сотрудничеству в «Осколках» и стал, по словам Чехова, его «литературным батькой». За свою жизнь Лейкин написал 36 романов и повестей, 11 пьес и более 10 тысяч рассказов, очерков и сценок.

11. Худекову С.Н. от Липковской Л. (Маршнер Л.Я.) (14.06.1900-е гг.)

Липковская Лидия Яковлевна (1882-1958гг.) – русская артистка оперы, 1901-1905 гг. училась в Петербургской консерватории, 1906 – 1908, 19011-1913 - солистка Мариинского театра, 1914-1915 – солистка театра музыкальной Драмы. 1909-1911 – мировые гастроли.

12. № 13. Худекову С.Н. от Маковского С.К. ( 10.12.1908г.).

Маковский Сергей Константинович (15[27].08.1877—13.05.1962), критик, поэт, издатель. Родился в Петербурге. Первое выступление в печати — в 1898. Первая поэтическая книга «Собрание стихов» опубликована в 1905. Маковский участвовал в создании журнала «Старые годы» и стал одним из его редакторов. В 1909 по его инициативе был основан «Аполлон», ставший одним из центров художественной и литературной жизни своего времени.

До эмиграции Маковский проявил себя как историк искусства, организатор выставок, художественный критик. Его «Страницы художественной критики» в 3 книгах (1906, 1908, 1914) были известны любителям искусства во всех уголках России. В 1920 Маковский эмигрировал из Крыма. В 1-й пол. 1920-х изданы его «Силуэты русских художников». За ними последовали «Графика М. В. Добужинского», «Последние итоги живописи», «Народное искусство Прикарпатской Руси». Жил Маковский в Праге, затем в Париже. Продолжал редакторскую деятельность. В 1926—32 был одним из редакторов газеты «Возрождение» (вел литературный отдел). С 1949, когда было основано издательство «Рифма», под редакцией Маковского стали выходить небольшие изящные сборнички эмигрантских поэтов. Их вышло более 30. Маковский — автор мемуарных книг «Портреты современников» и «На Парнасе серебряного века».

13. № 14. Худекову С.Н. от Мещерского В.П. (б.д.)

Мещерский Владимир Петрович (1839-1914) – князь, публицист и беллетрист, издатель – редактор газеты «Гражданин» с 1895г., внук по матери Николая Карамзина, воспитывался в Императорском училище правоведения, был полицейским стряпчим и уездным судьей в СПб, чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дней. Состоял камергером Александра II, друг Александра III.

Первый литературный труд его, "Россия под пером замечательного человека", появился в "Русском Вестнике" конца 60-х гг. Выступал и драматургом, и романистом; его комедия "Миллион" в свое время имела успех. Значительной распространенности достигли его по преимуществу сатирические романы из великосветской жизни, изд. иногда под инициалами К. В. М.: "Женщины из петербургского большого света", "Один из наших Бисмарков", "Лорд Апостол в петербургском большом свете", "Хочу быть русской", "Тайны современного Петербурга", "Ужасная женщина", "Реалисты большого света", "Князь Нони", "Граф Обезьянинов", "Ужасная ночь", "Очерки нынешней общественной жизни в России" (СПб., 1868), "В улику времени" (1879) и др.

14. № 14а. Худекову С.Н. от Немировича-Данченко В.И. (1890гг.)

15. № 15. Худекову С.Н. от Ржевусского С. (08.03.1906 г.)
Ржевусский Станислав Адамович (1864-1913) – граф, журналист, драматург и театральный критик, генерал в отставке. Потеряв все состояние на женщинах и картах работал в «Петербургской газете», затем в «Новом времени».

16. № 16. Худекову С.Н. от Савиной М.Г. (21.11.1905г., б.д.)

Савина (ур. Подраменцева-Стремлянова) Мария Гавриловна (1854-1915) – артистка Александрийского тетатра с 1874 по 1915г., организатор и председатель Русского театрального общества, инициатор 1-го Всероссийского съезда сценических деятелей, основательница дома ветеранов сцены Русского театрального общества.

17. № 17. Худекову С.Н. от Самокиша Н.С. (14.02.1915г.)

Самокиш Николай Семенович - баталический живописец, рисовальщик и аквафортист, родился в 1860 году, учился в Нежинской гимназии, из которой в 1879 год, перешел в ученики Императорской Академии Художеств, где, в 1884 году, был награжден малой золотой медалью за написанную по конкурсной программе картину: ""Эпизод из битвы при Малом-Ярославце, в 1812 году"" и в 1885 году удостоен большой золотой медали за исполнение программы: ""Русская кавалерия, возвращающаяся после атаки на неприятеля в 1812 году"".

После того, состоя пенсионером академии с 1885 по 1888 год, совершенствовался в Париже, под руководством Детайля, и дважды ездил на Кавказ с целью собирания материалов для картин, заказанных для тифлисского музея, и для рисунков, изображающих пребывание императора Александра III и его супруги в Тифлисе.

Им исполнено большое количество рисунков (преимущественно черченых пером) для различных иллюстрированных изданий, между прочим для описаний коронования императора Александра III и Николая II. Упражняясь в первую пору в своей деятельности аквафортным гравированием, он выпустил в свет до 30-ти листов, изображающих преимущественно бытовые сцены, в которых участвуют солдаты, крестьяне и лошади. Большое количество картин, посвященных лошадям, находится в Музее коневодства.

18. № 18. Худекову С.Н. от Ходотова Н.Н. (07.01.1914г.)

Ходотов Николай Николаевич (1878-1932) – Артист. В 1898-1929 в Александринском театре. Выступал также на эстраде в жанре мелодекламации.

19. № 19. Худекову С.Н. от Шаляпина Ф.И. ( 1900-е гг.)

Шаляпин Федор Иванович (1873-1938) – Певец. В 1894г. принят в труппу Мариинского театра, с 1896 по 1898г. работал в Русской частной опере, с 1899 по 1916 – в Большом театре, одновременно выступал в Мариинском театре и провинции.

20. № 20. Худекову С.Н. от Шультца (15.12. 1913)
Возможно, это Шультц И.Ф. (1874 — после 1937) — живописец, пейзажист. Учился в Санкт - Петербурге у К.Я. Крыжицкого. Принимал участие на выставках Академии Художеств, Общества им. К.Я. Крыжицкого, Товарищества художников, на 1-ой и 2-ой выставках Общества художников- индивидуалистов. В начале 1920 -х гг. И.Ф. Шультце поселился во Франции. Выставлялся в салоне Французких художников (1923 — 1924). Провел персональные выставки в Париже, Лондоне, Нью - Йорке и Чикаго

21. №21. Худекову С.Н. от Ясинского И.И. (17.04.1916г.)

Ясинский Иероним Иеронимович (1850-1931) - известный писатель. Родился в Харькове. Учился в черниговской гимназии и на естественном факультете киевского и СПб. университетов. Курса ему не удалось кончить и он в начале 70-х гг. поступил чиновником в черниговское акцизное управление; затем был секретарем черниговской земской управы. Со средины 70-х гг. помещал стихи, повести, очерки, фельетоны, научные статьи и др. в киевских газетах и некоторых московских изданиях.

С основанием в1878 г. "Слова" становится членом редакции и деятельнейшим сотрудником этого журнала. Здесь он обратил на себя внимание талантливыми научными обозрениями. С 1880 г. в "Слове", а затем в "Отечественных Записках ", "Вестнике Европы", "Устоях", за подписью Maксим Белинский появляется ряд сжато, но вместе с тем ярко написанных рассказов Ясинского ("На чистоту", "Наташка", "Дети" и др.; особенно выделяются "Всходы"), которые быстро создают ему известность. Этот первый цикл произведений Максима Белинского, из которых некоторые подвергались цензурным карам, всецело примыкает к альтруистичесяому движению 70-х годов. В средине 80-х гг. литературно-общественное направление Ясинского резко меняется.

Он выступает с протестом против узости того направления, к которому недавно принадлежал, нападает на позитивизм и точные науки, защищает "чистое искусство". В художественной деятельности Ясинского за это время к области "чистого искусства" могут быть отнесены, однако, только небольшой мистический рассказ "Город мертвых" и книжка стихотворений, написанных гладко, но без поэтической силы.

Вся остальная беллетристическая деятельность Ясинского второй половины 80-х и первой половины 90-х гг. всецело примыкает к протоколизму французского типа. Второй период деятельности Ясинского поставил его в очень резкие отношения к критике того литературного лагеря, в рядах которого он выдвинулся. Произведения свои Ясинский помещал в это время частью в иллюстрированных изданиях, частью в "Русском Вестнике", "Русском Обозрении", "Наблюдателе", "Новом Времени".

Став в средине 90-х годов редактором "Биржевых Ведомостей", Ясинский пришел в соприкосновение с интересами провинциальной публики и в своих ежедневных беседах часто выступал в роли обличителя темных сторон русской жизни. Беседы эти подписаны псевдонимом Независимый. Из беллетристических произведений Ясинского второй половины 90-х годов выделяется "Тараканий бунт" - злая, но не лишенная жизненной правды картина народной темноты и невежества.

С 1900 г. Ясинский. издает и редактирует общедоступный журнал "Ежемесячные Сочинения", затем основывает еще более общедоступный (рублевый) журнал "Почтальон", позже переименованный в "Беседу". В виде приложения к "Ежемесячным Сочинениям", Ясинский издает собрание снимков с разных картин, под названием "Живописец". В своих журналах Ясинский выступает горячим защитником символизма.

Ясинский. - один из самых плодовитых писателей; только меньшая часть того, что им написано, вошла в отдельно изданные книги: "Шесть рассказов" (1881); "Киевские рассказы" (1885); "Бунт Ивана Ивановича. Всходы" (1886); "Город мертвых" (1886); "Наташка" (1886); "Путеводная звезда" (1886); "Сиреневая поэма" (1886); "Верочка" (1887); "Старый сад" (1887); "Повести и рассказы" (1887); "Трагики" (1889); "Великий человек" (1888); "Добрая фея" (1889); "Иринарх Плутархов" (1890); "На заре жизни" (1890); "Вечный праздник" (1891); "Учитель" (1891); "Старый друг" (1891 и 1893); "Глушь" (1892); "Осенние листы" (1893); "Петербургские туманы" 1893); "Лицемеры" (1894); "Муза" (1894, Приложение к "Родине"); "Горный ручей" (1895, приложение к "Родине"); "Юрьева могила" (1898); "Ординарный профессор" (1897); "Убийство на постоялом дворе" (1897); "Нечистая сила" (1896); "Сердце скажет" (1897); "Нежеланные дети" (1897); "Тараканий бунт" (1899); "Этика обыденной жизни" (5 изд., 1900), "Семидесятые годы". В 1888-1889 гг. (СПб.) вышли "Полное собрание повестей и рассказов" Ясинского в 4 книгах, и "Собрание романов" в 3 книгах. "Стихотворения" Ясинского (1888-1890) имели 3 небольших издания.

III
Письма Худековой Надежде Алексеевне (№№ 22 – 24)

1. № 22. Худековой Н.А. от Кугеля А.Р. ( 25.12.1903г.)

Кугель, Александр Рафаилович (1864-1928) - журналист и театральный критик. Окончил юридический факультет Петроградского университета. Фельетоны и театральные рецензии помещал под псевдонимами Homo Novus и Квидам в "Петербургской Газете", газетах "Русь", "День" и других. Часть его газетных статей вышла отдельным изданием в книгах: "Без заглавия" (1890) и "Под сенью конституции" (1907). С 1897 г. стоит во главе журнала "Театр и Искусство". Кугель принимал активное участие в работах второго съезда сценических деятелей и театрального общества и руководил театром "Кривое Зеркало".

2. № 23. Худековой Н.А. от Савиной М.Г. ( 07.01.1907г.)

Савина (ур. Подраменцева-Стремлянова) Мария Гавриловна (1854-1915) – артистка Александрийского тетатра с 1874 по 1915г., организатор и председатель Русского театрального общества, инициатор 1-го Всероссийского съезда сценических деятелей, основательница дома ветеранов сцены Русского театрального общества.

3. № 24. Худековой Н.А. от Немировича – Данченко В.И. ( 21.02.1888г.)

Немирович-Данченко Василий Иванович (1848-1936) - известный писатель; родился в 1848 г. в Тифлисе; детство провел в походной обстановке в Дагестане и Грузии; учился в Александровском кадетском корпусе в Москве. Начало 1870-х гг. он провел на побережье Белого моря и Ледовитого океана, которое описал в ряде талантливых очерков, появившихся в "Отечественных Записках", "Вестнике Европы" и вышедших затем отдельными изданиями. Всего более способствовали известности Н.-Данченко корреспонденции, которые он посылал в разные газеты с театра войны 1877-78 гг.

Н.-Данченко принимал личное участие во многих военных действиях, между прочим в делах на Шипке, под Плевной, в зимнем переходе через Балканы, и получил солдатский Георгиевский крест. Военные впечатления дали Н.-Данченко материал для биографии Скобелева и для романов: "Гроза" (1880), "Плевна и Шипка" (1881), "Вперед" (1883). Эти романы, как и позднейшие: "Цари биржи" (1886), "Кулисы» и др. - отличаются интересной фабулой, блеском изложения, но пылкое воображение иногда приводит автора к рискованным эффектам. Гораздо выдержаннее в художественном отношении стоят мелкие рассказы Н.-Данченко из народного и военного быта, вышедшие отдельными сборниками: "Незаметные герои" (1889), "Святочные рассказы" (1890) и др.; они правдивы и задушевны. Н.-Данченко писал также много эффектных по фактуре стихотворений (отд. изд. СПб., 1882). Н.-Данченко едва ли не самый неутомимый из современных писателей. Им издано до 80 томов, выдержавших по несколько изд. Многие его произведения переведены на разные европейские языки. "Избранные стихотворения" Н.-Данченко изд. московским комитетом грамотности (1895) для народного чтения.

4. № 25. Письмо Худекова С.Н. Григорьеву В.В. (06.04.1877г.)

Григорьев Василий Васильевич - ориенталист (1816 - 1881). Окончил курс в Петербургском университете, по отделению восточных языков. Стал печататься, еще будучи студентом (""История монголов"", 1834). Разлад с Сенковским помешал Григорьеву получить кафедру в Санкт-Петербурге и вынудил его, в 1838 г., поступить профессором восточных языков в Ришельевский лицей. Поместил в ""Записках одесского общества истории и древностей"" несколько статей, из которых выдается по методу исследования и по выводам: ""О куфических монетах VIII, IX, X и отчасти VII и XI в., находимых в России и Прибалтийских странах, как источнике для древнейшей отечественной истории"".

Статья эта и поныне не утратила своего значения. Статьи Григорьева по Востоку печатались и в других местных изданиях, особенно в ""Одесском Альманахе"" и ""Новороссийском Календаре"". В 1842 г. Григорьев написал диссертацию: ""О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству"". В 1844 г. Григорьев переселился в Петербург и поступил в департамент духовных дел. Помогая Надеждину редактировать ""Журнал Министерства Внутренних Дел"" и помещая там статьи самого разнообразного содержания, Григорьев много работал в обществах - географическом и археологическом.

В 1851 г. Григорьев перешел в Оренбургский край и получил должность начальника пограничной экспедиции, где сосредоточивались дела по сношению с ханствами и управление киргизами. Это дало ему возможность написать несколько статей, посвященных Туркестанскому краю; из них выдающееся значение имеет: ""О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре: записки мирзы Шемса Бухари"", где сообщены интересные исторические сведения и впервые дан образчик таджикского наречия.

Сильное негодование в литературном мире вызвала статья Григорьева о Грановском : ""Т.Н. Грановский до его профессорства в Москве"" (""Русская Беседа"", 1856). Нападки, посыпавшиеся на Григорьева, особенно со стороны Кавелина , Григорьев старался отразить в статьях: ""О значении народности"" и ""О воспитании в духе народности"" (""Молва"", 1857). В других статьях Григорьев старался выяснить наши задачи и интересы в Средней Азии.

Некоторые из них были переведены Скайлером на английский язык. В 1862 г. Григорьев оставил службу в Оренбургском крае, а в следующем занял кафедру истории Востока в Санкт-Петербургском университете, который возвел его в степень доктора восточной словесности honoris causa. К этому периоду относятся капитальные работы его: ""Кабулистан и Кафиристан"" (1867) и ""Восточный Туркестан"" (1869 и 1873), а также монография ""О скифском народе саках"" (1871). В 1869 и 1870 годы Григорьев состоял главным редактором ""Правительственного Вестника"". В 1874 г. он заменил Лонгинова по должности начальника главного управления по делам печати.

Для 3-го международного съезда ориенталистов в Петербурге в 1876 г. Григорьев издал сборник своих первых статей, под заглавием: ""Россия и Азия"". В 1878 г. Григорьев оставил университет, а в 1880 г. вышел в отставку. В ""Журнале Министерства Народного Права"" за 1881 г. напечатан его труд: ""О походах Александра Великого в Западный Туркестан"". Как публицист, Григорьев отчасти примыкал к славянофилам; как ученый, он обнаружил глубокое знание истории Востока, изучение которого, особенно среднеазиатского, далеко подвинуто им вперед. Ср. Н.И. Веселовский ""Василий Васильевич Григорьев, по его письмам и трудам"" (Санкт-Петербург, 1887). Н. Веселовский.

ОПИСЬ № 3
I
Рукописи С.Н. Худекова (№№ 1 – 40)

1. №№ 1-17.С.Н. Худеков. «История танцев», ч.I.Черновики.
2. №№ 18-28. С.Н. Худеков. «История танцев», ч.III. Черновики.
3. № 29. С.Н. Худеков. «История танцев», ч.IV, «Танцы и балет в России» гл. I-II, VII-VIII. (Автограф).
4. №№ 30,31 С.Н. Худеков. «История танцев», ч. IV. Черновики.

5. № 32. С.Н. Худеков. Статья о «Новом балете». (Автограф), 1910 гг., 59 листов.

Статья состоит из трех разделов, с кратким изложением содержания каждого.

  1. О преемственности в эволюции искусства. – Эпоха Петипа и новый балет Фокина. – Родоначальница новой хореографии Лоэ Фюллер. – История создания нового танца. – «Серпантин». – Значение Серпантинов в хореографии.
  2. Нарушение «классических» традиций. – Появление А. Дункан. – Идеалы А. Дункан. – Ее реформы: - Борьба из-за новых начал.- Значение и смысл Дунканизма.- Последователи нового течения.
  3. Две школы технического танца.- Взаимодействие всех частей тела.- Крушение традиций.- Основные черты Фокинской реформы. – Слияние музыки с танцами. – Единство танца. – Хоровое начало. – Новая архитектоника танцев.- Последователи Фокина. – Методы работы в старом и новом балете.

6. №№ 33,34. С.Н.Худеков. «Танцы и балет в России». Черновики.
7. № 35. С.Н.Худеков. «Танцы и балет в России». Очерк «Танцовщицы XX века». 21 глава.
1. А. П. Павлова 2. Т.П. Карсавина 3. Е.А.Смирнова 4. Л.Ф Шоллар 5. Е.Э.Бибер 6. В.П.Фокина 7. ФедороваI 8. ФедороваII 9. ФедороваIII 10. Е.П.Эдуардова 11.Ф.И.Вилль 12.Карпова 13. Спесивцева 14..Леонтьева 15.Л.П. Гердт 16.Муромская Е.М. 17.Люком А.Ф. 18.Вронская 19. Е.В.Лопухова 20. Макарова 21. Бараш

Главы 2-ая и 21-я в рукописи отсутствуют.

8. №№ 36-38. Иллюстрации к книге С.Н. Худекова «История танцев»
9. № 39. Материалы к иллюстрациям книги С.Н. Худекова «История танцев».

10. № 40. Списки балетных партий, спектаклей в 1859-1862гг.

II
Материалы по изданию «Петербургской газеты» (№№ 41 – 47)

11. №41. Статьи и заметки на политические темы, открытые письма, присланные в редакцию «Петербургской газеты».

  1. Статьи и заметки на политические темы. Черновики.
  2. Заметки и статьи, касающиеся театра.
  3. Разное. «Погребение или сожжение?», «Трагизм в открытии Коха» и др.
  4. Переписка с обществом «Русское зерно» (Словения).

Общество «Русское зерно» существовало до революции , его возглавлял Александр Аркадьевич Столыпин, брат Петра Аркадьевича. Александр Аркадьевич Столыпин был журналистом, литератором и общественным деятелем, позитивистского склада, организовал и долгие годы возглавлял общество «Русское зерно», четко сформулировав его цели: помочь самой большой и самой бедной части русского народа -крестьянству выбраться из нужды в эпоху начавшейся земельной реформы через ряд воспитательных мер, и прежде всего посредством практического обучения у заграничных фермеров.

Общество было добровольным, его первоначальный фонд составлялся из членских взносов и пожертвований. Довольно быстро оно открыло свои отделения во многих губернских и даже уездных городах России, а также за границей, где возглавлялось членами-попечителями, которые избирались, как правило, из профессоров местных сельскохозяйственных школ и училищ. Их главной обязанностью было распределение русских практикантов по училищам и фермам, помощь в овладении иностранным языком и контроль за работой. В 1908 - 1915гг. общество послало за границу (Чехию, Словакию, Болгарию, Германию, Францию, Данию) и в отечественные образцовые хозяйства (Финляндию и Прибалтику) сотни практикантов (в основном мужского пола, в возрасте от 19 до 30 лет) из различных районов страны.

Поражает высокий образовательный ценз практикантов, за плечами которых сельскохозяйственные школы, учительские семинарии, церковно-приходские школы, иногда среди них попадались даже гимназисты. Отбор проводился провинциальными отделениями общества, которые старались финансировать поездку через Земскую управу, московское же отделение снабжало сопроводительными письмами, документами, иногда деньгами.

Практиканты были обязаны составлять по особой форме отчеты об увиденном, сопоставлять свои наблюдения с отечественными реалиями, сообщать о планах, а вернувшись в Россию, писать письма о том, что и каким образом они пытаются применить из зарубежного опыта и каковы результаты.

Письма за 1909 —1915 гг. составили интереснейший материал, позволяющий сделать ценные социологические обобщения, которые не потеряли актуальности до сих пор. А.А. Столыпин предложил назвать два обширных сборника этих документов незатейливо, но точно - «Письма крестьян». Среди тех, кто был послан за границу со всех губерний России, около 5% вели до командировки отрубное и хуторское хозяйство, остальные были общинниками или выходцами из сельской интеллигенции. После практики их взгляды радикально изменились — все приветствовали фермерский вариант землепользования. А.А. Столыпин внимательно следил за деятельностью вернувшихся питомцев. Лучшим хозяевам «Русское зерно» выделяло премии (до 1 тыс. руб.), но не деньгами, а по усмотрению крестьянина - племенным скотом, элитным зерном или сельскохозяйственными машинами на ту же сумму.

Находясь за границей, практиканты часто писали о том, что им «стыдно за родину», ибо они видели не экстенсивное натурально-примитивное хозяйство, как у нас, а интенсивное культурное хозяйство, зажиточный быт (многие корреспонденты подчеркивали: «дома фермеров, как у наших помещиков»), здоровый досуг (отсутствие бытового пьянства), высокую трудовую этику (воровать и лениться на работе - «себе во вред»). Всеобщее удивление вызывали при этом относительно небольшие размеры фермерских земельных участков. Вот одно из дословных свидетельств: «если бы русский крестьянин имел столько земли, то, конечно, убежал бы в город на фабрику или пошел бы с корзиной просить милостыню». Различия в сельском производстве и быте за рубежом и на родине практиканты объясняли научной организацией труда, обилием машин и механических приспособлений, учетом новейших разработок аграрной науки, а также уважительными межчеловеческими отношениями. Кстати, на этом основании «Русское зерно»составило список отечественной и переводной литературы для сельских библиотек о самых передовых методах мирового сельского хозяйства.

Вначале общество посылало практикантов к тому или иному фермеру по одному, но позднее увеличило их число до двух-трех человек. Тем самым снималось ощущение одиночества и, кроме того, обсуждение увиденного носило коллективный характер. В конце своей деятельности общество стало практиковать выезд за границу целых делегаций (до двух десятков человек и больше). Обычно срок командировки ограничивался девятью месяцами, но некоторые (в зависимости от типа хозяйства) оставались на два года. По многочисленным свидетельствам, за время заграничной практики менялся не только внешний вид русских крестьянских ребят (городская, относительно модная одежда), они усваивали преимущества аккуратности, чистоплотности, благовоспитанности. Примечательно, что по возвращении на родину питомцы «Русского зерна» нередко сталкивались с апатией и враждебностью земляков. Психология грубосколоченного коллективизма не совмещалась с личной ответственностью и свободой фермеров.

Выходец из вологодской деревни писал, что после его рассказов соседи заявили ему: сегодня выйдешь из общины на хутор, а «завтра его сожжем». Другой свидетельствовал, что, когда он на сходе начал говорить о хуторских хозяйствах как лучшем и верном способе достичь благополучия, «вопли, крики, ругань заглушали мои доводы». Реакция на рассказы третьего о зарубежном опыте и экономическом процветании (личные велосипеды у фермеров и подписка на прессу) была относительно безобидной по форме, но тоже весьма характерной: их назвали «враньем» и осмеяли. Впрочем, такое отношение общинников не обескураживало деятелей «Русского зерна». Сам Столыпин строил планы относительно еще более широкого и комплексного развития учебного дела и профессиональной специализации русского крестьянства, полагая этим конкретно помочь реформе, затеянной его братом, и надеясь реализовать некоторые намерения дяди.

12. №42. Рассказы, очерки, стихи, куплеты, присланные в редакцию «Петербургской газеты».

13. №43. Уведомление Главного управления по делам печати 27.04.1883г. о разрешении Худекову С.Н. представлять «Петербургскую газету» на коронации Александра III.

14. №44. Отчеты о финансовых расходах редакции «Петербургской газеты» 1903-1906гг.
15. №45. То же. 1916г.

16. №46. О прибавлении жалования наборщикам.

Телеграмма С.Н. Худекова Н.Худекову о прибавке жалования наборщикам и о продолжении издания «Петербургской газеты». 10.07.1917г. Из Скопина.

17. №47. Извещение о повышении цен на бумагу.

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари